Великий шелковый путь: дорога от китая до европы

Основные сведения о Великом шелковом пути

Человечество развивалось, помимо прочего, через осуществление торговли, для чего прокладывались торговые пути. Одним из глобальных торговых путей был Великий шёлковый путь. Он в древности и в Средневековье связывал Восточную Азию со Средиземноморьем.

Замечание 1

Название Великого шелкового пути обусловлено тем, что он преимущественно использовался для вывоза шёлка из Китая. Этот торговый путь был создан во II веке до нашей эры по инициативе древнекитайских императоров.

Начало Великого шелкового пути находилось в столице Древнего Китая – Сиане. Далее он шел в Ланьчжоу и в Дуньхуан. В последнем городе Великий шелковый путь раздваивался – на северную и южную дороги. В основном они проходили через казахские степени, территории современных Таджикистана и Кыргызстана, а оттуда – в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.

Великий Шёлковый путь совокупно просуществовал около 1700 лет, завершив свою миссию во времена индустриализации. Торговая магистраль успешно развивалась и была популярной благодаря действию ряда факторов. Основные их них заключались в следующем:

  • Высокий уровень развития торговых путей, которые образовали Великий Шелковый путь, налаженная в этих местах система межгосударственной торговли;
  • Китайские товары (шёлк и фарфоровые изделия) пользовались большой популярностью в высших слоях европейского общества (Греция, Рим, Византия), благодаря чему Китай зарабатывал колоссальные прибыли;
  • Великий Шелковый путь процветал благодаря обеспечению на всем его протяжении стабильной обстановки за счет либо разделения сфер влияний между крупными державами, либо созданием огромнейшей империи.

Великий Шелковый путь использовался для транспортировки шелка и специй. При этом путешествовали не люди, товары и технологии, которые проходили через десятки рук. Для их транспортировки чаще всего использовали ишаков и верблюдов. Их количество в караванах варьировалось от 3 до 300.

Великий Шёлковый путь был значимым фактором экономического и культурного развития Средней Азии, Передней Азии, Кавказа, установления связей между народами этих регионов. Он, например, способствовал распространению инноваций:

  • В технологиях (способы производства шёлка, пороха, бумаги и т.п.);
  • В искусстве (новшества в архитектуре, музыке, танцах, изобразительном искусстве);
  • В религии (распространение вероучений христианства, ислама, буддизма, манихейства).

При этом почти все технологии (за исключением, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении. В частности, речь идет про, так называемые, четыре великих китайских изобретения: компас, порох, бумага и книгопечатание.

Маршруты Великого шелкового пути также открыли путь прохода для исследователей, которые стремились лучше понять культуру и географию Дальнего Востока. В частности, Великий шелковый путь был использован венецианским исследователем Марко Поло для того, чтобы путешествовать из Италии в Китай и обратно. Эти путешествия легли в основу книги «Путешествия Марко Поло», которая позволила европейцам лучше понять азиатскую торговлю и культуру.

Значение и роль Великого шелкового пути обуславливают большое число предложений по возрождению этого торгового пути или по созданию его современного аналога. В частности, в настоящее время пропагандируется китайская стратегическая программа «Один пояс и один путь», в рамках которой будет создан Новый шёлковый путь, включающий ряд морских и сухопутных путей.

Проект «Один пояс — один путь»

Председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 года выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». Эта глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу.

Реализация проекта строительства транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должна привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (хотя бы в его морской составляющей). Пока осуществляется политическая, информационная и организационная подготовка проекта.

Весной 2015 года для реализации проекта был создан инвестиционный фонд Silk Road Company, и было выделено 40 млрд долларов — небольшая по меркам Китая сумма. В дальнейшем предполагается многократное увеличение этой суммы и участие в финансировании проекта исламских и европейских стран. Ранее, в октябре 2014 года, китайцами был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международный инвестиционный банк, который в СМИ называют конкурентом МВФ и Всемирного банка. К маю 2015 года в АБИИ уже состояли почти 60 стран — большинство стран Азии и все ключевые страны Европы.

Объединение проектов разных стран

2 апреля 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре существующие в трёх странах концепции транспортных мегапроектов. По словам Вана И, «построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути „один пояс — один путь“, монгольской идеи „степного пути“ и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора».

В сухопутной части «Нового Шёлкового пути» предполагается строительство трёх железнодорожных коридоров. Северный коридор пройдёт через территорию России, а центральный и южный — через территорию Центральной и Средней Азии, в том числе через Казахстан, входящий вместе с Россией в Евразийский экономический союз. Впоследствии железнодорожные коридоры будут дополнены автомобильными.

Главное направление «Нового шёлкового пути» через Среднюю Азию предполагается протяжённостью около 6500 километров, из которых 4000 пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу — через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются ответвления от главного пути в сторону многих других стран.

Морской путь, как и сухопутный, пройдёт по древнему торговому маршруту: из Гуанчжоу в Китае вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку, а через Суэцкий канал в Средиземноморье. В качестве отдельной точки входа в Европу до начала украинского кризиса китайцы планировали строительство глубоководного порта в западной части Крыма.

Кроме того, Россия и Китай обсуждают ещё и арктический маршрут: возможное включении проекта развития Северного морского пути (СМП) в стратегию «Нового шёлкового пути».

Новинки с Запада

Следует помнить, что Китай почти всю свою историю был, повернут спиною к морю. Все его войны и торговля проходили по окружающим степям и пустыням. Китайским степным Колумбом стал чиновник Чжан Цянь (張騫). В 139 году до н. э., он отправился в путешествие полное приключений и обратно привез в Поднебесную множество новых сведений об окружающих странах и народах. Также ему приписывают доставку в Китай саженцев и семян винограда, граната, люцерны. Из Ферганской долины китайцы получили отличных лошадей, смогли благодаря этому создать боеспособную кавалерию и одержать немало побед над хунну.

Европейские миссионеры и торговцы

Несмотря на грабеж и непредумышленное убийство, которые предвещали приход монголов. Многие европейские державы не хотели терять надежду на возможный союз с монголами.

Куда бы миссионеры ни отправлялись, торговцы следовали за ними. И ни один европейский путешественник не известен своей связью с Шелковым путем лучше, чем Марко Поло.

Сын венецианского купца, он вместе со своим отцом и дядей отправился в Китай. Чтобы посетить двор Хубилай-хана. Эффект от его обширного и подробного путешествия о путешествии был огромен. Он впервые познакомил христианскую Европу с древней культурной Китая. Для многих исследователей и купцов он составлял основу их знаний об Азии.

История Шелкового пути

Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии
только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше.
Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит
перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад
и на юг, до стран Ближнего Междуречья.

С конца II тыс. до н.э. появился
Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.

В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников.

В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл
китайский чиновник Чжан Цянь.
В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими
на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и
Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские
товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления.
Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.

В 123–119 гг. до н.э. китайские войска
нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая
на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута,
соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай,
Индию, Ближний Восток и Европу.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в
основном с востока на запад.
В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались
огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация
хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с
Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь
с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать
восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары
распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до
Испании.

Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным,
трудным и опасным. Только чистое
время в пути для каравана, шедшего
от северных берегов Каспийского
моря в Пекин, составляло 260 дней
,
а с учетом остановок путешествие
занимало более года.

Основными товарами, которые купцы везли из Китая
и Средней Азии, были драгоценные
камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая
посуда, перец, пряности, ладан, мирра,
женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье,
слоновая кость, серебро, золото,
меха, монеты и многое другое. Также
везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных.

По
Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики
и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду
с золотом превратился в международную валюту.

В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские
купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где
«отсутствует ночь летом и день зимой».

В истории этой магистрали были
три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался
одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века,
империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана
– в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей
контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь
контролировался несколькими крупными странами.

В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию
дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из
Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней.
Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество
товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому,
что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать.

Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными
изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок
был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии,
Голландии, Британии.

Что такое Шелковый путь?

Описание тысячелетней истории Шелкового пути – непростая задача. Это напоминание о трудностях, с которыми странствующий торговец однажды столкнулся со своим караваном верблюдов. Когда они путешествовали по безводным, раскаленным участкам пустыни и самым высоким горным хребтам на земле.

Это особенно сложно, потому что Шелковый путь был не непрерывным отрезком дороги. А огромной сетью не отмеченных на картах и часто меняющихся маршрутов.

Шелковый путь не был известен даже в прошлые времена. Броское название было создано 19 веком, когда Запад был очарован экзотикой и востоком. Впервые он был придуман в 1877 году немецким географом бароном Фердинандом фон Рихтгофеном.

Самым охраняемым секретом Восточной Азии в древние времена было производство шелка. Китайские императоры осознавали огромные экономические возможности. Которые открывала бы монополизация предметов роскоши.

Примерно со времен Христа экспорт яиц тутового шелкопряда и семян шелковицы из Китая был запрещен под страхом смертной казни. Но шелк был не единственным, что везли по Шелковому пути. Другие торгуемые товары включали специи, чай, драгоценные металлы, одежду и, прежде всего, бумагу. Религии, языки, технологии, культурные обычаи и даже болезни неслись по этому маршруту.

Интересы Китая

Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии «Нового шёлкового пути» крайне многообразны:

Новые транспортные коридоры должны сократить сроки перевозки грузов из Китая в Европу с нынешних 45-60 суток морским путём до 10-13 дней сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие китайские товары, укрепить положение Китая на европейских и азиатских рынках, а также занять новые рынки в Африке и на Ближнем Востоке.

Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы китайской экономики. Хотя в Китае ещё остаются сотни миллионов крестьян, не вовлечённых в современный экономический и технологический уклад жизни, всё же человеческие ресурсы Китая не бесконечны

Продолжение роста и развития требует находить всё более и более масштабное применение китайским товарам, технологиям и инвестициям за рубежом.

Китай весьма заинтересован в выходе китайских железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. К 2014 году в Китае было построено около 16 тысяч км высокоскоростных железнодорожных магистралей (60 % всей мировой сети ВСМ), а к концу десятилетия общая протяжённость сети ВЖМ в Китае должна достигнуть 30 тысяч км. В эту отрасль вложены огромные ресурсы, обеспечивая поражающие воображение темпы строительства высокоскоростных трасс, и китайское руководство понимает, что довольно скоро высокоскоростная сеть в Китае достигнет предела «насыщения» и экономической рентабельности, даже при колоссальных размерах населения и территории. Поэтому китайцы предпринимают значительные дипломатические и организационные усилия. Так, в октябре 2014 года произошло слияние крупнейших китайских производителей железнодорожной техники CNR и CSR, объединившихся для совместного выхода на мировой рынок и конкуренции с иностранными компаниями, такими как Siemens и Bombardier. Китайцы охотно берутся строить инфраструктуру даже в слабо развитых и нестабильных странах Африки — так, планируется строительство железной дороги в Восточной Африке по территории Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана, а в конце 2014 года был заключён контракт на $12 млрд со строительством железнодорожной магистрали вдоль побережья Нигерии.

Тем более Китай заинтересован в строительстве железных дорог в соседних с ним странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с внутрикитайской железнодорожной сети. Как стало известно в мае 2015 года, Китай был готов инвестировать до 300 млрд рублей в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первая в России полноценная выделенная ВСМ протяжённостью 770 км по планам сократит время пути между Москвой и Казанью с 11,5 до 3,5 часов. Магистраль предполагается строить с привлечением китайских технологий и на кредиты китайских банков, а поставлять материалы и подвижной состав в основном будут российские компании. По состоянию на конец 2018 года в Правительстве России ведутся дискуссии о том, сможет ли проект оправдать инвестиции и не начать ли строительство высокоскоростных магистралей в России с построения такой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.

О чем стоит помнить

Хотя немало направлений в Центральной Азии могут казаться изолированными, в каждом городе есть достойная туристическая инфраструктура. Иран и бывшие советские государства безопасны для посещения. Однако в Синьцзяне время от времени происходят инциденты из-за китайско-уйгурского конфликта. Тем не менее иностранные путешественники не должны рассматривать текущую политическую ситуацию в качестве препятствия. Синьцзян — это регион, где много полиции, часто проводятся проверки. Туристы могут свободно передвигаться и их почти никогда не беспокоят.

В Узбекистане раньше были приняты строгие правила в отношении иностранных путешественников, но теперь законы, касающиеся туризма, упростились. Еще несколько лет назад нужно было регистрироваться в каждом отеле и пансионе и показывать квитанции при выезде на границу. Непредоставление подтверждения регистрации для каждой ночи, проведенной в стране, было равно аресту или депортации. Сейчас это не так. Регистрироваться в отелях нужно, однако чеки на границе никто не потребует. Так что можно смело включить солнечный Узбекистан в свой маршрут по древнему пути.

А вы бы отправились в такое путешествие?

Фейковые шёлковые пути

Миф: «Шёлковый путь» через Грузию и Турцию

Транспортные коридоры в Средней Азии. Красным показан нынешний казахстанско-азербайджанско-грузинский маршрут, синим — недостроенные спрямляющие участки ж/д.

Российская Транссибирсая магистраль используется по полной и перегружена, однако успешно реконструируется, что создаёт твёрдую перспективу для наращивания грузопотока именно через территорию России.

Миф: «Шёлковый путь» через Грузию и Украину

Как и в случае с маршрутом через Турцию, речь фактически идёт о попытке реанимировать старый неудавшийся проект транспортного коридора ТРАСЕКА, приписав ему название «шёлковый путь», популярное в связи с новой транспортно-экономической стратегией Китая.

Западный контакт с Китаем

После того, как Александр Великий завоевал персов, он основал город Александрия Эшате в 339 г. до н. э.в Ферганской долине (современный Таджикстан). Оставив своих раненых ветеранов в городе, Александр двинулся дальше. Со временем эти македонские воины вступили в брак с коренным населением, создав греко-бактрианские культуры, которые процветали под Империей Селевкидов после смерти Александра.

Во время правления греко-бактрианского царя Евтидима I (260-195 г. до н. Э.) греко-бактрийцы расширяли свои владения. По словам греческого историка Страбона (63-24 года н.э.), греки «расширили свою империю до уровня Сереса». «Seres» было названием, с помощью которого греки и римляне знали Китай, что означало «земля, из которой шел шелк». Считается, что первые контакты между Китаем и Западом произошли примерно в 200 году до нашей эры.

Китайская династия Хань (202 г.до н. э. – 220 г. н. э.) регулярно подвергалась преследованиям кочевых племен Ксионгну на северных и западных границах. В 138 г. до н.э. император Ву отправил своего посланника Чжан Цяня на запад, чтобы договориться с людьми Юэджи о помощи в победе над Ксионгну. Экспедиция Чжан Цянь начала контактировать со многими различными культурами и цивилизациями в Центральной Азии, и среди них те, которых они называли «даюан» или «великие ионии», которые были греко-бактрийцами и были выходцами из армии Александра Великого.

У Дэйюана были могучие лошади и Чжан Цянь доложил Ву о том, что они могли быть эффективно использованы против мародерства Ксионгну. Последствиями путешествия Чжан Цяня были не только дальнейшие контакты между Китаем и Западом, но и организованная и эффективная программа разведения лошадей по всей земле для оснащения кавалерии.

Лошадь была давно известна в Китае и использовалась на войне уже при династии Хань (1600 – 1046 гг. До н. Э.), но китайцы восхищались западной лошадью из-за ее размеров и скорости. С западной лошадью Дэйюань династия Хань победила Ксионгну. Этот успех вдохновил императора Ву на размышления о том, что еще может быть достигнуто за счет торговли с Западом, и Шелковый путь был открыт в 130 году до нашей эры.

В период между 171-138 г. до н. э. Митридат I Парфии выступил за расширение и укрепление своего королевства в Месопотамии. Селевкидский король Антиох VII Сидец (138-129 г. до н. Э.) выступал против этого расширения, а также желая отомстить за смерть своего брата Димитрия, сражался против парфянских сил Phrates II, преемника Митридата. С поражением Антиоха Месопотамия попала под парфянское господство и вместе с ним подошла к Шелковому пути. Затем парфяне стали центральными посредниками между Китаем и Западом.

Интересы России

Россия имеет следующие интересы в отношении проекта «Новый шёлковый путь»:

Для России крайне важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры «Нового шёлкового пути», упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.

Участие России в проекте и рост транзита через её территорию позволит резко усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.

На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем

Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.

Россия нуждается в расширении трансграничных связей с Китаем — без этого едва ли возможно полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.

Россия, как и Китай, весьма заинтересована в установлении политической стабильности в странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран. Речь идёт об Афганистане, Пакистане и прочих проблемных государствах. Как для России, так и для Китая представляют угрозу такие явления, как производство наркотиков в Афганистане и связанный с ним наркотрафик. Не меньшую опасность представляют исламские боевики-фундаменталисты и неконтролируемые потоки мигрантов, возникающие в ходе военных конфликтов. В конечном счёте, полностью ликвидировать эти угрозы можно лишь путём ускоренного экономического развития всех стран региона — только повышение уровня жизни может стать основой для укрепления политической стабильности. Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: