Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения

Введение

Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук.

Изменение колебаний воздушного столба в инструменте (а следовательно, и высоты звука) достигается двумя способами:

более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов (передувание);

объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.

Электромузыкальные

также: Электромузыкальные инструменты (Электрофоны)

Развитие электроники в начале XX века повлекло за собой возникновение электромузыкальных инструментов; первый из них (терменвокс) был создан в 1917 году. Современные синтезаторы звука имитируют звучание всех известных музыкальных инструментов, а кроме того, и всевозможных шумов (например, пение птиц, раскаты грома, звук проходящего поезда и т. д.). Чаще всего синтезаторы оснащены клавиатурой фортепианного типа.

Наряду с сугубо электронным синтезом звука, в XX веке широко распространилось оснащение акустических музыкальных инструментов (разновидности гитары, клавикорд и др.) адаптерами, контроллерами и т. п. электронными устройствами. Группа таких инструментов получила название электроакустических.

Происхождение духовых инструментов

Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и кларнет – но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой – аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.

История инструмента

История появления и развития инструмента исчисляется несколькими тысячами лет. Предок его – сигнальный охотничий рог. Именно трубный голос рога сопровождал сражения, турниры и охоту.

Прародитель валторны получил известность уже в Древнем Риме. Сначала для подачи звуковых сигналов во время охоты использовали рога животных, позже выполняли инструмент из металла в форме настоящего рога.

В XVII веке французские трубачи обратили внимание на его звук и нашли ему применение в музыке. В XVIII веке такой рог стали называть натуральной валторной

Устройство первой валторны не было сложным – она выглядела как труба с раструбом, длина которой в выпрямленном виде достигала 3,5 м и более

В XVIII веке такой рог стали называть натуральной валторной. Устройство первой валторны не было сложным – она выглядела как труба с раструбом, длина которой в выпрямленном виде достигала 3,5 м и более.

Первая половина XVIII века для инструмента – время признания. Он впервые зазвучал в оркестре. На натуральной валторне играл Бетховен, для неё писали партии в классических произведениях. По типу звучания различали две разновидности: альт и бас.

Немецкий валторнист Антон Йозеф Хампель, экспериментируя со звучанием, начал вставлять в раструб мягкий тампон. Это позволило сделать звук инструмента выше. Позже функцию тампона заменила рука музыкантов. При игре валторну стали держать раструбом вниз. Таким образом её тембр стал мягче.

Но опыты с конструкцией не закончились. Вскоре появилась система дополнительных трубок между основной трубой и мундштуком, так называемые кроны. Они позволили исполнителю брать нижние ноты.

Такие валторны назвали хроматическими. Именно такой инструмент полюбился Вагнеру. К концу XIX века он вошёл в состав оркестра и быстро заменил натуральную валторну. Сложность для валторнистов заключалась в смене крон в процессе игры, чтобы изменить звучание инструмента и привести его в соответствие нотам.

В XX веке появляется дополнительный вентиль, давший возможность играть на высоких тонах. В 1971 году сообщество валторнистов дало обновленному инструменту название Horn или French horn, что в переводе с английского означает французский рог.

Ударные

Современная барабанная установка (играет Саймон Филипс)

Самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. Ударные подразделяются на 3 основных вида:

  • С неопределенной высотой звучания, среди них:
    • Инструменты с мембраной: барабаны, бубны, гавалы, гоша нагара, думбек, дарбука и пр.
    • Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и мараки, деревянные коробочки, флексатон и т. д.
  • С определённой высотой звучания, то есть настроенные на ноты: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики, том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др.
  • Клавишные ударные: челеста и другие подобные инструменты, предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.

Клавиатура в 3 октавы

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

1. Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Эта классификация исторически восходит к материалам, использовавшимся для изготовления инструментов, однако в наше время относится к способу звукоизвлечения, применяемому на них. Так, флейта, относящаяся к деревянным духовым, может быть изготовлена из металла или даже стекла, некоторые модели гобоя или кларнета выполнены из пластика и других материалов, саксофон всегда изготавливается из металла, но также считается деревянным инструментом. Инструменты, называющиеся медными, делают не только из меди, но также из латуни, серебра и других металлов.

Особую разновидность образуют клавишные духовые инструменты, содержащие набор различных лабиальных и язычковых трубок, воздух в которые нагнетается специальными мехами. К таким инструментам относятся орган, фисгармония и ряд других.

1.1. Деревянные духовые инструменты

Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

  • Деревянные духовые музыкальные инструменты
  • Флейта

  • Кларнет

  • Гобой

  • Фагот

1.2. Медные духовые инструменты

Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса.

Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.

  • Медные духовые музыкальные инструменты
  • Труба

  • Валторна

  • Тромбон

  • Туба

Какое предназначение имеют духовые инструменты

Каждая группа инструментов имеет собственное предназначение. В оркестре они обычно выступают как аккомпаниаторы. Благодаря духовым инструментам музыкальные партии струнных инструментов, а также всего оркестра в целом поддерживаются, усиливаются, и разбавляются.

В прочем можно услышать и сольное звучание таких инструментов как флейта, гобой и кларнет во время исполнения классических композиций.

Лучшими джазовыми солистами являются саксофон и труба.

Медные духовые инструменты в оркестре занимают задние позиции на ряду с ударными, это важно для того, чтобы их звучание не перебивало все остальные инструменты. В то же время, как деревянные духовые размещаются прямо за струнными

Популярные инструменты духового вида

Естественно самым популярным и известным духовым инструментов считается флейта. Само название говорит о мелодичном звучании, ведь в переводе флейта – это дуновение.

На территории Древнего Египта флейта имела практически такой же внешний вид как современный инструмент. Она изготовлялась из дерева и украшалась по богатому, а также имела скошенный край. В это же время появились такие виды духовых инструментов, как блок флейта и поперечная флейта.

Существует очень много разновидностей флейт – это и окарина (инструмент, изготовленный из глины), и пан-флейта (инструмент с несколькими трубками), и свирель, и дудук (инструмент армянского происхождения, имеющий две трости), и вистл (продольный инструмент кельтского происхождения).

Благодаря звучанию различных духовых инструментов любое музыкальное произведение становятся более проникновенным и передает самые тонкие перепады настроения. Например, трубы своим ревом оглушают и даже пугают, а нежное звучание флейты проникает в глубину души.

История

Прародителем инструмента считается рог, который делали из природных материалов и задействовали в качестве сигнального средства. Такие инструменты не отличались долговечностью и для частого использования их не применяли. Позже их стали отливать из бронзы. Изделию придавали форму рогов животных без особых излишеств.

Звучание металлических изделий стало намного громче и разнообразней, что позволило задействовать их на охоте, при дворе и проведении торжественных мероприятий. Наибольшую популярность предок «лесного рога» получил во Франции в середине 17 столетия. Лишь в начале следующего века инструмент получил название «натуральная валторна».

В 18 веке началось кардинальное преображение «лесного рога» и его применение в оркестрах. Дебютное выступление было в опере «Принцесса Элиды» — произведении Ж.Б. Люлли. Конструкция french horn и техника игры на ней постоянно претерпевали изменения. Валторнист Хампль, чтобы сделать звучание выше, стал использовать мягкий тампон, вставляя его в раструб. Вскоре он решил, что заслонять выходное отверстие можно и рукой. Через некоторое время такой приём начали применять другие валторнисты.

Кардинально конструкция поменялась в начале 19 века, когда был изобретён вентиль. Вагнер стал один из первых композиторов, который стал использовать модернизированный инструмент в своих произведениях. К концу столетия обновлённая валторна получила название хроматической и полностью заменила собой натуральную.

Видео: Виды медных духовых инструментов

https://youtube.com/watch?v=OXh1eLVWxqQ

Похожие новости.

Волынка, шотландская музыка — атрибуты Шотландии

Волынка является одним из символов шотландской культуры наравне с виски и килтом. Удивительный по звучанию инструмент, невозможно спутать ни с какими другим. Волынка, шотландская музыка являются украшением любого торжества, будь

История волынки

Желание людей музицировать на духовом инструменте, к примеру, свирели, и в то же время петь – породило новый инструмент, под названием волынка.

Волынку знали практически все обитатели Древнего мира, а позже

Влияние на психику человека различных музыкальных направлений

Существует множество музыкальных тилей: регги, джаз, фольклор, реп, подвили рока. Они совершенно по-разному влияют на эмоциональный настрой человека.

 
Влияние музыкальных стилей
Самое лучшее воздействие на психику человека оказывает так называемая «классика», то

Сорванный концерт Мумий Тролля

Концерт отечественной группы Мумий Тролль должен был состояться в клубе Black cat города Вашингтон. На востоке США «объявился» ураган Сэнди, из-за которого коллектив не вышел на сцену. В итоге концерт

     Главным достижением для любого любительского телескопа современности, считается возможность получения автонаведения. Это система предполагает использование современных и компьютеризированных возможностей. Кроме того, телескопы, которые обладают такой возможностью, могут показывать

Разновидности

Различают валторны высокого и низкого строя. Это отражается на конструкции: чем выше строй, тем короче длина трубки.

По характеристикам звучания инструмент бывает: inF (самые распространенные виды), inE и inEs (используются в духовых оркестрах).

Виды валторн:

  1. Одинарная имеет три вентиля, звучит в строе Фа или в Си Бемоль. Модель подходит для обучения, для детей и взрослых. Она легче и меньше двойной.
  2. Натуральная (ручной горн) сложна для исполнения мелодии в верхнем диапазоне. Сфера ее применения сейчас ограничивается исполнением этнической музыки.
  3. Четырех- и пятивентильная – классическая двойная валторна. Имеет кранвентиль и двойной ряд кронов, чтобы можно было перестроить инструмент из строя фа в си бемоль. В си бемоль играть проще, но имеется пробел в малой октаве, так называемая мертвая зона, которую компенсирует строй фа. Самая распространенная модель.
  4. Тройная отличается добавлением ещё ряда крон. Это French horn в строе in F и in Es, реже В. Дорогие профессиональные инструменты большого размера для игры в симфоническом оркестре, которые прекрасно берут и верхние, и нижние ноты.
  5. Дискант – редкий инструмент, отличается меньшими габаритами. Применение: барочная музыка, исполнение в три октавы.
  6. Компенсированная – облегченная конструкция тройной. Один ряд крон для В, второй и третий включаются для Фа, то есть в ней собраны все преимущества двойной с полномерной Фа дискантом.

Устройство духовых инструментов на примере флейты

В принципе, все духовые инструменты устроены предельно просто. Рассмотрим их строение на примере флейты. Современная флейта может быть деревянной, реже металлической. В любом случае она представляет собой полую трубочку с множеством клапанов. Сбоку располагается отверстие, в которое флейтист дует, извлекая из инструмента звучание.Очевидно, что внутри трубки находится воздух, который музыкант заставляет двигаться силой напора своего дыхания. Отсюда и звук. Причем чем короче будет трубка – тем этот звук выше. Для этой цели и предусмотрены отверстия: закрывая или открывая их, можно регулировать длину трубочки.

Для удобства эти отверстия закрывают специальными клапанами. Это особенно комфортно для духовых инструментов с длинной трубочкой – пальцами музыканту сложно дотягиваться до всех отверстий.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Техника игры на валторне

Воздух через сжатые на мундштуке губы вдувается в инструмент. Цель исполнителя не наполнить валторну воздухом, а создать вибрацию столба воздуха, уже находящегося в ней.

Валторнист во время игры сидит или стоит. Левая рука расположена на трех клавишах, мизинец держит инструмент за предназначенный для этого крючок. Локоть должен быть в согнутой позиции и чуть отведен влево. Отверстие раструба чуть прикрыто правой рукой. Ладонь упирается в стенку. При помощи мундштука вдувается воздух. Звучит инструмент только при колебании столба воздуха, для этого губы игрока должны быть напряжены и сомкнуты. При высоких нотах губы упруги и плотно сжаты, на низких расслабляются, смягчаются.

При помощи руки, вложенной в устье (нижнюю расширенную часть) исполнитель получает хроматические закрытые звуки.

Как работают духовые инструменты?

Информация о материале
Категория: Физика

Для создания различных музыкальных тонов на духовых инструментах, таких, как показанный на рисунке кларнет, музыкант начинает дуть в мундштук и одновременно с этим нажимать на рычажки клапанов, чтобы открывать те или иные отверстия в боковой стенке инструмента. Открывая отверстия, музыкант изменяет длину стоячей волны, определяемую протяженностью столба воздуха внутри инструмента, и тем самым увеличивает или уменьшает высоту тона.

Играя на таких духовых инструментах, как труба или туба, музыкант частично перекрывает проходное сечение раструба и регулирует положение клапанов, изменяя тем самым длину столба воздуха.

В тромбоне воздушный столб регулируется путем перемещения скользящего изогнутого колена. Отверстия в стенках простейших духовых инструментов, таких, как флейта и пикколо, для получения аналогичного эффекта перекрываются пальцами.

Одно из древнейших творений

Утонченная конструкция кларнета, показанного на рисунке вверху, обязана своим появлением грубым бамбуковым свирелям и примитивным флейтам, которые считаются первыми инструментами, созданными человеком на заре цивилизации. Старейшие духовые инструменты опередили струнные на несколько тысячелетий. Раструб на открытом конце кларнета делает поправку на динамическое взаимодействие звуковых волн с окружающим воздухом.

Тонкий язычок в мундштуке кларнета (рисунок вверху) колеблется при поперечном обтекании воздухом. Колебания распространяются в виде волн сжатия по трубке инструмента.

Телескопические трубки

В тромбоне скользящее изогнутое трубчатое колено (цуг) плотно прилегает к основной трубке. Перемещение телескопического цуга внутрь и наружу изменяет длину столба воздуха и, соответственно, тон звука.

Изменение тона при помощи пальцев

Когда отверстия закрыты, колеблющийся столб воздуха занимает всю длину трубки, создавая самый низкий тон.

Открытие двух отверстий приводит к укорачиванию воздушного столба и созданию более высокого тона.

Открытие большего количества отверстий еще сильнее укорачивает воздушный столб и обеспечивает дальнейшее повышение тона.

Стоячие волны в открытых трубах

В трубе, открытой с обоих концов, стоячие волны формируются так, что на каждом конце трубы находится пучность (участок с максимальной амплитудой колебаний).

Стоячие волны в закрытых трубах

В трубе с одним закрытым концом стоячие волны формируются так, что у закрытого конца расположен узел (участок с нулевой амплитудой колебаний), а у открытого — пучность.

Язычковые

16-луночная хроматическая (вверху) и 10-луночная диатоническая гармоника

Язычковые музыкальные инструменты — духовые музыкальные инструменты с одинарными или двойными бьющими язычками (тростями); в широком смысле к язычковым инструментам также относятся трубы орга́на с бьющими металлическими язычками и инструменты со свободно проскакивающими металлическими язычками: гармоники и губные орга́ны.

Гармоники

Гармоника — общее название для различных видов музыкальных инструментов, источником звука в которых являются свободно проскакивающие в проемах голосовых планок язычки, приводимые в колебание потоком воздуха.

К видам гармоники относятся:

  • Гармонь
  • Аккордеон
  • Баян
  • Губная гармоника
  • другие виды
Язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты

(См. выше.)

Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты

Варган (хомус, дрымба и другие названия)

Колебания струны

Что представляют собой колебания струны как целого? Представим себе, что мы возбудили струну так, что по ней побежала поперечная упругая волна. Дойдя до закрепленного конца струны, волна отразится и побежит обратно. Тогда в любой точке струны встречаются две волны, бегущие в противоположных направлениях. Поскольку эти волны когерентны, при их сложении образуется устойчивая интерференционная картина («Физика 10», § 36). В тех точках струны, где колебания, вызываемые обеими волнами, одинаковы по фазе, смещения от положения равновесия будут изменяться с удвоенной амплитудой. Такие точки принято называть пучностями смешения. Точки струны, куда приходят волны, вызывающие колебания с противоположными фазами, остаются в покое. Такие точки называют узлами смешений. Расстояние между ближайшими узлами (или пучностями) равно половине длины- волны.

Характерно, что ни узлы, ни пучности вдоль струны не перемещаются во время колебаний. Вот почему установившиеся колебания струны в целом называют стоячей волной. Понятно, что стоячая волна может образоваться в струне, закрепленной с двух сторон, только в том случае, если ее длина кратна целому числу полуволн.

Струны в музыкальных инструментах — это проволоки различной длины и толщины, которые могут быть изготовлены из разных материалов. Концы их всегда так или иначе закреплены. Если заставить струну колебаться, то ее колебания будут передаваться окружающему воздуху, в результате чего возникнет звуковая волна. Частота колебаний в звуковой волне такая же, как и частота колебаний струны. От чего и как она зависит?

Опыт показывает (это можно проверить и расчетом), что частота колебаний струны обратно пропорциональна ее длине и диаметру, прямо пропорциональна квадратному корню из силы натяжения струны и обратно пропорциональна корню квадратному из плотности материала струны. Это означает, что длинные, толстые и тяжелые струны колеблются с меньшей частотой, чем короткие, тонкие и легкие.

Во время игры музыканты не могут, конечно, изменять массу или толщину струн, но в некоторых случаях они могут изменять длину струн, зажимая их в тех или иных местах пальцами. В таких инструментах число струн обычно невелико (у скрипки, например, их всего четыре). В других инструментах длина струн не изменяется, но зато в них достаточно велико число струн различной длины (пианино, арфа).

Варган

Первые варганы были найдены в Азии, а некоторые — и в Океании. Самому древнему варгану, найденному в руинах города Шимао уезда Шеньму в Китае в 2018 году, около 4 тысяч лет. Но это не значит, что этому типу инструмента только 4 тысячи лет, так как варганы делались из примитивных сплавов, легко ржавеющих в земле. За короткое время они полностью истлевали, и оставались только декоративные элементы из костей. Варган из Шимао же был сделан из кости, поэтому он так хорошо сохранился.

Кстати, у многих людей этот музыкальный инструмент, благодаря вестернам вроде «Долларовой трилогии» и музыке для этих фильмов, написанной Эннио Морриконе, ассоциируется с индейцами. Но на самом деле в Северную Америку варганы привезли только во времена колонизации в XVI–XVII веках. На них выменивали пушнину и другие интересные испанцам, британцам и французам товары. В Европе варган был распространён с XI по XIX век, а в России этот инструмент появился приблизительно в XIII веке.

Варган — это инструмент, из которого звук извлекается с помощью колеблющегося в проёме рамки язычка. Инструмент состоит из металлического язычка, закреплённого одним концом на металлическом каркасе, деки и крючка. Каркас служит для закрепления варгана перед зубами. Чтобы извлечь звук, нужно установить варган в ротовую полость, прижать к передним зубам и начать двигать пальцем по язычку. При этом между зубами должен оставаться промежуток, который позволит беспрепятственно проходить язычку варгана.

Варган всегда считался инструментом шаманов. Благодаря умелому изменению тембра, можно ввести человека даже в подобие транса, чем и пользовались многие северные народы, вызывая таким образом духов. Резонатором в данном инструменте служит не его конструкция, как, к примеру, в гитаре, а ротовая полость: изменяя положение рта и дыхание, можно достигать разного звукового спектра — от достаточно тонких звуков до «сочного» баса.

Если ты хочешь научиться играть на варгане, но не знаешь что выбрать, то можешь воспользоваться советами экспертов. К примеру, на сайте в разделе FAQ достаточно подробно описаны виды этого инструмента и то, какой звук из них можно извлечь. Кстати, у Обертон Про есть школа, где обучают игре на варгане. И если ты хочешь не просто дёргать язычок и прыгать вокруг костра, а извлекать ровный красивый звук, то стоит поучиться игре на этом инструменте.

Флейта

Без сомнения, флейта — самый древний музыкальный инструмент. И это подтверждено наукой. В 1973 году в Geißenklösterle в Германии археологи нашли части музыкального инструмента — примитивной флейты Schwanenknochenflöte. В 1990 году она была собрана из более чем двадцати фрагментов. Её возраст составляет больше 35 тысяч лет! Изготовлена эта флейта из лебединой кости, а её конструкция очень простая: три круглых отверстия и по глубокому пропилу с каждой из сторон. Звуки из этой флейты извлекались с помощью рта, а тембр регулировался закрыванием и открыванием отверстий пальцами.

В 1995 году на археологическом объекте Дивье Бабе в Словении была найдена неандертальская флейта, которая называется «флейта из Дивье Бабе». Её возраст оценивается примерно в 43 тысячи лет, и она является древнейшим из известных на сегодня музыкальных инструментов. Флейта изготовлена из бедренной кости пещерного медведя, в которой просверлено несколько отверстий. Но некоторые учёные ставят под сомнение то, что это именно флейта, а не просто кость со следами животного.

Что в древних флейтах, что в современных звук формируется при колебании воздушной струи, которая рассекается о края стенок инструмента. При закрывании или открывании каналов флейты можно регулировать высоту звука.

В середине XIX века Теобальд Бём — немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор — модифицировал флейту и создал современный музыкальный инструмент, который используют и в наше время. И если раньше большие пальцевые отверстия располагали там, где было удобно мастеру, что накладывало некоторые неудобства (все флейты были разными — приходилось привыкать к новому инструменту), то Теобальд расположил их в соответствии с акустическими принципами. А ещё он установил систему клапанов и колец, и теперь с помощью девяти пальцев музыкант может закрывать даже больше пятнадцати отверстий сразу. Использование клапанов позволило играть произведения в любых тональностях. Раньше для этого нужно было использовать различные духовые инструменты.

Для флейты написано множество произведений. Одним из самых известных является опера-зингшпиль Моцарта «Волшебная флейта».

И несколько интересных фактов о флейте. Самой большой флейтой считается созданный в 2014 году индийским мастером Бхаратом Сином музыкальный инструмент, длина которого составляет 3,62 метра. Кстати, Кришна — главное божество индуизма — изображается с флейтой из бамбука, из которой он, по преданию, создал мир. Самая дорогая флейта сейчас стоит 600 тысяч долларов. Это музыкальный инструмент от компании Powell производства 1939 года.

А вот ещё интересный факт: в горном уезде Иентхе, что во Вьетнаме, во времена повстанческого крестьянского движения на флейте не только играли музыку, но и использовали её в качестве холодного оружия для убийства людей. Поэтому если видишь флейтиста — лучше не зли его. Мало ли, вдруг это студент из Вьетнама.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты: 

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Тоны и обертоны

Струна, оттянутая строго посередине, будет совершать колебания, показанные на рисунке 1. Через каждые пол периода вся струна оказывается по разные стороны от положения равновесия. При этом на концах струны образуются узлы, а посередине — пучность смещений, так что на длине струны укладывается ровно половина длины волны (не звуковой, а поперечной волны в струне!). Частота таких колебаний и определяет высоту звука, создаваемого струной. Это так называемый основной тон струны.


Рис. 1

Но это не единственная возможность. Можно возбудить и такие стоячие волны, при которых струна как бы разделяется на две, три и более части (рис. 2), каждая из которых колеблется с частотой, вдвое, втрое и т. д. большей, чем частота, соответствующая основному тону. Такие колебания тоже передаются окружающему воздуху и доходят до слушателя вместе с основным тоном. Называются они обертонами. Интенсивность звуков обертонов много меньше интенсивности основного звука, но обертоны как бы окрашивают звук основного тона, придают ему особое качество, называемое тембром. Он-то и позволяет отличить звук одного музыкального инструмента от другого. Зависит тембр от числа возбуждаемых обертонов и от их относительной интенсивности.


Рис. 2

Способы получения разных заметок

  • Использование разных воздушных колонн для разных тонов, например, в Флейта Пана. Эти инструменты могут играть сразу несколько нот.
  • Изменение длины колеблющегося столба воздуха путем изменения длины трубки с помощью задвижек (видеть поворотный клапан, поршневой клапан ) которые направляют воздух через дополнительную трубку, тем самым увеличивая общую длину трубки, уменьшая основной шаг. Этот метод используется почти на всех латунные инструменты.
  • Изменение длины колеблющегося столба воздуха путем удлинения и / или укорачивания трубки с помощью скольжение механизм. Этот метод используется на тромбон и слайд-свисток.
  • Изменение частоты вибрации через открытие или закрытие отверстий в боковой части трубки. Это можно сделать, закрыв отверстия пальцами или нажав на ключ который затем закрывает отверстие. Этот метод используется почти во всех деревянные духовые инструменты.
  • Заставляя столб воздуха колебаться на разных гармониках, не изменяя длины столба воздуха (см. натуральный рог и гармонический ряд ).

Почти все духовые инструменты используют последний метод, часто в сочетании с одним из других, для расширения своего регистра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: