Содержание
В Финикийцы Это были люди семитского происхождения, населявшие в основном побережье современной Сирии, Палестины, Израиля и Ливана с 12 века до нашей эры. C. Не так много данных о его происхождении, хотя Геродото утверждал, что они пришли из Индийского океана.
Финикию, которую они населяли, также называли Ханааном. По этой причине финикийцы называли себя хананеями. Этот народ никогда не образовывал единого целого, но основал ряд городов-государств, среди которых выделялись Сидон или Тир. Каждым из них управляла монархия и совет, состоящий из самых богатых семей.
Финикийцы были в высшей степени морскими и торговыми людьми. Их корабли прошли большую часть Средиземного моря, обмениваясь продуктами. Точно так же они основали серию колоний различных типов, простирающихся от Северной Африки до юга Пиренейского полуострова.
Контроль финикийцев над Средиземным морем начал ослабевать с 333 г. до н.э. C., когда великие империи того времени, Ассирийская и Персидская, оккупировали их территории. Однако одна из его самых важных колоний, Карфаген, выжила и стала одним из главных соперников Рима.
Финикия
Древняя Финикия располагалась вдоль северной части побережья Средиземного моря. На этой территории земли были недостаточно хороши, чтобы заниматься пахотным земледелием, однако и те, что имелись, использовались достаточно интенсивно, ведь морские ветры приносили обильные дожди. Именно поэтому на территории Древней Финикии преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Древние финикийцы занимались и рыболовством, неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает «место рыбной ловли». Для страны ценными считались леса горного Ливана, ведь в них в изобилии произрастал кедр и другие ценные породы.
Племена, которые жили в Финикии, назывались ханаанеями. Название «финикиец» встречается уже в египетских иероглифах середины III тысячелетия до нашей эры в форме «фенех». Позднее древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватые», «смуглые». Отсюда и пошло название страны.
К концу III тысячелетия в Финикии начинают складываться небольшие рабовладельческие государства. У каждого из них был портовый город. Одним из таких городов был город-государство Угарит. Располагался он южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию.
На острове южнее Угарита находился город Арвад. В центре финикийского побережья находился город Библ, который поддерживал связь с Египтом. Самые южные города Финикии — Сидон и Тир. Они постоянно враждовали между собой.
Дальнейшему развитию городов Финикии способствовало их включение в середине II тысячелетия до нашей эры в состав мощной Египетской державы. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Ценными были и дубовые и кедровые леса Ливана — они давали отличный материал для кораблестроения. Также из дерева изготовлялись саркофаги, в которых помещались мумии вельмож Египта. Большую роль в торговле играло вино высокого качества, а также оливковое масло. Ценились и некоторые изделия финикийского ремесла, например, золотые и серебряные вазы, украшенные головами разных животных. А уже в I тысячелетии до нашей эры стали славиться финикийские стеклянные сосуды.
Главным богом в городах Финикии был бог неба, который назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох) или же «бог» (Эль). Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена — богиня Астарта. В культе Финикии долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причем в качестве жертв часто использовали детей, особенно грудных первенцев.
Когда Египетская держава Нового царства ослабла, финикийские государства снова обрели самостоятельность. После разрушения Сидона «народами моря», своего наибольшего расцвета достиг Тир, особенно при царе Хираме I. Он сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага. Финикийцы начали строить большие килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Предположительно, при Хираме началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря. А при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген. Он не только выступал в качестве объединителя городов северного побережья Африки, но и был центром борьбы с греками, которые в VIII веке до нашей эры начали очень активно проникать в западную часть Средиземного моря. В середине VII века до нашей эры карфагеняне обосновались на Балеарских островах и вскоре проникли в Сардинию. В конце VII — начале VI века до нашей эры началась более ожесточенная борьба с греками за Сицилию. Эта борьба продолжалась около трех столетий. В первой половине IV века до нашей эры карфагеняне покорили значительную часть Сицилии. Там они основали город Палермо. И в это же время они начали активное проникновение в Испанию. В результате старые колонии Тира перешли во владение Карфагена.
Со второй половины VIII века до нашей эры все финикийские города, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.
С конца VII века до нашей эры Египет и Вавилония стали снова усиливаться, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI века до нашей эры Финикия была включена в состав Персидской державы.
https://youtube.com/watch?v=JSc30cmM0B8
Источник
Примечания[править | править код]
- ↑ «Финикия» // ЭСБЕ.
- ↑ «Финикия» // БСЭ.
- ↑ Харден — С.18
- Волков — С.14
- Харден — С.18—19
- Волков — С.25
- Волков — С.20
- Волков — С.17
- Дыгало В., Нарбеков Н. Финикийский торговый корабль // История корабля. Выпуск 1. — М: Изобразительное искусство, 1981.о книге
- ↑ Харден — С.12
- Харден — С.11
- «Финикийцы: наследство морских царей». Вокруг света.
- ↑ Харден — С.13
- Харден — С.39
- ↑ Точная дата этого события является предметом дискуссий и в данной статье намеренно не указана
- Харден — С.42
- Харден — С.44
- ↑ Харден — С.45
- Харден — С.46 — Харден ссылается на миф о царе города Тира — Пигмалионе, убившем мужа своей сестры Элиссы (Дидоны), чтобы завладеть его богатством (Элисса — легендарная основательница Карфагена; царя Пигмалиона не следует путать с другим мифическим героем — скульптором Пигмалионом)
- ↑ Глава VIII. Сирия, Финикия и Палестина в III—II тысячелетиях до н.э. // История Востока. Восток в древности / Под ред. Рыбакова Р. Б.. — М.: «Восточная литература» РАН, 1997.о книге
- Циркин — С.10
- «Финикия» // ЭЕЭ.
- Харден — С.46
- Харден — С.84
- ↑ Волков — С.161
- Харден — С.86
- Волков — С.166
- Волков — С.178
- Волков — С.183
- Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. — М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2004. — С. 83. — ISBN 5-8112-0622-4о книге
- Циркин — С.182
- Шифман — С.130
- «Угаритская литература» // БСЭ — Основной объём работ проведён французскими учёными Э. Дормом и Ш. Виролло, немецким учёным Х. Бауэром.
- «Угаритская литература» // БСЭ.
-
Прямой параллелизм:
«Как сердце коровы к ее телёнку,
как сердце овцы к её ягненку, —
так сердце Анат к Ваалу.»Обратный параллелизм:
«Как корова ревёт о телёнке своём,
сыновья хупшу плачут о матери своей, —
так будет стенать Удм.» - Шифман — С.134
- Шифман — С.132
- ↑ Шифман — С.135
- ↑ Шифман — С.136
- Шифман — С.136—137
Древнейшие города-государства на территории Финикии
Семитские
племена длительное время жили первобытнообщинным строем. Но к концу Ш
тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие
государства, из коих каждое имело в качестве административного, политического и
экономического центра какой-нибудь портовый город. Одним из них был
город-государство Угарит, расположенный южнее устья реки Оронта, напротив
северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского
моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский
город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во
множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными
клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые
проливают свет на древнейшую культуру Финикии.
На
острове южнее Угарита находился город Арвад, островное положение которого
способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того
времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ,
поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III
тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Кстати,
культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском
городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе
соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали
этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко
пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым
письмом и позже — линейным алфавитом.
Сидон
и Тир, самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому
ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным
был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда
невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров,
который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской
армии, не имевшей флота.
В
анналах египетского фараона Тутмоса III упоминается, что в гаванях захваченных
им финикийских городов стояли корабли, которые потом использовались египтянами
для переброски войск и отправки добычи в Египет. О том, что города Финикии
отправляли множество торговых кораблей в египетскую землю, сообщают письма
финикийских царей фараонам, сохранившиеся в амарнском архиве, а также и рисунки
на стенах фиванских гробниц. Вместе с торговыми судами на верфях финикийских
городов возводились и гребные военные корабли. Финикийцы первые начали
использовать рабов в качестве гребцов, хотя во II тысячелетии до н.э. еще были
и свободные гребцы. В течение многих веков жители крупных городов восточного
побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Слово
“галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает жить.
Достижения финикийцев
Финикийцы создали мощную цивилизацию, внесшую свой вклад в культурное наследие человечества. Наивысший ее расцвет пришелся на 1200-800 года до н.э.
Жители Финикии обладали монополией на торговлю в Средиземном море. Их 30-метровые килевые корабли заходили в порты Северной Африки, Греции, Испании и даже Британии. В «Истории» Геродота упоминается, что финикийские мореплаватели выходили в Атлантический океан и совершили путешествие вокруг Африканского континента.
Финикийские купцы занимались не только торговлей, но и строили новые поселения. Уже к началу IX века до н. э. они основали около 300 постоянных колоний в Северной Африке, Италии и Испании. Наиболее известной из них стал город-государство Карфаген, заложенный финикийцами на севере Африке.
Некоторые финикийские мореплаватели занимались грабежами. Они захватывали иностранные торговые суда, нападали на прибрежные населенные пункты и порабощали местное население.
Жители Финикии были прекрасными ремесленниками. Они изготавливали изделия из золота и серебра, выдувное стекло, пурпурные ткани и многое другое. Эти товары высоко ценились на международном рынке. Кроме того, финикийцы продавали древесину, оливковое масло и вино.
Главным же достижением Финикии стало создание алфавита. Один знак письма (буква) соответствовал одному звуку. Всего таких букв было 22-е. Все они были согласными. Такая система сделала письменность доступной для многих людей. Финикийский алфавит впоследствии стал основой большинства существующих систем письма.
Упадок финикийских городов (вторая половина I тыс. до н.э.)
В VI в. до н.э. правитель могущественной Ассирийской державы Тиглатпаласар III подчинил своей власти почти все финикийские города-государства в восточном Средиземноморье. Зыбкую независимость оставляли за собой островные города Арвад и Тир. Завоевание Ассирией легло тяжким бременем на Финикию. Город Сидон был полностью разрушен ассирийцами, и большая часть населения была взята в плен и превращена в рабов.
Однако уже в начале V в. до н.э. Ассирийская держава пала под ударом Нововавилонского царства. Город Тир заключил союз с Египтом. В ответ на это вавилонский царь Навуходоносор осадил город. Осада продолжалась несколько лет, и тиряне, несмотря на то, что вавилонянам так и не удалось захватить город, были вынуждены признать власть вавилонского царя.
Впрочем, гегемония Вавилона длилась недолго – в 539 до н.э. Вавилон завоевывает могучая Персидская держава. Финикийские города признают себя вассалами персидского царя Кира и становятся частью одной из персидских сатрапий.
В 349 до н.э. в Финикии вспыхнуло восстание против власти Ахеменидов. Однако, воспользовавшись предательством сидонского царя, персы сломили сопротивление горожан, разрушили и сожгли город.
Кардинальные изменения в Финикии произошли после завоевания персидской державы Ахеменидов Александром Македонским в 333 до н.э. Почти все финикийские города сдались победителям без боя. Тир оказал сопротивление войскам Александра, но был осажден и взят штурмом в 332 до н.э. В истории Финикии началась новая эпоха – эллинистическая.
Впоследствии восточно-средиземноморская Финикия будет завоевана Римской империей. Самой могущественной колонией финикийских поселенцев стал Карфаген, который в результате трех тяжелейших Пунических войн в III–II в. до н.э. был завоеван Римом в 146 до н.э.
См. также ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ.
Расцвет финикийских городов
После разрушения Сидона «народами, мор я» гегемония пере шла к Тиру, который достиг наибольшего расцвета при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н. .э.). Хирам при помощи искусственной насыпи расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной, крепостью для внешнего врага. В это время Тир вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами; при Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а при его преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н. э.).
Собственное сельскохозяйственное производство Финикии, как и в предшествующий период, играло второстепенную роль. Большое значение имело использование лесных богатств гор Ливана; ценные породы дерева были важным предметом вывоза. Вывозилась также сирийская шерсть, окрашенная финикийским пурпуром, а с V1I1—VII вв.— мелкие стеклянные изделия. Морская торговля Финикии, значительная уже во время египетского владычества, стала ещё более расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, и их многочисленные корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила. Финикийцы торговали не только финикийскими товарами, но и привозившимися из других стран — рабами, разнообразными ремесленными изделиями, позже также продуктами сельского хозяйства и скотоводства. Вероятно, в морской торговле активное участие принимали рядовые свободные, которых дарь и знать ссужали серебром и товарами. В караванной торговле, которая особенно стала развиваться с начала I тысячелетия до н. э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных. Вместе с ростом богатств происходит всё большее расслоение населения городов Финикии.
Финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на вывоз, вероятно, и в самих финикийских городах имелись в значительном количестве рабы, использовавшиеся на судах, в мастерских и т. п. Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н. э., закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими. Греческие историки сообщают нам о каких-то «финикийских несчастиях», которые также можно предположительно считать восстаниями эксплуатируемых масс в финикийских городах.
Однако эти восстания, как и другие восстания рабов, не приводили к изменению существовавших отношений; рабовладельческое общество и государство попрежнему продолжали существовать в Финикии.
В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело, и с конца IX в. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается Сидон. Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. ассирийские войска стали всё чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии. Затем, с конца VII в., начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. С возникновением Персидской державы во второй половине VI в. до н. э. Финикия была включена в неё, хотя финикийские города и теперь сохранили своё самоуправление и своё значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.
Культурное значение финикийцев
Всесветные торговые посредники, финикийцы не пользовались, однако, расположением народов, с которыми они имели дело. Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все‑таки умели сделать себя необходимыми всем народам. Приходя в постоянное соприкосновение с образованными странами, они заимствовали у них и завозили к варварам разные знания и искусства. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее евреям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку римляне). По образцам, заимствованным у других народов, финикийцы завели у себя разнообразную промышленность для вывоза, при чем обнаруживали склонность приспособляться ко вкусу тех народов, для которых готовили те или другие товары. Сидон прославился изделиями из стекла, приготовлять которое выучились в Египте, Тир – своими красильнями для тканей, вообще вся Финикия – глиняной посудой, бронзой, ювелирными вещами и пр., и пр.
Религия финикийцев, допускавшая человеческие жертвоприношения, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (то же, что Бел и Иштар), а в Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом. Финикийцы строили святилища своим богам и в чужих землях; у них были, например, храмы в Мемфисе, Иерусалиме, Самарии и других местах. Для вывоза в чужие страны они фабриковали идолов, так что и в области религии играли посредническую роль.
От греч. названия этого острова (Κύπρος) произошло название лат. меди cuprum., откуда фр. cuivre, нем. Kupfer.
Торговля и путешествия
Финикия — очень великое, развитое государство прошлого. Как уже говорилось, главным занятие финикийцев была морская торговля. Через страну проходили многие торговые пути. Примерно в одно время с изобретением ханаанской письменности начали изготавливать большие килевые корабли для мореплавания. Но их корабли действительно были очень прочными для того времени.
Считается, что финикияне — это первые люди, которые смогли обогнуть весь континент Африки. Также Геродот в своём литературном труде пишет, что именно они в 7 в. до н. э. придумали триеры. Известно даже, что путешествия финикийцев были и до берегов нынешней Англии.
Финикия также была известна своими кедровыми лесами, древесину они поставляли в Месопотамию и Египет. Они использовали эти хвойные деревья для кораблестроения. К сожалению, такая вырубка на территории нынешнего Ливана привела к уничтожению кедровых лесов.
Финикийцы изготавливали оливковое масло и вино. Делали пурпурный краситель из моллюсков, каждый из которых приносил лишь каплю краски. Именно поэтому все вещи и изделия красного цвета стоили очень дорого. Также успешно изготавливали стекло и стеклянные изделия, которые славилось по всему Средиземноморью. Особо популярным предметом для торговли у финикийцев была сушёная рыба.
А вот в саму Финикию из других государств привозили папирус, золото, медь, шкуры животных, благовония, шерсть, пряности, хлопок, лён, слоновую кость и многое другое.
Самыми крупными городами-государствами считались Карфаген, Сидон, Тир. Именно они по большей части вытягивали и развивали всю страну.
Общие сведения[править]
В историографии принято, что финикийцы сами себя называли хананеями, то есть по названию Ханаан. Хананеи неоднократно упоминаются в Библии как племена Ханаана, жившие там до прихода израильтян, и ставшие рабами израильтян; сообщается и о смешанных браках с хананейками.
Однако, оснований считать, что финикийцы называли себя хананеями практически нет.
Ю.Б. Циркин, доказывая, что финикийцы так себя называли приводит всего лишь два аргумента:
- по словам Августина (PL XXXIV—XXXV, col. 2096), хананеями называли себя потомки карфагенян в Северной Африке. В Еврейской вики-энциклопедии «Ежевика» об этом сообщается так: один из «отцов церкви» Августин свидетельствует, что еще в его время (IV век) крестьяне на территории бывшего Карфагена (потомки финикийских колонистов) называли себя «ханани».
- В одной из надписей из Цирты, по-видимому, карфагенянин (или финикиец) обозначается как «человек Ханаана» (KAI 116, 3).
Что касается Августина, то он жил уже в достаточно поздние времена, когда жители Северной Африки — берберы — стали считаться потомками изгнанных Иисусом Навином из Ханаана языческих племён. Эти предания носят сказочный, а не научный характер. Августин ссылается на слова неких крестьян, совершенно не факт, что эти крестьяне были в действительности финикийцами. Августин лишь спросил у крестьян в Африке, кто они, они ответили «ханани». О том, что буквально не стоит понимать данный термин говорит хотя бы тот факт, что в средневековые евреи называли Ханааном славянские земли.
То, что некий человек в Цирте назвался «человеком Ханаана» вряд ли можно считать доказательством того, что финикийцы называли себя хананеями, так как для начала нет никаких доказательств, что надпись оставил именно финикиец.
Если был финикийцы называли себя хананеями, то в их колониях неизбежно появились бы топонимы, связанные с этнонимом.
Вместо этого, всю колонию они в римской передаче называли Африка (Africa terra). Изначально римляне называли Африкой регион Карфагена. После поражения Карфагена в Третьей Пунической войне, римляне создали провинцию Проконсульская Африка.
Так что скорее самоназвание финикийцев было схожим со словом Африка:
Отсюда прозвище карфагенянина Теренций Публий Афр.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечает:
Иосиф Флавий, ссылаясь на некоего финикийского автора Малха, пишет о происхождении названия Африка[источник?]:
Таким образом, Африка происходит от имени Афер (עֵ֫פֶר ‘Êper), одного из сыновей Авраама.
Наконец, историк немецкий историк Теодор Моммзен выводит, что Африка — производное от евреи:
Иосиф Прекрасный, говорит «Я украден из земли евреев» (Быт 40:15), то есть Ханаан — откуда Иосиф был родом, — «земля евреев», она же Земля Израиля, она же Финикия. עִבְרִי (иври) имеет связь с хапиру.
Рамзес II
Наверное, самый знаменитый из воинственных правителей Египта. Кроме успеха в битве, ему было присуще еще и неуемное тщеславие. Столько памятников, сколько он сам себе поставил при жизни, нет больше ни у одного правителя за всю историю.
Военные походы фараонов обычно начинаются с усмирения мятежных племен, которые стараются обрести свободу при смене власти. Рамзес II не стал исключением. Первые его кампании были направлены в Нубию и Ливию.
Однако победы, увековечившие его славу, были одержаны над хеттами. Именно борьбе с этим врагом фараон посвятил основную часть своей жизни.
Таким образом, мы с вами познакомились вкратце с военной историей Древнего Египта и с его знаменитыми полководцами.
-
Становление римского полиса кратко
-
Трудные случаи употребления деепричастий кратко
-
Патч панель это кратко
-
Торакальная хирургия это кратко
- Ответственность образовательного учреждения перед личностью обществом государством кратко