У всех на слуху: 30 известных каждому фраз, о происхождении которых знают лишь единицы

Начало Возрождения

Сам термин предложил итальянский гуманист, живописец и писатель Джорджо Вазари, живший с 1511 по 1574 год во Флоренции. Он стал основоположником современного искусствознания.

Рис. 1. Эпоха Возрождения в Европе.

В современном значении термин «Возрождение» ввёл в обиход французский историк и публицист XIX века Жюль Мишле. Причиной Ренессанса стало бурное развитие городов-республик в Италии, таких как Венеция, Генуя и Пиза. В них формировались сословия, некоторые не принимали участие в феодальных отношениях. Обществу мастеров, торговцев, ремесленников и банкиров была чужда средневековая система ценностей с аскетичной церковной культурой. Именно в этой торгово-ремесленной среде появился гуманизм.

В городах стали появляться неподконтрольные церкви центры искусства. Мировозрение людей обратилось к античному культурному наследию, когда было, по их мнению, более гуманистическое общество.

Первый период Возрождения получил название Проторенессанса и продолжался с конца XIII и до начала XV века. Одной из ключевых фигур Проторенессанса был художник и архитектор из Флоренции Джотто ди Бондоне. Он преодолел иконописную традицию, унаследованную от Византии, и стал основателем итальянской школы живописи.

Рис. 2. Возрождение XV века.

Средневековье

Философия средневековья базировалась на религиозном мировоззрении, которое исходило, прежде всего, из христианской религии. Соответственно, главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм. Бог — особый фокус всех мировоззрений в философии: Бога-благосостояния, Бога-живого, Бога-правды, красоты и добра. Таким образом, теоцентризм проявляется во всех областях философии.

С религиозной точки зрения, человек — это сверхъестественное существо, венец творения, Господь природы. Сверхъестественная природа человека объясняется тем, что в религии человек есть образ и подобие Бога. Это определение природы человека стало основой для всех последующих объяснений природы человека в европейской религиозной философии: в зависимости от изменения понимания Бога, изменилось и понимание человека.

Согласно христианской религии, совершенный человек — это нравственный человек. Свободная воля, которая дается каждому человеку, означает возможность выбора между добром и злом. Исходя из этого, человек должен отвечать за выбор, который он делает.

В теоцентрической философии самопознание человека реализуется через постижение Бога. Истинный средневековый мыслитель не ищет истины для себя, он хочет в основном жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с древним космоцентризмом, это прогресс в понимании субъективности, в формировании личности в культуре: человек воспринимает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, еще не думающей о себе как о человеке. Человек видит себя как образ Бога, как высшее творение Божье, но как несовершенное существо по сравнению с Творцом.

Средневековый человек руководствовался религиозной нравственностью, и эта нравственность уже служила залогом его судьбы. Школа патризма была известна верховенством человека над вселенной. Человек рассматривался в ней как отдельное и божественное творение — венчающее славу Божества, не подчиняющееся естественным законам, ибо патриотикам казалось невероятным, что может существовать любое другое творение, столь благородное, столь успешное и столь способное, как человек. Ради него и только ради него были созданы все царства природы.

Схематическая философия Средневековья основана на прямом видении реальности, открытом взгляду человека, для которого путь веры является главным содержанием и смыслом его жизни. В то же время схоластическая философия пытается выразить и осмыслить опыт постижения Бога и мира, который приобретается на самых высоких уровнях духовного совершенства.

Например, основной принцип этической концепции Абеляра — утверждение полной нравственной ответственности человека за свои поступки — как добродетельные, так и греховные. Действия человека определяются его намерениями. Никакое действие само по себе не является ни добром, ни злом. Все зависит от намерения. Греховное действие — это действие, которое совершается вопреки своим убеждениям.

Дворянство мантии и городские патриции

Была ещё одна особенность «незаконного» феодализма — наличие привилегированных групп людей и корпораций. Это уже не только те высшие сословия, которые существовали в Средневековье. Во Франции, например, появилось особое сословие — дворянство мантии (имеется в виду судейская мантия), противопоставляемое старому военному’ сословию — дворянству шпаги. Новые «рыцари закона» — юристы занимали различные государственные и, чаще всего, судейские должности и получали за это дворянское звание. Пополнение данного сословия происходило самым что ни на есть коррупционным путём.

М. ван Реймерсвале. Сборщик налогов. 1542 г.

Практика продажи должностей существовала не только во Франции, но там она была наиболее всего распространена. Вечно нуждавшаяся в деньгах королевская власть официально назначала на должности тех, кто за них заплатит. «Рыцарем закона» мог стать любой при наличии юридического образования и достаточных средств. Существовала такса, от небольшой платы за пост, скажем, парламентского, т. е. судебного (напомним, во Франции парламенты — это королевские суды), пристава до огромной суммы за должность президента Парижского парламента (т. е. Верховного суда). И эти должности можно было перепродавать, дарить, завещать, всего лишь заплатив определённый налог в казну.

Довольно привилегированными категориями были представители богатой городской верхушки, особенно во Франции и в Нидерландах, да и в Англии тоже. Они превращались, где фактически, а где и формально (например, одно время в Амстердаме), в замкнутую корпорацию, полностью сосредоточивавшую в своих руках управление городами. Кстати сказать, во Франции большинство дворян мантии рекрутировалось именно из этих городских патрициев.

Монета Филиппа II Испанского. 1594 г.

По сравнению с феодализмом традиционным «незаконный» феодализм был системой более гибкой, обеспечивал условия для возросшей социальной и личной мобильности. Вместе с тем эти «новые привилегированные» представляли собой значительную силу, нередко противостоявшую королевской власти. Контролировать отдельных должностных лиц на местах было для центральной власти делом весьма нелёгким. Чиновники, да и вообще представители более или менее привилегированных сословий, из которых набирались эти чиновники, всячески сопротивлялись контролю. Так, во Франции парламенты, особенно Парижский, долгое время вели себя достаточно независимо по отношению к короне. По традициям страны именно Парижский парламент должен был регистрировать королевские указы. И нередко советники отказывали в регистрации, утверждая, что данный указ противоречит законам страны. Королю предлагалось сначала изменить прежние законы, а потом уже издавать этот указ. Удивительно то, что такая независимость обеспечивалась как раз коррупцией! Советники и иные должностные лица считали свои посты личной собственностью, а не королевской милостью.

А. Барбари. Лука Пачоли и один из его учеников. 1495 г.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Эпоха Возрождения философия. Вопро. Философия эпохи Возрождения

Общее
понятие и предпосылки философии эпохи
Возрождения.

Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв.,
которые объединяла антицерковная и
антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его
великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический
характер.

Предпосылками
возникновения философии и культуры
эпохи возрождения были:

совершенствование
орудий труда и производственных
отношений;

кризис
феодализма;

развитие
ремесла и торговли;

усиление
городов, превращение их в торгово-ремесленные,
военные, культурные и политические
центры, независимые от феодалов и
Церкви;

укрепление,
централизация европейских государств,
усиление светской власти;

появление
первых парламентов;

отставание
от жизни, кризис Церкви и схоластической
(церковной) философии;

повышение
уровня образованности в Европе в целом;

великие
географические открытия (Колумба, Васко
да Гамы, Магеллана);

научно-технические
открытия.

Основные
направления философии эпохи Возрождения:

гуманистическое  (XIV
– XV в., представители: Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и
др.) – в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие и
могущество, иронизировало над догматами
Церкви;

неоплатоническое
( сер.
XV – XVI вв.), представители которого –
Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
Парацельс и др. – развивали учение
Платона, пытались познать природу,
Космос и человека с точки зрения
идеализма;

натурфилософское  (XVI
– нач. XVII вв.), к которому принадлежали
Николай Коперник, Джордано Бруно,
Галилео Галилей и др., пытавшиеся
развенчать ряд положений учения Церкви
и Боге, Вселенной, Космосе и основах
мироздания, опираясь на астрономические
и научные открытия;

реформационное  (XVI
– XVII вв.), представители которого –
Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин,
Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и
др. – стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и
взаимоотношение между верующими и
Церковью;

политическое  (XV
– XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало
проблемы управления государством,
поведение правителей;

утопическо-социалистическое  (XV
– XVII вв., представители – Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.) – искало
идеально-фантастические формы построения
общества и государства, основанные на
отсутствии частной собственности и
всеобщем уравнении, тотальном
регулировании со стороны государственной
власти.

Искусство

В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

  • Использование объемных композиций.
  • Изображение пейзажей на задних планах.

Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

  • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
  • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
  • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
  • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

Впоследствии, модернизм в живописи включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизма, романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

Наука в эпоху Возрождения

Файл:Везалий СтроениеМозга.jpg

Строение мозга. Из книги Везалия «О строении человеческого тела», 1543

Развитие науки в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.

Вопросы

1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.

3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?

4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».

5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

  1. Отказ от авторитетов Средневековья.

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир

  1. Утверждаются принципы гуманизма – мировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Россия в Эру Водолея

В каждую эпоху были лидирующие народы, соответствующие характеристики знака Зодиака. Во время эры Рыб это были религиозные течения (иудаизм, христианство, буддизм), европейский и еврейский народы, которые демонстрировали жизнь «для личной выгоды». Люди устали от бездушья. Пора признаться, что на этих качествах мир не построишь, а только разрушишь. Чтобы двигаться дальше нужны перемены, новые ценности и лидирующая культура.

Если рассматривать влияние характеристик знаков Зодиака на каждую страну, то Водолей как-раз приходится на Россию. Каждая страна имеет астрологического покровителя. Знак влияет на судьбу и характер географического округа. Водолей несет с собой новизну, уход от старого, прогресс, развитие, новое мировоззрение и принципы единства. Он задает правила, неординарен, нелогичен, смело рушит, затем возводит вновь. Все это отражается на России и народе, от которого не знаешь, чего ожидать. 

Россия как Водолей, способна совершать чудеса. Ведь знак-покровитель отвечает за научный рывок. Энергия Водолея направлена на создание рая, благополучия для народа России. Здесь уже нет индивидуальных характеристик, если делать — то на благо целого. Водолей идет против стандартов, постоянно стремясь к новому. У характеристики этого знака нет задачи навредить. Водолей убирает из жизни то, что уже отжило. Его цель обновить все сферы жизни. Если что-то рушится, то это уже давно отжило

Золотая эра выводит на новый уровень и подталкивает к важному росту. Такие задачи в будущем стоят перед Россией

Но а пока у всех стран наступает период перехода и начало адаптации на новых частотах Эры Водолея. 

События, которые разворачиваются сейчас — войны, реформы, санкции, неминуемо приведут к такому глобальному последствию, когда начнется голод. Коснется ли он Россию? Такого, как в африканских странах, конечно, не будет, но определенный дефицит товаров ожидаем. Особенно это затронет небольшие населенные пункты России. Основной причиной голода станут санкции, произойдет импортозамещение. Конечно, Россия имеет собственное производство, но подготовиться к замене продуктов стоит. Многих привычных продуктов вскоре не будет на полках супермаркетов. Поэтому стоит заранее закупить необходимые товары и средства личной гигиены. 

Также это касается медикаментов. Начнется дефицит не только импортных лекарств, но и тех, что нужны для пострадавших от коронавируса и военных действий. Подумайте наперед, особенно, если у вас есть хронические заболевания или маленькие дети. 

В 2023-2024 году наступит период восстановления, и уже начало 2025-й года принесет России другие задачи. События ближайших лет кардинально изменят мировоззрение людей

Но на 2022 год важно трезво оценить ситуацию и разобраться, как работают эти вихревые поля эры Водолея, раз энергия этого знака приходится как-раз на Россию. 

Этот переход эр описывался в различных религиозных писаниях. К нему нас готовили не один век. Теперь выбор за каждым — готов ли он перейти в новый вагон эпохи Водолея. Готов ли перестать бороться и начать созидать. Если каждый житель России и мира ответит положительно на этот вопрос, то через пару лет мы не узнаем эту планету.

Основные деятели

Большое влияние на развитие философии НВ оказали её основные деятели. Они не только продвигали свои идеи, но и разрабатывали методики, писали научные труды, налаживали связь с народом. Многие из философов также продвигали противоположные друг другу теории, несмотря на принадлежность к одному течению.

Френсис Бэкон

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) считается первым в списке представителей философии НВ. Он изобрёл методологию экспериментального естествознания

Бэкон считал, что философия должна носить практический характер и помогать человеку установить господство над природой и признавал важность как личного опыта, так и анализа, обобщения в познании мира.

Главной целью Бэкона было освобождение от «призраков» (идолов), мешающих человеку постигнуть объективную истину. Среди них он выделял:

  • «призрак рода» — желание описать мир в зависимости от качеств жизни, господствующей в обществе;
  • «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных мнений и желаний;
  • «призрак рынка» (или площади) — в зависимости от расхожего мнения остальных;
  • «призрак театра» — в зависимости от мнения авторитетных людей.

Интересно, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Он рассматривал теологию (изучение божественного, которое невозможно понять умом) как науку наравне с философией.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — ещё один представитель философии нового времени. Фаталист, который считал свободу воли проявлением сил природы. Признавал механическую теорию, согласно которой все характеристики объектов (цвет, размер, вес) субъективны, а объективно лишь их существование. Верил в бога, но считал, что он не вмешивается в земные дела.

В философии Гоббс рассматривал человека прежде всего как часть государства. Считал, что оно должно быть слугой народа и обеспечивать его счастье и безопасность, а не наоборот. Одновременно с этим философ критиковал государственную систему, считая, что она принижает и ущемляет людей.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист и математик. Считал, что разум господствует над всем, а опыт — лишь один из его инструментов. Он первым ввёл идеи эволюции, но смотрел на них только с точки зрения механики.

Основной темой его философии было изучение субстанции. Здесь он придерживался дуализма — идеи двух противоборствующих начал. Одним из них было материальное, понятное разуму и объяснимое механистическими представлениями. Вторым — духовное, непостижимое умом и доступное только бессмертной душе человека.

Одной из основных проблем, которые рассматривал Декарт, был поиск достоверных знаний. Он использовал рационалистические и аналитические методы исследований, а также придерживался философского скептицизма. Главным достижением Декарта стало доказательство рефлекторной сути человеческой психики.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

О пользе и вреде неологизмов

Развитие языка напрямую зависит от развития общества, внедрения инноваций, научно-технического прогресса, перемен в политике и экономике. Чем выше темп изменения разных сфер жизни, тем быстрее модернизируется язык, добавляются новые слова, делая его более динамичным.

Неологизмы используются для придания определенного смысла речи или тексту, обозначения несуществующих ранее явлений, понятий, для достижения художественного эффекта или употребляются, как «дань моде»: язык современной молодежи настолько ими переполнен, что человек старшего возраста, общаясь с подростками, не сразу понимает, о чем идет речь.

Особенно часто неологизмы употребляются в СМИ, и на это есть несколько причин:

  • усиление информативности;
  • разделение узкоспециальных понятий;
  • наличие устойчивых терминологий в международном употреблении;
  • придание тексту престижности и новизны.

Большая часть новых слов, используемых в СМИ, – это неологизмы, заимствованные от английского языка, что неудивительно, ведь этот язык является языком международного общения .

Кстати, о заимствованных словах. Не так давно был проведен опрос, как россияне относятся к такому способу пополнения русского языка. Как выяснилось, две трети жителей России оказались против заимствованных слов. 67% опрошенных сказали, что нужно использовать русские термины и пополнять словарный запас только русскими словами, и только 23% респондентов поддержали такой метод обогащения русского языка.

Чуть больше половины опрошенных считают, что иностранные слова, употребляемые в общении, несут определенную угрозу для самого русского языка, хотя при этом 45% респондентов употребляют в своей речи иностранные термины, а 21% делают это ежедневно. Четверть граждан, участвующих в опросе, используют слова, которые уже относятся к устаревшим  (например, «доколе», «сударушка», «барышня» и т.д.), которые, безусловно, способны украсить родную речь не хуже заимствованных слов, главное – применять их «к месту» .

Эксперты считают, что заимствования необходимы русскому языку, но сейчас их в избытке, причем некоторые трудно произносятся и неблагозвучны. Калькирование (буквальный перевод иностранного слова или словосочетания на родной язык) в основном полезно в лексике, но наносит определенный вред грамматике. Многие заимствованные слова, которые пускают в оборот, легко заменить на русский вариант, например, вместо «буккроссинг» говорить «книговорот» или «книгообмен» .

Если говорить о плюсах применения неологизмов, то, конечно, они здорово обновляют язык, делают речь и тексты современнее. Но нужно уметь использовать их в меру, иначе можно добиться обратного эффекта. Бывает, что неологизмы применяют в публицистическом тексте совершенно не к месту, оказывая влияние на восприятие текста читателем. Некоторые слова вовсе «замусоривают» язык и делают речь или текст примитивными, усложняя взаимопонимание между людьми.

Новые слова должны быть употреблены с учетом того, кто является основной целевой аудиторией журнала, блога и т.д. Одно дело, если статьи написаны для молодого поколения, ведь здесь без современных неологизмов просто не обойтись, другое, если слушателями и читателями является старшее поколение, которое просто не поймет, почему девайс, представленный в шоу-руме, не поддерживает функцию скриншота.

Правильное применение неологизмов, как и грамотность в целом, является отражением культуры, образованности и воспитания человека. Кстати, если вам нужна помощь в освоении тем русской грамматики, загляните к нам на онлайн-программу «Русский язык». Рекомендуем!

Неологизмы – это дополнительные краски для языка. Здесь, как в творчестве: можно переборщить с палитрой, а можно добавить несколько ярких штрихов, чтобы речь стала более выразительной.

И еще о плюсах: неологизмы способны улучшить настроение и уменьшить панику, что доказали последние события

В день, когда мэр Москвы обратился к жителям города с просьбой сохранять домашнюю самоизоляцию, станции метро столицы «Бабушкинская» и «Домодедовская» изменили свои названия, которые не только напоминали о важности оставаться дома, но и дарили улыбку людям. На входе в метро красовались вывески с названиями «ДомаДедовская» и «ДомаБабушкинкая»

Вот так сила русского языка помогает не впасть в депрессию в непростые времена .

Да, пандемия внесла свои коррективы не только в привычный уклад жизни, но и в русский язык. Давайте посмотрим, какие новые слова вошли в оборот и какие из них, по прогнозам экспертов, рискуют в скором времени остаться за дверью.

Поэтому мы так любим англицизмы

Неприятные ощущения от сравнения своей жизни с жизнью других (которая в соцсетях кажется насыщеннее и интереснее) можно было бы назвать тревогой, но используя слово FOMO (англ

fear of missing out), мы обозначаем ее конкретную причину — страх пропустить что-то важное. Поэтому нас так привлекает новая лексика: более точное описание эмоций приближает нас к удовлетворению потребностей, которые стоят за ними

Однако часто мы используем концептуально более сложные слова, такие как «инсайт», «триггер», «газлайтинг», «месседж», «хардкор», «ласт колл». С помощью них мы получаем возможность передавать сложные идеи наиболее эффективным способом. На русский их можно перевести только с оговоркой, потому что они «тянут» за собой исходный контекст, не называя его буквально. Такой мгновенный способ донесения мысли до слушателя очень привлекателен, при условии, что ему известна эта терминология

Но важно помнить: чем сложнее концепт (представленный словом), тем выше вероятность, что его смысл переиначат в ходе коммуникации

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей. Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635)

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Самые интересные факты о литературе читайте здесь.

Наука

Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.

Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.

Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.

Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.

Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:

  • Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
  • Джордано Бруно.
  • Галилео Галилей.
  • Иоганн Кеплер.

Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.


Герб семьи Медичи. (wikipedia.org)

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: