Британия
Название «Британия» — исторический термин: так раньше называли вначале все Британские острова, а потом только один из них — Великобританию.
Британией иногда называют все Соединенное Королевство. Это не совсем верно, но допустимо в разговорной речи.
Специально для читателей этого текста — секретная возможность: позаниматься английским с британцем Джорданом и американцем Дэни, которые живут в России. Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к закрытым видеороликам и полезным материалам. Из них вы узнаете:
— как легко и быстро запоминать новые слова;— как строить предложения на английском;— как, наконец, начать говорить и понимать на слух;— какой сленг использовать, чтобы звучать актуально.
Зарегистрироваться и получить курс
Рождественские традиции в Великобритании
Если вам предстоит встретить Рождество в Англии, традиции и обычаи этой страны лучше соблюсти как можно точнее
Важно начать с того, что праздник здесь является нерабочим днем. То есть, 25 числа на Рождество в Англии бессмысленно отправляться в магазины или лавки – они будут закрыты, как и школы, государственные учреждения
Адвент
Рождество в Великобритании предваряет адвент. В течение 4 недель англичане посещают проповеди и службы, посвященные подготовке к этой дате. Во время адвента каждый верующий обязательно помнит о том, что скоро произойдет рождение Иисуса. Это время добродетелей и молитв, духовного поста и роста. Члены общины устраивают благотворительные рождественские базары и другие мероприятия, помогают бедным.
Рождественская композиция со свечами
Религиозные традиции Рождества в Великобритании особенно сильны. Во время каждой воскресной службы в течение 4 недель до адвента члены общины разбирают определенную тему, связанную с Рождеством Иисуса Христа. Ее же читают в домашнем кругу, открывая Священное Писание.
Адвент — это особое время подготовки сердец в ожидании святого праздника Воплощения Сына Божьего, когда Он взял человеческую плоть и пришел в мир людей. Кроме рождественских чтений и гимнов принято ежедневно дарить друг другу небольшие подарки. Главный же более ценный подарок дарят именно в день Рождества Христова. В этом есть особый смысл, ведь в Рождество Бог сделал самый важный подарок для людей, в котором они очень нуждались. Он подарил миру Своего Сына, Спасителя, Который, прожив праведную жизнь, умер на кресте за грехи всего мира, искупив их Своей святой кровью. Поэтому этот праздник так ценен в глазах верующих людей. Это надежда спасения и радость восстановления разорванных отношений с Богом, возвращение к Нему.
Святки и Крещение
Эта традиция затрагивает не период до Рождества, а время после него. Первые 12 дней идут Святки. Это время, в течение которого волхвы шли вслед за путеводной Вифлеемской звездой. В течение Святок в Англии ходят в гости, вручают подарки – иногда каждый день, а в некоторых семьях только на 12, в канун Богоявления. Затем наступает Крещение – еще один важный праздник в жизни христиан.
эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.
Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.
Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.
С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.
Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.
Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.
При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Транспортная система Великобритании википедияПоиск по сайту:
Транспортная система Великобритании википедияПоиск по сайту:
Что готовят на Рождество в Великобритании
Британская кухня включает немало рождественских блюд. В первую очередь это запеченая домашняя птица с клюквенным или брусничным соусов, сосиски в беконе, жареная картошка с рыбой. Также в качестве гарнира подают брюссельскую капусту, пюре из репы, горошек. А запивают особый обед или ужин глинтвейном, пуншем или домашним лимонадом.
Праздничный стол
К чаю после полудня английские хозяйки обязательно подают особый праздничный кекс. Можно увидеть на столах и имбирные пряники. А среди обеденных блюд точно будет особый хлеб, половину которого обязательно отдают бедным. Главным десертом вечера по традиции становится фруктовый пудинг, вместе с ним подают и пирожки mince pies.
Сфера услуг и туризм
Одной из характерных особенностей в непроизводственной отрасли социально-экономического развития Англии считается рост сферы услуг. Специалисты отмечают феноменальность этого сектора, он составляет 75% ВВП.
Характеристика доходной части экономики отображает действительные доходы населения и пропорцию между затратами на товары и услуги. Особенно улучшилось положение компаний:
- в области финансов;
- в секторе развлечений;
- в сфере туризма.
Развиваются организации, обслуживающие и ремонтирующие эти товары. Последнее время стали значимыми секторы, которые раньше занимали малую долю рынка или не существовали вообще. Сюда входят:
- производство компьютеров;
- деятельность рекламных агентств;
- исследование рынка;
- проведение выставок, презентаций и конференций.
Сегодня в стране широко развивается сектор обучения языкам с привлечением иностранных студентов. Великобритания считается родиной туризма, еще в середине XIX века в стране была основана первая в мире туристическая компания. Первое время путешествия проходили по территории Англии и соседних государств.
Отраслевая структура экономики
У экономики Великобритании своя структура. На его долю приходится около 3,1% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). При этом доля страны в мировом импорте товаров и услуг составляет около 5,1%, а в экспорте — около 4,5%. Общая структура национальной экономики Соединенного Королевства показана на рисунке 3.
Рисунок 3: Структура валового внутреннего продукта Соединенного Королевства.
Основу экономики Великобритании составляет сектор услуг, на который приходится около 74,5% ВВП. Кроме того, особую роль играет промышленный сектор, который генерирует около 24,2% ВВП. Сельское хозяйство является наименее развитым сектором.
Добывающая промышленность, основанная на добыче нефти и газа, играет фундаментальную роль в отрасли.
Обрабатывающая промышленность сосредоточена в следующих отраслях:
- Пищевая промышленность;
- Транспортное машиностроение;
- Общее машиностроение;
- Электроника и электротехника;
- Металлообработка;
- Химическая промышленность;
- Целлюлозно-бумажная промышленность.
Роль обрабатывающей промышленности в развитии экономики страны постепенно снижается. В то же время в отрасли наблюдаются значительные сдвиги. В частности, возрастает роль наукоемких производств.
Что касается сельского хозяйства, то общее положение сектора ухудшается. Тем не менее, она по-прежнему обеспечивает основную часть потребностей страны в продовольствии. Высокая интенсивность и производительность труда характерны для сельского хозяйства.
Сектор услуг играет важнейшую роль в экономике страны. Особую роль в его развитии играют финансы и туризм. Важнейшую роль в сфере финансов играют банковский, страховой и срочный рынки, финансовый лизинг, операции с драгоценными металлами и иностранными активами. В индустрии туризма занято 7% трудоспособного населения, а его годовой доход превышает 8 млрд. долл.
Среди прочего, особое место в экономике страны занимают энергетика и гражданская авиация. Великобритания также имеет развитую транспортную инфраструктуру.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Кризис мировой экономики — виды, суть и причины
- Функции малого и среднего предпринимательства — роль и определения
- Промышленности Эстонии — характеристики и отрасли
- Страховой бюджет — концепция, виды и структура
- Концепции продовольственной безопасности: эволюция и современное состояние — появление, развитие и критерии
- Инструменты экономической политики — появление, развитие, основы и виды
- Система экономической безопасности на региональном уровне: особенности формирования и функционирования — определения и понятия
- Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве — история и определения
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):
Экспорт: 204,0
Импорт: 226,4
Сальдо: -22,4
ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.
Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире — после США, Японии, ФРГ и Франции.
Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы — лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».
Лондон — один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.
Приложение(диаграммы).
Конурбация – (лат. con – вместе, urbs – город), один из видов агломерации населённых пунктов.
Эстуарий – (от лат. Aestuar – затопляемое устье реки), устье реки(однорукавное, воронкообразное), расширяющееся в сторону моря.
Мелиорация – мероприятия по коренному улучшению земель.
Аллювий – (от лат alluvio — нанос), отложения постоянных и временных потоков (рек, ручьёв), состоящие из обломочного материала различной степени окатанности и сортировки.
Интродукция – переселение отдельных видов растений и животных за пределы естественного ареала, где они раньше жили.
Состояние транспортной системы Уэльса
Транспортная инфраструктура Уэльса не отличается плотностью. Единственный международный аэропорт расположен в 20 км от Кардиффа.
До Кардиффа и Бриджента можно доехать по железной дороге. От аэропорта до станции Rhoose Cardiff International Airport можно добраться на шаттле (10 мин. в дороге, стоимость 1 фунт). Внутренние рейсы принимает аэропорт на острове Англси.
Железнодорожная система Уэльса состоит из трех веток, протянувшихся с востока на запад. Особую известность получили валлийские узкоколейки — Teifi Valley Railway, Snowdon Mountain Railway и другие, которые сегодня превратились в туристический аттракцион.
Автобусное междугороднее сообщение обеспечивает компания National Express, в отдаленных районах перевозкой пассажиров занимаются автобусы Королевской почты UK.
В городах Суонси, Фишгард и других действует паромная переправа с Ирландией.
Авиатранспорт в Соединенном Королевстве
Воздушный транспорт Великобритании превосходит по популярности в стране все остальные виды передвижения. Помимо мегахаба мирового масштаба — аэропорта Хитроу — в Соединенном Королевстве расположены еще несколько важных международных аэропортов: Гэтвик, Стендфорд, Лутон, Манчестер, Глазго, Кардифф, Эдинбург.
Общее количество гражданских аэропортов превышает 150. Обслуживание пассажиров в большинстве из них оперативное и качественное.
Крупнейшим авиаперевозчиком Британии является компания British Airways, на втором месте по числу перевезенных пассажиров — EasyJet.
Список источников информации
1.Гриценко Ю. « Туристический бизнес» № 10, 2006- с. 80
2.Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. СПБ, 2005. – 303с.
3.Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2006. – 564с.
4.Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. М.: Инфра-М, 2005. – 420с.
5.Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. – М.: «Академия», 2003. – 336 с.
6.Раздухов В.Ю. В нашем сотрудничестве появились позитивные, качественные сдвиги. //«Компас». 2003. № 25. с.90
7.Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити, 2006. – 591 с.
8.Хесин Е. Великобритания. //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8. с. 80
9.www.britannix.ue 1.ru
10.www.kvs.spb.ru
список литературы
Железные дороги в Великобритании
Железнодорожный транспорт Великобритании – один из старейших в Европе. Первые паровозы появились здесь почти 200 лет назад, и с тех пор вся территория государства покрылась сетью железных дорог общей протяженностью более 34 тыс. км: междугородние, пригородные поезда, наземное метро, международная линия из Евротоннеля, туристические железнодорожные маршруты. Центральное место в ней занимает столица с 14 железнодорожными вокзалами.
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт в Англии по комфорту и уровню сервиса может уступать французским или немецким поездам, его популярность e населения Соединенного Королевства не падает.
Причины этого очевидны:
- во-первых, соотношение цены и уровня комфорта, наличие скидок, акций, проездных;
- во-вторых, большая оперативность, в сравнении с автотранспортом;
- в-третьих, широкий выбор операторов –более 25 пассажирских компаний, что позволяет составлять маршруты добиваясь оптимального сочетания качества, скорости и трат. Необходимо учитывать наплыв пассажиров в часы пик и бронировать билеты заранее.
Развитие сельского хозяйства
Особенные климатические условия острова определяют пути развития сельского хозяйства. Общее количество работников, задействованных в этой отрасли, не превышает 2% населения. Но все-таки эта отрасль экономики продолжает расти и развиваться.
Производимой продукции хватает полностью обеспечить потребности населения страны. Основная часть плодородных земель расположена на востоке острова, где влажный климат и большое количество лугов.
В Англии выводят известные во всем мире породы мясного и молочного крупного рогатого скота. Хотя в стране производится большое количество молочной продукции, но все равно осуществляется импорт, например, сливочного масла.
Кроме того, ввозятся и другие сельскохозяйственные культуры, так как самостоятельно страна прокормить себя не может. Структура этой отрасли экономики в основном состоит из фермерских хозяйств. После выхода Великобритании из Евросоюза и отмены квот у фермеров появилась возможность увеличить объем продукции.
Экономисты предсказывают падение роста экономики после выхода страны из состава ЕС. Связано это с низкими темпами производительности труда, что обязательно приведет к падению уровня жизни всего населения острова.
Транспортная система Великобритании
В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%. С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа. Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.
Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).
Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.
Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).
В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем. Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.
Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.
С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.
Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция
При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны
Главные отрасли британской промышленности
Несмотря на постепенное снижение вклада в ВВП Соединенного Королевства от деятельности различных отраслей промышленности, на количестве произведенных продуктов это не отразилось. Так, Великобритания не только полностью обеспечивает свои внутренние потребности продукцией машиностроения, станкостроения, электротехнической, легкой и пищевой промышленности, но и ежегодно наращивает экспорт в другие страны.
По объему промышленного производства — 508,6 млрд долларов и 21,11 % задействованного трудоспособного населения – Великобритания в Европе уступает только Германии (1,1 трлн. долларов при 27,13 % занятых в промышленности).
Промышленность Великобритании отличает постепенное угасание старых вредных для экологии отраслей (металлургической, угледобывающей) и быстрое развитие новых, нацеленных на экспорт, — машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, биотехнологической, аэрокосмической, химической, электронной и электротехнической, легкой промышленности. Именно в них наиболее активно внедряются новейшие технологии и более совершенное оборудование, используются прогрессивные методы управления.
Производство сельскохозяйственной и морской продукции
Сельское хозяйство Великобритании сегодня одно из самых продуктивных и механизированных в мире. По объему сельхозпродукции Соединенное Королевство занимает 6-е место.
Несмотря на то, что в сельскохозяйственных отраслях задействован лишь 1 % трудоспособного населения, они обеспечивают три четверти потребностей страны в высококачественных продуктах.
Для занятий сельским хозяйством пригодно 76 % всех земель. Традиционные животноводческие районы — Северная и Западная Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия (коневодство). Земледельческие районы — плодородные земли восточной и юго-восточной Англии с более теплым климатом.
Наиболее развитые сельскохозяйственные отрасли:
- Животноводство. Большое развитие получило мясомолочное скотоводство, беконное свиноводство, птицеводство, производство овечьей шерсти.
- Растениеводство: 60 % земель — пастбища с многолетними травами, 28 % – под зерновыми культурами, 12 % — под техническими.
- Рыболовство и аквакультура. В последние 10 лет наблюдается устойчивый рост производства аквакультуры. По объему выловленной рыбы Великобритания занимает 2-е место в Европе (после Испании) и первое — по выращенному атлантическому лососю, моллюскам, ракообразным. Британские рыбаки активно поддерживают выход государства из ЕС, поскольку это позитивно скажется на росте производства продукции и закроет конкурентам доступ к рыбным ресурсам Великобритании.
Добыча полезных ископаемых
Соединенное Королевство располагает многими видами полезных ископаемых, в том числе цветных металлов, железа.
- Во-первых, в Британии находятся самые большие запасы каменного угля в Западной Европе – более 200 млрд тонн.
- Во-вторых, начиная с 1960-х гг. на шельфе в западной части Северного моря были обнаружены значительные запасы нефти и природного газа. Разработка этих месторождений позволила Великобритании занять 16-ю позицию в списке мировых производителей нефти и значительно сократить импорт углеводородов.
- В-третьих, имеются большие запасы каменной и калийной соли (Чешир и Дарем).
- В-четвертых, в Корнуэлле разведаны и добываются открытым способом большие запасы каолина — белой глины, из которой производят фарфор (2-е место в мире после США).
- И, наконец, Британия обладает большим количеством нерудных строительных материалов: песка, глины, гравия.
Великобритания не может похвастаться значительными запасами дефицитных ресурсов. Но и не может пожаловаться на их полное отсутствие.
Сфера услуг и ее составляющие
Наиболее высокими темпами развивается в Соединенном Королевстве сфера услуг. Ведущими отраслями являются:
- Финансовая – с консультационными, управленческими, страховыми, юридическими, бухгалтерскими услугами.
- Информационная – консультирование в области IT-технологий.
- Деловые услуги – иссследования рынка, реклама, управленческие услуги.
- Сфера развлечений и туризма, включая гостиничные услуги. В 2017 г. иностранные туристы принесли британской экономике 51 млрд долларов США (5-е место в мире).
- Образовательные услуги — изучение английского языка, среднее и высшее образование.
- Транспортные услуги. Лондон является крупнейшим транспортным хабом в мире. В Королевстве большое развитие получили воздушный и морской транспорт; все части государства связаны автомобильным и железнодорожным сообщением.
Великобритания
В первую очередь Великобритания — остров к северо-западу от Франции и востоку от Ирландии. Это самый большой остров в Европе и девятый по величине в мире.
На острове Великобритания расположены три административных региона: Англия, Уэльс и Шотландия. Англия занимает юго-восточную часть острова, Уэльс на юго-западе, а Шотландия на севере. Все регионы относятся к одной стране — Соединенному Королевству. Англия, Шотландия и Уэльс — не независимые страны, но они сохраняют некоторую свободу действий во внутреннем управлении.
В русском языке «Великобритания» — еще и распространенное обозначение всего государства, Соединенного Королевства. Мы говорим «королева Великобритании» и «правительство Великобритании», имея в виду все государство.
В английском Great Britain чаще обозначает именно остров, а государство назовут the United Kingdom, или the UK.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — официальное название государства, которое в русском языке иногда называют Великобританией. Оно включает четыре административные единицы: Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. У каждого региона разная степень автономности, но все они — часть Королевства.
Соединенное королевство возникло в 1801 году, после объединения Королевства Великобритании и Королевства Ирландии.
Бонус: Ирландия и Северная Ирландия
Есть Северная Ирландия — часть Соединенного Королевства, наряду с Англией, Шотландией и Уэльсом. А есть Республика Ирландия — отдельное независимое государство. Они расположены на острове Ирландия.
В момент образования Соединенного Королевства туда входил весь остров. Но в 1920-х южная часть Ирландии отделилась и стала независимой страной.
Теперь одна шестая часть Ирландии на севере острова относится к Королевству как административная единица — Северная Ирландия. Оставшиеся пять шестых острова принадлежат независимой стране — Республике Ирландии.
Если коротко
Англия — один из четырех административных регионов Соединенного Королевства, который находится на острове Великобритания.
Британия — синоним названия «Соединенное Королевство» в разговорной речи.
Великобритания — остров, на котором расположены три региона Соединенного Королевства: Англия, Уэльс и Шотландия. Также в русском языке — синоним Соединенного Королевства.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — независимая страна, состоящая из четырех регионов: три из них на острове Великобритания, четвертый — на острове Ирландия. Королева Елизавета II правит Соединенным Королевством, а не только Англией.
Северная Ирландия — регион Королевства, который географически оторван от остальных трех: он находится на севере острова Ирландия.
Разворот на Восток?
На сообщения об очередном запрете от западных стран российские власти уверяют, что проблем нет – и поставки в США и ЕС можно заместить экспортом той же продукции в страны Азии. Конечно, ключевым партнером остается Китай, но также перспективным рынком остается, например, Индия. С этими странами (плюс Бразилией и ЮАР) Россия входит в состав БРИКС – объединения, контролирующего крупнейшие развивающиеся экономики.
Но насколько это все реально? Эксперты поясняют – проблем в этом деле не избежать:
- китайский рынок действительно огромный – он потребляет более половины от общемирового потребления некоторых сырьевых ресурсов. Но при этом КНР обеспечивает себя или во многом самостоятельно – на импорт приходится лишь 25% от потребления. То есть, попавшие под западное эмбарго российские товары в Китае могут оказаться невостребованными;
- по ряду позиций Китай не нуждается в таком количестве продукции – например, Россия продает «недружественным» странам столько стали, что это составляет 70% от ее общего импорта в Китае. То есть, даже по такому стратегическому товару есть проблемы со сбытом;
- цены на китайском рынке могут быть ниже европейских. Например, та же сталь стоит там на 50% дешевле, чем в Европе и даже на 23% дешевле, чем в момент отгрузки через черноморский порт;
- проблемы с логистикой. Мировая торговля до сих пор не оправилась от дефицита морских контейнеров и судов для их перевозки, но Китай до сих пор полноценно не открыл свои границы на прием поставок. А поставлять грузы по железной дороге в Китай крайне сложно – Восточный полигон и без того загружен, плюс это увеличивает время поставки и стоимость доставки груза до получателя.
А поставки, например, газа ограничены физически – мощностями имеющихся трубопроводов. И в условиях, когда «Северный поток – 2» уже точно не заработает, а Европа намерена до 2027 года отказаться от российского газа, получателем его может быть только Китай – например, через «Силу Сибири». Правда, есть и некоторые объемы поставок СПГ танкерами через Северный морской путь, но объемы поставок от НОВАТЭКа пока не дотягивают до «Газпрома».
Одним из перспективных рынков Россия считает Индию – и недавно даже официально объявлялось, что страны рассматривают возможность запустить торговлю в рублях и рупиях (в том числе и по нефти). Потом, правда, оказалось, что и здесь проблем слишком много – и оптимизм оказался преждевременным.
Таким образом, говорить о полноценном развороте на Восток пока рано – Россия критически зависит от экспортных поступлений из Европы, равно как и от импорта из некоторых уже «недружественных» стран. Поэтому быстрого и безболезненного перехода на сотрудничество с Азией быть, увы, не может.
Уровень прошлого года
«Настроение у нас оптимистичное, для этого есть объективные причины. В первую очередь, это динамика торговых отношений: прошлый год мы закончили с небольшим снижением товарооборота — чуть меньше 2%. По итогам 10 месяцев этого года мы фиксируем существенный рост — это более 19% по стоимости товарооборота, а физические объемы выросли почти на 22%. За 10 месяцев товарооборот составил $7,3 млрд», — сказал Груздев по итогам прошедшей в субботу в индийской столице встречи сопредседателей российско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
«Мы практически вышли на уровень всего прошлого года, а у нас еще остается два месяца. Я уверен, что мы перейдем за отметку $8 млрд и приблизимся к 9 млрд. Если брать последнее десятилетие, то мы уже переходили отметку 10 млрд, даже чуть выше, то есть у нас сейчас идет восстановительная динамика», — добавил он.
Груздев отметил, что стороны обсуждают новые совместные проекты, которые обеспечат дальнейший рост товарооборота двух стран. «В нашей копилке сейчас более 20 приоритетных инвестиционных проектов, причем инвестиции не только в Индию, но и в Россию — это улица с двусторонним движением», — указал замминистра экономического развития.
Россию лишили наибольшего благоприятствования – что это значит?
Правила внешней торговли между разными государствами складывались столетиями. Чтобы защитить своего внутреннего производителя, государства часто прибегают к методам протекционизма – вводят повышенные ввозные пошлины на импортные товары. Вместе с тем, некоторый импорт критически необходим из-за того, что эту продукцию в стране не производят – тогда на некоторые позиции пошлины снимаются.
Основные правила международной торговли определяет Всемирная торговая организация (ВТО), в которой Россия состоит с 2012 года. ВТО требует, чтобы все входящие в нее страны установили для других участников режим наибольшего благоприятствования (РНП) во внешней торговле.
РНП (most favored) означает, что каждая из сторон договора обязуется предоставлять другим сторонам договора условия не хуже, чем для третьих стран. Условно говоря, если у России действует этот режим в отношениях с Китаем, то Россия не может вводить для импорта китайской продукции более высокие пошлины, чем для других стран (с которыми РНП не подписан). Это действует и в обратном направлении – Китай не может дискриминировать российские товары.
Фактически этот режим означает, что страны договорились не строить таможенных барьеров между собой – а развивать взаимную торговлю в общих интересах.
Однако в связи с последними событиями Россия (вместе с Белоруссией) потеряла статус страны с РНП для ряда других государств – первой этот статус сняла Канада, затем такое решение было принято в США. Например, в случае с Канадой весь российский импорт в эту страну теперь будет облагаться общей пошлиной в 35%. Кроме того, РНП для России планируют отменить около 15 стран ВТО – общий товарооборот с ними составляет более 100 миллиардов долларов в год.
Все это может принести проблемы – например, в Японию Россия поставляет нефть и газ, металлы, а также продукты питания (включая рыбу и морепродукты). После лишения России статуса партнера японским производителям будет проще конкурировать с российскими – а если власти страны еще и помогут им деньгами, экспорт из России значительно просядет.
Правда, пока остаются надежды на то, что лишение статуса наибольшего благоприятствования может быть временным – когда военная эскалация конфликта закончится, Россия (в теории) снова может получить все привилегии членства в ВТО.
Но насколько важны для России такие торговые партнеры, как США, Евросоюз, Канада и Япония?
Народонаселение и трудовые ресурсы Соединенного Королевства
По состоянию на начало 2019 г. население UK составило 66 млн 159 тысяч 743 человека: мужчин — 49,2 %, женщин — 50,8 %. Средняя плотность населения в Великобритании одна из самых высоких в Европе — 271,6 человека на кв. км. 90 % всего населения проживает в городах.
Количество трудоспособного населения в 2019 г. составляет более 43 млн 770 тыс. человек.
Половая принадлежность | Младше 15 лет | От 15 до 65 лет | Старше 65 лет |
---|---|---|---|
Мужчины | 5882924 | 22137712 | 4816429 |
Женщины | 5593806 | 21632913 | 6095959 |
Итого | 11 476 730 (17,3 %) | 43 770 625 (66,2 %) | 10 912 388 (16,5 %) |
Коэффициент демографической нагрузки (отношение зависимой части населения к трудоспособной) равен 51,2 %, коэффициент детской нагрузки — 26,2 %, пенсионной — 24,9 %.
Занятость населения Великобритании держится на рекордно высоком уровне при довольно низкой безработице — 3,8 %.
Средняя продолжительность жизни составляет 80,1 года: для мужчин — 78 лет, для женщин — 82,3 года. Грамотность населения – 99 %.
Миграция в Соединенное Королевство из стран, не входящих в ЕС, достигла за последние 15 лет рекордного уровня: в 2019 г. сюда прибыло более 261 тыс. мигрантов.