Живопись средневековья: тенденции и веяния, картины, художники

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбне.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание (из Часослова, изданного Киево-Печерской Лаврой в 1642 г.)

Величаем вас, святии равноапостольнии царие, Константине и Елене, и чтим святую память вашу, святым крещением всю вселенную просвятивших.

Это интересно: 395,Колосс Родосский чудо античного мира

Этапы создания фрески

Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.

Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.

Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.

Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.

Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.

Значение для развития мирового искусства

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.

Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения.
Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

До принятия титула Императора

В 285 году император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя, двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан. В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера. Галерий изначально разрешил отправиться к отцу, но быстро передумал и велел остановить Константина, однако Константин уже отправился в Британию к своему отцу. Армия провозгласила Константина императором после смерти его отца Констанция I в 306 г. под Эбораком (современный город Йорк, Великобритания).

Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли лично ему преданные легионы, население провинции, благодаря мягкой и справедливой политике его отца, доверяло ему. Флавий Север не имел такой прочной основы.

Духовные основы Империи

Источник

Одним из самых важных достоинств римского аристократа считалась Доблесть (virtus). Доблесть включает в себя все качества, необходимые воину: знание приёмов боя и мужество в сражении, стойкость духа вне поля боя. Ни один воин не мог сомневаться лишь в одном: в победе Рима. Представлениями о чести и славе и включает в себя ряд нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина), будучи неотделимой от строгой продуманной организации, выучки и постоянного ратного труда, а также от ревностного состязания.

Достойная служба отечеству и Императору, воинская Доблесть и Честь были неотделимы. Воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в военной карьере, победы римского оружия, благополучие соратников и Императора. Религиозно-культовая практика армии была пронизана искренней индивидуальной верой простых солдат. Это особенно хорошо видно на примере того почитания, каким в императорской армии были окружены военные знамёна. Играя большую роль в управлении войсками в бою и на марше, знамёна наглядно воплощали индивидуальность воинских частей и подразделений, являлись символами победоносной мощи легионов, олицетворением воинской славы и чести. Их присутствие в боевых порядках служило действенным моральным стимулом доблестного поведения солдат на поле сражения.

Сим победиши: борьба за власть

В 306 году в Йорке цезарь Констанций умер от болезни. Перед смертью он успел назвать сына своим преемником в ранге августа, который таким образом вошел в число тетрархов. Армия поддержала сына Констанция, и он стал правителем Британии, Галлии и Испании. Новый император отправил письмо Галерию с просьбой признать его титул. Но правитель Востока согласился признать Константина только цезарем. Новый император предпочел принять условия Галерия.

Константин отменил антихристианские законы своих предшественников. В его части империи они обрели свободу. В противовес ему Максимин Даза преследовал христиан с большей яростью, чем Диоклетиан.

В 306 году из-за недовольства введением прямого налогообложения в Италии начались волнения. Пользуясь этим, Максенций, зять Галерия, провозгласил себя августом. Как и Константин, он лояльно относился к христианам. Максенций прекратил преследования христиан, а позже перед лицом войны с Константином вернул христианским подданным отнятую при предшественниках собственность.

Галерий не признал амбиций зятя и приказал Флавию Северу покончить с узурпатором. Максенций убедил повторно принять титул августа своего отца Максимиана, который много лет командовал войсками, бывшими теперь в подчинении Севера. Войска законного августа перешли к Максимиану и Максенцию, а сам Север вынужден был сдаться. Позже они заставили бывшего августа покончить с собой.

В 307 году в Италию вступил Галерий. В этих условиях Максимиан и Максенций решили искать союза с Константином. Максимиан отправился в Галлию с дочерью Фаустой, которую там выдал замуж за Константина. Там же он провозгласил зятя августом. Галерий в ответ отказался признавать Константина членом тетрархии.

В 307 году Галерий осадил Рим, но вынужден был уйти ни с чем. В следующем году Максимиан попытался отстранить от власти своего сына, но проиграл и бежал к Константину.

В конце 308 года члены правящей коллегии смогли заключить перемирие. Диоклетиан и Максимиан признавались почетными членами тетрархии. Галерий и его соратник Лициний были назначены августами, а Максимин и Константин — цезарями.

Максенций, оставшийся за бортом, продолжал удерживать Италию и сражался с Лицинием. Константин в это время укреплял границы империи на севере — он провел ряд кампаний против германцев. Во время кампании 310 году он едва не лишился власти. Пока Константин воевал с франками, его тесть Максимиан попытался отнять у него власть. Константин вернулся, и большая часть воинов поддержала его.

По лояльной Константину версии, Максимиан покончил с собой, по другой — был казнен. После того, как тесть перестал быть опасен, Константин использовал его имя в своей пропаганде. В частности, вдова Максимиана поклялась, что ее сын Максенций — плод прелюбодеяниями с сирийцем.

В 311 году умер август Галерий. После этого Константин решил покончить с Максенцием и опередить в этом деле нового августа Востока — Лициния. В 312 году армия Константина перешла Альпы. Он взял штурмом Сегузио, разбил армию своего врага и вошел в Милан. Города северной Италии один за другим стали посылать ему заверения в верности.

Затем Константин разбил около Вероны Помпейяна, префекта претория Максенция, и эта победа сделала его хозяином Северной Италии. Победитель повел войска на Рим. Максенций сначала планировал выдержать осаду, как он делал раньше, но жители Рима восстали против него, выкрикивая имя Константина. Поэтому правитель Италии рискнул дать бой на другой стороне Тибра.

Битва при Мульвийском мосте завершила гражданскую войну. Войска Максенция обратились в бегство почти сразу. Они бросились на сооруженный из лодок мост, который разрушился под тяжестью людей. Многие утонули, и в их числе сам Максенций. Стойко сражались и почти все погибли только преторианцы.

Воины Константина выловили из реки тело Максенция. Его голову пронесли по улицам Рима, а затем отправили в Карфаген, как доказательство, что узурпатор мертв.

Победителю нужно было договориться с сенаторами, многие из которых поддерживали Максенция. Сенат признал Константина старшим из трех правящих императоров. Новый правитель, в свою очередь, переназначил на те же должности людей, которые получили крупные посты от Максенция.

После победы Константин начал активно поддерживать христианскую церковь. В частности, он сделал христианским общинам налоговые послабления.

Путь к императорской власти

Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно племяннице Диоклетиана.

Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.

Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.

В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.

Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.

По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.

Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». (wikimedia.com)

В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.

Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.

В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.

Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.

Живопись меровингского периода

В эпоху Меровингов широкое распространение получила англо-ирландская книжная миниатюра, представленная дошедшими до нас великолепными памятниками раннехристианской живописи. В монастырях Ирландии, которая в то время являлась одной из наиболее культурно развитых областей Европы, создавались евангелия, украшенные чудесным орнаментом. Используя перо, ирландские мастера писали удивительно динамичные рисунки, изображающие людей и животных.

Большое внимание уделялось начертанию букв, их так обильно украшали всевозможными завитками, что сама строка приобретала вид орнамента. Разукрашенная заглавная буква — инициал — иногда занимала целую страницу

Техника написания миниатюры V-VIII вв. еще не достигла того совершенства, которое присуще работам каролингских мастеров. Отсутствие перспективы и объема, стилизация и примитивизм образов — характерные черты меровингской живописи.

Половая распущенность

Другая сторона римской империи — это половая распущенность. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.

В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлось мужественность (virtus), определяющее мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.

В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин, свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился.

Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль. Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли. Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставлялись табу, поэтому в качестве пассивных партнёров часто могли быть и мужчины (например, рабы или кинеды), значительно старшие, чем они сами.

Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол не был важным фактором того преемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру.

Заключение

Можно видеть, что Римская империя несла многие признаки, характерные для сегодняшней западной цивилизации. Рим стал одной из стадий развития западного проекта глобализации, построенного на принципе цивилизационного развития, несущего название Межрегиональный конгломерат, который подразумевает подавление «элит», присоединяемых регионов и насаждение своего вектора управления, римлянизацию (приведение всех к единому культурному знаменателю), экспансионизм, мегаполисную урбанизацию, верховенство закона над жизнью.

Многие его алгоритмы, элементы культуры вошли в культуру Запада. Но Римская империя, погрязнув в гедонизме, алчности и цинизме, закончила своё существование крахом и распадом, какой итог ждёт и западную цивилизацию на нынешнем этапе, если её представители не одумаются.

Продолжение следует…

Использование фресок в современном интерьере

Фреска в наше время является довольно дорогим и поэтому «элитным» способом оформления интерьера. Помещение с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и выдающихся людей эпохи Возрождения. При этом, однако, современная фреска не испытывает ограничений ни в выборе сюжета, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим, а может и подражать классическим формам.

Интересным образцом современного искусства могут служить фрески Денвера. Росписи в аэропорту этого города, созданные Лео Тангумой, показывают страшные картины. Написаны эти произведения с целью предупредить человечество; можно понимать их как некую форму социальной рекламы.

Византия

С приходом к власти Константина, в страну вернулось чувство стабильности.

Он посчитал, что необходимо было основать новую столицу империи и нашел подходящим для этого небольшой город — Византия, который стратегически удобно располагался и мог быть легко защищен со всех сторон.

Чтобы подготовить город, он привез со всей империи ремесленников и ресурсы. Он перестроил стены, установил статуи великих императоров на проспектах, построил церкви и языческие храмы.

Этот город обустроили в классической римской манере, но вместе с тем он был вдохновлен христианским богом.

В 330 году город нарекли столицей империи.

Это интересно: 398,Константин Великий: кратко

Искусство Средневековья: особенности и тенденции

Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век. Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью – и сравнение было не в пользу первых.


ее

Эпоху принято подразделять на несколько периодов: раннее Средневековье (до одиннадцатого века), развитое (до пятнадцатого) и позднее (до семнадцатого века). Каждый из этих промежутков, опять же, имеет свои тенденции. Как пример – раннее Средневековье отличалось полным отказом от античных традиций, скульптура канула в небытие, процветало деревянное зодчество и так называемый звериный стиль. Человека, как правило, не изображали, а искусство было «варварским»

Особое внимание уделялось цвету

Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве – в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.

В эпоху позднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.

Вообще же, общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское, раннехристианское, искусство периода переселения народов, византийское, дороманское, романское искусство и готическое. Далее более подробно остановимся на жанрах, стилях, приемах и сюжетах средневековой живописи. Вспомним и знаменитых мастеров.

История Римской империи

Римская империя имеет богатейшую историю, кроме того, длинную и полную множества задокументированных событий. Если рассматривать хронологию, то до империи была республика. Признаками Римской империи были самодержавный строй в правлении, то есть неограниченная власть императора. Империя владела огромными территориями в Европе, а также целым побережьем Средиземного моря.

Историю этого масштабного государства подразделяют на следующие временные отрезки:

  • Древний Рим (с 753 года до нашей эры)
  • Римская империя, Западная и Восточная Римские империи
  • Восточная Римская империя (просуществовала около целого тысячелетия).

Однако, некоторые историки последний период не выделяют. То есть считается, что Римской империи не стало в 476 году нашей эры.

Устройство государства не могло быстро переключиться с республики на империю. Поэтому в истории Римской империи существовал период, названный принципатом. Он подразумевает под собой сочетание черт обеих форм правления. Продлился этот этап с первого века до нашей эры до третьего века нашей эры. А вот уже в «доминате» (с конца третьего до середины пятого) монархия «поглощала» республику, когда христианство апостола Павла, названное Львом Толстым «павлианством», стало идеологической основной Римской власти «от бога».

Древний Рим

Город Рим был основан Ромулом — сыном свергнутой царицы Альба Лонги в 8 веке до н.э. Желая создать большой, процветающий город, Ромул установил законы, по которым любой желающий мог прийти в город и стать его полноправным гражданином, получить землю для работы и комфортные условия для жизни. Благодаря этому, довольно быстро увеличивалось население Рима и сам город стал интенсивно развиваться. По сути был опробован и запущен процесс мегаполисной урбанизации.

Ромул стал первым царём Древнего Рима, заложив основы римского государства и римского общества. Он создал законодательную базу и механизмы её реализации. Созданный Ромулом верховный орган власти — сенат — просуществовал до заката империи. Ромул образовал легион и для него отбирал самых сильных и воинственных из граждан. Он объединил вокруг себя лучших представителей римского народа — как по знатности и богатству, так и по личным достоинствам. В этом он видел залог прочности нового государства.

Представление Империи в целом

Римская империя существовала с 27 год по 476 год н.э.

Основателем самой империи является Гай Юлий Цезарь.

Источник

Он был не только талантливым полководцем, но также и дальновидным правителем. Цезарь значительно расширил территорию Римской республики и начал реформирование римского общества и государства, что привело к закату республики и зарождению Римской Империи, которую возглавил усыновленный Цезарем Октавиан Август. По сути, Цезарь заложил основы абсолютной монархии, сосредоточив в одних руках законодательную, судебную и даже духовную власть.

Цезарем была проведена реформа римского календаря. Практически без изменений он существует по сегодняшний день. Цезарь был глубоко убеждён, что его жизнь важнее не для него самого (ведь он уже познал славу и добился всего, что хотел), а для Римского государства. Все свои успехи, победы он посвящал Риму. Отличный полководец, лучший оратор Рима, Цезарь обладал удивительной работоспособностью, спал по 3 — 4 часа в сутки. Он умел диктовать писцам сразу несколько разных текстов. Отсюда и пошёл устойчивый фразеологический оборот — как Юлий Цезарь, делать несколько дел одновременно. Цезарь почти не пил вина. Марк Катон сказал о нём:

Дело Цезаря продолжил его преемник и усыновленный племянник — Октавиан Август.

Источник

Октавиан Август — первый император Римской Империи

При Октавиане Римская империя достигла вершины могущества, процветания и культурного развития. Именно благодаря его мудрости длительные, кровавые распри в Римской империи сменились золотым периодом мира и процветания. Август заботился о воспитании молодёжи. Время Августа называют «веком золотой латыни», потому что тогда творили великие римские поэты и писатели.

Источник

Предметом особенных его забот был сам Рим — его благоустройство и украшение. Он хотел возродить также и духовную силу народа, крепкий семейный быт и простоту нравов. Он реставрировал пришедшие в ветхость храмы и издал законы, с целью положить предел распущенности нравов, поощрять браки и воспитание детей. Особые податные привилегии даны были тем, кто имел трёх сыновей.

В период существования Империи Рим стал самым большим, процветающим и цивилизованным государством. Площадь государства равнялась площади девяти современных Франций. А население Империи составляло 65 млн. человек, что соответствует всему населению Европы к средние века.

Византийская живопись иконы с 6-го века

Самые ранние изображения христианской империи — это мозаики, украшающие стены и купола церквей. Но в монастырях Восточной Церкви возникает иная, в конечном счете, более прочная традиция. Традиция иконы, от греческого eikon означающая «образ» — святая картина, и в частности написанная на переносной деревянной панели.

Эта форма преданного служения хорошо подходит для нужд монахов в отдаленных пустынных общинах. Одна из самых больших коллекций ранних икон сохранилась в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в 6 веке императором Юстинианом.

Вскоре сами иконы становятся объектами такого почитания, что складываются строгие правила относительно того, как их следует писать. При этом должное место и ранг отводится иерархии персонажей — Самому Христу, его Деве Матери, апостолам, пророкам и святым. С их позолоченными фонами, роскошными одеждами, коронами, ореолами и торжественными выражениями. Святые фигуры Византийской живописной иконы устанавливают доминирующий стиль и особенности живописи средневековья раннего периода христианского искусства.

Склонность поклоняться этим образам вызывает бурную реакцию иконоборчества. С 726 года огромное количество икон разбито, вместе с мозаиками в церквях. Но столетие спустя Императорское одобрение вновь дается производству святых образов.

С 843 года иконы восстанавливают свое особое положение в греческом православии, чтобы никогда больше не терять его. Экран между нефом и алтарным святилищем в православном храме посвящен показу святых образов — как конкретно гласит его название иконостас.

По мере того как другие регионы обращаются в Греческую религию, на Балканах и в России распространяется почитание образов. Действительно, для многих людей сегодня, после тысячелетия богатой традиции русского православного христианства, слово «икона» предполагает, прежде всего, русскую религиозную живопись. А русские иконы, которые до сих пор пишутся, во многом сохраняют древний византийский стиль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: