Московский классицизм в архитектуре: особенности и примеры зданий

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова – Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

Долговечность Классицизма

Одной из причин долговечности Классицизма было то, что писатели этого направления рассматривали свое творчество не как способ субъективного, индивидуального самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Классицистическое видение действительности, сформировавшееся на пороге Нового времени, обладало, как и барокко, внутренним драматизмом, но подчиняло этот драматизм дисциплине внешних проявлений. Античная литература служила для классицистов арсеналом образов и сюжетов, но они наполнялись актуальным содержанием. Если ранний, ренессансный Классицизм стремился к воссозданию античности путем подражания, то Классицизм 17 века вступает в соревнование с античной литературой, видит в ней прежде всего пример правильного использования вечных законов искусства, пользуясь которыми можно суметь превзойти древних авторов (см. Спор о «древних» и «новых»). Строгий отбор, упорядочивание, стройность композиции, классифицирование тем, мотивов, всего материала действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей Классицизма попыткой художественного преодоления хаоса и противоречий действительности, соотносились с дидактической функцией художественных произведений, с почерпнутым из Горация принципом «поучать, развлекая». Излюбленная коллизия в произведениях Классицизма — столкновение долга и чувства или борьба разума и страсти. Для Классицизма характерно стоическое настроение , противопоставление хаосу и неразумию действительности, собственным страстям и аффектам способности человека если не к их преодолению, то к обузданию, на крайний случай — к одновременно драматическому и аналитическому осознанию (герои трагедий Расина). Декартовское «мыслю, следовательно, существую» играет в художественном мироощущении персонажей Классицизма роль не только философско-интеллектуального, но и этического принципа. Иерархия этико-эстетических ценностей обусловливает преимущественный интерес Классицизма к нравственно-психологической и гражданской тематике, диктует классификацию жанров, деление их на «высшие» (эпопея, ода, трагедия) и низшие (комедия, сатира, басня), выбор для каждого из этих жанров специфической тематики, стиля, системы персонажей. Классицизму присуще желание аналитически разводить по разным произведениям, даже художественным мирам, трагическое и комическое, возвышенное и низкое, прекрасное и уродливое. Одновременно, обращаясь к низким жанрам, он стремится их облагородить, например, убрать из сатиры грубый бурлеск, из комедии — фарсовые черты («комедия высокая» Мольера). Поэзия Классицизма устремлена к ясному выражению значительной мысли, смысла, она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений. Особенное значение в Классицизме имеют драматические произведения и сам театр, способный наиболее органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции. В лоне Классицизма развиваются и прозаические жанры — афоризмы (максимы), характеры. Хотя теория Классицизма отказывается включать роман в систему жанров, достойных серьезного критического размышления, но на практике поэтика Классицизма оказала ощутимое воздействие на популярную в 17 веке концепцию романа как «эпопеи в прозе», определила жанровые параметры «маленького романа», или «романической новеллы» 1660-80-х, а «Принцессу Клевскую» (1678) М.М.де Лафайет многие специалисты считают образцом классицистического романа.

История возникновения классического стиля: от античности до эпохи Возрождения

Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль – классицизм – унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным стилю авангард, который отрицал все правила и являл собою  бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

Провинциальный классицизм в России

Это направление, характерное только для русского зодчества. Большинство исторических построек Санкт-Петербурга и Москвы, Ярославля, Пскова выполнены в провинциальном классицизме. Своим зарождением относится к периоду Золотого века. Классические представители сооружений архитектуры, выполненные в стиле классицизма: Казанский собор, Никольский казачий собор и пр.

Периоды: ранний, средний, поздний (высокий)

В своём развитии классицизм прошёл 3 периода, которые можно так перечислить:

  1. Ранний (1760-е – начало 1780-х) – расцвет направления, принятие понятия нового стиля, определение причин, и по каким чертам стиль будет принадлежать именно к классицизму;
  2. Строгий или средний (1780-е – 1790-е) – укоренение стиля, описание во многих литературных и изобразительных произведениях, строительство зданий;
  3. Поздний или высокий, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).

Триумфальная арка, Рим

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе – вот далеко не полный список его творений.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Ампир, футбол и начало медицинского городка

Неподалеку (дом 23 на улице Бурденко) — дом Палибина. Благодаря тому, что внутри находятся реставрационные мастерские, он сохранился в очень хорошем состоянии с подлинными интерьерами периода ампира, то есть 20-х годов XIX века.

Дом сохранился благодаря энтузиастам: его должны были снести в 1960-е годы, но люди горой встали на его защиту. Они подарили нам настоящую жемчужину послепожарной Москвы, образцовый особняк в очень хорошем состоянии.

Двигаемся по Плющихе в сторону улицы Еланского и по правую руку в глубине двора замечаем дом Снегирева (улица Плющиха, дом 62, строение 2). Владимир Федорович Снегирев был акушером, выдающимся медиком конца XIX века.

«Снегирев первым начал строить медицинский городок. Началось все с того, что он просто купил участок на Девичьем Поле и построил там дом, в котором принимал московских рожениц (это было еще до того, как появились роддома). Но, так как он был видным членом медицинских обществ, он начал собирать с меценатов и благотворителей обещания отстроить медицинский городок на Девичьем Поле. Так что большая история, связанная с развитием медицины, с институтами Сеченова, Пирогова и так далее, началась с этого маленького особняка», — рассказывает Филипп Смирнов.

Прямо напротив расположился один из старейших в Москве стадионов — «Буревестник». Его облик сильно изменился, но ограды, футбольное поле и корты исторические. Интересно, что в 1909 году одновременно были открыты два спортивных стадиона на двух углах города: «Буревестник» на углу проезда Девичьего Поля и «Сокол» на углу Елизаветинского переулка.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:


Король Лир, Уильям Шекспир

Московский классицизм в архитектуре

В 70-е гг., XVIII века Москва застраивалась городскими усадьбами, представленными двумя композиционными видами:

Фасад особняка смотрит на главную улицу, а хозяйственные службы на заднем дворе; Господский дом и флигели в глуби двора, отгороженные от улицы решёткой с парадным входом.

Московским зодчим удалось добиться гармоничного сочетания архитектуры и природы. Усадьба строилась с мезонином, фронтоном или с гипсовым львом. Одновременно велось обширное строительство летних усадеб за городом.

Усадьба Покровского – Стрешнёва

Архитекторы Москвы, с 1749 г., смогли получать профессиональное образование в школе, которую создал князь Ухтомский. Знаменитые строения Москвы эпохи классицизма принадлежат ученикам Казакову и Кокоринову. Здание Кремлёвского Сената и Московский университет, построенные Казаковым, отличаются центрической гармоничной композицией — ротондой под куполом.

Кремлевский Сенат фото

Кремлёвский Сенат. Строение треугольное, центр занят просторным круглым залом под куполом. Фасад оформлен коллонадой для подчеркивания плавности изгибов стен. Казаков.

Голицынская больница фото

Голицынская больница. Строение похоже на усадебный дворец. Понятная композиция, благородная простота и пластичная мягкость толстых стен. Фасад украшен Римско — дорическим портиком и возвышающимся куполом церкви, которую завершает декоративная ротонда.

Ампир и француский классицизм: вечность мимолётной империи

Во Франции классицизм появился позже, чем в Англии.  Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского классицизма.

Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Церковь Св. Женевьевы, ныне Пантеон, была построена по проекту архитектора Ж. Ж. Суффло

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Есть ещё другие имена этого направления: императорский стиль, (фр. empire — империя), высокий классицизм или наполеоновский стиль (по периоду правления). Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Триумфальная арка в Париже. 1806—1836 гг по проекту архитектора французского ампира Жана-Франсуа Шальгрена. Арка «в древнеримском стиле» построена по распоряжению Наполеона Бонапарта в ознаменование побед его «Великой армии» по подобию Триумфальной арки Тита на римском Форуме. После смерти Шальгрена в 1811 году строительство продолжал архитектор Жан-Арно Реймон.

Отличия ампира — помпезность, напыщенность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Францускому ампиру соответствуют:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в  США — федеральный стиль.

О самом важном символе Парижа 19 века в имперском стиле, а так же о русском ампире того же времени читайте в статье. Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир»

Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир».

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермайер 

Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «бидермайер». Распространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.

Современники того времени называли его «ампиром для бедных», потому что экономический упадок после наполеоновской Европы не позволял строить роскошные особняки. Стиль Бидермайер имеет место не только в Германии и Австрии, но и в городах Северной Италии, Скандинавских стран, Польши.

Этот стиль сформировал монументальные здания того времени и жилые кварталы среднего класса. Самым выдающимся архитектором Бидермайера, безусловно, был Йозеф Корнхойзель (1782 — 1860 гг), который оставил свой след в основном в Вене и Бадене под Веной.

Охотничий дворец Габсбургов в стиле Бидермайер. 1838-1840 г., в Тешине, Польша. Он был спроектирован венским архитектором Йозефом Корнхойзелем. By Verlag Grubner, Bielitz — Vintage postcard in private collection, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36043997Геймюллершлёссель в Вене. 1808 г. Коллекция Бидермайера Музея прикладного искусства. By Bwag — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103371759

Такие характеристики неоклассической архитектуры Бидермайера, как единство простоты и функциональности , оказали влияние на югендстиль-модерн, и, в целом, архитектуру 20-го века.

Бидермайер. Дворец Florastöckl в Бадене, 1816—17. Арх. von Joseph Kornhäusel. Фото: Von Karl Gruber — Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6229177

Понятие – Классицизм

Классицизм — понятие, вошедшее в историю литературы конца 19 — начала 20 века , в работах, написанных учеными культурно-исторической школы (Г.Лансон и др.). Черты Классицизма прежде всего определялись из драматической теории 17 века и из трактата Н.Буало «Поэтическое искусство» (1674). Его рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из «Поэтики» Аристотеля, а также как воплощающее абсолютистскую монархическую идеологию. Пересмотр такой концепции Классицизма и в зарубежном, и в отечественном литературоведении приходится на 1950-60-е: отныне Классицизм стал трактоваться большинством ученых не как «художественное выражение абсолютизма», а как «литературное направление, пережившее период яркого расцвета в XVII веке, в годы укрепления и торжества абсолютизма» (Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур XVII век в мировом литературном развитии.). Термин «Классицизм» сохранил свою роль и тогда, когда ученые обратились и к не классицистическим, барочным произведениям литературы 17 века. В определении Классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам (так называемые «три единства»), равнение на античные образцы. Зарождение и распространение Классицизма связывали не только с укреплением абсолютной монархии, но и с возникновением и влиянием рационалистической философии Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. В первой половине 20 века Классицизм именовали «школой 1660-х» — периода, когда во французской литературе одновременно творили великие писатели — Расин, Мольер, Лафонтен и Буало. Постепенно его истоки выявились в итальянской литературе периода Возрождения: в поэтиках Дж.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро, в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски «упорядоченной манеры», законов «истинного искусства» обнаружились в английской (Ф.Сидни, Б.Джонсон, Дж.Милтон, Дж.Драйден, А.Поуп, Дж. Аддисон), в немецкой (М.Опиц, И.Х.Готшед, И.В.Гёте, Ф.Шиллер), в итальянской (Г.Кьябрера, В.Альфьери) литературах 17-18 веков. Заметное место занял в европейской литературе русский Классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). Все это заставило исследователей рассматривать его как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух (наряду с барокко) главных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.

Появление классицизма

Возникновение архитектуры классицизма тесно связано с Италией, которая в определенный момент стала центром идейных изысканий в сфере архитектуры. Именно в Италии, а главным образом в Риме, были сконцентрированы основные памятники античного зодчества, которые на протяжении многих столетий оказывали влияние на архитекторов.

Однако, было бы неправильно рассматривать итальянские достижения изолированно от других стран Европы. В этот период (середина XVIII века) во многих европейских странах наблюдалось усиление элементов капитализма в экономике, а соответственно и укрепление буржуазного слоя в политической жизни. Укрепляющаяся буржуазия стремилась к борьбе с устоявшейся идеологией. Идейной основой буржуазии была философия просвещения. Это совпало с поисками нового стиля в искусстве, который должен был отразить цели и идеалы «нового» общества.

Буржуазный класс создавал свою культуру, опираясь на прошлое. Он использовал достижения своих предков. Формы античного зодчества в большей мере соответствовали представлениям буржуазии о новой архитектуре. Древняя архитектура и искусство в целом стали предметом для изучения, заимствования и подражания. Увеличивающийся интерес ко всему античному спровоцировал отход от барокко.

Изучение и освоение античных канонов в архитектуре проходило «по второму кругу»: первый был связан с архитектурой Возрождения – временем, когда пробудилось буржуазное самосознание. В эти времена люди боролись со средневековыми представлениями о мире.

↑ Московский классицизм в XIX веке

В первую очередь решались главные градостроительные задачи, так как Москва восстанавливалась после пожара. Московские архитекторы этого времени вдохновляются античными героями, что отразилось на героической мощи городских ансамблей. Отдельные сооружения возводились в художественно – образном единстве с ансамблем и городом:

  • использовались безордерные классические варианты;
  • архитектура стала сдержанной и деловитой;
  • применялось рустирование, ризалит, треугольный фронтон, удлинённые фасады, сандрик над окном.


Большой театр, автор Бове

Строились дома для практических целей: больницы, приюты и тому подобное. Материал: неоштукатуренный камень в сочетании с металлическими конструкциями и художественным литьём. Взамен лиричного живописного декора приходит величественный триумф монументальности. Слабо окрашенные стены украшались белой лепниной. Из ордеров предпочтение отдаётся строгим дорическим колоннам. Цокольные этажи облицовываются камнем и устанавливаются арочные проёмы. Архитектурные композиции становятся шире.

Экстерьер направления классики: сооружения

Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  1. Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  2. Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  3. Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  4. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  5. Крыша: сложной, замысловатой формы.
  6. Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  7. Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  8. Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  9. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  10. Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.


Схема строения зданий эпохи классицизма

Классицизм в архитектуре Англии

Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль. Kenwood House, London

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.

Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:

  • симметрично спланированные здания,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton

Минутное видео-обозрение:

https://youtube.com/watch?v=Sse9qdJvgWg

Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре

Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы. 

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. 

Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали  разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.

С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.

В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и барокко (боз-ар).

Русская архитектура 18 века: основные стили

Согласно определению «барокко» – это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский. Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы.

Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось — их возводили только в случае крайней необходимости.

Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль — классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.

Екатерининский классицизм

Рассвет классицизма в интерьере российских дворцов пришелся на годы правления Екатерины Второй. На начальной стадии еще сохранились и элементы барокко от Растрелли, и елизаветинское рококо. Все это мешалось с французским направлением и античными мотивами от Камерона. Поэтому классицизм той эпохи чаще называют переходным стилем.


Один из залов Зимнего дворца, оформленный в классицизмеИсточник fi.pinterest.com


Мебель в стиле классицизм во дворцеИсточник 1olestnice.ru

Санкт-Петербург застраивался дворцами и русский двор не хотел отставать в роскоши от европейских. Поэтому для новых особняков мебель закупалась на западе. И первым поставщиком стал Рентген, гарнитуры которого и определили развитие русского классицизма. Предметы от мастера были противоречивы. Одни имели крупные масштабы и сложные украшения. Другие были в противовес просты и скромно декорированы.

Но к концу восемнадцатого века Россия уже имеет собственное производство. И застроенная дворцами столица наполнилась роскошными мебельными гарнитурами от Гамбса, Тура и Шарлеманя. Первый являлся учеником Рентгена и его мебель обрела такую популярность, что ею обставлялись многие городские дома и дворянские усадьбы.


Мебель работы братьев Гамбс в стиле классицизмИсточник omsk.bezformata.com

В стиле классицизм от Екатерины выделялись несколько приемов декорирования:

  • Предметы имели резьбу, окрашивались и золотились.
  • Создавался мозаичный набор.
  • Мебель из полированного красного дерева из украшений имела только бронзовые накладки.

К концу восемнадцатого века появилась знаменитая мебель из карельской березы, а на Тульском оружейном заводе выпустили первый металлический гарнитур специально для русского классицизма.


Стальная мебель в стиле классицизмИсточник pushkin.blizko.ru

Мебель классицизма

Если в основу оформления интерьера легла античная культура, то обстановка в помещениях начала приобретать национальные черты. С эпохой Возрождения классицизм начал быстро распространятся по свету. И в странах, занимавших на то время ведущее положение, начали оказывать на него влияние.


Мебель эпохи классицизма в гостинойИсточник flat-dizain.ru

Государства, внесшие свой вклад на развитие стиля:

  • Франция.
  • Англия.
  • Россия.

Это выразилось в создании целого ряда мебельных гарнитуров специально под направление. Каждая страна видела стиль немного по-своему, но общее у них все же было. Началась делаться ставка на натуральность материалов. И древесину стали меньше золотить и красить. А для декора в стиле классицизм теперь использовались бронзовые или керамические накладки.

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци. 

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего  классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию. 

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Лучезарный город

В чем заключалась концепция Ле Корбюзье

Французский архитектор Ле Корбюзье, как и предыдущие герои, критиковал современные ему города за скученность, антисанитарию, несовместимость с технологическими достижениями. Тогда он придумал известную фразу, которая отражает его идеалы: «Дом — это машина для жилья». Она означает, что и дом, и город надо строить в соответствии с зада­чами человека и общества.

Как это правильно делать, Ле Корбюзье объяснил в «Пяти отправных точках архитектуры», написанных в 1920-е годы. Если вкратце, то дома Ле Корбюзье стоят на столбах-опорах, под которыми расположен сад или парковка. Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного — и принимать любые формы. Остекление тянется лентой вдоль всего фасада. Также сад растет на плоской крыше-террасе дома. Внутри дома свободная планировка.

В 1930-м Ле Корбюзье создал концепцию Лучезарного города с высотными жилыми блоками и обилием зеленых насаждений. Дома стоят на столбах-опорах, имеют ленточное остекление и плоские крыши-террасы с беговыми дорожками — всё так, как он описал в «Пяти отправных точках архитектуры».

Как ее изначально пытались воплотить

На основе концепции Ле Корбюзье создали несколько реальных городских планов в 1930-х и 1940-х годах. А кульминацией стало строительство первой жилой единицы в Марселе (Unité d’Habitation) в 1952 году. Это семнадцатиэтажный жилой комплекс из 337 квартир 23 типов. В доме пять коридоров — «внутренних улиц». Средняя «улица» — торговая, связывает квартиры с учреждениями торговли и обслуживания. Квартиры располагаются в два уровня.

Как она отразилась в современной архитектуре

Во всех проектах Ле Корбюзье на крыше дома можно было заниматься спортом или просто гулять. Такие эксплуатируемые крыши вдохновляют современных архитекторов.

Например, в жилом комплексе Embassy Gardens в Лондоне на крыше есть терраса и sky pool — 25-метровый полностью прозрачный бассейн, «парящий в небе» между двух башен жилого комплекса, а также спа, оранжерея и бар.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: