Шаляпин открыл лавочку
Непременными спутниками Большого театра 100 лет назад были перекупщики билетов – барышники. Полиция с ними обыкновенно боролась, но чаще побеждали барышники. За билеты на спектакли с участием Собинова, Шаляпина драли втридорога.
Стоило только человеку подойти поближе к театру, как барышник предлагал потенциальному зрителю свои услуги. Если человек соглашался, второй барышник пулей мчался в ресторан Вильде за Большим театром, где на случай облавы собирались и держали билеты перекупщики. Городовые тоже были не в обиде.
Белое фойе Большого театра
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил проучить спекулянтов. Узнав, что все билеты на его бенефис раскуплены барышниками, певец придумал напечатать в газетах объявление о том, что билеты на его спектакль можно получить у него на квартире.
Желающих оказалось много, и все они пришли к нему в дом. Но Шаляпин был доволен: ведь те, кого он хотел видеть в зале – представители небогатой московской интеллигенции, – попали на его бенефис. Только газетчики его огорчили, написав: «Шаляпин открыл лавочку!»
Свой последний спектакль императорский Большой театр дал 28 февраля 1917 г. А 13 марта он уже назывался «государственным», но это совсем другая история…
Александр Васькин, “Вечерняя Москва”
На эту тему:
Большой театр скорректировал планы на текущий сезон
Гендиректор Большого театра получил почетную премию «Хрустальная Турандот»
Большой театр и MR Group договорились о партнерстве
Услышать «Гитару в Гнесинке»
Билеты на «Щелкунчика» в Большом театре: как посмотреть балет за 200 рублей?
Владиславс Наставшевс: «Для меня опера “Демон” – это история о демонической природе, о разрушительно…
Все о Большом театре
Большой театр навсегда для народа останется главным подтверждением театральной жизни в России, продолжателем лучших традиций русского театрального искусства и ключевым центром мировой балетной и оперной культуры.
Великолепное здание этого театра, если описывать его кратко, обладает 8 белоснежными колоннами и известной квадригой. История развития Большого театра говорит о том, что эта достопримечательность является самой крупной и самой знаменитой в своем роде.
На протяжении нескольких столетий репертуар Большого театра составлял шедевры мирового музыкального искусства. На сегодняшний день данный театр не только сохранил собственные традиции, но и следует за модными тенденциями, представляя людям постановки главных хореографов современности.
Не бывает почти ни одного такого вечера, чтобы большой зал не вмещал сотни зрителей.
Более 700 балетных и оперных спектаклей поставили на сцене Большого театра, начиная с 1825 года и завершая временами современников. Все поставленные там спектакли принадлежат перу как отечественных, так и иностранных композиторов. К ним приписывают более 80 имен.
Большой театр может также гордиться собственным талантливым мимическим ансамблем, который был создан еще в 1920 году. Главным его предназначением считается активное участие в массовых мероприятиях, а также исполнение индивидуальных игровых партий.
Репертуар Большого театра
Большой театр прославился многими постановками, самые известные среди которых относятся к 70—80-м годам XX века. Невероятную популярность обрели показанные на Исторической сцене балеты «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Жизель», а также оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Иван Сусанин». Наиболее легендарный спектакль — «Лебединое озеро», являющийся символом балетного искусства.
Успех «Лебединого озера» сподвиг Иванова с балетмейстером Мариусом Петипа создать целый психологический спектакль. Использовав элементы, придуманные этими деятелями культуры, а также Горским, ставившим балет в 1920 году, Юрий Григорович в конце 60-х годов прошлого века создал свою версию. Эта постановка с Наталией Бессмертновой, Николаем Фадеечевым и Борисом Акимовым в главных ролях произвела невероятный фурор.
Так как показанный балет был исправленной версией без темы двойничества и со счастливой концовкой, Григорович не оставлял надежд воплотить на сцене свою первоначальную задумку. На протяжении многих лет он медленно возвращал в постановку то, что у него требовали изъять перед премьерой, включая трагический финал. Именно в редакции Григоровича «Лебединое озеро» уже более 50 лет ставится на сцене Большого.
«Кармен-сюита» — балет в одном действии, поставленный в 60-х годах XX века при участии Майи Плисецкой. Кроме неё, в спектакле выступали Николай Фадеечев, Сергей Радченко, Наталия Касаткина и Александр Лавренюк. Первоначально постановку не оценили по достоинству, и прошёл не один месяц, прежде чем балет завоевал зрительские симпатии и стал гастролировать по другим странам, где обрёл безоговорочный успех.
Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене Большого Петровского театра в 1847 году. Это рассказ о бессмертной любви и о том, как очищается человек под влиянием этого чувства. В XX веке роль Жизели примеряли на себя почти все ведущие балерины театра: Уланова, Кондратьева, Бессмертнова и другие. В ГАБТ балет идёт уже на протяжении почти 80 лет: ранее — в редакции Леонида Лавровского, а сейчас — Юрия Григоровича.
«Борис Годунов» — это спектакль-легенда. Декорации, костюмы и размах трагедии сделали эту оперу уникальным памятником эпохи. Модест Петрович Мусоргский не только сочинил музыку, но и руководил труппой, тайно разучивавшей оперу, после того как её дважды не пропустила Дирекция императорских театров. За полтора века было создано много версий «Бориса Годунова», в том числе Дмитрием Шостаковичем.
Высокий статус
А уже в декабре того же года состоялось первое представление театра Медокса (так его стали называть) в специально построенном для этого доме. На этот раз здание выстроили на Петровской улице, по проекту архитектора Розберга в модном тогда стиле классицизма. Каменный в три этажа дом выделялся своей величиной и скоростью строительства – возвели его менее чем за полгода.
Репертуар театра складывался не только из опер и балетов, разбавлялся он и драматическими постановками. Часто артисты, выступавшие в опере, в другой раз играли в драматическом спектакле. Как, например, Михаил Щепкин. Впервые в труппе театра он сыграл в операх «Несчастье от кареты» и «Редкая вещь».
Однако в историю театра вновь вмешивается огненная стихия – очередной пожар в 1805 г. уничтожил Петровский театр со всеми декорациями, машинами и гардеробом.
В этот раз постройки нового здания пришлось ждать гораздо дольше. Труппа долго скиталась по Москве, показывая спектакли то в Пашковом доме на Моховой, то в особняке графа Апраксина на той же Знаменке.
Большой Петровский театр, 1820-годы
Лишь в 1821 г. император Александр I соизволил утвердить проект нового здания театра. Участие царя в судьбе театра было вызвано тем, что еще в 1806 г. Петровский театр стал императорским, подведомственным Дирекции московских императорских театров. Это значительно повысило статус театра.
Ведь что такое были императорские театры? Об этом хорошо сказал Федор Шаляпин:
Императорских театров было совсем немного – пять на две столицы. Автором проекта нового здания театра (в стиле ампир) являлся архитектор А. Михайлов, а строил новый Петровский театр Осип Бове, автор проекта реконструкции всей Театральной площади.
Выступая фасадом на Театральную площадь, новый театр преобразил не только ее, он стал украшением Москвы.
– извещали «Московские ведомости» в январе 1825 г. Построили новый театр на фундаменте старого, сгоревшего, и открылся он 6 января 1825 г. спектаклем на музыку А. Алябьева и А. Верстовского.
Начался вечер нетрадиционно: собравшиеся стоя аплодировали, причем не артистам, а зодчему Бове. Интересно, что зрителей, желающих попасть на первое представление, оказалось больше, чем мог вместить театральный зал, и потому спектакль пришлось повторить на следующий день. Сергей Аксаков вспоминал:
В сентябре 1826 г., вскоре после своего возвращения в Москву, в Большой театр пришел Александр Пушкин.
– писал современник. Пушкин неоднократно бывал в театре, в частности, он смотрел здесь оперу Д. Россини «Итальянка в Алжире». А через несколько дней после свадьбы, в феврале 1831 г., он пришел сюда с женой на маскарад, устраиваемый в пользу бедных, пострадавших от холеры.
А в ноябре 1837 г. в театр привели 9-летнего Льва Толстого. Но что показывали в тот вечер, он так и не запомнил. Мальчик вообще смотрел в другую сторону:
Зато когда через два десятка лет, в январе 1858 г., писатель слушал здесь «Жизнь за царя» Глинки, опера ему очень понравилась, особенно финальный хор “Славься!”. Постепенно из названия театра пропало прилагательное «Петровский», и он стал именоваться просто и ясно: Большой театр. На тот момент это было одно из самых крупных по своим размерам театральных зданий Европы, второе после Ла Скала.
Фойе и залы
Главное фойе или «Белое» – самое большое и роскошное фойе театра. До наших дней сохранился подлинный декор 19 века (лиры, растительные орнаменты и узоры). Роспись фойе выполнена в технике гризайль – так, что зрителю узор кажется объемным. Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.
В главное фойе ведет шикарная Парадная лестница, украшенная великолепными алебастровыми вазами. К сожалению, вазы были утрачены, а те, что мы видим сегодня, – копии. Однако сама лестница, ее формы и оформление сохранились со времен Кавоса.
С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще роскошные залы!
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в 19 веке использовался для балов и приемов. Зал имеет форму квадрата, однако его потолок – это ротонда, отсюда и название зала. В круглом зале очень интересная акустика. Если встать в центре, то вы легко услышите шепот находящихся в зале людей.
За Круглым залом идет Большое Императорское фойе. Стены фойе в конце 19 века к коронации Николая II были обтянуты атласной тканью цвета «раскаленного чугуна». До наших дней дошло 60% ткани, остальное было утрачено во время чистки либо в советское время. Во время реставрации был также восстановлен позолоченный лепной декор зала.
Экспозиционный и Хоровой залы находятся с другой стороны Белого фойе. Здесь была восстановлена первоначальная роспись в технике гризайль времен Кавоса, однако сделать это было довольно сложно, так как оригинальная надпись была закрашена в 50-е годы 20 века.
Архитектура
Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими.
Квадрига Аполлона на портике
На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России.
Двуглавый орёл на фронтоне
На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.
Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены — 25 метров, ширина — 26,3 метра, высота — 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены — 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.
Театр начинается с вешалки…
… А Большой театр начинался со скромных частных подмостков на правом берегу реки Неглинка. Одной из своих сторон здание выходило на улицу Петровка, откуда и пошло его первоначальное название — Петровский.
Исторической датой основания Большого театра Москвы считается весна 1776 года, когда князь Пётр Урусов получил от властвующей в те времена Екатерины II десятилетнюю привилегию на содержание увеселительных мероприятий. В первые годы труппа была единой, а состав — весьма разношёрстным: от крепостных талантов до известных иностранных артистов. В эти времена для проведения спектаклей безвозмездно использовался частный особняк в центральной части Москвы.
Когда компанию Урусову составил англичанин Медокс, хорошо знавший техническую сторону обустройства театральных зданий, было возведено деревянное сооружение на Неглинке. Театр подняли всего за несколько месяцев, и он стал первым в Москве культурным заведением такого масштаба. Открытие состоялось в канун 1781 года балетной постановкой «Волшебная лавка».
В течение пятнадцати лет на сцене нового театра ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В начале XIX века в здании случился пожар, и труппе вновь пришлось скитаться по частным сценам. К этому времени театр уже получил звание Императорского. Через несколько лет на Арбате было построено новое здание, но оно также сгорело, уже во время пожара Отечественной войны 1812 года.
Актерский состав, репертуар и постановки
В первые годы весь творческий коллектив театра составляло чуть более 40 человек 13 музыкантов и около 30 актеров. Разумеется, ни о какой специализации речи не шло, все занимались всем: балерины играли в драматических спектаклях, а актеры участвовали в операх и концертах. Сегодня же в театре работают балетная и оперная труппы, оркестр Большого театра и духовой оркестр.
Всего за время существования Большого на его сценах было поставлено более 800 различных произведений, включая «Травиату» Верди, «Трубадура» Риголетто, «Летучего Голландца» Вагнера и многое другое. Именно здесь прошли прогремевшие на весь мир премьеры опер «Воевода» Чайковского, «Алеко» Рахманинова и других, ставших впоследствии легендами.
Расцвет театра пришелся на рубеж 19-20 веков. Выступить на сцене Большого считалось среди артистов высшей степенью признания, сюда стремились сотни и даже тысячи артистов. В 1912 году Федор Шаляпин поставил оперу Мусоргского «Хованщина», чем окончательно обеспечил себе мировую славу. Примерно в это же время композитор Сергей Рахманинов начинает сотрудничать с театром в качестве дирижера и поднимает мастерство оркестра на новый уровень.
В настоящее время Большой театр ставит оперы, в том числе, в концертном исполнении, спектакли, а также камерные и симфонические концерты. В репертуаре неизменно присутствует классика, но и эксперименты ему тоже не чужды. К работе привлекаются современные писатели и кинорежиссеры, в числе которых Александр Сокуров, Владимир Сорокин и другие. С именем последнего связан один громкий скандал: после либретто авторства Сорокина к опере «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, заслуженные мэтры публично выразили свое неодобрение. Певица Галина Вишневская даже побрезговала отмечать в Большом свой юбилей после этого инцидента. Однако несмотря на противоречивые отзывы, все, что происходит на сцене Большого всегда имеет своих поклонников.
По остаточному принципу
Больше пожаров здесь не случалось. Разве что горели некоторые премьеры – в переносном, конечно, смысле. Дело в том, что имевшаяся в Большом театре императорская ложа заполнялась царской семьей редко, как правило, лишь в дни коронации российских самодержцев, приезжавших для этого в Москву
Все государственное внимание обращено было к столичному Мариинскому театру
М. Зичи. Зрительный зал в день открытия Большого театра во время визита императора Александра II, 1856 год
Большой же финансировался по остаточному принципу. По меткому выражению историка В. Зарубина, долгие годы Большой театр оставался пасынком Дирекции императорских театров. Оркестром руководили нередко люди посредственные, по своему дурному вкусу перекраивавшие партитуру; теноров заставляли петь басовые партии, а баритонов – партии теноров и т. д.
Декорации и костюмы не обновлялись десятилетиями. А в 1882 г. балетную труппу и вовсе сократили в два раза как провинциальную. Расцвет Большого театра пришелся на последние десятилетия XIX в. и связан он с первыми постановками опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского.
Здесь в марте 1881 г. состоялась премьера «Евгения Онегина». И хотя самый большой успех у зрителей снискали куплеты Трике, а декорации набрали из старых спектаклей, на Петра Ильича все-таки надели лавровый венок. Крупным событием в жизни театра стала и дирижерская деятельность Рахманинова в 1904–1906 гг. В это время афиши украшали имена Шаляпина, Собинова, Неждановой и других талантливых певцов.
Литература
- Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
- Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
- Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
- Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
- Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65, с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
- Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
- Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
- Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
- Привалов Александр. Об акустике Большого театра // Эксперт. — № 37 (918). — 2012. — 17 сентября.
- Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
- Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
- Чулаки М. Я был директором Большого театра. — М: Музыка, 1994. 135 с.; ил., ISBN 5-7140-0469-8
- Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
- Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия «Мастера Большого театра»).
- Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам
Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.
Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.
Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.
А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».
История
В 1870 году в Москве открыли Большой театр, который на тот момент еще назывался Петровским театром. Его построил английский предприниматель Майкл Медокс. К сожалению, это шикарное здание сгорело спустя четверть века. Как говорит история кратко, следующие 2 театра, которые были построены на том же месте, тоже были уничтожены из-за огня. В 1856 году по проекту Альберта Кавоса удалось выстроить новое здание, которое было открыто в момент коронации императора Александра II.
История создания Большого театра говорит о том, что в первые десятки лет репертуар там составляли оперы итальянских и русских композиторов, танцевальные картины и балеты. Вторая половина XIX века отмечалась талантливыми постановками знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа. В тот же момент в репертуаре Большого театра появились и произведения Петра Ильича Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Александра Бородина. На рубеже столетий Большой театр стал одним из лучших музыкальных театров в Европе. На его сцене с превеликим успехом выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова.
Описывая Большой театр кратко, стоит отметить, что все декорации для спектаклей создаются там знаменитыми русскими художниками Константином Коровиным, Леоном Бакстом и Александром Бенуа.
После того как завершилась Октябрьская революция, началась борьба за сохранение Большого театра. Театр сейчас продолжает работать, а в 1919 году на его сцене состоялась премьера балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Спустя год после этого зрителям удалось увидеть там новую постановку «Лебединого озера». Послевоенные годы были отмечены талантливыми и неординарными постановками знаменитого хореографа Юрия Григоровича. В тот момент на сцену выходили и артисты, которыми гордилась отечественная сцена. К ним относятся Марис Лиепа, Майя Плисецкая, Владимир Васильев и Михаил Лавровский.
В 2005 году возникла масштабная реконструкция здания Большого театра, которая продолжилась на протяжении 6 лет. В 2011 году произошло торжественное открытие Исторической сцены. В момент реконструкции театра удалось восстановить интерьеры легендарного театрального здания и улучшить его техническое оснащение. На сегодняшний день Большой театр остается одним из самых значительных музыкальных театров в Европе и во всем мировом пространстве, а на его сцене показывают спектакли, что ставятся лучшими отечественными и иностранными хореографами и режиссерами.
История
Театр начал строиться в 1776 году. Судьба первых трех зданий была довольно печальной — они сгорели. В том виде, в котором мы наблюдаем театр сегодня, он открылся в 1856 году. Здание было построено по проекту архитектора Альберта Кавоса при участии Петра Клодта, который соорудил бронзовую квадригу Знаменитую скульптуру Аполлона в колеснице с четверкой лошадей, которая украшает все открытки с видами Москвы, соорудил скульптор Степан Пименов.
Годы войны для Большого театра были, как и для всей страны, тяжелыми, однако обошлось без глобальных разрушений несмотря на то, что в 1941 году в него угодила бомба.
Разумеется, никаких спектаклей в военные годы не проводилось, это здание использовалось больше для съездов Советов, заседаний и прочих политических мероприятий.
Во время последней реконструкции на золочение лепнины из папье-маше ушло более 4 кг золота.
Последняя на данный момент реконструкция театра началась в 2005 и завершилась в 2011 году. Реконструкторы постарались вернуть театру первозданный вид, насколько это было возможно: перекрасили колонны обратно в цвет слоновой кости, вернули на фасад изображения муз и заменили занавес. В ноябре 2011 года в знак завершения глобальной перестройки на исторической сцене была впервые показана опера «Руслан и Людмила».
Внутреннему убранству тоже вернули первозданный облик: заменили кресла на те, что были в здешних залах в досоветскую эпоху, увеличили проходы и восстановили декор, каким он был еще до революции. Замене подлежали не только интерьеры: в театре появился новый орган, который был сделан в Бельгии на заказ.
История
Историю театра принято начинать с далекого 1776 года, когда императрица Екатерина II поручила князю Петру Васильевичу Урусову облагородить театральное искусство в России. Официальное же открытие состоялось 20 октября 1856 года, в дни коронации Александра II.
Здание театра много раз перестраивалось, несколько раз сгорало, было подвержено реставрации. В 1853 году после пожара, практически уничтожившего Большой театр, был объявлен конкурс среди архитекторов на его восстановление. Победил известный в театральной среде акадесик архитектуры Альберт Кавос. Под его руководством была произведена глобальная реконструкция: расширен зал и сцена, увеличена высота потолков, значительно улучшена акустика, выстроен удобный гардероб, для визитеров устроены мини-гостиницы. Внутренняя отделка театра заблистала великолепием. И сегодня Большой является величайшим достоянием и гордостью русской театральной жизни.
Театр оперы и балета
Постепенно драма на сцене театра вытеснялась оперой и балетом. В 1842 году состоялась московская премьера «Жизни за царя», одной из ключевых опер в истории русского театра. Там же в 1846-м была поставлена опера «Руслан и Людмила». Но и тут театр постигло несчастье: в 1853-м в здании вспыхнул пожар, который продолжался целых три дня и уничтожил все. Восстановительные работы решили закончить к коронации Александра II, а потому в 1856-м перестроенный и обновленный театр снова распахнул свои двери. Тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта (автора скульптурной группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).
Театр-феникс
Дело в том, что в 1816 Комиссия о строении Москвы (да да, была и такая, образовали в 1813 для ликвидации последствий знаменитого пожара) объявила конкурс на постройку нового здания театра, главным условием которого было использование обгоревшей стены театра Медокса! Конкурс выиграл Михайлов, но его проект оказался слишком дорогим, так что работу над театром взял в свои руки Осип Бове, известный на тот момент благодаря успешной реконструкции Красной площади. В 1824 было закончено тридцатисемиметровое здание, украшенное тройкой Аполлона.
Отпраздновали открытие нового здания весьма своеобразным представлением под названием «Торжество муз». Сюжет аллегорически рассказывал, как Павел Мочалов в роли Гения России объединился с музами и из руин театра Медокса построил новый. Каким бы ни был театр большим, вместить всех желающих в один день он не смог, так что торжественное представление пришлось повторить еще раз.