Комментарии
- Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
- Проводится минимум раз в год
- Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе пяти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 год) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
- Был создан новый орган — Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
- Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
- Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
- Первая параллельная выставка началась в августе 1886 года, показом экспозиции Нижнем Новгороде, и закончилась в апреле 1888 года в Витебске.
- Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославе и Курске.
- Экспонент — художник не состоявший в товариществе, но подававший заявку на участие в выставке определённого своего произведения. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.
История деятельности Товарищества
Группа художников из Москвы направила письмо коллегам из Артели в Санкт-Петербурге, предложив идею объединиться. Однако они не поддержали это предложение, за исключением И. Крамского и К. Лемоха. В то же время другие петербургские мастера кисти согласились с идеей совместной деятельности, предполагавшей проведение передвижных выставочных мероприятий. В сентябре 1870 г. учредители Товарищества направили в Министерство внутренних дел ходатайство утвердить проект устава нового объединения. Министр утвердил устав Товарищества 02.11.1870 г., в котором основными целями были названы:
- ознакомление провинциальных жителей с отечественными образцами высокого искусства;
- содействие развитию в массах позитивного отношения к искусству;
- создание благоприятных условий для художников в продаже их работ.
Для руководства делами, согласно Уставу, формировались общее собрание и правление с решением всех вопросов путем голосования. В такой редакции Устав действовал до 1890 г., затем приняли новую его версию.
Впервые выставка Товарищества прошла в Петербурге 29.11.1871 г. в Академии художеств. На ней продемонстрировали произведения 16-ти художников. Следующими городами, где демонстрировали произведения искусства, стали Москва, Киев, Харьков. В течение 50-летнего периода Товариществом были организованы 47 выставочных мероприятий передвижного типа. Наряду с ежегодными выставками проводились и выставочные мероприятия для городов, где демонстрировались непроданные работы передвижников.
Наиболее активным периодом в деятельности объединения художников стали 1870-1880-е гг. В общество входили такие деятели, как Е. Репин, В. Суриков, Г. Мясоедов, А. Саврасов, И. Шишкин, А. Куинджи и многие другие.
Вместе с членами Товарищества в выставках участвовали и другие художники – В. Верещагин, А. Рябушкин и т.д. Причем число таких художников-экспонентов превышало численность выставляющихся на выставке членов Товарищества. В состав его участников выдвигались кандидатами творцы-экспоненты. Последние при вхождении в объединение не получали права голоса.
В среде Товарищества нередко возникали конфликты. В результате одного из них в 1901 г. из состава вышли 11 чел. Последний глава Товарищества с 1918 г. П. Радимов пытался добиться возрождения объединения, но безрезультатно. В 1922 г. прошла последняя выставка, а в 1923 г. Товарищество было ликвидировано.
↑ Деятельность Товарищества
Товарищество за время своего существования провело: 48 выставок в различных городах, селах и деревнях Российской Империи. Первая выставка состоялась в 1871 году и длилась около двух месяцев. Начавшись в Санкт-Петербурге, она далее передвинулась в Москву, Киев и Харьков. Выставлялось 47 картин. Посетило выставку более 30 тыс. человек.
Резонанс первой выставки в обществе был достаточно сильный. Заработано было более 4 тыс. руб. Деньги были поделены между участниками. Передвижники имели большой успех на Международной выставке в 1878 году, в Париже. Для участия в выставке был изменен устав. Из него был исключен пункт о проведении выставочной деятельности только на территории России.
В финансовом плане передвижники соблюдали строжайшую дисциплину. Пять процентов с продажи каждой картину уходили в кассу Товарищества. Остальное разделялось между экспонентами. Благодаря Передвижникам было открыто множество новых художественных талантов, например В.Сурикова и Н.Ярошенко.
Много лет продолжалось противостояние между Передвижниками и Академией Художеств. Доходило до того, что пенсионеры Академии не имели право участия в выставках Передвижников. В начале 20-го века из Товарищества массово начали уходить художники, обострились конфликты. Последняя выставка была проведена в 1922 году.
Какова была цель создания общества?
Второго ноября 1870 года был принят устав Передвижников. В нем провозглашалась цель объединения — организация передвижных выставок во всех городах империи для ознакомления жителей провинций с русским искусством, привития обществу любви к искусству и чтобы для художников для облегчения продажи своих произведений. Устав гласил, что делами ассоциации будет управлять общее собрание членов и что все вопросы будут решаться голосованием.
Члены объединения работали в разных художественных направлениях. Однако объединяло их то, что они были вдохновлены идеями народничества* и сознательно противопоставляли представителям официальной науки** свое творчество.
Остановившие время
«Передвижники» не игнорировали исторические вопросы. В 1877 году Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов приехали в Москву за вдохновением. Они начали исследовать центр города и его окрестности. Результатом их долгих странствий стали несколько картин, получивших национальную известность. Поленов написал «Московский двор», Васнецов — портрет Ивана Грозного, Суриков — «Утро стрелецкой казни», а Репин — портрет царицы Софьи. История жизни и борьбы за власть сестры Петра Великого завораживает художника после посещения Новодевичьего монастыря. Художник даже смог увидеть камеру, в которой держали в плену принцессу, поэтому ему не составило труда воссоздать интерьеры. Другое дело — внешность Софьи Алексеевны. О ее реальной внешности сохранилось мало сведений. Современники говорили, что принцесса была довольно некрасивой, но ее глаза выдавали сильную и властную личность. Один из иностранных дипломатов писал, что София выглядела намного старше своих лет; когда они встретились, посланник принял ее за сорокалетнюю женщину, хотя ей было не больше двадцати пяти. Илья Репин сделал несколько эскизов головы Софьи для своих заказчиков. Но посмотрите на княгиню действительно «петровскую» — достаточно сравнить ее портрет со многими картинами Петра Великого.
Василий Суриков, мастер исторического жанра, обратился к смежной теме и показал Россию на следующем этапе, когда допетровская Московия уходит в прошлое, освобождая место для нового, европеизированного и авторитарного государства. Утро стрелецкой казни художник Он долго и упорно работал, страдая от кошмаров и тревожных видений. «Я придумал его, когда ехал из Сибири в Санкт-Петербург. В тот момент я увидел красоту Москвы. Памятники и площади стали для меня фоном, на котором я мог разместить свои сибирские впечатления. Я сам видел все памятники: царей в мантиях и царевен — живых мучеников», — вспоминал художник. Художник вспомнил. Модель для картины Сурикова оглядела весь город, внимательно наблюдая за лицами прохожих. Он находил нужные ему сорта в самых неожиданных местах — на рынках, площадях и даже на кладбищах. Многие отказались позировать, когда узнали, о каком «кровавом» акте он говорил. художник. В год завершения картины по трагическому стечению обстоятельств произошло убийство Александра II, суд над Первомаршевым и казнь пяти мятежников.
↑ Интересные факты о Товариществе
- Критик В. Стасов назвал творчество передвижников «хоровыми картинами»;
- Бунт художников-выпускников в 1863 году сорвал юбилейный конкурс Академии художеств. Большую помощь Передвижникам оказывал Павел Третьяков;
- Большое количество картин художники писали по его заказу;
- В конце своего существования Товарищество влилось в Академию художеств. Между молодым поколением художников и старшими начались противоречия. Свобода в создании сюжета картин была утрачена;
- Победа в выпускном конкурсе, от которого отказались выпускники Академии Художеств, давала право на многолетнюю поездку в Италию, за которую платило государство;
- За все время существования общества его членами были более 100 человек.
Архипов Абрам Ефимович.
Художник родился в Рязанской губернии в семье крестьянина. С 1877 по 1883 и в 1886-1887 годах учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, в 1884-1885 годах — в Академии художеств.
С 1889 года участвовал в передвижных выставках, в 1891 году стал членом Товарищества.Жанрист, пейзажист, портретист, Архипов вошёл в историю русского искусства как художник, посвятивший своё творчество русской деревне, жизни городской бедноты.
Цитата взята с канала «Картины с историей».
Известны его произведения «На волге» (1889), «По реке Оке» (1890), «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895), «Обратный» (1896), «Прачки» (1901), «Гости» (1914), «Портрет М. И. Калинина» (1927), «Девушка с кувшином» (1927).
Картина «Прачки» — одно из самых значительных остросоциальных жанровых полотен русской живописи конца ⅩⅨ — начала ⅩⅩ века.С 1894 по 1918 год А. Е. Архипов преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1924 года он — член АХРР и постоянный участник выставок этого объединения. Одним из первых А. Е. Архипов был удостоен звания народного художника РСФСР.
Ко времени образования Товарищества в общественно-экономической жизни России произошёл перелом. С 1861 года страна стала развиваться по капиталистическому пути. Но это было результатом не революционного переворота, а результатом реформ.
Напуганное массовостью движения народа, самодержавие вынуждено было пойти на реформы, которые проводились с соблюдением интересов господствующего тогда класса.
Осталось самодержавие; повсеместно сохранилось помещичье землевладение, лишавшее крестьян земли и элементарных прав человека, разорявшее мелких собственников, обрекавшее рабочих на каторжный труд.
Пережитки феодализма в буржуазном обществе явились особенностью капитализма в России, без учёта которых нельзя правильно охарактеризовать общественное движение, культуру, своеобразие русской литературы, искусства пореформенной эпохи.
В пореформенной России передовые силы общества, прогрессивно настроенная молодёжь вели непримиримую борьбу за ликвидацию пережитков крепостничества, за уничтожение самодержавия, помещичьего землевладения, власти дворян.
↑ Идеи Товарищества
Основные идеи художников-передвижников: Передвижники считали, что человечество должно увидеть само себя сквозь историю. На смену академическому стилю пришел реализм и импрессионизм. Изображение настоящей жизни русского крестьянства в реалистичном стиле. Просвещение обычного, часто неграмотного, народа.
В творчестве присутствовал социально-психологический портрет. Передвижники были очень близки к народническому движению. В картинах художников осуждался крепостной помещичий быт и самодержавие. Художники популяризировали идеи борьбы за свободу и обновление общества. Передвижники боролись со всевозможными декадентскими течениями, основой которых было «искусство ради искусства». Своим лозунгом художники-передвижники провозгласили «искусство ради людей».
Художественные принципы
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).
Вдохновленные идеями демократии о всеобщей свободе и благополучии, передвижники мечтали об искусстве во имя служения народу, его просвещения и развития. Эти стремления были выражены и в уставе товарищества.
Бунтовщики с мольбертами. Как «передвижники» изменили русскую живопись
Молодые художники, Недовольные устаревшими правилами, они требовали творческой свободы для себя и своих коллег. Не получив желаемого, они ушли из академии и семь лет спустя основали Союз гастролирующих художественных выставок. В течение следующих тридцати лет он был «передвижники» внесет решающий вклад в развитие русской живописи и создаст сотни выдающихся картин.
В середине девятнадцатого века русская школа живописи переживала не лучшие времена. Студентов Академии изящных искусств поощряли рисовать библейские или мифологические сюжеты, которые имели мало отношения к сегодняшнему дню. Новое поколение художников, напротив, мечтало делиться реалистическими сюжетами, включать в свои картины актуальные и часто болезненные темы, освещать социальные проблемы и пороки. Четырнадцать талантливых выпускников Академии, стремившихся к золотой медали, поставили свои условия. Они обратились в попечительский совет Академии с просьбой дать им возможность написать конкурсное сочинение на свободную тему. Общая тема — «Пир Одина в Валгалле» — нисколько их не заинтересовала. К сожалению, художникам он был отвергнут. Без лишних слов молодые люди в знак протеста покинули Академию изящных искусств и основали свою собственную ассоциацию. Около 1870 года Союз передвижных выставок, члены которого выступали за критический реализм, был самым ярким явлением в мире искусства.
Зачинщиком «Восстания четырнадцати» был художник Иван Крамской. Его путь к профессиональной живописи был непростым. В детстве он работал помощником иконописца, а в подростковом возрасте стал ретушером у странствующего фотографа, исправляя его фотографии. В более зрелые годы Крамской позиционировал себя как философ, стараясь произвести впечатление не аляповатыми красками картины, а ее глубоким смыслом. Самая известная его картина — «Христос в пустыне». художник Через два года после основания партнерства он написал «передвижников». Сотрудники Крамского подготовили устав и даже утвердили его в Министерстве внутренних дел. В этом документе говорится: «передвижники» Они обязались раз в год проводить полноценные встречи для обсуждения важных вопросов. Первая выставка была открыта в Санкт-Петербурге в 1871 году и вызвала большой ажиотаж среди представителей всех классов. Интерес к работе «передвижников»превзошли все ожидания. За годы работы компания организовала 48 выставок в разных городах. Фотографии художники появлялись в провинциях и перемещались из одного места в другое. Павел Третьяков описал сотрудничество как «.передвижников»тесный круг лучших. художников и хороших людей.
Абрам Архипов
Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция
Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.
Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.
Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.
Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».
Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.
Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.
Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.
В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей
Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.
А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.
Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.
В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
История
В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия — успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне.
Артель
Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств.
В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу.
Тем не менее консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту:
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.
Передвижники
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников
к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались.
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришёлся на 1870—1880-е годы.
В состав передвижников в разное время входили
Передвижники
Николай Ярошенко. «Всюду жизнь».
Передвижники, художники, входившие в
российское художественное объединение —
“Товарищество передвижных художественных
выставок”. Товарищество образовалось в 1870 в
Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г.
Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. Перова в
противовес официальному центру искусства —
Петербургской Академии художеств. И.Н.
Крамской стал идейным вождем нового объединения.
Передвижники находились под воздействием
тенденциозных и вульгарных общественных и
эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г.
Чернышевского. Освободившись от регламентации и
опеки Академии художеств в создании, показе и
реализации своих произведений, они организовали
внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных
началах, развернули просветительскую
деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48
передвижных выставок в Петербурге и Москве,
после чего они показывались в Киеве, Харькове,
Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах.
Решительно порвав с канонами и эстетикой
академизма, искусство передвижников искало свой
творческий метод. Передвижники обратились к
изображению жизни и истории народа, родной
страны, ее природы. Служа своим творчеством
интересам народа, они стремились прославлять его
величие, силу, мудрость и красоту. Однако в
изображении его жизни многие передвижники
видели только темные стороны, не замечая
духовного богатства православно-монархического
мировоззрения.
Характерные для передвижников картины
отличались большой силой психологизма и
социального обобщения, высоким мастерством
типизации, умением через отдельные образы и
сюжеты представлять целые классы и сословия.
Ведущими жанрами в искусстве передвижников были
бытовой жанр и портрет. В состав передвижников в
разное время входили (помимо инициаторов)
И.Е.
Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М.
Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М.
Максимов, К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И.
Куинджи, В.Д. Поленов,
Н.А. Ярошенко, И.И.
Левитан,
В.А Серови др. Участниками выставок
Товарищества были М. М.
Антокольский, В.В.
Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Большую роль в
развитии искусства передвижников играл
критик-демократ В.В. Стасов;
П.М. Третьяков, приобретая
в свою галерею произведения передвижников,
оказывал им важную материальную и моральную
поддержку.
Передвижники внесли большой вклад в
русское искусство. Но этот вклад мог бы быть
гораздо большим, если бы их мировоззрение не было
замутнено социальной тенденциозностью,
обличительством и вульгарной эстетикой, которые
духовно обедняли талантливых русских
художников, вымывая из-под них национальную
почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а
сами они постепенно становятся членами той самой
Академии художеств, против которой ранее
боролись.
О.П.
Илья Репин. Л.Н. Толстой пашущий. 1887 г.
Художники-передвижники
Художники-передвижники
На ЕГЭ по истории в заданиях № 33-34 ( В12-В13) могут быть предложены иллюстрации картин художников. Необходимо иметь представление о живописи России вообще и о творчестве передвижников в частности.
В статье представлены имена известных художников – передвижников, чьё творчество знакомо по школьной программе, перечислены наиболее известные учащимся картины. По ним писали в школе на русском языке сочинения, о них рассказывали на уроках истории, литературы, МХК.
В отдельных статьях будет предложена подборка иллюстраций картин данных художников. Материал будет помещён в разделе « Культура». Следите за новыми публикациями.
Постарайтесь вспомнить эти картины, запомнить их авторов. Тогда вы сможете легко выполнить на экзамене данные задания.
Новые пути творчества
Стараниями «передвижников» Реализм постепенно вытеснил академическую живопись. Иногда она даже имела несколько драматический характер, чтобы очаровать обывателя и заставить его задуматься о несправедливости. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, аграрный вопрос не исчез. Жизнь бывших крепостных по-прежнему была нищенской. Художник Василий Перов посвятил крестьянской жизни серию работ, из которых «Тройка» — самая показательная. Он написал ее через три года после «Восстания четырнадцати». Зритель может видеть лица измученных детей. Они одеты по погоде — их обувь изношена, а одежда очень тонкая. Перов долго выбирал модели для своих работ, особенно главную фигуру — мальчика, стоящего в центре. Реальная судьба мальчика была еще печальнее, чем у фигур на картине. Через год после завершения картины, художник она узнала, что мальчик умер. Можно только предполагать, что послужило причиной смерти — тяжелый ежедневный труд, голод или болезнь.
Работа «передвижникаПьеса Ильи Репина «Бурлаков на Волге», также посвященная страданиям «маленького человека», вызвала бурную реакцию. «Бурлаков на Волге» художник начали писать в те годы, когда на смену парусным судам пришли пароходы и необходимость в рабочей силе отпала. Многие упрекали Репина за его опоздание и ничтожность. Возмущение вызвал и тот факт, что картина была отправлена на всемирную выставку в Вене. «Ну, скажи мне, ради всего святого, что заставило тебя нарисовать эту картину? Я свел старомодные средства передвижения к минимуму, и это еще не скоро уйдет в прошлое! Министр путей сообщения Алексей Бобринский гневно кричал на художника. Однако великий князь Владимир Александрович высказался в пользу Репина. Он не только приобрел «Бурлаков» для своей личной коллекции, но и охотно показывал картину всем своим гостям, подробно объясняя ее значение и человека, который на ней изображен. В своем творчестве Илья Репин не изменил своим принципам и продолжал браться за спорные и «опасные» темы. Однако не все его шедевры дошли до зрителя в том виде, в котором были задуманы изначально. Первая версия «Не ждать», например, датируется 1883 годом, а главной фигурой является девочка, встречающая своих сестер дома. Эта версия картины, конечно же, является основной был художнику для экспериментов с расположением фигур и цветом, но она стала самостоятельной, не менее интересной работой. Окончательный вариант картины «Я не жду» был написан Репиным после того, как он объявил амнистию ссыльным. Благодаря усилиям художника главный герой выглядит неуверенным и растерянным — по сути, таким как российское общество после рокового убийства царя Александра II.