Особенность византийского храмового зодчества

Падение

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными

Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)

Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Колонны

Византийские колонны весьма разнообразны, в основном развиваются из классических коринфских, но имеют тенденцию иметь ровный уровень поверхности, с подрезкой орнамента сверлами. Каменный блок был оставлен грубым, поскольку он был добыт в карьере, и скульптор разработал новые рисунки по своему усмотрению, так что редко можно встретить много повторений одного и того же рисунка. Один из самых замечательных дизайнов — это листья, вырезанные так, как будто их уносит ветер; лучший пример находится в 8 веке Святой Софии (Салоники)

Особо привлекали внимание Иоанна Раскина находившиеся в Соборе Святого Марка в Венеции (1071). Другие появляются в Сант’Аполлинаре в Классе, Равенне (549)

Столбец в Сан-Витале, Равенна (547) показывает над ним dosseret, необходимое для несения арки, пружина которой была намного шире, чем счет колонки. На восточных колоннах иногда вырезаны орел, лев и ягненок, но с традиционным подходом.

В Соборе Святой Софии используются два типа столбцов: составные и ионные. Колонна Composite, возникшая в период поздней Византийской империи, в основном в Риме, сочетает коринфский и ионический. Составные колонны выравнивают основное пространство нефа. Ионические колонны используются позади них в боковых пространствах, в зеркальном положении относительно коринфских или композитных орденов (как это было с их судьбой вплоть до 19 века, когда здания были впервые спроектированы с монументальным ионическим ордером). Однако в Святой Софии это не стандартные имперские утверждения. Колонны залиты листвой во всевозможных вариациях. В некоторых случаях кажется, что маленькие пышные листья улавливаются вращением свитков — очевидно, что дизайн взял на себя иную, неклассическую чувствительность.

На колоннах базилики Сан-Витале видны волнистые и нежные цветочные узоры, похожие на украшения на пряжках ремней и лезвиях кинжалов. Их перевернутая пирамидальная форма имеет вид корзины.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Причины

Хотя византийское искусство имело некоторые вариации на протяжении всего своего существования, почти все художественные произведения были связаны с религиозными темами и выражением религии во всех ее формах. Это было представлено в переходе от церковного богословия к изображениям, в живописи и мозаике.

Это концептуальное единообразие привело к очень похожему развитию византийской живописи и архитектуры во время существования империи.

Кроме того, факт создания предметов одного и того же стиля привел к развитию гораздо более сложного стиля по сравнению с другими конкретными стилями того времени.

Скульптура в этот период не претерпела значительного роста

Фактически, в византийском искусстве было создано очень мало скульптурных работ, что затрудняет понимание важности скульптуры для этого художественного движения

Где находится Византия

Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)

Около 1315 — 1321 годы. Стамбул

1 / 5

Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons

2 / 5

Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 5

Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons

4 / 5

Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons

5 / 5

Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic

Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета  Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи.  Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс  Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс  Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион  Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).

Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме  Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла  Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.

Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости

Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета

Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.


Икона-покровитель и Михаил

Строительная и Инженерная Техника

Как поместить огромный круглый купол в комнату квадратной формы? Византийские строители экспериментировали с различными методами строительства — когда потолки падали, они пробовали что-то другое. Искусствовед Ханс Бухвальд пишет, что «были разработаны сложные методы обеспечения структурной прочности, такие как хорошо построенные глубокие фундаменты, деревянные системы поперечных стержней в хранилищах, стены и фундаменты и металлические цепи, расположенные горизонтально внутри каменной кладки».

Византийские инженеры обратились к конструктивному использованию кулонов для поднятия куполов на новую высоту. С помощью этой техники купол может подняться с вершины вертикального цилиндра, как силос, давая высоту купола. Подобно собору Святой Ирины, внешняя часть церкви Сан-Витале в Равенне, Италия характеризуется силосоподобной подвесной конструкцией. Хороший пример подвески, видимой изнутри, — это внутренняя часть собора Святой Софии (Аясофья) в Стамбуле, одной из самых известных византийских структур в мире.

Архитектура

Византийский стиль архитектуры сначала развился в его столице, Константинополе. Архитекторы этого стиля основывались на характеристиках римской архитектуры, на которую оказали большое влияние греки. Римское здание, которое вдохновляло византийских архитекторов, было главным образом храмом.

Самыми выдающимися зданиями византийской архитектуры были церкви и соборы. Подобно живописи, скульптуре и мозаике, религия играла фундаментальную роль в архитектуре Константинополя.

Большие соборы (обычно с четырьмя длинными коридорами) имели внушительный купол, который характеризовал базилики того времени. Эти купола поддерживались различными архитектурными элементами, которые обеспечивали их устойчивость.

Они были украшены большим количеством мрамора, обычно в виде колонн. Кроме того, их украшали мозаики и масштабные настенные росписи.

Строение, которое лучше всего представляет византийское архитектурное искусство, которое до сих пор существует, — это собор Святой Софии (Святой Софии), расположенный на территории нынешнего Стамбула, Турция.

Собор представляет византийское искусство почти во всех его формах, а его большой купол демонстрирует впечатляющие архитектурные возможности того времени.

Своеобразие музыкальной культуры Византии

фото с сайта sonata-etc.ru

Отсутствие нотных памятников светского музицирования не дает ученым в полной мере оценить культурное наследие византийского периода. Ряд музыковедов придерживаются теории о ритмическом и смысловом влиянии античной музыки на искусство Древней Византии. С другой стороны, учитывая многонациональность государства, более распространенная точка зрения заключается в комбинации стилей и форм персидской, армянской, сирийской, еврейской песенности.

Иначе обстоит дело с церковными произведениями. До нас дошли источники, дающие представление о том, каким было музыкальное искусство Византии того времени. Преимущественно, в нем сохранялось наследие римско-католической церкви – григорианский хорал.

Основные способы исполнения:

  • торжественное чтение евангельских текстов;
  • исполнение псалмов и гимнов;
  • аллилуйное пение.

В эпоху поздней Византии церковные службы стали пышнее. Более мощным стало и музыкальное сопровождение служб – в обиход вошло хоровое исполнение, многоголосные песенные структуры.

Книжная миниатюра и тканые изделия

Сохранилось некоторое количество миниатюр и тканых изделий, относящихся к эпохе правления Юстиниана. И хотя, под влиянием церкви, скульптура была в целом в состоянии упадка, имеется немалое количество изящных и красивых изделий из слоновой кости, резьбы по дереву, особенно на пластинах диптихов, и особенно в группе консульских диптихов. Их производство начиналось в V веке и закончилось вместе с отменой консулата в 541 году.

Художественные памятники эпохи, как религиозные, так и светские, почти полностью погибли. Некоторое количество мозаик церквей в Фессалонике (Салонике) могут относиться к этому времени. Целая серия обработанных изделий из слоновой кости, особенно шкатулок из слоновой кости, также может быть отнесена к IX веку. Иллюстрированные рукописи иконоборческой эпохи, иллюстрации которых были сделаны византийскими монахами, свидетельствуют о новом духе, который проник в искусство. С точки зрения постраничных иллюстраций наиболее интересна Хлудовская Псалтырь. Эта древнейшая из иллюстрированных Псалтырей хранится в Москве. Остается только пожалеть, что существует так мало материала для изучения искусства иконоборческого периода. Многое из сохранившегося материала относится к иконоборческому времени только на основе косвенных данных, без полной в том уверенности.

Искусство художественного оформления книги в средневековой Византиии играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии. На протяжении многих веков поддерживалась византийская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог да создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обработанной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев, поскольку от них требовалось владение навыка ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начертании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требовались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов административных учреждений. Одним словом, книга вплоть до широкого распространения книгопечатания оставалась весьма дорогостоящим изделием. Таким образом, со всех точек зрения средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украшением занимались искусные мастера.

Главные элементы художественного оформления книг — это миниатюры, заставки и инициалы. Миниатюрой называется сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. Заставка — небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги. Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она представляет собой в большинстве случаев настоящую маленькую картину. Инициал (буквица) — это заглавная буква укрупнённого размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие дико винных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев. Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда — несколькими красками одновременно.

история

Византийская архитектура берет свое начало в экспансии Римской империи на юго-западе Европы и в Северной Африке. Территории, завоеванные римлянами, принадлежали к большому разнообразию культурных групп, поэтому процесс адаптации к Империи был медленным и проблематичным..

С другой стороны, Восточная Европа — также доминируемая римлянами — имела гораздо лучше структурированную организацию. Это произошло потому, что народы Средиземноморья были культурно объединены бывшей Македонской империей и греческими культурными влияниями..

Несколько раз пытались разделить власть между востоком и западом, чтобы более точно организовать Империю. Однако все предпринятые попытки потерпели неудачу, поскольку императоры каждого региона считали себя соперниками друг другу..

Однако у каждого императора был ряд задач, с помощью которых осуществлялось разделение властей. Империя никогда не перестала считаться одной и той же; то есть, хотя на западе был император, а на востоке — еще один, они все еще были частью Римской империи..

Создание Константинополя

После того, как в 293 году Диоклетиан установил последнее разделение между Востоком и Западом путем создания Тетрархии (системы двух императоров и двух Цезарей, которые сменили их после его смерти), система рухнула. Когда Константино пришел к власти, его первой задачей было воссоединить Империю, чего он достиг в 313 году..

В 330 году Константин перенес столицу империи в Византию. Этот город был в географически привилегированном месте для торговли между Азией и Европой, в дополнение к его связи с Черным морем и Средиземноморьем.

Когда столица была перенесена, Константин хотел применить ряд серьезных изменений в экономической, военной и архитектурной политике города. Среди изменений, которые он сделал, он произвел революцию во всех структурах города Византии с новыми идеями. Именно тогда город получил название Константинополь.

Структурный «ренессанс» Константинополя был той переменой, с которой начался период византийской архитектуры. Ввиду того, что жители были римлянами, как и их архитекторы, византийский стиль основывался на римских архитектурных принципах. Кроме того, римская архитектура уже была под влиянием греческого.

Император Юстиниан

Юстинианом был еще один из византийских императоров, который оказал большее влияние на художественное обновление архитектуры. Он был императором, который также имел своим главным видением культурное обновление Империи. На самом деле его политика была очень похожа на политику Константина, хотя Юстиниан пришел к власти в 518 году..

Его основными работами были различные реконструкции церквей, павших по всей Римской империи.

В качестве идеала Юстиниан руководил империей без необходимости применения силы. Точно так же он не хотел навязывать римлянам уникальную религию, но его здания были похожи на традиционную христианскую архитектуру..

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

https://youtube.com/watch?v=UN4ZGVsAfts

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X-XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография
— совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч.
проектов вроде минология Минологий —
сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август).
Симеона Метафраста , стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976-1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист
— линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.
; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Мозаика

Мозаики — самые выдающиеся художественные произведения византийского периода. Этот художественный стиль развился из христианских верований позднеримского искусства; он считался визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.

Художники византийского периода были наняты крупными церковными конгломератами для посещения отдаленных регионов своих мегаполисов и создания мозаик, относящихся к религии.

Как и в случае с живописью, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всей византийской территории и в других регионах Европы.

В двух религиозных центрах больше всего выделялось византийское мозаичное искусство. Первым и, вероятно, самым впечатляющим был собор Святой Софии. Хотя этот собор все еще стоит сегодня, многие из его оригинальных мозаичных работ были потеряны с течением времени.

Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, до сих пор хранит самые важные мозаики, созданные в византийский период.

Византийская мозаика вошла в историю как одно из красивейших произведений искусства, созданных человечеством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: