Географические особенности
Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).
Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:
- Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
- Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
- Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
- Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.
Торговля и грабёж. Последующие эпохи
Поскольку в эту историческую эпоху у племён, подобных викингам, граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей (Древнерусского государства) походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.
В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Для сравнения — аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».
Волоком к Днепру
Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия. Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.
Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.
Карта-схема пути
Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути
Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков. Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.
Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные. Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.
После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.
Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год.
Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.
Волжская Булгария
Одним из крупных государственных образований Восточной Европы в IX – начале XIII в. была Волжская или Волжско-Камская Булгария, расположенная в Среднем Поволжье и Прикамье. Ее территория включала земли по обоим берегам Волги от впадения Камы до Самарской Луки, а на востоке владения поднимались по Каме до реки Белой. Основу населения Волжской Булгарии составляли булгары (болгары), ассимилировавшие местное финноугорское население. Первоначально сложившийся союз болгарских и местных племен до Х в. находился в подчинении у хазар. Политическую самостоятельность Волжская Булгария обрела после разгрома Хазарии киевским князем Святославом в 965 г. Впоследствии, с расширением территории государства, в сферу его влияния попала часть мордовских (на западе) и башкирских племен (на востоке).
Для формирования хозяйства большое значение имел переход кочевников-болгар (в IX–X вв.) к оседлому образу жизни и земледелию в качестве основного занятия. В пределах государства, на территориях, прилегающих к Волге и Каме, сложился крупный земледельческий район, где основой хозяйства стало плужное земледелие. Здесь сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и другие культуры. С конца IX в. булгарский хлеб вывозился в соседние страны, в частности, по Волге в Суздальскую землю. В других местах самостоятельной отраслью хозяйства являлось скотоводство, заметное распространение сохраняли охота, рыбная ловля, бортничество. В Волжской Булгарии было широко распространено производство земледельческих орудий, а также металлургическое производство, в котором в Х в. выделяется ряд специальностей, в том числе оружейники, медники, замочники, мастера по производству котлов и т. д.
Большинство городов Булгарии, известных по историческим источникам и исследованных археологами, располагалось на левом берегу Волги. На правом собственно булгарских поселений было меньше, а из значительных городов здесь находился лишь Ошель. Столицей государства в Х – первой половине XII в. был Булгар на восточном берегу Волги, южнее впадения в нее Камы. Во второй половине XII – начале XIII в. главным центром был Биляр (Буляр), находившийся в нескольких десятках километров к востоку от Булгара на реке Малый Черемшан. Во время монгольских нашествий 1230–40-х гг. он особенно сильно пострадал и утратил свое значение. Сувар, который располагался несколько южнее, иногда связывают с племенем савиров (сабиров), переселившимся сюда с Северного Кавказа.
Путь «из варяг в греки» — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Пу́ть «из варя́г в гре́ки» — древний водный (морской и речной) и сухопутный торговый путь из Балтийского в Черное море в Византию. По этому пути в 9-12 веках шла активная торговля Руси и Северной Европы с Византией.
Торговый путь проходил от Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, затем волоком до реки Тора, которая впадала в Западную Двину, далее вних по Двине до Кастли, затем волоком до Днепра и далее в Черное море. На этом пути находились крупнейшие города — Новгород Великий, Киев.
В древних трактатах описан также путь от Новгорода до Днепра, а также вариант связи среднего Поднепровья с волжским торговым путем, через Азовское море. Киев оставался одним из главных городов, через который шли все сухопутные пути, как на восток (в Булгар), так и на запад (в Европу) — через Краков в Регенсбург.
В «Повести временных лет» путь описан следующим образом:
бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.
«Повесть временных лет»
Из Новгорода (Северной Руси) — везли меха пушных зверей (соболя, куницы, бобра, выдры, бобров), ткани из льна, кожу, лес, смолу, мед, воск, кованую утварь, изделия из керамики, оружие.
Из Киева (Южной Руси) — хлеб, разные ремесленные и художественные изделия, серебряные монеты и др.
Из Скандинавии на юг везли железо-сырец, оружие, художественные изделия, моржовую кость, изделия из китовой кожи.
Из Византии — вина и пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги.
Из Прибалтики — янтарь.
Экономическое значение пути для Древней Руси
Торговые отношения с южными регионами осуществлялись с помощью лодок, которые на Руси называли ладьей. Их размеры были разные, в длину более 10-16 метров, а в ширину – от 2-х до 3,5 метров. Использовались на таких судах паруса и несколько весельных рядов. Для передвижения по Черному морю, купцы использовали византийские корабли.
Из Скандинавии купцы везли рабов и солдат, сырец-железо, амбру, кожаные и костяные предметы. Шли оттуда и товары, награбленные морскими разбойниками. Из Прибалтийских земель доставлялся янтарь, а из северорусских земель – разнообразная пушнина, воск, смола, древесина, мед, ремесленные предметы. Более южные русские территории торговали хлебом, серебром, изделиями местных ремесленников. Византия, в свою очередь, предлагала посуду, ткани, вина, иконы, книги, пряности, ювелирные изделия и др.
Поскольку данный маршрут очень сложный для прохождения из-за климатических и географических особенностей, то ряд историков считают, что он был мифическим. Такого мнения придерживается С. Бернштейн-Коган, однако делит этот путь на две экономические зоны – южную и северную, которые имели место быть. Это мнение разделяется некоторыми специалистами, которые ссылаются на слабую источниковую базу. Они считают, что говорить о едином торговом пространстве не стоит.
В развитии торговли славяне были заинтересованы, для Руси она была очень выгодной и имела огромное экономическое значение.
В географическом плане, возникшие на территории Древней Руси города, располагались вдоль главного речного пути «из варяг в греки» — они длинной цепочкой вытянулись по линии Днепр-Волхов.
Этот товарообмен между государствами закреплялся законодательно, обговаривались особые условия, учитывающие не только Византийские законы, но и законы Древней Руси, а это говорит о том, что торговый путь «из варяг в греки» имел не только экономическое, но и политическое значение для развития дальнейших связей.
Великий торговый путь на протяжении 6-ти веков был основным каналом общения между языческим севером и просвещенным Средиземноморьем с традициями античной культуры и государственности.
Общество Византии, имевшее развитое ремесло, древние городские центры, высокую культуру и сложные политические структуры, являлось сильнейшим импульсом для развития славян, скандинавов и других народов Восточной и Северной Европы.
Торговый путь «из варяг в греки» был путем от языческого варварства Севера к эллинистически-христианской духовности, соединивший две цивилизации – древнюю римско-византийскую с рождающейся балтийской цивилизацией Северной Европы.
Со второй половины XI века это транзитное движение начало затухать, что было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе. Одна из причин того связана с появлением транс-европейских сухопутных дорог.
Где пролегал маршрут?
Эта дорога связывала обширные земли и отдаленные территории. Ее крайними точками были северные и южные страны. Соответственно на севере дорога начиналась от стран Скандинавии, балтийского региона, на юге завершалась Византийской империей. Естественно, существовало и обратное движение.
Если описывать подробнее, то из Балтийского моря путь шел в реку Неву, из нее суда попадали в Ладожское озеро, далее из него по реке Волхов плыли в Ильмень озеро, из которого корабли попадали в реку Ловать. Дальше нужно было перетаскивать суда по земле волоком в реку Днепр и уже проплыв по ней корабли достигали Черного моря.
Так выглядит основная линия дороги. Она также имела и ответвления. При этом в целом общая направленность между севером и югом сохранялась. Например, иногда с севера из Балтийского моря плыли не через Неву, а через Западную Двину и уже проплыв по ней перетаскивали корабли в Днепр. Также из Балтики иногда отправлялись на юг рекой Вислой. Это западное ответвление. Было и восточное, когда путь шел не через Днепр, а через Волгу в Каспийское море.
Южный черноморский берег и крымский входил в состав Византийской империи. Большая часть пути пролегала через Киевскую Русь.
Организация путешествия
Путь «из варяг» начинался с побережья Швеции, с острова Готланд или других мест прибрежной Скандинавии. Считается, что воины и торговцы до Ладоги или Волхова добирались на больших морских ладьях — это корабли около 17 метров в длину и 2-3 — в ширину, обязательно имеющие парус и десяток пар весел. Судно было тяжелым, но с небольшой осадкой (около 1 метра), что позволяло викингам причаливать прямо к берегу и грабить близлежащие поселения.
Далее путешественники пересаживались на речные суда — они были меньше по размеру (до 10 метров в ширину) и с осадкой до полуметра. Такие ладьи-долбленки, сделанные из ствола одного дерева, также могли ходить под парусом и веслами, но с меньшим количеством гребцов.
Опасные пороги преодолевались одним из двух способов: на частично избавленных от груза судах либо волоком в обход. В первом случае использовались шесты или крепкая веревка для вытягивания ладьи, во втором — колеса или катки. Историки предполагают, что путь иногда использовался и в зимнее время, когда волоком тащить корабли по льду гораздо легче, чем по земле, особенно с использованием саней.
Если верить скандинавским сагам и письмам Константина Багрянородного, то путешествие из варяг в греки начиналось обычно весной, реже — осенью, но тогда зиму, как правило, проводили на «озере Нево» и весной отправлялись дальше. Таким образом, основной грузопоток приходился на раннюю весну-начало лета, когда реки были достаточно полноводны для прохождения судов.
Историческое значение
Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:
- Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
- Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.
Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.
Как менялось значение рек в жизни общества?
Вплоть до начала XVIII в. в нашей стране реки использовались для судоходства только в естественном состоянии, не изменённом человеком. При Петре I началось строительство каналов и подпитывающих их водой водохранилищ. Первый в России канал был построен в районе города Вышний Волочёк, само название которого говорит об издавна существовавшем на этом месте волоке (по которому суда переправлялись из бассейна Волги в бассейн Балтийского моря). Главной его задачей было снабжение новой столицы — Санкт-Петербурга всем необходимым из глубинных районов России. Эта Вышневолоцкая водная система выполняла свою роль до начала XIX в., когда была построена более мощная Мариинская система, соединившая Волгу с Онежским озером.
К концу XIX — началу XX в. возникла новая отрасль хозяйства — гидроэлектроэнергетика. В 1930- 1970-х гг. был создан самый крупный в нашей стране каскад ГЭС на Волге и Каме. К середине XX в. речные бассейны европейской части России были объединены в Единую глубоководную систему цепочкой каналов и водохранилищ. Самые крупные каналы — Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский и Волго-Донской (рис. 60). Это обеспечило доступ из всех больших речных портов Европейской России к пяти морям (найдите их на карте), а от них и к другим. Позже, в 1960—1980-х гг., были построены новые ГЭС на сибирских реках, прежде всего на Ангаре и Енисее.
В азиатской части страны большая часть крупных судоходных рек протекает в малоосвоенных суровых районах с редким населением. Реки Сибири и Дальнего Востока не объединены в единую систему, каналов там практически нет.
В последние десятилетия, с обострением экологических проблем, всё большее внимание обращается на роль рек в поддержании экологического равновесия. Особо актуальными стали проблемы загрязнения рек, сохранения малых рек, которые сильно деградируют и даже исчезают при чрезмерной хозяйственной «нагрузке».
В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВЕННО ПРЕОБРАЗОВЫВАЛ РЕКИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ РАСТУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ И ЭНЕРГИИ И ЧАСТО НАНОСЯ РЕКАМ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД. |
Путь «из варяг в греки»
Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.
Нападение викингов
В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.
Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.
Что такое волок?
Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.
Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.
Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).
Поделиться ссылкой
Проверь себя
Задание 1.На юге восточные славяне соседствовали с:
- Финно-угорскими племенами;
- Волжской Булгарией;
- Византийской империей;
- Литовскими племенами.
Задание 2. Центром расселения полян являлся:
- Киев;
- Смоленск;
- Новгород;
- Искоростень.
Задание 3.Выберите все характеристики, которые описывают подсечно-огневую систему земледелия:
- Земельный участок использовался два-три года;
- Заключалась в постоянном переходе с одной земли на другую при использовании всех возможностей данного участка земли;
- Было распространено на юге;
- Заключалась в вырубке и сжигании деревьев.
Задание 4.Народное собрание у восточных славян называлось:
- Феод;
- Ополчение;
- Вече;
- Дружина.
Задание 5.Соотнесите бога и “выполняемую им функцию”:
А) Перун | 1) Бог огня |
Б) Симаргл | 2) Бог грома |
В) Сварог | 3) Бог подземного мира |
Г) Хорос | 4) Бог солнца |
Ответы: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 124; 4. – 3; 5. – 2314.
Внутренняя торговля на территории Киевской Руси.
О внутренней торговле существует мало письменных свидетельств, поэтому исследователи при описании этого явления в основном опираются на археологические находки. Общепризнанно, что развитие внутренней торговли в Киевской Руси произошел благодаря стремительному ремесленном прогресса. У жителей средневековой страны появилось больше товаров для обмена, мастера требовали не только сбывать произведенную ими продукцию, но и закупать сырье для производства.
Торговля была налажена не только в городах, но и в некоторых селах, которые назывались «погостами». Рынки работали регулярно, а то и ежедневно. На них был налажен натуральный обмен продуктами, сырьем и готовыми изделиями. Возможна была схема заказа, при которой обмен выполнялся по предварительной договоренности. Постоянный товарообмен в рамках небольших регионов продолжался на протяжении всего существования Киевской Руси.
Также он существовал в рамках всего государства, что доказывают найденные на большом расстоянии от Киева творения столичных мастеров – стеклянные браслеты, вещи с перегородчатой эмалью, шиферные прясла и прочее. Также необходимы товары поставлялись из одних регионов в другие; так, Галицкая земля поставляла соль, а Новгородская была главным поставщиком качественного меха.
В таких условиях с населения выделилась отдельная каста купцов, которые занимались только покупкой и продажей и наживали на этом большие богатства. Значительную часть из них составляли мелкие купцы – коробейники. Они отправлялись в разные уголки Киевской Руси, где пытались реализовать свои товары. Богатые купцы, которые занимались торговлей в больших объемах, создавали собственные корпорации и отправляли свои караваны не только через всю страну, но и за границу.
С развитием торговли с другими странами до древнего государства потянулись приезжие купцы и дополнения натурального обмена на Руси стала возможной торговля за деньги. Для оплаты использовали в основном иностранные монеты, в X-XI веках киевские князьяВладимир и Ярослав попробовали ввести собственные деньги, серебреники и златники, однако большого влияния на торговлю они не произвели.
География расселения славянских племен
Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину, ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):
- поляне жили на Днепре,
- северяне на Десне,
- древляне и дреговичи на реке Припять,
- кривичи на Волге и Двине,
- радимичи на реке Соже,
- вятичи на Оке и Доне,
- словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое,
- полочане на р. Ловать,
- дреговичи на р. Сож,
- тиверцы и уличи на Днестре и Пруте,
- уличи на Южном Буге и Днестре,
- волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.
Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.
Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии. Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р
Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э
Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э.
Восточнославянские племена на карте.
Природные условия
Протяженность пути составляла около 2 тысяч километров по материковой части и более 4 тысяч — по морям в обход Европы. Дорога была непростой, природные условия и общая малозаселенность делали путешествие весьма опасным.
На одних участках рек ладьи должны были двигаться против течения, на других — преодолевать пороги. Так, на Волхове на протяжении 20 километров продолжаются Волховские и Пчевские пороги. Всего же на пути от озера Нево до устья Днепра общая протяженность порогов могла доходить до 200 километров.
Неспокойное озеро Ильмень даже сейчас может быть проблемным для судов, а по реке Ловать на юг нужно было плыть против течения, причем до определенного места. Далее — волоком и с использованием сети мелких речек, таких как Каспля и Жереспея, можно добраться до Днепра. Эти реки также могли преподнести неприятные сюрпризы, например на Каспле в то время существовали значительные пороги.
Днепр течет спокойно примерно до Орши, далее начинаются Кобеляцкие пороги, а затем еще девять опасных участков, ныне затопленных Днепровским водохранилищем. Император Константин Багрянородный писал, что приплывающие ладьи, потрепанные порогами и долгой дорогой, требуют переоснащения. Вероятно, с необходимостью ремонта судов связано появление цепочки поселений по берегам Волхова и в районе Днепровских порогов.
Основные плавательные средства
Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. — шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.
Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век), кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долблёные ладьи на 30-40 человек — однодерёвки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.
Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.
Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, кормщиками, а по-гречески — кибернетами.
Население Восточно-европейской равнины до прихода славян
Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).
Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия. В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).
Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).
В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения.
А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы.
На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат.
Восточная Прибалтика
Некоторой обособленностью отличалась Восточная Прибалтика. Здесь во второй половине первого тысячелетия среди балтских и финно-угорских племен происходило разложение общинного строя и социальное расслоение, создавались объективные предпосылки для складывания государства. Общим для племен, населявших Прибалтику, было образование отдельных объединений, предшествовавших появлению государственности. Так, у пруссов в IX–XII вв. предполагают существование 8 таких объединений, а к XIII в – появление конфедерации из 11 «земель». В Восточной Латвии не позже второй половины XII в. появились два княжества латгал: Герцике (Ерсика), зависевшее от Полоцка, и Талава, зависевшее от Пскова. На территории эстов в XI–XII вв. также сложились территориальные общины-земли. В Литве возникают собственные политические объединения: Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др., которые впоследствии стали базой для образования государства.
В Прибалтике существовало сравнительно развитое земледельческое хозяйство. Подсечно-огневое земледелие примерно с VIII в. уступает место пашенному в форме лесного перелога с постепенным распространением трехполья и обработки земли сохой с железными наконечниками. Основными культурами были рожь, овес, затем следовали ячмень, пшеница. В целом ряде мест широкое развитие получило скотоводство (иногда являясь даже главным занятием населения). К IX–XII вв. достаточно высокого развития достигло ремесленное производство, в котором, помимо переработки продукции сельского хозяйства, распространение получили обработка дерева, гончарное дело, а также добыча и обработка металла. Наиболее интенсивно кузнечное ремесло, основанное на добыче железа из болотной руды, развивалось у куршей. Курши, пруссы и земгалы имели значительное количество морских судов и вели оживленную морскую торговлю.
В конце XII в. папа Целестин III провозгласил крестовый поход для обращения ливов в христианство. С 1198 г. отряды немецких крестоносцев проникают в устье Западной Двины, где в 1201 г. ими была основана крепость Рига. Годом позже епископ Альберт учредил Орден рыцарей-меченосцев с центром в Риге, откуда они стали совершать походы на ливов, эстов и земгал. В 1226 г. император Священной римской империи Фридрих II особой грамотой отдал Тевтонскому ордену в качестве имперского лена все будущие завоевания в землях пруссов. После разгрома меченосцев литовцами и земгалами (в битве под Шауляем 1236 г.), в 1237 г., произошло их слияние с Тевтонским орденом, северное отделение которого стало именоваться Ливонским орденом. В состав Ордена вошли, таким образом, все побережье Балтийского моря от устья Вислы до Рижского залива включительно (земли эстов с Ревелем до реки Нарова оказались во владениях Дании), земли пруссов от Вислы до Немана, территория современной Латвии и земли ливов и латгал вплоть до Чудского озера.