Сословия в россии и их характеристика

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (все остальные).

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Русская Правда и Правда Ярославичей

Юридический документ появился во времена правления Ярослава Мудрого, постоянно обновлялся и имел 3 редакции:

  • Краткая редакция. Включала 2 сборника: «Правда Ярослава» (1015-1054 гг.) и написанная его сыновьями «Правда Ярославичей».
  • Пространная редакция. Обновлена Владимиром Мономахом в XII в.
  • Сокращенная редакция. Написана Иваном III в XV веке в связи с реформой правовой системы (исключила устаревшие нормы Ярославичей).

Сборник X-XII вв. регулировал бытовые и политические отношения, прописывал методы процессуального права и уголовной ответственности, судебные разбирательства и способы решения бытовых проблем населения. Большую ценность документу придает информация о правовом положении категорий населения государства. В документе четко прослеживается мысль о господстве феодалов, тяжелом положении низшего сословия и полном подчинении властям зависимого населения.

«Русская Правда» сыграла положительную роль в период феодальной раздробленности и правового становления Московского государства.

Мещанство

Второе податное сословие

Коллаж Павла Гончарова

Всё без исключения городское население стало называться мещанством только в XIX веке. Тех, кто жил на государственных землях в пределах Кремля или города, историки называют «посадские люди». С X по XVII века они занимались ремеслами и торговлей, объединялись в общины для самоуправления и сбора государственных налогов. Посадские люди имели право владеть недвижимостью, однако не могли покинуть своего города без разрешения общины. Это считалось побегом, и посадский человек возвращался властями на свое место и обязан был выплатить налоги за все время своего отсутствия.

Купцы, занимавшиеся оптовой и международной торговлей (их было немного — около 30 в XVII веке), назывались «гости». Они были привилегированной группой: могли свободно выезжать за границу, передавать земли по наследству, освобождаться от суда воевод, которые обычно ведали делами посадских людей. Кроме того, в городах жили служилые люди — стрельцы, казаки, пушкари.

Петр I называет посадских людей купцами, расширяет категории городского населения и запрещает им переходить в другие сословия. Все «купецкие люди» могли заниматься ремеслами и торговлей. В 1721 году они были разделены на две гильдии:  «первостатейных граждан» и «подлых людей». В 1724 году в первую входили купцы, имеющие большую торговлю, доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во вторую — торговцы, занимавшиеся мелочной торговлей и продовольствием, и ремесленники.

Все горожане, кроме подушной подати, платили городские сборы — питейный (кабацкий), соляной, канцелярский. Были и особенные городские налоги: на санитарную часть, содержание приютов для нищих и престарелых, ремонт мостовых и пр. Их перемещение по-прежнему было ограничено — чтобы отлучиться из города, нужно было покупать билет или паспорт, действовавший от полугода до пяти лет. Также мещане несли и рекрутскую повинность.

При Екатерине II городское население стало называться мещанством. Императрица стремилась сделать мещан средним классом между крестьянами и дворянами, по образцу европейских государств. Купцами теперь звались те горожане, которые занимались крупной торговлей и владели фабриками и заводами. Такое деление сохранилось до начала XX века.

Духовенство – черное и белое

Духовенство во все времена играла важную роль в государстве. Не стал исключением и XVII век. К его началу произошло формирование 2 видов духовных сословий:

  1. Черное. Было наиболее массовым. По статистическим данным насчитывало до 110 тыс человек. Сюда входили монахи, проживающие в монастырях, которые имели в своей собственности земельные наделы, обрабатываемые крепостными крестьянами. Черному духовенству запрещалось иметь семью.

  2. Белое. Сюда входили приходские священники. Их число насчитывалось около 10 тыс человек. Они имели свой приход и вели мирской образ жизни: владели собственностью и содержали семью.

Во внутренней структуре духовенства наблюдалось расслоение. Выделялись

  • служащие;
  • средняя прослойка;
  • руководящий состав.

К числу руководителей относились архиереи. Их богатство было настолько велико, что соперничало с боярским.

Приказные и служилые

Приказные люди были государственными чиновниками. Их называют приказными людьми, поскольку в России 15-16 века сформировалась приказная система управления. Всех приказных людей России этой эпохи можно разделить на 2 большие категории:

  • Дьяки — руководители приказов, руководители администрации и так далее. То есть это чиновники, которые занимали руководящую должность.
  • Подьячие — более мелкие чиновники, которые не занимали руководящие должности, а подчинялись дьяку.

Служилые люди это военные, которые несли службу «по прибору». Выражаясь современным языком, это были контрактники. К данной категории относились стрельцы, казаки и пушкари. Все они находились на государевой службе, имели некоторые льготы, а некоторые даже имели права владеть крестьянами.

Сословия на Руси к началу XVI в.

Много споров вызывает вопрос о появлении и ранних этапах развития на Руси условного землевладения. Земля давалась помещикам за службу, которая начиналась с 15 лет и продолжалась пожизненно. М.Н. Тихомиров и его сторонники полагают, что предшественниками дворянства были «милостники» древнерусского времени. Прямых данных для подобного вывода нет, и этот ученый привлек данные «Законника» сербского короля Стефана Душана XIV в. Однако, в данном случае использовать этот памятник как поздний и иностранный нельзя. Первые достоверно известные поместья на Руси появляются не ранее XIV в. «Милостники» же XII-XIII вв. — это любимцы князя, которые могли происходить из различных общественных слоев, от холопов до бояр.

Ко второй трети XV в. дворянское войско, призванное заменить пришедшее в упадок народное ополчение, превращается в серьезную военно-политическую силу. Во многом именно дворяне решили исход борьбы Москвы и северных городов 1425-1452 гг. Первоначально создание условного землевладения, как это ни парадоксально звучит, серьезно не задевало интересы ни крестьянства, ни Церкви, ни бояр, поскольку в поместья, постепенно появлявшиеся на всей территории Руси, князья жаловали, в основном, пустоши или целину. Советская наука, в частности Л.В. Черепнин, говорила о Руси XV в. как о феодальном обществе. Современный исследователь Ю.В. Кривошеев определяет его как земско-самодержавное, поскольку в условиях тяжелых войн великие князья правили, опираясь на народ. В XV в. преобладало черносошное, т.е. относительно свободное крестьянство, и свободный посад. Позднее ситуация изменилась.

К середине XV в. свободной земли для поместий перестает хватать. Необходимо было либо поработить крестьян, либо отобрать земли у Церкви, которая владела на Руси третью обработанных земель. По второму пути в VIII в. во Франции пошел отец Карла Великого — Карл Мартелл. Иван III пытался решить проблему и за счет Церкви, и, в определенной степени, за счет крестьян. Однако, Церковь была очень сильна, к тому же, в условиях тяжелейших войн она помогала всем нищим и обездоленным. Эта социальная функция последней была очень важна, поскольку Россия, к тому же, — зона рискованного земледелия с частыми голодоморами. Отобрать церковные земли тогда не удалось, хотя Иван III и предлагал взамен выплачивать из казны «рогу» — содержание церковнослужителям. Даже идея о прекращении роста церковного землевладения реализовалась только в 1649 г., когда соответствующий пункт был включен в Соборное Уложение, а отобрать церковные земли смогла только Екатерина II в 1764 и 1786 гг. Серьезное же наступление государства на крестьян в условиях всенародной борьбы с сильными внешними врагами было немыслимо. Дело в том, что развитие профессионального войска всегда задерживалось на Руси грандиозным характером войн, которые она вела, и тем, что они протекали почти постоянно, поэтому народное ополчение в самых различных его формах доживает здесь до XX в. Вследствие этого закрепощение крестьян протекало здесь очень медленно. В конечном итоге Иван III решил проблему по-другому. В 1478-1482 гг. он конфисковал большинство земель 22-х семей «великих бояр» Новгородской земли. Эти земли и были розданы в поместья. Данные реформы, как и все другие, Иван III проводил под лозунгом «возвращения» старины, нередко используя элементы древней политико-правовой культуры.

Феодализм в Западной Европе

Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как, например, в скандинавских и восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытно-общинного строя, без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя, а на Руси феодализм сложился позднее.

Цели и права западноевропейских феодалов

В IX—XI веках в большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В некоторых странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X веке, в других же, таких, как Германия и Англия, этот процесс завершился в основном только к концу XI века Еще медленнее шла феодализация в скандинавских странах, но к концу XI века феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы, а также в Византии.

Посадские

Посадом на Руси называлось поселение, прилегающее к крепости. Крепость это был город, а вокруг него образовывались пригороды — посады, которые чаще всего заселялись ремесленниками. Подавляющее большинство посадских людей было «тяглым» и обязано была нести налоги в государственную казну. Налоги выплачивали ремесленники, мелкие торговцы, городская беднота, переехавшая в посады из замка, гости этих территорий и другие люди. Фактически любой человек, находящийся на территории посада, должен был платить налоги государству.

Единственной категорией посадских людей, освобожденной от уплаты налогов, были «беломестцы». Под этим термином подразумеваются жители, так называемых, белых посадов, которые принадлежали крупным феодалам. Считалось, что поскольку посад принадлежит крупному феодалу, который является привилегированным человеком, то и его собственность также не должен выплачивать налогов.

Образование сословий

Сословная структура общества существовала в Западной Европе, а вот в нашей стране не существовало даже понятий, описывающих это явление.

Первые свидетельства деления людей на сословия появились в России в конце 1780-х годах, но, как замечают многие историки, эта система так и не успела до конца установиться и получить то признание, которое у нее было на Западе.

В то или иное сословие человек попадал по тому, каким делом он занимался, какое имел образование, каким уровнем материального достатка отличался, какую имел родословную.

Схема принадлежности в тот или иной класс была достаточно запутанной и вызывает споры даже сейчас. Данный вопрос регулировался специальным сводом законов, выпущенным в нескольких увесистых томах.

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами

Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними

Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Обельные холопы в древней Руси

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Формирование и возвышение дворянства

В XII веке к высшей знати, приближенной к власти, относили бояр. Дворянское сословие только начинало формироваться и представляло собой группу служивых людей, связанных с хозяйством князя. Они владели государственными землями, служили в дружине, исполняли разные обязанности при дворе, но политического влияния не имели.

В период феодальной раздробленности для укрепления власти и привлечения соратников удельные князья жаловали дворянам земли за службу в войске. Новые владельцы земли могли распоряжаться не только дарованными территориями, но и крестьянами, которые работали на них.

В Судебнике, опубликованном в 1497 году, ограничивалось право перехода крестьян. Крепостное право закреплялось на государственном уровне, а вместе с этим расширялись права дворян на людей, работающих в их поместных владениях. Иван Грозный, желая ослабить боярскую власть, взял курс на централизацию монархии. Царь приблизил к себе дворян из древних знатных родов, частично наделив их государственной властью.

Расцвет дворянства принято относить к периоду правления Петра Первого. Император ввёл принцип единонаследия и упразднил боярство, выпустив знаменитый «Табель о рангах». В этом документе пожалование старых аристократических титулов прекращалось. Происхождение человека и его принадлежность к знатному роду уже не имели огромного значения при получении титула дворянина.

Для служивых людей вводились чины, которые определяли социальное положение. Из-за большого количества самозванцев был сформирован список дворянских фамилий России с описанием и характеристикой родов, который проверяла и редактировала специальная комиссия. Вводился общий гербовник дворянских родов Российской империи.

Политику поддержки дворянства продолжила Екатерина II. Во времена её правления русской аристократии было предоставлено большое количество привилегий:

  • дворяне получили право облагать крестьян подушной податью;
  • представители сословия освобождались от налогообложения;
  • отменялась обязанность поступать на военную или государственную службу;
  • вводилась должность предводителя уездного дворянства, что позволяло осуществлять власть в губерниях и уездах.

К XVII веку дворянство стало играть ключевую роль в развитии государства. Представители этого сословия отличались образованностью, поэтому большинство учёных, государственных деятелей, писателей, композиторов, предпринимателей и дипломатов родом именно из дворянских семей.

Политическая система раннефеодальной Руси в период раздробленности

Политическая и социальная структура в разобщённых княжествах почти не претерпела изменений по сравнению с предыдущим периодом, но вассальная зависимость местных князей от киевского князя была ослаблена. Удельные князья стали именовать себя великими князьями – раньше этот титул принадлежал только киевскому князю. Изменилась и направленность политики местных князей – они начали бороться не столько за власть в Киеве, сколько за расширение своего княжества за счёт соседних княжеств.

Опорой власти местных князей были дружинники, в обязанности которых входила защита княжеской собственности в мирное время и участие в захвате новых земель при проведении военных походов. Изменился статус дружинников: они стали не только воинами, но и мелкими феодалами, которые за службу получали от князя землю или часть дохода.

Совет при князе (Боярская дума) состоял из знатных дружинников, местной знати и представителей городов. Иногда в думу входило духовенство. В ведении Боярской думы находились все вопросы внутреннего и внешнего управления, включая объявление войны и подписание договоров.

Боярская знать превратилась в крупных феодалов-землевладельцев. Младшие дружинники состояли на службе в аппарате управления: мечники ведали судебными делами; вирники – штрафами, данники – сбором поземельных податей, мытники – сбором торговых пошлин.

Значительное место в управлении и распределении земель имела церковь, которой принадлежали не только земли, но и целые деревенские поселения. Церковь имела право осуществлять судебные функции.

Исполнительная власть была представлена посадниками (наместниками великого князя в городах) и тысяцкими (главами ополчения и судебных органов по торговым делам). Все главные посты занимали представители боярской знати.

Особая политическая система сложилась в Новгороде, имевшим выгодное географическое положение на пересечении торговых путей и обладавшим громадным земельным фондом. Первоначально Новгородом владели великие киевские князья, но после победы новгородских бояр, восставших в 1136 году против власти Киева, в Новгороде была установлена боярская республика. Такой же политический строй сложился в Пскове, который ранее входил в состав Новгородской земли.

Новгородский князь не обладал полнотой власти, а приглашался лишь для представительских функций и для организации обороны города. За два века в Новгороде было приглашено и изгнано 58 князей. Высшим органом власти считалось народное собрание – вече, в котором решающая роль отводилась боярству, выделявшемуся не знатностью, а своим богатством.

Высшая власть в боярской республике принадлежала боярам, высшему духовенству и именитым купцам. Полнотой исполнительной власти обладали посадники и тысяцкие, но в отличие от других княжеств, в боярских республиках эти должности были выборными. Выборной была и должность владыки – епископа, а затем архиепископа новгородского.

Список литературы

  1. Кобрин В. Б. «История СССР с древнейших времен до 1861 года», Москва, 1989.
  2. «История Отечества: люди, идеи, решения», т. 1-2. М., 1991.
  3. Наше Отечество, опыт политической истории», т. 1-2. М., 1991.
  4. Куленов Г. В. «Наше Отечество». — М.: Терра, 1991.
  5. Сыров С. Н. «Страницы истории». — М.: Русский язык, 1977.
  6. Майков А. «Слово о полку Игореве», Ярославль, 1971
  7. Карамзин Н. М. «История государства Российского». — М., 1991.
  • Реферат на тему: Образование древнерусского государства
  • Реферат на тему: Традиционная доктрина прав человека, получившая широкое признание в странах Западной Европы
  • Реферат на тему: Отмена крепостного права
  • Реферат на тему: Государственная Дума в Российской империи
  • Реферат на тему: Российско-монгольское отношение в сфере образовательной культуры
  • Реферат на тему: И.И. Мечников — основоположник учения о фагоцитозе
  • Реферат на тему: Международные отношения СССР и США в 80 -е гг. XX века.
  • Реферат на тему: Каковы причины и результаты реализации концепции «новой индустриализации» в странах ОЭСР
  • Реферат на тему: Отголоски языческих верований в культуре современной России
  • Реферат на тему: Патристика и схоластика: их влияние на развитие научного знания
  • Реферат на тему: Анализ основных направлений внешней политики Российской империи в 60-80 гг.
  • Реферат на тему: Первая мировая война. Компания 1915 года

Категории населения

Русская правда впервые прописала, что на Руси существуют определенные категории населения. Их можно разделить на два типа: высшие сословия и низшие сословия.

К высшему сословию относятся:

  • прежде всего князь, который является высшим лицом в государстве;
  • служители культа или, проще говоря, представители духовенства, которые делились на два типа: белое духовенство – священнослужители (работники церквей) и черное духовенство – монахи (люди, полностью отказавшиеся от мирских благ и посвятившие себя служению богу);
  • бояре, которые являлись богачами и владельцами крупных размеров земли;
  • дружинники, которые являлись воинами при князе, а также иногда участвовали в управлении государством.

К низшему сословию относятся:

  • люди – полностью свободное население Древней Руси;
  • смерды – полусвободное население, которое находится в определенной зависимости от другого человека. Делятся на два типа:
  • закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»). Зависимость закончится тогда, когда долг будет выплачен. Закупов можно сравнить с людьми, которые имеют кредиты, ведь они тоже в какой-то степени зависят от банка-кредитора.
  • рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор (например, договор о найме для обработки земли), который в Древней Руси назывался ряд. С завершением действия договора, рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Егор Крид – это типичный рядович. Да-да, ведь он по факту находился в зависимости от своего музыкального лейбла и лишь с расторжением договора Егор Крид стал “свободным”.
  • горожане, то есть жители городов, которые делились на ремесленников и купцов;
  • холопы, то есть полностью зависимое население, которое делилось на два типа: 
  • челядь – военнопленные, ставшие зависимыми и перешедшие в категорию холопов;
  • долговые холопы, в которые можно было превратиться, если закуп не выплатит свой долг или рядович не выполнит условия договора.

Также стоит упомянуть об огнищанине и тиуне. Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной (землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство). Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун.

Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту:

Крестьянство

Сельские жители были самым крупным и самым низшим податным сословием в России. В нем состояли по крайней мере четверо из каждых пяти русских. Большинство из них работали на небольших участках земли, используя методы ведения сельского хозяйства, которые мало изменились со времен Средневековья.

Сельское хозяйство в России было трудным делом, которое диктовалось почвой, погодой, а иногда чистой удачей. В южных регионах России, где почва была плодородной, а климат более умеренным, было легче. Здесь культивировали зерновые культуры – пшеницу, ячмень, рожь и овес, которые давали неплохие урожаи.

Дальше на север и восток почвы были менее плодородны, что затрудняло выращивание зерновых. Крестьяне здесь выращивали в основном клубневые культуры: картофель, репу, морковь и свеклу. На большей части Сибири почва была малопригодной для земледелия.

Затрудняли получение хороших урожаев и устаревшие методы земледелия. Большинство крестьян использовали только ручной труд, даже вьючные животные были только у зажиточных крестьян.

Поиск, который происходит не там, где потеряли, а «под лампочкой».

Если отбросить стадийный подход развития европейского общества, то все эти парадоксы и нестыковки объяснить фактически нечем, кроме эмоциональных догадок или квазинаучных теорий. Отсюда «мифы» об извечной русской тирании, об «империи» как феномене истории, влияющей на развитие общества, о существовании монархии от Рюрика до наших дней, некой неизведанной особой «самодержавной форме правления», о некой «вечной государственности», потерянной в феврале-октябре 1917 года, любви русского народа к рабству, авторитарности русских режимов, связанных с чем попало, от погоды, огромной территории до недородов и т. д., и т. п.

Постулат о том, что Русь развивалась и жила столетия при феодализме, и спустя пять или шесть веков от его возникновения вдруг начался этап наделения воинов землёй за службу и прикрепления к их поместью (дачи) крестьян, приводил в ступор.

Потому что ничем вразумительным объяснить, почему этот процесс, который является началом феодализма, вдруг стал происходить на Руси-Русии в его конце или, скажем, середине, в здравом уме нельзя. Не в начале генезиса феодализма, на ранней стадии его развития, а в конце, когда как бы должны были формироваться буржуазные отношения, как в Западной Европе этого периода!

Ну разве что воскликнуть традиционное: Crazy Russians!

Отечественные исследователи и медиевисты, изучающие аналогичные процессы, объясняли это… многим из вышеперечисленного, в том числе выводом Ф. Энгельса о «втором издании крепостного права». Суть в том, что никакого «второго закрепощения» не было, процесс закрепощения или образования феодально-зависимых крестьян только и произошёл в XVI в.

Крестьяне уходят от помещика в Юрьев день. Художник Иванов С. В.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: