Введение
Восемнадцатый век длился с 1701 по 1800 год по григорианскому календарю. Этот век славился грандиозными переменами, произошедшими благодаря реформам Петра Великого. Изменения произошли во всех сферах жизни — экономике, политике, науке и т. д. Большие перемены произошли в русской культуре XVIII века. Она европеизировалась, приобрела светский характер, включилась в процесс взаимодействия с культурами других стран.
Приобщение России к европейской культуре происходило несколькими путями. В то время произведения европейского искусства были очень популярны в России, и их очень охотно покупали. Кроме того, русские ремесленники отправлялись за границу за государственный счет в качестве пенсионеров. Иностранные мастера, в свою очередь, тоже приглашались работать в Россию.
С середины xviii века начинается развитие русской культуры, соответствующее общеевропейскому развитию. С Запада в Россию приходят новые культурные течения и художественные течения (классицизм, романтизм, барокко, рококо и др.).
Другой тенденцией в развитии русской культуры xviii века является проникновение в нее светских начал, отход от церковных и религиозных канонов. Этим процессом были охвачены все сферы культуры: образование, просвещение, книжное дело, художественная культура, быт. Русская культура xviii века вобрала в себя проблемы европейской культуры xv-xviii веков, сочетая в себе черты как Ренессанса, так и Просвещения.
Идеи просвещения
На смену теократической идеологии Московской Руси приходят считавшаяся ранее бесовской и запрещенной западная философия. Засилье церкви тормозило культурное развитие страны, не давало развиваться творческой мысли и душило потенциальный прогресс науки и искусства. В живописи, к примеру, тотально доминировала иконопись.
Культура России в первой половине 18 века формировалась главным образом под влиянием развития идей просвещения. Зародившиеся во Франции демократичные и прогрессивные идеи Дидро, Вольтера, Руссо нашли преемников и в России. Так, Радищев, Фонвизин, Карамзин в своих литературных произведениях критикуют существовавшее крепостное право в Российском государстве, обличая его несостоятельность и отсталость.
Однако, даже при крепостничестве в остаток его бытности начинает формироваться культурная среда. Проникшиеся просветительскими идеями благородные помещики организовывали, на первый взгляд, немыслимое сочетание — крепостной театр. Так, крепостные театры существовали у графа Шереметьева и у князей Юсуповых. Среди простого крестьянского народа зачастую обнаруживались настоящие самородки — талантливыми актрисами были, например, знаменитые артистки — крестьянки Т. В. Шлыкова-Гранатова и П. И. Ковалева-Жемчугова.
Говоря об идеях просвещения в Российской Империи никак нельзя не упомянуть вклад М. В. Ломоносова в науку и культуру государства. Основатель Московского университета, человек полинаучных знаний, гениальный мыслитель и деятель в области естественных наук, Михаил Васильевич еще и обогатил культурную сферу России своими литературными произведениями — одами, создавал таблицы по литературной стилистике и стихосложению, творил и в научно- историческом направлении.
Традиционно принято выделять три основных ступени прогресса отечественной культуры 18 столетия:
- Период Петровских нововведений.
- Активное развитие научной сферы и искусства (1830 — 1860 годы).
- Расцвет идей просветительской направленности в культуре.
https://youtube.com/watch?v=FQmKH6XTMjk
Образование XVIII века
В XVIII веке образование играло важную роль. Образование стало доступно не только детям дворян, помещиков и других представителей высшего сословия, но и детям менее обеспеченных людей. Для них были открыты солдатские школы, сыгравшие значительную роль в развитии образования в России. Солдатские школы-это общеобразовательные школы для солдатских детей, преемники и продолжатели цифровых школ петровского времени. В этих школах учили не только чтению, письму и арифметике, но и геометрии, фортификации и артиллерии. Во второй половине XVIII века отставной солдат вместе с пономарем становится учителем грамоты как в деревне, так и в городе. Именно солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских училищ относились и национальные военные училища, открытые во второй половине XVIII века на Северном Кавказе.
Социальный состав учащихся общеобразовательных школ был чрезвычайно разнообразен. Дети крестьян, ремесленников, солдат, ремесленников и т. д., в основном учился в государственных школах. Взрослый, 20 — летний мужчина, также мог учиться в одном классе с ребенком.
Основным учебником в школах был алфавит, книга Ф. Прокоповича «Первое учение мужей», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и Псалтирь. Обязательных программ обучения не существовало, продолжительность обучения составляла от трех до пяти лет. Те, кто прошел курс обучения, умели читать, писать и знали основные сведения из арифметики и геометрии.
Второй тип школ в России XVIII века-это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, дворянские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Дворянский корпус (Морской, инженерный, Сухопутный, артиллерийский) готовил в основном офицеров для армии и флота. Но, несмотря на это, шляхетские школы давали в то время широкое общее образование. Первые русские актеры, братья Волковы и драматург Сумароков, учились в дворянских училищах; студенты участвовали в спектаклях придворного театра.
К числу сословных учебных заведений относились также дворянские пансионы (частные и государственные). Таковы были Смольный институт благородных девиц, Дворянский пансион при Московском университете и т. д. Такие школы-интернаты выпускали хорошо образованных дворян, которые принимали и понимали идеологию своего класса.
Третьим типом учебных заведений XVIII века были духовные семинарии и школы, в том числе классные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцы в эти школы не зачислялись. Их главной задачей была подготовка священников, преданных королю и церкви. Но ученики таких школ получали и общее образование.
Четвертый тип учебных заведений — специальные школы (горные, штурманские, медицинские и т. д.). Таких школ было немного — около двух десятков. Сюда же входит и компания, основанная в 1757 году. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
В XVIII веке люди могли учиться не только в школах или пансионах, но и в университетах. Специалисты выпускались из Академического университета, созданного при Академии наук и существовавшего с 1725 по 1765 год, Московского университета, основанного в 1755 году по инициативе Ломоносова, и Виленского университета.
Многие великие люди, окончившие Московский университет, такие как А. С. Грибоедов, Д. И. Фонвизин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, К. Д. Бальмонт и другие, учились там, но по разным причинам не закончили учебу. Московский университет издавал собственную газету «Московские ведомости». Университет также имел собственную типографию.
К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч студентов. Судя по этим цифрам, грамотность в России значительно возросла, но она все еще была далека от уровня Западной Европы — в России в среднем учились два человека из тысячи. Если в Англии в конце XVIII века только в воскресных школах обучалось более 250 тысяч учеников, то во Франции число начальных школ в 1794 году достигло 8 тысяч.
Этапы развития
В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.
На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.
В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:
- Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
- 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
- Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).
Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.
Общая характеристика
Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.
В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.
При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.
Особенности развития
Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.
Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.
По указу Петра I все дворяне обязаны служить империи. Дворян, которые не были обучены арифметике и грамоте именовали «недорослями» и обязывали пройти обучение в гвардейской казарме. «Недорослей» могли отправить домой, для обучения, также многим из них запрещалось жениться, пока не получат образования и не сдадут экзамен.
Архитектура
В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.
Основные этапы развития архитектуры эпохи:
- В России 18 века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.
- В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.
- В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.
- Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры 18 века.
- Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.
- Планово застраиваются города.
- Россия приглашает иностранных архитекторов.
- Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи
Музыка
Русская народная музыка 18 века, принимает «европейское» направление. Образуются первые инструментальные ансамбль. Становятся популярными музыкальные вечера. Возникают военные духовные оркестры.
В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.
Живопись
Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.
При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:
- «Портрет царевны Прасковьи Ивановны» 1714г.
- «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова» 1726г.
- «Петр I на смертном ложе» 1725г.
Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.
Литература
В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:
- Житие.
- Панегирик.
- Тонические стихи.
К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.
Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.
В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:
- Проза.
- Драма.
- Стихотворные формы литературы (поэмы, оды)
Театр
Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.
Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.
1749г состоялась премьера первой трагедии Сумарокова «Хорев»
В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.
В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.
Главные театры 18 века:
- Каменный театр.
- Деревянный театр.
- Эрмитажный театр.
Особенности русского Просвещения
XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.
Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.
Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый отечественный учёный-энциклопедист, получивший мировое признание и поднявший отечественную науку на качественно новый уровень. Сделал ряд важных открытий в области химии и физики. Имел достижения в астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии. В гуманитарной сфере известен как поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка («Российская грамматика»), живописец, историк, последовательно опровергавший норманнскую теорию возникновения Древнерусского государства, предложенную немецкими учёными Российской академии наук Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером. Сторонник развития русского просвещения, науки и экономики. Основатель Московского университета, который сейчас носит его имя.
Николай Новиков (1744-1818) — русский журналист и общественный деятель. Возглавлял типографию Московского университета. Приобрёл известность как издатель журналов «Трутень» и «Живописец», на страницах которых обличались пороки современного ему общества, главным образом крепостничество и паразитическая жизнь части дворянства. В 1792-1796 гг. пребывал под арестом в Шлиссельбургской крепости.
Александр Радищев (1749-1802) — русский прозаик, поэт, философ, фактически возглавлял Петербургскую таможню, принимал участие в работе по кодификации законодательства при Александре I. Стал широко известен благодаря изданию своего главного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Он открыто осуждал крепостничество, призывал к передаче земли крестьянам и ограничению самодержавия. За подобные идеи Екатерина II называла А. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва». Свободомыслие просветителя стало причиной его десятилетней ссылки в Сибирь.
Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией…» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.
Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.
Живопись и архитектура 18 века
Утвердилось светское направление и в живописи. Развитие получили различные жанры — портреты, исторические композиции, натюрморт, миниатюра
Преобладающим было искусство портрета, отличающееся реализмом в изображении характера человека, глубоким психологизмом и вниманием к человеческой личности, ее духовной сущности (А.Антропов, И.Аргунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский)
В 1757 г. была открыта Академия художеств. Высокого подъема в развитии достигла и скульптура. Ее основные виды — портретный бюст, статуя, рельеф. Ведущими скульпторами этого периода были Ф.Шубин (бюсты М.В.Ломоносова, Павла Первого), М.Козловский (памятник А.Суворову в Петербурге на Марсовом поле), Э.Фальконе (памятник Петру на Сенатской площади в Петербурге — «Медный всадник»).
XVIII век стал временем блестящего расцвета русского зодчества. Преобладающим в архитектуре стало гражданское строительство (административные, общественные, учебные и т.п. здания), заметно расширяются градостроительные работы. Шла активная застройка новой столицы — Петербурга.
Он строился по регулярному плану с идеально прямыми улицами и типовыми зданиями. Стилевые направления в развитии искусства — барокко в первой половине столетия (В.Растрелли — Зимний дворец, дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь), во второй — классицизм (В.Баженов — Царицынский дворец, дом Пашкова в Москве, М.Казаков — Московский университет, здание Сената в Московском Кремле).
Барокко отличается грандиозностью, богатством, пышностью, обилием колонн, роскошью интерьера зданий. Для классицизма характерна, напротив, строгая симметрия, торжественность, изящество, небольшое число украшений.
Особенностью архитектуры XVIII в. стало также создание дворцово-парковых ансамблей (Кусково, Останкино, Царицыно).
В 1750 г. в Ярославле был открыт первый русский профессиональный театр, основателем которого по праву считается Ф.Вслков. В 1850-80-е годы получили распространение крепостные театры в дворянских усадьбах и городских особняках. Большой популярностью пользовался, например, театр графов Шереметьевых в селе Останкино под Москвой, где выступала знаменитая крепостная актриса, певица П.Ковалева- Жемчугова.
В целом культурное развитие России в XVIII в. далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось оно все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство.
Архитектура России в XVIII веке
Архитектура XVIII века известна расцветом барокко, рококо и классицизмом. В восемнадцатом веке создаются целые новые города. Это период расцвета не только градостроительства, но и строительства светских архитектурных сооружений: дворцов, резиденций и усадеб.
Все преобразования в сфере архитектуры в начале XVIII века тесно связаны с Петром I. В то время в России появляются театры, жилые здания украшаются изыскано с использованием различных прием и строительных техник.
Перед архитектурой XVIII века стояла сложна задача – показать всю мощь российского государства, а во второй половине восемнадцатого столетия требовалось подчеркнуть размах и потенциал Российской Империи. Барокко, рококо и классицизм отлично справились с поставленными задачами. Однако к концу XVIII века барокко теряет свои позиции и наступает время классицизма.
Шедеврами архитектуры являются Смольный, Зимний дворец. Отдельно следует обратиться к строительству Зимнего дворца. Это был главный императорский дворец России. Зимний, который украшает Петербург не является первым. Это пятый Зимний дворец. Он был построен в 1754–1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В Зимнем дворце размещалась большая коллекция голландской живописи, переданной Екатерине II в счет оплаты долга Йоханна Эрнста Гоцковского князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Императрица организовала музей Эрмитаж на территории дворца.
В 1790-х годах Екатерина II сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. Тогда же и была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом – «Аполлонов зал», – при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты.
Картина «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула» работы Василия Садовникова. Акварель.
В конце 18 столетия началось строительство в стиле классицизма. Это и Большой дворец в Петербурге за авторством В. Растрелли, и Андреевская церковь в Киеве.
Фасад Большого дворца в Петербурге
XVIII век – век торжества раннего классицизма. Шедеврами мировой архитектуры являются: Петербургская академия художеств, дом Пашкова, Голицынская больница, Московский сенат в Кремле, а также Таврический дворец в Петербурге.
Архитектура XVIII века
Влияние Запада на русскую архитектуру XVIII века было особенно сильным. XVIII век считается самым важным и значимым для русской архитектуры — именно в этот период реконструируются города, строятся те объекты, которые впоследствии войдут в историю как признанные историко-архитектурные памятники.
В русской архитектуре XVIII века преобладали три архитектурных направления — барокко, рококо и классицизм. Доминирующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве завоевывает классицизм. Здания русских архитекторов эпохи классицизма отличались четкостью и логичностью плана: строгость и лаконичность сочетались в их работе со стремлением к монументально-торжественным образам. Светлый цвет и богатая отделка фасада здания и забора гармонично сочетаются с величественной простотой и оригинальностью композиции.
Русский классицизм в архитектуре XVIII века был представлен И. Е. Старовым, Д. Кваренги, В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым. И. Е. Старов создал такие произведения, как Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге и Таврический дворец, ставший петербургской резиденцией князя Григория Потемкина-Таврического.
В. И. Баженов работал в Москве. Предположительно, он создал дом Пашкова — здание, которое на долгие годы вызывало удивление и восторг, стало достопримечательностью Москвы и по праву считалось одним из красивейших зданий города. Здание по праву можно назвать блестящим образцом классицизма, совершенным по своему архитектурному облику и изобретательности в его отделке.
М. Ф. Казаков тоже работал в Москве. Благодаря ему в Москве были построены старое здание Московского университета, Первая городская больница и Сенатский дворец в Кремле.
Джакомо Кваренги создал павильон Концертного зала и Александровский дворец в Царском Селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Санкт-Петербурге.
Русское барочное зодчество ярко воплотилось в работах Д. Трезини и Б. Ф. Растрелли. Д. Трезини построил Летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге и «здание Двенадцати коллегий» (сейчас в этом здании находятся некоторые университетские факультеты, университетская научная библиотека и некоторые административные службы).
Заслуги Бартоломео Франческо Растрелли в русской архитектуре огромны. Именно Растрелли построил Зимний дворец в 1735 году по собственному проекту перестройки дворца, утвержденному императрицей Анной Иоанновной. Сейчас в этом здании находится Эрмитаж. Также Бартоломео Франческо Растрелли спроектировал строительство Большого дворца в Петергофе и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, перестроил Екатерининский дворец в Царском Селе.
Рококо не имеет таких четких различий, как барокко или классицизм. Изысканная декоративность рококо в России отразилась, прежде всего, в дворцовых ансамблях России XVIII века. Храмы, дворцы, выполненные в стиле рококо, несут на себе отпечаток барокко, но они не столь величественны и торжественны. Стали популярны спокойные пастельные тона. Основным декоративным элементом рококо-рокайля является орнамент, украшение в виде сочетания натуральных камней с раковинами и листьями растений. Рокайль использовался в оформлении интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Новая столица России — Санкт-Петербург-резко контрастировала с Москвой. Санкт-Петербург был создан на совершенно новых принципах градостроительства, носивших ансамблевый характер, покоившихся на строгой облицовке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени Санкт-Петербург считался настоящим современным городом. Некоторые люди, особенно восхищавшиеся красотой Петербурга, даже предлагали назвать его «восьмым чудом света».
Только сегодня, в связи с появлением постмодернистской архитектуры, Москва вновь поднялась над Петербургом по своему архитектурному значению.
От барокко до реализма
В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.
Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.
К достижениям в области литературы следует отнести:
- появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
- упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
- написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).
В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.
Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.
Заключение
18-й век в истории России-это жестокий, даже беспощадный век царствования Петра I, решившего в короткий срок изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, царствование Екатерины Великой, крестьянских войн и укрепления крепостного права. Но в то же время этот период русской истории характеризуется развитием Просвещения, открытием новых учебных заведений, в том числе Московского университета, Академии художеств.
XVIII век был знаменательным для России с заметными изменениями и значительными достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер и средства художественной выразительности. В архитектуре, скульптуре, живописи и графике русское искусство шло по общеевропейскому пути развития. Еще в глубине XVII века, в петровское время, шел процесс «мирской» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа нельзя было опираться на старые художественные кадры, которым новые задачи были не по плечу.
Русская русская служба приглашала иностранных мастеров, которые не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русского народа. Другим не менее важным способом получения профессиональной подготовки было направление русских мастеров на обучение в Западную Европу. Так много русских мастеров получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжавшее развиваться на новоевропейских началах в XVIII веке, все еще выражалось как национальное явление со своим специфическим лицом, и этот факт сам по себе очень значителен.
Однако, в отличие от предыдущего периода времени, культура находилась под сильным влиянием дворянства, и господство иностранцев продолжалось.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно этому препятствовали. Тем не менее царскому правительству пришлось принять некоторые меры по распространению образования — этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России во второй половине XVIII в. Отчетливо видны две тенденции. Первый из них проявился в значительном расширении сети учебных заведений; второй выразился в усилении влияния классового принципа на постановку образования.
Распространение образования тесно связано с развитием науки. Необходимость изучения законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны были вызваны экономическими потребностями.