Малые голландцы

Ян Вермеер

Ян Вермеер (1632-1675) – мастер света, воспроизводящий его на холсте. В своей работе художник использовал камеру-обскуру, новый для середины ХVI в инструмент. С помощью его Вермеер передавал проходящий свой предметы свет невиданными до этого способами.

“Женщина с весами”. 1662-1663

Мне нравитсяНе нравится

Лицо женщины с пустыми весами освещено золотистым светом из окошка. Ее выражение спокойно и безмятежно. Уравновешенные весы подчеркивают состояние покоя.

Позади находится картина Страшного Суда, а на столе лежат драгоценности. Композиция женщины и картины за ней выражает сравнение: судить и взвешивать – это одно. Зеркало отсылает к необходимости смотреть на себя, призывая совесть.

“Девушка с жемчужной сережкой”. 1665-1667

Мне нравитсяНе нравится

С какой бы стороны не подходил зритель к картине, всегда будет казаться, что взгляд девушки устремлен на него.

Темный фон придает картине глубину и выделяет освещенное лицо. Не успевший скрыться за головой край тюрбана говорит о том, что девушка стремительно обернулась. Ее движение не завершено, и этот миг запечатлел художник.

Загадочность усиливает сережка. Ее форма иллюзорна и не имеет контуров. В этом можно убедиться, рассмотрев жемчужину вблизи.

Кто такие «Малые голландцы» в мировом изобразительном исскустве?

В 17 веке Голландия стала одной из самых развитых стран Западной Европы, а в её изобразительном

искусстве наступил «золотой век». Религиозный протестантизм постепенно вытеснил католическую церковь

с её роскошными, богато убранными и украшенными большими полотнами храмами.

Церковь перестала заказывать у художников большие полотна и её влияние на искусство Голландии стало минимально, в отличие от искусства Италии, Франции, Испании и Фландрии. Протестантские церкви не украшались и не отличались особой роскошью.

Феодалы с их роскошными замками и дворцами тоже перестали заказывать большие художественные

полотна.

В этот период основным заказчиком произведений искусства становится средний класс голландского

общества — простые бюргеры — городские жители. Торговцы, ремесленники, представители буржуазии,

военные и другие жители городов активно покупали для своих простых жилищ картины небольших размеров, написанные «Малыми голландцами».

Определением «Малые голландцы» в мировом изобразительном искусстве выделили группу

голландских художников XVII века, которые создавали пейзажи, натюрморты и картины бытового

жанра небольшого размера.

Голландцы внесли огромный вклад в мировое изобразительное искусство — создали натюрморт,

анималистический жанр и впервые стали изображать зимнюю природу, простые бытовые сцены, события и предметы, простого человека без украшательства и прикрас.

В России в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств

им. А.С.Пушкина находится более тысячи работ «Малых голландцев».

]1

На видео можно посмотреть одни из лучших работ таких выдающихся представителей «Малых голландцев», как Питер де Хох, Франс Халс, Ян Стен, Герард Терборх, Габриэль Мэтсю и Франс ван Мирис.

К сожалению, в России нет работ одного из величайших мастеров — живописцев «золотого века» — Яна Вермеера.

На фото — одна из его замечательных работ «Девушка с бокалом вина».

Ян Вермеер создавал композиции в тщательно прописанном интерьере с небольшим количеством фигур. Наиболее известные из них — «Женщина, читающая письмо», «Офицер и смеющаяся девушка», «Сводница», «Девушка у открытого окна».

Для творчества Вермеера характерны: тонкость письма портрета, выразительность и красота световых и пространственных нюансов, единение персонажей и интерьерной среды.

Семейный очаг

Светится золотом центр композиции «Семейного портрета» — изображение младшей девочки, помещенное, кажется, на три слоя черного разных оттенков и степеней матовости. Ее сиянию противоречат лишь большие печальные глазки. И, словно вслед за солнечным зайчиком, взгляд зрителя падает на старшую, в «лунном» платье, холодному сиянию которого противоречит озорной взгляд. Серьезное выражение глаз матери семейства — достойной женщины, горделивая поза и задиристый вызов в глазах мужчины и мягкая полуулыбка юноши — щеголя и умницы… Мы будто оказались в кругу этой семьи и обменялись парой слов с каждым ее представителем. Так традиционный по композиции и колориту голландский семейный портрет под кистью Терборха обретает удивительное обаяние и открытость.

О стране и ее истории

На протяжении всей истории Голландии было много людей, которые стали великими героями своей страны. Они стремились вдохновлять, и дело их жизни по-прежнему остается очень важным даже спустя годы после их смерти. Без тех, кто осмеливается и борется за перемены, человеческая цивилизация остались бы прежней, без какого-либо заметного прогресса.

Нидерланды – не исключение. На протяжении всей истории голландцы боролись за важные дела и стали пионерами социальных и экономических изменений, которым подражали многие европейские и другие страны по всему миру. Традиционно толерантное общество на протяжении всей истории позволяло знаменитым голландцы оставлять свой след в развитии, без какого-либо осуждения или преследования. Голландское общество – одно из самых космополитических в мире, и многие иммигранты чувствуют, что их принимают и принимают.

В результате различных разумных политических решений на протяжении многих столетий, Нидерланды стали одной из самых процветающих стран мира. Они известны своей свободой прессы, экономической свободой, высоким качеством жизни, хорошо развитым здравоохранением, образованием и инфраструктурой. Устраивайтесь поудобнее и узнайте больше о великих голландцах, людях, повлиявших не только на голландскую, но и мировую историю.

Рууд Любберс

Голландская экономика пережила большой спад в 1980-х годах. Рууду Любберсу приписывают огромный вклад в восстановлении экономики страны в то время. Частично это было связано с реформированием системы социального обеспечения, что позволило сократить дефицит бюджета. Его впечатляющее наследие включало в том числе и гуманитарную деятельность, направленную на решение различных задач, а также сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом.

Служба Любберса на посту премьер-министра Нидерландов с 1982 по 1994 год сделала его самым «долговременным» премьер-министром в истории Нидерландов. Помимо того, что он был отличным экономистом, что он очень хорошо продемонстрировал, Любберс был отличным руководителем с превосходными навыками решения проблем.

Голландская школа живописи

Три четверти века продолжался подъем искусства на севере Нидерландов, в республике Соединенных провинций, называвшейся Голландией. В 1609 г. эта республика получила статус государства. Здесь сложилось буржуазное государство.

Значительную роль на живопись эпохи возрождения оказал итальянский художник Караваджо1 (1571 1610). Он писал свои картины очень реалистичными, а предметы и фигуры имели высокую технику светотени.  

Художников было много, и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой, но Амстердам играл самую важную роль в развитии голландского искусства.3

Жанровая живопись

В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина морской пейзаж, городской пейзаж ведута, изображение животных анималистическая живопись. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля1 (1525 1529). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. В искусстве этого времени завершилось формирование системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи — жанровая живопись. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях крестьянский и бюргерский (городской) жанр. В жанровых картинах изображали быт частного человекапирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование

Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты

Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.

Бытовой жанр

Чувство меры и довольство малым, отсутствие переполненности в чем-либо, уют, теплота родного дома, ежедневные ритуалы и обыкновенная жизнь простого человека, — это и многое другое такое же незначительное и каждодневное изображали голландские художники в бытовых сценках. Искусство было предельно понятное, знакомое. «Низший» бытовой жанр был максимально приближен к реальной жизни.

Что же еще рисовать, если заказов от церквей нет, монументальные картины не влезут в обычные дома, а государственных заказов не было и нет? То, что видишь вокруг.

Бытовой жанр – это сцены городской и крестьянской жизни.

Ян Стен (1626-1679) остроумно и по-доброму изображал действительность обычных горожан. Все его картины про то, что жизнь не всегда благоразумна и добродетельна, но при этом, несомненно, заслуживает внимания. Несмотря на подшучивание или же острую сатиру над обществом, в картинах Яна Стена чувствуется та самая любовь к деталям, к дому и окружению, которая присуща всем «малым голландцам».

Ян Вермеер (1632-1675) — несомненно, гений. Иначе как можно настолько трепетно и бережно относится к окружающему тебя миру? Миру предметному. Тщательно прописанный интерьер, вплоть до дверных ручек, складок занавесок, небрежно положенной скатерти, невероятный свет из окон.

У Вермеера все настолько интимное, что кажется, что ты подглядываешь через замочную скважину в чужой дом; не хочется нарушать тишину и уединение героев.

Питер де Хох (1629-1684) создавал сценки городского быта, в основном, хозяек дома. Его картины часто сравнивают с произведениями Вермеера, и совершенно непонятно, кто с кого брал пример.

Герард Терборх (1617-1681). Именно после Терборха Вермеер и де Хох начали создавать жанровые сценки, так как он первым приоткрыл завесу между общественным и домашним, показав повседневную жизнь во всей ее полноте и красоте.

ТВОРЧЕСТВО

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские портреты таких аристократических семей Амстердама, как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей; Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам, Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага, Маурицхёйс), а также жанровые картины свидетельствуют о прекрасном знании моды и голландского общества того времени.

Его манера изменяется лишь в деталях костюмов, в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых «переходов». Среди произведений этого периода можно назвать также картины «Галантный офицер» (ок. 1662-1663, Париж, Лувр), «Игра в карты» (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), «Дуэт» (ок. 1670, Лондон, Нац. гал.; Париж, Лувр), «Виолончелистка» (ок. 1675, Берлин-Далем, музей), которая по композиции близка работам Вермеера.

«Игра в карты» «Дуэт» «Офицер, пишущий письмо»

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

«БОКАЛ ЛИМОНАДА»

самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

, ,

Говорящие взгляды

«Бокал лимонада» — одна из самых озорных картин Терборха. Здесь все понятно с первого взгляда: утром протопили и плохо проветрили, у девушки разболелась голова, и щечки покинул румянец. Пришел с визитом веселый шумный жених в рыжем парике и тут же бросился спасать бедняжку. Лучшее средство от головной боли — бокал свежего лимонада, особенно если готовить его вместе, рука об руку. И даже строгая ворчливая маменька не помеха столь успешному лечению. Ее фигура замыкает пирамидальную композицию картины, добавляя ей устойчивой гармоничности и выравнивая архитектонику светлых и темных пятен.

Бокал лимонада. Герард Терборх. Между 1655 и 1660 гг.

Основное напряжение композиции — двое встретились взглядами и ведут всем понятный разговор: ее растерянность и его уверенность, ее вопрос и его ответ.

Диалог рук не менее красноречив. Холодного женского мизинчика на чуть влажном запотевшем стекле касается, поглаживая, горячий уверенный мужской большой палец.

А на столе, почти не привлекая внимания, но оживляя композицию, разместился изящный натюрморт: блеск темного стекла, матовая поверхность тарелки, теплое дерево столика — и светлое пятно едва заметной двери в правом углу, откуда вошел молодой человек. И композиция разворачивается вправо прямо на наших глазах.

Биография

Жерар тер Борх родился в декабре 1617 года в Зволле в провинции Оверэйсел в Голландской Республике..

Он получил прекрасное образование от своего отца Джерарда тер Борха Старшего, тоже художника, и очень рано развил свой талант. Надпись на этюде головы доказывает, что Тер Борх был в Амстердаме в 1632 году, где он учился, возможно, у Виллема Корнелиса Дуйстера или Питера Кодде. Влияние Дуйстера можно проследить на картине с датой 1638 года в Завещании Ионида (Музей Виктории и Альберта). В 1634 году он учился у Питера де Молин в Харлеме. Запись этого периода Харлема — Консультации (1635 г.) в Берлинской галерее.

РейксмузеумаАмстердаме

В 1635 году он был в Лондоне, а затем путешествовал по Германии, Франции, Испании и Италии. Его сестра Гесина тоже стала художницей. Несомненно, что он был в Риме в 1641 году, когда написал на меди небольшие портреты Яна Шестой, Юной леди (Six Collection, Амстердам) и портрет джентльмена (DMK Collection Nuermberg). В 1648 году он был в Мюнстере во время заседания конгресса, ратифицировавшего мирный договор между испанцами и голландцами и выполнившего свою знаменитую картину, написанную на меди., собравшихся полномочных представителей — работа, которая вместе с портретом стоящего мужчины теперь представляет мастера в национальной коллекции в Лондоне. Картину купил маркиз Хертфорд на Демидофф распродаже за 1280 и подарил Национальной галерее сэр Ричард Уоллес по предложению его секретарь, сэр Джон Мюррей Скотт.

Гесина

В это время Терборха пригласили в гости Мадрид, где он получил должность и рыцарское звание от Филиппа IV, но, как говорят, из-за интриги он был вынужден вернуться в Нидерланды. Похоже, он какое-то время проживал в Харлеме; но в конце концов он поселился в Девентере, где он стал членом городского совета, в котором он изображен на портрете, который сейчас находится в галерее Гааги. Он умер в Девентере в 1681 году.

Биография

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 г., бережно хранил отец, они сохранились и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. К 1632 г. относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 г. Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ. Первая картина мастера Терборха датируется 1635 г. Летом того же года Терборх уезжает в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он знакомится с Антонисом Ван Дейком. Приблизительно в 1636 г. Терборх возвращается на некоторое время в Зволле. Откуда он ездит учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он пишет портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 гг. он проживает в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

Герард Терборх. Въезд посла Адриана Поу в Мюнстер (ок. 1646). Городской музей Мюнстера

Герард Терборх. Портрет графа Пеньеранда (2 треть 17 века). Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

В Амстердаме просыпается его интерес к жанровой живописи. Он становится популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 г. по приглашению голландского посла Адриана Поу

В Мюнстере Тербох пишет портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлекает внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принимает Терборха на службу, и Герард Терборх присутствует при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 г

Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. В том же году Герард Тербох возвращается в Голландию и работает в разных городах страны. Он живет поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра. После женитьбы 14 февраля 1654 г. остался в Девентере. С 1660 г. он всё больше тяготеет к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

Пейзаж

Пейзаж для голландца — способ показать свою искреннюю любовь к родной земле. В итальянском искусстве пейзаж обычно выступал как фон, идеально красивый, но незначительный

Художники не заостряли свое внимание на разнообразие природы вокруг, фокус был на сюжете и действии. С голландскими художниками все было по-другому: пейзаж выступал и как сюжет, и как действие

Это был главный и единственный фон. Он был разнообразен, красочен, индивидуален. В пейзаж часто вписывали какие-то промышленные здания, мануфактуры, чего раньше не делал никто. Нарисовать мельницу в поле? Изобразить мануфактуру по переработке китового жира? Да где вы это видели, это недопустимо!

А на самом деле все органично вписывается и нереально красиво смотрится.

MrsGonzo: малые голландцы

Антони Паламедес (1600 – 1673) – художник Золотого века голландской живописи. Пробовал себя в разных жанрах: писал портреты и натюрморты, но, в конечном счете, остановился на жанровой живописи.

Антони Паламедес – уроженец Дельфта. Его отец успешно работал в области декоративно-прикладного искусства, занимаясь изготовлением ваз и других предметов из полудрагоценных камней. 

Одно время он работал при дворе короля Шотландии, Якова. С рождением Антони, которого нарекли Паламедесом, семья вернулась в Дельфт.

Антони Паламедес прошел обучение в мастерской Михеля Миревельта. В 1621 году был принят в гильдию Св. Луки, где играл не последнюю роль и четырежды избирался ее деканом. Поначалу, Антони Паламедес был очень состоятельным художником. 

Цены на его полотна были достаточно высокими, позволившими семье купить дорогую недвижимость в престижной части Дельфта. 

В дальнейшем, ситуация стала меняться, особенно со смертью его первой жены, Анны ван Хоорендейк в 1651 г., в худшую сторону, семье пришлось переезжать во все более дешевые дома. 

Повторная женитьба не стала счастливой и сопровождалась скандалами и финансовыми затруднениями. Дело дошло до денежных займов в муниципалитете Дельфта для выплаты долгов кредиторам. 

В 1673 году, стремясь избавиться от многочисленных проблем, художник буквально бежит в Амстердам, надеясь в столице поправить дела, но, не успев утвердиться на новом месте, умирает.

Выбор жанровой живописи, в качестве основной в своем творчестве, диктовался модой. Стремясь избавиться от денежных затруднений, Антони Паламедес нередко повторяется в композиционных решениях различных модных сюжетов. 

Как правило, перед зрителем предстают веселые компании бюргерской молодежи в ультрамодных ярких костюмах, предающихся музицированию, играм в карты, веселым застольям, оживленным беседам.

Как правило, картины плотно заполнены фигурами, детали интерьера и мебель практически отсутствуют. Фигуры компонуются в левом углу полотна, тогда как правый угол остается относительно пустым. 

Замкнутое пространство и контрасты света и тени, делают картины похожими на театральную сцену. Утрированное веселье и нарочитые жесты центральных персонажей еще более подчеркивают театральность, иногда даже гротескность происходящего действа. 

Широко используется прием «картина в картине», позволяющий дать символические объяснения происходящего. Так, морской пейзаж говорил о любовных переживаниях, а горный – стойкость перед соблазнами и злоключениями.

Если в портретной живописи Антони Паламедес следовал традиции своего учителя Миревельта, то в жанровой живописи он шел по пути харлемских художников, с творчеством которых Паламедес познакомился в годы проживания в Харлеме (1623 – 1627). 

От сцен в караульнях он постепенно переходит к изображению музицирующих групп в больших, наполненных ровным светом залах.

Тональные решения в его живописи преобладают, но появляется и редкий для того времени цветовой контраст, еще робкий и осторожный, но резко выделяющийся на фоне современников. 

Атласный блеск голубого, золотистого и красного на его полотнах похож на сверкание драгоценных камней, открывающее новые перспективы для художников следующих поколений.

Найти себя

Уже к семнадцати годам став признанным мастером, Терборх по традиции средневековых подмастерьев отправляется путешествовать. Британия — Мекка для художников (в Лондоне он познакомился с Антонисом Ван Дейком), Италия, Испания (в Мадриде Терборх пишет портрет короля Филиппа IV) — и назад в Амстердам, где Терборх продолжил работу.

Женщина, читающая письмо. Герард Терборх. 1660— 1662 гг.

Тот же сложный путь он проходит и в творчестве: «примерив» мягкий рыжеватый колорит и барочные формы композиции Ван Дейка, жесткую объемность «великих испанцев», он обращается к собственному стилю, который станет его визитной карточкой. В основе этого стиля лежит сложный колорит, богатство оттенков, сияющие краски — и умение изобразить взгляд модели. Живой, непосредственный, открытый зрителю взгляд героев картин — в этом основа деликатного и уважительного, по мнению замечательного искусствоведа Макса Фридлендера, обаяния работ Терборха.

Немного истории

Появление голландской школы живописи в начале XVII века является одним из самых необычайных явлений в истории изобразительного искусства. Нидерланды к тому времени уже стали политическим образованием, но все еще страдали от последствий долгой и тяжелой войны против Испании. И все же успех маленькой республики в обретении независимости от могущественного противника привел к огромному чувству собственного достоинства.

Голландцы гордились своими достижениями, своей землей и намеревались создать форму правления, которая обеспечила бы прочную основу для будущего. Безусловно, они были горды и своим культурным наследием. Произведения голландских художников XVII века составили одну из ярчайших страниц мировой живописи. В течение XVII века в голландском искусстве было создано от 5 до 10 миллионов произведений искусства. И только 1% из них дошли до наших дней. Произведения искусства, от простых печатных изданий и копий до оригиналов, висели почти во всех голландских домах. Например, 2/3 картин были найдены в частных домах Делфта. Нидерланды производили бесчисленные шедевры в каждом жанре живописи. Особенно изумительны были работы «малых голландцев».

Винсент ван Гог

Винсент ван Гог (1853-1890) – гений-самоучка, непризнанный при жизни, но ставший очень известным после смерти. Художник творил в жанре постимпрессионизма. Он искусно соединял рисунок и цвет, чтобы выразить посредством сочетания свой внутренний мир.

“Подсолнухи”. 1888

Мне нравитсяНе нравится

Желтое на желтом – несуразное по классическим меркам сочетание, но именно такое противоречие канонам стало чертой импрессионизма. Простая ваза, незамысловатый букет, стол без текстуры и одноцветная поверхность заднего фона – все подчеркивает ненужность детализации для художника. Необычность придают боковые подсолнухи, которые разворачиваются, словно наткнувшись на края рамы.

“Звездная ночь”. 1889

Мне нравитсяНе нравится

Картина написана в период лечения в больнице для душевнобольных, поэтому воплотила в себе работу обостренного воображения. На холсте запечатлен вид предрассветного неба из окна. Закручивающиеся мазки с цветовыми переливами создают впечатление, будто свет разливается. Узоры в виде спиралей имитируют движение без конца.

Небесная подвижность уравновешена устойчивостью построек. Высокий кипарис, беря начало на неподвижной земле, устремлен ввысь. Его контуры словно поддаются потокам света на небе, вливаются в них.

Герард Терборх

Герард Терборх (1617-1681) – художник бытового жанра. Создавая картины в этом направлении, он выработал основные принципы стиля. Его каноны позже позаимствуют другие художники, обращающиеся к сценам быта.
Картины Терборха написаны в сдержанных тонах, что подчеркивает точно выверенную необходимость их использования.

“Бокал лимонада”. 1660-е

Мне нравитсяНе нравится

В ситуациях, возникающих ежедневно, Терборх нашел возможность отразить разнообразный мир скрытых переживаний. Прикосновения, жесты, взгляды персонажей раскрывают их чувства и взаимоотношения. Трое людей посредством таких приемов художника связаны в одно целое.

“Точильщик”. 1653-1655

Мне нравитсяНе нравится

Картина выставляет на всеобщее обозрение «неприглядную» сторону жизни. Заказчики хотели видеть чистые улицы и дома, но художник показал бедность Голландии. В то время живописцы очень редко прибегали к таким сюжетам, поэтому шаг Терборха в этом направлении был смелым, а работа – необычной.

История на картинах малых голландцев и малые голландцы в истории

Адриан ван Остаде. Крестьяне

В общем смысле этот период относится к эпохе барокко – но без той пышности и того великолепия, которыми отличается барочная живопись французских, итальянских и испанских мастеров. К тому же среди творений малых голландцев не встречались так распространенные в католической Европе картины на библейские сюжеты. Церковное искусство в протестантской Голландии не признавалось, а следовательно, церкви не были заказчиками или покупателями произведений живописи. Если и появлялись на холстах сюжеты из Библии, то они изображались в современной художнику обстановке, как будто перенесенные в новое время. Крупные исторические события и сражения также не были популярны у малых голландцев.

Ян Вермеер. Маленькая улица

Для их картин было характерно тщательное выписывание деталей, точность, отточенность техники, продуманность композиции, использование полутонов, теней. Некоторые использовали во время работы камеру-обскура. Известно, что с помощью этого прибора работал Ян Вермеер, которого иногда называют «великим малым голландцем».

Герард тер Борх. Бокал лимонада

Всего за двадцать лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Художники мало заботились об уникальности – ведь назначение картин не предполагало, что когда-нибудь они окажутся по соседству друг с другом в каком-нибудь музее. При этом, несмотря на количество произведений и непритязательность покупателей, творения малых голландцев стали настоящими жемчужинами живописи.

Мейндерт Хоббема — мастер изображения тихих сельских уголков

Ян ван Гойен — художник, чьи картины наполнены воздухом

Николас Мас, мастер жанровых сцен, один из последних представителей Золотого века голландской живописи

Французское вторжение 1672 года значительно пошатнуло рынок искусства, который после окончания войны больше уже не вернулся к уровню золотого века. Впоследствии отношение к малым голландцам было достаточно сдержанным – только в двадцатом веке этот феномен европейского искусства был оценен по достоинству. Сейчас, если и можно в чем упрекнуть эти произведения, то точно не в том, что они кажутся старомодными, напротив, трудно подобрать для малых голландцев более подходящий антураж, чем современный быт и нынешняя действительность.

И что в итоге?

Малые голландцы — мастера, сумевшие вывести те жанры живописи, которые были недоступны для понимания целому миру. Красочные натюрморты, величественные пейзажи, детализированные бытовые сценки… Перечислять можно до бесконечности.

Удивительная их любовь ко всему близкому, интимному, тихому и семейному. Голландцы учат ценить то, что кажется неброским и не роскошным, прививают восхищение к обыденному. Реализм как течение в живописи во многом отталкивался от искусства голландцев, ведь их творчество как раз про реальность, открытую и неприукрашенную, тихую и невероятно уютную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: