Примеры недавних исследований
В последние годы исследования в области бриологии были сосредоточены на аспектах сохранения, экологической, флористической и систематической.
сохранение
В области консервации были проведены исследования генетической изменчивости и экологических факторов бриофитов..
В одном из этих исследований Hedenäs (2016) изучал генетическую изменчивость 16 видов мхов в трех европейских регионах. Было установлено, что генетический состав популяций каждого из видов был различным в каждом регионе. Из-за их генетических различий необходимо защищать популяции в каждом из исследованных регионов..
Также была изучена важность пресноводных водоемов для развития сообществ бриофитов. В работе, проделанной в Европе, Monteiro и Vieira (2017) обнаружили, что эти растения чувствительны к скорости водных течений и типу субстрата.
Результаты этих исследований могут быть использованы для определения приоритетных областей для сохранения этих видов.
экология
В области экологии проводятся исследования по устойчивости к обезвоживанию мохообразных. Например, Gao и сотрудники (2017) изучили транскриптомы (транскрибированную РНК), вовлеченные в процессы сушки мха. Брюг Аргентум.
Стало возможным узнать, как транскрибируется РНК во время высыхания и регидратации этого мха. Это позволило лучше понять механизмы, обеспечивающие толерантность к сушке этих растений.
Флористика и биогеография
Исследования видов мохообразных, присутствующих в разных географических регионах, довольно часты. В последние годы они приобрели актуальность для определения биоразнообразия различных районов..
Освещает исследования, проведенные во флоре Арктики. Льюис и его коллеги (2017) обнаружили, что в этой области планеты особенно распространены бриофиты. Кроме того, они имеют большое экологическое значение благодаря своей способности выживать в таких экстремальных условиях..
Другой регион, где проводились многочисленные флористические исследования, — Бразилия. В этой стране существует большое разнообразие сред, в которых могут развиваться мохообразные..
Среди них — исследование, проведенное Peñaloza et al. (2017) по флоре бриофитов в почвах с высокой концентрацией железа в юго-восточной Бразилии. Было найдено 96 видов, растущих на разных субстратах и в микробитах. Кроме того, разнообразие этой группы очень высоко по сравнению с другими областями подобных сред.
Таксономия и филогения
В исследовании, проведенном Соузой и его сотрудниками в 2018 году, подтверждается монофилия (группа, образованная предком и всеми его потомками) мохообразных. Также предлагается, чтобы эта группа соответствовала эволюционной ветви, отличной от трахеофитов (сосудистых растений), и которые не являются их предками, как было ранее заявлено..
Аналогичным образом, исследования были проведены в некоторых проблемных группах, чтобы определить их систематическое положение (Чжу и Шу 2018). Так обстоит дело с видом Marchantiophyta, который является эндемичным для Австралии и Новой Зеландии..
После проведения молекулярно-морфологических исследований было установлено, что вид соответствует новому моноспецифическому роду (Cumulolejeunea).
Методы исследования
В ботанике используются как наблюдательные, так и сравнительные, исторические и экспериментальные методы, включая сбор и коллекционирование, наблюдение за природными и экспериментальными территориями, эксперименты в естественных и специализированных лабораториях и математическую обработку полученной информации. Помимо классических методов регистрации свойств изучаемых растений, используется целый арсенал современных химических, естественных и государственных методов исследования.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, укажите в тексте содержание представленного материала. В противном случае вы можете удалить раздел. Для получения дополнительной информации см. страницу обсуждения.
Хотя исчезновения могут быть естественным следствием естественного отбора (например, массовое исчезновение вида Холи), современный период вымирания уникален. Предыдущие периоды были вызваны естественными причинами, такими как небесные конфликты, движение структурных дощечек, высокая вулканическая активность и изменение климата. Нынешний период исчезновения происходит по вине человека и начался с появлением людей на планете около 100 000 лет назад. Вступая в контакт с новыми для них и неизвестными до появления человека экосистемами, люди разрушали экологический баланс охотой, уничтожением среды обитания и распространением болезней.
Основная причина для беспокойства связана с потерей видов.
- исчезновение видов как биологических сущностей — является важнейшим фактором и как уменьшение богатства природы, и как моральная проблема для тех, кто верит, что люди обязаны сохранять естественную окружающую среду;
- дестабилизация экосистем — становится хорошо понятной, когда звено цепи питания исчезает из экосистемы;
- угроза другим видам — когда один вид исчезает, очень часто возникают популяционные изменения численности во вторичных видах. Может возникнуть ситуация, когда экосистема изменится заметно и необратимо;
- потеря незаменимого генетического материала — каждая вид несёт уникальный генетический материал в своей ДНК и производит уникальные химические соединения согласно генетическим инструкциям, заложенным в них. Например, полынь однолетняя — растение, которое является единственным источником артемизинина, препарата, который почти на 100 процентов эффективен против малярии2. Если бы это растение исчезло, то контроль над малярией (даже сегодня являющейся серьёзным заболеванием) в беднейших регионах планеты уменьшился бы.
Американский палеонтолог Нильс Элдридж вместе со Стивеном Гулдом в 1972 году высказал теорию прерывистого равновесия. В частности, Нильс Элдридж играет важную роль в деятельности человека.
Основные разделы
Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в 1 ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:
- Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии.
- Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности.
- Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений.
- Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д.
- Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения.
- Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой.
- Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения.
- Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.
Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение
Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.
В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:
- многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
- двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
- однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.
Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.
К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.
Разделы ботаники
Ботаника — комплексная наука, которая изучает растения. Включает в себя следующие разделы:
- Морфология изучает внешнее строение растений.
- Анатомия изучает внутреннее строение органов растений.
- Систематика занимается классификацией растений, изучает родство, филогению растений.
- Физиология растений исследует жизненные процессы, протекающие внутри организма.
- Экология растений изучает взаимоотношения и взаимозависимость растений и среды.
- География растений изучает закономерности распределения растений и растительных сообществ на поверхности Земли.
- Фитоценология или геоботаника, изучает процессы формирования и развития растительных сообществ, изменения их состава и состояния в связи с условиями среды, выясняет закономерности сложения растительного покрова Земли.
- Палеоботаника изучает ископаемые остатки растений, живших в прошлые геологические эпохи.
Растительные миры Земли богаты и разнообразны, насчитывают более 500 тысяч видов. Среди которых встречаются как мелкие микроорганизмы, так и гигантские размеры деревьев. Некоторые тропические лианы и морские водоросли достигают длины 100 и больше метров. Условно растительный мир делится на две группировки: низшие растения и высокие. Невысокие растения, которые появились около 2 миллиардов лет назад, являются самыми простыми представителями флоры и фауны.
Растения различаются по окраске и форме стебля, а также листьями, цветками и плодами, длительностью жизни и иными особенностями.
Но как бы не отличались цветочные растения, все они могут быть разделены на три группы: деревья, кусты и травы.
Деревья, как правило, являются крупными растениями с многолетними деревянистыми стеблями. У каждого дерева есть ствол и ветви, которые образуют их крону.
Кустарники отличаются от дерева тем, что у них ствол начинает ветвиться почти на поверхности грунта, а его трудно обнаружить среди стволов.
Травы или травяные растения обычно обладают зелеными сочными стеблями; они практически всегда находятся ниже дерева и куста. Деревянные и кустовые растения являются многолетними растениями. Среди трав встречаются многолетние, однолетние и двулетние.
Однолетние растения, например, фиалка, лебеда, левка, редиска, просо и гречиха и овса, рожи, пшеницы, развиваются весной, цветут, формируют плоды с семенами и после них вымирают. Двулетние растения живут почти 2 года. В первый год свекла, редька, капуста развивается в обычном формате лишь корнями, стеблями и листьями. Эти растения только на второй год развивают новых побеги, цветут, дают плоды и семена, а на осень высыхают и умирают. Большой лопух дикое растение, которое относится к двулетнему. Из года в год повторяются определенные явления жизни растений — распускаются листья, затем период цветения, плодоношения, листопада.
Определение
Фенология — раздел ботаники, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни животного и растения.
Долгие слоги
Да, как оказалось, не такой уж и простой этот латинский язык! Ударения в словах зависят от многих факторов. В том числе долготы и краткости слога, его открытости и закрытости (напомним, что открытый слог заканчивается на гласную, закрытый на согласную, как и в русском языке).
Итак, слог является долгим:
- если в нем содержится дифтонг (диграф). Например, crataegus.
- если он расположен перед группой согласных. Например, potentilla.
- если он расположен перед одной из согласных «x» или «z». Например, reflexus.
Очень важно запомнить следующее! Согласные с, b, р, t, d в сочетании с l, r не будут создавать долготу предшествующему гласному. Например, vertebra, anhydrus
Выделенные звуки являются краткими!
В случае с долготой звука (а следовательно, и слога) также есть исторически сложившиеся закономерности. На письме они обозначаются чертой. Например, amîcus.
Научные учреждения, общества, преподавание
В СССР крупнейшими учреждениями являются Ботанический ин-т АН СССР (Ленинград), Ин-т Физиологии растений АН СССР (Москва), Ин-т биохимии (Москва), Микробиологический ин-т АН СССР (Москва), Ин-т цитологии (Ленинград), Ин-т генетики (Москва), Палеонтологический ин-т (Москва), Главный Ботанический сад АН СССР (Москва), Ботанический сад МГУ (Москва), а также ин-ты республиканских академий. Ботанические сады (их в СССР более 100) культивируют растения всего мира, которые изучаются ботаниками теоретического и прикладного профиля (интродукция и натурализация растений). При многих садах и ун-тах имеются гербарии. Крупнейшими из них являются Гербарий Ботанического ин-та АН СССР (Ленинград), Гербарий Московского ун-та, а за рубежом Гербарий Ботанического сада в Кью (Лондон).
Крупнейшими учреждениями по прикладной Б. являются Всесоюзный ин-т растениеводства (Ленинград), Всесоюзный ин-т лекарственных растений (Москва), Никитский ботанический сад в Крыму и другие учреждения ВАСХНИЛ. Эти учреждения издают научные Труды по отдельным отраслям Б. Большую роль в пропаганде ботанических знаний играют ботанические общества — Всесоюзное ботаническое общество (основано в декабре 1915 г.), издающее «Ботанический журнал», и его многочисленные отделения в союзных республиках и городах; Московское общество испытателей природы (МОИП) издает «Бюллетень МОИП», Ленинградское общество испытателей издает журнал «Записки». Ун-ты и другие вузы издают Труды, в которых печатаются ботанические статьи. Б. преподается в ун-тах, с.-х. и лесных ин-тах, в педагогических, медицинских (общая биология, фармакогнозия) вузах и техникумах.
Библиография: История—Баранов П. А. Ботаника, Ташкент, 1933; он же, История эмбриологии растений в связи с развитием представления о зарождении организмов, М.— Л., 1955, библиогр.; Вульф Е. В. Историческая география растений, М.— Д., 1944; Очерки по истории русской ботаники, под ред. Н. А. Комарницкого, М., 1947; Русские ботаники, Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1—4, М., 1947—1952; Серебряков К. К. Очерки по истории ботаники, М., 1941, М б b i u s M. Geschichte der Bota-nik, Jena, 1937; R e e d H. S. A short history of the plant sciences, Waltham, 1955.
Руководства, учебники — Алехин В. В. География растений, М., 1944, библиогр.; Г e н к e л ь П. А. Физиология растений, М., 1965; Г о л e н к и н М. II. Курс высших растений, М.— Л., 1937; Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи, Л., 1964; И м с А. Морфология цветковых растений, пер. с англ., М., 1964; Комарниц-кий Н. А., Кудряшов Л. В. и Уранов А. А. Систематика растений, М., 1962; Кретович В. Л. Основы биохимии растений, М., 1971; Курса-н о в Л. И. и К о м а р н и ц к и й Н. А. Курс низших растений, М., 1945, библиогр.; они же, Ботаника, т. 1, М., 1966; M e й-е р К. И. Морфогения высших растений, М., 1958, библиогр.; Поддубная-Арнольди В. А. Общая эмбриология покрытосеменных растений, М., 1964, библиогр.; Раздорский В. Ф. Анатомия растений, М., 1949; Рубин Б. А. Курс физиологии растений, М., 1971; T а х т а д ж я н А. Л. Высшие растения, т. 1, М.—Л., 1956; он же, Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, М.— Л., 1964, библиогр.; Шенников А. П. Экология растений, М., 1950, библиогр.; Э с а у К. Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969; Ярошенко П. Д. Геоботаника, М.— Л., 1961.
Л. В. Кудряшов, Н. А. Комарницкнй.
Современное состояние ботаники
Современное состояние ботаники характеризуется взаимопроникновением различных дисциплин. Так, напр., в систематике для характеристики таксонов применяются методы цитологии, эмбриологии, анатомии, физиологии и биохимии.
Физиологические и биохимические методы все шире проникают в экологию и геоботанику, в результате чего возникает комплексная наука о физиологии растительного сообщества, появление к-рой предсказывал еще в 20-х годах В. В. Алехин. В геоботанике широко используются достижения бриологии, альгологии, микробиологии, по-новому освещающие жизнь фитоценозов. Характерно также широкое применение эксперимента и возникновение новых дисциплин, напр, экспериментальной систематики, экспериментальной экологии в геоботанике, экспериментальной морфологии (культура тканей).
Применение электронного микроскопа позволило проникнуть в детальное строение растительной клетки. Методы хроматографии, цитофотометрии позволили производить химические анализы большой точности на микроскопических объемах исследуемого вещества и применяются во всех отраслях Б. Можно думать, что достижения молекулярной биологии помогут раскрыть молекулярные основы онтогенеза и филогенеза растений, откроют новые горизонты в морфологии и систематике. Эти данные уже позволили иначе подойти к выяснению механизма наследственности; можно надеяться, что будет выяснен один из основных вопросов — каким образом единый для всех клеток генетический код реализуется по-разному в отличающихся между собой клетках различных тканей. Интеграция отдельных ботанических дисциплин и разделов позволяет решать вопросы в масштабе планеты — круговорот веществ, продуктивность биоценозов, баланс энергии и веществ в природе, влияние биоценозов на водный и газовый режим Земли и т. д. Применение математических приемов обработки данных, счетно-решающих машин и кибернетических аппаратов, методов моделирования различных процессов поможет учесть последствия глобального вмешательства человека в жизнь природы. Ботанические исследования вносят неоценимый вклад в дело сохранения среды обитания человека.
История языка
Латинский язык принадлежит индоевропейской семье. Он назван так по имени племени латинов, которые заселяли крохотную область Италии — Лациум.
Латынь стала государственным языком на значительной части Европы, а также в Северной Африке, в части Азии. Во II веке до н. э. происходит взаимообогащение греческого и латинского языков, поскольку в этот период Греция была завоевана Римом. Именно с этим связано значительное количество заимствований греческих слов в латыни, а также греческой медицинской терминологии.
Латинский язык остается основным источником для искусственного создания новых терминов медицины в современных языках.
Сотни лет латынь оставалась для Европы языком науки и культуры. Было создано обширное количество литературы на нем (исторические хроники, богословские, научные и философские трактаты, поэмы).
Освоение даже минимально наполненного курса латыни позволит с лёгкостью изучать древнегреческий язык, а понимание лексики и грамматического строя латинского языка очень поможет при изучении романских языков (испанского, французского, итальянского), и германских (немецкого, английского). Латынь оказала влияние и на русский язык, в лексике которого немало латинизмов.
Латынь стала основой для создания всех романских языков. Да и в другие европейские языки проникло много латинской лексики, главным образом из науки, медицины, культуры и интеллектуального наследия.
Грамматика латинского языка ясна, лаконична и, в общем-то, доступна для быстрого усвоения. Это практически единственный язык в мире, который имеет такую стройную и структурированную грамматику. Латинская терминология стала распространённой в мировой лингвистике. Этот язык развивает лингвистическое мышление, а также способствует наиболее точному выражению своих чувств и мыслей на родном языке. Недаром все выдающиеся умы прошлых столетий включали этот язык в свою обязательную образовательную программу.
Сегодня медицинское и филологическое образование невозможно без понимания основ латыни. Изучение языка имеет огромное значение в подготовке этих специалистов.
А свой путь они обычно начинают с постижения фонетических основ, одной из которых и является ударение в латинском языке.
Восточное понятие Логоса
- сходство учения Лао Цзы с философией Гераклита
- Дао Дэ Цзин в китайской философии
Учение древнекитайского философа и мыслителя Лао Цзы тесно переплетается с понятием Логоса у Гераклита. Гераклит понимал Логос как нечто связующее и творящее противоположные вещи и явления (борьбу и единство противоположностей), так и Лао Цзы выдвигал теорию, что Дао — это некий путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые рождаются Дао и следуют сообразно ему. Таким образом, как только два противоположных начала разъединяются и движутся обособленно, то они в итоге подвержены распаду и умиранию, но только они соединяются и начинают двигаться по пути, то сразу приходят к гармонии.
Вследствие разъединения, перехода и движения этих начал появляется мир в его разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в библии или мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Нужно осознавать не само время зарождения, а сам принцип существования и движения, т. е. процесс развития чего-либо от начала и до конца.
В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не является пустой, а просто её содержание невидимо для нашего разума и следовательно нераспознаваемо им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которые мы не видим, но они постоянно на нас воздействуют и являются объектом изучения учёных.
Согласно философии Лао Цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, космос, вакуум. Дао порождает единицу (предел). Отсюда появляется выражение: «Беспредельность Великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями Инь и Ян. Двигаясь в соответствии и посредством Дао, эти энергии зарождают множество разнообразных форм во Вселенной.
Лао Цзы основатель философии даосизма в своём трактате «Дао Дэ Цзин» так описывает понятие Дао: «Дао не нападает, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени». Итак, в философии Лао Цзы Дао — это источник, из которого берёт все начало, а Дэ — это метод или способ, с помощью которого нужно стремиться слиться с всемогущим Дао. С Дэ сходен принцип У-вей, т. е. недеяния.
Мудрец много не говорит и ничего не доказывает. Он показывает правильный путь своими поступками и делает добро согласно закону Дао. В его поступках нет борьбы, а только справедливое деяние.
Значение моховидных растений
В природе мхи обычно первыми появляются на необжитом субстрате – и именно их роль признается господствующей в процессе биоценоза, где они способны покрыть грунт наподобие ковра – в тундре, например. Мхи держат первенство и в процессе регуляции водного баланса территорий – здесь они характеризуются способностью впитывать почти безграничное количество жидкости, а также удерживать его.
В деятельности человека мхи, являясь причиной заболачивания грунтов, способны влиять на ухудшение качества почв, пригодных к использованию в сельском хозяйстве. Однако, разрастаясь, они способны служить причиной предотвращения эрозии грунтов, впитывая влагу подземных вод. Некоторые растения из этого отдела используются и в медицинских целях в качестве перевязочных материалов. И именно моховидные принимают участие в формировании одного из полезных ископаемых – речь идет о торфе.
Значение моховидных в природе можно очертить следующими функциями:
- Создание особых систем биоценоза – речь о тех о территориях, где мох покрывает почву целиком;
- Способствования накоплению радиоактивных веществ и их удержанию;
- Регулирование водного баланса территорий за счет возможности впитывать влагу.
В антропологической деятельности моховидные растения тоже способны на многое:
- Влияют на продуктивность земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивая их заболачивание;
- Сбережение земель от эрозии;
- Использование в медицинских целях как перевязочное средство;
- Источник формирования торфа;
- Утеплитель в строительстве;
- Наполнитель в цветоводстве.
При всем значении моховидных их практическое применение на так широко: в сельском хозяйстве мох часто используют для конопачения построек из бревен, и часто мох служит в качестве биоиндикатора уровня загрязнения окружающего пространства, поскольку мох достаточно чувствителен к состоянию природы и ее загрязнению.
Префиксация как способ образования клинических терминов
Префиксальный, или приставочный, способ образования терминов достаточно часто используется в медицинском лексиконе. Для префиксального терминообразования используются как латинские по происхождению, так и греческие приставки.
Как правило, латинские приставки присоединяются к латинским корням, греческие – к греческим корням, хотя бывают и исключения.
Значение приставок
В латинском языке существует поговорка: Ab ovo ad mala («От яйца к яблокам», что буквально означает «от первого блюда обеда до последнего», переносное значение «от самого начала до самого конца»). На примере этой поговорки можно наблюдать, что у приставок, произошедших от предлогов, первичные значения совпадают со значениями предлогов. Некоторые приставки получили, в добавление к первичному, и вторичное, переносное значение (например, приставка para-, имеющая первичное значение «около», а вторичное «нечто, имеющее схожие внешние признаки с каким-то явлением, но отличающееся по сути»: paravesicalis «околопузырый», paranoia «отклонение ума»).
Ассимиляция приставок
При взаимодействии с первым звуком корня слова последний звук приставки может подвергнуться явлению ассимиляции. (Ассимиляция – это процесс, состоящий в уподоблении звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания). Рассмотрим это явление на примере приставки ad-.
- — Ad- + c – ac (accumulatio – накопление);
- — Ad- + f – af (affectatio – неестественное возбуждение, подчеркнутое выражение чувств);
- — Ad- + g – ag (agglutinatio – приклеивание);
- — Ad- + n – an (annihilatio – уничтожение);
- — Ad- + p – ap (applicatio – прикладывание);
- — Ad- + t – at (attractio – притягивание);
- — Ad- + s – as (associatio – соединение).
Наиболее употребительные латинские по происхождению приставки:
- — ad – от;
- — ab – к;
- — infra – внутри;
- — sub – под, ниже;
- — ante – перед, прежде;
- — prae – перед, прежде;
- — post – после;
- — inter – между;
- — retro – расположение за чем-либо, направление обратно;
- — re – возобновление, повторность; противодействие;
- — con – вместе;
- — in – в (чем либо), не, без (отсутствие признака);
- — des, de – удаление, устранение.
Наиболее употребительные греческие по происхождению приставки:
- — apo – от;
- — endo – внутри;
- — ecto – снаружи, вне;
- — hypo – под, ниже;
- — hyper – сверху, выше;
- — meta – после, позади;
- — meso – посередине;
- — pro – перед;
- — dia – посередине, через, сквозь, разделение;
- — dys – разрушение, нарушение;
- — peri – вокруг;
- — para – возле, около, отклонение от нормы;
- — syn – вместе;
- — anti – против;
- — ana – вверх;
- — cata – вниз;
- — a, an – отрицание;
- — eu – хорошо, правильно.