Культура петровского времени

ВВЕДЕНИЕ

Петровская эпоха в истории России занимает особое место. В этот небольшой период (конец XVII в. – первая четверть XVIII в.) свершились преобразования, оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны.

Свой вклад наряду с энергичной и целеустремленной деятельностью Петра I внесли в развитие русского государства, русской науки и культуры сподвижники молодого императора: первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Меншиков; известные полководцы и адмиралы Б. П. Шереметев, Ф. А. Апраксин, М. М. Голицын; дипломаты Б. И. Куракин, П. А. Толстой, П. П. Шафиров; основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев, изобретатель А. К. Нартов. Среди них были представители не только родовитых боярских фамилий, но также выходцы «из подлых», получившие чины благодаря личным способностям и заслугам перед отечеством.

Необходимость выхода России в Балтийское море привела в 1703 году к основанию Петербурга. И если первоначально «парадиз» Петра I был форпостом на боевых рубежах, то к 1720-м годам он уже был известен как главный морской торговый порт, а в 1712 году получил статус столицы.

Среди петровских преобразований значительное место занимают реформы в области культуры, способствовавшие победе светского начала в просвещении, литературе и искусстве. В это время создается новая система образования. В Москве и других городах были открыты многочисленные школы (навигацкие, цифирные, артиллерийские, инженерные и т.д.), где учились и дворянские недоросли, и дети из других сословий. Многие из них были отправлены на учебу за границу для изучения строительства кораблей, мореходного дела и прочих «наук и художеств». Пенсионерство, т.е. обучение за рубежом, приняло достаточно широкий характер. Вместе с этим большое количество иностранных специалистов были приглашены на русскую службу.

В этот период значительно увеличивается количество печатных изданий светского содержания: учебники («Арифметика» Л. Ф. Магницкого,   букварь Ф. П. Поликарпова и др.), различные пособия и руководства. С 1703 года стала издаваться первая русская газета «Ведомости», появились первые исторические труды, а 28 января 1724 года была основана Академия наук, объединившая  научно-исследовательские и педагогические функции (при Академии был открыты университет и гимназия). Перед Академией Петром I ставилась задача, чтобы «ученые люди о совершенстве художеств и наук трудились». Под «художествами» тогда подразумевали различные виды искусств, технические и художественные ремесла. Не случайно в начальный период своего существования она официально называлась  Академией наук и художеств. Вплоть до начала 1760-х годов Академия была не только главным центром развития науки и техники, но и важнейшим центром развития искусств и художественных ремесел.

Наряду с государственными преобразованиями значительные перемены наступили и в искусстве первой четверти XVIII века. Его быстрое развитие было обусловлено наличием в России богатейшего опыта художественной культуры Древней Руси, вобравшей достижения храмового строительства, иконописи и народного творчества. Главное отличие нового искусства от допетровского в том, что оно развивалось на светской основе.

Еще в XVII веке появляются попытки приблизить искусство к действительности. Это прослеживается в отходе иконописцев от канонов композиционного решения икон и церковных росписей («бытовое решение» библейских и евангельских сюжетов в виде жанровых сцен из жизни), появление «парсун» в живописи,  увеличение количества декоративных элементов в культовой и гражданской архитектуре.

Чувство национальной гордости, вызванное крупными военными победами России, идея служения государству, новое понимание роли личности в обществе, отдающее приоритеты человеку-созидателю независимо от его родословной – причины необычайного подъема отечественного искусства первой четверти XVIII века.

Петр I хорошо понимал силу воздействия изобразительного искусства, используя его возможности при решении важнейших практических задач государственного строительства и создания определенного настроя в обществе через оформление массовых праздников, театральных представлений, маскарадов, военных парадов и фейерверков. Произведения архитектуры, скульптуры, живописи и графики призваны были служить упрочению абсолютизма, прославлению петровских побед и преобразований.

Но если на первых порах в произведениях русского искусства присутствовали черты рациональности, простоты, сдержанности форм, то к 1720-м годам, особенно после провозглашения России империей, начинают усиливаться черты нарочитой парадности и роскоши.
 

Изменения в одежде и внешнем виде, введение нового летоисчисления

При первом после возвращения из Великого Посольства приеме придворных в Преображенском Петр приказал им впредь носить вместо длинного русского короткое европейское платье и сбрить бороды. У упрямившихся он лично срезал бороды и окорачивал кафтаны. Право на ношение бород сохранилось только у духовенства и крестьянства. Горожане могли выкупать это право, уплачивая ежегодную известную пошлину и получая «бородовой знак». С этой принудительной переменой внешнего облика узаконивалось господство в русской жизни западноевропейских обычаев.

Определение 2

Бородовой знак — металлический жетон, который служил квитанцией об оплате пошлины на ношение бороды.

Еще одним внешним знаком такого господства было установление нового летосчисления. В России до тех пор годы считали от сотворения мира и новый год праздновали 1 сентября «на Семен день». Отпраздновав наступление нового 7208 года по старому счету 1 сентября 1699 г., Петр повелел 1 января вновь отпраздновать новый 1700 г. и считать впредь годы от Рождества Христова, как во всех православных странах.

Реформы культуры

Изменения в этой области были не маловажны. Реформы культуры, это изменение мироощущения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Подробнее рассмотрим каждую.

1. Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы «монстров». Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами. 2. Первым российским императором была основана и новая столица. На смену старой Москве пришёл молодой и величественных Санкт-Петербург. Город был заложен в 1703 году. 3. При Петре I в широкое употребление входит камень. Повсеместно люди начинают отказываться от деревянных строений. Это так же снизило опасность от пожаров. Так были построены здание Адмиралтейства, Гостиный дом и первый музей Кунсткамера. Проектированием города, каждой его улицы и здания занимались архитекторы. Каждый дом был уникален и имел высоту в 23 этажа. По сегодняшний день мы можем наблюдать в Санкт-Петербурге памятники архитектуры, созданные в петровскую эпоху заморскими мастерами. Особенно поражают Летний дворец, здание коллеги и Петропавловский собор. 4. По результатам нового строительства и смешения разных культур появился новый стиль в архитектуре, так называемое, русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы. 5. Впервые проявляется светская русская живопись. Ранее известность имело исключительно иконопись. Стали появляться первые пейзажи и портреты. На это царь официально дал свое разрешение и даже выделял деньги на поддержание художников. 6. Именно ПётрI повелел на красной площади построить «комедийную храмину». Там немецкие, а потом и русские актёры стали показывать небольшие постановки. Стоит заметить, что благодаря этим реформа развивалось не только искусство, но и литература. Стали появляться книги, наполненные не только религиозным смыслом. 7. В 1701 году будущий император провел новую реформу, которая запрещала церкви собирать пошлину с принадлежащих ей земель. Так была ликвидирована финансовая автономия. Так же издавались указы, которые ослабляли власть Патриарха.

Значение петровских реформ в области быта

Петр обладал «всеобъемлющей душой», в нем легко умещался интерес к разговору с умнейшими людьми Европы, – и к работе с топором. Наслаждение произведениями изобразительного искусства легко сменялось дружеской болтовней с матросами. Легкие танцы и ухаживания за иностранными красавицами перебивались постоянными заботами о мощи и процветании родины. Такое противоречие интересов было показателем их широты.

Такой же необъятностью отличалось просвещение, которое он внес: от утонченного слова европейской мысли – до сделанной в Париже новомодной пряжки.

Поэтому результаты реформ Петра в области быта сказались так широко на русском обществе. С одной стороны, они выдвинули, людей высокой культуры, с другой стороны у масс они переменили житейский обиход.

Отдельные представители русского общества достаточно глубоко проникались европейским духом, но масса на первых порах могла воспринимать только внешние стороны чуждой культуры. Но это было тоже победой «светского» житий – внешним показателем внутренней реформы духа. Петр это понимал и оттого придавал такое значение внешности подданных. Заботы о манерах, о костюмах, о увеселениях на европейский лад привели царя к реформе внутренней жизни русского дворянства. К этому русское общество было подготовлено царствованием Алексея Михайловича и правлением Софьи, когда в свете были установлены польские манеры в экипажах, в домостроении, в столах и в уборах.

Польскому влиянию Петр положил конец и открыл доступ западным влияниям. Ближайшим результатом было воспитание общества в тогда модном на Западе и обязательном в Европе французском духе. В 1717-1718 годах у нас был отпечатан кодекс правил приличия: «Юности честное зерцало». Задачей руководства было приблизить русских молодых дворян к идеалам «придворного человека», научить их хорошим манерам для поведения в свете. Конечно, такое воспитании имело немало зла. Светское «обхождение» учило русских светской лжи: вытвердивший правила «Зерцала» юноша, старался не противоречить из вежливости, не всегда говорить правду и пр.

Определение 3

«Юности честное зерцало» — подготовленное по указанию Петра I литературно-педагогическое произведение.

Так царь был вынужден, считаясь с нормами европейских приличий, поощрять в свете ложь. Человек дела, царь уступил потоку чужой жизни во многом – «хороший тон» требовал введения новых знаний и искусств в русскую жизнь, в сущности бесполезных, но необходимых для «придворного человека».

Однако эта сторона петровских реформ не встретила сопротивления – свобода в светской жизни была встречена радостно молодежью, особенно женщинами. Для русских женщин был тяжел гнет «Домостроя», но теперь перед ними открывалась новая жизнь, в которой индивидуальное чувство не знало оков старины. Из запертой в терем рабыни, она преобразилась в «богиню». Ее недавний повелитель, обратившись в «галантного кавалера», был должен курить фимиам и петь гимны её власти и красоте. Проблески нового отношения к женщинам мы видим в любовных песнях XVII в., с Петра любовные чувства сделались главным содержанием светской литературы.

Иностранцы, бывавшие при Петре в России, не раз обращали внимание на перемену в жизни русской женщины. Камер-юнкер иностранного двора Бергхольц в дневнике сделал комплимент внешности и манерам русских дам

Он писал, что за два года те стали неузнаваемы, после учреждения в 1718 году ассамблей, в 1720-м дамы уже во многом не уступали француженкам и немкам в светскости, приветливости и тонкости обращения.

Реформы образования

1. По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. Так образовалась целая система образования в конкретной профессии. Теперь в стране были свои мастера корабельного, инженерного и артиллерийского дела, что позволило избавиться от влияния иностранцев. 2. По указу будущего императора сама система обучения детей была изменена. Она стала не духовной, а светской. Предпочтение отдавали точным наукам, а не изучению богословия. 3. В России была основана Академия наук в 1725 году и общественная библиотека. Безусловно, реформы Петра I имели огромное значение. Благодаря им Россия смогла преодолеть тяжелый путь реформации. По результатам этих изменений Российская империя стала сильнейшей державой во всем мире.

https://youtube.com/watch?v=IhttYCWAucE

Появление ассамблей

И, наконец, появляется новый вид досуга — ассамблея. Ассамблея предполагала наличие изящных манер, знание политеса. Ну как тут было обойтись без своеобразного учебного пособия. И вот, появляется «Юности честное зерцало». Работа, которая была эклектична. Собрана из работ самых, самых разных зарубежных авторов. Согласно этой работе юному дворянину приписывалось знать самые основные правила поведения в хорошем обществе. Что же это были за правила?

Молодому дворянину предписывалось в глаза глядеть весело и приятно. Общаясь, снимать шляпу. Сидя, за столом по столу руками не колобродить, ногами не мотать, ножом между зубами не ковырять. В обществе не плевать в круг, а плевать только за его пределы. Одним словом, большое количество житейских мудростей.

Дворянам предписывалось общаться друг с другом исключительно только на иностранных языках, а прислугу держать на расстоянии. Более того, держаться с ней недоверчиво. Следует ли удивляться, что спустя некоторое время дворянин стал, по существу, чужаком, иноземцем в своей собственной стране. То, что дворянская культура все больше и больше ориентировалась на западноевропейские образцы, все дальше уходила от народных основ, становилась все более светской, кто знает, не в этом ли кроется основа тех трагических событий, с которыми столкнется Россия в начале 20 века.

Вариант 2

А1. Перемены в культуре в первой четверти XVIII в. произошли в результате

1) ликвидации сословных различий
2) усиления влияния церкви
3) расширения связей со странами Западной Европы
4) создания Славяно-греко-латинской академии

А2. Кто был основоположником русской светской живописи в первой четверти XVIII в.?

1) И.И. Никитин
2) Л.Ф. Магницкий
3) А.Д. Меншиков
4) Симон Ушаков

A3. Потребности хозяйственного развития в Петровскую эпоху вызвали

1) развитие научных знаний
2) создание ассамблей
3) развитие натурального хозяйства
4) введение в обиход латинского алфавита

А4. В каком году была проведена реформа, о которой говорится в документе?

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве… в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям… перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… А людям скудным каждому хотя по древцу, или по ветве на вороты или над храминою своею поставить; и то б то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день… Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять Новым годом.

1) в 1700 г.
2) в 1714 г.
3) в 1721 г.
4) в 1725 г.

В1. О создании чего идет речь в отрывке из документа?

В другое время его величество, находясь там с генерал-прокурором Павлом Ивановичем Ягужинским, с некоторыми сенаторами и с другими знатными господами, показывал им систематическое расположение натуральных редкостей и руйшевых драгоценных анатомических препаратов и объяснял им важную пользу сего собрания в знании человеческого тела, необходимом для врачебной науки и для верной практики в оной. Тогда же его величество приказал библиотекарю Шумахеру, который приставлен был надзирателем к сему кабинету под главною дирекциею лейб-медика Арескина, чтобы он, как уже все приведено в надлежащий порядок, впускал туда всякого, кто захочет смотреть сии редкости, и показывал бы оные с нужным объяснением.

В2. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

1. Я.В. Брюс
2. А.Ф. Зубов
3. Б. Растрелли

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A. Наука
Б. Живопись
B. Архитектура
Г. Музыка

Ответы на тест по истории Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 7 классВариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-3
В1. Ассамблея
В2. 1Б 2В 3АВариант 2
А1-3
А2-1
А3-1
А4-1
В1. Кунсткамера
В2. 1А 2Б 3В

Список литературы

  1. Соловьев С. М. Об истории новой России. — М.: Просвещение,1993.
  2. Мальков В. В. Учебное пособие по истории СССР для поступающих в вузы. М.: Высшая школа,1985.
  3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л.: Лениздат,1989.
  4. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII-первой половине XIX века: История. Историк. Документ. — М.: МИРОС,1994.
  5. Павленко Н. И. Петр Великий. — М.: Мысль,1990.
  • Реферат на тему: Быт и нравы средневековой Руси
  • Реферат на тему: Культурная революция 1960-х. Американизация и антиамериканизм в современном мире
  • Реферат на тему: Индустриализация и коллективизация в СССР: причины, цели, задачи, методы, итоги
  • Реферат на тему: СССР в 1965-1985 гг.: экономика, политика, культура. Реформа 1965 г.: причины, задачи, методы, итоги
  • Реферат на тему: Футуризм и русская революция
  • Реферат на тему: Смутное время и его влияние на историю России
  • Реферат на тему: Культура России XIX в.: достижения и противоречия
  • Реферат на тему: Гипотезы социогенеза палеолитических обществ: социальная структура и механизм социального регулирования
  • Реферат на тему: Основные функции раннегосударственных организаций
  • Реферат на тему: Цена и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • Реферат на тему: Геополитика и международное право
  • Реферат на тему: Президенты республики Марий Эл на рубеже XX-XXI веков

Скульптура

Бытование скульптуры в XVIII в. До XVIII в. скульптура как вид искусства не существовала на Руси, но уже в петровское время она получила самое широкое распространение. Мраморные статуи украсили Летний сад в Петербурге. Скульптурой стали декорировать фасады и интерьеры зданий. Главным украшением интерьеров Петропавловского собора служит резной иконостас.

Летний сад. Петербург

Петровские ворота Петропавловской крепости

Иконостас Петропавловского собора

Многочисленные скульптурные изображения составляют основное убранство фонтанов Петергофа. Один лишь Большой каскад украшает 241 скульптурная форма – статуи, бюсты, барельефы, декоративные вазы, над которыми работали крупнейшие мастера XVIII в. М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев.

Большой фонтанный каскад в Петергофе

Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Скульптор М.И. Козловский. 1800–1801 гг. Петергоф

Просвещенные вельможи увлекались коллекционированием скульптуры. Наконец, в XVIII в. широкое распространение получила надгробная, или мемориальная, скульптура: на могилах вместо крестов часто ставили скульптурные памятники. Ныне некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге представляет собой интереснейший музей скульптуры под открытым небом.

Коллекция скульптуры. Останкинский дворец

Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. Петербург

Скульптор Растрелли. В петровское время в России еще не появился свой большой национальный скульптор, работали преимущественно иностранцы. Среди них выделялся итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744 гг.). Вскоре после приезда в Россию он изваял бюст царского любимца А.Д. Меншикова. В этой работе ярко проявились черты искусства барокко: изменчивость, пышность, натуралистичность. При всей помпезности аксессуаров мастер точно воспроизвел лицо вельможи – умное, волевое, надменное.

Бюст А.Д. Меншикова. Скульптор Б.К. Растрелли. 1716–1717 гг.

Растрелли интересовала необыкновенная личность русского царя-преобразователя. Уже после смерти Петра I скульптор закончил работу над его бюстом. Лицо императора получилось очень выразительным – плотно сжатые губы, строгий взгляд, над переносицей пролегла глубокая складка. Кстати, большое правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что при жизни Петра Растрелли снял с его лица гипсовую маску, которая и послужила образцом для скульптурного портрета.

Бюст Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1723–1729 гг.

Гипсовая маска Петра I. 1719 г.

Позже Растрелли создал конную статую Петра I. Скульптор изобразил царя в пышном одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове.

Конная статуя Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1743–1744 гг. Петербург

Конная статуя Петра I. Деталь

Необходимость реформ

Переломный момент в Российской истории произошел в конце 18 века, когда на престол взошел Петр 1. В отличие от западноевропейских стран империя на тот момент отставала в своем развитии. Не было промышленных заводов, государственный аппарат и армия устарели, отсутствовал флот. Строительство мануфактур нуждалось в грамотных людях, не хватало узких специалистов в отдельных областях науки и техники.

В дипломатических поездках по зарубежным странам Петр сравнивал своих соотечественников с иностранцами и видел большой разрыв между ними. Россия отставала от Европы практически по всем сферам деятельности. После приезда в Москву молодой император кардинально изменил культурный и образовательный уровень своего народа.

Реформы в области культуры

Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: быт, культура, образование.

Реформы быта.

Мало было изменить армию, систему управления, администрации и территориальное деление. Чтобы реформы принесли должные результаты, нужна их последовательность и всесторонность. Они должны идти в системе и связывать друг друга. Страна должна была подняться на новый уровень, а для этого нужен переворот в сознании людей. Именно поэтому реформы в быту не менее важны.

1. Первая и, пожалуй, сама известная реформа в быту Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Введение одежды на европейский манер сильно потрясло народ. Сам царь лично обрезал длинные рукава и бороды. Неизменными остались только каноны церкви, позволялось это и крестьянским мужикам. 2. Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее сильно укоренилось в российском обществе и, конечно, привело к отрицательным последствиям. 3. В российское государство была завезена ещё одна Западная традиция. Новый год теперь отмечали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1 января. Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку, а летоисчисление вести по григорианскому календарю с рождения Христова, а не от сотворения мира. 4. В 1718 году были введены так называемые ассамблея. Под этим словом поднимались торжественный пиры или приёмы гостей. Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее. Специально для таких сборов были написаны правила поведения молодых людей в обществе. Девушки теперь могли спокойно выходить в свет, не боясь осуждения.

Всё эти реформы были в основном направлены на изменение образа жизни дворянства. На простых крестьянах это мало отражалось. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что позже приведёт к тяжёлым последствиям.

Сущность петровского барокко

Определение 1

Петровское барокко – термин, применяемый историками искусства по отношению к архитектурному стилю, одобренному Петром I. Этот стиль широко использовался в период его правления в строительстве зданий в новой столице империи – Санкт-Петербурге.

Стиль ограничен временными рамками с 1697 по 1730 (время правления Петра и его непосредственных преемников). Петровское барокко представляло собой архитектурный стиль, ориентировавшийся на голландские, немецкие и шведские образцы. Прообразы петровского барокко из Западной Европы были весьма эклектичными зданиями, поскольку влияние «интернационального» варианта архитектора Бернини смягчалось пристрастием к французскому классицизму и отголосками готической старины.

Рисунок 1. Меньшиковский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Петровское барокко характеризуется простотой объемных форм, четкостью и сдержанностью убранства, а также плоскостной трактовкой фасадов. В отличие от нарышкинского стиля, также набиравшего популярность в этот период в Москве, петровский петербургский стиль представлял собой решительный разрыв с византийскими архитектурными традициями, которые сложились в российской архитектуре и доминировали на протяжении многих веков. Однако, наблюдались и отличия от голицынского барокко, которое вдохновлялось формами итальянского и австрийского Возрождения.

В число первых архитекторов петровского барокко относят таких личностей, как:

  • Жан-Батист Леблон;
  • Доменико Трезини;
  • Андреас Шлютер;
  • Дж. М. Фонтана.

Все эти специалисты прибыли в Россию по приглашению Петра I из Европы. Каждый из вышеперечисленных архитекторов внес в облик строящегося города частичку своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курировали работу европейских специалистов русские зодчие (например, известный архитектор Михаил Земцов).

Специалисты считают, что некоторые московские здания, построенные там до начала планомерной застройки Санкт-Петербурга, являются прообразом объектов петровского барокко. Например, Лефортовский дворец (1699, архитектор – Д.В. Аксамитов) и церковь Архангела Гавриила (1707, архитектор – И. Зарудный). В таких зданиях ордерные элементы фасадов комбинировались с элементами московского барокко. Примечательно, что сочетанием элементов московского и петровского барокко отметилось пришедшее им на смену елизаветинское барокко.

Меньшиковский дворец и Летний дворец

Дворец князя Меньшикова стал первым каменным сооружением в новой столице. Строительные работы длились четыре года и были завершены в 1714 году. Известно, что проект дворца принадлежит европейским архитекторам Джованни Мария Фонтана и Готфриду Шеделю. На момент постройки трехэтажное здание с мансардой являлось самым роскошным в Санкт-Петербурге. Здесь часто проводились различные торжественные мероприятия царской семьи. Например, свадьба царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией проходила в залах этого дворца.

Летний дворец Петра I был построен в период с 1710 по 1714 годы и сразу стал образцом жилища для дворян и аристократов. Однако, внешняя отделка дворца и внутренняя его планировка несколько отличались от многих зданий-собратьев.

Двухэтажное каменное здание было построено в голландском стиле по проекту архитектора Доменико Трезини. Фасады дворца выглядят весьма изысканно, они украшены терракотовыми барельефами, изображающими военные столкновения времен Северной войны (автор – Андреас Шлютер). Внутренняя планировка характеризуется относительно простыми решениями для того времени: в нем всего четырнадцать жилых помещений и две кухни.

Надо сказать, что многие современники Петра I находили архитектуру дворца неподходящей для царской резиденции. Один из послов даже назвал его «жалким домом, несоразмерным со всем остальным». После смерти императора во дворце жили члены императорской семьи, а также царские сановники.

Итоги и последствия культурных реформ Петра I

Построенная Петром I Кунсткамера стала первым музеем в России

  • Прививание европейских обычаев. При этом они вытесняли русские традиции, и иногда это шло стране на пользу, а иногда и наоборот. Так, именно при Петре I вошло в моду популярное у европейских дворян курение табака, что, несомненно, нанесло ущерб здоровью и генофонду нации, так как это очень вредная привычка. Некоторые другие приказы были менее негативным, как, например, запрет на ношение бород (но на представителей духовенства и на жителей деревень он не распространялся) и повеление всем дворянам носить европейское платье вместо русского.
  • Слияние боярства и дворянства воедино. Впрочем, это является одновременно и итогом реформ культуры Петра I, и его преобразований в области государственного управления, так как поместные дворяне и бояре были уравнены в правах и обязанностях законодательно.
  • Было принято новое летосчисление. Как известно, Новый год сместился с 1 сентября на 1 января именно в результате культурных реформ Петра Первого.
  • Создание общественного театра. Правда, самодержец использовал театры в первую очередь для дальнейшего насаждения всего европейского, в том числе и моды. Несмотря на большие затраты, театр просуществовал всего 4 года, так как его постановки не пользовались популярностью.
  • Уравнение в правах мужчин и женщин. Дискриминация, свойственная той эпохе, никуда не делась, но первый шаг в сторону её устранения был сделан, когда указом Петра I участие в увеселительных мероприятиях стало для женщин не только возможным, но и желательным, а женатым дворянам предписывалось брать с собой жён в обязательном порядке.
  • Развитие русского языка. По итогам культурных реформ Петра I он пополнился, по оценкам лингвистов, примерно 4,5 тысячами новых слов.
20 интересных фактов о коже
20 интересных фактов об осени

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, характерной особенностью русского культурного развития в 1-ой четверти XVIII века был светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники. Появились культурные учреждения (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийская и военно-инженерные школы, а, после Навигационной школы — Морская академия. Петр I заботился о развитии образования в России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Во многих городах были открыты начальные «цыфирные» школы, в которых были обязаны учиться все дворяне. Прогрессивной чертой петровских школ было соединение обучения с практикой.

При Петре I по существу были заложены основы школьного образования в России. Церковно-славянский алфавит был заменен новым гражданским. Усилились культурные связи со странами Западной Европы.

В России возникли первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами. Крупные ученые, изобретатели вызывали своими работами восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Большой вклад в развитие русской науки внес и сам Петр I.

В Петербурге была открыта «Кунсткамера» естественных наук, где по указу 13.II.1719 года «О сборе редкостей и покупке их у населения «Петра I, собирались различные экспонаты. Указ гласил:

«Так, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно — так чтобы приносили, да что будет довольное вознаграждение». 2 января 1703 г вышла в свет первая печатная газета «Ведомости». В 1725 г была открыта Петербургская Академия наук с гимназией.

Все культурные преобразования 1-ой четверти XVIII века были направлены на то, чтобы привить грамоту и приобщить русский народ к культурным достижениям стран Западной Европы, поставить Россию на один уровень с ведущими державами мира, сохранить достижения культуры для последующих поколений.

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле — от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести «добрый порядок» в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя — постоянные военные действия, внутренние — это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять: царь — плотник, царь — кузнец, царь — солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия“ — царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в измене «истинно-русским» началам жизни, его реформы он называл «блестящей ошибкой». Можно было бы привести немало примеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся к этому реформатору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: