Введение
Классици́зм (фр.лат. — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Рене Декарта( французский философ, математик, физик). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Картины
- около 1629 ‒ «Пейзаж со скотом и крестьянами»
- около 1636 ‒ «Морская гавань»
- около 1637-1639 ‒ «Моисей, спасенный из Нила» («Спасение Моисея»)
- около 1639 ‒ «Пейзаж с Аполлоном и Марсием»
- 1641 ‒ «Отплытие Святой Урсулы»
- 1646 ‒ «Пейзаж с танцующими сатирами и нимфами» («Пейзаж с танцами сатиров и нимф»)
- 1648 ‒ «Отплытие царицы Савской»
- 1654 ‒ «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» («Полдень»)
- 1657 ‒ «Пейзаж с Ацисом и Галатеей»
- 1663 ‒ «Пейзаж с Товием и ангелом» («Вечер»)
- 1666 ‒ «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» («Утро»)
- 1672 ‒ «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» («Ночь»)
- 1672 ‒ «Пейзаж с Энеем на Делосе» («Вид берега Делоса с Энеем»)
- 1674 ‒ «Морской порт»
- 1682 ‒ «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» («Асканий, охотящийся на оленя Сильвины»)
Палладианский стиль или палладианство
Началом классицизма считается ранее палладианство (по имени основоположника стиля Андреа Палладио). Его проявление отмечено уже в середине 16 века.
Вилла ла Ротонда — классический образец загородного дома
Первая светская постройка эпохи Возрождения Андреа Палладио — «Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда» в Виченце (Италия) — демонстрирует тенденции классицизма. В проект 1556 года заложен принцип пропорционирования. В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками с шестью ионическими колоннами в каждом. Здание создаёт впечатление абсолютной гармонии и самым знаменитым частным домом.
План виллы Ротонда (Италия) By Andrea Palladio — I Quattro libri dell «Architettura (1570); Transferred from it.wikipedia to Commons by Marcok using CommonsHelper. 10 January 2005 (original upload date); Original uploader was Marrabbio2 at it.wikipedia, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4378682
Кубическая (!) постройка с круглым залом в центре увенчана куполом. Здесь нет иррациональных отношений и правила золотого сечения. Приобретенная графом Аттилио Вальмарана в 1912 году, вилла сегодня принадлежит его наследникам и открыта для публики. Рассмотрите получше это сооружение в 4-минутном видео:
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы. Он широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианское окно над дверью лондонского здания по адресу 20 St.James Square.
Мировые лики палладианства
Палладианский стиль быстро обрел популярность. В других странах он адаптировался к предпочтениям местной публики и играл важную роль в развитии архитектурных идей классицизма. Искусствоведы отмечают английское палладианство, ирландское, северо-американское (Дрейтон-Холл в Южной Каролине, библиотека Редвуда в Ньюпорте, штат Род-Айленд). Этот стиль был принят в Пруссии (оперный театр Кнобельсдорфа на бульваре Унтер-ден-Линден), во всех британских колониях.
В России палладианство представляют работы конца 18 века Дж. Кваренги: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942 г.), здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе и другие. Последователем итальянского архитектора стал Николай Александрович Львов (усадьба в Знаменском, дача П. А. Соймонова и др.).
Палладианство в России: первая постройка Дж. Кваренги — Английский дворец в Петергофе (конец XVIII века). Источник
Этот стиль продолжал использоваться в Европе на протяжении 19-го и начала 20-го веков при проектировании общественных и муниципальных зданий. Со второй половины 19-го века в англоязычном мире с ним начинает соперничать готическое возрождение. Священство сочло палладианство слишком языческим и не подходящим для англиканского и англо-католического богослужения.
Тем не менее, как архитектурный стиль он продолжает оставаться популярным и развиваться. Его фронтоны, симметрия и пропорции отчетливо прослеживаются и сегодня в дизайне многих современных зданий.
Людовик XIV и его «большой стиль»
XVII столетие ознаменовалось установлением во Франции особой формы государственного устройства, названной впоследствии абсолютизмом. Всем известное изречение «короля-солнца» Людовика XIV: «Государство — это я» имело под собой весьма основательную почву. Верность короне считалась пиком патриотических чувств. Впитав в себя все эти представления, в искусстве «созрел» новый стиль — классицизм.
Буквально слово «классицизм» можно перевести как «основанный на классике», то есть на предметах искусства, признанных эталонами совершенства, образцами, как в художественном, так и в нравственном смысле. Мастера этого направления полагали, что у красоты существуют точные законы, которые можно (и нужно) постигать с помощью разума.
Эстетическим идеалом для классицистов были древнегреческие и древнеримские «образцы». Свои произведения они строили, подражая античности и искусству Возрождения. Из первой эпохи был заимствован сам процесс творчества, который заключался в соблюдении определенных правил и пропорций в архитектуре и скульптуре. От Ренессанса в живопись классицизма пришли сюжеты и образы из античной мифологии и истории.
Классицизм в архитектуре
Возведение в эталон античных канонов, тяга к простым и строгим формам – этим же базовым принципам следовало в XVII-XVIII веках и зодчество. Основы стиля сформировал венецианец Палладио и его ученик Скамоцци.
Постепенно классицистические архитектурные композиции украсили главные города Европы и Америки. Площадь Согласия в Париже, Зал Вальхаллы близ Регенсбурга, Банк Англии в Лондоне, Капитолий в Вашингтоне – все эти строения стали памятником эпохи.
В наполеоновской Франции неоклассицизм перетёк в ампир. Этот стиль представлен, в частности, Триумфальной аркой в Париже и колонной Нельсона в Лондоне.
В России оплотом классицизма стал Петербург. Среди ярких образцов – Казанский собор, Юсуповский и Таврический дворцы, Исаакий.
Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры
В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.
Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.
- Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
- Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
- Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
- Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
- Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.
В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.
Интерьер в стиле классицизма
Мебель
Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.
Виды мебели в стиле классицизма
Биография[ | ]
Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра по дереву во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—1614 годах отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 годы Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников Пауля Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—1627), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1627 году Лоррен опять уехал в Италию и обосновался в Риме. Там он жил до самой смерти (1627—1682). Вначале выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Также был великолепным офортистом; оставил занятие офортом лишь в 1642 году, избрав окончательно живопись.
В 1637 году французский посол в Ватикане купил у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием».
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков были папа Урбан VIII (4 работы), кардинал Бентивольо, принц Колонна.
С 1634 года — член Академии св. Луки (то есть художественной академии). Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. Он снимал большой, трёхэтажный дом в центре итальянской столицы, неподалёку от площади Испании. Его соседом был, в частности, Никола Пуссен, которого он посещал в 1660-е годы.
Лоррен не был женат, но имел дочь (Агнесс), родившуюся в 1653 году. Ей он завещал всё своё имущество. Лоррен умер в Риме в 1682 году.
Экстерьер направления классики: сооружения
Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.
- Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
- Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
- Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
- Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
- Крыша: сложной, замысловатой формы.
- Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
- Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
- Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
- Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
- Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.
Схема строения зданий эпохи классицизма
Архитектура: театры, церкви и другие здания
Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.
Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.
Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.
Бранденбургские ворота, Берлин, Германия
Роль классицизма в мировой культуре
Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей самоё себя системой в истории европейской культуры.
Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.
Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.
Духовное наследие классицизма по истине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.
Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.
10 известных картин в стиле классицизм
«Автопортрет» Пуссена (1650)
АвтопортретНикола Пуссен
Одна из самых значимых работ в жизни мастера. Не будучи красавцем, Пуссен сделал акцент на самом образе – величественном, уверенном, холодном. Лицо его не идеализировано, как обычно принято в классицизме, но строгость форм и чёткость линий выдержаны отменно.
«Суд Соломона» Пуссена (1648-49)
Суд СоломонаНикола Пуссен
Здесь французский мастер изобразил библейские сюжеты
Обращает внимание на себя насыщенность цветов и эмоции, застывшие на лицах людей
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» Лоррена (1639)
Пейзаж с Аполлоном и МарсиемКлод Лоррен
Один из лучших образцов прекрасного лорреновского пейзажа. Сама сцена взята из греческой мифологии, а в фигурах героев эксперты обнаруживают влияние фресок Рафаэля. Лоррен применяет тут мягкие тона.
«Смерть Марата» Давида (1793)
Смерть МаратаДавид
Вероятно, самая известная работа в живописи классицизма XVIII века. Запечатлён заколотый ножом в своей ванной предводитель якобинцев Жан Поль Марат. Шедевр Давида обладает огромной популярностью до сих пор; на нём общий трагизм передан нежными, умиротворёнными оттенками.
«Клятва Горациев» Давида (1784)
Клятва ГорациевДавид
Здесь мастер изобразил римский сюжет. Три брата, вздымая руки, дают клятву своему отцу, что победят врагов или слягут в бою, и принимают мечи из его рук.
«Эдип и Сфинкс» Энгра (1808, 1827)
Эдип и СфинксЖан-Огюст-Доминик Энгр
Эту картину Энгр написал как студенческую работу, но спустя 20 лет дополнил и завершил её. На полотне запечатлён древнегреческий царь Эдип, что разгадывает загадку злой богини Сфинкс и свергает её с правления Фивами.
«Разгром турецкого флота под Чесмой» Хаккерта (1771)
Разгром турецкого флота под ЧесмойЯкоб Хаккерт
В центре композиции – огненные клубы взрыва. Турецкая флотилия разбита, а люди в лодках на переднем плане, очевидно, пытаются скорее отплыть и спастись. Серо-зелёные тона моря и неба подчёркивают общее воинственное настроение.
«Цветы и плоды» ван Хёйсума (1723)
Цветы и плодыЯн ван Хёйсум
Один из ярчайших образцов нидерландского классицистического натюрморта. Цветы и фрукты играют богатыми насыщенными цветами.
«Последний день Помпеи» Брюллова (1833)
Последний день ПомпеиКарл Брюллов
Знаменитая картина русского мастера, сочетающая классицизм и романтизм. Ужас людей, которые спасаются побегом от извержения Везувия, падающие с постаментов скульптуры, молнии, дождь: всё пронизано трагедией.
«Портрет Екатерины II» Левицкого (1783)
Портрет Екатерины IIЛевицкий
Эта работа дышит аллегорией. Поза, в которой стоит императрица, лавровый венок на её голове, статуя Фемиды на заднем плане, корабли в море. Во всём заложен образ справедливой, величественной предводительницы народа.
↑ Русский классицизм в литературе
Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.
В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.
Михаил Ломоносов фото
Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.
Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал «Петром Великим нашей литературы». Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.
Тредиаковский фото
А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.
Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: «Бригадир» и «Недоросль». В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.
Державин фото
Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией «Вадим Новгородский», в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.
Архитектура
Архитектуре классицизма присущи: четкость и геометризм форм, симметрично-осевые композиции, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. 1. Площадь Вогезов (королевская площадь). Арх. К.Шантийон. Париж. 2. Дворец Во-ле-Виконт. Арх. Л.Лево. Франция. 3. Отель Субиз (Сюбиз). 4. Луи Лево. Колледж четырех наций. Париж.
5. Лувр (королевский дворец). Восточный фасад, так называемая «Колоннада Лувра». Арх. Л.Лево и К.Перро. 1667—73. Восточный фасад Лувра (иначе называемый Колоннадой) являет собой яркий образец французского классицизма. Воплощает строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту.Жюль Ардуэн-Мансар
родился в Париже 16 апреля 1646 г. Учился у своего двоюродного деда Франсуа Мансара. В 1675 г. Людовик XIV назначил Ардуэн-Мансара придворным архитектором. Первым заказом молодого зодчего стала перестройка замка Сен-Жермен-ан-Ле. С 1678 г. Ардуэн-Мансар руководит строительством дворцово-паркового ансамбля Версаля. Его авторству принадлежат: королевская капелла (1689—1710), южное (1682) и северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно с Ш. Лебреном), в т.ч. Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678—86), дворец Большой Трианон (1687). Ардуэн-Мансар является автором планировки и застройки восьмигранной Вандомской площади (1685—1701), при строительстве которой был выработан широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей. Ему же принадлежит авторство еще одной парижской площади — площади Побед, круглой в плане, которая была задумана как триумфальная. Одна из крупнейших работ Ардуэн-Мансара — Собор Дома инвалидов в Париже (1680—1706), представляющий собой огромную купольную ротонду и считающийся одним из самых совершенных сооружений французского классицизма. Умер Ардуэн-Мансар в Марли близ Парижа 11 мая 1708 г.
Собор Дома инвалидов в Париже . 1680—1706 Высота 107 м Париж, Франция. Собор Дома инвалидов, представляющий собой огромную купольную ротонду, — одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже. Фасад собора — образец изящества и симметрии. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором; по сторонам фасад украшен статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазевокса. Собор венчает 27-миметровый (в диаметре) купол, покоящийся на двухъярусном барабане, который оформлен парными колоннами на первом этаже и большими полукруглыми окнами на втором
Собор Дома инвалидов стал важной высотной точкой Парижа, его мощный купол, декорированный военными трофеями, значительно изменил панораму города
При короле Людовике XIV Версаль становится фактически столицей Франции. Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689. Арх. Л.Лево (1612—1670), А.Ленотр (1613—1700), Ф.Орбэ, Ж.А.Мансар (1646—1708). В результате грандиозной реконструкции королевский доворец превратился в великолепный дворцово-парковый ансамбль, который стал вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. Версальский комплекс — это грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа (18 км). Для Версаля характерны: — строгость наружных форм — пышность интерьеров.
Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661—89.
Большой дворец
Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Зеркальная галерея была возведена и декорирована архитектором Ж.А.Мансаром. Декоративные работы в Версале возглавлял Шарль Лебрен – первый живописец короля.
Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Фонтан Аполлона
Вандомская площадь в Париже . 1685—1701. Небольшой замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна для всех классицистических площадей XVII столетия. Первоначально в центре площади помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её заменила триумфальная колонна в честь Наполеона I). При строительстве Вандомской площади Ардуэн-Мансар выработал широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей.
«Похищение Европы»
Основоположник этого жанра и автор картины — Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.
Поэтому в «Похищении Европы», как в призме, отразились самые различные стороны римской художественной культуры барокко. Подобное произведение не могло бы родиться в иной стране, даже в ином городе не могло бы появиться на свет без античного и ренессансного наследия, без итальянского караваджизма и влияния мастеров северного барокко с их реалистическими устремлениями. В то же время в этом полотне есть отсветы музыкальных композиций и театральных постановок идиллического толка, увлечения Вергилием, Тассо, Марино, также свойственные римской культуре. Наряду со всеми художественными влияниями в картине впервые проявилась ошеломившая современников острая реалистическая зоркость, которая вырабатывается у художников-пейзажистов ценой посвящения всей своей жизни творческому контакту с природой. Чтобы написать с такой легкостью быстрыми, виртуозными мазками сложнейшие по рисунку и цвету кроны деревьев в «Похищении Европы», Лоррену пришлось сделать тысячи набросков с деревьев, хранить в своей памяти то, что он сутками наблюдал, и находясь под открытым небом. Изящную легкость, с которой написана картина, и огромный труд, затраченный на достижение этой легкости, можно сравнить лишь с балетом, в котором беззаботное изящество танцев на сцене достигается ценой тяжких ежедневных упражнений.
Высокая поэтичность лорреновских пейзажей — это воистину, как отметил Гете, проявление прекрасной души этого художника 3, но это проявление являлось следствием пристального наблюдения природы и непрерывной работы с натуры в виде графических набросков и живописных этюдов. Лоррен не принадлежал к тем, кто «как птица поет». Над каждой своей картиной он работал долго в мастерской, будучи всегда неудовлетворен ее достоинствами.
В искусствоведческой литературе, говоря о Лоррене как представителе французского классицизма, обычно анализируют характер композиции картин, подчеркивая их кулисность и т. д. При этом забывают, что он был первым пейзажистом, ездившим с друзьями на этюды в окрестности Рима, где он не только рисовал, но и делал наброски маслом, как сообщает его друг и биограф Иоахим фон Зандрарт. Он изучал природу и научился писать ее не только достоверно, но наделяя живым дыханием — трепетом ветра, игрой солнца и теней, светоносностью и цветовым богатством воздушной среды 4. Именно всем этим мы и любуемся в «Похищении Европы» и других пейзажах Лоррена, как любовались и раньше его друзья и заказчики.
Клод любил и умел писать воды — он писал водопады, долины Тибра и Аниене (Тевероне), но наибольшей известностью пользуются его марины.
Далее: Клод Лоррен. Марины
→ Главная → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура → Клод Лоррен. «Похищение Европы» → Клод Лоррен. Основоположник жанра |