Говори и убеждай, как древние греки и римляне

И снова мирная торговля

Однако мы еще ни слова не сказали о самых многочисленных Черняховских амфорах, светлоглиняных, длинных, с большой примесью песка в тесте, «инкерманских». Поскольку их много и они стандартны, есть основания предполагать, что эти амфоры завозили целыми партиями, что это результат мирных торговых связей. К какому же времени такие связи относились? В одном из склепов Херсонеса амфора оказалась вместе с многочисленными предметами обихода: посудой, украшениями и монетами, самая поздняя из которых чеканена при императоре Юлиане, правившем с 361 по 363 год, то есть через 100 с лишним лет после того, как перестали привозить в Северное Причерноморье амфоры «танаисского типа». И все другие погребения с «инкерманскими» амфорами относятся, судя по найденным вместе с ними вещам (стеклянные кубки, застежки плащей, костяные гребни, греческая керамика и другие), не ранее чем к середине III века, а большей частью уже к IV веку.

На Таманском полуострове раскопано укрепленное поселение у хутора Батарейка. В остатках погибшего при пожаре дома около печи нашли «инкерманскую» амфору, а на полу, под золой — медную монету, отчеканенную на Боспоре в 324 году, при царе Рискупориде IV.

Хотя к тому времени города Крыма еще и лежали в развалинах, и лишь в некоторых из них едва теплилась жизнь, восточные провинции Римской империи начинают оправляться после грабежей и войн середины III века. После того, как в кампании 269—270 годов римским войскам удалось отбросить «варваров» за Дунай, а пиратский флот почти полностью погиб в бурю у берегов Греции, «варварская» угроза стала слабее.

Хозяйственные реформы императора Диоклетиана (283—305 годы) несколько стабилизировали экономику империи. Особенно это касалось восточных провинций: Малой Азии, Сирии, Египта. Ведь не случайно в 330 году столица империи была перенесена на восток, в маленький, но расположенный на очень удобном скрещении торговых путей городок Бизантий, ставший знаменитым Константинополем, Царьградом. Вот в это-то время и возили, вероятно, купцы — жители южного берега Черного моря (точное место изготовления амфор не установлено) вино и масло в «инкерманских» амфорах в Херсонес. Этот город меньше других пострадал во время готского разгрома, и в его окрестностях чаще всего находят «инкерманские» амфоры. А из Херсонеса они попадали и дальше на север, к жителям Черняховских поселений. Впрочем, не исключено, что и сами черняховцы спускались к Черному морю и переплывали его, хотя прямых доказательств этому нет.

Конец этим торговым связям положил новый страшный удар врагов, на этот раз с востока. В 375 году здесь появились гунны, неся смерть, разорение почти всей Европе. Начался новый период истории, изменилась политическая карта Европы, изменились экономические отношения. И опять это так или иначе нашло отражение в черепках амфор, но тут уже начинается другая тема, другой рассказ.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Древнегреческие атлеты имели четкую цель — побеждать

Зачем сегодня тренируется большинство парней? Чтобы стать более накаченными, избавиться от лишнего жира и производить впечатление на девушек или других парней, в общем, для самолюбования. В этом нет ничего плохого. Но для греков сила, ловкость и выносливость были инструментом для победы на различных спортивных состязаниях, проводившихся более чем 2,5 тысячи лет назад. Они стремились к совершенству для того, чтобы ставить новые рекорды, проверять, на что способно человеческое тело, а также исходя из своих представлений об эстетике тела.

Этот соревновательный дух охватывал не мизерную долю населения, как сегодня, когда юноши и девушки мечтают попасть на Олимпийские игры, а большинство людей того времени. Каждый, глядя на соседа, думал о том, как бы его опередить по силе и выносливости и поехать сначала на местные игры, а затем и на те, что проводились между различными полисами.

Они тренировались так, будто на кону стояла их жизнь

В наше время спортсмены тренируются для удовольствия либо чтобы удовлетворить свои или чужие потребности. Но в Древней Греции не было дело до таких низменных чувств. Греки тренировались и дрались свирепо, так, будто были готовы уничтожить противника, особенно когда речь шла о панкратионе — чем-то вроде смешанных единоборств, где из правил был только запрет на выдавливание глаз и укусы. Бывали случаи, когда два спортсмена дрались на соревнованиях так ожесточенно, что один из них к концу матча погибал от травм или удушья.

Так что да, греки тренировались не для того, чтобы показать гору мышц и заслужить завистливые взгляды других мужчин и вожделенные от женщин, а ради того, чтобы быть готовыми на все и ко всему. Если древнегреческий спортсмен ленился, он мог легко стать жертвой жестокого спорта тех времен. Именно благодаря таким тренировкам греки и славились как свирепые и стойкие воины, способные в одиночку нейтрализовать нескольких вооруженных противников.

Древние греки тренировались под чутким руководством профессионалов

В наше время спорт — дело добровольное и сугубо личное. Но тогда, тысячи лет назад, спортивная подготовка рассматривалась как гражданский долг. Именно поэтому государства Древней Греции трепетно относились к воспитанию здоровых телом и духом юношей, способных отстоять свою родину.

Поддержка заключалась не только в финансировании и предоставлении спортивного инвентаря, но и в обучении с лучшими тренерами того времени. Причем, в отличие от большинства народов того времени, греки понимали анатомию и функциональность отдельных групп мышц, подходя к тренировкам с позиции науки, а не суеверий. Это позволяло действительно эффективно прорабатывать мышцы и быстро наращивать сильную и выносливую мускулатуру.

Они тренировались голыми и наносили на тело оливковое масло

Если ты придешь в спортзал голым или даже в трусах, тебя тут же прогонят, а может, даже и вызовут полицию. Но тогда в Древней Греции все тренировались без одежды. Это не только позволяло телу дышать и лучше охлаждаться, но и имело косвенное достоинство.

Дело в том, что когда ты голый, видна каждая твоя мышца. Когда смотришь на своих товарищей и видишь, что они добиваются больших результатов, чем ты, желание опередить их возрастает, и начинаешь тренироваться еще активнее. Каждый юноша, глядя на своего соседа, испытывал зависть и хотел превзойти его, что разжигало дополнительный соревновательный дух.

Что касается оливкового масла, то помимо того, что оно защищает мышцы и помогает в регулировании температуры тела, масло также усложняет любую борьбу. Чтобы победить соперника, приходится прикладывать больше усилий, чем в случае, если оба спортсмена сухие. Повышенная нагрузка позволяла еще быстрее накачать мышцы.

Они помнили о пользе заминки

Сегодня, наконец, до спортсменов любительского уровня стало доходить, что разминка — это важная составляющая тренировок. Однако заминка, то есть постепенное сбавление темпа и переход в спокойную фазу, все еще считается необязательной.

Греки же называли заминку «выздоровлением», и это было важным элементом любой тренировки. Спортсмены соскребали с себя масло, пот и грязь, затем шли на массаж, а после принимали расслабляющую ванну. Это помогало расслабить мышцы и позволяло им восстанавливаться быстрее, что приводило к более эффективному росту мускулатуры. Кроме того, с помощью заминки древнегреческие спортсмены уменьшали риск травмирования, что давало им возможность тренироваться больше и дольше.

Греки и римская литература

Во 3-м веке до н. э. под влиянием греков развивается римская литература. Греческие писатели, историки и философы бывают в Риме как послы своих государств. Некоторые эллины попадают в рабство и становятся домашними учителями римских аристократов. Многие из них позже удостаиваются статуса вольноотпущенников.

В области литературы римские авторы учились у греческих писателей и состязались с ними. Начало римскому эпосу положил грек-вольноотпущенник Ливий Андроник переводом на латынь «Одиссеи». Цицерон сравнивал «Одиссею» Андроника со старинными и грубыми скульптурами.

Перевод был сделан для работы с учениками и использовался ещё два века. Поэт «Века Августа» Гораций писал, как в юности изучал «Одиссею» Андроника и получал наказания за недостаток прилежания.

В 240 году до н. э. римляне праздновали победу над Карфагеном. Во время празднеств должна была быть поставлена трагедия на латыни, а Ливию Андронику поручили её сочинить. Поэт написал пьесу и сыграл в ней в качестве единственного актёра. Вслед за первой постановкой он получил заказы на написание новых трагедий.

Римские актёры. (Wikimedia Commons)

Из греческих комедиографов римляне ценили авторов Новой Аттической комедии и прежде всего Менандра. Сюжеты брались из жизни, а героями становились простые люди.

Сохранились пьесы двух римских комедиографов 2-го века до н. э. — Плавта и Теренция. Как образцы они использовали греческие комедии: делали вольный перевод, убирали неподходящие эпизоды, добавляли сцены из других пьес, что-то дописывали от себя.

Римские зрители ценили эти трагедии, поэтому их постановки отличались пышностью. Среди сюжетов выбирались те, которые можно было связать с Италией. Например, Троянский цикл. Квинт Энний на основе пьес Еврипида создал трагедии «Эвмениды» и «Ифигения». Император Август написал трагедию «Аякс», а знаменитый поэт Овидий — «Медею».

Римские драматурги подражали утраченным ныне трагедиям эллинистической эпохи. «Трагичнейшим» из афинских драматургов они считали Еврипида. Впрочем, некоторые авторы использовали как первоисточники и пьесы Софокла, второго из великой тройки афинских трагиков.

Постепенно наряду с греческими сюжетами в римском театре появляются собственные. На сцене идут трагедия претекста (по названию одежды должностных лиц) и комедия тогата, героями которых становятся уже римляне. Первые претексты написал Гней Невий — они рассказывали о Ромуле и герое войн с галлами и карфагенянами Марцелле.

Вслед за переводом «Одиссеи» последовало создание ещё двух эпических поэм на латыни. Гней Невий написал гекзаметром «Пуническую войну» о первой кампании против Карфагена. В ней прозвучали мотивы, которые позже появятся у Вергилия — странствия Энея и проклятие Дидоны. Поэт опирался на греческий эпос, а его поэма была попыткой создания римской «Илиады».

Сцена из трагедии. (Wikimedia Commons)

Уроженец юга Италии Квинт Энний с юности знал греческую литературу и театр. Позже он преподавал в Риме и написал ряд трагедий на греческом и римском материале. Главным его трудом был эпос «Анналы», стихами излагавший историю Рима. В «Анналах» Энний развил традиции эллинистического эпоса. Поэт претендовал на звание «нового Гомера».

В 1-м веке до н. э. Вергилий написал «Энеиду». Эта поэма стала последней попыткой создать национальный эпос. Вергилий заимствовал и развил сюжеты Невия и Энния. Кроме того, образцом для него стали поэмы Гомера. Троянцы Энея даже проплывают у него тем же маршрутом, что и Одиссей.

Образованные римляне читали Гомера и греческих трагиков в оригинале. Также патриции читали историков Эллады. Например, Марк Брут провёл ночь накануне Фарсальской битвы за выписками из «Всеобщей истории» Полибия.

Так под влиянием греческих образцов развивалась собственная литература Рима.

Полиболос

Машины предсказаний пользовались особенным успехом во время войн, ведь каждый хотел знать исход войны, узнать — выживет ли он и его близкие. Однако Герон мог дать больше, чем простое предсказание. Он придумал не только то, что могло предсказать исход войны, но и помочь победить в войне. Речь о военных машинах Герона. Он обратил свой взор на искусство ведения войны, он решил автоматизировать войну. Смертоносные военные машины были куда бесстрашнее солдат тех времён и куда более воинственнее. Эта технология на века опередила своё время — полиболос, первое автоматическое оружие. Этот арбалет обладает многими уникальными способностями: в нём впервые использовался цепной механизм; оно могло стрелять дальше и точнее любого человека; главное, что оно было автоматическим и пускало одну стрелу за другой, не требуя отдыха.

Римская армия была заинтересована в таком оружии, так как их использование давало большие преимущества. С учётом протяжённости границы империи, это оружие позволяло успешно защищать границы, оборудовать форты.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Они тренировались голыми и наносили на тело оливковое масло

Если ты придешь в спортзал голым или даже в трусах, тебя тут же прогонят, а может, даже и вызовут полицию. Но тогда в Древней Греции все тренировались без одежды. Это не только позволяло телу дышать и лучше охлаждаться, но и имело косвенное достоинство.

Дело в том, что когда ты голый, видна каждая твоя мышца. Когда смотришь на своих товарищей и видишь, что они добиваются больших результатов, чем ты, желание опередить их возрастает, и начинаешь тренироваться еще активнее. Каждый юноша, глядя на своего соседа, испытывал зависть и хотел превзойти его, что разжигало дополнительный соревновательный дух.

Автоматические передвижные декорации Герона

Но Герон мог предложить Александрии больше, чем военные и волшебные машины. Он хотел развлекать и выбрал для этого место, где возможно всё — театр!

В древние времена театр был центром жизни многих людей. Здесь люди общались и обменивались новостями, а также обогащались культурно и религиозно. Это по сути древний эквивалент кино — мир мечты. Здесь была потрясающая акустика, что делало происходящее на сцене ближе и реальнее.

Герон знал, что много может дать театру. Знания, приобретённые во время создания военных машин и игрушек для храмов, могли найти своё применение в театре. Его декорации могли появляться на сцене и исчезать, когда это необходимо.

Отделение в верхней части механизма было наполнено песком, когда он высыпался через серию отверстий, то опускал чашу весов. Чаша была прикреплена к верёвке, которая была намотана вокруг вала. Когда верёвка разматывалась, устройство двигалось вперёд. Затем при помощи переключения рычага, груз поднимался, а конструкция откатывалась.

Герон написал целый трактат об автоматических театрах. Смысл такого театра в том, что в нём движется само по себе. С греческого «автоматика» переводится, как движение само по себе. При этом Герон старался делать механизмы маленькими, чтобы люди не думали, что внутри сидит человек, который всем управляет.

Простая ось с деревянными гвоздями, которая производила все эти движения, возможно была величайшим изобретением Герона. Современный учёный назвал бы это программированием. Неудивительно, что посетители театра восхищались этими декорациями.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Туалетная бумага и человек эпохи модерна

Однако до туалетной бумаги привычного нам вида (в рулонах и с перфорацией) человечество шло почти две тысячи лет. В 1857 американский делец Джозеф Гайети придумал нечто такое, благодаря чему она стала по-настоящему массовым явлением. Он запустил в продажу туалетную бумагу в пачках — 50 центов за стопку (это целых 14 долларов в пересчете на нынешние деньги). Но основная его заслуга не в этом, Гайети использовал старый как мир рекламный трюк: запугать покупателя до смерти. 

До этого изобретения почти вся Америка подтиралась газетами и бесплатными рекламными (а то и предвыборными) бюллетенями. Но Джозеф запустил утку о том, что чернила — главная причина возникновения геморроя, а свои туалетные листы он называл не иначе, как «целебно-оздоровительными». Позже его последователи подхватили идею и начали пугать обывателя раком прямой кишки, выкидышами, лихорадкой и вообще всем, чем угодно. 

Раньше туалетная бумага выглядела элитарнее.

Бумага в рулонах появилась спустя 40 лет, в 1880-х, благодаря английскому изобретателю Оклоку, который назвал его «бумажные бигуди». В 1890-х рулоны уже наводнили США. А в 1928 году немец Ханс Кленк придумал перфорировать их — собственно говоря, так и появилась туалетная бумага современного образца. Далее дело оставалось за малым: сделать так, чтобы эта самая бумага была максимально мягкой и не раздирала задницы потребителей так, как это делали газеты из древесной пульпы или вышедшие из моды конфуцианские трактаты. 

Выходит, что распространенности туалетной бумаги мы обязаны двум вещам: техническому прогрессу и агрессивной беспардонной рекламе, которая работала на запугивании обывателей.

О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то  ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри.  Древнейшим  упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой  трапезе  нож!

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Переносной насос для тушения пожаров

Эксперименты Герона с водой и давление могли подтолкнуть его к созданию первого переносного насоса для тушения пожаров.

Насос Герона

Насос состоял из двух сообщающихся поршневых цилиндра, внутри которых были клапаны. Вода по очереди выталкивалась сначала из одного цилиндра, затем из другого. Для работы насоса требовалось два человека, которые используя принцип рычага, запускали насос. Позже римляне повсеместно использовали такие насосы, чтобы тушить пожары в городах. Правда они улучшили саму технологию, изготавливая детали очень точно, стараясь всё идеально подгонять. Такие вот ручные насосы использовались ещё очень долго в Европе, пока не было изобретено электричество. При помощи него можно было не только тушить огонь, но и откачивать воду из трюмов кораблей.

Принцип работы насоса можно посмотреть в этом видео:

Греческая атлетика в Риме

Кроме произведений культуры римляне заимствовали у греков и образ жизни. В частности, занятия атлетикой. Этот обычай вызывал в Риме наиболее жаркие дискуссии.

В 167 году до н. э. Эмилий Павел отпраздновал победу над Македонией устроенными в Амфиполе играми. Римлянин отправили послов в греческие полисы и эллинистические царства, приглашая их жителей принять участие в играх.

Традиционные римские игры включали кулачный бой, борьбу и бег. В эпоху республики полководцы несколько раз устраивали греческие спортивные состязания в рамках празднования своих триумфов. Полководцы не раз устраивали игры в самом Риме. Чтобы поучаствовать в них, атлеты специально приезжали в Италию. Олимпийские игры 80 года до н. э. остались без внимания многих атлетов — они уехали в Рим на игры, устроенные Суллой в честь победы над Митридатом.


Кулачные бойцы. (Wikimedia Commons)

В эпоху империи атлетические представления из эпизодических стали постоянными. Многие авторы упоминают их наряду с гладиаторскими боями, театром и гонками на колесницах. Октавиан учредил два спортивных фестиваля — в Никополе и Неаполе. В его правление в Риме проходили игры, для которых был построен деревянный стадион. Император Тит трижды был распорядителем на играх в Неаполе. Домициан учредил регулярные спортивные игры в Риме, которые были названы Капитолийскими.

При Августе популярным стал греческий обычай совмещения места для купания и тренировок. Сначала они появились в городах, соседствовавших с греками Италии, в том числе в Помпеях. Затем традиция достигла Рима — на Марсовом поле по этой технологии были построены Бани Агриппы. При Нероне рядом с ними появились новые бани и гимнасий. Кроме того, император предоставил ко дню открытия бесплатное оливковое масло для посетителей.

Сами римляне всё больше времени уделяли тренировкам в палестрах по греческому образцу. Об этом с сожалением писали современники, ностальгировавшие по прошлому, когда наставником был ветеран, а не «презренный грек». На саркофагах римлян появляются изображения кулачного боя и панкратиона. При этом нет ни одного упоминания о римлянине-победителе Капитолийских игр.

Рим стал центром атлетической жизни Средиземноморья. Здесь располагалась штаб-квартира союза атлетов и располагался храм их покровителя Геракла. Здесь же было найдено много надписей, посвящённых спортивным победам. Проходившие в Риме Капитолийские игры по своему статусу уступали только священным играм Греции.


Отдыхающий кулачный боец. (Wikimedia Commons)

В регионах империи действовали местные отделения союза, во главе каждого из которых стояли архонт, секретарь и казначей. Важными должностными лицами являлись ксистархи, задачей которых было приглашать на местные игры известных атлетов. Во время соревнований члены союза становились жрецами.

Римляне противопоставляли физическую и умственную деятельность. Сенека писал, что атлеты, чьими мышцами любуются зрители, слабы духом. Гален призывал юношей заниматься науками, а не атлетикой. Витрувий говорил, что писатели заслуживают большего уважения, чем атлеты. Ведь они не только делают сильнее себя, но и укрепляют умы других.

Римские философы и писатели критиковали увлечение атлетикой в числе других массовых зрелищ (вроде скачек). Но иногда под удар попадала только она как продукт чужой культуры. Атлетика, по мнению суровых квиритов, поощряла гомосексуализм. Плиний Младший с одобрением сообщал своему адресату, что в городе Вьенна под давлением одного из должностных лиц запретили гимнастические состязания (как дурно влияющие на нравственность граждан). Плиний хотел, чтобы запретили и Капитолийские игры.

Кроме того, атлетику противопоставляли военной подготовке. Тацит с сожалением писал, что юноши вместо военной подготовки занимаются кулачным боем.

Несмотря на критику, атлетика вошла в римскую жизнь. Но осталась в ней только как развлечение. Профессиональный спорт по-прежнему был греческим.

Виды сосудов

В период расцвета искусства вазописи мастера изобрели специальную краску, которая наносилась на сосуды и при этом не требовала обжига. Такие вазы, как правило, не использовались в быту и применялись в культовых целях (их клали в могилы). Поскольку сосуды были самых разных форм, то и сцены различались по масштабам. Большие парадные сосуды расписывались мифологическими сюжетами или сценами торжественных празднеств (например, знаменитых Олимпийских игр).

Однако значительная часть ваз предназначалась для бытовых нужд. Например, диносы использовались для хранения спиртного, алабастры – для косметических средств. Росписи таких небольших сосудов были более скромными, камерными, простыми. Некоторые вазы специально расписывались для пиршеств, после чего их дарили гостям. Кроме того, античные мастера не только расписывали вазы, но и украшали их лепниной. Наибольшего мастерства в этом искусстве достигли живописцы из Сицилии. В заключение следует сказать, что искусство вазописи в Древней Греции на несколько десятилетий определило развитие живописного искусства. Собственно, сама живопись не получила в этой стране большого развития, зато роспись сосудов достигла такого высокого уровня, что повлияла на его становление в соседних районах.

Древняя керамика

Глиняные сосуды всегда представляли для археологов особый интерес. Определенная форма сосуда, например, может подсказать, что за строение было здесь в древности — зернохранилище или храм. Особенности стиля и техники изготовления керамики очевидны, и это дает информацию об исторической датировке захоронения или поселения. Происхождение и качество сырья (глины), местные и национальные ремесленные традиции, кроме того, позволяют обозначить направления и тенденции, по которым в древние времена развивалась торговля.

Египетские гончары делали в основном бытовую утварь —небольшие чаши и кубки, а также амфоры и различные сосуды, в том числе крупные для хранения сыпучих и жидких товаров. Гончарный круг был изобретен в эпоху V династии (2494-2343 гг. до н. э.), но полное признание получил, лишь обзаведясь ножным приводом во времена Второго переходного периода (1650 – 1550 гг. до н. э.).

Эти нововведения позволяли использовать в работе обе руки, скорость вращения создавала центробежные силы, что также усовершенствовало технику лепки. В результате керамика времен Нового царства стала легче, изящнее, удобнее. Тогда же наступила пора расцвета для декоративной отделки посуды. Мастера Древнего Египта не использовали глазурь для облива керамики, но к концу XVIII династии гончарные изделия стали украшать геометрическим рисунком или орнаментом, используя краски, жидкий глиняный раствор или вдавленную цветную роспись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: