11 новейших областей науки, о которых важно знать

Значение биологии в системе наук

Как только первобытные люди осознали свою разумность, они начали исследовать мир вокруг себя. Знания помогли им выжить среди множества опасностей. Наши предки накапливали информацию: что из окружающей природы можно съесть, чем вылечить недомогание, а какие организмы ядовиты или опасны. Они использовали всё, что их окружало, для выживания и обустройства своего быта.

По мере развития прогресса люди смогли позволить себе исследовать неизвестное в познавательных целях. Со временем возникли различные научные направления. Одним из них стала биология.

Биология в наше время не существует сама по себе, отдельно от других дисциплин. В её развитии активно применяются достижения в области химии, математики, физики. Все науки связаны между собой. Они взаимодействуют и дополняют друг друга.

Биологические открытия используются во всех отраслях народного хозяйства: медицине, энергетике, лёгкой и тяжёлой промышленности, сельском хозяйстве.
В наши дни биология имеет три направления:

  1. классическая биология – познание природного разнообразия;
  2. эволюционная биология – изучение вопросов происхождения жизни на Земле, эволюционного развития и антропогенеза;
  3. физико-химическая биология – исследование основ жизнедеятельности организмов с учётом физико-химических принципов.

Уровни организации живой природы

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить её на ряд уровней. Уровень организации живой материи — это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.
Выделяют следующие уровни организации живой материи.

Уровни организации живой материи

Уровень Характеристика
Молекулярный (молекулярно-генетический) На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, нуклеиновые кислоты и др.
Субклеточный (надмолекулярный) На этом уровне живая материя организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.
Клеточный На этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого.
Органно-тканевой На этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань — совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган — часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию или функции.
Организменный (онтогенетический) На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) — неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками.
Популяционно-видовой На этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция — совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид — совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определённую область (ареал).
Биоценотический На этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.
Биогеоценотический На этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз — совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).
Биосферный На этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера — оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.

Необходимо отметить, что биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи выделяют не всегда, поскольку они представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое. Также часто не выделяют субклеточный и органно-тканевой уровни, включая их в клеточный и организменный соответственно.

Разделы

Морфология в биологии – одна из областей, изучающая строение организмов. В ней выделяют два основных раздела: эндономию и анатомию. Первая занимается исследованием внешних признаков живого существа, а вторая – внутренних. Что изучает морфология в разделе эндономии: критерии, по которым разделяют организмы на виды. Проводится классификация по внешнему виду, форме, размеру, окрасу и прочим признакам.

Долгое время именно они оставались единственными определяющими факторами, а внутреннее строение не учитывалось. Позже оказалось, что особи одного биологического вида могут делится на самцов и самок, появилось новое понятие — половой диморфизм.

Анатомия изучает внутреннее строение, находящееся выше клеточного уровня. На основе полученных данных производится систематизация видов в группы, что позволило выделить две основные группы органов: аналогичные, то есть одинаковые у всех видов, и гомологичные. К первым относят части тела, которые схожи по функциям, но имеют различное происхождение, а вторые – различное происхождение, но одинаковые функции. Пример гомологичных – передние конечности млекопитающих и крылья у птиц.

Биология – наука о живой природе

ЕГЭ Биология 1.1. Биология как наука, методы познания живой природы

Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

  1. Проводить верификацию
  2. Подвергать идею фальсификации

Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

Верификация научной теории

Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

  • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
  • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
  • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
  • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
  • насколько она гибкая и может ли изменяться.

Если вы нашли невероятную теорию, но её поддерживает всего один учёный, стоит задуматься. Скорее всего это полёт фантазии и псевдонаучная идея, а не реальный прорыв.

Фальсификация

Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:

  1. Источники, на которых базируется теория. Наука смотрит на достижения последних лет. А псевдонаука всегда оперирует древними и недоступными знаниями.
  2. Термины, которые используются в теории. Если это «аура», «энергетическое воздействие», «паранормальные явления» и другие термины, непроверяемые научно, перед вами скорее всего лжетеория.
  3. Сенсационное заявление. Если теория заявляет об открытии, которое противоречит всем достижениям науки или отвергает их, то вряд ли оно будет истинным.
  4. Обвинения в преследованиях. Авторы теории говорят, что их разработки преследуются правительством, фармкомпаниями или конкурентами? Скорее всего к науке они не имеют никакого отношения.
  5. Кто автор данной теории. Проверяйте личность человека, чью теорию вы рассматриваете. Если это учёный с мировым именем, то кредит доверия к нему выше, чем к вчерашнему студенту, который не отличался во время учёбы.

Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

Организм

Все действия, производимые живым организмом, являются необходимыми для его существования.
Функции организма связаны друг с другом и вместе образуют живую систему.
Все явления объясняются структурой и формой жизни клетки, поэтому базовой единицей
живого организма выбрана клетка. Свойства клетки регулируются частями,
ответственными за развитие и работу живых существ, среди которых нуклеиновая кислота,
аминокислоты, ферменты, гормоны и мембранные компоненты
макромолекулы, которые не представлены в неживой природе.

Некоторые существа состоят из одного типа клеток, например, бактерии и называются одноклеточными
организмами. Другие состоят из множества различных клеток, в таких организмах все процессы зависят
от успешной координации входящих в его состав клеток. Такие организмы называются многоклеточными.

Структура ЕГЭ по биологии 2023

В экзамен по биологии входят 29 заданий, из них 23 задания с кратким ответом и семь с развёрнутым ответом. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности и формату. Всего за экзамен вы можете получить 58 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100 вторичных. Причём за первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов (66 вторичных), а за вторую 21 первичных (34 вторичных).

Первая часть

Первая часть включает в себя 22 задания. Из них 14 заданий базового уровня (их хватит для того, чтобы написать экзамен на порог) и 8 заданий повышенного уровня сложности. Ответ на них нужно дать в виде слова (нескольких слов), числа или последовательности цифр. Вот с какими форматами вы столкнетесь:

  • Шесть заданий — на выбор нескольких ответов из списка
  • Еще в четырех нужно установить соответствие между элементами
  • Четыре задания — на установление последовательности
  • Два —  на дополнение информации по таблице
  • Еще в двух заданиях необходимо решить задачу по цитологии и генетике
  • Три задания — на поиск ответа по изображению на рисунке
  • И в одном проанализировать информацию в табличной или графической форме

Вторая часть

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2023 — это задания с развёрнутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности.

23 и 24 задание (первое и второе задания второй части) — обсуждаются биологические эксперименты. Их планирование, проведение и анализ. Теперь у нас не одно такое задание, а два, но они связаны друг с другом. В 23 добавили термины «нулевая гипотеза» и «отрицательный контроль», они разъяснены в КИМ, но, я советую, разобрать их заранее, чтобы легко справится на экзамене.
25 — нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы
26 и 27 — развёрнутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы»
28 и 29 — прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике

В 29 номере советую обратить внимание на решение заданий с голандрическим типом наследования и с псевдоаутосомным наследованием, такие задачи появились на ЕГЭ 2022.

Как видите, обе части экзамена важны. Готовиться к ним нужно вдумчиво и последовательно.

Структура ЕГЭ по биологии 2023,

Основные типы наук

Все науки, кроме математики и философии, можно разделить на три типа:

  1. Естественные науки
  2. Общественные (социальные) науки
  3. Гуманитарные науки

Математика и философия относятся к мета-наукам.

1. Естественные науки

Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.

Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди
исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.

Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же,
если человек потеряет разум.

Все естественные науки делятся на два класса:

  • Фундаментальные
  • Прикладные

Фундаментальные естественные науки

Фундаментальные естественные науки делятся на два вида:

  • Общие фундаментальные естественные науки
  • Фундаментальные естественные науки о Земле

Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов.
Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.

Общие фундаментальные естественные науки

Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.

Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония,
биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.

Фундаментальные естественные науки о Земле

Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология,
океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.

Прикладные естественные науки

Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде
не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое
применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.

В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.

2. Социальные (общественные) науки

Социальные науки, это науки о человеческом обществе.

Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует.
Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.

Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.

3. Гуманитарные науки

Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.

Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.

Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.

Зачем учиться различать науку и псевдонауку

«Истина где-то рядом», — убеждал нас сериал «Секретные материалы», «Каждый прав по-своему» — говорят нам современные массмедиа и социальные сети.

Однако такая толерантность в области научного знания недопустима и вот почему:

  1. Практический аспект: не разбираясь в критериях научности, студент не сможет выбрать грамотные литературные источники и написать основательную работу.
  2. Социальный аспект: использование лженаучных теорий не развивает общество, возвращает его к Средневековью и магическому мышлению.
  3. Рациональный аспект: опираясь на научные знания, человек выстраивает объективную картину мира, живёт в реальности, а не в странных, а порой и опасных иллюзиях.
  4. Медицинский аспект: многие лженаучные идеи несут опасность для человеческого здоровья. Отказ от прививок, своевременного лечения и достижений науки может привести к серьёзным последствиям и даже смерти.

Так что разобраться, в чём различие между наукой и псевдонаукой полезно не только для учёбы и научной карьеры, но и для жизни.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Стоит помнить, что к псевдонауке не относятся такие сферы человеческой деятельности, как религиозные учения и духовные практики. Они опираются не на научные доводы или чувственный опыт, а на веру. То есть, у них совсем другой инструментарий и сфера.

Экзометеорология

Юпитер

Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.

Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.

Пластиковая электроника

Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.

По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.

Основные нерешенные проблемы в биологии

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последнее десятилетие в нашем понимании фундаментальных процессов жизни, некоторые основные проблемы остались нерешенными. Вот некоторые примеры:

Происхождение жизни. Хотя существуют очень убедительные доказательства абиотического происхождения биологических соединений, таких как аминокислоты, нуклеотиды и липиды, в степени неясно, как эти молекулы собрались вместе, чтобы образовать первые ячейки. С этим связан вопрос внеземной жизни. Если мы поймем, как зародилась жизнь на Земле, мы сможем более надежно предсказать, какие условия необходимы для зарождения жизни на других планетах.

Старение . В настоящее время нет единого мнения о первопричине старения. Различные конкурирующие теории изложены в .

Формирование паттерна . У нас есть хорошее понимание формирования паттернов в некоторых системах, таких как ранний эмбрион насекомого , но формирование многих паттернов в природе не может быть легко объяснено, например полосы в зебрах или многих змей, таких как коралловые змеи. Хотя мы знаем, что паттерны генерируются избирательной активацией или репрессией генов, многие из этих генов и их регуляторные механизмы остаются неизвестными.

Характеристики жизни

К живым существам относиться, как видимый мир животных, растений и грибов, так и невидимый мир бактерий и вирусов. На базовом уровне мы можем сказать, что жизнь упорядочена. Организмы имеют чрезвычайно сложную организацию. Мы все знакомы с замысловатыми системами основной единицы жизни – клеткой.

Жизнь может «работать». Имеется введу не ежедневное разнообразие работы, а поддержание метаболических процессов, путем получения энергии в виде пище из окружающей среды.

Жизнь растет и развивается. Это означает больше, чем просто копирование или увеличение размера. Живые организмы также имеют возможность восстанавливаться при определенных типах повреждений.

Жизнь может воспроизводиться. Вы когда-нибудь видели размножение грязи или камней? Вероятней всего нет! Жизнь способна происходить только от других живых существ.

Жизнь может реагировать. Вспомните о том, как в последний раз вы ударялись какой-нибудь частью своего тела. Почти мгновенно следует болевая реакция. Жизнь характеризуется реакцией на различные стимулы и внешние раздражители.

Наконец, жизнь может адаптироваться и отвечать требованиям, предъявляемым окружающей средой.

Существует три основных типа приспособлений, которые могут возникать у высших организмов:

  • Обратимые изменения происходят как ответ на изменения в окружающей среде. Предположим, вы живете вблизи уровня моря и отправляетесь в горную местность. Вы можете начать испытывать затрудненное дыхание и увеличение частоты сердечных сокращений в результате изменения высоты. Эти симптомы исчезают, когда вы возвращаетесь к уровню моря.
  • Соматические изменения происходят в результате продолжительных изменений в окружающей среде. Используя предыдущий пример, если вы долго будете оставаться в горной местности, вы заметите, что ваш сердечный ритм начнет замедляться, и вы начнете нормально дышать. Соматические изменения также обратимы.
  • Окончательный тип адаптации называется генотипическим (вызванным генетической мутацией). Эти изменения происходят в генетическом составе организма и не обратимы. Примером может служить развитие устойчивости к пестицидам у насекомых и пауков.

Таким образом, жизнь организована, «работает», растет, размножается, реагирует на стимулы и приспосабливается. Эти характеристики лежат в основе изучения науки общей биологии.

Как выучить биологию легко и быстро

Первым шагом на пути к пониманию, как учить биологию, будет подбор на урок наглядного материала. Наука далека от абстракции, и все, о чем идет речь, можно легко увидеть

Скелет, цветы и даже фото микроорганизмов — все это есть в учебниках и в Интернете и существенно облегчает задачу, так как понять биологию, а не просто заучить — это действительно важно

Помимо активного использования иллюстраций и атласов, нельзя забывать и о стандартных методах эффективной учебы:

  • Формулы и термины переносить на карточки для запоминания и регулярно повторять.

  • Текст параграфа переписывать в виде ярого конспекта.

  • Чтобы что-то выучить, надо кого-то этому научить. Можно рассказать новую информацию другу, родственникам, коту или игрушкам.

Трудности в изучении могут возникнуть, если были упущены знания из предыдущих разделов. Также проблемы способна вызвать терминология, значение которой не запомнилось. В таком случае вам будет полезно воспользоваться услугой репетитора по биологии. Компетентный преподаватель поможет лучше усвоить учебную программу, а также расскажет интересные факты о биологии сверх положенного материала.

Тесты по биологии (1151)

Тест на тему Контрольный тест Пищеварение 8-й класс Вариант 2

Тест на тему Контрольный тест Пищеварение 8-й класс Вариант 1

Тест на тему Контрольный тест 7-й класс Вариант 2

Тест на тему Контрольный тест 7-й класс Вариант 1

Тест на тему КИМы 10-й класс

Посмотреть все тесты

Изучение биологии в школе направлено на то, чтобы сформировать у детей представление о биологической культуре человека, животных и растений.

Биология – это наука о жизни. Она учит чутко и бережно относиться к любым живым организмам, учит воспринимать все живое как часть экосистемы планеты. Изучая происхождение видов, рост растений и живых организмом, эволюцию животных и человека, биология помогает воспитывать материалистическое мировоззрение, учит критическому мышлению.

Любой раздел биологии важен:

  • Биохимия изучает материалы вещества, из которого состоит все живое;
  • Ботаника занимается изучением растений. Именно благодаря ботанике ученым удается выводить новые сорта полезных сельскохозяйственных растений, стойких к тяжелым погодным условиям, болезням и паразитам, что позволяет увеличивать урожайность и бороться с голодом на планете;
  • Клеточная биология изучает клетки живых организмов, в том числе и злокачественных опухолей. Знания о природе образования и деления этих клеток,  сделали многие виды рака излечимыми;
  • Генетика изучает наследственность человека, позволяя также предугадать предрасположенность к заболеваниям и вовремя предупредить их, продлевая человеку жизнь;
  • Зоология изучает жизнь и поведение животных;
  • А эволюционная биология следит за временными изменениями жизненных форм.

Таким образом, биология – это наука не только прошлого и настоящего, но и наука будущего, так как именно люди, изучающие биологию, в будущем смогут победить все неизлечимые болезни настоящего, как в прошлом такие же ученые победили чуму, черную оспу и холеру.

История биологии[]

Хотя концепция биологии как особой естественной науки возникла в XIX веке, биологические дисциплины зародились ранее в медицине и естественной истории. Обычно их традицию ведут от таких античных учёных как Аристотель и Гален через арабских медиков. В эпоху Возрождения биологическая мысль в Европе была революционизирована благодаря изобретению книгопечатания и распространению печатных трудов, интересу к экспериментальным исследованиям и открытию множества новых видов животных и растений в эпоху Великих географических открытий. В это время работали выдающиеся умы Андрей Везалий и Уильям Гарвей, которые заложили основы современной анатомии и физиологии. Несколько позже Линней и Бюффон совершили огромную работу по классификации форм живых и ископаемых существ. Микроскопия открыла для наблюдения ранее неведомый мир микроорганизмов, заложив основу для развития клеточной теории. Развитие естествознания, отчасти благодаря появлению механистической философии, способствовало развитию естественной истории.

К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. Лавуазье и другие химики и физики начали сближение представлений о живой и неживой природе. Натуралисты, такие как Александр Гумбольдт, исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии, закладывая основы биогеографии, экологии и этологии. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества. В сочетании с данными эмбриологии и палеонтологии эти достижения позволили Чарльзу Дарвину создать целостную теорию эволюции путём естественного отбора. К концу XIX века идеи самозарождения окончательно уступили место теории инфекционного агента как возбудителя заболеваний. Но механизм наследования родительских признаков всё ещё оставался тайной.

Когнитивная экономика

Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:

Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.

Изменения ЕГЭ по биологии 2023

В 2023 году экзамен по биологии претерпел значительные изменения, но большинство из них в структуре и в формате. Существенных качественных изменений не произошло. Как и в прошлом году, на выполнение экзаменационной работы о биологии отводится 235 минут. За 3 часа 55 минут вы точно успеете прорешать, проверить и оформить все задания.

Количество заданий в экзамене увеличилось: в первой части добавлено одно задание. Соответственно, общее число заданий выросло с 28 до 29. 

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снижен с 59 до 58. Теперь каждая ошибка будет стоить дороже при переводе во вторичные баллы.

Что произошло с первой частью?

В первой части некоторые задания объединили в единые модули по темам:

  • Во-первых, блок «Система и многообразие органического мира» теперь встречается в заданиях 9-12 линий: два задания по темам из раздела «Многообразие растений и грибов» и два задания из раздела «Многообразие животных».
  • Во-вторых, блок «Организм человека и его здоровье» представлен заданиями 13-16 линий.
  • И в-третьих, задания, проверяющие знания о бактериях и вирусах, включены в задания блока «Клетка и организм — биологические системы» и будут встречаться в линиях 5-8. Это изменение отличается только структурой и кажется мне логичным.

А еще задания линий 9-10 и 13-14 теперь похожи на задания линий 5-6. Одна картинка и два задания к ней, одно из которых оценивается на 1 балл, а второе на 2. Особенно повезет, если вам попадется знакомый рисунок — тогда вы без проблем получите за него целых 3 первичных балла (примерно 7% от максимально возможной суммы баллов).

Что произошло со второй частью?

Что касается второй части, то здесь изменения не такие радужные. Исключено задание 24 линии на исправление ошибок. Если анализировать прошлый год, то именно это задание из второй части выпускники выполняли качественнее других. Какое же задание мы встретим вместо него? Линии 23 и 24 теперь представляют мини-модуль из двух заданий на проверку сформированности методологических умений и навыков. Проще говоря, на умение проводить, планировать и анализировать биологические эксперименты.

А еще, судя по демо-версии, в 3 линии появились новые расчетные задачи. Они не сложные, но потренироваться их решать лучше заранее.

Все изменения в ЕГЭ по биологии 2023 надо учитывать в подготовке. Так, часто вместе с формулировкой задания меняются и критерии его оценивания и особенности решения. Если не знать об этом, то можно запросто потерять несколько баллов за ответ. А они могли бы быть решающими при поступлении в вуз. Именно поэтому когда я готовлю своих учеников к ЕГЭ по биологии, я всегда разбираю с ними критерии оценивания и оформления заданий. Мы учимся и решать задачи правильно, но и записывать ответы так, чтобы их точно засчитали. А еще я помогаю своим ученикам быстро находить решение к типичным заданиям. Таких в ЕГЭ много, и достаточно просто уметь их распознавать — тогда останется больше времени на более сложную часть экзамена. Всему этому я буду рада научить и вас. Приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ по биологии, и я научу вас, как сдать экзамен на 80+!

Рекомбинантная меметика

Эта область науки только зарождается, однако уже сейчас ясно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёные получат лучшее понимание всей человеческой ноосферы (совокупности всей известной людям информации) и того, как распространение информации влияет на практически все аспекты человеческой жизни.

Подобно рекомбинантной ДНК, где различные генетические последовательности собираются вместе, чтобы создать нечто новое, рекомбинантная меметика изучает, каким образом мемы — идеи, передающиеся от человека к человеку — могут быть скорректированы и объединены с другими мемами и мемеплексами — устоявшимися комплексами взаимосвязанных мемов. Это может оказаться полезным в «социально-терапевтических» целях, например, борьбы с распространением радикальных и экстремистских идеологий.

Часть 2

1. Различные направления биологической науки могут изучать

а) строение и жизнедеятельность организмов
б) взаимодействия объектов живой и неживой природы
в) процессы исторического развития живой природы
г) особенности индивидуального развития организмов
д) многообразие организмов

2. Важнейшие условия для развития жизни на Земле — это

а) наличие хищных животных
б) наличие растений в пищевых цепях
в) наличие озонового слоя в атмосфере
г) наличие воды, прежде всего, в жидком состоянии
д) солнечный свет как основной энергетический ресурс

3. Профессии, так или иначе связанные с биологией

а) врач
б) учитель
в) космонавт
г) животновод
д) конструктор

4. В результате применения современных биотехнологий на промышленных предприятиях могут получать некоторые

а) кисломолочные продукты
б) лекарственные препараты
в) витамины
г) строительные материалы
д) искусственные (синтетические) алмазы и другие кристаллы

Методы познания живой природы

Живая природа изучается с применением разных методик: 

Метод Описание
Моделирование  — построение на компьютерной технике либо математическим способом разных моделей органов и организмов с целью изучения их строения и функционирования
Наблюдение  — сбор информации об объекте
Изучение истории  — выявление закономерностей развития живого на Земле
Описательная  — изучение особенностей живого объекта
Аналитическая  — сравнение имеющихся сведений о живых объектах для выявления сходства и различия
Экспериментальная  — проведение опытов над живым объектом в лабораторных условиях
Систематизация  — соотнесение новой информации с имеющейся системой знаний для ее расширения и усовершенствования
Сравнительная процесс поиска схожих описаний, функций и явлений

Помимо описанных методик в дополнение к ним применяются более узкие методы:

Метод Описание
Биохимический  — исследование химическим способом содержимого живых клеток и организмов
Цитогенетический  — изучение строения клеточного уровня и их генетического фонда
Эмбриологический  — основан на проявлении закономерностей эмбрионального развития, таких как закон зародышевого сходства и биогенетический закон
Описательная  — изучение особенностей живого объекта
Гистологический  — исследования культур тканей разных живых организмов
Генеалогический  — один из методов изучения типа наследования признаков, основанный на анализе родословных

Для изучения каждого нового организма используется не один метод либо методика, а их комплекс. Такая совокупность исследований позволяет лучше изучить живые объекты и дать им полное описание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: