Пейзаж
Произведения, выполненные в этом жанре, изображают природу. Так же как и портрет, пейзаж часто размывает границы строгих жанровых определений и характеристик. Вероятно, из-за того, что на протяжении многих веков он использовался лишь как заполнение пространства на картине, сейчас, когда это самостоятельный жанр, его все еще применяют для создания фона в произведениях других жанров.
Пейзаж изображает природу в нескольких ее ипостасях – не тронутую человеком, преображенную человеком и взаимодействующую с ним. Среди поджанров стоит отметить морской, городской и деревенский пейзажи.
Какие инструменты и материалы понадобятся начинающей мастерице
Начинающим мастерицам не обязательно приобретать профессиональный инструментарий и материалы высокого класса, достаточно простейшего набора, многое найдётся дома:
- рамка для фотографий со стеклом;
- в качестве основы для картины подойдёт обычный флизелин, салфетки из вискозы, фетр, материя с небольшим ворсом, которая будет удерживать шерсть;
- поскольку картина создаётся путём наложения шерсти друг на друга, понадобится пинцет;
- маникюрные и обычные ножницы;
- шерсть разных оттенков, её подбирают в зависимости от сюжета картины. Дополнительно используют шёлковые, акриловые, вискозные волокна.
Первый набор начинающей рукодельницы
Окружающий мир красками
Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:
- цвет и колорит;
- живописное пятно и линия;
- мазок;
- световой и цветовой контраст;
- фактура;
- композиция.
Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.
Цвет и колорит
Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.
Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.
Мазок
Мазок – технический прием, «кирпичик» для построения целой работы. С его помощью автор на плоской поверхности «лепит» объемную фигуру. Это маленькая часть произведения, их последовательность определяет конечный результат.
Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:
- гладкий – края мазков сглажены, различимы «под лупой»;
- фактурный, или пастозный – плотные слои толщиной до нескольких мм;
- лессировочный – тонкие почти прозрачные мазки поверх основного цвета дают богатый колорит.
Пятно и линия
Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.
Световой и цветовой контраст
Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.
Фактура
Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.
Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.
Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).
Композиция подчиняется законам:
- целостности – картина выглядит как единое законченное произведение;
- контрастов – выражается смысловыми противоположностями;
- воздействия – зритель воспринимает элементы картины в зависимости от их расположения на полотне.
Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.
Акварельные краски
Акварельные краски можно купить в сухом виде — в палитре и в виде крема, также в палитре и в тюбиках доступны акварельные карандаши. Заготовки продаются в тубах разных размеров, как по отдельности, так и в наборах. Также на рынке доступны сухие и масляные (жирные) пастели.
Масляные пастели выпускаются в виде палочек, их можно купить как по отдельности, так и в виде целых наборов, и они имеют широкий спектр цветов. Масляная пастель может быть разбавлена скипидаром для получения живописного эффекта. Сухие пастели выпускаются в виде простых палочек или палочек с квадратным сечением. Мы также можем купить пастели в карандашах. Есть много компаний, производящих пастели, они предлагают как целые наборы, так и отдельные образцы.
Определение и характеристика станковой живописи
Станковое произведение является самостоятельным предметом искусства. Оно может передвигаться в пространстве и даже пересекать государственные границы. Это и есть главная характеристика станковой живописи – то, что она не должна быть привязана к месту создания.
Картина – это предмет и результат такого искусства. На сегодняшний день нет единогласного мнения о том, какие техники и материалы принято считать станковой живописью, а какие – графикой. Мы будем придерживаться мнения, что станковая живопись – это нанесение любого типа краски на любую передвижную поверхность, вне зависимости от материала и размера. Таким образом, произведения, созданные акварелью, гуашью и даже пастелью, являются примерами этой техники.
Акварель и гуашь
Уильям Тернер Венеция Вид восточнее острова Джудекка. Восход солнца Акварель, бумага. 1819
И акварель, и гуашь делаются на основе гуммиарабика, разница состоит в том, что акварель прозрачна, а гуашь, благодаря добавлению мела приобретает матовость. В акварели светлую поверхность бумаги используют для создания световых эффектов. Свет проходит через прозрачные слои краски и отражается от основы, например, от белой бумаги. Непрозрачность гуаши и ее способность сохранять равномерный тон на больших участках работы подходит для создания ярких композиций большого формата. Акварельная живопись вошла в употребление позже других техник; еще в начале XIX в. в «Полном трактате о живописи», написанном художником Пайо де Монтабером, она упоминается лишь вскользь, как искусство, не заслуживающее серьезного внимания. Однако, несмотря на позднее возникновение, акварель в короткое время получила довольно широкое распространение.
Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью), существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Так, например, некоторые работы Рафаэля или Шарля Лебрена представляют собой не чисто акварельные произведения, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили образцами при написании фресок. К подобного рода «раскрашиванию» (как к эскизам для жанровых картин) обращались также голландские и фламандские живописцы. Например, Рубенс, хотя и делал эскизы гуашью, предпочитал более прозрачные краски. Все же подобные произведения старых мастеров можно было назвать лишь раскрашенными рисунками. Но когда художники стали заглушать красками резкие черты контуров, сделанных пером или карандашом, а для растушевки теней начали употреблять кисть, акварель превратилась в абсолютно самостоятельный вид живописи.
С
Светлота
Светлота – это относительная светлость или темнота цвета. Светотеневые градации (от пика яркости до наибольшей тени) зависят от атмосферных состояний, фактуры и особенностей формы изображаемого предмета, его объема, силы освещения.
Связующее вещество
Связующее вещество – это связующее для краски, которое удерживает пигмент и обеспечивает его прилипание к поверхностям. Оно также придает краске однородную консистенцию.
Сглаженные края
Сглаженные края – это когда границы объекта в картине растворяются на заднем плане. Противоположность жестких краев.
Стилизованный рисунок
Стилизованный рисунок – это представление субъекта, которое соответствует правилам определенного стиля, в отличие от реалистичного изображения.
Сфумато
Сфумато – это техника рисования, которая смягчает переход между двумя цветами и тонами таким образом, что они, кажется, сливаются друг с другом.
Схождение в одной точке
Схождение в одной точке – это явление, при котором все параллельные линии сходятся вместе, когда проходят вдоль точки на уровне глаз человека. Относится к линейной перспективе на чертеже или картине.
Краски
Краски издревле изготавливали из красящих пигментов, перетирая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим материалом. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, жженая кость) и искусственными (свинцовые белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих столетий краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в XIX в. начинают появляться уже готовые для работы смеси. Более того, в 1841 г. было запатентовано такое изобретение как тюбик для краски, подаривший художникам возможность подолгу работать на открытом воздухе (пленэре), вне стен мастерской, имея под рукой все самое необходимое. Это открытие во многом повлияло на развитие живописи во второй половине XIX в.
Все виды красок делаются на основе связующего вещества, которое обеспечивает их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими служили древесная смола или камедь, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С XV по XX в. основным связующим веществом являлось растительное масло, именно поэтому данный вид живописи и получил свое название – масляная. В зависимости от того или иного связующего вещества живопись можно разделить на несколько видов.
Клеевая живопись – живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества для красок.
Это одна из древнейших техник живописи, в ней выполнены росписи египетских саркофагов и погребальных покрывал, множество произведений Древнего Востока, средневековых Средней Азии, Индии, Китая, Японии. Для настенных росписей XVII в. в России было характерно сочетание клеевой техники с темперой и фреской. В XVIII—XIX вв. клеевая роспись получила некоторое распространение для оформления внутренних помещений общественных и культовых зданий Западной Европы и Америки. Клеевые краски непрозрачны, поэтому они дают матовое покрытие. При избытке клея на поверхности появляется блеск, а краски приобретают высокую интенсивность. Но бывает так, что при недостатке или избытке клея изображение может утратить прочность.
Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клеевая краска. 1455
Такая техника предусматривает предварительную подготовку поверхности посредством наложения на неё клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится как правило до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует определенной быстроты, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования.
Основные материалы живописи:
живопись гуашью (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства –
классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);
19 стр., 9095 слов
«Пейзаж — большой мир для творчества». учебно-методический …
… исследования является пейзаж как жанр изобразительного искусства. Предметом исследования являются различные техники живописи и графики, способствующие созданию выразительного образа пейзажа. Гипотеза исследования … 1.Осуществить теоретический анализ изучаемого материала в искусствоведческой литературе. 2.Разработать теоретические основы возможностей изображения пейзажа в различных техниках. …
- акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые – к графике;
- поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»);
живопись пастелью (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому,
что высказано относительно предшествующей);
- работа тушью (и в данном случае, как и в двух предыдущих – нельзя однозначно отнести к графике;
- на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь – ахроматическая гамма);
живопись акрилом;
смешанная техника.
Навыки работы с живописными материалами осваиваются в процессе работы над практическими работами, выполняемыми акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения.
Художественные материалы определяют не только сохранность живописи, но и удобства в работе, её эффективность, что влияет и на художественные достоинства произведения. Можно сказать, что производители художественных материалов становятся соучастниками в творчестве художника. Однако нынешняя организация производства на комбинатах и заводах, выпускающих художественные материалы, принципиально ничем не отличается от таковой на предприятиях по производству ширпотреба. Рациональна ли такая постановка дела, если подсчитать, какие средства приходится потом вкладывать в реставрацию и восстановление часто уже невосполнимого? В современной практике производства рентабельность материала превалирует над качеством.
Выводы по I главе
Презентация на тему: » ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись важное средство.» — Транскрипт:
2
ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность
Живопись важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)
Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр).
3
Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.
4
Деннера, Ван дер Гейде, Герарда Дова, Врубель, Джорджоне, Винсент Ван Гог, Моне, Дейнека.
10
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область градостроительство.
11
В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.
13
В. В. Растрелли
Алла прима
Это одна из самых популярных среди живописцев методик. В переводе с итальянского a la prima означает «в один присест», «с одной попытки», «на одном дыхании» и т.п. Работа ведется «мокрым по мокрому», то есть, не дожидаясь, пока высохнет предыдущий слой, художник наносит следующий.
Техника Алла прима не требует скрупулезной проработки деталей, позволяет усовершенствовать навыки мазков и понять принцип работы смешивающихся друг с другом красок. Однако передать точность образов и предметов при помощи данной методики достаточно сложно – реалистичный пейзаж, натюрморт или детализированное произведение в любом другом жанре не получится. Для этих целей лучше всего подходит многослойная техника, когда пигменты не смешиваются, а взаимодействуют между собой, благодаря чему рождаются красивые и естественные для глаза оттенки. Подробнее о том, как возникают интересные цветовые сочетания, которые невозможно получить путем смешивания красок, мы рассказываем в видео, посвященному подбору цвета по технологии оптических просветов.
Бумага и подложка
Существует три различных поверхности бумаги. Шероховатость — это, как следует из названия, бумага с сильно текстурированной поверхностью. Лучше всего подходит для более смелой, выразительной работы с использованием древесного угля, мелков, пастельных карандашей и мягкого графита. Бумага с очень гладкой поверхностью известна как «горячепрессованная» из-за того, что при изготовлении сушильный лист пульпы пропускают через горячие стальные ролики. Она чаще используется для работы с пером и чернилами, промывкой рисунков и тонкой обработкой карандашом и менее удобна при использовании с мягко пигментированными инструментами для рисования, такими как уголь и мел. Это происходит потому, что пигментная пыль нуждается в текстурированной поверхности, чтобы цепляться.
Бумаги со средней текстурированной поверхностью известны как холодное прессование (что означает не горячее прессование). Бумаги этой группы хорошо работают с большинством чертёжных материалов и, возможно, являются наиболее широко используемыми. Высококачественная бумага, обычно помеченная как «бескислотная», нейтрализуется для противодействия кислотности и не станет хрупкой. Картриджная (стандартная чертёжная) бумага — тип, наиболее часто используемый для рисования. Она может быть белой, кремовой или цветной, и доступна в различных весах, размерах и качествах. Акварельная бумага также различается по весу и хороша для всех видов рисования.
Пастельная бумага поставляется в многообразных оттенках и имеет “зуб” или зерно, которое предназначено для захвата и удержания мельчайших частиц цвета. Одна сторона бумаги обычно текстурирована, что является стороной, на которой большинство людей рисуют, но вы можете использовать другую сторону, если захотите. Пастельная бумага поставляется в двух весах; наиболее толстая бумага может принимать более тяжёлые трения и переработку, чем лёгкая бумага. Бумагу можно приобрести как в виде отдельных листов, так и в альбомах для рисования и блокнотах. Одиночные листы позволяют вам попробовать несколько различных бумаг и могут быть разрезаны по размеру.
Ахроматическими цветами, Хроматические цвета
В окружающей нас природе мы достаточно часто встречаем цвета, которые очень резко и заметно отличаются друг от друга, а иной раз мы видим цветовые оттенки настолько сближенные, что они едва различаются между собой.
Как различить, выбрать и запомнить сложные цвета, как точно подобрать необходимый цветовой оттенок и при этом не ошибиться?
В этих вопросах поможет правило трёх основных характеристик цвета, по которым определяется отличие цветов друг от друга.
Цвет в живописном произведении никогда не выступает изолированно. Он является носителем многих изобразительных качеств: объёма, материала, пространства, состояния освещенности. Эстетическое воздействие цвета самого по себе в картине проявляется в незначительной степени. Отрыв цвета от формы снижает его ценность как средства эстетической выразительности. Предметность же цвета, т.е. способность выражать свойства реально мира, не снижает, а повышает его эстетические возможности.
Утверждение Л. Альберти : «От смешивания цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий,- четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов».
Итак, существуют четыре рода цвета, которые образуют свои виды в зависимости от прибавления тёмного или светлого, чёрного или белого; эти виды почти неисчислимы. Мы видим, как зелёная листва постепенно теряет свою зелень, пока она не становится блёклой. Также и в воздухе около горизонта нередко бывает белесый туман, и он мало-помалу сходит на нет. Также и земля, в зависимости от белого и черного, имеет свои виды расцветки. Мы видим, что в тени цвета густеют, а когда усиливается свет, цвета становятся ярче и светлее. Поэтому не трудно убедить живописца, что белое и черное не суть настоящие цвета, но лишь изменения других цветов, ибо живописец не найдёт другого цвета, кроме белого, при помощи которого он не мог бы изобразить крайний блеск на свету, и точно так же только черным можно представить мрак. Ты никогда не найдёшь белого и черного, которые не были бы разновидностью одного из четырех цветов.
Леонардо Да Винчи: «Каждый цвет лучше распознаётся на своей противоположности, чем на своем подобии, например темное на светлом и светлое на темном. Белое, которое граничит с темным, делает так, что у этих границ темное кажется чернее, а белое кажется чище».
Но вот что интересно: одну и ту же натуру разные художники одинаково написать не смогут при всем желании. Конечно, картины у всех будут похожи на натуру, а все же разные. Это кажется непонятным Но дело в том, что воспроизводят не столько цвет предметов, сколько отношения между цветами, различия между оттенками по насыщенности и светлоте. Один художник сблизит, другой увеличит различия в оттенках, и в результате у одного живопись светлее, у другого темнее, то контрастнее, то приглушеннее. Мало того, художник может написать предмет чуть желтее или краснее, синее, и зритель этого не заметит, если отношения по цветовому
11 стр., 5230 слов
Живопись, ее жанры и стили
… в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита. Глава II. Жанры и стили живописи живопись …
тону будут выдержаны правильно. Когда художник положит на чисты холст первые два мазка, создается отношение между ними, и оно-то определит весь цвет, конечный результат работы.
Заключение
Как будущему учителю изобразительного искусства мне необходимо знать теоритические основы живописи.
В ходе исследования мы установили, что живопись древнейший вид изобразительного искусства. В живописи заложен широчайший круг возможностей для творческого развития человека. Что существует огромное разнообразие стилей, направлений живописи, в искусстве выражаются чувства и мысли художника. Мы исследовали основы цветоведения т.к. это основное выразительное средство живописи.
Цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обуславливает широкие изобразительные и декоративные возможности.
Нами были рассмотрены материалы живописи, техники они практически неисчерпаемы. Великий ученый – живописец Леонардо Да Винчи отмечает всё, что оставляет какой-либо след на чем-то, строго говоря, является живописью: живопись создается природой, временем и человеком.
В курсовой работе мы планируем продолжить теоретическое исследование темы и приступить к практической части исследования.
Мы планируем освоение техники живописи гуашью.
Выполнение творческих работ гуашью.
Начать разработку комплекта методических таблиц, для детей школьного возраста способствующих освоению живописи гуашью.