Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе

Мода: одежда Европы и России

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии. Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого. Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Классицизм и неоклассицизм в скульптуре и декоративном искусстве

Жан Антуан Гудон. Скульптурный портрет Вольтера.

Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце.

Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций!

Стремясь к рациональному применению пространства, занимаемого скульптурой, мастера тем самым следовали еще одному принципу классицизма – отходу от частного. В одном единственном персонаже, чаще всего взятом из мифологии, воплощался дух целого народа. А герои настоящего с той же легкостью изображались в античном окружении, что лишь подчеркивало их историческую роль.

Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Фальконе. Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина.

Полным неутомимых исканий, стремлений философски осмыслить искусство было творчество Этьена- Морриса Фальконе, вольнодумца-демократа, прославившего себя созданием бронзовой статуи Петра I в Петербурге — знаменитого «Медного всадника». он представил Петра Великого верхом на вздыбленном коне, внезапно остановившемся у края крутой скалы. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке — устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. В «Медном всаднике» воплотился образ идеальной личности, созидателя своей страны, о котором мечтали просветители XVIII века.

Младший современник Фальконе — Жан-Антуан Гудон проявил себя как истинный историограф французского общества накануне революции, передав в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи. Точное воспроизведение внешнего облика модели сочеталось у него с умением уловить и запечатлеть глубинные движения души, изменчивость настроений. Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера — шедевр Гудона. Задрапировав немощное тело старика в античную тогу, он не скрыл разрушающего действия времени на его лице с ввалившимися щеками, проваленным ртом. Однако образ Вольтера полон напряжения. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Образ Вольтера превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.

В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные «базальтовые» изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером.

↑ Отличие московского классицизма от питерского

Московское зодчество отличалось от петербургской архитектуры:

  • Здания в Питере оформлены древнеримскими военными деталями, а Московский классицизм – в традициях древнерусских зодчих.
  • В Москве не хватало пространства, строения ставили близко друг к другу в привычном патриархальном укладе, не было единой концепции, присутствовал разносторонний стиль. Питерские же постройки придерживались регламента.
  • Московский классицизм дополнялся национальными чертами и собственными элементами.
  • В Петербурге у каждого архитектора собственный стиль, который оберегался. Москвичи легко отдавали незаконченный проект коллеге, не прославляясь, что, тем не менее, заканчивалось оригинальными и смелыми находками.
  • Петербургский стиль величественный, строения масштабные, гармония линий холодная. Московская архитектура с тёплыми изящными линиями и украшениями.

Классицизм и неоклассицизм в живописи

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Неоклассическая живопись в конце XVIII века стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую часть времени проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением. Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Соответственно, они переносили на холст все свое академическое восприятие реальности. Однако, нельзя сказать, что классическая живопись была полностью статична и заимствована у древней Греции.

Давид. Клятва Горациев.

Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную, атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портретистов. Его картины предреволюционной поры послужили переходным звеном к произведениям, глубоко и правдиво отразившим события революции. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре


Андреа Палладио

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.

Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:

Предпосылки появления классицизма в России

Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо.

Замечание 1

Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.

Классицизм XVIII в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко

Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия

Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.

В рамках классицизма выделяют несколько периодов:

  • Ранний классицизм занимает 1760-1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров.
  • Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир.
  • Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.

Замечание 2

В России появление классицизма связано с именем Екатерины II, с ее приходом к власти.

Российский классицизм определяется личностью императора, правящего в тот или иной временной промежуток развития страны. В связи с этим российский классицизм принято разделять на:

  • ранний (екатерининский) классицизм;
  • строгий (екатерининский) классицизм;
  • александровский классицизм.

Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением.

Замечание 3

С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности.

Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.

В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова, И. Старова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный, так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова – Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

Роль классицизма в мировой культуре

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей самоё себя системой в истории европейской культуры.

Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

Духовное наследие классицизма по истине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.

Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.

Московский классицизм в архитектуре

В 70-е гг., XVIII века Москва застраивалась городскими усадьбами, представленными двумя композиционными видами:

Фасад особняка смотрит на главную улицу, а хозяйственные службы на заднем дворе; Господский дом и флигели в глуби двора, отгороженные от улицы решёткой с парадным входом.

Московским зодчим удалось добиться гармоничного сочетания архитектуры и природы. Усадьба строилась с мезонином, фронтоном или с гипсовым львом. Одновременно велось обширное строительство летних усадеб за городом.


Усадьба Покровского – Стрешнёва

Архитекторы Москвы, с 1749 г., смогли получать профессиональное образование в школе, которую создал князь Ухтомский. Знаменитые строения Москвы эпохи классицизма принадлежат ученикам Казакову и Кокоринову. Здание Кремлёвского Сената и Московский университет, построенные Казаковым, отличаются центрической гармоничной композицией — ротондой под куполом.

Кремлевский Сенат фото

Кремлёвский Сенат. Строение треугольное, центр занят просторным круглым залом под куполом. Фасад оформлен коллонадой для подчеркивания плавности изгибов стен. Казаков.

Голицынская больница фото

Голицынская больница. Строение похоже на усадебный дворец. Понятная композиция, благородная простота и пластичная мягкость толстых стен. Фасад украшен Римско — дорическим портиком и возвышающимся куполом церкви, которую завершает декоративная ротонда.

↑ Московский классицизм и его балконы

Первые балконные ограждения кованые чугунные с ампирными деталями:

  • Тройной лавровый венок, помещённый на вертикали прутьев.
  • Традиционные классические горизонтальные декоративные пояса с древнегреческим меандром.
  • Снизу балконные площадки поддерживали металлические кованые волюты, которые позже заменены гранитными кронштейнами.

Усовершенствованное литьё позволило заменить гранитные столбики ограждений маленькими чугунными колонками. Такое ограждения балкона походило на миниатюрную ограду. Центр фигурного балкона с орлом, распахнувшим крылья — символ власти и величия.


чугунные балконы на Раушской наб. фото

Чугунный балкон 19 в. на Раушской набережной Конец XIX века. Балкон оформлен кованым ограждением из насыщенного орнаментального рисунка.

Жанровое деление

Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.

Рис. 1. Жанры классицизма.

Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.

Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.

Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.

Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.

Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:


Король Лир, Уильям Шекспир

Черты нового стиля

В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?

Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.

Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.

В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

История

Средневековый классицизм (800–1400)

Для Средневекового искусства характерно явление нескольких волн классицизма. Первое обращение к образцам античности, относящееся к концу 10-го века, известно под названием «Каролингское возрождение». Этот период характеризуется значительным культурным и интеллектуальным развитием, что вылилось в создание большого числа манускриптов на латыни, церквей и других архитектурных произведений.

Вторую волну иногда называют «Оттоновский ренессанс». За ней последовала готическая эпоха, подарившая множество архитектурных шедевров.

Ренессанс (1400–1600)

Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициями эллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Процесс, начавшийся периодом раннего кватроченто, объединил работы Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Донателло и других видных мастеров своего времени. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.

Сикстинская Мадонна

Барокко (1600–1700)

Гармоничных и выверенных пропорций классического искусства Возрождения, в конце концов, оказалось недостаточно для творческих импульсов и толчков в начале 17-го века, поэтому они сменились идиомами более сложного и драматичного барокко. Известные представители этого направления — Андре Поццо, Аннибале Карраччи, Караваджо и другие мастера. Развитию традиций классицизма в то время способствовало появление академий искусств.

Караваджо, «Больной Вакх».

Неоклассицизм (1780–1850)

В 18-го веке барокко уступает место капризному и склонному к внешнему украшательству рококо. Позднее этот стиль вытесняется неоклассицизмом, свидетельствующем о еще одном возрождении классического искусства. Это направление можно проиллюстрировать работами Жака-Луи Давида, Жана-Огюста-Доминика, Антонио Канова, Томаса Джефферсона и др.

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата».

Классицизм в 19-20 веке

Для искусства этого периода характерным является поиск новых методов и форм отражения действительности, поэтому классические идеалы искусства Древней Греции и Рима отступают на задний план. В результате обращение к основным постулатам классицизма не было широко распространено в 19-м и 20-м веке. Исключение представляет творчество французских академий и работы братства прерафаэлитов. Обращение к идеям классицизма можно увидеть в некоторых работах Пикассо, Джорджо Моранди, Фернана Леже, Андре Дерена.

Танец под музыку времени. Пуссен.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция

Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.


Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.


Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.


Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».


Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Шедевры классицизма в архитектуре

Великолепный образец нео-палладианской архитектуры в Лондоне. Chiswick House

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

  • Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек направления.

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Классицизм в архитектуре Франции

Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.

Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже, спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.

Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло

Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.

Улица Риволи в Париже

Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.

Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Московский классицизм и его балконы

Первые балконные ограждения кованые чугунные с ампирными деталями:

  • Тройной лавровый венок, помещённый на вертикали прутьев.
  • Традиционные классические горизонтальные декоративные пояса с древнегреческим меандром.
  • Снизу балконные площадки поддерживали металлические кованые волюты, которые позже заменены гранитными кронштейнами.

Усовершенствованное литьё позволило заменить гранитные столбики ограждений маленькими чугунными колонками. Такое ограждения балкона походило на миниатюрную ограду. Центр фигурного балкона с орлом, распахнувшим крылья — символ власти и величия.


чугунные балконы на Раушской наб. фото

Чугунный балкон 19 в. на Раушской набережной Конец XIX века. Балкон оформлен кованым ограждением из насыщенного орнаментального рисунка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: