Ассирийская империя

Природа и население Ассирии

Ассирия, со столицей в Ашшуре, была расположена в северной части Двуречья, по среднему течению Тигра. Государство ассирийцев появилось в начале 3 тысячелетия до нашей эры. 

Ассирия на карте

Ассирийцы, живущие в долине Тигра, занимались в первую очередь земледелием, а те, что населяли горные районы страны, разводили скот и занимались охотой. Но главным, что позволило ассирийцам создать свою империю, были залежи руды (включая железную) в горах на востоке их страны.

В чём преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? Железное оружие и доспехи позволяли ассирийцам одерживать победы над испытывающими дефицит железа соседями, а железные инструменты служили дольше и лучше прочих.

Ассирийские мечи. Британский музей

Горные ассирийцы, привычные к суровой жизни и охоте, становились великолепными воинами, что, вкупе с железным оружием, делало Ассирию сильнейшей военной державой.

Ассирийские рельефы

{"questions":}

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.

Территория и политика Ассирийской империи

В моменты своего расцвета Ассирия имела широкие территории, такие как междуречья Тигра и Евфрата, также владела и широким восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийской империи простирались практически до Каспийского моря. Сейчас на территории бывшей Ассирии находятся такие страны как Ирак, Иран, значительная часть Турции и Саудовской Аравии.

Великие правители древней Ассирии считали себя непобедимыми владыками всех цивилизаций, правителями мира не только людей, но и самой природы. Одним из главных развлечений для царей были кровавые бои с львами, тем самым они хотели показать свое могущество над животным миром и подчинить его. Древние картины с изображением ассирийцев подчеркивали воинственный настрой жителей империи и служили демонстрацией их силы и жестокости.

Со временем Ассирийская империя росла и крепла, но политика, которую вели ее цари по отношению к захваченным народам и территориям, приводила к частым волнениям. Гибель городов, уничтожение населения, невероятно жестокие казни правителей захваченных народов – все это вызывало лишь страх и ненависть к Ассирии. Так, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления бунта в Вавилоне, половину населения приказал уничтожить, а остальных – изгнал. Сам же город он полностью сравнял с землей и затопил водами Евфрата. Это до сих пор считается очень жестоким и неоправданным поступком, ведь жители Вавилона и ассирийцы – считались родственным народом, помимо этого вавилоняне всегда считали вторых своими братьями, возможно, поэтому Синаххерриб и решил уничтожить такую «родню».

Походы в Сирию.

Преемники Ашшурнасирапала II продолжали его политику. Однако окрестные народы стали принимать меры к более сплочённому и организованному сопротивлению ассирийскому нашествию. Когда преемник Ашшурнасирапала Салманасар III (Шульманашаред, 859—824) после длительной подготовки в 853 г. до н. э. двинулся в большой поход на Сирию, он встретился с организованным сопротивлением южного сирийского союза. Против Ассирии выступило более десятка государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии во главе с Дамаском. Их поддержали также арабы, впервые около этого времени появившиеся в Сирийской степи, и, возможно, египтяне. Сражение у крепости Каркар, повидимому, окончилось поражением Ассирии. В течение восьми лет ассирийцы не смели совершать походов на Сирию (если не считать разведывательных набегов). Салманасар был занят в это время укреплением тыла. В частности, в 851—850 гг. ему удалось посадить в Вавилоне угодного ему царя. Наконец, в 845 г. ассирийский царь созвал общее ополчение и с войском, по ассирийским данным, в 120 тыс. человек (неслыханная дотоле цифра) выступил против Сирии, но снова без успеха. Лишь в 841 г., воспользовавшись временным распадом южного сирийского союза, Салманасар в третий раз предпринял большой поход на запад, разбил Дамаск, проник в Финикию и установил ассирийскую гегемонию в Сирии, впрочем пока ещё непрочную. До конца 30-х годов ассирийцы предпринимали лишь отдельные грабительские набеги на соседние страны. В числе этих походов был и глубокий рейд на Армянское нагорье, во время которого ассирийцы, повидимому, впервые скрестили оружие с воинами государства Урарту.

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и крестное знамение.

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковьпредполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Век заката

Тем более удивительно, что буквально через 100 лет Ассирии не существовало уже не только как мировой империи, но и просто как самостоятельного государства: ее города были стерты с лица земли и занесены песком. Конец Ассирии, как и любой империи, был внезапным, хотя приближение его глухо ощущалось современниками. Пророки Иудеи предрекали гибель Ниневии, «городу крови», цари все с большим трудом боролись с врагами — и впервые не за добычу, а за жизнь собственной страны. Никогда раньше Ассирия не обращалась к богам с молитвами и просьбами о знамениях с таким трепетом и страхом.

Царь Ашшурбанипал совершил и снарядил множество походов, но чем дальше, тем труднее давались ему победы и тем менее прочными они были — восстание следовало за восстанием. Война как будто перестала вдохновлять ассирийцев, как раньше: портретное изображение великого царя вопреки традиции представляет его не на боевой колеснице, а в образе священного строителя — с корзиной за плечами — восстановителем храма Мардука в Вавилоне. Своей столицей Ашшурбанипал вслед за дедом и отцом избрал древний ассирийский город Ниневию, где основал невиданное для Древнего мира предприятие — библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты — от литературных до медицинских рецептов.

Эту древнейшую библиотеку иногда называют «вавилонской». Даже Борхес — возможно, сознательно — не избег этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров. При нем в Ниневии был воздвигнут дворец, способный соперничать с прекраснейшими постройками Вавилона. В самом Вавилоне и в Уруке — на родине легендарного Гильгамеша — им были заново отстроены роскошные храмы.

Разумеется, Ашшурбанипал много воевал. Ассирии, выросшей из небольшого города-государства, так и не удалось сделать завоеванные провинции соучастниками в строительстве империи. И именно это обстоятельство оказалось роковым. Очередной мятеж Вавилона, на троне которого сидел брат Ашшурбанипала, потряс всю державу. Отпал Египет. Тут же самым неожиданным образом сказались плоды реформ, когда-то проведенных Тиглатпаласаром III, создавшим огромную и непобедимую ассирийскую армию. Не знавшая поражений на протяжении столетия, она стала утрачивать прежнюю мощь. В летописях VII века до н. э. о военных походах чаще всего сообщается, что царь такой-то «пришел и разорил» взбунтовавшуюся провинцию или отдаленные земли, но нигде не говорится, что «посадил наместника». Это значит, что походы ассирийцев больше не приносили им мира: непокорные были, разумеется, разорены и усмирены, но оставались, по сути, неподвластными и ждали лишь часа для очередного непокорства.

Вселенная, созданная пассионарным взрывом ассирийцев, начала в осставать против Ашшура. И когда в конце VII века до н. э. на исторической арене появились скифы, налетевшие из глубин Азии, громадная ассирийская армия, раздираемая собственными «политическими» конфликтами, вовлеченная в борьбу за власть и в результате полностью утратившая былую боеспособность, не смогла противостоять им. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, не говоря уж о присоединенных царствах. Выступление против Ассирии двух крупнейших из них — Мидии и Вавилона — довершило картину разгрома. Все крупные ассирийские города — Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш — были попросту стерты с лица земли, ассирийская знать истреблена, население же Ассирии разбежалось по соседним землям, смешавшись с другими народами. Часть ассирийцев бежала на запад и даже пыталась основать там новое царство, но отвратить гибель уже не могло ничто. Вавилоняне добили ассирийцев в 609 году до н. э. История Ассирии свершилась.

Религия Ассирии

Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

Независимость ассирийского государства

Египетские цари не просто разоряли территории, но впоследствии тратили много сил на установление здесь власти, делая покоренные земли частью нового египетского царства. Это был рассвет Египта, ставшего гегемоном, в том числе в Месопотамии.

Правители Ашшура в частных переписках впервые называли себя царями. В переговорах с Египтом они стремились наладить союзнические отношения.

Вскоре царь Ашшур-убаллит I, современник египетского царя Эхнатона, впервые официально присвоил себе титул царя. В 1307 году до н. э. происходит коренной перелом в распределении сил в Месопотамии. Связано это с приходом к власти в Ашшуре Адад-нирари I.

Кроме всех прочих титулов, он впервые называет себя «царем всех» и передает казначейские полномочия в руки царской власти. Это позволяет реорганизовать армию, совершая своего рода военную реформу, царь берет на себя роль главнокомандующего.

Армия стала полупрофессиональной, что на контрасте с прочими военными традициями Месопотамии, давало колоссальное стратегическое и тактическое преимущество.

Вскоре Адад-нирари I упоминает себя как царь Ассирии, а город Ашшур называет столицей Ассирийского царства. Ассирия приобретает свою независимость, силу и, как следствие, государственность, а царь Адад-нирари I фактически становится первым царем Ассирийского царства. Так началась история Ассирийской империи.

https://youtube.com/watch?v=MG_TA4hBIZY

Правитель Саргон Великий

К 2400 году до н. э. в Ашшуре появляются храмовые и дворцовые постройки, свидетельствующие о высокой концентрации ресурсов в городе. Потому что столь продвинутое строительство уже требует наличия определенного управления и организации общества.

Тем временем на юге в разгар очередного противостояния между правителями Уммы и Лагаша, возникает Аккадское царство. Придворный, чье имя неизвестно, узурпировал власть в городе Киш и назвал себя именем в переводе означающим «истинный царь». В современной историографии этого правителя называют Саргоном Великим.

Именно он, дабы оправдать свое низкое происхождение, сплотил вокруг себя простой народ, собрал из него сильное ополчение и начал завоевательные походы, призванные повысить его популярность, авторитет и, конечно, царскую власть.

Вокруг себя Саргон создал группу военной аристократии, и пока Аккадское царство вело войны, у царя была гарантированная поддержка как знати, так и простого народа.

Пройдя на север, Саргон основывает город Аккад, перенеся в него столицу, чтобы вывести управленческий аппарат и казну, извечно терзаемых внутренними раздорами Шумера. Именно в XXIV—XXIII вв. еках до н. э., ассирийский город Ашшур подпадает под власть Аккадского царства.

Сам город не имел в рамках Аккада серьезного политического значения, но из-за своего расположения на границе часто подвергался разорениям и разрушениям. Это делали как аккадцы, восстанавливающие свою власть в регионе, так и противники аккадцев, например, гутии, вторгшиеся в Аккад в конце XXIII века до н. э. и разорившие Ашшур.

Аккадское царство подвергалось постоянным вторжением с запада, севера и востока. Как только завоевания достигли своих естественных пределов, пошатнулось и внутреннее единство Аккада. Теперь знать сражалась не только за власть на местах, но еще и за царский титул.

Все скатилась до того, что военачальники и правители городов начали просто провозглашать себя царями, даже если не были наследниками аккадского трона.

Например, после смерти царя Шаркалишарри в 2176 году до н. э. на трон появилось сразу пять претендентов, и даже современники событий не могли понять, кто из них самопровозглашенный, а кто действительно являлся наследником трона.

Еда

Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Одежда

Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного — большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Основные причины военных успехов ассирийцев

1. Изобретение железа. Это одна из причин военных успехов ассирийцев. До образования государства люди пользовались каменным или медным оружием. Эти материалы были доступны и не требовали специальной обработки. В X веке до н.э. ассирийские мастера научились добывать железо и из него изготавливать оружие. Оно было прочным и надежным, реже ломалось и тупилось. Без труда металлическими мечами можно было перерубить медные клинки.

2. Организованное войско является второй причиной военных успехов ассирийцев. Из металла изготавливались не только надежные мечи, но и щиты, шлемы, латы и наконечники для стрел. Это все позволяло ассирийским воинам разбить многочисленную армию врага.

3. Ассирийцы начали использовать лошадей для военных атак. Они поняли, что с помощью лошадей можно легко преодолевать различные препятствия, быстро передвигаться и проходить в труднодоступных местах. Конница делала войско более маневренным и быстрым.

4. Впервые в истории именно ассирийцы начали использовать для захвата крепостей таран. Это было специальное приспособление из бревна с железными наконечниками, которое держалось на кожаных ремнях. Такое приспособление могло с легкостью разбить крепостные стены.

5. Главнокомандующие ассирийцев разрабатывали эффективные тактики и стратегии, которые позволяли легко разбить любого врага.

6. Войска ассирийцев состояли не только из пехоты, но и из конницы, флота и инженерии.

7. Отличный боевой дух воинов. С детства мальчиков приучали к боевому искусству, вырабатывали такие качества, как бесстрашие и жажду к победе.

Источник

Ашшур – первая столица Ассирии

Первой столицей великой державы стал город Ашшур. Свое название он получил в честь верховного бога ассирийцев – Ашшура, которого почитали как покровителя охоты и скотоводства. Эти занятия являлись основными для жителей города, так как природные условия были сложны для земледелия. Но главным занятием городского населения была торговля, так как столица Ассирии располагалась на выгодном пересечении торговых путей, была центром торговли мирового значения. Торговцы из Малой Азии привозили сюда шерсть, дерево, серебро, скот. Торговцы Ашшура продавали в свою очередь одежду, ремесленные изделия и олово.

После того как в 8 веке до нашей эры Ашшур стал центром образовавшейся Ассирийской державы, появилась необходимость в новой организации управления. Царь Ассирии Шамши-Адад разделил свою державу на 14 округов, расположенных на побережьях рек, на пересечении важнейших торговых путей. Округами управляли назначаемые царем военные наместники, которые чаще приходились близкими или дальними родственниками царю. Наместник занимался набором и организацией военной подготовки войска, сбором налогов, управлением подвластного ему населения.

Ашшур являлся не только столицей великой державы, но и местом захоронения ассирийских царей, важнейшим религиозным центром. Со всего Междуречья сюда приезжали люди, чтобы сделать подношения верховному богу Ашшуру. Помимо него ассирийцы поклонялись тем же богам, что и вавилоняне.

Храмы находились также на территории дворцов ассирийских царей. Помимо приемной и жилой зоны там отводилось специальное место для храма. Дворцы охраняли крылатые статуи быков с человеческой головой, они символизировали жестоких и могущественных царей Ассирии.

Защитники Северного дворца в Ниневии

Три бородатые фигуры на рельефе когда-то стояли на страже входа в тронный зал Северного дворца Ашшурбанипала. Окрашенные в красочные оттенки, они были не просто украшением. Исследователи идентифицировали их как изображения Себетти, группы второстепенных божеств-воинов из месопотамского пантеона.

Каждый из них держит топор в правой руке и кинжал в левой (анализ рельефа показывает, что первоначально они были вооружены луками, а не этим ручным оружием).

Панель Себетти из северного дворца в Ниневии, около 645-640 гг. до н. э., показана с цветом, спроецированным на фигуры для выставки 2018-2019 гг. в Британском музее

Эти три защитных духа, вероятно, были дополнены еще одним рельефом (который не был обнаружен) с изображением еще четырех фигур, поскольку Себетти изображались группами по семь человек и ассоциировались с Плеядами, тесно сгруппированным скоплением семи звезд в созвездии Тельца. Другим распространенным изображением Себетти была эмблема из семи точек.

Поклонение этим духам возникло за много веков до правления Ашшурбанипала, о чем свидетельствуют надписи и храмы, построенные более ранними царями Сеннахерибом (правил в 705-681 гг. до н.э.) и Ашшурнасирпалом II (правил в 883-859 гг. до н.э.).

Также рекомендуем

Суд в Древнем Египте
Государство, законы и религия в Древнем Египте Первые законы Египта появились, когда Верхнее и Нижнее царства были объединены при царе Менесе в около 2950 году до н.э. С тех пор разные фараоны…

Стареющий царь ясно видел признаки того, что его империя, дело всей его жизни, начинала разрушаться. Возможно, Ашшурбанипал предвидел, что южный Вавилон, Палестина, Финикия и Медия станут первыми в его империи, и что недолговечные правители не смогут остановить волну восстаний и уходов.

Дары Эхнатона

Пытаясь вырваться из неблагоприятных исторических обстоятельств – фактического вассалитета и враждебного окружения, которое почти полностью задушило международную торговлю, испокон веков кормившую Ашшур, — Ассирия в XIV веке до н. э. сделала ставку на Египет, который по своим причинам противостоял другим великим державам Ближнего Востока, угрожавшим ассирийцам. При фараоне Эхнатоне в Египте с почестями было принято ассирийское посольство, и хотя грозный окрик Вавилона должен был, по логике вещей, прервать переговоры зарвавшихся вассалов Вавилонии с Египтом, этого не произошло. Напротив, послы обменялись с фараоном щедрыми дарами и заручились его поддержкой. Зачем было Египту портить отношения с могучим Вавилоном из-за какого-то Ашшура? Но Эхнатон, по-видимому, сразу разглядел в посланцах Ассирии восходящих пассионариев, которые в ближайшее время смогут перевернуть весь исторический порядок в обозримом пространстве Вселенной.

Фараон не ошибся. За следующие сто лет страна ассирийцев, захватив обширные земли, превратилась из города-государства Ашшур в империю Ассирия и усилилась настолько, что с ней вынуждены были считаться все ее соседи. Время исторического изгойства прошло. Более того, уже основатель этого великодержавия Ашшурубаллит I устанавливает родственные связи с вавилонским царским домом и всеми правдами и неправдами добивается того, чтобы на трон Вавилона воссел его внук — отныне Ассирия никогда не откажется от мечты о контроле над Вавилонией — величайшей страной месопотамской культуры, общей для Вавилона и самих ассирийцев.

В XIII веке до н. э. Ассирия начинает мощную военную экспансию, ломает хребет одному из давнишних своих врагов –– царству Миттани –— и при Тикультининурте I вторгается в Сирию. Это было началом бессчетного перечня кровавых побед и военных добыч, которые в конце концов и превратят ее в страну с «военной экономикой»: в Сирии было захвачено 30 000 пленных, обращенных в рабов, которые отныне будут работать на величие сынов Ашшура. Больше того, Тикультининурта первым захватывает Вавилон, низлагает вавилонского царя и увозит из города статую бога Мардука –– покровителя Вавилона; на севере он разбивает коалицию 43 князей Наири и, захватив некоторые области Закавказья, вновь подступает к Малой Азии. Поразительнее всего, что все эти победы выпали на долю города-государства. Коренная Ассирия была, повторимся, крайне невелика по территории и населению. Достаточно вообразить, что Россия собиралась бы не вокруг Великого княжества Московского, а вокруг только одной Москвы, чтобы представить, каким воинственным духом должны были обладать ассирийцы, одерживая победы над многократно превосходящим врагом.

Установление контроля над горными краями северо-запада дало Ассирии одно неожиданное сокровище, сыгравшее в истории ее бесчисленных войн решающую роль. Этим сокровищем было железо. Постепенно ассирийцы выучились обрабатывать его и незамедлительно применили в военном деле. Ясно, что воин в железной кирасе был практически неуязвим для бронзового оружия, а стрела с железным наконечником и железный меч способны были сокрушить самые мощные бронзовые доспехи.

Пожалуй, наивысшего своего расцвета Ассирия достигла в начале XI века до н. э. при Тиглатпаласаре I. Это было время мощных изменений в Древнем мире: «старые древние» царства не выдержали натиска «новых древних» и, как Миттани и Хеттское царство, просто исчезли, уступив им место. Вавилон переживал затяжной политический и экологический кризис (поливное земледелие за много веков привело-таки к засолению почв, и плодородные прежде поля Вавилонии обратились в довольно скудные житницы), ну а Египет в очередной раз точили междоусобицы. В этой обстановке Ассирия недрогнувшей рукой подхватила роль мирового лидера.

При Тиглатпаласаре I воины Ашшура совершают более 30 походов на запад, захватывают северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Пучок торговых путей, связывающих Запад с Востоком, вновь оказывается в руках ассирийских купцов. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I устраивает демонстративный выход на финикийских военных кораблях в Средиземное море. Из Египта триумфатору незамедлительно были присланы богатые дары. Предчувствия не обманули великого фараона Эхнатона, принимавшего когда-то ассирийское посольство: горстка не знающих страха пассионариев, воспользовавшись моментом, действительно перевернула мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: