Презентация на тему: » «Видели ли вы нечто подобное, столь же сильное, ни у кого не заимствованное? Ведь это новатор и революционер притом…» Эжен Делакруа.» — Транскрипт:
2
«Видели ли вы нечто подобное, столь же сильное, ни у кого не заимствованное? Ведь это новатор и революционер притом…» Эжен Делакруа
3
Реализм XIX века В широком смысле: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях В узком смысле: воспроизведение действительности такой, какая она есть Термин «реализм» введен писателем Ж. Шанфлери (1821 – 1889) «Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шуток нашей эпохи… Реализм стар как мир, реалисты существовали во все века…»
4
Реализм XIX века барбизонской Большое влияние на развитие реализма, а также на последующее появление импрессионизма оказали художники барбизонской школы Жан Франсуа Милле – основатель барбизонской школы Сборщицы колосьев
6
Реализм XIX века Чтоб реалистом быть, писать правдиво – мало. Писать уродство – вот дорога к идеалу. Пусть отвращение селян мои холсты: Там правды нет, где есть хоть капля красоты. Ее следы стремлюсь я выполоть с корнями… Что критиковал реализм? 1. Антигуманную сущность эксплуататорского строя 2. Бедствия и страдания обездоленного народа 3. Систему нравственных отношений 4. Политику и жизненную философию власти имущих
7
Реализм XIX века «Дробильщики камня» Каков сюжет и жанр картины? Опишите композицию картины Что художника привлекает в таком прозаическом сюжете? «Жалость происходит от несправедливости, и через это, даже не желая того, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который называют социальным» Курбе Шарден. «Прачка» Чем отличаются эти две картины?
10
Человек с трубкой А В Т О П О Р Т Р Е Т Автопортрет
11
Гюстав Курбе ( ) Биография Жан Гюстав Курбе родился в 1819 году в небольшом французском городке Орнане. Отец его был зажиточным землевладельцем, мечтал о юридической карьере для своего сына, но его любимец рассудил иначе. Во время скучных уроков в колледже Курбе буквально испещряет тетрадные листки набросками фигур и лиц, а при первой же возможности стал брать уроки рисования в рисовальной школе. Приехав в Париж для продолжения образования, он объявил изумленным родным, что намерен стать художником. Он живет в мансарде, ест один раз в день, трудится как поденщик, рисуя с моделей в частном ателье, копируя в Лувре мраморы великих мастеров, изучая картины Рембрандта, Веласкеса и современников. «Живопись — это непрестанная битва», — пишет он своим родным. И эту битву он выиграл. Уже через 5 лет о нем пишут, говорят и спорят.
12
Расцвет творчества Г.Курбе В каком жанре написана картина? Что вы можете сказать о композиции? Как колористически построена картина? «Послеобеденный отдых в Орнане» 1848 г.
13
Какой сюжет художник взял для своей картины? Что вы можете сказать о композиции картины? Как он изображает обитателей Орнана? Почему художник назвал картину исторической? «Похороны в Орнане»
15
«Здравствуйте, господин Курбе!» «Встреча»
16
Последние годы жизни Г.Курбе В 1871 году Гюстав Курбе вошел в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен. После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу. Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью. «Женщина и чайка»
17
Итоговые вопросы: 1. Какие грани творчества Курбе позволили назвать его новатором и революционером, а у других вызвали негативную оценку? 2. Можно ли отождествлять реализм XIX века с просветительским реализмом и реализмом «вообще»? Что представляет собой реализм Курбе? 3. Прав ли Курбе, утверждая, что реализм — «финал в развитии искусства»? 4. Можно ли согласиться с утверждением Курбе, который говорил о «фальсификации истории художниками, изображающими не свою эпоху»?
Виды
Реализм в искусстве также разделился на отдельные виды, определявшиеся тематикой изобразительными средствами и признаками.
Социалистический
Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на Первом общесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934 году. Перед деятелями литераторами и художниками ставилась задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.
На том же съезде были провозглашены принципы соцреализма:
- народность,
- жизненная правда,
- партийность,
- конкретность,
- критический реализм,
- социалистический гуманизм.
Произведения социалистического реализма должны быть наполненными жизнеутверждающим пафосом.
Наиболее заметные и известные полотна, созданные в стиле соцреализма:
- Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 год
- «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
- «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнеки
На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, доминируют яркие краски. Художники были обязаны показывать прекрасное настоящее советских людей.
Критический реализм
Критическим реализм был назван потому, что на начальном этапе своего становления живописцы и литераторы изображали действительность с негативных позиций, говоря о том, насколько нелегко живется простому народу. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.
Из художников представителями критического реализма были:
- Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
- А. Менцель и М. Либерман (Германия),
- М. Мункачи (Венгрия);
- В.Г. Перов, Н. Ге, Крамской (Россия).
Просветительский
Просветительский реализм – это самое раннее направление реализма. Оно возникло в VIII веке. Идеологами просветительского реализма явились Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гёте, Д. Дефо, Д. Фонвизин
Суть этого направления заключается в том, что авторы поступки людей и явления общественной жизни делили на разумные и не очень. Исходя из подобной классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами, были образованы. А отрицательные воплощали в себе варварские черты, неразумность, отсталость. Основатели просветительского реализма приблизили искусство к современной для своей эпохи, жизни, говорили и писали о том, что волновало их современников.
Просветительский реализм в живописи отразился в творчестве У. Хогарта Ж. Б. Шардена.
Классический
Классический реализм возник в ХХ столетии. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX столетию. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображаемых фигур.
Его последователи рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного его элемента влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, поскольку изображаемые предметы и явления опираются на представления творца предмета искусства.
Классические художники избегают использовать фотографии и прочие средства механического изображения. Они применяют методы, введенные в живопись импрессионистами и художниками академической школы.
Магический
Магический реализм, он же мистический – это симбиоз действительности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведения Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Основные черты этого стиля:
- Контраст прошлого с настоящим, конфликт астрального мира с физическим, и взаимодействие реально существующих героев друг с другом.
- Потусторонние явления не понятны, не объясняются, но и не оспариваются автором.
- Присутствие в произведении мистических образов и магических символов.
Наиболее значимые художники этого стиля – Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.
Реализм
Происхождения
В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).
Мастерская художника
Характеристики
Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.
Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.
Паркетчики. Кайботт.
Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.
Первые реалисты
Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.
Автопортрет Курбе
Реализм 20-го века
После ужасающих войн, мировой депрессии, испытания ядерного оружия и других событий, у реалистов 20-го века не было недостатка сюжетов и идей. В самом деле, современный реализм проявился в самых разнообразных формах, образах и школах, оказав влияние не только на живопись, но и на другие направления искусства.
Веризм (1890–1900)
Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.
Сильвестро Лега на берегу моря
Прецизионизм (1920-е годы)
Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.
Социальный реализм (1920–1930)
Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.
Соцреализм в России (1925–1935)
Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.
Сюрреализм (1920–1930)
Мягкая конструкция. Дали.
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства — Фантезийный (художникам этого направления можно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.
Синий 2. Миро.
Американская живопись и регионализм (1925–1945)
Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики, написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.
Американская готика
Фотореализм (1960–1970)
Витрина в стиле фотореализм. Эстес.
Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.
Работа Ричарда Эстеса
Гиперреализм
В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».
Другие направления
Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.
Биография
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
Биография Гюстава Курбе
Изучение юриспруденции послужило поводом двадцатилетнему Гюставу Курбе уехать в Париж. Здесь он первым делом подробно ознакомился с луврской художественной коллекцией, сделал многочисленные наброски и эскизы. Большое впечатление оказали на юношу мрачные тона голландских и испанских картин.
Гюстав Курбе поступил на учёбу к художнику немецко-русского происхождения, Карлу Карловичу Штейбену (Charles de Steuben). Но господство академизма заставило юношу отказаться от формального образования. Под впечатлением работ Франса Халса (Frans Hals) и Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), он решил, что изображать окружающую действительность нужно откровенно и без прикрас.
В период 1840-х годов Гюстав Курбе путешествовал в Нидерланды и Бельгию. Возвращаясь в Париж, он общался лишь с художниками и литераторами реалистического направления.
Гюстав Курбе искренне ненавидел тех, кто не принимает его взглядов. Он отказывался от участия в парижских Салонах, устраивал собственные показы. В 1871 году живописец яростно поддержал очередную Парижскую коммуну, взяв на себя обязанности комиссара по культуре. Сбылась его мечта: он приказал снести Вандомскую колонну.
Парижская коммуна не продержалась и трёх месяцев. Гюстав Курбе попал в тюрьму, откуда вышел лишь 2 марта 1872 года. Колонну новые власти решили восстановить на деньги того, кто её разрушил. Неподъёмный штраф позволили выплачивать ежегодными взносами в десять тысяч франков.
Гюстав Курбе объявил себя несостоятельным и уехал в Швейцарию, где провёл последние годы жизни. Говорят, он не знал меры ни в чём: много пил, ещё больше ел, заводил связи с женщинами, держался заносчиво, чем отталкивал даже поклонников. Он заявлял, что не вернётся во Францию, пока не объявят амнистию. Но, скорее всего, его останавливал огромный денежный долг.
Символы картины
Помимо основного образа, стоит обратить внимание и на многие символы, “зашифрованные” в картине. Посмотрите на убитых людей, лежащих у ног Свободы
В нижней левой части картины мы видим погибшего горожанина, раздетого мародёрами. Это – брат прачки Анны-Шарлотты, что присоединилась к революционерам после его смерти.
Напротив него – фигура убитого гвардейца, что отождествляется с беспощадностью революции и напоминает о потерях с каждой и сторон.
Рядом со Свободой – подросток, которого также считают исторической личностью. Предположительно это д’Арколь, что стал во главе отряда, атакующего Граевский мост. Он, как и многие другие революционеры, погиб во время боя.
Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.
«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа – поразительная картина, на которую можно смотреть очень долго и находить новые детали. Её без преувеличения называют шедевром, что открывает суть истории Франции. Но главное – образы полотна открывают, насколько жестоким, беспощадным и всесильным может быть народ, что готов до последней капли крови отстаивать свои права. И об этом не стоит забывать даже в наше время.
Реализм во французской живописи
Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме
, который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.
Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.
Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи
, лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе»
из серии «Мой Пушкинский»
В своей презентации «Реализм во французской живописи»
я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле
и Оноре Домье
. Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru
Как всегда, небольшой список книг
, в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:
-
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
-
Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
-
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
-
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
-
Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
-
Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
-
Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.
Творчество
Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись— предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык». Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей»» «Волна» (все пять— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар»(картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.
Наследие
Клод МонеLe Déjeuner sur l’herbeMusée d’Orsay
Курбе восхищались многие молодые художники. Клод Моне включил портрет Курбе в свою собственную версию Le Déjeuner sur l’herbe 1865–1866 (Musée d’Orsay, Париж). Особый вид реализма Курбе повлиял на многих художников, в частности на немецких художников Лейбля, Джеймса Макнила Уистлера и Поля Сезанна. Влияние Курбе можно также увидеть в работах Эдварда Хоппера, чей «Мост в Париже» (1906 г.) и «Приближаясь к городу» (1946 г.) были представлены как фрейдистские отголоски произведений Курбе «Источник Лу и Происхождение ». мир. Среди его учеников Анри Фантен-Латур, Гектор Ханото и Олаф Исааксен.
Курбе однажды написал в письме:
Я всегда жил на свободе; позволь мне закончить мою жизнь свободным; когда я умру, пусть обо мне скажут следующее: «Он не принадлежит ни к школе, ни к церкви, ни к институту, ни к академии, ни тем более ни к какому режиму, кроме режима свободы».
Ссылки
- Примечания
- Цитаты
- Процитированные произведения
- Бергер, Джон ( 1965). Успех и неудача Пикассо. Penguin Books, Ltd. ISBN 978-0-679-73725-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Данто, Артур (23 Январь 1989 г.). «Courbet». The Nation. Стр. 97–100. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Фаунс, Сара; Ночлин, Линда (1988) Переосмысление Курбе. Выпущено по случаю открытия выставки в Бруклинском музее с 4 ноября 1988 г. по 16 января 1989 г., Институт искусств Миннеаполиса. 18 февраля — 30 апреля 1989 г. Бруклин, штат Нью-Йорк: Бруклинский музей. ISBN 0-300-04298-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Fischer, Matthias (2009). Der junge Hodler. Eine Künstlerkarriere 1872–1897. Wädenswil: Nimbus. ISBN 978-3-907142-30-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Milza, Pierre (2009). L’année ужасно — Ла Коммуна (Марс – Жуан 1871 г.). Париж: Перрен. ISBN 978-2-262-03073-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Масанес, Фабрис (2006). Гюстав Курбе. Кельн: Taschen. ISBN 3-8228-5683-5. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
- Ноэль, Бернар (1978). Dictionnaire de la Commune. Париж: Champs Flammarion. CS1 maint: ref = harv (link )
- Riat, Georges (1906). Гюстав Курбе — peintre. Париж: Floury. OCLC . CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Frantz, Henri (1911). «Courbet, Gustave ». In Chisholm, Hugh (ed.). Британская энциклопедия. 7(11-е изд.). Cambridge University Press.
Процесс создания
Процесс работы над полотном нельзя назвать простым. Делакруа создал более трёх десятков эскизов, что помогли ему подобрать образы и создать композицию самого творения. Заключительная версия картины создавалась более трёх месяцев.
Для самого Делакруа «Свобода, ведущая народ», значила очень много. В письмах к своему брату он отмечал:
На мой взгляд, полотно стало своего рода “оружием” художника, что воспевал революцию и победу интересов народа над безнаказанностью монархов.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Живописец несколько раз проводил эксперименты сочетания красного и чёрного цветов, что передавали драматизм и эмоциональный накал картины. Делакруа приобщал к работе своих натурщиков, с которых написал основные образы полотна.
Более того, живописец создал несколько эскизов неба. Его целью был поиск идеальных цветовых пропорций и решений, чтобы в оттенках небосвода публика увидела цвета французского флага.
«Свобода, ведущая народ» впервые появилась на выставке в Парижском салоне в мае 1831 года. Публика была в восторге от творения Делакруа. Вскоре за три тысячи франков из государственной казны полотно было приобретено для Люксембургского дворца, где стало украшением тронного зала.
В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью
Картина должна была напоминать королю Луи-Филиппу I о том, что именно решение людей и победа революции сделали его монархом, о том, что наивысшая власть – это власть простого народа.
После Июньского восстания следующего года полотно возвратилось к Делакруа, после чего тот переправил картину на хранение своей родственнице. После революции 1848 года «Свобода, ведущая народ», вновь появилась на публике, а в дальнейшем вошла в собрание величайших произведений искусства, хранящихся в Лувре.
Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться
Караваджо в изгнании
Караваджо бежит из Рима и скрывается в загородных владениях семьи Колонна. Омраченный случившимся и чувствуя себя изгнанником, он работает в новом, мрачном фоновом ключе. Мастер пишет полотна Святой Франциск в раздумье (1606), Ужин в Эммаусе (1606). Эти работы визуально очень сильно отличаются от прежних.
Полицейские ищейки напали на его след и он вынужден бежать в другое государство, в Неаполь — там его уж точно не достанут. В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен, из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия.
В Неаполе тоже было неспокойно и в июне 1607 года художник решает отплыть на Мальту, в Ла Валетту. Представленный Великому Магистру Мальтийского ордена Алофу де Виньякуру, Караваджо получает новый заказ. Он пишет для Кафедрального собора Ла Валетты полотно, посвященное казни Святого Иоанна, покровителя ордена. Работа Усекновение головы Иоанна Крестителя подписана Караваджо кровью Святого. Она несет могучий психологический заряд и волнует сердца.
Также ему оказана честь написать портрет самого Великого Магистра Алофа де Виньякура.
Через год после прибытия на Мальту Караваджо становится рыцарем Мальтийского ордена. Правда, без права ношения креста, ведь он не принадлежит к дворянскому роду.
Однако травмы, перенесенные мастером в изгнании, все больше давали о себе знать. На Мальте Караваджо попадает в тюрьму, его бросают в каменный мешок и смерть кружит над ним, но друзья помогают ему бежать. Он спасается в Сиракузе у своего давнего друга Марио Миннитти.
Беспокойство и страх гонят его от дома к дому. Он переезжает в город Мессину, там создает полотна “Воскрешение Лазаря” и “Поклонение пастухов” (1609). Мрачный, непроглядный фон картин явно дает понять о душевном состоянии их автора.
Следующим городом стал Палермо, потом опять Неаполь. Скитальцу нет места на этой земле и ничего не мило его сердцу, кроме вожделенного Рима. Он пишет прошение о помиловании и ждет.
В Неаполе он создает трагичные полотна: “Саломея с головой Иоанна Крестителя”, (1609), “Отречение св. Петра”, (1610), “Иоанн Креститель” (1610).
Одной из последних работ живописца считается “Давид с головой Голиафа” (1610), Рим, Галерея Боргезе. Oн возил ее с собой в изгнании. На ней Караваджо изобразил себя в том плачевном состоянии, в котором находился последние месяцы. На него напали, его избили, раны его не заживали, он был болен, но последняя искра надежды и жизни все еще тлела под пеплом боли и отчаяния.
Узнав о том, что с папой римским ведутся переговоры о его помиловании, Караваджо нанимает рыбацкую шхуну и отправляется в сторону Рима.
Последние дни и минуты его жизни навсегда останутся тайной. Считается, что звезда его погасла 18 июля 1910 года на прибрежном песке в тосканском городке Порто Эрколе, о чем свидетельствует установленная там мемориальная доска.
А помилование ему было дано, только он об этом так и не узнал…
Читайте первую часть материала: Караваджо – великий художник эпохи барокко
Интересные факты из жизни художника
Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу. Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия. Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.
До Курбе никто подобного себе не позволял.
Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.
За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.
Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
2.7/5 — (3 голоса)