История возникновения английского парламента

Залы здания парламента

Старейший зал в здании парламента в Лондоне – Вестминстерский холл площадью 1547 квадратных метров, сохранившийся с древних времен. В помещении, построенном в XI веке, с тех времен заменена только крыша.

Здесь заседал Верховный суд, решались вопросы импичмента, проходили государственные судебные разбирательства. В зале устраивали банкеты после коронации и панихиды по членам королевской семьи и государственных деятелей. Здесь же монарх принимал обращения обеих палат парламента и заслушивал обращения иностранных лидеров к парламентариям.

Современный британский парламент состоит из двух палат – Верхней и Нижней. В Нижнюю палату (Палату общин) входят представители партий, депутаты из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице. Верхнюю (Палату лордов) представляют лорды и духовенство. Палаты разделяет центральный холл с башней.

Центральный холл – восьмиугольная комната, над которой возвышается Центральная башня. Здесь пересекаются коридоры, ведущие в кулуары Палаты лордов, Палаты общин, в холл Святого Стефана и библиотеку.

Высота потолков в зале 25 метров, диаметр 18 метров. Холл украшают четыре мозаики с изображением покровителей Англии – Святой Георгий, Шотландии – Святой Андрей, Уэльса – Святой Давид и Северной Ирландии – Святой Патрик.

Зал заседаний Палаты лордов – роскошный зал площадью 334 квадратных метра. Интерьер выполнен в королевских цветах: ярко-алом, коричневом и золотом, что придает помещению значимость и величественность.

В зале стоит покрытый золотом императорский трон под балдахином, на котором раз в год восседает королева. Перед троном – место для лорда-скипера, прямоугольная подушка, набитая шерстью. Вдоль стен – в несколько рядов выставлены скамьи, обтянутые кожей.

Справа от лорда-скипера – духовная сторона, слева – светская. Духовную сторону занимают архиепископы и епископы, а также члены правящей партии из числа лордов светских. Светскую сторону занимают члены оппозиционных партий. Беспартийные пэры занимают скамьи напротив места лорда-скипера.

Зал заседаний Палаты общин площадью 290 квадратных метров заново построен после Второй мировой войны. Деревянная отделка дополнена мебелью спокойного зеленого цвета.

Посередине – место для скипера, а перед ним – стол Палаты. Члены правящей партии сидят на скамьях справа от скипера, члены оппозиции – слева. Слушатели занимают 427 мест. Во время заседаний, на которых присутствует большое количество слушателей, им приходится стоять в проходах.

О предпосылках

На примере Британии попробуем коротко рассказать о том, где и когда появился парламент. В Англии первые предпосылки зарождения выборной системы прослеживаются с того момента, когда из этих мест стали отступать римские легионеры. Очень медленно проходили этапы становления государственности, а власть королевская была довольно слабой. В связи с развитием городов возродился новый класс – буржуазия, пытавшаяся отстаивать свои интересы, так же как и крупные землевладельцы на уровне государства. Хроники некоторых графств Англии представляют некоторые доказательства того, что благородные рыцари по решению шерифов местностей отправлялись консультировать королей относительно налогообложения и прочих финансовых вопросов. Естественно, короли не нуждались в мыслях горожан и рыцарей по данному поводу, полное согласие с его мнением было неукоснительным. Но иногда ему приходилось соглашаться с предложениями подданных. В таких условиях в Западной Европе стали возникать представительные собрания, оказывающие определенное сдерживающее воздействие на растущие аппетиты монархов. Один из них и парламент в Англии.

История Англии тесно связывает происхождение такого органа власти с именем влиятельного лица того времени – Симона де Монфора.

Великая Французская революция 1789-1799 гг.

Великая Французская революция началась из-за множества причин. Однако центральная проблема заключалась в том, что экономическое и политическое развитие Франции сдерживали устаревшие феодальные порядки и абсолютизм.

Экономические причины французской революции:

  • Непосильные налоги для непривилегированных слоев населения.
  • Разорение крестьян лишенных права на землю, вынужденных нести обременительные повинности в пользу землевладельцев — феодалов.
  • Взяточничество и казнокрадство чиновников.
  • Финансовый кризис 1787, неурожай 1788, голод 1789 года.

Политические причины:

  • Недовольство народа политикой королевских властей.
  • Расточительность короля Людовика XVI на фоне обнищания Франции.
  • Бесправие французского народонаселения.

Идеологические причины:

Распространение идей французских просветителей, осуждавших произвол государственных властей, прославлявших борьбу с абсолютизмом, борьбу граждан за собственные права и свободы.

Основные события Великой Французской революции

5 мая 1789 года – созыв Людовиком XVI Генеральных Штатов. В условиях экономического кризиса король Франции решил ввести новые виды налогов, для чего вынужден был созвать парламент – Генеральные Штаты, не созывавшийся последние 175 лет. Однако парламент отверг предложение короля и вскоре объявил себя Учредительным собранием — собранием, учреждающим новый государственный строй в стране.

14 июля 1789 год – взятие французским народом Бастилии, начало революции во Франции. Обеспокоенные слухами о роспуске Учредительного собрания парижане захватили центральную крепость столицы.

26 августа 1789 года – принятие «Декларации прав человека и гражданина». В этом конституционном документе были изложены требования, ставшие основой французского законодательства. Декларация провозгласила естественные права человека, равенство всех людей перед законом, право граждан на участие в управлении делами государства.

1789-1792 гг.- резкое обострение политических противоречий в стране. Несмотря на то, что формально король все еще оставался главой государства, фактически вся законодательная власть перешла в руки к Законодательному собранию, созданному в 1791 году. Это произошло после неудачной попытки бегства из страны Людовика XVI, который был пойман на границе в Варенне, и с позором возвращен обратно в Париж.

21 сентября 1792 года – Франция была объявлена республикой.

21 января 1793 года – был казнен Людовик XVI, что означало окончательное свержение королевской власти во Франции.

1793-1794 гг. – установление якобинской диктатуры во Франции. В период революции во Франции развернулось противостояние между двумя политическими партиями: жирондистами и якобинцами. Жирондисты выступали за распространение революционных идей по всей Европе, настаивали на ведении войны с иностранными державами «вступившими в заговор против революционной Франции». Якобинцы отличались более радикальными взглядами от жирондистов, именно они настояли на казни короля Людовика XVI, а после его смерти стали проводить жесткую внутреннюю политику, переходящую в террор. 2 июня 1793 года якобинцы пришли к власти, начались изгнания жирондистов, массовые репрессии, расправы в парижских тюрьмах.

27 июля 1794 года – Термидорианский переворот. В результате переворота была свергнута диктатура якобинцев во Франции, это положило конец революции, во Франции была учреждена Директория.

Запоминаем новые слова!

Директория – форма организации верховной власти, при которой страной управляет коллегиальное правительство.

Сравнение Парламента Англии и Генеральных штатов Франции

Сравнение Парламента Англии с Генеральными штатами Франции

У этих органов хватало как сходств, так и различий, к тому же появились они примерно в одно и то же время. И в Парламент, и в Генеральные штаты Франции входили представители трёх основных сословий – духовенства, дворянства и горожан. Однако, английский Парламент, в отличие от французских Генеральных штатов, обладал реальной властью, в то время как штаты могли лишь советовать королю и помогать ему, причём монарх не был обязан прислушиваться к их мнению. Другим важным различием было то, что Парламент функционировал постоянно, а Генеральные штаты во Франции созывались только в случае необходимости, причём созывал их сам король. И Парламент, и штаты состояли из палат, только в первом палат было две, а в штатах – три, по числу сословий. Как показала история, Парламент Англии зарекомендовал себя, как жизнеспособный орган государственной власти, а во Франции Генеральные штаты со временем перестали созываться, так как толку от них было немного.

Устройство парламента

Английский парламент разделился на две палаты: верхнюю, или палату пэров (лордов), и нижнюю, или палату общин. Это разделение, существующее и в настоящее время, сложилось окончательно лишь в середине XIV в., лет через восемьдесят после созвания первого парламента. Членами верхней палаты сделались епископы, аббаты и крупные вассалы короля, из которых каждый заседал в ней в силу своего личного права, причем звание светского лорда стало переходить по наследству к старшему сыну. Нижняя палата образовалась из выборных представителей как от мелких королевских вассалов и от рыцарей, т. е. подвассалов, так и от свободного населения графств и городов. В графствах (шэйрах) представители выбирались на собраниях, существовавших еще раньше для разных местных дел и для суда, и здесь произошло слияние мелких феодалов с остальным свободным населением. Палата общин сделалась палатой всесословной, и этим английский парламент с самого начала стал отличаться от других подобных собраний, возникших около того же времени в разных государствах Запада, где каждое сословие заседало отдельно. (И в верхней палате заседали вместе высшее духовенство и высшее дворянство).

Башни здания британского парламента

Величественное здание парламента с элегантной башней Виктории с одного торца и Часовой башней с другого – архитектурный шедевр, признанный в мире «типично лондонским».

В юго-западной части дворца – башня Виктории высотой 98,5 метров, в основании которой находится Вход Суверена – проем в виде арки высотой 15 метров, окруженный статуями.

В башне хранятся парламентские архивы, на двенадцати этажах – три миллиона документов. На верху чугунной пирамидальной крыши – 22-метровый флагшток. В обычные дни на пике башни развевается официальный великобританский флаг, который сменяет флаг монарха по случаю прибытия его во дворец.

В северной части дворца – Часовая башня, известная как Биг-Бен, переименована в башню Елизаветы в честь правящей королевы Великобритании. В башне Елизаветы высотой 96 метров размещаются Большие часы Вестминстера. Они показывают время на четырех циферблатах, сделанных из дымчатого стекла. В темное время суток циферблат диаметром семь метров подсвечивается изнутри.

Над часами – колокольня с пятью колоколами, колокол весом 13,8 тонн называется Биг-Бен, и это название часто употребляется в отношении башни. На верх башни ведет узкая винтовая лестница из 374 ступеней. Если при подъеме зазвенят колокола, то каменные плиты лестницы дрожат.

Посредине, над Центральным холлом – восьмиугольная Центральная башня высотой 91 метр. Задуманная как дымоход для 400 каминов, размещенных во дворце, оказалась непригодной для этой цели и с тех пор украшает дворец строгим и величественным видом.

Дымоходами служат башенки на фасаде дворца, над входом в – башня Святого Стефана, по краям фасада – Башня скипера и Башня канцлера.

Башня драгоценностей – трехэтажное здание рядом с Вестминстерским дворцом, построенное в 1365 году для хранения личных драгоценностей короля Эдуарда III. С XVI века в башне хранятся архивы Палаты лордов. Теперь башню ежегодно посещают 30 тысяч туристов. В 1987 году дворец и близлежащая церковь Святой Маргариты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спикера на вас нет

Первым спикером в 1377 году стал сэр Томас Хунгерфорд. Он обеспечивал не только закон и порядок (со слов «к порядку» начинается заседание), а также процедурный порядок внесения, обсуждения и принятия законов.

Служба эта бывает и опасна, и трудна. Некоторых спикеров Палаты общин казнили. И смерть эта была отнюдь не политическая. Столь трагично закончили карьеру несколько некогда уважаемых господ. Первым стал сэр Джон Бюсси: его светлую голову от бренного тела отделил в 1399 году Генри Болингброк (будущий Генрих IV), обвинив в поддержке Ричарда II. Ещё пять были обезглавлены как сторонники Йорков или Ланкастеров во время Войны Алой и Белой розы.

С 19-го века спикер Палаты общин отличается политической беспристрастностью, для чего на срок своих полномочий выходит из состава партии. В целях сохранения «политической нейтральности» традиционно не голосует ни королева, ни прямые наследники престола.

В 2005 году, вследствие принятия конституционной реформы, в Палате лордов была учреждена выборная должность лорда-спикера (ранее именовался канцлером). Она также отличается политической беспристрастностью, за исключением, разве что, страсти к шерсти: обычай сидеть на мешке с шерстью во время заседаний родом из Средних веков (что символизировало национальное достояние Англии — главного экспортёра этого вида сырья).

Члены парламента не получали никакой зарплаты до 1911 года — именно тогда палата проголосовала за переход от альтруизма к жалованью 400 фунтов в год тем, кто не получал его как министр, чиновник палаты или Двора Его Величества. В 1937 году денежное содержание повысили до 600 фунтов, а к 1953 году оно постепенно подросло до 1000 фунтов плюс пособие по уходу — 2 фунта в день. Сейчас, разумеется, цифры в разы выше — 76 тыс. фунтов в год плюс дополнительные надбавки и покрытие расходов.

Палата лордов и Палата общин

Английская знать ещё не обрела светского лоска и даже привычки ежедневно мыться, а уже сильно расстраивалась по поводу монаршей власти. В «пенни» влетали войны и прочие принуждения к социально-ответственным отчислениям. Налогов в нынешнем виде ещё не было, а платить их уже не хотелось — вот и решили феодалы в начале 13-го века, что монарх должен с ними советоваться. Считается, что так возник парламентаризм — Великая хартия вольностей вводила в политическую систему «совет» из 25 баронов.

В середине 13-го века появились «оксфордские провизии», содержавшие упоминание о парламенте и вводившие само понятие. Забегая вперёд, стоит сказать, что у Ивана IV тоже был весьма дееспособный «ближний парламент» — Избранная рада (о статусе и роли которой до сих пор много спорят). Однако довольно быстро царь заподозрил ряд её членов в намерениях захватить власть.

Не только в России (которую трагедия монгольского ига откинула назад), но и во многих других странах совещательный орган тогда был сильно ограничен на язык и полномочия. Решения Генеральных штатов во Франции не имели обязывающего характера для королевской власти. В Англии парламент имел более широкие полномочия, а элитам, в целом, удавалось отстаивать свои интересы.

В 1265 году, во время Гражданской войны, собрался первый английский парламент. Дальше, как говорится, они с монархией жили долго, правда, не всегда счастливо. В 14-м веке наметилось разделение на Палату лордов и Палату общин. Все члены верхней палаты обладали именными вызовами. Система прецедентного права давала возможность, получив однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом парламента.

У династий рабочих (что, конечно, условно — крестьяне и беднота представлены не были) тоже сохранялись шансы на законотворчество. В нижнюю палату парламента делегировали по несколько представителей графств. Эта тенденция сохранялась довольно долго. Примечательно, что из-за миграции — как внутренней, так и внешней — некоторые территории были очень малонаселённые. Но так как каждому муниципальному образованию полагалось по паре своих депутатов, они тоже получали своё представительство. Например, Старый Сарум в начале 19-го века насчитывал более десятка жителей, но избиралось от него, как и от густонаселённых, по два парламентария.

В начале 20-го века Палата общин официально приобрела больший юридический вес — отныне «лорды» могли не блокировать, а только задерживать принятие закона. Сегодня наиболее влиятельна нижняя палата. Достаточно сказать, что премьер-министр и большинство министров являются представителями именно Палаты общин.

Когда низы хотят, а верхи не могут отказать, наступает политический консенсус.

С приходом к власти Вильгельма III в 1689 году был подписан акт, который сделал юридической основой страны конституционную монархию. Билль о правах стал договором между королём и английскими правящими классами. Его основные положения заключались в следующем:

1) Все законы и налоги исходят от парламента;

2) Только парламент может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

3) Устанавливается свобода прений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

4) Парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.

Появились прототипы политических партий — тори и виги. С 1830-х гг. вплоть до окончания Первой мировой войны шёл процесс их трансформации в либералов и консерваторов. Позже, вместе с промышленной и «социальной» революцией, народились и обрели мощь лейбористы.

Правила прохождения законопроектов через парламент восходят к «трём чтениям». Частью процедуры они стали в 16-м веке (хотя отсчёт «официальных» законопроектов ведётся с 1327 года). А «первое чтение» являлось таковым в буквальном смысле слова: клерк зачитывал законопроект членам парламента.

«Группа лиц» может сговориться далеко не сразу. Обсуждение важных законов порой растягивается на несколько дней. Так, прения по законопроекту от 1972 года о вхождении Соединённого Королевства в ЕС заняли три дня, а проект закона 1976 года о передаче центральным правительством полномочий местным властям Шотландии и Уэльса обсуждался 32 часа на протяжении четырёх присутственных дней.

Кабинет министров

В XVIII в. реальная исполнительная власть переходит от короля к кабинету министров (7-11 человек), образованному на основе королевского Тайного совета. В соответствии с конвенционной

нормой король назначает главой правительства лидера победившей на выборах партии — подобное правление носит строго партийный характер. Премьер-министр, большинство депутатов нижней палаты относятся к одной партии — тори (консерваторов) или вигов (либералов). Партия, проигравшая выборы, формирует т. н. «теневой кабинет», официально признанный конституционным правом (с XIX в. лидер «теневого кабинета» получает жалование как глава оппозиции Ее Величества). Премьер-министр подбирает себе команду самостоятельно, часто руководствуясь не деловыми качествами министров, а иными мотивами, часто личными (близость ко двору, дружба с премьером и т.д.).

Функции кабинета министров:

а) управление государственным аппаратом через министров — членов кабинета;
б) исполнение законов, принятых парламентом;
в) контроль над законодательной деятельностью парламента (министры, которые одновременно являются депутатами парламента, имеют право вносить правительственные законопроекты, обсуждаемые в первую очередь),
г) нормоустанавливающая деятельность (в том числе и т. н. «делегированное законодательство» — парламент предоставляет правительству право издания актов, имеющих силу закона);
д) составление и исполнение бюджета;
е) осуществление внешней политики (например, заключение международных договоров, ратифицируемых впоследствии парламентом).

В XVIII-XIX вв. получает развитие принцип «ответственного правительства», т. е. правительства, ответственного перед нижней палатой парламента (палатой общин).

Оказалось, что правительство может нормально исполнять свои функции (заключить договоры, вносить законопроекты, осуществлять делегированное законодательство) лишь до той поры, пока оно пользуется поддержкой большинства депутатов. В противном случае может быть поставлен вопрос о доверии правительству (крайняя, экстраординарная форма контроля парламента над правительством). Утратившее доверие парламента правительство теоретически может пойти тремя путями:

  • изменить свою политику в соответствии с требованиями парламента;
  • уйти в отставку в полном составе, т.к. ответственность правительства носит солидарный характер. (В 1782 г. правительство, возглавляемое Нортом, ушло в отставку в полном составе из-за проигрыша войны с северо-американскими колониями);
  • просить короля издать указ о досрочном роспуске нижней палаты и назначении внеочередных выборов.

До середины XIX в. правительство шло двумя путями (уход в отставку либо досрочные выборы). Однако в 1834 и 1847 гг. досрочно переизбранная нижняя палата вновь вынесла вотум недоверия правительству.

В демократическом государстве (а это определение вполне подходит для Великобритании) досрочные выборы — крайне дорогая в финансовом отношении и достаточно непопулярная в отношении политическом мера. К тому же в то время в Великобритании были проведены избирательные реформы, значительно расширившие электорат (совокупность потенциальных избирателей), что делало выборы еще более сложными. Посему правительство в случае вотума недоверия предпочитает уходить в отставку (хотя по-прежнему возможен досрочный роспуск нижней палаты); даже в политическом плане это сделать проще — отправить в отставку 7-12 человек (кабинет) или 650 человек (численный состав нижней палаты) — цифры сами говорят за себя.

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю — лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя — вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Промышленный переворот в Англии

Произошел переворот во второй половине XVIII в. Старт ему дало изобретение машин, которые могли заменить работников в производстве. Первыми внедрили машинный труд предприниматели в сфере хлопчатобумажной промышленности. Этот шаг был вполне обоснованным. Английские ткани существенно проигрывали индийским образцам в качестве, прочности, долговечности и ценах. В целом английское ручное производство оказывалось чрезмерно дорогим в сравнении с Индией. Внедрение же машинного производства удешевляло конечную продукцию.

Ткачу и механику Дж. Кею удалось усовершенствовать ткацкий станок и предложить конструкцию «летучего челнока». Это позволило ограничить функции работника простым нажатием педали и ускорить процесс ткачества.

В 1765 г. Дж. Харгривс из Ланкашира удивил мир механической прялкой с 15-18-тью веретенами. В 1765 г. плотник Хейс сумел запустить конструкцию прядильной машины с водяным колесом в качестве привода. Эта модель была высокопроизводительной. Механический станок Э. Картрайта в 40 раз повысил уровень производительности труда.

Промышленный переворот не ограничивался успехами в ткацком деле. В 1784 г. Кортом был изобретен прокатный стан, а Модсли удивил всех токарным станком.

Благодаря появлению новой техники, менялся и тип организации промышленности:

  • мануфактура сменилась фабрикой;
  • возрастали показатели производительности труда;
  • внедрялись системы машинного производства.

При этом, если водяной двигатель ограничивал ареал сооружения фабрик прибрежной зоной рек, то после появления паровой машины (изобретение Дж. Уатта) таких ограничений уже не было.

Однако изменения шли далеко не всегда гладко. В конце XVIII в. мануфактурные и фабричные рабочие стали протестовать против их вытеснения машинами. Возникло движение луддитов, разрушавших станки и оборудование.

Возникновение парламента

В царствование Генриха III (1216–1272) в Англии возник парламент, который сделал королевскую власть ограниченною. Генрих III был государь, любивший лесть и щедро награждавший за нее должностями и землями. Самими близкими к нему людьми были иностранцы, поступавшие на королевскую службу, многочисленные рыцари из Франции и довольно большое число духовных из Италии, которых посылали в Англию папы. Все поведение короля и его иностранных фаворитов очень не нравилось английской нации, образовавшейся в середине XIII в. из слияния нормандцев с англосаксами. В оппозиции против короля соединились и прелаты, и бароны, и рыцари, и горожане. Генрих III несколько раз созывал съезды прелатов и баронов («большие советы»), которые большею частью резко порицали его политику. Главную роль в этой оппозиции играл Симон Монфор, родом француз (его отец был вождем в крестовом походе против альбигойцев), переселившийся в Англию, где получил титул графа Лейстерского и женился на сестре короля. Поссорившись с Генрихом III, этот талантливый и энергичный вельможа перешел на сторону английских баронов и сделался даже их вождем. Сначала более крупные бароны на «большом совете» в Оксфорде (1258) заставили короля признать над собою опеку особого комитета из 24 баронов, но мелкие бароны и рыцари были недовольны такою олигархическою формою правления и стали жаловаться на её установление. Генрих III отказался от исполнения данного обещания, но Симон Монфор пошел на него войною, взял его в плен и сделался владыкою Англии. Отличаясь большим государственными умом, он увидел, однако, что одни крупные бароны не в состоянии будут устроить управление страною, а потому, созывая в 1265 г. от имени короля «большой совет», он пригласил на него не одних прелатов и баронов, но и представителей шэйров (графств) и городов (по два представителя от каждого графства и наиболее важных городов). Это и был первый английский парламент. Приглашением рыцарства и горожан к участию в правлении Симон навлек на себя неудовольствие крупных баронов. Они перешли на сторону короля, а старший сын Генриха III (Эдуард) бежал из плена и стал во главе недовольных. Симон Монфор был побежден и убит в сражении с королевским войском, но придуманная им мера, т. е. созыв на «большие советы», кроме прелатов и баронов, также рыцарства и горожан, вошла в силу, и парламент в Англии существует непрерывно уже больше шести веков.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество — основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап — одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, — это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

О версиях возникновения парламента в Англии

Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого – во 2-ой половине XIII-го столетия.

Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность — запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт — лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества — это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании — удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Итог

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: