Империя инков

Содержание

В Культура инков, также называемая цивилизацией кечуа, была одной из великих цивилизаций, возникших в доколумбовой Америке. Хотя происхождение людей инков намного старше, их расцвет как империи пришелся на 13 век до нашей эры. C., когда они прибыли в долину Куско, в современном Перу.

С этого момента инки расширяли свою территорию, пока не превратились в великую империю под командованием короля, сосредоточившего всю власть: Сапа инков или, проще говоря, инков. Эта империя просуществовала почти три века, до прихода испанских завоевателей в 1532 году.

Общество инков было высоко иерархичным, хотя это не мешало группе придавать большое значение. Эта характеристика была очень заметна в экономике, поскольку ее основополагающими принципами было перераспределение ресурсов, полученных в результате работы. В сельском хозяйстве, например, вся земля принадлежала государству, которое распределяло ее по необходимости.

Как и остальные цивилизации того времени, инки были политеистами и придавали большое значение религии. С другой стороны, они были ответственны за важные достижения в области сельского хозяйства, транспорта или архитектуры. Их культурное влияние все еще можно увидеть в тех областях, где они доминировали.

«Империя инков»

Ключевые слова конспекта: Империя инков, Куско, налоговые законы, янаконы, кураки, Сапа Инка, Инка Пача кутек

Империя инков (Тауантинсуйу) — индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию Центральных Анд (все горные районы Перу, Боливии, Эквадора, а также части Чили, Аргентины и Колумбии).

Основой хозяйственной деятельности этого государства было террасное земледелие (основные культуры — кукуруза и картофель). В столице — Куско — имело место отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Эффективное производство позволило инкам добиться высоких результатов в культуре: мощеные дороги, соединявшие все провинции со столицей; храмы, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями; высокий уровень искусства мумифицирования; узелковое письмо кипу; хорошо налаженная система почтовой службы и оповещения с помощью скороходов часки; государственная статистика, система воспитания и образования, многожанровая литература.

Сложилась строгая иерархическая система. Основной ячейкой были общины, среди них имелись и родовые, и сельские; ко времени завоевания это были территориально-административные единицы. Налоговые законы делили доходы общины на три части:

  • первая шла в государственную казну как плата за землю, так как вся земля принадлежала верховному правителю;
  • вторая поступала в пользу храмов;
  • третья оставалась производителю.

Считают, что население империи находилось в положении государственных полурабов. Но имелись и самые настоящие рабы янаконы. Для управления покоренными районами инки практиковали переселение их жителей в другие районы.

             Среди господствующего класса различалось несколько категорий. Кураки, т, е. местные вожди, признававшие власть инков-завоевателей. Были инки по рождению и инки по привилегии (т. е. отличившиеся представители других народов). Инки по крови считали себя прямыми потомками легендарного первого инки Манко Капака. Они занимали самые высокие должности в государстве. На вершине социальной лестницы стоял верховный правитель Сапа Инка — Великий Инка, сын бога Солнца Инти и земной бог. Он обладал деспотической властью, которая была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями надо лбом.

Инки заботились о сохранении чистоты крови правителей, главной женой была родная сестра, и лишь ее дети могли наследовать власть. Тела умерших Сапа Инков бальзамировали, они были объектом заботы жрецов и после смерти, им продолжали оказывать высшие почести.

Из 12-ти Сапа Инков, правивших до завоевания страны, особое внимание привлекает правление Куси Юпанки, более известного под именем Инка Пача кутек (т. е

реформатор). Юношей он был удален из столицы, поскольку его отец Инка Виракоча предназначал трон для другого своего сына. Когда в 1438 г. на Куско напало племя чанков, соперничающее с инками за гегемонию в регионе, правитель и двор бежали; а Куси Юпанки во главе небольшого отряда воинов отразил нападение. Так он заслужил трон.

Годы пребывания на троне (1438-1471) он посвятил укреплению государства. Он полностью перестроил Куско. Утвердил административное деление страны. В результате сложилась всепроникающая система централизации и контроля — на каждые 10 тыс. семей приходилось 3333 должностных лица. Именно при нем начинают укрепляться монотеистические представления. Он решал задачу консолидации разнородного в этническом и лингвистическом отношении населения: дал даже новое имя стране — Тауантинсуйу, т. е. Четыре соединенных между собой страны света; в названии можно увидеть идею универсальности, всемирности, свойственную в той или иной степени всем деспотиям. Империя превратилась в типичное рабовладельческое государство,  известного по древнейшим государствам Ближнего и Среднего Востока.

В 1532 г. Ф. Писарро высадился на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибло от оспы, завезенной испанцами. Столица инков была покорена испанцами в 1536 г. Инка с небольшим количеством приверженцев еще 30 лет скрывался в неприступном горном районе. В 1572 г. последний правитель инков Тупак Амару был обезглавлен. Покоренные инки вошли в состав народности кечуа.

Это конспект по теме «Империя инков». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: 
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

ИНКИ и СЛЕДЫ ИСКОННЫХ ЗНАНИЙ

Нужно сказать, что инки оставили после себя прекрасное и неразгаданное наследие. Я кое-что выбрал из экспонатов известных перуанских исторических музеев, расположенных в Лиме и Куско.

Контроль Боковых сущностей и стилизованная «АллатРа» (с теми же сущностями).

Разнонаправленные спирали, похоже на «священного жучка-лягушку», символ духовного освобождения.

Не четыре ли сущности?

Снова и снова «жучки» и «лягушки», похоже на символы духовного освобождения.

У входа в музей, равносторонний крест на одеянии воина инки.

Четыре сущности на фонтане.

Справа посуда, украшенная снаружи полумесяцами («Аллатами»)

Спирали.

Ромбы.

Полумесяц… (чем-то все это Трипольскую культуру напоминает)

Наконец, откуда им известно о знаке «АллатРа»?

Словом, можно приводить бесчисленное количество фотографий, указывающих на наличие в традициях и культуре южноамериканских индейцев высоких духовных знаний, другое дело, мало кто понимает суть. Также очевидно то, что кто-то привносил эти знания, об этом говорят и легенды. Для желающих ознакомиться глубже с культурой и наследием инков — в помощь интернет, ну а нам, чтобы сохранить логическую сюжетную линию, пришла пора подвести итоги.

Божественная легитимность

Инки возвысились и создали собственную империю в XI веке (просуществовала она до XVI) в результате стечения некоторых обстоятельств. Они были одним из народов индейцев-кечуа, проживавших на территории нынешнего государства Перу, и обстоятельства вынудили их стать самыми воинственными из собратьев.

Изначально столица инков, город Куско, был пограничной крепостью, которая защищала других индейцев-кечуа от агрессивного племени чанков. Из-за своего положения на границе с воинственными соседями инки имели самую сильную и постоянно воюющую армию. Но одной армии оказалось недостаточно, и инки преуспели еще и в искусстве дипломатии, создав альянс для борьбы с чанками.

Однажды, после грандиозной битвы, когда чанки были окончательно разбиты и уничтожены как противник, правитель инков Пачакутек Юпанки не стал долго раздумывать и с помощью имеющейся армии захватил союзные города, создав первичную империю. Государство росло и при следующих правителях по размерам стало сопоставимо с Римской империей.

В своей власти инки опирались не только на военную мощь. Будучи искусными дипломатами и политиками, они сделали ставку на идеологическое и религиозное обоснование своей власти. Они провозглашали себя детьми бога-Солнца, пришедшими на землю, чтобы спасти людей от хаоса, голода и варварства. В легендах и историях они создавали образ божественных людей, которые научили других земледелию, искусству и прочим дарам цивилизации.

Как часто бывает с подобными заявлениями, это и близко не было истиной. Изначально инки вообще были кочевниками, а свои многочисленные знания и умения почерпнули из опыта предыдущих цивилизаций Южной Америки.

Инки обожали картофель

Любимой сельскохозяйственной культурой инков был картофель. Учёные считают, что древние перуанцы вывели около 3 тыс. сортов картофеля. Много, очень много клубней. Изначально этот овощ рос диким образом на юге современных Боливии и Перу. Прошла не сотня лет, пока инки не научились самостоятельно выращивать картофель и другие культуры. Вторгшиеся в Империю инков испанцы, обнаружили этот плод в процессе поисков затерянного золотого города (Эльдорадо). Тогда ни даже представить не могли, что картофель будет стоить дороже любого драгметалла.

Конкистадоры ввезли картофель в Старый Свет, откуда он стал распространяться на восток. Изначально клубни использовались лишь в качестве корма для домашнего скота, пока в высшем обществе кто-то не зародил моду на блюда из картофеля. Считается, что картофельным цветком украшала свои парики сама Мария Антуанетта.

Но как инкам удалось вывести столько сортов? Всё дело в семилетней ротации, которая применялась при выращивании картофеля. Странно, что они не проделывали всякие штуки с томатами и морковью.

4

Остальная часть иерархии власти

При инке существовал ряд властных позиций, каждая со своими характеристиками и функциями.

Первым из них был Ауки, наследник инков. Одна из его обязанностей перед вступлением на престол заключалась в том, чтобы вместе с отцом изучить имперские функции, став своего рода соправителем. Ауки мог быть любым из сыновей инков и был выбран за проявленные качества.

После Ауки располагался Императорский совет (Тауантинсуйо Камачич). Он был сформирован четырьмя его губернаторами и 12 второстепенными советниками.

С другой стороны, в каждой провинции, на которую они были разделены, также были свои губернаторы.

К предыдущим позициям нужно добавить Tucuyricuc или tocricoc (тот, кто все видит). Это был имперский надзиратель, отвечающий за контроль над государственными служащими провинции. Кроме того, он собрал дань и отправил их в Куско.

Наконец, общины возглавили курака, своего рода касик. Обычно он был престижным старейшиной айллу.

Непокорные кечуа

Когда на земли инков приходят испанские покорители новых территорий, местные племена по-разному реагируют на чужестранцев. Постоянные ожесточённые войны, которые испанцы вели с индейцами, привели к падению некогда могущественной империи инков. Вскоре государство и вовсе прекратило своё существование. Многие местные племена были сломлены и порабощены. Однако это не значило, что и кечуа сдались на милость испанцев.

Напротив, теперь этот народ в полной мере проявил свой гордый и воинственный нрав. Испанцы становятся их непримиримыми врагами, причём кечуа настолько яростно боролись за свою независимость, что смогли получить желаемое. Конечно, собственного государства построить они не сумели, однако именно их племена оказались в наиболее выгодном положении в колониальный период. Воины кечуа доказали, что они – представители того народа, который действительно невозможно сломить.

Осознавая, что непокорные кечуа будут оказывать сопротивление до последнего, испанцы начинают действовать иначе. Прибывшие на земли инков католические священники проводят работу с местным населением. То, что не удалось оружию, оказывается по силам Слову Божию.

Попытки восстановления инкской империи были подавлены, но, что интересно, эти идеи до сих пор живут среди кечуа. Значительная часть индейцев приняла католическую веру, однако и здесь они сумели сохранить верность заветам предков. Несмотря на переход в иную веру, кечуа до наших дней сохраняют многие древние традиции и обряды. Правда, в сочетании с католицизмом смотрятся они весьма экзотически.

Национальные костюмы кечуа колоритные и яркие / Kiki Deere / kikideere.com

Уклад жизни

В целом древние инки во многом были похожи на другие индейские племена. Их занятия, как и у большинства народов древности, состояли в земледелии, разведении, скота, ремеслах, охоте. Однако особенностью было сформированное ими государство, которое требовало налаживания системы администрации, налогообложения, путей сообщения, контроля за территориями.

В науке отмечается, что для своего времени инки в этом отношении определенным способом решили эти задачи. Завоеванные племена были обязаны платить дань или совершать установленные работы. По всей стране инки организовали систему пунктов, куда собирались натуральные продукты. Это делалось среди прочих целей и на случай неурожаев. Также они построили много дорог и мостов, что считается трудным для, высокогорной местности.

У инков было не очень много городов, но они строились ими и некоторые из них были достаточно крупными (например, Мачу-Пикчу). Большинство же населения проживало в деревнях.

Цель создания

Мачу-Пикчу и место его расположения коренное население всегда считало священными. Связано это с тем, что здесь расположено несколько чистейших источников ключевой воды, имеющей первостепенное значение для человеческой жизни. В прошлом город существовал изолированно от внешнего мира, а единственным средством связи с ним были известные лишь посвященным индейские тропы.

Находящийся рядом утес Уайна-Пикчу (в переводе «молодая гора»), своей формой напоминает лицо индейца, обращенного к небу. Легенда гласит, что это – хранитель города, застывший в камне.

Сегодня исследователей по-прежнему волнует цель создания города в таком удаленном и труднодоступном месте – на вершине горы, окруженной густыми лесами и высокими пиками. Вопрос по-прежнему открыт для обсуждения. По версии одних ученых, причиной этого могла стать красота местной природы, другие убеждены, что дело в мощной позитивной энергетике данной территории.

Наиболее популярно предположение о подходящем для проведения астрономических наблюдений расположении вершин скал. По всей видимости, это позволяло индейцам немного приблизиться к Солнцу – верховному божеству инков. Кроме этого, многие сооружения в Мачу-Пикчу явно создавались в целях изучения звездного неба.

С большой долей вероятности это место выполняло функции главного религиозного центра, предназначенного для посещения учеными-астрономами и астрологами. Здесь же могли обучать различным наукам студентов из элитных семей.

Город, по всей видимости, действительно имеет сильного покровителя. Известно, что во времена атаки испанских конкистадоров на Империю инков в середине XVI века Мачу-Пикчу совсем не пострадал: чужакам так и не довелось узнать о его существовании.

Изобразительное искусство

Архитектура была важнейшим художественным проявлением культуры инков. Его основными характеристиками были симметрия, солидность и простота.

Инки не применяли свои архитектурные знания к постройкам, предназначенным для использования в качестве жилищ, которые были довольно простыми. Его нововведения были полностью посвящены общественным зданиям, как религиозным, так и административным, не забывая при этом оборонительные и дворцы.

В этих сооружениях архитекторам инков удалось совместить функциональность с эстетикой благодаря тщательному планированию и передовому использованию камня.

Знатоки делят архитектуру инков на три этапа: циклопическую, для которой характерно использование крупных камней; многоугольная, в которой камни имели много углов; и имперский, когда было введено использование прямоугольных или квадратных тесаных плит.

Среди самых выдающихся примеров архитектуры инков — комплексы Кориканча, Писак, Мачу-Пикчу и Ольянтайтамбо.

С другой стороны, инки были прекрасными скульпторами. Основным материалом для изготовления статуй был камень, хотя они также использовали такие металлы, как серебро или золото. Точно так же эти два металла широко использовались в ювелирном деле для изготовления украшений.

Инки назвали свою империю Тавантинсуйу, что означает четыре провинции

Инки называли свою империю Тавантинсуйу («четыре провинции»). Четыре провинции были: Чинчайскую (север), Антисую (восток), Кулласую (юг) и Кунтисую (запад). Император Инков был известен как Сапа Инка («единственный Инка»). Империя состояла из центрального правительства с инкой Сапа во главе и четырех провинциальных правительств с лидерами, известными как апус. Инк Сапа обладал полной властью, в то время как четыре апуса составляли Верховный Совет, который консультировал короля по важным полномочиям. Под каждой провинцией были ваманы или провинции, которые часто включают в себя одну этническую группу. Каждую ваману возглавлял губернатор, известный как токрикок. На своем пике империя инков насчитывала более 80 провинций. Инки расширили свою империю путем переговоров, угроз и кровавых завоеваний. Местный правящий класс временами сотрудничал и был вознагражден за их сотрудничество, в то время как в других случаях требовалась сила, чтобы подчинить регион. Инки позволили местным регионам продолжать свои религиозные обряды. Субъекты империи должны были отдавать часть своей сельскохозяйственной продукции и выполнять обязательную общественную службу в соответствии со своими навыками, известными как Мита, труд, работа. Взамен правительство инков обеспечило безопасность, еду, жилье, одежду, образование и случайные праздники.

Карта империи инков с четырьмя сую в разных цветах

Занятия кечуа

До начала испанского завоевания, в эпоху инков, племена кечуа имели самую высокую культуру, многократно превосходящую ацтеков и майя.

К сожалению, сегодня часть технологий утеряна, однако кечуа продолжают заниматься тем, что делали всегда: скотоводством, выделкой тканей и прядением из шерсти овец, изготовлением фетровых шляп и плетением талисманов, изготовлением украшений и резьбой по дереву.

Орошение осуществляется с помощью чакитакльи – устройства, которое представляет из себя заступ с поперечным выступом для ноги.

Главным праздником народ кечуа считает день очистки оросительных каналов.

Социальные классы

Несмотря на важность, придававшуюся айллусу, общество инков было очень стабильным. В нем было две большие группы: дворянство и народ, хотя в каждом из этих классов были дифференцированные группы

Таким образом, на вершине социальной пирамиды была реализация. Помимо Сапа Инки, в него вошли также его жена и дети, среди которых был выбран наследник.

Младшая королевская власть была эквивалентом дворянства. Он состоял из двух уровней: на первом, кровном, образованном потомками Королевского Совета. Это были те, кто занимал высокие военные, религиозные или административные должности; второй уровень состоял из привилегированной знати, горожан, совершавших важные для государства дела.

Последний социальный класс, за исключением рабов, был сформирован простыми людьми, рунами хатун. Обычно они выполняли сельскохозяйственные или строительные работы.

В дополнение к предыдущим классам вы также можете найти колонизаторов или митимов. Они принадлежали не к инкам, а к другим племенам, но присягали своим правителям.

Еда без рынков

Одним из дискуссионных вопросов остаётся причина, по которой в богатом и сложном государстве с развитой наукой и культурой так и не появились рынки. Возможно, жизнь была настолько трудной, что все нововведения вращались вокруг сельского хозяйства, а на экономику уже не хватало сил. Другими словами, империя функционировала таким образом, чтобы максимально эффективно предотвращать голод, а не способствовать торговле.

Террасы Типона

Несколько лет назад в керне из долины Куско в Перу группа археологов нашла признаки того, что сельское хозяйство в этой области велось на протяжении нескольких тысяч лет (в том числе практиковалось животноводство: скорее всего, пасли лам). Эй-Джей Чипстоу-Ласти из Французского института андских исследований (Перу) и его коллеги пришли к выводу, что технологические и культурные институты инков выстраивались вокруг производства продуктов питания и управления земельными ресурсами, а не рыночной экономики. По-видимому, в регионе, где засуха уничтожила предыдущие цивилизации (например, уари) и где изменение климата оставалось постоянной опасностью, по-другому было просто нельзя. Рост империи инков совпал с периодом относительной стабильности климата, но местные народы хорошо знали, что благоприятные условия могут исчезнуть в любой момент.

Г-н Чипстоу-Ласти и его коллеги писали:

Таким образом, империю инков создали сельскохозяйственные технологии, которые привели к профициту продуктов питания и ткани. Пища стала их валютой, чистый труд выстроил всю экономику.

Одни считают, что империя инков была идеальным социалистическим государством, а другие видят в ней образец авторитарной монархии. В действительности у Тауантинсуйу, скорее всего, мало отличий от других государств древности и средневековья. Знать развлекалась гражданскими войнами и междоусобными склоками. Рабы и простолюдины строили то, что придумывали инженеры. Разница, может быть, заключалась только в том, что рабы и простые люди были сыты.

Eggheado — это сообщество людей, расширяющий свой кругозор ежедневно.

Присоединяйтесь к Eggheado и получайте познавательную статью к завтраку.

Культура инков

Каждому гражданину инки назначили очень четкую роль в жизни, связанную с их возрастом, полом и социальным положением. Например, дети, более чем пять лет возраста, несли задачу перевозки воды до областей, где взрослые выращивали зерновые культуры. И женщины, старше, чем пятьдесят, должны были ткать ткань для того, чтобы сделать одежду. Даже людям с ограниченными физическими и умственными возможностями давали ежедневные задачи, которые были подстроены к их возможностям. Например жевать кукурузу или зерно и сплевывать в большую миску. Все это перебраживало, и инки делали их собственное специальное пиво зерна под названием Чича, которое они пили по праздникам.Все индивидуальные задачи были зарегистрированы чиновниками через систему, заменявшую письменность, названную Кипу. Это была сложная форма общения, использущая сплетенные веревки, окрашенные в определенной последовательности, и завязанные в различные узлы. Император Пакакути также создал религиозные праздники для своих людей. Шесть раз в месяц вся империя справляла праздники, устраивала парады, слушала проповеди.

Инки были невероятными строителями и архитекторами. Их ирригационные системы, дворцы, храмы и укрепления до сих пор встречаются всюду в Андах. У них была разветвленная система дорог, которая, главным образом, использовалась для правительства и военных целей. Курьеры носили сообщения в форме кипу по всей империи. К сожалению, этой дорожнаой сетью также воспользовались испанцы, что значительно облегчило их завоевание Империи Инков.

Текстиль

Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый. Согласно установленным правилам, фасон инкских пончо строго соответствовал роду занятий и социальному статусу его владельца. Инки также производили прекрасные плащи из шерсти альпак и викуний, которые так распространены в Андах.

Керамика

Керамика Инков создавалась на основе искусства завоеванных народов, таких как Чиму или Чанкай. Преимужественные цвета раскраски были черный, белый, желтый, оранжевый и красный. Как правило, на отполированных пооверхностях изображались геометрические декоративные элементы. Керамика инков отличалась большим разнообразием различной посуды. Часто раскрашивались обе стороны изделия.

Золото

Инки, по словам испанских конкистадоров, добывали очень много золота. Большинство золота уходило на украшение храмов и других религиозных целей. Когда инки выкупали Атауальпу, Франциско Писарро велел заполнить зоротом до верху хелую комнату. В итоге инки принесли около 6 тонн золотых изделий. На тот момент это было крупнейшей добычей за всю историю человечества. Тем не менее Атауальпа был казнен. После чего, как считается, инки спрятали свое оставшееся золото, намного превосходившее по объему все украденное испанцами, где-то в джунглях. До сих пор экспедиции со всего мира пытаются найти золото инков, но пока безрезультатно.

К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира. В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.

ИТОГИ:

  • XI век — расцвет Сиканской цивилизации и зарождение Инкской,
  • Огромное количество сохранившихся археологических находок!  Огромное количество символов и знаков, намекающих на «принадлежность к Исконным Знаниям» отображены в сокровищах ушедших культур, находящихся ныне в исторических музеях (для желающих, в интернете огромная база фотографий)
  • Из знаков опять встречаются: «жучки», «лягушки», человек-птица, полумесяц рожками вверх, боковые сущности, разные по направленности спирали-закрутки и т.д.,
  • Новые упоминания о белых бородатых божествах индейцев: Кетцалькоатль, Кукулькан, Гугумац, Вотан, Бочика, Суа, Виракоча…
  • Бог Виракоча, якобы, пришел из-за моря,
  • Основатель Сиканской культуры Найламп — приплыл с севера,
  • Первый Инка Манко Капак тоже приплыл с севера (по озеру Титикака),
  • Проанализировав легенды, становится понятно, что великий Учитель приплыл именно с севера (с востока — горы, с юга — Антарктида, с Запада — Тихий океан),
  • Можно ли это связать как-то с Кетцалькоатлем? Рискну предположить, что он со своими соратниками отправился южнее, на континент Южной Америки, уж больно одинаковые следы знаний отмечены в цивилизациях Сикана и Инков, того времени. Это станет еще более очевидным после выхода четвертой части «В поиках…»,
  • И самое главное, как и прежде, на новых территориях странствующий Учитель привносил  окультуривание, очеловечивание, духовное развитие, а также знания самых различных аспектов жизнедеятельности,  благодаря чему коренные жители достигали такого витка в общественном становлении, которой впоследствии оценивали как «расцвет цивилизации»…
  • По некоторым легендам Кон-Тики и Виракоча покинули индейцев подобно Кетцалькоатлю и уплыли в Тихий океан,
  • Место для дополнений…

Из книги  «Загадки антропологии» Низовского А. Ю.:

А это значит, продолжение следует.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: