1.3 Сюжеты
Якоб Йорданс писал в разных жанрах – преимущественно историческом (библейские, аллегорические и мифологические сцены) и портретном. Большой популярностью пользовались его жанровые картины, зачастую основанные на фламандских пословицах или традиционных ритуалах. По большей части это изображение застолий с большим количеством участников, включая животных – коров, лошадей, домашней птицы, кошек, собак и овец. Их художник, вероятнее всего, писал с натуры.
Наиболее ярким примером можно назвать полотно «Король пьёт», воспроизведённое в нескольких версиях. Сцена изображает группу людей, празднующих Богоявление. По традиции, в этот день одного человека назначали Королём, которому прислуживали все остальные. Йорданс использовал этот обычай, чтобы заявить о вреде пьянства. В картину он добавил надпись «Никто не выглядит большим безумцем, чем пьяница».
«Пьющий король»
Такие нравоучительные темы стали чаще встречаться в творчестве Йорданса после его перехода из католицизма в протестантизм (кальвинизм) в 1655 году. В то же время его палитра стала более холодной, кисть более сдержанной, а слои краски настолько тонкими, что сквозь них иногда можно было увидеть холст. К счастью, эти перемены в стиле и тематике хорошо соответствовали новым художественным тенденциям, пришедшим в то время из Франции.
Что такое искусство барокко?
Искусство барокко развивалось, по крайней мере, после эпохи Возрождения. Можно сказать, что это началось после 16 века. Это произошло с целью привлечь больше толпы в католическую церковь. Живопись барокко отличалась преувеличенным освещением, сильными эмоциями и даже своего рода художественной сенсационностью, но искусство барокко не отражало стиль людей, живших в тот период.
Интересно отметить, что архитектура барокко поощряла строительство куполов, колоннад, цветовых эффектов и тому подобного. Дворец Августусбург недалеко от Кельна — прекрасный образец архитектуры барокко. Фонтан Треви в Риме — еще одно творение в стиле барокко.
Рубенс поддерживал в своем искусстве черту реализма. В отличие от греческого искусства, искусство барокко в значительной степени опиралось на реализм. Линии помогали художникам передать движение. Другими словами, можно сказать, что линии способствовали ощущению движения. Время использовалось как характеристика, которая может передать силу природы. Искусство барокко опиралось на эти четыре характеристики.
Черты классицизма в живописи
Классицизм на полотне можно определить по таким характерным признакам:
- строгое соблюдение пропорций;
- упорядоченность, стройность общей композиции;
- чёткие линии и формы;
- стремление к симметричности;
- спокойствие, отсутствие хаоса и чрезмерного пафоса;
- стремление следовать строгим канонам живописи;
- затрагивание вопросов только высоких и вечных тем.
Ещё один из важнейших признаков классицизма в произведениях – анатомическая идеализация тела. С натуры не рисовали. Считалось, что человек должен быть запечатлён на картине с максимально развитым телом, что в действительности можно встретить нечасто.
В этом, например, лежит принципиальное различие между классицистическим подходом и реализмом. Здесь нет изображения действительности, какой она есть, без прикрас, ретуши. Реализм работает с более обыденными явлениями и героями, приземлёнными и простыми.
В то же время классика далека и от романтизма. Бунт, излишняя идеализация, попытка побега от реальности – всего этого нет на полотнах Пуссена, Лоррена, Давида.
Главным же антиподом классицизма смело можно назвать барокко. Особенно ярок контраст между барочной эстетикой и прагматизмом Давида и его последователей. Хаотичность, драма, экспрессивность противостоят холодному рассудку и сдержанности. По сути классицистический метод был призван несколько «приструнить» повсеместное распространение барокко, предложить другие взгляды на искусство.
Парсуна
После значительных преобразований в иконописи, начал формироваться портретный жанр. Поначалу он выполнялся в иконописном стиле и получил название «парсуна» (от латинского — персона, личность). Художники все больше работают с живой натурой, и парсуны становятся более реалистичными, лица на них приобретают объем.
В этом стиле написаны портреты Бориса Годунова, царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, цариц Евдокии Лопухиной, Прасковьи Салтыковой.
Известно, что при дворе работали и иностранные художники. Они тоже в значительной мере способствовали эволюции русской живописи.
Литература
Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.
Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.
Проторенессанс
В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер .
Литература раннего Ренессанса
В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.
Литература высокого и позднего Ренессанса
Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.
Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».
А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.
В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.
Маньеризм в литературе
Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».
Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).
Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению
Симон Ушаков
На каждом этапе культурного развития страны появляются свои значимые лица. Человеком, который продвинул живопись в России в 17 веке по новому направлению и способствовал ее частичному освобождению от религиозной идеологии, был Симон Ушаков.
Он являлся не только придворным живописцем, но и ученым, педагогом, богословом, человеком широких взглядов. Симон был увлечен западным искусством. В частности, его интересовало реалистичное изображение человеческого лица. Это хорошо заметно в его работе «Спас Нерукотворный».
Ушаков был новатором. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Будучи тридцать лет главным художником Оружейной палаты, он написал множество икон, гравюр, а также несколько трактатов. Среди них «Слово к любителю иконного писания», в котором он изложил свои мысли о том, что художник должен, подобно зеркалу, правдиво отображать окружающий мир. Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. В его записях есть упоминания анатомического атласа, который он хотел написать и проиллюстрировать гравюрами. Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился. Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России.
Знаменитые художники
Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.
Антонис ван Дейк (1599-1641)
Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.
Микеланджело де Караваджо (1571-1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.
Диего Веласкес (1599-1660)
Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.
Ян Вермеер (1632-1675)
Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.
Эль Греко (1541-1614)
Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.
Никола Пуссен (1594-1665)
Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.
Хосе де Рибера (1591-1652)
Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.
Адриан ванн де Вельде (1636-1672)
Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.
Книжная графика
Книгопечатание тоже довольно поздно пришло на русские земли. Однако параллельно с его развитием популярность приобретали и гравюры, которые использовались в качестве иллюстраций. Изображения были как религиозного, так и бытового характера. Книжная миниатюра того периода отличается сложным орнаментом, декоративными буквицами, встречаются и портретные изображения. Большой вклад в развитие книжной миниатюры внесли мастера строгановской школы.
Живопись в России в 17 веке из высокодуховной превратилась в более мирскую и близкую к народу. Несмотря на противодействие церковных деятелей, художники отстояли свое право творить в жанре реализма.
Интерьер
На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня
В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки
Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:
- Акантовый лист.
- Натюрморт.
- Городские пейзажи.
- Вьющиеся стебли.
- Музыкальные инструменты.
На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:
- Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
- Выпиливался фрагмент определенного узора.
- Готовый узор наклеивался на основу.
- Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.
Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.
Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели
Конец эпохи Возрождения
Это движение длилось не вечно. Уже с 1527 года движение Возрождения начало страдать от взлетов и падений, поскольку видение, которое было приобретено на человеке, идеализированное и совершенное, начало трещать.
Новые европейские режимы, опасаясь ислама и уже почти постоянной борьбы с этой религией, инициировали меры по изгнанию мусульман, особенно в Испании.
Это население было настоящим двигателем экономики, обрабатывая землю, способствуя очистке сельскохозяйственных культур и являясь обменом знаниями между христианством и исламскими странами. Это привело к снижению сельскохозяйственного производства примерно в 1609 году, что означало голод, такие болезни, как чума, и высокую смертность.
Общество стало пессимистичным, и это повлияло на само искусство. Идея о том, что человек может делать все, исчезла, определенным образом вернувшись к средневековому видению мира, но без учета технологических достижений прошлого века.
Католический мир пережил раскол. Лютер, столкнувшись с злоупотреблениями со стороны папских властей, предложил реформу католического христианства, которая эволюционировала в создание протестантизма. В свою очередь, столкнувшись с этой наглостью, католическое руководство инициировало Контрреформацию с намерением преследовать тех, кто не соглашался и боролся против папской власти.
Искусство стало орудием пропаганды против ереси, используемый папством для предотвращения перехода населения на сторону язычников и атеистов.
Барокко в скульптуре
Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды. Ведущим мастером стал работавший в Гранаде и Малаге Педро де Мена.
Парсуна
После значительных преобразований в иконописи, начал формироваться портретный жанр. Поначалу он выполнялся в иконописном стиле и получил название «парсуна» (от латинского — персона, личность). Художники все больше работают с живой натурой, и парсуны становятся более реалистичными, лица на них приобретают объем.
В этом стиле написаны портреты Бориса Годунова, царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, цариц Евдокии Лопухиной, Прасковьи Салтыковой.
Известно, что при дворе работали и иностранные художники. Они тоже в значительной мере способствовали эволюции русской живописи.
Три цели, которые преследовал вид живописи
Пропаганда католической церкви
Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.
С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.
Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.
Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.
Укрепление абсолютной монархии
Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.
Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.
Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.
Прославление природы
Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.
Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.
Глава 3. Антонио ван Дейк
Эволюция творчества художника Антонио ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник исключительного дарования и таланта, Антонио ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.
«Портрет дамы»
Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.
Ранние композиции Антонио ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной
Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антонио ван Дейка к портретной живописи
В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.
Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров, знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.
Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.
В «Мужском портрете» психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.
«Портрет Марии Луизы де Матисс»
В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.
«Гвидо Бонтильо»
Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства
Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах
Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.
Неоклассицизм как завершающий аккорд классики
В середине XVIII столетия увлечение античностью вспыхнуло с новой силой и страстью. Объясняет это несколько причин. Во-первых, достижения археологии. В ходе раскопок древнеримских городов Помпей и Геркуланума, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия, были обнаружены удивительные по красоте и богатству произведения античного искусства.
Другая, не менее важная причина заключается в распространении просветительских идей. Деятели эпохи Просвещения, размышляя об изменении и совершенствовании личности и мира, в героях Древней Греции и Древнего Рима видели примеры для подражания. Сформировавшееся на этой почве движение получило наименование неоклассицизм, то есть новый классицизм.
Старт зародившемуся стилю дал необычный проект фасада церкви Сен-Сюльпис, разработанный итальянским мастером Джованни Сервандони. В работе архитектора впервые в XVIII веке появились строгие классические колоннады и арки. Вскоре к античным образцам обратились и другие зодчие. Французские скульпторы XVIII столетия творили одновременно в историко-мифологическом, пейзажном и портретном жанрах. Их отношение к процветающим в то время барокко и неоклассицизму также было довольно свободным. Мастера запросто переходили от богатых украшенных барочных монументов к величественным неоклассицистическим сооружениям. В начале XVIII века классические традиции развивал придворный скульптор Людовика XV Эдме Бушардон. Среди самых известных его произведений — фонтан Четырех Сезонов на улице Гренель и конная статуя «Возлюбленного» короля Людовика XV на площади Согласия.
XVIII столетие ознаменовалось резким уменьшением зависимости художников от частных заказчиков. Оценивать и судить произведения искусства стало общество. Возникла художественная критика, первыми представителями которой стали выдающиеся мыслители эпохи Просвещения. Философы рассуждали о театре, литературе, музыке.
В Париже, столице художественного мира, при поддержке королевского двора появились первые салоны, стали проводиться публичные выставки. Успех произведений живописцев или скульпторов на вернисаже сулил их авторам настоящее признание.
В начале XIX века классицизм со свойственной ему «математичностью» начал отмирать. На смену ему пришло новое направление — романтизм.
1.2 Влияние
Первые заказы Якоб Йорданс получал от местных торговцев и духовенства, лишь позже его клиентами стали представители знати и правители по всей Европе. Как уже было сказано, он не совершал художественного паломничества в Италию, а изучал искусство эпохи Возрождения по гравюрам, которые были распространены в Северной Европе. Так фламандец познакомился с работами итальянских маньеристов Якопо Бассано и Паоло Веронезе, а также скандально известного Караваджо.
В то же время Йорданс основал большую мастерскую и набрал множество учеников, которые с 1625 года помогали мастеру завершать его картины. Вместе с тем он сам помогал Рубенсу переводить небольшие наброски в полотна более крупного формата. У своего более знаменитого коллеги Йорданс почерпнул тёплую палитру, натурализм, приёмы тенебризма и кьяроскуро.
Несмотря на то, что Йорданс продолжал заимствовать у Рубенса сюжеты и мотивы, его картины с 1625 года демонстрируют всё больший реализм. У него также появилась тенденция переполнять композицию фигурами, выражающими разные типы и характеры, и доводить сцены до комизма (бурлеска) даже в религиозных и мифологических работах, таких как
«Пётр находит монету в рыбе» (ок. 1623),
«Аллегория плодородия» (ок. 1622) или
«Четыре евангелиста» (ок. 1625).
Одним из ярких примеров влияния Рубенса называют картину «Прометей прикованный», которую Йорданс переосмыслил примерно в 1640-м – через три десятка лет после своего старшего коллеги. Однако его версия мифа более оптимистична по сравнению с рубенсовской.
«Прометей прикованный»
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс выдвинулся на позицию ведущего художника Антверпена. Закрепившись в этом статусе, он стал получать заказы от монархов.
Отличия барокко и рококо
Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.
Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры произведений |
|
|
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).
Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия) |
Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры произведений |
|
|
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар). |
Утрехтские караваджисты
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.
- Молодой воин раскуривает трубку
, 1623, город Эгер, Венгрия. Худ.Тербрюгген
- Тербрюгген. Святая Ирина спасает Святого Себастьяна
- Худ. Хонтхорст. Пьяный скрипач
, 1623 г.
- Паулюс Бор (или его круг). Христос среди учителей, около 1635
- Бабюрен. Христа берут под стражу.
Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом, чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.
- Маттиас Стом. Муций Сцевола, 1640-е годы
- Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече
- Маттиас Стом. Поклонение волхвов
- Маттиас Стом. Поклонение пастухов. Музей искусств. Северная Каролина
Классицизм в архитектуре
Возведение в эталон античных канонов, тяга к простым и строгим формам – этим же базовым принципам следовало в XVII-XVIII веках и зодчество. Основы стиля сформировал венецианец Палладио и его ученик Скамоцци.
Постепенно классицистические архитектурные композиции украсили главные города Европы и Америки. Площадь Согласия в Париже, Зал Вальхаллы близ Регенсбурга, Банк Англии в Лондоне, Капитолий в Вашингтоне – все эти строения стали памятником эпохи.
В наполеоновской Франции неоклассицизм перетёк в ампир. Этот стиль представлен, в частности, Триумфальной аркой в Париже и колонной Нельсона в Лондоне.
В России оплотом классицизма стал Петербург. Среди ярких образцов – Казанский собор, Юсуповский и Таврический дворцы, Исаакий.
Заключение:
Подводя итоги искусства Барроко, можно выделить основные выводы по каждому пункту, например могу сказать что эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо». Человек искусства барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью и невежеством. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения. Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.