Средневековое искусство

Литературное творчество

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Веовульфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса — «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях.

Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.

Весьма важный элемент устного творчества — саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества — рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами.

Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Список используемых источников

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965 г.
  2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
  4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.
  5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.
  6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.
  7. Добиаш-Рождественская.О.А.Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.
  8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.
  9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени… – Л., 1986 г.
  10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
  11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: «Просвещение», 1986 г.

Романская архитектура

Период романской архитектуры приходится на XI – XIII века. Назван он так, потому что архитекторы этого времени брали за основу проекты древних римлян, отличающихся строгостью и лаконизмом. Романские храмы обычно были массивными, с гладкими стенами, высокими башнями. Декор очень скромный. Главная особенность – полукруглые арки. Их делали во входах, оконных проемах, на сводах.

Храмы романского периода похожи на замки, такие же огромные, мощные. Они неоднократно выполняли функцию убежища, спасали людей от нападения врагов. Несмотря на это в романских храмах сохранялся благостный настрой. Окружающая обстановка склоняла к размышлениям, молитве.

Устройство храмов внутри было типичным для Средневековья. Они состояли из 3-5 нефов. Центральный неф поднят над боковыми. План храма напоминает крест. В центре всегда расположена башня, завершающаяся пирамидой.

В XI веке в западноевропейских странах началась большая стройка. Поскольку священнослужители богатели, они могли себе позволить перестроить обветшалые постройки, расширить существующие храмы и построить новые.

Примерно со второй половины XII века свободные города занялись сооружением общественных учреждений – больниц, гостиниц. С развитием купечества появилось много торговых помещений. Строились залы для собраний гильдий, цехов. В центре городов всегда размещали ратушу, собор.

Направления искусства

Традиционно виды творчества подразделяют на несколько категорий в зависимости от различных критериев. Они могут быть изобразительными, зрелищными или выразительными, с одной стороны, и статичными или динамичными — с другой. Кроме того, с точки зрения развития они подразделяются на пространственные или временные либо имеют признаки обеих форм, то есть относятся к категории смешанных. Все вместе это порождает огромное разнообразие жанров.

Балет, немое кино, живопись, комикс, стихи, каллиграфия, фотография, музыка — казалось бы, что может объединять настолько разные явления? А ведь все это — результат творчества, продукт переработки окружающего пространства в той или иной форме. С развитием технологий появляются все новые виды искусства, оказывающие влияние на людей, становящиеся популярными или, наоборот, отмирающие. Иногда к этой категории также причисляется предпринимательский талант. Но назвать его искусством в полной мере невозможно — он опирается, скорее, на логику и интуицию и имеет своей целью, как правило, совсем не преображение мира и вдохновление миллионов людей.

Таким образом, современному человеку доступно огромное разнообразие самых разных направлений, вбирающих в себя элементы как музыки, так и живописи, как скульптуры, так и актерского мастерства, и сочетающие их самым причудливым образом. Но преобразующая сила искусства от этого не страдает, а зачастую только увеличивается.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Готическая культура

Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.

Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.

С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.

В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.

Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.

В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.

Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.

Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.

Фресковая живопись

Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Но распространены они были и в других странах, и в другие периоды. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». В современном мире принято считать фресками любую настенную живопись, на самом деле это далеко не так. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки

Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того, их работа затягивалась на определенное время, потому что важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Церковные интерьеры и книжные миниатюры

В 5-м веке начались первые попытки новых общностей (населения варварских королевств) под влиянием римского наследия украшать свои новые сооружения, а также храмы. В особенности это проявилось в Византии. На примере раннесредневековых рукописей, которые в основном создавались в монастырских скрипториях, можно увидеть рождение синтеза письма и живописи, который сформировал причудливый вид изобразительного искусства. Речь идёт о книжной миниатюре.


Изображение Исидора Севильского в манускрипте 10-го в. (commons.wikimedia.org)

В хрониках, анналах, а также капитуляриях Карла Великого появились причудливые изображения, которые дают современным исследователям возможность поближе познакомиться с представлениями о мире прошлого. Лоршские анналы, анналы Королевства франков, а также «Жизнь Карла Великого» под авторством Эйнхарда в дальнейшем были украшены миниатюрами. Также нельзя забывать об иконописи, которая пышным цветом расцвела в раннесредневековой Византии, но из-за возникновения иконоборческой ереси в 8-м веке сильно пострадала.


Икона Христос Пантократор. 6−7-й вв. (commons.wikimedia.org)

Во время правления Саксонской династии в Германии, которая в 10-м веке стала Священной Римской империей, расцвело искусство не только книжных миниатюр, но и монументальных росписей. Подтверждение тому — фрески в церкви святого Георгия в Оберцелле на острове Рейхенау. Они фактически являются копиями изображений, которые украшали страницы рукописи местного монастыря.


Изображение Генриха II из рукописей из Рейхенау. (commons.wikimedia.org)

В этом же направлении двигались и каноники Трира и Кёльна — церковных центров Германии. Безусловно, возрождение империи дало возможность культурного обмена и с итальянскими землями, и с Византией. Рейн и Дунай притягивали церковных деятелей всего христианского мира, появлялись монастыри, которые стали проводниками новых культурных веяний.


Фрагмент из англосаксонского евангелия. 10-й в. (commons.wikimedia.org)

На французские земли это искусство пришло несколько позже. Но именно Франция в дальнейшем станет местом рождения нового стиля в изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство

Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.

Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:

  • «Аахенское Евангелие»;
  • «Утрехтская псалтырь»;
  • «Евангелие Эбо».

Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.

Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.

Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.

Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.

Проторенессанс.

Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а  поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Что же касается живописи, скульптуры и архитектуры, то здесь пьедестал почёта занимают Джотто, Пьстро Каваллини, Пикколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, стиль и мастерство которых во многом и определили дальнейший ход развития итальянского искусства, став фундаментальным началом для его обновления.

Культура Италии XIII — XIV веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей­ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников. Наиболее ярким образцом объединения старых и новых граней является творчество Данте Алигьери. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире».

Торжество гуманистических черт Ренессанса над средневековыми просматриваются в творчестве писателей следующих поколений: гениального поэта  и одного из первых рядов гуманистов Франческе Петрарки, отца итальянской литературной прозы и автора «Декамерона», Джованип Боккаччо. Главенствующим становится описание настоящего земного и личного мира человека, его отношений, переживаний, мыслей и страстей.

Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Ведь когда в странах Западной Европы готический царил готический стиль, в Италии уже стали показываться зачатки нового искусства. Первыми ростками стали живопись и скульптура. Итальянское искусство XIII — XIV веков было воспитано на романской традиции, подвергнутой воздействию Византии и готики. Но всё же оно стало преодолевать характерное для них сверхчувствительное начало и встало на путь создания нового художественного стиля. Кроме того, ведущую роль сыграло воззваниеитальянской культурык наследию анти­чности, искусство которой родственно проторенессансным установкам.

Архитектура того времени заметно отставала от скульптуры и живописи, оставаясь скованной рамками средневековых традиций. Но симптомы выздоровления и попытка обновления в пользу великолепия декоративности зданий была всё же видна и в зодчестве того периода.

Проторенессансные тенденции получали своё развитие неравномерно. Точка отчёта приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века, но в середине столетия процесс становления прерывает влияние готики на итальянскую живопись и скульптуру. И лишь в начале XV века реформы Джотто и художников его поколения возрождаются вновь.

Установление церковного доминирования в искусстве

Влияние христианской церкви на средневековое искусство стало доминирующим лишь к периоду развитого средневековья (XI-XIII вв.). Ранее христианизация Европы была далека от завершения (Северная Европа стала поголовно христианской к XIII веку, а Великое княжество Литовское и того позже), что и влияло на возможности церкви. Однако и общий уровень культурного развития тогда был несравнимо ниже, чем в эпоху развитого и позднего средневековья.

Доминирование официальной церкви не было однозначным. Сторонники ереси проявляли себя в том числе и в культурной сфере (так, катары и альбигойцы создали свою, интересную и оригинальную поэзию). Существовали культурные жанры и направления «вне» церкви. Однако остается фактом, что убежденных атеистов в средние века не было, общественное сознание было религиозным, даже если эта религиозность и не укладывалась в официальные рамки. Поэтому прибегать к насилию для сохранения культурной монополии официальной церкви приходилось не так уж часто.

Распространение гуманизма и Реформации положили конец церковному доминированию в искусстве. Хотя эти учения не были антирелигиозными, они отрицали отдельные церковные догматы, и официальной церкви уже не удалось их уничтожить. Любая возможность выбора уже исключает монополию – а церквей в Европе стало много. Хронологически этот период следует сразу за условным завершением средневековья.

В исламе существовали свои нюансы взаимоотношений религии и искусства. Однако понятие «средние века» обычно относят только к Европе, а в ней ислам не имел заметного распространения. Поэтому он рассмотрен не будет.

Сочинение на тему “В чём заключается волшебная сила искусства?”

«3а этими именами скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись», – отмечает автор. Он подчёркивает, что в творчестве этих художников отражается мироощущение нашего народа, его способность наслаждаться красотой родной природы, способность ценить её простоту и непритязательность, находить гармонию там, где другие её не чувствуют.

Искусство для человека – ещё и своеобразный спасательный круг, ведь это не только средство самовыражения, но и та сила, что соединяет нас с историей и культурой родной страны, не позволяет забыть её просторы, раз за разом напоминает каждому, насколько прекрасна Россия.

Это свойство подлинного искусства В.Конецкий считает очень важным, ибо оно помогает людям осознать сопричастность к своей истории, своему народу, своему Отечеству: «В наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.» Есть у произведений живописи, литературы, музыки и ещё очень важная роль, которую нельзя не отметить. Подводя итог, писатель выражает уверенность: «Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья». Я согласна с точкой зрения автора: настоящее искусство всегда найдёт способ дотронуться до струн нашей души, достучаться даже до самого очерствевшего сердца.

Оно способно поднять с колен потерявшего надежду человека и даже спасти ему жизнь. Так, искусство воскресило желание жить в герое романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Николай Ростов, проиграв Долохову в карты большую сумму, просто не видел выхода из сложившейся ситуации. Карточный долг необходимо заплатить, но таких огромных денег у молодого офицера не было. В этой ситуации у него оставался, пожалуй, единственный вариант развития событий – самоубийство. От мрачных мыслей героя романа отвлек голос сестры.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Наташа разучивала новую арию. В этот момент Николай, заворожённый музыкой, очарованный красотой Наташиного голоса, забыл о проблемах, что ещё минуту назад казались ему неразрешимыми. Он слушал пение и переживал о лишь том, возьмёт ли девушка верхнюю ноту. Её нежный голос, очарование волшебной мелодии вернули Николая к жизни: герой понял, что, кроме невзгод и печали, в мире есть красота и счастье, для них и стоит жить. Вот что творит настоящее искусство! Спасло оно и Сью, героиню рассказа О’Генри «Последний лист». Заболевшая пневмонией девушка совсем потеряла надежду на выздоровление.

Наблюдая за тем, как за окном опадает плющ, она решает, что умрёт, когда с его ветки слетит последний листок. Старый сосед-художник Берман, узнав о её намерениях от подруги героини, решает обмануть судьбу. Ночью, во время холодного осеннего дождя и сильного ветра, он создаёт свою главную картину, настоящий шедевр: рисует маленький листочек плюща на кирпичной стене дома напротив. Утром Сью видит, как всю ночь смело сражался с бурей храбрый последний лист. Девушка тоже решает взять себя в руки и поверить в жизнь. Она выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в своё произведение старый художник, а значит, благодаря искусству.

Именно оно дарит ей возможность жить дальше, поверить в себя и быть счастливой. Таким образом, искусство играет важнейшую роль в нашей жизни. Оно дает возможность выражать свои чувства и мысли, объединяет самых разных людей, помогает жить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: