Говори и убеждай, как древние греки и римляне

Искусство красноречия Древнего Рима

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:

  1. Чтение классической литературы.
  2. Правильное письмо на основе требований грамматики.
  3. Овладение красноречием с сочинением собственных речей.

О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.

Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить

В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии

Хорошего оратора, как считал именитый римлянин, можно узнать по складной, красивой речи и особой утонченности фраз. В своих трудах он вывел ряд рекомендаций, направленных на практическое улучшение речи, проработку мимики, позы говорящего, обязательное следование логике.

Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражения в его трактатах («Оратор», «О построении речи» и других).

Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.

Колизей древнего Рима

Журналы и бланки

Автодороги, дорожное хозяйствоАЗС и АЗГСАптекиАрхивыАттракционыБанкиБассейныБухгалтерияГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМГеодезия, геологияГостиницы, общежития, хостелыГрузоподъемные механизмыДелопроизводствоДокументы, относящиеся к нескольким отраслямДрагметаллыЖКХЖурналы для медицинских учрежденийЖурналы для образовательных учрежденийЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовЖурналы и бланки для армии, вооруженных силЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКадровая работа: Журналы, бланки, формыКанатные дороги, фуникулерыКладбищаКомплекты документов и журналовКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоЛифтыМетрологияМЧСНефтебазыНефтепромысел, нефтепроводыОбложки для журналов и удостоверенийОхрана труда и техника безопасностиПожарная безопасностьПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиПромышленностьПсихологияРаботы с повышенной опасностьюРегулирование алкогольного рынкаСамокопирующиеся бланкиСвязьСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоТепловые энергоустановки, котельныеТранспортТуризмУчреждения культуры, библиотеки, музеиШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияЭксплуатация зданий и сооруженийЭлектроустановкиЭнергетика

!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push( {id:’wacana-nusameletebuqubevo’,block:’129434′, site_id:’23977′} );})(window, ‘mtzBlocks’);

8 Крикс

Крикс остался в истории как один из лидеров восстания Спартака. В 73 году до н.э. десятки рабов, возглавляемых Криксом, Спартаком и Эномаем, вырвались из гладиаторской школы в Капуе и стали готовить .

Через год, когда лидеры собрали целое войско рабов, галл (так называли Крикса) отделился от основной армии Спартака и двинулся в Южную Италию. По одной из версий, это был отвлекающий маневр, чтобы сбить противников с пути к Спартаку. Другие исследователи считают, что воин поступил так из-за высокомерия.

В 72 году до н.э. Крикс со своим отрядом сражался против войск консула Луция Геллия Публиколы. Гладиатор проявил смелость и яро дрался, он заколол не меньше десятка легионеров. Во время сражения воин был проткнут копьем и обезглавлен.

Вот что говорил о своем товарище Спартак: «Крикс был отважным и умелым воином, но очень плохим полководцем, что его и погубило».

5 Карпофор

Бестиарии – это специально обученные люди, которые дрессируют животных или сражаются с ними на арене. Самым знаменитым представителем этой профессии стал Карпофор.

Будущий бестиарий был нищим сиротой. Чтобы как-то выжить, он поселился в цирке и стал ухаживать за животными и чистить гладиаторские доспехи.

У Карпофора с детства проявился талант к дрессировке – он устраивал собственные представления с собаками, которые «отвечали» на любые его вопросы.

Однажды он спас дрессировщика от напавшего медведя. Один из инструкторов узнал об этом случае и принял к себе в школу.

Нелюбовь сверстников не помешала Карпофору прославиться. Однажды инструктор очень разозлился и отправил юношу на растерзание леопардам. Карпофор слишком хорошо знал привычки животных — он быстро их стравил друг с другом. Зрителей так поразило происходящее, что они потребовали пощадить бестиария. С тех пор Карпофор стал знаменит.

Его представления были жестокими – он убивал животных на глазах у толпы, но в то время такие «шоу» были самыми востребованными у черни.

2 Герардеска Манутиус

Женские гладиаторские бои были очень популярны в Древнем Риме. Самой известной из гладиаторш оказалась Герардеска Манутиус.

Двадцативосьмилетняя женщина была одной из приспешников Спартака и бежала вместе с его армией.

Герардеска попала в плен, но ее пощадили и отправили в школу гладиаторов. Она попала на арену за год до своей гибели, но мгновенно стала знаменитостью.

Красавица с идеальными пропорциями и черными волосами сражалась как амазонка, за свою жизнь она убила на арене больше двухсот противников обоих полов. В первом же бою женщина за пять минут победила сильного бойца Трасиана.

Герардеска завоевала славу — 11 месяцев никто не мог сравниться с женщиной в силе. Но погибла она в бою против двух карликов, после чего ее тело бесцеремонно сбросили в подвал с остальными погибшими.

3 Спикулус

Император Нерон выделял этого гладиатора из прочих, поскольку последний был самым опытным и искусным воином.

Спикулус был личным охранником правящей семьи и начальником императорской конной гвардии. Именно она осталась верной Нерону во время восстания. Император хотел попросить Спикулуса убить его, но именно в это время гладиатора не оказалось во дворце. Тогда правитель покончил жизнь самоубийством.

После смерти императора открылись гонения его приближенных. В 68 году н.э. Спикула поймали и ударили о статую Нерона. В итоге не бывший правитель погиб от руки Спикула, а наоборот.

8.

Для раба или преступника бои были шансом

Даже рабам и преступникам обязаны были платить долю за бои. Через несколько сражений хорошо проявивший себя невольник мог откупиться от хозяина, а преступника не могли кинуть на арену дольше, чем на пять лет (кстати, строго говоря, Спартак был не рабом, а вот таким преступником — он дезертировал из римской армии, куда его завербовали насильно).

Кроме того, раб мог оказаться на свободе ещё до того, как заработает на свой выкуп. После особенно хорошего боя организаторы могли подарить ему символический приз — деревянный меч под названием «рудис». Этот приз означал, что гладиатор теперь свободен. Кто-то покидал арену навсегда, а кто-то примыкал к гладиаторской школе.

Почему рабам платили и давали призы, а не обманывали? Потому что невольник, которого просто заставляли, дрался без огонька, а бои были, прежде всего, шоу. Артистов поощряли ради хорошего зрелища, которое даст верную прибыль. Законом, который обязывал платить гладиатору, спокойно пользовались и те императоры, которые вообще-то выходили на арену развлечься. Заодно и казну пополнил.

Несмотря на деньги и шансы, не все гладиаторы хотели развлекать толпу. Разного рода преступники, особенно идейные, шли на бой неохотно, и их подталкивали раскалёнными железными прутьями или били кнутами. Надо сказать, что утаскивать с арены тела баграми можно было только в этом случае то есть когда умерший был преступником. Других гладиаторов с почестями увозили на специальных колесницах. При школах для погибших гладиаторов были специальные кладбища, и могилы на них не из дешёвых. Но карьера бойца не обязательно заканчивалась на арене. Многие уходили в тренеры или просто выходили на пенсию.

Интересности
27 декабря, 2018
4 045 просмотров

Они — не римляне, и это многое объясняет

Подготовка гладиаторов в корне отличалась от подготовки легионеров. Хотя бы потому, что последние действовали в тесном строю и самое главное было удержать строй, тут не до фехтовальных изысков и индивидуального героизма. Гладиаторы, напротив, были индивидуальными бойцами с довольно экзотическим оружием. Им мало было нанести противнику смертельную рану, нужно было сделать это максимально красиво и эффектно — публика жаждала зрелищ, наевших дармового хлеба.

«Договорные матчи» не практиковались, публика сразу бы раскусила подвох, но смертью заканчивался, по данным историков, примерно каждый десятый поединок. У опытных гладиаторов — и того реже. В том числе и потому, что гладиатор был ценным активом и расходовать его попусту ланиста (держатель гладиаторской школы) вряд ли был заинтересован.

Гладиаторы делились на виды по вооружению и манере боя. Один из видов назывался «фракиец», но выступать в этом амплуа мог уроженец любой страны,главное, чтобы он был обучен именно такой манере боя. Поэтому, когда выводят родину Спартака на востоке Балкан, исходя из того, что его именовали «фракийцем» — это неверно. Этнически он мог быть кем угодно,

Впрочем, вернемся к гладиаторам как таковым. В систему обучения входило не только владение оружием, отрабатываемое на специальных манекенах и в спаррингах, но и особая гимнастика, позволяющая нарабатывать гибкость и развивать мышечную массу. Гладиатор должен был хорошо смотреться на арене, это было частью шоу — для этого они занимались не только упражнениями с собственным весом, но и с утяжелителями, шлифуя мышцы и совершенствуя физическую форму.

«Курс молодого бойца» длился пару-тройку месяцев, во время которых гладиатор получал первичные навыки обращения с оружием, после чего его распределяли в тот или иной вид бойца. Фехтованию обучали бывшие гладиаторы, каждый мастер в своём деле. Потому что, с непривычки, например, ретиарий, вооружённый рыболовной сетью и трезубцем, мог и не справиться с задачей. Кроме того, тренеры преподавали гладиаторам наиболее эффектные приёмы, снискавшие популярность у публики. Не исключено, что были и уроки, скажем так, актёрского мастерства, для придания большей выразительности поведению гладиатора на арене. Обучение длилось один год.

Социальное положение гладиатора было сложным. С одной стороны — он был презренным человеком, будучи рабом (а если в гладиаторы шёл свободный — это усиливало позор), занимающимся кровавым ремеслом. С другой — толпа обожала отдельных гладиаторов, чья популярность может сравниться с современными звёздами Голливуда. Под влиянием настроения римлян император мог даровать гладиатору свободу, что подтверждалось вручением деревянного меча и специального головного убора, ставшего известным во времена Французской революции как «фригийский колпак». Впрочем, известны случаи, когда получивший свободу гладиатор возвращался на арену. А один из императоров, надеясь устроить грандиозные гладиаторские бои, обещал 100 000 сестерциев вышедшим «на пенсию» прославленным ветеранам арены, если они примут его предложение об участии.

Кроме тренеров за гладиаторами следили врачи, применявшие все тогдашние познания в медицины для исцеления ран и скорейшего возвращения бойца в строй. Высококлассного гладиатора окружала целая команда ассистентов и помощников, следящая за здоровьем, настроением, досугом и питанием бойца.

5.

Звери на арене умирали реже людей

Бои на арене редко заканчивались смертью гладиатора. Чаще после долгого, зрелищного боя с прыжками, обманными манёврами и красивыми взмахами мечей один из гладиаторов признавал своё поражение. Зрители могли потребовать его смерти знаками, но каковы были эти знаки точно, неизвестно. Палец вверх или палец вниз — тот самый вымысел девятнадцатого века.

В истории Древнего Рима был период, когда зрители были так кровожадны, что требовали казни каждого второго проигравшего, но всё же более обычной статистикой было восемь или семь помилований на десять боёв. Притом одних и тех же гладиаторов выпускали на арену не так часто, то есть это было не опаснее, чем сражаться в рядах римской армии.

Но, как ни редко умирали на арене гладиаторы, ещё реже там умирали звери — хотя в бое с животным почти всегда побеждал человек. Дело в том, что со львом, тигром или носорогом невозможно разработать зрелищный сценарий боя, так что драка со зверями выглядела довольно скучно. Так что до сражений с ними допускались немногие специально обученные гладиатора — а обучали их не только тому, как убить животное, но и тому, как максимально выжать из подобного боя нечто похожее на шоу. Зверей в настоящих гладиаторских боях использовали разве что на разогреве. Другое дело, что гладиаторские арены порой использовались не для сражений, а для казней, и популярной была такая казнь, как растерзание зверями.

Именно из-за того, что гладиаторские бои были очень уж упорядочены, самые одиозные римские императоры придумывали сражения, которые потом входили в легенды, как образцовые. Например, сражались сами с плохо подготовленными зрителями, или заставляли сражаться на арене инвалидов под угрозой смертной казни, выпускали рабынь из Африки против тигров с маленькими кинжалами или заставляли маленькими ножами рабынь долго друг друга убивать. Из-за того, что гладиаторские бои были недостаточно кровавы, придумывали и жестокие казни на арене.

События

Буря мечей

Дейнерис Таргариен удалось взять Миэрин при помощи гладиаторов из бойцовых ям, освобожденных отрядом из ее людей, проникшим в город через канализацию.

Танец с драконами

Взяв Миэрин, Дейнерис запретила гладиаторские бои, и бойцовые ямы стояли закрытыми. Воспользовавшись этим, Хиздар зо Лорак скупил большинство ям по дешевке и многократно ходатайствовал перед королевой об их открытии. Дейнерис согласилась на открытие ям только после того, как стала женой Хиздара. При этом она запретила участие в гладиаторских боях детей и преступников, если только те не были осуждены за работорговлю. После того, как представление в Великой Яме Дазнака было сорвано привлеченным запахом крови Дрогоном, ямы снова были закрыты. Когда Квентин Мартелл выпустил на свободу Рейегаля и Визериона, Барристан Селми распорядился поместить в бойцовых ямах разных животных, чтобы драконы могли утолить свой голод ими и не нападали на людей.

Дальнейшая жизнь Демосфена

Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым

Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.

И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.

К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.

На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.

Рим и греческая историческая мысль

Одним из популярнейших жанров в греческой историографии были сочинения об основании городов. Ко времени завоевания полисов Южной Италии Римом у греческих авторов уже появились тексты об основании Рима. Первые римские историки писали по-гречески и знакомились греческими легендами.

Фабий Пиктор написал по-гречески первое в истории римской литературы историческое сочинение — «Деяния предков». В нём он изложил историю своего города от основания и современных автору событий. Пиктор по примеру греков использовал отсчёт лет по олимпиадам и насыщал свой рассказ легендами и рассказами о вещих снах героев.

Катон Старший. (Wikimedia Commons)

Вслед за Фабием Пиктором исторические труды на греческом языке написали Луций Цинций Алимент, Авл Постумий Альбин, Гай Ацилий и даже сын Сципиона Африканского.

В 180-е гг. до н. э. Катон Старший впервые написал историю на латыни, а также отказался от датировки по олимпиадам. В качестве точки отсчёта историк использовал разрушение Трои — ключевое событие в легендах о происхождении римлян. На основании этой даты он вычислил год основания Рима и вёл счёт от основания города. Хотя Катон не одобрял увлечения современников греческой культурой, он уважительно относился к исторической мысли эллинов.

Интересные факты о Демосфене

Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.

Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.

Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.

Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.

Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.

Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.

За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.

В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.

1 Спартак

Самый известный гладиатор в истории, чьим именем называют детей и футбольные команды – это Спартак.

Считается, что Спартак был фракийцем. Однако в те годы всех гладиаторов, независимо от их происхождения, делили на фракийцев и галлов – в зависимости от типа ведения боя. Так что бунтовщик мог быть и римлянином.

Спартак обучался в школе Лентула Батитата. Интересно, что гладиатор изучал труды философа Гая Блоссия, который говорил: «Последние станут первыми и наоборот».

В 73 году до н.э. Спартак собрал людей и устроил восстание. Вопреки расхожему мнению, это не было борьбой против рабства, хотя в команде и были рабы.

Изначально группа Спартака состояла из 70 последователей и четырех лидеров. Участники запаслись вооружением собственной школы и сбежали в сторону Неаполя, по пути пополняя команду беглыми рабами. Таким образом, через пару лет армия Спартака насчитывала уже больше 120 тысяч человек.

Повстанцы были дисциплинированы и одеты по образцам римской армии. Восстание оказалось столь масштабным, что поставило под угрозу существование государства, поэтому на борьбу с участниками отправили лучшие военные силы Рима. Спартак и его армия были разгромлены.

Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.

Фото гладиаторов в Древнем Риме

Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.

Фото гладиаторов в Древнем Риме

Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и  поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.

Картинки гладиаторов Древнего Рима

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя

Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Советуем прочитать:

Лучшие исторические фильмы про гладиаторов – ТОП10Гладиаторы Рима — история и имена легендарных бойцов

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (7)
  • Археологические памятники (30)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Ораторское искусство Древней Греции

История ораторского искусства в краткой форме восходит к древнегреческим философским школам, их направлениям и основателям. В буквальном смысле термин означает умение говорить хорошо, складно. Приблизительно около 5 столетия до нашей эры возникли первые учителя софистики, они же риторы и ораторы. Поначалу они упражнялись в искусстве стройно излагать свои мысли между собой, постепенно появились желающие перенять навыки – первые ученики. Практическая подготовка сводилась к следующему:

  • умение мыслить, используя логику;
  • наблюдение за речью оппонента (опытного оратора);
  • детальный анализ вероятных ошибок, их исправление;
  • споры-состязания на остроумие, выдержку.

Подобное обучение пользовалось большой популярностью: отцы именитых семейств отдавали в школы сыновей, чтобы привить им навыки грамотной речи, публичных выступлений. Считалось, что четким, хорошо поставленным голосом, изъясняясь аргументировано и связно, проще убедить собеседника в своей правоте. Были разработаны такие ранее неизвестные методы, как метафора (использование переносного смысла, сравнения), аллегория (иносказание), антитеза (противопоставление).

Позитивная сторона учения софистов состояла в том, что они не считали ораторские способности данными свыше («рождаются поэтами»), но приобретаемыми в результате обучения. Для этого увеличивался словарный запас, изучалась история, литература, проводились практические занятия. Изречения Горгия, Протагора, Продика достойны подражания и в современных условиях – они основаны на блестящем владении риторикой.

Галл Крикс

Крикса очень боялись гладиаторы. В бою гладиатор-галл был очень жестоким. Крикс обладал острым умом. Когда-то он был известным военачальником, участвовавшим в Третьей войне с арабами. В восстании рабов он находился бок о бок со Спартаком, являясь его правой рукой. Как и Спартак, он тоже обучался гладиаторскому искусству в Капуе. Его путь Со Спартаком разделился в 73 году. Он организовал собственную мятежную группу. Мечтой Крикса было стать членом аристократического римского общества. Он со своими товарищами громил римлян, однако осуществить все свои планы ему не удалось. Во время ожесточённого сражения знаменитый галл-гладиатор был убит. Из уважения к своему другу Криксу Спартак и его войско захватили четыре сотни римских воинов и поиздевались над ними вволю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: