Краткое содержание
Произведение повествует о маленьком больничном флигеле, где расположена палата № 6, которая предназначена для душевнобольных. Главным персонажем является Андрей Ефимыч Рагин, он работает врачом в этой больнице. По своей натуре это добродушный, воспитанный и образованный человек, но в то же время лишен «веры в свое право», поэтому, невзирая на то что он совершенно неудовлетворен антисанитарией, которая царит в больнице, жестоким отношением к больным и тем, как работники воруют лекарства и государственные деньги, он ничего не делает, смиряясь с этими событиями.
В один из дней он заходит палату № 6, в которой Громов — один из больных — обвинил врача в недобросовестности и воровстве, вследствие этого между ними завязывается дискуссия. Разговор с Громовым настолько заинтересовал Рагина, что он начинает регулярно заходить в палату.
Через время по больнице ходит слух, что врач постоянно навещает душевнобольных, это узнает доктор Хоботов, давно претендующий на место Андрея Ефимыча, завидует ему, считая, что он скрывает огромное накопленное состояние.
Сатирический образ в раннем творчестве
В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.
Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.
Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил. Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах. Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.
Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.
Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.
В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.
Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.
Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».
Жанр
Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.
В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.
Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.
Проблематика «жизни в футляре»
Основным мотивом, безусловно, является описание той самой жизни в футляре. Наш герой, Беликов, является учителем греческого языка. Даже его деятельность является намеком на проблемы в личной жизни персонажа, ведь греческий язык не просто так считается мертвым. Однако, как бы то ни было, он довольно неплохо справляется со своей работой, но один минус ставит огромный крест на его личной жизни — тот самый футляр. Беликов боится сделать что-то не то. Даже банальное осуждение общества вводит его в состояние паники и страха. Вся его одежда находится в футляре, в котором, к слову, сидит и наш герой. Он пытается создать идеальный образ себя в глазах всех вокруг, при этом еще и защитить себя от «грязи» вокруг. Из-за этого Беликов не видит радости, он фактически лишен жизни со всеми ее неожиданностями и приятными моментами. Это и убивает его как личность.
Достаточно лишь вспомнить типичный образ жизни героя, чтобы понять всю его суть. Он всегда носит зонт и резиновые сапоги, даже когда намека на дождь и нет. Он не имеет в доме женской прислуги, ведь слухи соседей его пугают. Получается, что, как и было сказано выше, жизни у героя нет. Он просто существует в идеальной вселенной, лишенной смысла
Причем важно понять, что изначально этот мир не был таким — он сам его создал. Получается удивительная причина и следствие — создание идеального мира привело к его опреснению
Понятно, что жить (а не существовать) в таких условиях попросту невозможно.
Характер поэта
Антон Павлович жил по собственным принципам и именно их Чехов старался никогда не нарушать, писатель был темпераментным мужчиной. К числу правил, относились следующие: не жаловаться, не лгать и не просить взаймы.
К себе Антон Чехов был строг, великий литератор стремился к чистоте во всем, в том числе и к духовной. Через которую мужчина приходил через ограничения во сне и пище. Прежде всего это говорит о том, что сила воли Антона Чехова была крепкой.
Чехов был оптимистом, великий писатель не унывал даже в сложные минуты, а именно в период тяжелой болезни. В то время, когда окружающие должны были утешать его, Антон сам заботился о них, подбадривая тех, кто в этом нуждался. Чехов не хотел представать перед другими слабым, поэтому старался из всех сил не падать духом.
В доме у себя Антон Павлович часто принимал гостей. Чехов легко заводил новых знакомых, поэтому его можно было назвать человеком открытым. Хотя, невзирая на свою общительность, Антон Чехов так и не обзавелся по-настоящему близкими друзьями, из-за чего много страдал от одиночества. Из за этого, неудивительно, что тема одиночества просматривается во многих его работах.
Сам Чехов себя описывал, как человека вспыльчивого и резкого, но особенности его воспитания, а также жизненные принципы не позволяли ему демонстрировать эти черты окружающим. Это, по его мнению, было признаком распущенности, которой порядочный мужчина должен избегать.
Описание внешности А. П. Чехова
У Антона Чехова была привлекательная и харизматичная внешность. За этим парнем бегали толпы девушек, которые при первой встречи становились не равнодушными к нему. У поклонниц даже было одно на всех прозвище «антоновки». У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человек. который всегда скажет прямо и даст совет. Голубые как море глаза, волевой подбородок. Что касается прически то у А. Чехова были рыжие волосы, которые писатель зачесывал назад. Ко всему этому Антон Павлович имел высокий рост 187 см. худощавого телосложения. Носил очки которые ему очень подходили, любил носить плащи.
Верхняя одежда
kak.znate.ru
Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе
Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана
Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.
Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.
На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.
История создания
В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.
Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.
«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.
История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.
На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.
Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
- для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
- для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
Мужская славянская одежда
Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:
- Простой рубахи;
- Порток или штанов;
- Свитки или кафтана.
Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.
Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.
Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.
Запоздавшие охотники
Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».
Иван Иваныч
Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.
Рассказчик Буркин
Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.
«Толстый и тонкий»
Двое школьных товарищей — толстый Миша и тонкий Порфирий, случайно встречаются на вокзале. Они делятся воспоминаниями об учебе в гимназии. Порфирий хвастается, что стал коллежским асессором, но когда он узнает, что Миша — тайный советник, его поведение моментально меняется. Тон Порфирия вдруг становится подобострастным. Толстому это неприятно. Тонкий же пресмыкается перед старым другом, от непринужденного общения не остается и следа. Прощаются толстый и тонкий уже не как товарищи, а как начальник и подчиненный.
А. П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» высмеивает чинопочитание. Комизм ситуации сочетается с трагической потерей достоинства и чести у человека, занимающего небольшую должность.
Право свободного выбора
Если Достоевский мыслил счастье в сотериологическом аспекте (сотериология – учение о спасении), то Толстой абсолютизирует эвдемоническое восприятие мира (эвдемонизм рассматривает смысл жизни как благо. Но вот в чем оно?). Безусловно, как художник Толстой талантлив. Но как религиозному мыслителю ему мешает гордыня человеческая.
В «Критике догматического богословия» он отвергает догмат о Святой Троице. Камнем преткновения для писателя стал и вопрос о свободе человека. Он признал ее невозможной в системе православного вероучения. Первое, что препятствует, по его мнению, свободе человека, – это Промысл Божий. Он пишет: «Богословы сами завязали себе узел, которого нельзя распутать. Всемогущий, благой Бог, Творец и Промыслитель о человеке, – и несчастный, злой и свободный человек – два понятия, исключающие друг друга». Если взглянуть поверхностно – писатель прав: если действует свобода воли человека, то Промыслу места нет. И наоборот, если Промысл доминирует, ему надо лишь подчиняться. Где же тогда свобода?
Бог дает нам право свободного выбора, а мы выбираем. Знаком нашего выбора становится молитва. В молитве мы выражаем наше согласие на соработничество с Богом в деле нашего спасения и показываем свою веру в то, что все посылаемое Им есть благо для нас: «Да будет воля Твоя…» Таким образом, молитва человека и участие его в Таинствах – есть знак свободного приятия Благодати Божией, знак соработничества с Богом в осуществлении Таинств. Здесь верующий человек как бы говорит: «Господи, я знаю, что Ты можешь осуществить это по Своей воле независимо от меня, но хочешь, чтобы я пожелал и принял действие Твоей воли, поэтому я прошу – да будет воля Твоя». Если же человек не молится, не участвует в Таинствах, то этим выражает свое нежелание Благодати. И Бог не совершает Таинства против воли человека. Поэтому тут никаких противоречий нет.
Потребность всеобщего блага у писателя неразрывно сопряжены в нем с деспотической гордыней рассудка и гордыней добродетели вне Бога. Стремясь к единению в любви, Толстой, вопреки своей воле и намерению, прокладывал идеей «безблагодатной святости» путь большевизму, который увидел в писателе своего союзника, назвав его «зеркалом русской революции». Эта раздвоенность сознания «безбожной гармонии человечества» отозвалась в глубине его бытия тягой к небытию. Уход в «ничто» – вот, по сути, толстовское понимание спасения. (Как и большевизм «ушел в ничто», в небытие, отвергнув «живой, драгоценный и краеугольный камень», который есть Сам Христос).
«Уход» Толстого из Ясной Поляны, его метания в последние дни жизни, конвульсивные попытки примириться с Церковью таят в себе провиденциальный смысл. В них дан урок всему миру: отрицание Воскресения неизбежно порождает жажду небытия.
Славянский костюм женский
booksite.ru
Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.
Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.
Этно-стиль в современной моде
В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.
На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.
Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.
История костюма
Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:
- Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
- Природных условий;
- Географического расположения;
- Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.
Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:
- Шелковое шитье;
- Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
- Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
- Оформление мехом.
Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.
Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.
Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.
Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.
20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.
Краткий анализ
Год написания – 1863-1869 годы.История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.
Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.
Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.
Жанр – Роман-эпопея.
Направление – Реализм.
Ткани, цвет, орнамент
Домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения являлись основными тканями крестьянской одежды. Финансовое положение не позволяло крестьянам покупать для себя дорогие виды тканей, поэтому они производили материал прямо у себя дома, то есть шили и ткали для самих себя.
Как правило, вся одежда хоть немного, но украшалась. Количество украшений также зависело от социального статуса и зажиточности того или иного крестьянина.
Основными способами декорирования домашних тканей были:
- узорное ткачество;
- вышивка;
- набойка.
Вид узоров зависел от местности, где шилась одежда, и мастерства рукодельницы. Базовыми типами узоров были полосатые и клетчатые, которые различались по форме и колориту. Прямолинейные геометрические формы, отсутствие округлых очертаний в узоре были обусловлены техникой народного узорного ткачества. Таким образом, самыми популярными фигурами в орнаменте были: ромбы, треугольники, восьмиугольные звезды, косые кресты, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и других животных
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Одежда крестьян 490 ₽ Реферат Одежда крестьян 220 ₽ Контрольная работа Одежда крестьян 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Вышитые и тканые узоры потом дополнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые были окрашены всевозможными красителями. Наиболее распространенными цветами были белый, красный, желтый, черный, зеленый, коричневый. Зачастую сочетали белый, красный и синий (иногда черный) цвета.
Появление типа маленьких людей
Ещё задолго до А. П. Чехова тема маленького человека вошла в русскую литературу, взволновав читателей. Новый литературный тип восходит к повестям А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н. В. Гоголя «Шинель», а также к роману в письмах Ф. М. Достоевского «Бедные люди»:
- Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
- Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
- Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.
Основная тематика
Жизнь маленького больничного флигеля натолкнула Чехова на необычные размышления. В повести писатель поднимает следующую проблематику:
- Одиночество. Врач был очень одиноким, ему не с кем было пообщаться, и, пытаясь спастись от этого, он губит карьеру. Никто не разделял с ним беседы, да и дела до Рагина не было никому, поскольку он был беден. А если нет денег, то что с человека можно взять? Так думали практически все работники больницы. Даже будучи в окружении, можно быть одиноким, если в этом обществе отсутствует взаимопонимание.
- Пошлость. Все люди в городе живут потребительскими и меркантильными целями, у них нет тем для общения. Здесь нечего делать, некуда пойти, нет чем заниматься. Все наглухо заперты в собственных футлярах, презирая окружающий мир. Если единственный вероятный собеседник — Михаил Аверьянович, можно задуматься, насколько хуже другие жители. Да и городская «элита» живет только сплетнями и интригами, им не требуется духовное развитие и просвещение, потому их жизнь построена на устаревших догмах и примитивных потребностях.
- Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач пытается оправдать собственную бездеятельность, он приводит разные философские аргументы по этому поводу, только бы ничего не делать. Доктор по-настоящему сочувствует больным, но палец о палец не бьет, чтобы помочь хоть кому-то.
- Призвание. Если бы Рагин самостоятельно выбрал для себя путь, его дальнейшая деятельность стала бы намного полезней. Потакая отцу, он выбрал неправильный путь. Вследствие этого он не приносит никому пользы. Этим писатель хотел сказать, что люди сами обязаны выбирать для себя род занятий, в противном случае толку от их действий совершенно не будет.
Тема
Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.
Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.
Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.
Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.
Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.
История создания
Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.
Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.
Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:
Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.