Римское общество: социальные классы и их характеристики

Гражданство как инструмент романизации

Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, по военной или гражданской службе, получил римское гражданство и право носить имя Юлии

Римское гражданство также использовалось как инструмент внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам будет предоставлена ​​«второстепенная» форма римского гражданства, предусматривающая несколько ступенчатых уровней гражданства и юридических прав ( Латинское право был одним из них). Обещание улучшения статуса в римской «сфере влияния» и соперничество с соседями за статус удерживали в центре внимания многих соседей и союзников Рима статус кво римской культуры, а не пытаться ниспровергнуть влияние Рима.

Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе Романизация. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

Ранее Александр Великий пытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами и т. д., чтобы ассимилировать народ побежденных. Персидская империя, но после его смерти эта политика в значительной степени игнорировалась его преемники.

Идея заключалась не в том, чтобы ассимилировать, но чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того, чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства) вроде Спарта и покоренные Илоты Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, чувствовать, что они заинтересованы в системе.

Общественная жизнь и гражданство в Риме

Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряженной. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов… Их функции были четко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убежденные в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами и в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже на собратьев из древней Греции как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живет в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живет в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезет, если он попадет в рабство и сможет послужить укреплению Рима. если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав — это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры.

Однако было бы неверно видеть в римском гражданстве некий аналог современного. Гражданство — принадлежность к городу — долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели свое гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Отпущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона — Тирон, освобожденный в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрел римское гражданство.

Древний Рим

У индоевропейцев римлян три варны уже совсем не просматриваются. Однако, именно глубокий исследователь римской религии французский историк-религиовед Ж.Дюмезиль выдвинул «Теорию трех функций» как универсальной духовной и общественной структуры, свойственной индоевропейцам всегда и везде. Эти три функции проявляются повсеместно  – в строении религиозных форм, в структуре общества.

Так Дюмезиль полагал, что три римские изначальные трибы, на которое делилось древнее римское общество (тиции, рамны и луцеры) не что иное, как три универсальные индоевропейские варны. Однако, никакие другие источники это предположение подтвердить не могут.

Можно лишь вдогонку Дюмезилю предположить, что сама таинственная древняя триба, которая по утверждению историков является полным аналогом греческой филы, имела сходную с филой структуру, то есть, разделялась на жрецов, воинов и всех остальных. Более того, интригует «tri» в латинском слове tribus (триба) , ведь во всех индоевропейских языках числительное «три» произносится одинаково. Три-бус и три варны. Но это всё, конечно, просто предположения, не имеющие никаких оснований в исторических источниках, пока. Может ещё что-нибудь и раскопают в земле или в древних текстах.

Здесь важно отметить одну особенность большинства древних индоевропейских обществ. Они неписьменные, что сильно затрудняет исследования

Арии в Индии стали пользоваться письмом только аж в Средневековье. Что, кстати, роднит их со славянами, которые начали активно пользоваться письмом исторически очень поздно. Индоевропейцы греки стали записывать намного раньше, но только потому, что активная средиземноморская торговля требовала этого, а технологию записи греки взяли у финикийцев – семитов неиндоевропейцев. Римское письмо сформировалось намного позже греческого и на его основе, либо на основе этрусского письма, которое также формировалось на основе греческого.

Таким образом, греческую историю и религию мы знаем очень хорошо, а вот дохристианскую славянскую историю и религию почти совсем не знаем. Всю духовную информацию наши предки передавали изустно тысячелетиями, и резкое по историческим меркам принятие христианства, с которым пришла письменность, «затёрло» эту тысячелетнюю изустную информацию. А жаль.

Патриции и плебеи [ править ]

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, а плебей — к низшим классам. Экономическая дифференциация привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. После этого первоначального различия, однако, разделение между патрициевскими и плебейскими семьями было строго наследственным, основанным на социальном статусе.

Тога , показанная здесь , на статуе восстановленной с головой Нервов , была отличительное одеянием римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство римских граждан . Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось добиться власти над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. Поскольку гражданские права плебеев расширились в период средней и поздней Римской республики , многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. Ко второму веку до нашей эры.пропасть между патрициями и плебеями потеряла большую часть своего различия и начала сливаться в один класс.

Патриций править

Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н.э. плебей редко — если не невозможно — быть сенатором. [ необходима страница ] Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система клиентел , которая включала в себя покровителя и клиента (клиентов), которые оказывали друг другу услуги и были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество вместе, а также защищали социальные привилегии патрициев. Клиентела продолжила свое существование в позднеримском обществе, охватив почти все время существования Древнего Рима. Патриции также полностью контролировали цензор , который контролировал перепись, назначал сенаторов и контролировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями.

Плебеи править

Плебеи были в Риме низшим сословием, часто фермерами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежащую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. Плебеи были привязаны к патрициям через систему патронажа клиентелы , согласно которой плебеи помогали своим патрициям-покровителям на войне, повышали свой социальный статус и собирали приданое или выкуп. В 450 году до нашей эры плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 году до нашей эры плебейским трибуном . [ необходима страница ]В 444 г. до н.э. был создан офис Военного трибуна с консульскими полномочиями, который позволял плебеям, прошедшим через этот офис, служить в Сенате после истечения их однолетнего срока. [ необходима страница ] Плебеи оставались по большей части зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима, через систему клиентел или другими способами, по возможности присоединяясь к тем, кто наделен властью. [ необходима страница ]

Гендерные классы [ править ]

Pater Familias править

Римское общество было патриархальным в чистом смысле слова; глава семьи мужского пола был pater familias , он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию ( patria potestas ) над всеми членами его семьи . Отцы отвечали за образование своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женятся и продолжают жить в семейном домашнем хозяйстве под их Pater Familias , пока их отец не умер , и они взяли на себя ответственность за Pater Familias . В Pater Familias также может выполнять emancipatio(эмансипация) ритуал — процесс, который трижды подряд освобождает сына, чтобы предоставить сыну его собственные законные полномочия, свободные от pater familias .

Картина Лукреции , идеальной римлянки из римской сказки «Смерть Лукреции».

Женщины править

Свободно рожденные женщины в Древнем Риме были гражданами (cives) , но не могли голосовать или занимать политические должности . Женщины находились под исключительным контролем своих отцовских семей , которыми были их отец, муж или иногда их старший брат. Женщины и их дети приняли социальный статус своих отцовских семей. Женщины не были включены в политическую сферу, и они не имели большого влияния вне дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем женщины из более бедных семей, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических акций.

Существовали три ранние формы брака, которые передавали римских женщин из одной семьи отца в другую. Первый, coemptio , олицетворял покупку невесты. Эта самая старая форма брака требовала наличия пяти свидетелей и официального лица и рассматривалась как коммерческая сделка. Второй, usus, произошел после одного года близости между мужчиной и женщиной. Если женщина не оставляла мужчину в течение трех ночей после года, она становилась его собственностью, а он становился ее pater familias.Если женщина уйдет до того, как истекут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения сохранятся, но мужчина не станет ее отцом . Последняя форма брака, confarreatio , была наиболее близкой к современному браку. Confarreatio — это религиозная церемония, в ходе которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными чиновниками и другими свидетелями.

К концу II века н.э. браки sine manu были стандартной формой брака. Посредством брачного sine manu женщины не подпадали под юрисдикцию своих новых мужей или отцов. Они контролировали свою собственность (обычно приданое) после смерти отца. Мужчины по-прежнему должны были подписывать любые документы от имени своих женщин, но теперь в браке было две экономических единицы. Более того, развод мог быть инициирован как мужчиной, так и женщиной, часто трижды сказав «Я развожусь с тобой» в присутствии свидетелей.

Правовой статус матери как гражданки повлиял на гражданство ее сына. Фраза ex duobus civibus Romanis natos («дети, рожденные от двух римских граждан») указывает на то, что римская женщина считалась имеющей статус гражданки, в отличие от перегрины .

Рабство и вольноотпущенники [ править ]

Рабы править

Рабы ( servi ) не были гражданами, и у них не было даже правового статуса, присущего свободным иностранцам. Рабы считались собственностью, и их покупали и продавали, как и любой другой товар в Риме. По большей части рабы произошли от должников и военнопленных, особенно женщины и дети, захваченные во время осад и других военных кампаний в Греции, Италии, Испании и Карфагене. В более поздние годы Республики и в Империю больше рабов приходили из недавно завоеванных областей Галлии , Британии , Северной Африки и Малой Азии . Многие рабы были созданы в результате завоевания Греции Римом, но греческая культура в некоторых отношениях считалась более высокой, чем римская : отсюда знаменитое замечание Горация: Graecia capta ferum victorem cepit («Захваченная Греция взяла в плен своего дикого завоевателя»). Считается, что римский драматург Теренс был доставлен в Рим в качестве раба. Таким образом, рабство рассматривалось как обстоятельство рождения, несчастья или войны; он определялся с точки зрения правового статуса или, скорее, его отсутствия, и не ограничивался этнической или расовой принадлежностью, не определялся ею и не рассматривался как неизбежное постоянное условие. Рабство было более заметным в римской античности, чем где-либо еще в древнем мире, за исключением Греции.

Рабы, не имевшие навыков или образования, выполняли сельскохозяйственный или другие формы ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем какой-либо другой вид работы. Те, кто проявлял насилие или непослушание, или кто по какой-либо причине считался опасным для общества, могли быть приговорены к работе на шахтах, где они страдали в нечеловеческих условиях. Рабовладельцам было разрешено вернуть своих рабов за их деньги обратно, если они были обнаружены дефектными, или если продавец утаил что-либо, что могло повлиять на производительность раба. Рабы, которые оказывались больными или неисправными, часто продавались за очень небольшую цену. Мастера иногда манумируютбольных или престарелых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не получат достаточно денег от продажи, потому что это было дешевле, чем кормление и жилье бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, их владельцы могли избавиться от них в любое время.

Все дети, рожденные от рабынь, были рабами. Рабы, имевшие образование или навыки, позволяющие зарабатывать на жизнь, часто освобождались после смерти их хозяина как условие его воли. Рабам, которые вели дела для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и копить деньги для себя, и некоторые могли покупать свою свободу, в то время как третьи получали свободу от своих хозяев, хотя это было редкостью.

Вольноотпущенники править

Освобожденные люди ( liberti ) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за их прежнего статуса рабов или их происхождения от бывших рабов, поэтому они пополнили ряды низших — класс плебеев. Только через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по служебной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). Статус либерти развивался по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря военной службе и другим видам деятельности, например, ремесленничеству и предпринимательству, освобожденные люди часто копили огромные состояния в более поздней республике. Несмотря на удачу этих многих вольностей, во всем Древнем Риме большинство вольноотпущенников были плебеями и работали фермерами или торговцами.

Классы на основе свойств [ править ]

Римское общество также было разделено на основе собственности в Центуриатном собрании , а позже в республике членство в сенаторском классе также было основано на собственности. Сенаторский класс имел высший имущественный порог. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, избрание магистратов с империумом и рассмотрение избранных дел.

Статуя члена конного класса 176 г. н.э. Считается, что эта статуя находится на Капитолийском холме в Риме и является единственной сохранившейся конной статуей.

Только римлянам, которые были достаточно богатыми, чтобы позволить себе собственные доспехи, разрешалось служить в армии, которая состояла как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе броню, он мог быть солдатом. Центуриатское собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько он богат и способен предоставить свои доспехи и оружие.

Центуриатское собрание
Класс Количество

столетий / голосов

Перепись собственности Оборудование
Наездники 18 Лошадь, полная броня, различное оружие
I класс 80 100,000 As Полная броня, немного оружия
II класс 20 75,000 As Почти полная броня, немного оружия
III класс 20 50,000 As Немного доспехов, мало оружия
IV класс 20 25,000 As Немного доспехов, мало оружия
Класс V 30 11,000 As Без доспехов, одиночное оружие
Пролетариат 5 Никто
Всего столетий / голосов 193

Наездники и Первый класс имели между собой 98 голосов, таким образом, они могли перевесить вместе взятые низшие классы, у которых было только 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. Вместо того чтобы рисковать восстанием низших классов из-за их отсутствия влияния в Собрании, голоса распределялись таким образом, чтобы высшие классы всегда могли перевесить голоса низших.

Древняя Индия

В Древней Индии изучать священные тексты Вед имели права только люди из трех варн (брахманы, кшатрии, вайшья). Только представители этих варн являлись «дваждырождёнными», или «двиджа» (дви – дважды, джа – рожденными (gen, жена, геннао («родить» по-гречески)). Двиджа – это ритуал инициации у ариев (представителей трех варн), молодых людей 8-12 лет «обвивали» упавитой — священным шнуром, который фактически отличал человека от нечеловека (животного). Упавита не случайно имеет знакомое звучание. Все мы индоевропейцы легко можем понимать друг друга, если напрячь наше историческое мышление. Например, похожее слово Упанишады (Упанисады) – это не что иное как сидение подле учителя: Упа (около, вокруг) ни (низ, внизу) сад (садиться).

Исследователи Древней Индии говорят о том, что варны как устоявшаяся структура общества, не допускавшая лёгкого перехода из одной варны в другую, сформировались тогда, когда арии уже пришли в Индостан. До этого варны не были жесткой структурой.

Если принять во внимание запрет четвертой варне (шудрам) изучать священные тексты Вед, то становится понятно, что шудры формировались из иноплеменников, представителей завоеванных народов, которые были иноверцами и не очень-то горели желанием изучать Веды и считаться дваждырожденными, как их поработители-завоеватели. Таким образом, арии подвергали завоеванные народы своеобразной люстрации – те не имели права считать себя равными арийским общинникам (вайшья), занимать государственные должности (кшатрии) и быть священниками ведического культа (брахманами)

В Истрии Востока в 6 томах под редакцией Р.Б.Рыбакова (издание 2000 г.) в 3-м томе на 38 странице читаем:

Когда кочевники из Великой Степи арии осели в Индостане (других вариантов не было, так как они уперлись в океан и завязли в тропиках), они обросли не только многочисленными неариями шудрами, а ещё и появилась варна неприкасаемых, которая олицетворяла верх древнего арийского нацизма, которому, скорее всего завидовал Гитлер в своих влажных мечтах.

Средневековая Европа

Теперь перенесемся сразу на много веков вперед в Европу, где индоевропейцы древние германцы (включая франков) захватили бывшие римские территории и стали историческими преемниками великих римлян на этих территориях, потом приняли христианство и организовали мощную европейскую христианскую цивилизацию.

Во времена расцвета этой великой цивилизации в Европе общество делилось на три сословия: аристократы, духовенство и третье сословие (все остальные). То есть была полностью воспроизведена структура трех варн: кшатрии, брахманы и вайшья. Или это деление никуда не девалось, а всегда просто было присуще индоевропейцам? Например Генеральные штаты Франции даже пространственно делились на три части. В одной части восседала военная аристократия во главе с королём (раджой), в другой — духовенство, а в третьей все остальные. И нумеровались сословия также, как варны: первое (духовенство), второе (аристократия), третье (все остальные).

Интересно и то, что у кшатриев всегда есть лучший воин, который выполняет командирские функции и называется раджой. Ну и у европейцев был раджа или REX (правитель, король). А Священная Римская империя германской нации, основы которой заложил Карл Великий, так и называлась Древним рейхом (Altes Reich). А слово рейх и раджа – это напрямую родственные слова.

Библиография

  • Мирей Себейяк-Жервасони, Ален Шово и Жан-Пьер Мартен, Римская история, Париж, Арман Колен,2003 г., 471  с. ( ISBN  2-200-26587-5 ).
  • Жан-Мишель Давид, Романизация Италии, Париж, Фламмарион, сб.  «Елисейский» ( п о  381)август 1997 г.( 1- е  изд., 1994), 260  с. ( ISBN  978-2-08-081381-7 )
  • Элизабет Денио, Рим, от города-государства к Империи, Институты и политическая жизнь, Париж, Ашетт,2001 г., 256  с. ( ISBN  2-01-017028-8 )
  • Джордж Хаккард, Жан Даутри, О Майсани, Путеводитель по антиквариату, Hachette, 1963, ( ISBN   ) ,
  • Во времена римских легионеров, сборник The Private Life of Men, Hachette, , коллектив, тексты Пьера Микеля, ( ISBN  2-01-003352-3 )
  • Клод Николе, Профессия гражданина в республиканском Риме, Галлимар, сб.  » Телефон «,1989 г., 2- е  изд. , 543  с. ( ISBN  978-2-07-071530-5 )
  • Антуан Перес, Римское общество: от истоков до конца Высокой Империи, Париж, Эллипсы,2002 г., 190  с. ( ISBN  2-7298-1288-1 )
  • Уильям Сестон, Морис Эзеннат, «Римское гражданство во времена Марка Аврелия и Коммода, после Tabula Banasitana  », CRAI, 105-2, 1961, с.  317-324.
  • (ru) А. Н. Шервин-Уайт, Римское гражданство, Оксфорд, 1939 г. (пересмотренное издание 1973 г.).

Устав свободы (освобожден)

Освобожденные римские граждане

Согласно публичному праву вольноотпущенник имеет только право голоса (он не имеет права голоса, потому что у него нет jus honorum ), и он чаще всего пользуется им в одном из четырех городских племен. В частном праве вольноотпущенник имеет conubium, commercium и право на судебный иск; его дети считаются изобретательными, следовательно, полноправными римскими гражданами. По закону вольноотпущенник обязан своему бывшему хозяину (или его наследнику), который стал его начальником:

  • уважение (без разрешения судьи запрещается правовое нападение)
  • сборы, установленные договором франкирования (профессиональная помощь капитану)
  • его правопреемство Если вольноотпущенник не имеет законно признанного наследника

Латинские вольноотпущенники Junian

Их статус был закреплен при Августе законом Юнии (17 г. до н . Э. ). Этот менее выгодный статус можно объяснить тем, что прибывшие вольноотпущенники шокировали дворян. Латинские вольноотпущенники-юнианцы — это рабы, которые были освобождены неофициально (письмом, перед друзьями, а не перед магистратом) или были освобождены, когда им было меньше 30 лет . Они живут свободно и имеют частные права, эквивалентные латинскому праву (commercium, conubium), в случае брака с римским супругом дети являются римскими гражданами (при Адриане). Когда они умирают, они не могут составить завещание, и их собственность переходит к их боссу, который может продать свое право покровительства другому римскому гражданину.

Латин Юниен может стать римским гражданином путем официального освобождения от своего покровителя, оказывая услуги обществу ( 6 лет службы в когортах бдений, строительство кораблей в течение 6 лет для Анноны Римской, строительство зданий 100000 сестерциев. после пожара 64 года выпекали 3 года от имени государства), по имперской уступке (с согласия начальника). Латинский юниен, который был освобожден до 30 лет, стал римским гражданином, когда у него был годовалый ребенок (в 75 году нашей эры, верно для всех юнианцев). Этих латинских вольноотпущенников не следует путать с гражданами-сапсанами латиноамериканского права; единственная общая черта между ними (которая оправдывает название «латинское») — это то, что у них есть латинское право (римское частное право).

Освобожденные сапсаны

Если хозяин — сапсан, вольноотпущенник получает местное гражданство своего хозяина и не может изменить его без согласия своего бывшего хозяина, ставшего его боссом.

Вольноотпущенники

Они так потому, что их хозяин был dedictive сапсан, или потому, что они были признаны недостойными стать римскими гражданами, как их хозяин (из — за профессии считаются печально, или серьезная ошибка во время их рабства от закона 4 AD ). У них есть только ius gentium, и им запрещено находиться в Риме и в радиусе 100 римских миль (150 км). Когда они умирают, их собственность переходит к их боссу.

Господствующий класс римско-италийского общества II-I веков до н.э.

На вершине господствующего класса и римского общества в целом находились сословия сенаторов и всадников. В сущности, они были одним сословием. На деле сенаторы от всадников отличались по статусу лишь тем, что имели право заседать в сенате.

Определение 1

Сенат – это высший орган государственной власти в Риме, состоящий из бывших магистратов, старейшин патрицианских родов и других влиятельных людей республики.

Недаром Тит Ливий называл всадничество «питомником сената». Ценз всадника – 400 тысяч сестерциев (или же 400 югеров земли). К этому слою относились представители родовой аристократии и финансовой элиты патрицианского и плебейского происхождения. Закон Клавдия (218 год до н. э.), запретивший сенаторам занятие коммерческой деятельность, формально провел грань между ними и всадниками. Среди последних было немало спекулянтов, финансистов и ростовщиков.

Высшим эшелоном сенаторского сословия был нобилитет.

Определение 2

Нобилитет – это высший класс Древнего Рима после уравнения в правах патрициев и плебеев; из рядов нобилитета выходили почти все высшие должностные лица.

К этой узкой привилегированной касте олигархов, направлявших внутреннюю и внешнюю политику Римской Республики, относились примерно 50 как патрицианских, так и плебейских консулярных родов. Из поколения в поколение они поставляли государству консулов, триумфаторов, цензоров. Знатные, то есть консульские семьи имели auctoritas – тот авторитет, который наделял в глазах толпы их представителей бесспорными правами на занятие высших магистратских должностей. Эту монополию на власть нескольких десятков знатных семей не подкрепляли никакие законы, зато она освящалась вековой традицией. Добиться консульской магистратуры, не говоря уже о цензорстве, «новичку» из числа сенаторов, чьи отцы были всадниками (homo novus), было неимоверно трудно. Самыми яркими исключениями за два века стали Катон Старший, сын плебея Гай Марий и Цицерон. В период Поздней республики наблюдалось яркое проявление засилья нобилей в сенате, судах и комициях. Экономической базой римского нобилитета были крупное землевладение, огромные денежные средства и большие массы рабов.

Следующим слоем римского господствующего класса были разбогатевшая верхушка плебса, муниципальная знать и провинциальная элита.

Восстание вайшья

В конце Средних веков и в Новое время устоявшийся с глубочайшей древности функциональный баланс трех варн в мире был нарушен. Начиная с первой буржуазной революции (Голландской) часть вайшья — верхушка третьего сословия, называемая буржуазией, при поддержке средних и низших вайшья организовали серию кровавых переворотов для того, чтобы подавить кшатриев (аристократию) и брахманов (духовенство) и создать общество, где главной определяющей варной будут они. В Центральной и Западной Европе в этом глобальном восстании победила зажиточная верхушка вайшья – буржуазия, а в Восточной Европе победили средние и низшие вайшья – пролетариат и крестьянство. Но это уже совсем другая история, хотя её последствия мы расхлёбываем по сей день и конца и края этому издевательству над здравым смыслом пока ещё, увы, не видно.

Рабы

Для римлян рабы не считались людьми. На практике они были объектами без прав, принадлежавшими их владельцам, которые могли даже убить их без каких-либо юридических последствий.

Рабы выполняли самую тяжелую работу, и их положение стало настолько опасным, что империя была вынуждена принять законы против жестокого обращения с ними. По данным историков, в то время в Риме было около 300 000 рабов, а некоторым из самых богатых семей принадлежало до 1000.

Рабство в Риме не было связано с расой, но от него мог пострадать любой. Хотя большинство из них были военнопленными, преступники или представители низших классов могли стать рабами по определенным причинам.

Помимо рабов в частных руках, Я служил приват, у государства тоже была своя, Я служил обществу. Они были предназначены для работы в составе пожарных, гребцов или помощников религиозных должностей или магистратов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: