Жизнедеятельность растений: основные жизненные процессы в организме растений и связь органов в организме растения

Что необходимо растениям для жизни

Что необходимо растениям для жизни

Растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются. Для правильного развития растений необходимы пять факторов: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества.

Доподленно установлено, что ни один фактор в жизни растений не может быть заменен другим. Когда один из факторов отсутствует, то действие остальных прекращается или в значительной степени ослабевает. Поэтому все факторы жизни растений равнозначны. Овощные культуры могут дать высокий урожай только тогда, когда им будут обеспечены все условия для нормального роста и развития. Для этого необходимо точно выполнять требования агротехники, в соответствии с потребностями той или иной культуры.

Воздух необходим растениям для дыхания. Растения дышат, поглощая воздух через мельчайшие отверстия (устьица), расположенные главным образом на листьях. При недостатке воздуха в почве семена плохо прорастают, развитие корней задерживается и растения слабо растут

Этим и объясняется важноеть такого агротехнического мероприятия, как рыхление почвы, уничтожение корки

Свет необходим растениям для образования белка, крахмала, сахара и прочих. При посеве и посадке растений в тени, а также при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света, вытягиваются и становятся хилыми. Сорняки также затеняют культурные растения, поэтому уничтожение ляков, а равно своевременная прорывка овощных культур способствует лучшему освещению последних.

При недостатке света капуста не завязывает кочанов, редис не образует корнеплодов, листья теряют зеленую окраску.

Вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Большое количество воды нужно для растворения питательных веществ почвы. Недостаток воды в почве значительно понижает урожай овощей. Для образования одного килограмма сухой массы овощной продукции растению необходимо 600—900 килограммов воды. В жаркую погоду, при большой сухости воздуха, испарение увеличивается, а во влажную — уменьшается.

Для увеличения запасов влаги в почве следует применять снегозадержание и орошение.

Излишек влаги в почве оказывает вредное влияние на рост овощных культур, так как вода вытесняет из почвы воздух, необходимый для дыхания корней. Поэтому сырые участки с высоким уровнем стояния почвенных вод необходимо осушать.

Тепло. Температура имеет большое значение в жизни растений. Как низкая, так и высокая температура задерживает рост овощных растений и может привести к их гибели.

По отношению к теплу все овощные культуры разделяются на две основные группы: холодостойкие и теплолюбивые.

К холодостойким растениям принадлежат: капуста, сельдерей, редис, лук, редька, морковь, свекла, петрушка, пастернак, укроп, шпинат, салат, горох, чеснок, ревень, щавель, спаржа. Эти культуры легко переносят пониженные температуры и кратковременные заморозки в 4—5 градусов.

К теплолюбивым растениям относятся: огурцы, помидоры, баклажаны, перец, кабачки, тыквы; дыни, арбузы, фасоль, кукуруза.

В отношении требовательности к теплу картофель занимает промежуточное место, но всходы картофеля боятся заморозков даже в 1—2 градуса.

Холодостойкие овощные культуры и картофель лучше всего растут при температуре 15—17 градусов, а теплолюбивые— при 20—25 градусах тепла.

Питательные вещества растения берут из почвы и воздуха. Корни всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, а листья поглощают из воздуха углекислый газ.

Главными питательными веществами для растений служат: азот, фосфор, калий, известь, железо, сера, магний, бор, цинк и другие. Следовательно, для получения высокого урожая овощей необходимо, чтобы в почве имелось достаточное количество этих веществ.

Основные характеристики живых существ

Все живые существа имеют общие характеристики, которые определяют их как живых существ. Характеристики живых существ развиваются в их жизненном цикле и тесно связаны с описанными жизненными функциями. Эти характеристики: 

родиться

Все живые существа происходят из другого организма, из которого они копируют свой клеточный состав. Это момент начала жизни живого существа. В случае живородящих существ, таких как люди и млекопитающие, они рождаются в момент, когда они покидают матку.

В случае яйцекладущих существ, таких как птицы и рептилии, они рождаются из яйца. Например, растения считаются рожденными в то время, когда они покидают свое семя..

кормление

Живые существа должны кормить себя, чтобы получать энергию и развиваться. Химические реакции, которые происходят во время приема пищи, обеспечивают питательные вещества, необходимые для развития деятельности живых организмов..

расти

Все живые существа должны развиваться на протяжении всей своей жизни. Когда они рождаются, они маленькие организмы. Например, у людей люди должны расти и развиваться, прежде чем они смогут выполнять основные функции живых существ самостоятельно и без помощи своего окружения..

воспроизведение

Живые существа также могут образовывать других новых живых существ с такими же характеристиками посредством воспроизводства..

Стареть и умирать

Характеристика старения отличается от характеристики роста, потому что последняя создается для достижения зрелости живого существа. Как только наступает зрелость, клетки начинают разрушаться, пока живое существо не достигает конца своей жизни со смертью.

Наземно-воздушная среда обитания

Включает в себя воздушную и наземную части и отлично подходит для размножения и развития живых существ. Это довольно сложная и многообразная среда, для которой характерна высокая степень организации всего живого. Подверженность почвы эрозии, загрязнениям приводит к уменьшению численности живых существ. В наземном мире обитания у организмов достаточно сильно развит внешний и внутренний скелет. Это произошло потому, что плотность атмосферы намного меньше плотности воды. Одним из значимых условий для существования считаются качество и структура воздушных масс. Они находятся в непрерывном движении, поэтому температура воздуха способна достаточно быстро изменяться. Живые существа, которые обитают в этой среде, должны адаптироваться к ее условиям, поэтому у них развилась приспособленность к резким колебаниям температур.


состав воздухауглекислый газ.

Сообщество поверхности воды

Самый верхний слой воды сообщается с воздушной средой, поэтому здесь не только много солнечного света, но и достаточно кислорода. Такая среда крайне благоприятна для растительного планктона. Собственно в этом слое фитопланктон достигает значительного обилия.

Поэтому именно поверхностные воды Мирового океана являются самой продуктивной частью Земли.

ХлореллаНоктилука — светящаяся водоросльПеридиниумНекоторые планктонные водоросли

В теплых тропических морях к сообществу поверхности можно отнести летучих рыб.

Очень крупные передние плавники позволяют летучей рыбе выпрыгивать из воды и непродолжительно планировать над поверхностью моря или океана.

В открытом море дрейфует португальский военный кораблик, чем-то похожий на медузу. Для португальского кораблика держаться на плаву — задача достаточно простая. Ведь у него есть «парус» — большой воздушный пузырь с гребнем, который и помогает кораблику бороздить моря. Питается португальский кораблик рыбами и различными рачками, которых он ловит длинными щупальцами.

Янтина на нижней поверхности парусникаВоенный португальский корабликПарусник

Похожее строение имеет другой родственник медуз — парусник. Его удивительной особенностью является взаимодействие с другими морскими обитателями. Мелкие крабики и моллюски могут использовать парусник для отдыха, расселения, защиты от врагов и других целей.

Самый недоброжелательный сосед парусника — янтина. Это хищный моллюск, который поселяется на нижней стороне тела парусника и поедает его мягкие ткани.

На поверхности воды также могут жить водомерки — мелкие насекомые серо-коричневого цвета. Большинство водомерок обитает в пресной воде, но есть и морские виды.

Эти насекомые интересны тем, что они способны передвигаться непосредственно по поверхности воды и не тонуть. Секрет водомерок достаточно прост. Их лапки покрыты тонким слоем жира, который и позволяет водомеркам бегать по воде, как конькобежец по льду.

1 вариант

Часть А

A1. К объектам живой природы не относят

1) бактерии
2) растения
3) кристаллы
4) грибы

А2. Сходство растений и животных заключается в том, что они

1) имеют клеточное строение
2) вырабатывают молоко
3) поглощают воду из почвы
4) имеют одинаковые размеры тела

А3. Мельчайшая частица животного, выполняющая все жиз­ненно важные процессы, — это

1) лапа
2) клетка
3) волос
4) зуб

А4. Способность животных реагировать на изменения в окружающей среде принято называть

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) размножением
4) выделением

А5. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса

1) размножения
2) развития
3) раздражимости
4) движения

А6. Живой организм, изображённый на ри­сунке, относят к

1) растениям
2) животным
3) почвенным бактериям
4) почвенным грибам

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Растения способны к ограниченным движениям.
Б. Стебель душистого горошка обвивается вокруг опоры это пример движения растений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Между организмом собаки и окружающей средой проис­ходит обмен веществ и энергии.
Б. Обмен веществ характерен только для животных.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. Все живые организмы многоклеточны.
Б. Растения образуют питательные вещества, используя энергию света.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б4. Выберите три верных утверждения. Лягушка, как жи­вотное, способна

1) активно передвигаться
2) неограниченно расти всю жизнь
3) захватывать добычу
4) образовывать питательные вещества на свету
5) размножаться
6) превращаться в кристалл

Часть В

В1. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, со­ответствующие словам из словарика.

Для поддержания жизнедеятельности живого организма ме­жду ним и средой происходит … (1). Получаемые вещества ор­ганизм расходует на … (2), при этом размеры тела объекта жи­вой природы увеличиваются. В течение жизни возникают изменения в строении организма или его частей — это … (3) живого существа. Одним из главных признаков живого принято считать воспроизведение себе подобных организмов, или … (4).

Словарик: А. Размножение. Б. Развитие. В. Обмен веществ. Г. Рост.

Классификация сред жизни

Среда жизни – совокупность всех факторов, действующих на организм. Как самих факторов среды, так и их комбинаций достаточно много. Однако в разных условиях на организм будут оказывать значимое влияние разные факторы

Если в пустыне наличие воды будет ключевым в жизнедеятельности организмов, то в море это уже не так важно. Для организмов, населяющих озеро и лес, освещенность важна, но для обитателей почвы – нет

По наиболее значимым факторам были выделены четыре среды жизни.

Типы сред жизни:

  • Водная;
  • Наземно-воздушная;
  • Почвенная;
  • Другой организм как среда обитания.

В процессе развития Земли сначала возникла водная среда. Организмы приспосабливались к ней в течение нескольких сотен тысяч лет. Поверхность суши тогда была небольшой и полностью непригодной для жизни из-за интенсивной радиации и отсутствия почвы. После появления озонового слоя (а возник он в результате накопления в атмосфере кислорода) на сушу вышли бактерии. Под их воздействием на поверхности постепенно сформировалась почва. После этого стал возможен выход организмов на сушу – сначала растений, потом животных.

В то время правильно было бы говорить о наземной среде – воздух еще не был заселен живыми существами. Такая потребность возникла, когда количество организмов на поверхности Земли сильно увеличилось, и стал нужен поиск нового жизненного пространства. Первыми в воздух поднялись насекомые, затем – рептилии.

Почему воздух не выделяют как отдельную среду жизни, хотя ее условия сильно отличаются? Дело в том, что все организмы – обитатели поверхности нуждаются в кислороде (то есть без атмосферы их существование невозможно), а все обитатели воздушной среды используют поверхность суши (хотя бы только для откладывания яиц, как это делает стриж). В качестве исключения можно привести аэробактерии, которые обитают в атмосфере недалеко от озонового слоя. Они образуют особые колонии, для которых не нужна поверхность Земли.

Организм не может существовать без своей среды обитания. Есть такие живые существа, для которых характерна только одна среда жизни. Например, исключительно водными являются кораллы, иглокожие и многие рыбы, исключительно наземными – мокрицы и большинство насекомых. Иногда он может обитать сразу в двух средах жизни, и такие организмы называются амфибийными (лягушки, саламандры). В некоторых ситуациях смена среды жизни происходит на разных стадиях жизненного цикла. Личинка стрекозы живет в воде, взрослое насекомое – в наземно-воздушной среде. Паразит – печеночный сосальщик в процессе жизненного цикла обитает внутри организмов-хозяев, в воде и на поверхности травы (то есть в наземно-воздушной среде). У разных стадий жизненного цикла разные источники питания, значит, еды гарантированно хватит на всех и за нее не возникнет конкуренции.

Среды жизни подразделяются на среды обитания. Так, водная среда делится на пресную, морскую и солоноватоводную (эстуарную). В ней можно выделить также поверхность, дно и толщу воды различной глубины. Водоемы бывают стоячие и текучие. Все это – среды обитания. В свою очередь, они подразделяются на биотопы (места обитания биоценозов) и местообитания (места обитания отдельных видов).

Если сравнить среду жизни с многоквартирным домом, то среда обитания – это этаж, биотоп – квартира, местообитание – комната.

Окружающая среда постоянно воздействует на организм, и он вынужден адаптироваться к ней. Поскольку экологические факторы внутри среды обитания одинаковы, то у организмов разных групп возникают схожие адаптации к одинаковым условиям. Это называется конвергентная эволюция. Так, для полета нужны крылья, и они есть и у насекомых, и у птиц. Для того, чтобы быстро передвигаться в толще воды, нужны плавники и обтекаемая форма тела, — именно поэтому дельфин так похож на рыбу. Совокупность адаптаций к одной и той же среде обитания называется жизненной формой.

Раздражимость и саморегуляция

Живые организмы обладают свойством в определенных пределах изменять свое состояние в зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды. В процессе эволюции у видов выработались различные способы регистрации параметров среды (среди прочего посредством органов чувств) и ответной реакции на разные раздражители.

Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни. Раздражимость лежит в основе саморегуляции организма, которая, в свою очередь, имеет приспособительное значение

Так при повышении температуры тела у млекопитающих расширяются кровеносные сосуды, отдавая в окружающую среду тепло в большем количестве. В результате температура животного нормализуется

Раздражимость лежит в основе саморегуляции организма, которая, в свою очередь, имеет приспособительное значение. Так при повышении температуры тела у млекопитающих расширяются кровеносные сосуды, отдавая в окружающую среду тепло в большем количестве. В результате температура животного нормализуется.

У высших животных многие реакции на внешние раздражители зависят от достаточно сложного поведения.

Приспособления для почвенной среды обитания

Для комфортного существования организмы имеют особенные части тела:

  • небольшого размера копательные конечности;
  • длинное и тонкое туловище;
  • копательные зубы;
  • обтекаемое туловище без выступающих частей.

В почве может существовать недостаток воздуха, а также она плотная и тяжелая, что в свою очередь привело к следующим анатомическим и физиологическим адаптациям:

  • сильные мышцы и кости;
  • устойчивость к недостатку кислорода.

Покровы тела подземных организмов должны позволять без проблем двигаться как вперед, так и назад в плотной почве, поэтому развились следующие признаки:

  • короткая шерсть, устойчивая к истиранию и способная заглаживаться вперед и назад;
  • отсутствие волосяного покрова;
  • специальные выделения, которые позволяют телу скользить.

Развились специфические органы чувств:

  • ушные раковины небольшие или вовсе отсутствуют;
  • глаз нет или они существенно уменьшены;
  • высокое развитие получила тактильная чувствительность.

Донное сообщество

На мелководье солнечного света и кислорода все еще достаточно для комфортной жизни организмов. Поэтому разнообразие растений и животных донных сообществ на мелководье велико.

Прибрежные участки занимают зеленые водоросли — они наиболее требовательны к свету. Чуть глубже проживают бурые водоросли, а самыми «глубоководными» (до 150 м) являются красные водоросли. Только они способны образовывать органические вещества при недостатке света благодаря своим фотосинтезирующим пигментам.

Большинство обитателей прибрежной зоны рискуют быть смытыми прибойной волной. Чтобы избежать этой опасности, они плотно прикрепляются к грунту. Помимо водорослей, ко дну и камням при помощи особых клейких нитей прикрепляются моллюски, например, мидии.

МидииЗаросли ламинарии

Жизнь на дне имеет ряд привлекательных преимуществ. На дне легко избежать хищников или подкараулить жертву. Здесь можно спрятаться среди камней или водорослей. А можно просто закопаться в песок, как это делает морской червь — пескожил.

ПескожилПесочные холмики пескожилов

Зарывшийся пескожил образует на морском дне небольшие песочные холмики. Там он проводит свою жизнь, заглатывая грунт вместе со всеми живыми организмами, что в нем найдутся.

Также в донных сообществах живут всевозможные рыбы, креветки, морские ежи и звезды, осьминоги.

Морская звездаМорской еж

Многие придонные организмы умело маскируются с помощью покровительственной окраски. Например, осьминоги успешно сливаются с окружающей средой, изменяя окраску своего тела.

Осьминог

Некоторые донные рыбы: камбала и различные скаты — имеют плоскую форму тела. Такое строение тела позволяет им не только быть максимально незаметными, но и снизить влияние более высокого давления.

КамбалаСкат-хвостокол

{"questions":,"answer":}}}]}

1 вариант

1. К объектам живой природы не относят

1) бактерии
2) растения
3) кристаллы
4) грибы

2. Сходство растений и животных заключается в том, что они

1) имеют клеточное строение
2) вырабатывают молоко
3) поглощают воду из почвы
4) имеют одинаковые размеры тела

3. Мельчайшая частица животного, выполняющая все жиз­ненно важные процессы, — это

1) конечность
2) клетка
3) волос
4) зуб

4. Способность животных реагировать на изменения в окру­жающей среде принято называть

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) размножением
4) выделением

5. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса

1) размножения
2) развития
3) раздражимости
4) движения

6. Живой организм, изображённый на рисунке, относят к

1) растениям
2) животным
3) почвенным бактериям
4) почвенным грибам

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Растения способны к ограниченным движениям.
Б. Стебель душистого горошка обвивается вокруг опоры — это пример движения растений.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Между организмом собаки и окружающей средой про-
исходит обмен веществ и энергии.
Б. Обмен веществ характерен только для животных.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

9. Верны ли следующие утверждения?

А. Все живые организмы многоклеточны.
Б. Растения образуют питательные вещества, используя

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

10. Выберите три верных утверждения.
Лягушка, как животное, способна

1) активно передвигаться
2) неограниченно расти всю жизнь
3) захватывать добычу
4) образовывать питательные вещества на свету
5) размножаться
6) превращаться в кристалл

11. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам из словарика.

Для поддержания жизнедеятельности живого организма между ним и средой происходит … (1). Получаемые вещества организм расходует на … (2), при этом размеры тела объекта живой природы увеличиваются. В течение жизни возникают изменения в строении организма или его частей — это … (3) живого существа. Одним из главных признаков живого принято считать воспроизведение себе подобных организмов, или … (4).

Словарик.
А. Размножение.
Б. Развитие.
В. Обмен ве­ществ.
Г. Рост.

Проверь себя

1) Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?

Это значит делить их на группы по схожим признакам. С помощью этого разделения люди могут лучше понять и изучить окружающий мир.

2) На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.

Её делят на царства бактерий, животных, растений, грибов.

Смотреть готовый проект «Царства природы»

3) Раскрой ценность природы для людей.

Её ценность для человека в том, что она кормит и одевает его, даёт ему воду, воздух. Дарит хорошее настроение, закаляет организм. От созерцания её чудес человек получает эстетическое наслаждение.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

  • Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Рис. 1. Фотосинтез

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

  • возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Жизнедеятельность растительного организма

Растение — живой организм, для которого характерны особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, раздражимость, развитие и воспроизведение. Основные метаболические процессы — фотосинтез, кислородное дыхание, корневое питание, водный обмен (Рис. 5).

Рис. 5. Жизнедеятельность растений

Фотосинтез происходит в зеленых клетках. Суть процесса — преобразование энергии света в энергию химических связей органических соединений. В превращениях веществ и усвоении энергии велика роль зеленого пигмента хлорофилла. Конечные продукты — сахар и крахмал.

Почвенное питание — процесс поглощения корнем воды с растворенными минеральными веществами. Неорганические соединения необходимы растениям для синтеза углеводов и белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Недостаток питательных веществ приводит к минеральному голоданию растительного организма.

Клеточное дыхание у растений — процесс окисления органических соединений до углекислого газа и воды. Кислород поступает во все органы на свету и в темноте. Фотосинтез протекает только в зеленых клетках на свету. Дыхание, фотосинтез и водный обмен тесно связаны. Недостаток света, кислорода, воды отрицательно сказывается на жизнедеятельности растительного организма.

Живая природа

В живой природе все организмы можно разделить на клеточные и внеклеточные. К первой группе относится все, что состоит из клеток, ко второй — вирусы, паразиты, которые поселяются внутри живой клетки и за счет этого живут и размножаются.

Клеточные организмы делятся на 4 царства:

  1. Бактерии — это простейшие организмы, не имеющие ядра, питаются через мембрану или оболочку. Используются для изготовления закваски. Болезнетворные разновидности приносят вред здоровью.
  2. Растения — их клетки содержит хлоропласты, в которых происходит процесс фотосинтеза, благодаря чему растения получают питание и растут.
  3. Грибы — по своему строению сходны одновременно и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами, поглощая их из окружающей среды.
  4. Животные — двигательная активность появилась у них благодаря сложному строению клеток, которые без внешней оболочки весьма подвижны.

Особенности живых организмов:

  • имеют сложный состав, в который включены органические соединения,
  • способны размножаться,
  • внутри у них происходит процесс обмена веществ, от которого зависит жизнь,
  • умение двигаться, вести определенную деятельность.

Признаки живой природы — это способность::

  • питаться,
  • дышать,
  • расти,
  • накапливать энергию,
  • размножаться,
  • выделять ненужные вещества.

Строение (ткани, клетки, органы растительного организма)

Растительные клетки содержат ядро, являются эукариотическими (хотя бы на одном из этапов развития). Органоиды в цитоплазме сходны у растений и животных (Рис. 2).

Рис. 2. Строение растительной клетки

Черты отличия клеточного строения растений от животных:

  • есть пластиды, хлорофилл;
  • над плазматической мембраной сформирована целлюлозная клеточная стенка;
  • имеется крупная центральная вакуоль, наполненная клеточным соком;
  • крахмал содержится в цитоплазме в виде зерен.

Ткани — группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям (Табл. 1). Всего у растений насчитывается от 20 до 30 типов таких скоплений клеток.

Таблица 1

Описание тканей цветковых растений

Название

Локализация

Функции

Образовательная

Верхушка побега, кончик корня, основания листьев, междоузлия.

Образование других типов тканей; верхушечный и другие типы роста; регенерация повреждений.

Покровная

Кора, кожица листа, стебля, корневые волоски.

Защита; газообмен с внешней средой; испарение.

Основная

Листья, стебель, плоды.

Фотосинтез; газообмен с окружающей средой; запасание воды; накопление продуктов обмена веществ.

Механическая

Лубяные и древесные волокна, каменистые клетки.

Образование наружного и внутреннего каркасов для опоры и защиты.

Проводящая

Сосуды древесины, ситовидные трубки.

Транспортировка воды и минеральных веществ к листьям; проведение органических веществ от листьев к другим органам.

Выделительная

Железистые клетки, волоски, нектарники, млечники.

Образование млечного сока, влаги, нектара; накопление продуктов обмена.

Через устьица происходит испарение воды, газообмен. Специальные образования состоят из щели и замыкающих клеток. Последние имеют относительно толстые внутренние стенки, способные изменять форму и открывать устьица.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: