Южноамериканские мифические существа

Тонкости производства

Во время изготовления ножа следует учитывать ряд рекомендаций, без соблюдения которых инструмент будет непригодным. Перечислим некоторые из них:

  • гарда не может превышать 70 мм, чтобы та не цеплялась за одежду;
  • остриё не должно быть слишком поднято, так как это не позволит использовать нож в качестве режущего инструмента;
  • слишком низкий уровень острия не позволит применить нож для рубки;
  • лезвие не должно быть слишком тонким, чтобы не сломаться в процессе в эксплуатации;
  • ножны должны обеспечить надёжное вхождение клинка, если они будут сделаны правильно, то оружие не будет ощущаться на теле владельца;
  • остриё должно располагаться по центру, в таком случае значительно повышается проникающая способность.


Классический профиль ножа Боуи.

Профиль ножа Боуи следует изготавливать в соответствии с потребностями его использования. Вариантов реально не мало, в данном случае играет роль вкус и предпочтения мастера. С учётом всех мелких нюансов, полученный результат

Изготовление ножа Боуи своими руками

Для изготовления клинка подойдёт не всякая сталь. Материал должен обладать прочными характеристиками и одновременно гибкостью. Выбирайте сплав устойчивый к коррозии, будет меньше проблем в дальнейшей эксплуатации изделия. Кратко опишем процесс изготовления клинка:

  1. Необходимые материалы: пластина стали, древесина для накладок, латунь для больстера и гарды, штифты для крепления накладок и эпоксидный клей.
  2. Инструмент пригодится профессионального назначения. Для замены его существуют простые альтернативные варианты, работа будет выполняться дольше, но не менее качественно. Понадобятся: точильный и сверлильный станки, горн или муфельная печь, молоток, масло для закалки, измерительный инструмент и множество дополнительных мелочей. О них читатель узнает в ходе повествования.
  3. Начинать следует с вырезки шаблона будущего изделия. Прекрасный эскиз присутствует в статье. Шаблон делается на жёстком картоне. Так мастер сможет приблизительно увидеть будущее изделие.
  4. Затем следует перенести эскиз на пластину металла. Теперь очередь болгарки. Процесс сложный и долгий, обрезной круг однозначно понадобится не один.
  5. Вырезав заготовку, её следует отшлифовать. Так мастер уберёт мелкие задиры и зацепы после грубой работы УШМ. При наличии ленточной шлифмашины – процесс займёт немного времени. Иначе надеваем специальный круг на болгарку и обрабатываем деталь.
  6. Формирование скосов на клине – дело тонкое и требует особой внимательности. Симметрия – важнейший элемент. Штангенциркуль здесь просто необходим.
  7. Необходимо насверлить отверстия под штифты. Рукоять накладного типа предусматривает две накладки из древесины на хвостовик с обеих сторон. Удерживать их будут латунные штифты, которые в процессе заклёпываются.
  8. Сделав спуски, насверлив отверстия и наметив режущую кромку, следует закалить клинок. Процесс проводится при разных температурах в соответствии с маркой стали заготовки. Обычно она колеблется в районе 800-900 градусов. Остужать изделие следует в отработанном машинном масле. Понадобится муфельная печь или кузнечный горн. После необходима процедура отпуска металла.
  9. Изготовить больстер и гарду – труда не составит. Все детали следует подгонять по заготовке. Накладки на рукоять вырезайте строго по контуру хвостовика.
  10. Собрав детали и заклепав штифты, необходима финишная шлифовка всего ножа, и заточка режущей кромки.

Описанный процесс, выглядит довольно просто. Обольщаться не следует – изготовление ножа Боуи своими руками, дело сложное. Имея необходимый профессиональный инструментарий, времени уйдёт меньше, нежели при использовании любительских приспособлений.

Краткая история

Боевой путь этого оружия начался в 1827 году, когда фронтирьер Джеймс Боуи получил от своего старшего брата Резина (в другой транскрипции, Ризона) первый образец этого ножа. Известный оружиевед Гарольд Петерсен приводит следующие ТТХ самого первого ножа боуи:

  • длина клинка — 240 мм;
  • ширина — 38 мм;
  • заточка — однолезвийная.

Это все, что известно о первом ноже боуи. Никаких исторических данных о его геометрии нет. Есть предположение, что выглядел он примерно вот так:

На фото выше — копия, которая, как считается, снята с первого ножа Боуи, но не сам этот клинок. Тот, первый нож в перипетиях жизни владельца пропал безвестно.

ПРИМЕЧАНИЕ: в историчности этой копии также есть большие сомнения. Возможно, что она не имеет к ножу Боуи никакого отношения.

В любом случае — о форме самого первого клинка боуи информации нет.

Как видите, никакого скоса обуха и крестовидной гарды у копии прототипа нет. Больше всего это оружие напоминает универсальный походно-охотничий тесак, пригодный для использования в рукопашных схватках. Впрочем, почему напоминает? Оно им и является по факту.

Я встречал упоминания, что выкован исторический прототип был из напильника для обработки копыт лошадей перед подковыванием. В те годы в Штатах напильники делались из наиболее качественной стали, а потому очень ценились. Но правда это или нет — не знаю. Петерсен об этом не упоминает, а данным всяких современных сайтов как-то, извините, нет доверия…))

«Нож боуи» очень быстро стал брендом. Несмотря на то, что люди не знали, как в точности он выглядит, они очень хотели иметь такое же оружие, как у легендарного фронтирьера, по совместительству народного героя. Существующая на данный момент форма, которой суждено было стать классической, появилась трудами безвестных кузнецов южных и юго-западных штатов — Миссисипи, Арканзаса, Техаса, Миссури, Луизианы и прочих.

Нож этот превратился в своеобразное воплощение духа Дикого Запада…))

Преимущества и недостатки

Пчак, как и много столетий назад, удобен на кухне. Все пользовавшиеся им признают его подходящим лучше всего для разрезания мяса, хлеба, овощей, фруктов, для их очистки или шинковки. При этом упав острием вниз, он не поранит ногу или руку: задранный вверх кончик лезвия не даст этого сделать.

Среди недостатков — уже упоминавшаяся мягкость стали и необходимость постоянного подтачивания ножа. По причине мягкости стали пчак не годится для разрезания или подрубливания костей — он погнется. Люди с тонким восприятием замечают, что нож придает привкус ржавчины влажным продуктам. Зато для резки хлеба пчак считается незаменимым.

Для большего удобства существуют модели ножей, выполненные на основе образа ножа пчак, но с применением современных технологий и материалов. Такие делает ООО «Кизляр».

История появления канадского ножа

Нож канадского типа появился далеко не случайно. Он сделан по образу классического клинка местного населения – канадских индейцев. Они использовали клинок для свежевания добычи и разделки туш животных. Канадский нож очень похож на большое охотничье изделие.

Обух имеет небольшой скос, заточка клинка односторонняя. Для повышения жёсткости конструкции, имеются большие долы. У клинка имеется ярко выраженная пята, при использовании изделия туда можно упираться пальцем.

Для предотвращения соскальзывания руки, на рукояти имеется крестовина.

Было не много мастеров, которые умели изготавливать такие клинки. Даже индейцы с большим нежеланием обменивали ножи на что-то очень ценное. Порой таким предметом мог стать только порох.

Ситуацию в корне получилось изменить Рудольфу Гроумэну из Чехии и Дину Расселу, второй был канадцем индийского происхождения. Господин Рассел частенько бывал в Чехии и закупался на ножевой фабрике, на которой работал Гроумэн.

После долгих уговоров Гроумэн решил открыть производство ножей в Канаде. Начиналось всё с изготовления клинков в гараже. А втот период времени Дин Рассел стал секретарём министра Канады.

А он был заядлый охотник и сильно возмущался, почему в магазинах нет нормальных охотничьих ножей. Он помог Гроумэну раскрутить своё производство. Тогда мир увидел первую модель канадского ножа.

Ножи канадского типа.

Основные характеристики гаучо литературы

На протяжении всей своей истории можно сказать, что литература гаучо соответствует определенным существенным признакам:

— Ла-Пампа — это сцена, на которой разворачиваются истории, и место, где Гаучо приобретает простую и одинокую личность..

— Гаучо — главный герой.

— Элементы, которые всегда сопровождают гаучо, — это лошадь, пончо, нож и помощник..

— Конфликт между городом и деревней представлен.

— Есть описания крестьянской жизни и обычаев географического района.

— Сильный социальный компонент присутствует через критику.

— Использование монолога преобладает над диалогом.

Выдающиеся работы и авторы

Рафаэль Облигадо

Он считается одним из самых важных фигур гаучо литературы благодаря работе Сантос Вега, стихотворение, основанное на одноименной истории костумбриста Эдуардо Гутьерреса. Еще одно его выдающееся произведение — Аргентинские легенды, который возвышает аргентинский фольклор.

Эстебан Эчеверрия

Поэт, который сатирически выразил пищевые обычаи района Рио-де-ла-Плата в тексте Извинение матамбра.

В тексте Echeverría превозносит свойства матамбра (кусочек говядины) на иностранные продукты.

Эдуарда Мансилья де Гарсия

Аргентинский писатель живет во Франции. Он написал работу Пабло у ле ви на пампасах (или Пабло или жизнь в Пампасах), один из самых популярных романов в стране, созданный в гаучо-пейзаже.

Хосе Эрнандес

Аргентинский поэт широко известен своими работами Гаучо Мартин Фиерро (также называется Путь) и Возвращение Мартина Фиерро.

Посредством обеих книг Эрнандес сумел закрепить образ аргентинского гаучо, превратить его в национальный символ и представитель аргентинского характера.

Современные реплики

Оригинальный нож финка НКВД сегодня можно встретить на специальных выставках или аукционах. Стоимость такого клинка будет действительно высока. Но в современных реалиях, ничего не мешает изготавливать хорошие копии оригинальных ножей.
На рынке можно встретить очень много реплик легендарного клинка. Их производят очень многие крупные предприятия и частные мастера. Ножи могут немного отличаться внешним видом, но основные характеристики изготовители стараются сохранить.

Изделия специально подгоняют в рамки закона. Такие ножи доступны для приобретения любому человеку. Есть изделия максимально приближенные к оригиналу, и отличить подделку сможет лишь специалист.

Коллекционные и рабочие варианты


Большой выбор ножей.

Все рабочие типы имеют резкий подъем линии лезвия к острию. Среди них различают модификации:

  • толбарги (тугри) — означает «лист»; острие находится ниже линии обуха, подходит для разделки мясных туш;
  • кайке — «универсальный», с острием выше линии обуха, предназначен для резки мяса, овощей, хлеба;
  • казахча — для рыбаков, отличается плавной выемкой на середине обуха, служащей для чистки чешуи;
  • кушкамалак — «боевая» модификация, с двойными долами-канавками на клинке для его дополнительной жесткости и прочности (в советские времена мастера остерегались делать такие ножи — подобные лезвия считались признаком холодного оружия, запрещенного для граждан).

Среди подарочных вариантов ценится ручная работа опытных мастеров. Выбор на любой вкус предоставляют специализированные интернет-сайты. Кроме фото, они сообщают, каков материал клинка, рукояти и ножен.

Для изготовления коллекционного пчака используют дамасскую, подшипниковую, нержавеющую сталь.

Материалом рукоятей могут быть рога животных (тура, архара, сайгака), кость жирафа, бивень мамонта, эбонит, дерево ценных пород (карельская береза, граб, абрикос, чинара), серебро, мельхиор. Как вставки в материал рукояти применяются бирюза, перламутр, олово. Иногда в украшении используется гравировка золотом или серебром, эмалевая роспись.

Национальные традиции отделки

Восточный колорит дают характерное лезвие, гравировка на нем и на рукояти и тамга — клеймо. В гравировке традиционно используются стилизованные растительные мотивы, а в клейме — символы ислама. К последним относятся полумесяц, звезды, цитаты из Корана, коробочка растения хлопка. Иногда тамга обозначает название местности, где сделан нож, или имя автора.

В Узбекистане пишут латиницей с 20-х гг. прошлого века, надписи по-арабски на пчаках не делают. Исключение составляет клеймо «Шахрихан». При этом некоторые мастера не обозначают ни место работы, ни даже собственное имя, предпочитая, чтобы их узнавали по индивидуальному стилю, в котором выполнено изделие.

В рукоятях подарочных, коллекционных ножей ручной работы используют инкрустацию перламутром, бирюзой, которая всегда ценилась на Востоке, и другими камнями. У старинных изделий темный цвет с желтым или голубым отливом — это следы травления или воронения, так как углеродистая сталь легко окисляется и ржавеет. Воронили традиционно железным купоросом (сульфат железа) или хлористым железом (хлорид железа).

Ножны украшают так же, как клинок и рукоять. К традиционным материалам — коже, замше, плотной материи — сегодня добавился кожзаменитель. Пчак вставляется в ножны глубоко, на 2/3 длины, и никак не фиксируется в них. В ножны кладут деревянные плашки, чтобы не повредить изделие при движении.

Мечта юных «чингачгуков»

«Козьи ножки» были мечтой советских мальчишек. Во-первых, их привлекало заграничное происхождение ножа. Хотя надпись Rostfrei, которую зачастую принимали за бренд фирмы-производителя, означала лишь то, что нож сделан из нержавеющей стали. Во-вторых, популярность козьих ножек совпала с «бумом» кинофильмов про индейцев (а такие картины массово снимались, опять же, в ГДР). Нож с копытом на рукоятке производил впечатление «первобытного оружия». Само прикосновение к нему было испытанием не для слабонервных – конечность убитого животного даже после обработки обладала характерным запахом.

Среди советских подростков ходила байка о том, что «козья ножка» при необходимости использовалась в качестве последнего провианта заблудившегося охотника. Для этого рукоятку варили в воде и пили бульон. Нож нёс на себе и отпечаток «блатной романтики»: рассказывали, что он популярен в криминальной среде, поскольку на шерсти рукоятки не остаются отпечатки пальцев.

Несмотря на все перечисленные достоинства, никеры из ГДР были не слишком практичны. Полноценными охотничьими ножами их трудно было считать из-за тонкого лезвия. Кроме того, если нож использовался по назначению, шерсть легко пачкалась. Поэтому уход за «козьими ножками» был труднее, чем за обычными ножами с деревянными рукоятками. Никер требовал особых условий хранения, чтобы не начался процесс гниения, а шерсть не стала пищей для моли.

Первые серийные канадские поясные ножи

Модель под номером один пришлась по душе местным охотникам и рыболовам. Появился большой спрос на это изделие. В дальнейшем было выпущено ещё три прототипа подобного оружия. И уже в 1961 году была основана фирма «Гроуман Найвс Лимитед».

Она выпускала основную модель канадского поясного ножа. Клинки компании получили широкое признание среди профессионалов и любителей. Ножи получали различные награды на выставках мирового масштаба.

Были выпущены изделия для разделки дичи, армейские варианты и модели для выживания в суровых условиях. Канадская армия заказала партию ножей для обеспечения ими своих бойцов.

Причины популярности

Обычно применение ножа определяется исходя от его габаритов, формы лезвия и других показателей. Относительно ножа Боуи, то это уникальное орудие, которое может применяться с разными целями:

  • в качестве кинжала для нанесения колющих ударов;
  • для нанесения рубящих ударов;
  • широкое лезвие позволяет применять его для подготовки древесины для кострища или постройки укрытия.


Завораживающий экземпляр клинка Боуи.

Хоть нож Боуи имеет значительный вес, но он является оптимальным инструментом для решения задач разного рода. В хозяйстве его реально использовать, как подручный инструмент. Прекрасная геометрия клинка и марка стали, не позволит изделию сломаться.

Водные процедуры

Если ковбойская вечеринка проходит на улице в жаркое время года, можно устроить водные бои. Приобретите несколько водяных игрушечных пистолетов и приготовьте чистые большие емкости. Наберите ведра или баки чистой водой и можно начинать обстрел. Игроки разделятся на две команды и вспомнят детство, весело порезвившись на свежем воздухе. Выиграет самая сухая команда.

Если обливания гостям не по душе, можно пострелять из водяного оружия по банкам. Сделайте декорации для настоящего ковбойского тира, на банки можно наклеить фото преступников, а стреляющий будет представлять себя грозным шерифом.

Стиль Gaucho — свобода и независимость

Гаучо — потомки южноамериканских индейцев и испанских завоевателей. Эти гордые люди не признавали никакую власть, имели свой язык и культуру. Занимались разведением скота, постоянно кочевали с места на место. Своим свободным образом жизни, родом деятельности они напоминают ковбоев. Национальный костюм отражает стремление гаучо к независимости: одежда не должна стеснять движений. При этом вещи подчеркивают индивидуальность человека, ярко обозначают его принадлежность к этому народу. Культура гаучо несет следы влияния индийских племен, одежда и аксессуары содержат мотивы и орнаменты, характерные для коренных народов Южной Америки. Известно, что данный стиль вошел  в моду где-то в начале 70-х, хотя племя с таким названием было образовано еще в 16 веке. То есть для того чтобы это стилевое направление получило широкую огласку понадобилось несколько веков. Ну а популярность стиль обрел благодаря хиппи, которые переняли оформление вещей у этого народа.

Женщины были прекрасными наездницами.Актуальная одежда.

Кони, пончо и мате — культура гаучо

На территории нынешней Аргентины в XVIII-XIX веках сложилась уникальная ситуация, когда множество потомков смешанных испано-индейских браков вынуждены были выживать в пампе (степи), охотясь и пася скот, разбойничая и отбиваясь от произвола коррумпированных властей. Так сложилась удивительная культура гаучо, местного аналога ковбоев, чье название с одного из индейских языков можно перевести как «бродяги». 

Трудности выживания до совершенства отточили у бродяг навыки верховой езды, ведь без лошади в бескрайних пампасах было просто не выжить. Местные мачо бравировали тем, что могли бросить с коня шляпу на землю и поднять ее, свесившись на полном скаку и не касаясь поводьев. Подобные навыки легко представить, если знать, как тренировались гаучо.

В статье исследователя Ричарда У. Слатта «Гибель гаучо и расцвет конного спорта в Аргентине», приводится целый список подобных развлечений-тренировок. К примеру, печандо — это забава, когда два всадника на скорости врезались друг в друга, падали с лошадей, вставали и снова повторяли действие, пока один из них не выбывал из-за травмы или усталости. Марома — всадник со специальной перекладины прыгал на спину скачущей дикой лошади или дикого быка и удерживался там, пока лошадь не начинала его слушаться, а бык не погибал. 

Рекадо — развлечение вроде подбора шляпы, только гораздо сложнее. Всадник на полном скаку начинал отстегивать части седла и выкидывать их на землю, а затем на такой же скорости собирал их обратно. Но самое жесткое испытание называлось пиалар — гаучо на полном скаку пролетал мимо своих приятелей и те старались накинуть лассо на ноги его лошади. Естественно, несчастное животное падало, иногда ломая себе ноги. А всадник должен был при этом выжить. Звучит как совершенно идиотское развлечение, но смысл в нем был. Гаучо не сильно берегли своих лошадей, их у каждого было несколько. А в степи часто встречались норы грызунов или иных животных, и умение выжить при падении с лошади на полном скаку было на вес золота.

Кроме коня атрибутом настоящего гаучо всегда была особая накидка, пончо. По сути, это просто большой прямоугольник из шерстяной ткани с отверстием для головы. Его использовали как верхнюю одежду, как стол, на котором играли в карты, и как одеяло для сна. А иногда оно становилось знаменем. Исследователь Д.Л. Черевичник в своей книге «Всемирная история поножовщины: народные дуэли на ножах в XVII-XX вв.» пишет, что у генерала Росаса пончо-флаг был красный, а у Хуана Лавайе цвета неба.

Виды пончо

Известны гаучо и своим пристрастием к мате — напитку из листьев падуба, которые сначала высушивались и измельчались, а затем заваривались. Из-за наличия большого количества кофеина, такой напиток сильно бодрит. Его популярность была настолько велика, что появился даже специальный «язык мате», в котором добавки к напитку обозначали разные послания.

Черевичник в вышеупомянутой книге так описывает эти послания: горький вкус — безразличие, сладкий — дружба, с мятным бальзамом — недовольство. Если подавали мате с корицей, то вам говорили, что думают о вас, а если с апельсиновой цедрой — «приди и найди меня». Мате с кофе давал понять, что обида забыта, с коричневым сахаром говорил о родстве, а с молоком об уважении. Если же подали напиток с травой под названием монарда, то вам говорили: «Твоя печаль ранит меня».

Любили гаучо и гитару, причем певцы-пайадоры часто устраивали словесные поединки под аккорды любимого инструмента: один задавал вопросы, а второй должен был весело и в тему отвечать на них. Иногда такие пайады длились от нескольких часов до нескольких дней, пока один из мастеров не сдавался.

Кони, мате и пончо — этот образ дополнялся еще одним предметом, без которого сложно представить лихого гаучо – огромным ножом. Им бродяга мог располосовать лицо любому, кто задел его честь. 

История создания

Сегодня доподлинно не известно, кому именно пришла идея изготовления ножа такого типа. Существуют разногласия и по поводу происхождения его названия. С латыни это слово переводится как бритва, а в переводе с испанского означает клык кабана. И то и другое вполне соответствует сути продукции, ведь лезвие ножа по остроте действительно не уступает самой заточенной бритве и способно поразить не хуже разъяренного вепря.

Прообразом навахи, скорее всего, послужила обычная опасная бритва, ведь именно так и выглядели самые первые варианты ножей подобного типа. Они представляли собой деревянную ручку, к которой крепилось более короткое, чем она сама, лезвие. Оно имело длинный хвостовик, позволяющий открывать и закрывать бритву.

С течением времени неудобный хвостовик исчез, а функцию рычага стала выполнять специальная плоская пружина. Она крепилась к верхней части ручки и делала конструкцию более удобной. Как тогда, так и сейчас открыть наваху можно лишь двумя руками, что является ее характерной особенностью.

Особенно широкое распространение орудие получило в XVI веке, когда власти Испании из-за опасения возникновения бунтов ввели запрет на ношение холодного оружия с фиксированным клинком. Это правило касалось только людей низших сословий, тогда как дворяне беспрепятственно могли пользоваться шпагой или кинжалом. Именно тогда наваху и прозвали оружием простолюдинов.

Период XVI−XVII веков стал расцветом испанской навахи. В это время производством и совершенствованием орудия занимались многочисленные ремесленные мастерские. В каждой области Испании появились мастера, занимающиеся изготовлением полюбившейся народу навахи своими руками. А любовь испанцев возникла не на пустом месте, ведь конструкция ножа позволяла незаметно прятать его в складках одежды, а в случае необходимости быстро извлекать и давать эффективный отпор вооруженному противнику.

В ходу были как классические навахи с длиной клинка 45 см, так и ножи-великаны, лезвие которых достигало пугающей длины в 185 см. Как раз тогда и появились женские модели, предназначавшиеся для защиты чести и достоинства представительниц прекрасного пола. Этот вид оружия отличался достаточно коротким, но не менее острым клинком и более изящной отделкой. Женщины прятали их на груди или под пышным подолом платья, прикрепляя к резинке чулка. С таким оружием дама чувствовала себя намного увереннее, ведь в случае необходимости ей было чем постоять за себя.

Отдельной темой может стать техника боя с применением складного ножа навахи. Она вырабатывалась и улучшалась на протяжении нескольких столетий. Отличительными чертами ведения такого боя являются не только удары клинком, но и использование в битве рукояти ножа, а также плаща или шляпы для защиты. Существовало множество обманных движений, позволяющих запутать противника и одержать над ним верх. Этот нож до сих пор применяется в испанской школе фехтования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: