Сентиментализм в литературе — основные темы и идеи, примеры произведений

Поцелуй

Итальянское название: Il bacio

Художник: Франческо Хайез

Год: 1859

Поцелуй (1859) — Франческо Хайес

Франческо Хайес был ведущим художником движения романтизма середины XIX века в Милане. Его самая известная работа изображает средневековую пару, обнимающуюся и целующуюся. Она представляет собой основные черты итальянского романтизма и стала культовым произведением движения. В картине делается упор на эмоции, а не на рациональное мышление в соответствии с принципами романтизма. Она стала олицетворением духа Рисорджименто или объединения Италии, которое длилось с 1815 по 1871 год. Картина также известна своими деталями и яркими цветами и пользуется огромной популярностью, особенно в Италии, после выставки в 1859 году. Она также стала предметом многочисленных комментариев и анализов. Это одно из самых страстных и ярких изображений поцелуя в истории западного искусства .

Понятие «романтизме», отличия между классицизмом и сентиментализмом

Эпоху классицизма в мировой литературе сменил романтизм. Появившись в Европе в конце 18 века, романтизм, как идейное направление в искусстве, быстро распространился по всему миру, не исключая Россию и Америку.

Если классицизм опирался на просветленность, эрудированность и образованность героя, то романтизм представляет публике героя как некую демоническую личность с неустойчивыми желаниями и стремлениями.

Преддверием, переходным этапом к романтизму послужил сентиментализм, зародившийся в 18 веке и получивший наибольшее распространение в Англии.

Если классицизм проповедовал разум, считая человеческие чувства слишком обманчивыми, то сентиментализм стал опираться именно на чувства, хотя сохранил идеалы нравственных нормативов.

Романтизм дал полную свободу чувствам, отдавшись быстрой смене противоречивых настроений, импульсивности, и считая, что каждый человек достоин счастья, за которое он должен бороться.

Будничная, серая жизнь не устраивала писателя-романтика и он расцвечивал ее яркими красками и населял сильными, красивыми и благородными людьми.

Толчком к появлению романтизма в Европе послужила революция во Франции в конце 18 века.

Романтические герои восстают против несправедливости, бунтуют против собственной судьбы, размышляют о переустройстве мира в соответствии со своими представлениями о свободе и справедливости.

Художники романисты

Адольф Жозеф Тома Монтичелли, Александр Орловский, Альберт Бирштадт, Андрей Рябушкин, Артур Хьюз, Василий Тропинин, Генри Реборн, Генрих Семирадский, Гюстав Доре, Данте Габриэль Россетти, Дейвид Уилки, Джозеф Райт, Джон Констебл, Джон Синглтон Копли, Джон Уильям Уотерхаус, Джон Эверетт Милле, Джон Эткинсон Гримшоу, Джордж Стаббс, Жан-Леон Жером, Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Карл Шпицвег, Каспар Давид Фридрих, Константин Маковский, Корнелис Спрингер, Лев Лагорио, Лоуренс Альма-Тадема, Николаос Гизис, Ньюэлл Конверс Уайет, Орест Кипренский, Павел Свиньин, Пьер Поль Прюдон, Рудольф фон Альт, Теодор Жерико,Томас Коул, Уильям Тёрнер, Уильям Холман Хант, Уильям Шайер, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Франсиско де Гойя, Франц Ксавер Винтерхальтер, Франц Рихард Унтербергер, Франческо Хайес, Эдвард Бёрн-Джонс, Эдвин Генри Ландсир, Эдвин Лорд Уикс, Эжен Делакруа, Ян Матейко.

Романтизм в живописи

В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Фридрих К.Д. Он делал акценты на мощи и силе природы, морских и горных пейзажей, которые созвучны человеку.

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2/5 — (2 голоса)

Черты сентиментализма

  1. Героями становятся люди незнатного происхождения.
  1. Зарождение психологизма.
Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Психологизма здесь еще нет, он появится в полной мере чуть позже. Однако его начало уже прослеживается в таких чертах: 

Внимание к внутреннему миру героя.

Исповедальные мотивы — взгляд в глубину душевного мира человека, своеобразное оголение его самых сильных переживаний, то есть настоящая исповедь.

  1. Особая связь природных образов с внутренним миром человека.

Сентиментализм отходит от установки классицизма, что высокие нравственные качества воспитываются в человеке государством или просвещением и говорит о том, что самое главное есть в нас от рождения. Именно природная часть дает человеку особенные возможности, именно ей обусловлен его внутренний мир.

Давайте подведем итог. Сентиментализм — это первые шаги в изучении внутреннего мира человека, необходимое промежуточное звено между слишком рациональным и крайне иррациональным. 

Сегодня мы узнали о том, как литература дружит с историей и что от этой дружбы происходит. За спиной два направления, но на этом наш разговор не заканчивается. Вас ждут новые любопытные подробности во второй части статьи — «Романтизм, реализм, импрессионизм». 

Влияния романтизма

Самым непосредственным влиянием романтизма был неоклассицизм, но в этом есть изюминка. Романтизм был типом реакции на неоклассицизм, в котором художники-романтики нашли рациональные, математические, аргументированные элементы “классического” искусства ( т.е. искусства Древняя Греция и Рим (в смысле Возрождения) тоже ограничены. Не то чтобы они не сильно заимствовали у него такие вещи, как перспектива, пропорции и симметрия. Нет, романтики сохранили эти части. Просто они отважились выйти за рамки преобладающего в неоклассике чувства спокойного рационализма, чтобы добавить кучу драматизма.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:

Король Лир, Уильям Шекспир

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Обнаженная Майя

Испанское название: La Maja Desnuda

Художник: Франсиско Гойя

Год: 1800

Обнаженная Майя (1800)

Франсиско Гойя считается важнейшим испанским художником конца 18 начала 19 веков и одним из великих портретистов современности. «Обнаженная Майя», один из его шедевров, известен как первая «полностью профанная обнаженная женщина в натуральную величину в западном искусстве» и первая большая западная картина, на которой изображены женские лобковые волосы без явных негативных коннотаций. Картина, скорее всего, была заказана премьер-министром Испании Мануэлем де Годой. Подлинность модели достоверно неизвестна. Вероятные кандидаты — любовница Годоя Пепита Тудо и Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба. Известная прямым и бесстыдным взглядом модели на зрителя, картина считается революционным произведением, расширившим горизонты западного искусства.

Подробное описание стиля

Классицизм как явление появился во Франции в XVII веке. Со временем новое течение дошло до всех ведущих стран Старого Света: Британии, Германии, Испании, Российской Империи.

1 / 3

Сама глубинная суть направления классицизма заложена в его названии. На латыни classicus буквально значит «образцовый», «высший». Так называли тех представителей древнеримского общества, кого относили к самому высокому сословию.

1 / 3

Именно искусство античных греков и римлян возводили в эталон творцы классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возвращать к жизни в современных реалиях.

В своих произведениях сторонники свежего течения жаждали познать подлинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считали помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, и далее жить уже по ним.

1 / 3

Также в творениях классицистов нередко заложены правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и одновременно прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.

1 / 3

Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не делая акцент на частном, наносном. Картина, скульптура, строение: любое произведение делается по чётко означенным канонам, логичным и устоявшимся, как Вселенная.

Эмоциональный акцент

Картины романтического периода были эмоциональными пороховыми бочками. Художники выразили столько чувств и страсти, сколько можно было бы перенести на холст. Пейзаж должен вызывать настроение, массовая сцена должна показывать выражения на каждом лице, картина с изображением животных должна изображать некоторые, желательно величественные, черты этого животного.. Даже портреты не были полностью простыми изображениями – натурщику давали глаза, призванные быть зеркалами души, улыбку, гримасу или определенный наклон головы. С небольшими штрихами художник мог изобразить свой объект в атмосфере невинности, безумия, добродетели, одиночества, альтруизма или жадности.

Романтизм в Европе

Европейская литература романтического толка также отличается фантастичностью, и каждая из европейских стран добавила свою неповторимую черту в это короткое по времени, но удивительное течение в искусстве.

Франция

В этой стране романтизм имел наиболее ярко выраженную политическую окраску, настроенность против самодовольных богатеев.

Во всем мире известны произведения Виктора Гюго, Шатобриана, Жорж Санд, Оноре де Бальзака и других авторов того времени.

Англия

Английский романтизм всегда жил в старинных преданиях и легендах, не выделяясь в отдельное течение вплоть до 18 века.

Книги английских писателей данного направления отличаются готической сдержанностью, религиозностью и описанием всевозможных приключений в путешествиях, как, например, в работах Вальтера Скотта и Байрона.

Германия

Германия подарила миру сказки Гауфа и Гофмана, братьев Гримм и произведения Гейне. Сказочные мотивы переплетаются с философскими рассуждениями о добре и зле, о смысле жизни на земле и вечности души.

Америка

Романтизм в Америке начал развиваться несколько позднее,чем в Европе, и его зарождению немало способствовали гражданские войны 18-19 веков.

Американскому романтизму присуща национальная окрашенность, борьба против рабства и унижения человеческого достоинства.

Это знаменитое произведение Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», выразившее резкий протест против рабства, романы Фенимора Купера, поэзия Уолта Уитмена, «Легенда о Гайавате» Лонгфелло и другие.

Недолго продолжалось царство романтизма в мировой литературе, довольно быстро сменившись жестким прагматичным реализмом. Но по сей день произведениями писателей романтической эпохи зачитываются и взрослые, и дети по всему миру.

Романтика стихии и свободы

Одно из первых значительных произведений романтизма — картина французского художника Теодора Жерико (1791–1824) «Плот „Медузы»». Работая над огромным полотном 4,7 x 7 метров, художник обратился к реальным событиям — крушению фрегата «Медуза» у берегов Сенегала. Корабль затонул, но 140 пассажиров и членов экипажа спаслись на плоту. Через 12 дней, когда их обнаружили, в живых осталось лишь 15 человек. Двое спасенных, врач Савиньи и инженер Корреар, даже позировали Жерико для картины, в которой живописцу удалось передать ужас людей перед стихией и страх приближающейся смерти, силу надежды и, напротив, охватившее их глубокое отчаяние и бессилие.

Полотно исполнено в мрачных красках, а во время работы над ним художник делал очень много набросков, заставляя натурщиков застывать в самых разных позах.

Теодор Жерико «Плот „Медузы»» (1819) Люди отчаянно пытаются привлечь внимание показавшегося вдали корабля

Жизнь испанца Франсиско Гойи сама по себе напоминает жизнеописание героя приключенческого романа: поединки, преследования инквизицией «за оскорбление святынь»… Но его незаурядный талант все же был оценен по достоинству. Он стал сначала художником Королевской мануфактуры гобеленов, а затем — в 1789 году — придворным живописцем. На полотнах Гойи мы видим весь цвет испанской аристократии, но нельзя не заметить, что гораздо большую симпатию у художника вызывали повстанцы, охотники, воины. Его полотна — яркие и звучные по цвету, необычные по композиции — ближе к концу жизни художника стали более мрачными и трагичными.

Франсиско Гойя «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (1814) На картине — нападение испанцев на мамлюков, служивших в оккупировавшей Мадрид армии Наполеона

Принципы романтизма ярко воплотились и в творчестве французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари (1795–1875). Он изображал не любых животных, а только самых мощных, царственных и диких жителей пустыни.

Хорошо знакомый с повадками зверей, художник сумел поймать и воплотить в своих скульптурах не только плавные, грациозные и опасные движения хищников, но и тот дух свободы, которым эти животные наделены от природы.

Уже первые работы «Тигр, терзающий крокодила» и «Лев, поражающий змею» принесли Бари успех и положили начало новому направлению во французской пластике. Самые знаменитые работы романтика-анималиста: «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар».

Многие черты романтизма получили развитие в последующих направлениях, например в модерне, импрессионизме.

Поделиться ссылкой

Определение понятий

Для того чтобы лучше понять существующие между терминами различия, необходимо дать каждому из них определение.

Под классицизмом принято понимать особенный то художественный стиль, а также самостоятельное направление, которое применялось в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков. Одна из важных черт классицизма, позволяющая отличить этот жанр от любого другого — обращение к античности, Она воспринималась в качестве воплощение золотого века культуры и являлась примером построения идеального общественного устройства.

Сентиментализмом называется направление в искусстве и культуре, которое образовалось во второй половине XVIII и активно воплощалось в архитектуре, живописи, литературе до начала XIX века. Термин означает, что в основе всего лежат чувства людей. Направление возникло в противовес рационализму, которое процветало в эпоху Просвещения. Главным для творцов, выбравших для себя этот жанр, становились не разум, а чувства, эмоции, переживания.

История романтизма

Конец ХVIII и начало ХIХ века ознаменовалось тем, что идея Просвещения и классицизма утратила свою актуальность и привлекательность. В ответ на моральную публичную теорию Просвещения, а также канонический прием классицизма, к человеку обратилось новое направление в искусстве, которое набирало силу, завладевало мозгами человека, и было направлено на его внутренний мир.

Все: живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились осветить высочайшее предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций. Именно с этого момента человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой стали самой главной темой в произведениях искусства, а «размытая» идея всеобщего благоденствия и процветания ушла на «второй план».

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм в искусстве: форма, мера, закон и порядок

Кульминацией развития нового стиля в архитектуре явилось возведение грандиозного дворцового комплекса под Парижем — Версаля. В строительстве парадной резиденции французских монархов участвовали прославленные зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. Верх политики над искусством прослеживается и в архитектуре «королевской» Вандомской площади в Париже, сооруженной по проекту Жюля Ардуэн-Мансара.

Во второй половине XVII века классицизм, получивший название «большого стиля Людовика XIV», стал официальным стилем абсолютистского государства. От скульптур, украшавших монаршие резиденции, парадные залы и парковые аллеи, требовались не столько классическая соразмерность и гармония, сколько монументальность и помпезность. Творцы стремились к впечатляющим, живописным решениям, величественным формам.

Совместив в себе черты классицизма и барокко, французская скульптура XVII столетия показала глубокое внутреннее родство этих направлений. Кажущиеся на первый взгляд диаметрально противоположными, они, по сути, явились разными путями, ведущими к одной и той же цели.

В XVII веке главным «живописным» центром Франции была Лотарингия с ее главным городом Нанси. Большинство сюжетов картин художников имели литературную основу. Никола Пуссен стоял у истоков живописи классицизма. Применив в своих работах цветовое деление полотна на три горизонтальные зоны: от золотисто-коричневой земли через зелень деревьев и лугов к яркой голубизне бездонного неба, он разработал прием, названный впоследствии «пейзажной трехцветкой». Цикл картин «Времена года», в котором Пуссен показал взаимосвязь человека и природы, стал вершиной его пейзажного творчества.

Основные представители

Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.

Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально. Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.

Импрессионизм как стиль в живописи

Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.

Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.

Отсутствие единого стиля, техники или Предметный материал

Романтизм не был похож на искусство рококо, в котором модные, привлекательные люди занимались модными, привлекательными развлечениями, а придворная любовь таилась за каждым углом – и все эти события были запечатлены в беззаботный, причудливый стиль. Вместо этого романтизм включал в себя тревожное видение Уильяма Блейка Призрак блохи (1819-20), находящееся в непосредственной хронологической близости от уютного сельского пейзажа Джона Констебля The Hay Wain (1821 г.). Выберите настроение, любое настроение, и был какой-нибудь художник-романтик, который передал это на холсте.

Романтизм не был похож на импрессионизм, где все сосредоточились на рисовании эффекты света, используя свободную манеру письма. Романтическое искусство варьировалось от гладкого, как стекло, детализированного, монументального полотна Смерть Сарданапала (1827) Эжена Делакруа до нечетких акварельных смывов Дж. М. У. Тернера в Озеро. из Цуга (1843 г.) и все, что между ними. Техника была повсюду; исполнение полностью зависело от художника.

Романтизм не был похож на дадаизм, художники которого делали конкретные заявления о Первой мировой войне и/или претенциозных нелепостях искусства Мир. Художники-романтики были склонны делать заявления о чем угодно (или ни о чем), в зависимости от того, как отдельные художники относились к той или иной теме в любой день. Работы Франсиско де Гойи исследовали безумие и угнетение, а Каспар Давид Фридрих находил бесконечное вдохновение в лунном свете и тумане. Воля художника-романтика оставила последнее слово по этому поводу..

Описание стиля

Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах.

Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма.

У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки:

  • практически отсутствие строгой геометрической формы;
  • динамичная композиция;
  • доминирование мифологических сюжетов;
  • повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета;
  • эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте.

Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью.

Текущие события

В дополнение к эмоционально заряженным ощущениям, возникающим при просмотре романтических картин, современные зрители обычно хорошо знали историю , лежащую в основе предмета. Почему? Потому что художники часто черпали вдохновение в текущих событиях. Например, когда Теодор Жерико представил свой гигантский шедевр Плот Медузы (1818-19 гг.), Французская публика уже была хорошо знакома с кровавыми подробностями кораблекрушения военно-морского фрегата в 1816 г. Méduse . Точно так же Эжен Делакруа нарисовал Свобода, ведущая народ (1830), полностью осознавая, что каждый взрослый во Франции уже был знаком с июльской революцией 1830 года.

Конечно, не каждое романтическое произведение, связанное с текущими событиями. Однако для тех, кто это сделал, преимущества заключались в восприимчивой, информированной аудитории и повышенном узнаваемости имен для их создателей.

Классицизм

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus (первоклассный, образцовый). Зарождается во Франции, приходит в Россию в XVIII веке. 

Почему появляется классицизм? 

После средневекового упадка человек решает вернуть высокий уровень развития и нравственности, который был в Древней Греции. Этот период называется эпохой Возрождения. Возникает классицизм — литературное направление с ориентацией на античность.

Классицизм связан также с идеями Просвещения — верховенство разума, вера в необходимость образования для усмирения животного в человеке. Идея государственного долга берет верх — человек должен жить не для себя, а для общественного блага.

Представители классицизма в русской литературе: В.Г. Державин, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, М.В. Ломоносов.

Давайте представим, что классицизм — это строгий и внимательный ко всем мелочам педант и перфекционист. Почему он именно такой? Сейчас разберемся.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

  • Дмитрий Левицкий (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852);
  • Фёдор Рокотов (1736 — 1808);
  • Владимир Боровиковский (1757 — 1825);
  • Орест Кипренский (1782 — 1836).

Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.

Следует отметить, что многие русские классицисты вплетали в свои работы ноты романтизма. Выразительный пример — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Как долго длилось движение?

Имейте в виду, что романтизм повлиял на литературу и музыку, а также на изобразительное искусство. Немецкое движение Sturm und Drang (конец 1760-х – начало 1780-х годов) было преимущественно направленным на месть литературным и второстепенным музыкальным направлением, но привело к тому, что горстка визуальных художников рисовала ужасающие сцены.

Романтическое искусство действительно начало развиваться на рубеже веков и имело наибольшее количество практиков за следующие 40 лет. Если вы делаете заметки, то это период расцвета с 1800 по 1840 год.

Однако, как и в любом другом движении, были художники, которые были молоды, когда романтизм был стар. . Некоторые из них придерживались этого движения до тех пор, пока не закончились, в то время как другие сохранили аспекты романтизма, двигаясь в новых направлениях. На самом деле не будет большим натяжением сказать, что 1800–1880 годы и охватить все противники, такие как Франц Ксавер Винтерхальтер (1805–1873). После этого романтическая живопись определенно стала мертвой, хотя это движение привело к длительным изменениям в будущем.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Это интересно: 4009,Русская живопись 20 века — от авангарда к постмодернизму.

Романтизм в русской живописи XIX века

Национальная консолидация, усилившаяся патриотическим подъемом Отечественной войны 1812 г., проявилась в возросшем интересе к искусству и в обострении интереса к народной жизни в целом. Возрастает популярность выставок Академии художеств. С 1824 г. их стали проводить регулярно – каждые три года. Начинает выходить «Журнал изящных искусств». Шире заявляет о себе коллекционирование. Кроме музея при Академии художеств в 1825 г. в Эрмитаже создается «Русская галерея». В 1810-х гг. был открыт «Русский музеум» П. Свиньина.

Победа в Отечественной войне 1812 г. послужила одной из причин появления нового идеала, в основе которого лежало представление о независимой, гордой личности, обуреваемой сильными страстями. В живописи утверждается новый стиль – романтизм, постепенно вытеснивший считавшийся официальным стилем классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика.

Уже в ранних картинах К. Л. Брюллова (1799- 1852) «Итальянский полдень», «Вирсавия» проявились не только мастерство и блеск фантазии художника, но и романтичность мироощущения. Главная работа К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проникнута духом историзма, ее главным содержанием является не подвиг отдельного героя, а трагическая судьба массы людей. Эта картина косвенно отражала трагическую атмосферу деспотизма режима Николая I, она стала событием общественной жизни государства.

Романтизм проявился в портретной живописи О. А. Кипренского (1782-1836). С 1812 г. художником были созданы графические портреты участников Отечественной войны, которые были его друзьями. Одним из лучших творений О. А. Кипренского считается портрет А. С. Пушкина, увидев который великий поэт написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

Традиции романтизма были развиты маринистом И.К.Айвазовским (1817-1900). Всеобщую известность ему принесли произведения, воссоздающие величие и мощь морской стихии («Девятый вал», «Черное море»). Много картин он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наваринский бой»). Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в осажденном Севастополе он устроил выставку своих батальных полотен. Впоследствии на основе натурных зарисовок им была отображена в ряде картин и героическая оборона Севастополя.

В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытал огромное влияние новой романтической волны. Сам в прошлом крепостной, художник создал галерею образов мастеровых, слуг и крестьян, придав им черты душевного благородства («Кружевница», «Белошвейка»). Детали быта и трудовой деятельности сближают эти портреты с жанровой живописью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: