Скульптура классицизма
Христос и ангелы работы Бертеля Торвальдсена, главный алтарь Vor Frue Kirke, Копенгаген
Вероятно, величайшим и наиболее уважаемым скульптором той эпохи был итальянец Антонио Канова, создававший один шедевр за другим с 1770-х годов до примерно 1820 года. С одной стороны, его стиль сильно основан на древности, но тяготеет к большому изяществу и элегантности; Также типична очень гладкая, идеальная обработка поверхности мрамора. Считается «пионером» классического стиля, его работы оказали большое влияние не только на других скульпторов, но и на живопись (например, на Энгра ). Бертель Торвальдсен, датчанин, который провел много лет в Риме и который был единственным, кто мог соперничать с искусством Кановы с точки зрения художественного качества,
работал в очень похожем стиле ; у него также было много учеников, особенно с севера Альп.
Во Франции в ранний период работал Жан-Антуан Удон, чьи работы также имели определенное международное влияние (включая портретные бюсты Вольтера (1779–1781, Комеди-Франсез, Париж) и Джорджа Вашингтона (1785, Капитолий, Ричмонд)). . Самыми известными немецкими скульпторами того времени были Иоганн Генрих фон Даннекер и Иоганн Готфрид Шадов, которые оба познакомились с Кановой в Риме. Самая известная работа Шадова — его очень реалистичный двойной портрет Die Prinzessinnen Luise и Friederike von Preußen (см. Иллюстрацию вверху), созданный между 1795 и 1797 годами, в котором, однако, он отдает дань уважения гораздо менее гладкому идеалу, чем Канова и Торвальдсен. и в одном еще почти рококо изящество и объемность складок.
Обзор особенностей стиля
В середине XVIII века просветители, представители передовой мысли Франции воссоздают новое направление классицизма, обращённого как против упадочного дворянского искусства рококо, так и против академического классицизма. Новое направление выдвигало свободолюбивые идеалы и строгие, благородные образы античного искусства, обращаясь главным образом к демократическим и республиканским традициям древних Греции и Рима.
Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, новый классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.
Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.) В искусстве классицизма XVIII века сильнее проявились черты реализма, стремление к ясности и простоте, а также просветительские идеалы «естественой человечности».
Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.
1. Живопись
Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).
Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.
Стили историзма в архитектуре
Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.
Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899 – 1908 Бельгия
К нему относят
- субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
- комбинации с неомавританским или византийским стилями,
- вариации на тему барокко — необарокко
- и тему греческого стиля — неогрек.
Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».
Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.
Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.
Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.
История появления
Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.
Истоки классицизма нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.
Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.
Этапы развития классицизма:
- Ранний классицизм (1760-е – 1-я половина 1780-х годов) – принятие нового стиля, определение его черт;
- Зрелый классицизм (1780-е – 1790-е) – установление и распространение стиля;
- Высокий или поздний классицизм, Ампир (1-я треть XIX века) – влияние романтизма.
Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.
Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.
Правила творчества
Классицисты обязаны были следовать определенным правилам творчества. Примером являются знаменитые «три единства» в пьесе: места, времени и действия.
То есть в произведении не могло быть нескольких сюжетных линий. Кроме того следовало использовать «три штиля», «говорящие» имена и фамилии героев.
Именам отводилась особая роль: они сразу же давали определенную характеристику персонажа и обрисовывали важнейшие черты характера. Например, фамилия Кутейкин произошла от слова «кутья», так называли попов, имя София могло принадлежать только мудрой девушке и т.д.
Русский классицизм во многом близок к французскому (Мольер, Корнель, Буало и др.). Но он не был простым подражанием иностранным образцам.
Русские писатели учились у европейских предшественников, однако внесли много оригинального. Русский классицизм имеет большую связь с действительностью, чем французский.
В отечественных произведениях более резкой критике подвергаются существующие порядки. Да и традиции античности Ломоносовым, Фонвизиным, Карамзиным, Радищевым и другими писателями перенимались не так слепо, как французами.
Следует отметить, что классицизм для 18 века – явление прогрессивное, способствующее расцвету литературы.
Строгие рамки обязательных правил не так уж строго стесняли писателей-классицистов. Лучшее в наследии классицистов перенимали и творчески перерабатывали представители других литературных направлений: Рылеев, Грибоедов, Пушкин.
Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция
Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.
Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.
Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.
Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».
Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».
Классицизм и неоклассицизм в живописи
Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.
Неоклассическая живопись в конце XVIII века стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую часть времени проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением. Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Соответственно, они переносили на холст все свое академическое восприятие реальности. Однако, нельзя сказать, что классическая живопись была полностью статична и заимствована у древней Греции.
Давид. Клятва Горациев.
Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную, атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портретистов. Его картины предреволюционной поры послужили переходным звеном к произведениям, глубоко и правдиво отразившим события революции. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).
Новые направления
Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах «умного выбора». Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.
Кризисный период
Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.
Контекст
Портрет маркиза де Мариньи около 1750 года, когда он совершал свое грандиозное турне.
Появление неоклассицизма — это, во-первых, часть широкого отказа от стиля рококо, которым отмечена Европа в эпоху Просвещения. Для немцев, проникнутых антифранцузскими настроениями, потому что он представляет правление Людовика XV и его экстравагантности, для англичан англиканской традиции, которые выступают за возврат к простоте, потому что он является последним представителем эстетической характеристики католической контрразведки. -Реформация . Примерно в 1770-х годах это неприятие также затронуло Италию и Францию, хотя они были сторонниками рококо, но вместе с ними это было выражено против рассмотренного аморального характера этого стиля, олицетворяющего роскошь, легкомыслие, чтобы вернуться к более важным соображениям — моральным и добродетельным.
В середине XVIII E века, мода на Гранд Тур принес сообщество аристократов путешественников, приезжая из Англии, Франции и Пруссии непосредственно противостоять древних пережитков, во время учебных поездок в Италии, Греции или Турции. Одна из этих поездок, поездка маркиза де Мариньи в 1750–1751 годах, оказала значительное влияние на эволюцию вкуса во Франции и в Европе. Младший брат маркизы де Помпадур, Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер, был отправлен с миссией в Рим в сопровождении гравера Шарля Николя Кочена и архитектора Жака-Жермена Суффло . Благодаря этой поездке художники узнают об особенностях античных произведений, не подвергаясь стилистической интерпретации эпохи Возрождения или классической традиции. Суффло продвигает свою экскурсию дальше на юг, открывая для себя место Пестума в Кампании, где столкновение с греческими храмами в архаическом стиле с дорическими колоннами без оснований стало для него откровением. В то же время, английские путешественники, воспользовавшись ослаблением турецкого давления в Греции, могут совершить поездку, которая позволит опубликовать коллекции греческих древностей, в том числе Ричарда Далтона, древностей и видов Греции и Египта, что привлечет любителей Древние, такие как Кайл и Винкельманн, считали, что древнегреческая эстетика превосходила эстетику римской античности.
Неоклассицизму также будет способствовать культурная политика, которую защищают «просвещенные» монархи. Будущий Карл III Испании, распространявший по всей Европе гравированную коллекцию античности Pitture, созданную Ercolano e contorni, королем Англии Георгом III, способствовал развитию нового стиля, сделав архитектора Роберта Адама и художника Бенджамина Уэста официальным лицом режима. художники. Король Франции Луи XVI, ставит в главе Здания короля, в графа Angiviller, который способствует возвращению к величию века Людовика XIV, путем поощрения работы по направлениям, добродетельным, нравственным и патриотическим. В эти директивы входит исполнение Давидом Клятвы Горациев .
Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры
В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.
Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.
- Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
- Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
- Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
- Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
- Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.
В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.
Интерьер в стиле классицизма
Мебель
Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.
Виды мебели в стиле классицизма
Презентация на тему: » Классицизм в живописи (Пуссен Н. и Давид Ж. Л.) Классицизм в живописи (Пуссен Н. и Давид Ж. Л.) Рококо в живописи (Ватто А.) Рококо в живописи (Ватто.» — Транскрипт:
2
Классицизм в живописи (Пуссен Н. и Давид Ж. Л.) Классицизм в живописи (Пуссен Н. и Давид Ж. Л.) Рококо в живописи (Ватто А.) Рококо в живописи (Ватто А.) Скульптурные шедевры классицизма Скульптурные шедевры классицизма
3
Характерные черты классицизма: «образцовый», эпоха Просвещения «образцовый», эпоха Просвещения подчинение разуму, идеализация героических образов подчинение разуму, идеализация героических образов ясность, прямота и простота ясность, прямота и простота сдержанность, спокойствие в эмоциях сдержанность, спокойствие в эмоциях достоинство и рационализм в поступках достоинство и рационализм в поступках соблюдение правил и порядка соблюдение правил и порядка
4
( )
5
французский художник французский художник произведения отличаются уравновешенностью композиции, жесткой системой организации пространства, чеканный рисунок, уникальное чувство ритма произведения отличаются уравновешенностью композиции, жесткой системой организации пространства, чеканный рисунок, уникальное чувство ритма в основе творчества – глубокая убежденность в высоких гражданских побуждениях («сюжет должен быть величественным») в основе творчества – глубокая убежденность в высоких гражданских побуждениях («сюжет должен быть величественным») главная цель искусства – воспитание лучших моральных качеств в человеке главная цель искусства – воспитание лучших моральных качеств в человеке композиционная система строилась на 2-х началах: уравновешенности форм (построение групп вокруг центра) и их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра) композиционная система строилась на 2-х началах: уравновешенности форм (построение групп вокруг центра) и их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра) колорит – важная составляющая картины колорит – важная составляющая картины
6
Царство Флоры
7
Смерть Германиуса
8
Танкред и Эрминия
9
Поклонение золотому тельцу
10
Аркадские пастухи
11
( ) Французский художник Французский художник Активный участник Французской революции Активный участник Французской революции Герои древнеримской республики — центральная тема творчества Герои древнеримской республики — центральная тема творчества
12
Клятва Горациев
13
Смерть Марата
14
галантный стиль галантный стиль пристрастие к изысканным, сложным формам, причудливым линиям пристрастие к изысканным, сложным формам, причудливым линиям искусство должно нравиться, развлекать, вызывать мимолетные ощущения искусство должно нравиться, развлекать, вызывать мимолетные ощущения
15
( гг.) Отсутствие сильных страстей у героев, любовь к изображению «галантных сцен», беззаботного времяпрепровож-дения в тенистых парках, тонкое проникновение в психологию человека, неподдельная поэзия Отсутствие сильных страстей у героев, любовь к изображению «галантных сцен», беззаботного времяпрепровож-дения в тенистых парках, тонкое проникновение в психологию человека, неподдельная поэзия Театр – главная тема творчества Ватто Театр – главная тема творчества Ватто
16
Антуан Ватто Пьеро
17
Паломничество на остров Киферу
19
Танец
20
Удача
21
Антонио Канова ( ) – итальянский скульптор «Три грации» Антонио Канова ( ) – итальянский скульптор «Три грации» Бертель Торвальдсен ( ) – датский скульптор. Статуя княгини Барятинской – образ идеальной гармонии Бертель Торвальдсен ( ) – датский скульптор. Статуя княгини Барятинской – образ идеальной гармонии Жан Антуан Гудон ( ) – французский скульптор. Уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи (Мольера, Ж. Ж. Руссо, Екатерины ll, Дж. Вашингтона, Вольтера) Жан Антуан Гудон ( ) – французский скульптор. Уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи (Мольера, Ж. Ж. Руссо, Екатерины ll, Дж. Вашингтона, Вольтера)
22
Три грации
23
Амур и Психея
24
Дедал и Икар
25
Тесей и минотавр
26
Ганимед и зевсов орел Торвальдсен
27
Княгиня Барятинская
28
Ясон
29
Мёрзнущая
30
Вольтер
31
Урок МХК в 11 классе по программе Г.И.Даниловой Учитель МХК и музыки МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского р-на Кировской обл. Беспечальных Анастасия Владимировна
«Парис» Кановы и «Адонис» Торвальдсена.
Ничем, кроме красоты, ни Парис, ни Адонис не прославились, деяния их мужскими не назовешь. Просто красавцы.
Канова. Парис. 1813. Эрмитаж
Торвальдсен. Адонис. 1808-1832 (такой большой временной диапазон связан с тем, что перевод в мрамор был осуществлен намного позднее)
Хотя красавцев в виде статуй создано необыкновенно много, ограничимся их «родоначальниками». Ими стали сладкие красавцы античного скульптора Праксителя 4 века до н.э., один из которых просто сатир. Пракситель также является автором Венеры Книдской, в которой богиня впервые была показана в обнаженном виде.
Пракситель. Отдыхающий сатир
Архитектура: театры, церкви и другие здания
Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.
Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.
Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.
Бранденбургские ворота, Берлин, Германия
Заключение
Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.
Позже еще появляется новый стиль, который знаменовал приход новой эпохи – это неоклассицизм в архитектуре. Его особенностью стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, маньеризм и эпоха Возрождения.