Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Выборы президента России в 2000 г. Избрание Владимира Путина президентом России в 2000 г. ознаменовало начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны. Избрание Путина президентом России в 2000 году открыло новый этап в социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны. Новый президент сразу же столкнулся с множеством сложных проблем: Ускорение модернизации и консолидации общества, сокращение внешнего долга, привлечение инвестиций, борьба с преступностью и терроризмом (теракт на Дубровке в 2002 году), увеличение валютных резервов, дефицит бюджета, проблема Чечни и др.
Владимир Путин (р. 1952) — российский политический и государственный деятель, президент России в 2000-2008 годах, премьер-министр Российской Федерации с мая 2012 года. Премьер-министр Российской Федерации в 1999-2000 и 2008-2012 годах; работал над преодолением кризиса 1990-х годов и восстановлением независимой роли России на международной арене.
Он преодолел многие кризисные явления, характерные для 1990-х годов, укрепил структуру государственной власти, провел успешную антитеррористическую операцию в Чечне, активная фаза которой завершилась в 2001 году, свернул олигархическую власть (дело ЮКОСа, медиамагната В. Гусин, преследование олигарха В. Блохина и т.д.); дело Гусинского, преследование Березовского), возвращение международного престижа России — все это позволило Владимиру Путину победить на президентских выборах в марте 2004 года.
Нападение 1 сентября 2004 года на школу в городе Беслан в Северной Осетии, организованное С. Басаевым, стало вызовом всему российскому обществу. Погибло более 300 человек, в том числе 186 детей. Этот теракт побудил политическое руководство страны внести ряд важных изменений в законодательство во время второго срока Путина. В частности, были отменены губернаторские выборы, созданы Общественная палата, Национальная комиссия по борьбе с терроризмом и Комиссия по улучшению социально-экономической ситуации в Южном федеральном округе.
Основные направления президентской политики в 2000-2008 годах включают следующие:
- построение эффективной вертикали государственной власти, ставшей залогом политической стабильности в обществе. Создание Государственного совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ;
- создание семи федеральных округов, возглавляемых представителями Президента;
- реформа Совета Федерации (2004), ставшего постоянно действующим законодательным органом. В его состав входили не губернаторы, а представители регионов, избранные ими;
- административная реформа ;
- создание условий для развития среднего и мелкого бизнеса (принятие в 2007 г. закона «О государственной поддержке среднего и малого бизнеса»);
- начало реализации долгосрочных Национальных проектов (с 2006 г.): «Здоровье», «Образование», «Жильё», «Развитие АПК»;
- реформирование социальной сферы (регулярное повышение минимального уровня пенсий, зарплат и других социальных выплат; сокращение налогового бремени — введение 13 % подоходного налога).
Противоречивые отношения между президентом и парламентом были преодолены путем создания президентом мощного общественно-политического движения «Единство» (позднее «Единая Россия»). После парламентских выборов 2003 года ее представители занимают большинство мест в Государственной Думе и поддерживают решения президента и правительства.
Россия в 2008—2016 гг
После избрания на пост президента России в 2008 году Медведев продолжил политику своего предшественника. Предложенная им программа была основана на совершенствовании «четырех «Я»: Институты государственной власти, инновации в производстве, инвестиции в экономику и инфраструктуру в сфере транспорта, энергетики и информации. Во второй половине 2008 г. Россия ощутила последствия мирового экономического кризиса (рост цен, девальвация рубля), но к концу следующего года активная фаза была преодолена. По итогам первого квартала 2010 года темпы роста промышленного производства (5,8%) в России были одними из самых впечатляющих среди стран «Большой восьмерки». 16 апреля 2009 года было официально объявлено о завершении антитеррористической операции в Чечне.
Дмитрий Медведев (родился в 1965 году) — российский политик и политический деятель, президент Российской Федерации с 2008 по 2012 год и премьер-министр с мая 2012 года, с тех пор он является лидером крупнейшей партии страны «Единая Россия».
После президентских выборов 2012 года пост президента вновь занял В. Путин, который получил право занимать этот пост до 2018 года благодаря некоторым конституционным поправкам. 18 марта 2014 года Крым был присоединен к России. Этому предшествовала смена власти в Украине в феврале 2014 года, последовавшая за тяжелым социально-политическим кризисом в соседней стране. В ответ на санкции, введенные рядом европейских стран, США и Канадой, российская экономика замедлилась. Вместе с падением мировых цен на нефть это привело к финансовому кризису 2014-2015 гг. Однако к 2016 году ситуация на мировом энергетическом рынке стала более благоприятной, и в ближайшее время можно прогнозировать новый подъем национальной экономики.
Результат
Владимир Путин выиграл выборы в первом туре, набрав более 52% голосов.
Путин уступает по результатам опросов, которые предполагали, что он получит около 57% голосов. В своем обращении к кандидатуре Путин, похоже, признал, что (несмотря на двузначное преимущество перед любым другим конкурентом) он получил лишь незначительное большинство голосов. Путин выразил благодарность российским избирателям, заявив, что «даже полпроцента — это огромная заслуга населения».
Путин носил плюрализм почти во всех частях страны. Тем не менее, он в значительной степени смог собрать большинство (и избежать второго тура) благодаря силе его работы в Европейская Россия. Выступление Путина в Дальний Восток России считался удручающе слабым. В ряде субъектов Федерации, таких как Чукотский А.О. и Приморский край, Путин не набрал абсолютного большинства голосов.
Кроме того, Путин не получил абсолютного большинства голосов в столице России Москва, где он получил всего 46% голосов.
Путин обладал большинством голосов во всех субъект федерации кроме пяти, которые несли Геннадий Зюганов (Адыгея, Республика Алтай, Брянская область, Липецкая область, Омская область ) и тот, который нес Аман Тулеев (Кемеровская область ).
1.Внутренняяя политика
Результаты:
- Меры по изменению структуры власти в РФ привели к укреплению порядка в стране, усилилась роль центральной власти на местах, совершенствовалась законодательная система страны – создано единое законодательное пространство.
- Реформа Федерального собрания (Совета Федерации) привела к усовершенствованию федеративного устройства, позволила преодолеть противоречия, которые существовали между центральной властью и регионами.
- Создание Государственного совета, целью которого было обсуждение общенациональных проектов, совместное решение государственных задач, значительно укрепило власть , её действенность.
- В короткий срок проведена кодификация законов РФ: приняты многие кодексы, реформировалась судебная система. Всё это способствовало укреплению политико -правовой сферы России.
- Принятие Закона о партиях совершенствовало систему многопартийности, способствовало созданию партий, которые поддерживает большое количество населения.
2.Укрепление военной мощи России, реформирование армии. | Начата реформа в армии.Цель: создание к 2015 году хорошо обученной профессиональной армии с новейшим вооружением.Значительно увеличились расходы на вооружение, обучение, на создание новейшей техники (это вызвано осложнением международной обстановки в стране).
В связи с осложнением международной обстановки проводились соответствующие меры по сохранению безопасности страны: конец 2006-начало 2007- план силового ответа на случай вторжения Грузии в Южную Осетию, 7-8 августа 2008- военная операция по принуждению Грузии к миру, 2013-2014- проведение широкомасштабных учений в армии с целью проверки её боеготовности. 9 Мая 2015 года — торжественный парад в Москве на Красной площади с демонстрацией новейших вооружений Российской армии. |
Результаты:
- Значительно возросла военная мощь России, армия пополнилась высококвалифицированными военными кадрами, новейшей техникой, многая из которых не имеет аналогов в мире.
- Повысился престиж военной профессии. Улучшены жилищные условия военнослужащих, создана социальная инфраструктура для семей военнослужащих, значительно повышена зарплата военных.
- Усилилась обороноспособность России.
3.Совершенствование экономической сферы, дальнейшее развитие регулируемой рыночной экономики. |
Цель: построение конкурентоспособной экономикиЗадачи: значительное увеличение экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, снижение до минимума инфляции, преодоление экономической зависимости от стран Запада и др.Экономическая доктрина: сочетание идей рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием. 2000 г.- принятие программы « Основные направления социально- экономического развития РФ на долгосрочную перспективу (2000- 2010) Январь 2004- создан Стабилизационный фонд РФ Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства( 2007) Реформа ЖКХ, модернизация жилищно — коммуниального хозяйства: перевод ЖКХ на рыночные отношения, переселение из аварийного жилья, система льгот и соцзащиты граждан и пр. Принятие Жилищного кодекса в 2005г. Начата аграрная реформа: поддержка предпринимательства на селе, создание условий для повышения производительности сельхозпродукции, усовершенствование социальной структуры на селе. 2005г- стартовал Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» Закон об уменьшении власти естественных монополий( Газпрома, РАО, министерства железнодорожного транспорта, « Единой энергетической системы России»). Постепенный рост национального дохода 2008-2010г., будучи Председателем Правительства РФ, Путин проводил политику по выходу из мирового экономического кризиса: приняты антикризисные меры. Значительное увеличение иностранных инвестиций в российскую экономику. |
Второй срок президента
В 2003 году, 18 декабря, Путин во время прямой линии объявил о желании баллотироваться в президенты на второй срок. 14 марта 2004 года началось второе правление Путина. С 2004-го по 2008 год правления Владимир Владимирович усилил государственный контроль в экономической сфере, информационной политике. Влияние оппозиции, региональных элит и олигархов было ослаблено.
В 2004 году, 13 сентября, президент выступал на расширенном заседании правительства, где заявил, что хочет отказаться от прямых выборов глав субъектов страны. Теперь губернаторы назначались президентом, а потом утверждались на местном законодательном собрании.
26 мая 2004 года глава государства выступал с посланием к Федеральному собранию, он назвал три цели: жилищная реформа, модернизация вооруженных сил и преодоление бедности.
С начала 2007 года в силу вступил Закон о материнском капитале. Это означало, что женщинам, которые родили второго или последующего ребенка, перечисляли на счет 250 тысяч рублей. Размер капитала постоянно индексировался, и в 2017 году он уже был равен 453 тысячам рублей.
Многие социальные проблемы были решены за второй срок правления Путина. Годы правления Владимира Владимировича прошли очень продуктивно. Доходы от продажи энергоносителей возросли, что позволило провести перевооружение военных сил страны. Были повышены зарплаты военным, началось решение жилищных проблем, создавалась профессиональная армия, а срочная служба теперь была обязательна всего на год.
В начале правления Путина была поставлена цель удвоения ВВП за десять лет. К концу второго президентского срока ВВП увеличился на семьдесят процентов, а промышленность на 75 %. Отток капитала из страны остановился, хотя до этого он исчислялся десятками миллиардов долларов. Выросли на 125 % инвестиции.
Во внешней политике тоже произошли значительные изменения. Отношения с западными странами ухудшились. Это связано с тем, что в 2007 году на Мюнхенской конференции Владимир Владимирович по вопросам политики безопасности жестко раскритиковал внешнюю политику США с идеями однополярного мироустройства. Наш президент высказался и против планов расширения НАТО, а также размещения в Восточной Европе объектов противоракетной американской обороны.
Правление Путина в 2007 году подходило к концу, и Владимир Владимирович объявил, что согласен возглавить партийный список на парламентских выборах 2007 года. Не баллотировался он снова в президенты, потому что в Конституции нашей страны прописан запрет на занимание президентской должности одним и тем же лицом больше двух сроков подряд.
В декабре 2007 года все ключевые партии выдвинули кандидатуру Медведева Дмитрия Анатольевича на президентский пост. Владимир Владимирович поддержал инициативу, а 17 декабря Путин стал главой правительства. Второго марта 2008 года прошли выборы, на которых победил с большим отрывом Медведев. А 8 мая 2008 года кандидатура Путина была утверждена на должность председателя правительства нашей страны.
В конце 2008 года в Конституцию РФ были внесены поправки, согласно которым срок президентских полномочий увеличивался до шести лет.
Гибель губернатора Алтайского края М. Евдокимова
7 августа 2005 г. в результате автомобильной аварии на трассе Бийск-Барнаул погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов (известен также как советский и российский актёр, певец и телеведущий). Вместе с Евдокимовым погибли его водитель и охранник, жена Евдокимова получила травмы. Многие близкие люди Евдокимова уверены, что его гибель не была случайна, т.к. незадолго до аварии сопровождение машины губернатора было отменено начальником ГУВД. Кроме того, ряд журналистов и политиков высказали предположения, что Евдокимова могли убить за то, что он пытался бороться с коррупцией в крае.
Основные факторы, определяющие внешнюю политику РФ в начале XXI века
На внешнеполитической доктрине РФ в начале XXI века сказался целый ряд факторов. Даже за этот непродолжительный период международная обстановка и экономическое положение РФ неоднократно менялись, что не могло не сказаться на дипломатии.
В первые годы XXI века основополагающим был фактор внешнего долга. Он достигал 60% ВВП, в 1998 году был объявлен дефолт по внутренним платежам. Соответственно, международное сообщество продолжало относиться к России с недоверием и сохраняло рычаги давления на нее.
Однако перестройка экономики в основном уже совершилась, и рыночные механизмы в РФ смогли нормально работать. Помог и случай – резко выросли цены на нефть и другие энергоносители, составляющие важную статью российского экспорта. Соответственно, значительно увеличились поступления в бюджет, страна могла рассчитываться по обязательствам и инвестировать в свою экономику.
Далее, в стране сменилась власть, и новое руководство учло как опыт предшественников, так и пожелания населения. Многие россияне не были готовы жертвовать престижем страны, ее традиционными ценностями и фактически независимостью ради благожелательности Запада. Стало также ясно, что западные партнеры далеко не всегда надежны, и не намерены последовательно уважать государственные интересы РФ – это доказывали их многочисленные недружественные шаги. Соответственно, новое руководство разработало новую доктрину, в которой фиксировался отказ от преимущественной ориентации на Запад и следование принципу многовекторности и многополярности.
Наконец, реакция отдельных стран и международных структур на первые шаги по реализации новой дипломатической доктрины страны показали, что России необходимо иначе подойти к вопросу обеспечения собственной безопасности и защите своих национальных интересов. Быстрый же экономический рост и укрепление экономики давали базис для проведения более жесткой и прагматичной внешней политики. Одновременно экономическое усиление и последовательность действий новой власти увеличили степень доверия к РФ в мире и заинтересованность в сотрудничестве с нею.
Не следует недооценивать и субъективный фактор. Новый Президент В.В. Путин гораздо лучше предшественника разбирался в нюансах дипломатии и знал особенности международной обстановки (благодаря большому опыту работы за границей). Огромную роль во внешнеполитических успехах страны сыграли министр иностранных дел С.В. Лавров и Постоянный представитель России при ООН В.И. Чуркин.
Аграрная реформа министра Столыпина
Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.
Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.
Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.
Второй цикл: вызов первого промышленного переворота и фритрейдерского капитализма
Андрей Кортунов: Семь шагов за горизонт кризиса
Столкновение с Англией и Францией, самыми мощными промышленными странами той поры, представляло собой вызов, на который Россия должна была ответить путем радикального преобразования своей крепостнической экономики и архаичной социальной структуры. Крах николаевской России, не сумевшей с этим вызовом справиться, обозначил наступление нового цикла.
Александр II открыл «эпоху реформ», отменив крепостное право, и продолжил ее, проведя земскую, финансовую, судебную, образовательную и военную реформы. Социальной опорой в этих начинаниях ему служили либеральное дворянство, разночинцы и зарождавшийся класс российских капиталистов. Результатом перемен стало создание промышленной экономики, пусть и сильно зависимой от иностранного капитала. Кроме того, государство сумело добиться внешнеполитических успехов, одержав победу над Османской империей в войне 1877–1878 гг. и присоединив обширные территории в Центральной Азии.
С вступлением на престол Александра III, ставшего «харизматическим лидером» в рамках второго цикла, бюрократическая система вступила в фазу консолидации. На смену реформам пришли «контрреформы». Россия обрела новую государственную идеологию, нашедшую выражение в «Манифесте о незыблемости самодержавия» Константина Победоносцева, «псевдорусском стиле» и пересмотре прошлого — официальная пропаганда все больше идеализировала не время Петра I, а эпоху его предшественников, когда якобы царила гармония между монархом и его подданными.
В настоящем, однако, до такой гармонии было далеко. Индустриализация привела к возникновению новых социальных конфликтов. В стране все более заметную роль играл новый класс — промышленный пролетариат, чьи условия труда и жизни были отвратительными. Растущая социальная напряженность вылилась в Первую русскую революцию. Самодержавие предприняло ряд реформ, связанных с именем Петра Столыпина, но на радикальные преобразования оказалось неспособно.
Во втором десятилетии ХХ в. царская Россия столкнулась с новым вызовом со стороны Запада, к этому времени уже пережившим второй промышленный переворот, — это был вызов корпоративного капитализма и империализма. Отсталая социально-экономическая система России в войне с кайзеровской Германией, самой мощной и развитой страной Европы той поры, продержалась менее трех лет, окончательно развалившись в 1917 г.
Общие тенденции
К главным внешнеполитическим проблемам России на исходе 1990-х годов относились:
- неуверенность зарубежных партнёров во внутриполитической стабильности в России;
- слабость государственной власти.
Отношение к России международного сообщества определялось её огромным внешним долгом и неустойчивым экономическим положением. Государственный внешний долг России в 2000 году составлял 60 % ВВП. Кредиторы сомневались, что Россия сможет выплатить долги. В 2000–2006 годов решение долговой проблемы являлось главным направлением внешней политики. Государству удавалось гасить долги раньше установленных сроков, что существенно повысило доверие к стране.
Российский внешнеполитический курс был многовекторным: взаимодействие налаживалось не только со странами ближнего зарубежья и Запада, но и с государствами Латинской Америки, Азии, Африки.
Указом президента 10 января 2000 года была утверждена концепция внешней политики, обозначившая следующие приоритеты:
- формирование в международных отношениях многополярной системы;
- противодействие принижению в мировых делах роли ООН;
- баланс между целями и возможностями внешней политики;
- решение внешнеполитических задач соразмерно их соответствию национальным интересам.
Внешняя политика
Направления деятельности | Результаты |
1.Определение целей и задач, основных направлений внешней политики России. | 2000- принята Концепция внешней политики: активно выступать на международной арене, повышать имидж страны в мире.Цели внешней политики:- обеспечение безопасности страны- сохранение государственного суверенитета- воздействие на мировые процессы, взаимодействие со странами в рамках международного права
— создание благоприятных внешних условий для развития экономики страны, повышения уровня жизни граждан России. — формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией — партнёрские отношения со странами на условиях мира и согласия. — содействие позитивному восприятию России в мире, пропаганда культуры, популяризация русского языка в иностранных государствах. |
2.Участие России в решении одной глобальных проблем | После теракта в Америке 11 сентября 2001 года борьба с терроризмом стала вестись в глобальном масштабе.
Путин В.В. принимает самое активное участие в этом. Активное участие в решении экологической проблемы ( усиление мер ответственности стран за загрязнение природы, взаимодействие с общественными экологическими организациями и др.) Россия готова пойти на переговоры по сокращению вооружения, в том числе ядерного, в многостороннем режиме. |
3.Борьба с коррупцией. | В 2000-тысячных годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией: 2006- ратификация Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, 2006- ратификация Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. |
4.Во внешней политик е- курс на мирное сосуществование стран, многополярность мира. | 2002- Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и Совместная декларация с США ( Президент Буш) об отношениях между РФ и США
2002- создание Совета Россия – НАТО(«двадцатка») Россия осудила вторжение США с Ирак в 2003 Активное участие Путина в саммитах Большой восьмёрки( это неофициальные форумы лидеров стран, на которых обсуждаются актуальные международные проблемы. Входят: Великобритания, Италия, Германия, Канада, Россия, США, Франция, Япония). 2006- в Москве впервые проходил саммит «Большой восьмёрки», Путин В.В. Был председателем. 2013 -ухудшение отношений с США в связи с событиями на Украине. 2014- санкции Европы и США против России в связи с присоединением Крыма. В ответ- дипломатические отношения России с Ираном., Северной, Кореей, Пакистаном, Китаем, поиск новых союзников. |
Экономическое , культурное сотрудничество со странами | 2000- подписана концепция об участии России в АТЭС ( Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество ), подчеркнул, что данное направление следует сделать приоритетным.
2001- Договор о дружбе и сотрудничестве с Китаем.2006- соглашение с Китаем о поставках энергоносителей. 2008-2010, в период мирового кризиса экономики, Путин В.В. выступал за тесные экономические связи с Казахстаном и Белоруссией. В результате был образован Таможенный союз между этими странами: были сняты торговые барьеры, что позволило значительно стимулировать развитие бизнеса и торговли. 2009- договор о сотрудничестве с Турцией в газовой сфере. О строительстве газопровода « Южный поток» в обход Украины, Белоруссии и Польши. 2011- подписано соглашение о зоне свободной торговли( Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Молдавия, Киргизия, Таджикистан. |
Результаты внешней политики:
- Проведение миролюбивой политики, стремление к диалогу и тесному сотрудничеству со странами.
- Отстаивание интересов России на международной арене, конструктивные пути выхода из экономической изоляции.
- Активное участие России в решении глобальных проблем.
- Осуждение любого насилия, стремления навязать волю государствам, поддержка действий, направленных против экстремизма, попрания прав человека, оказание серьёзной гуманитарной помощи Украине( Донбасской и Луганским Республикам).
- Стабильно высокий авторитет России и её лидера Путина В.В. на международной арене.
Таким образом, Путин В.В.- яркий государственный и политический деятель, лидер России, проводящий легитимную политику в интересах страны и российского народа.
Данный материал можно использовать, готовясь по теме:
ЕГЭ, задание № 25, историческое сочинение.
Углубление противоречий с Западом
После выборов 2008 года президентом стал Дмитрий Медведев, а Владимир Путин возглавил правительство Российской Федерации.
Также по теме
«Изменил не только роль России в мире, но и сам мир»: названы достижения Владимира Путина за 20 лет у власти
Россия за 20 лет пребывания Владимира Путина во власти существенно расширила своё влияние на мировой арене, заставив западные страны…
«Работа в правительстве позволила Путину погрузиться в административно-хозяйственные проблемы, посмотреть на них под новым углом. Именно на время его премьерства пришёлся основной период мирового экономического кризиса, из которого мы, несмотря на все сложности, всё же вышли с честью», — отметил Андрей Кошкин.
По его словам, важную роль в этом процессе сыграл созданный в 2004 году Стабилизационный фонд России.
По мнению Владимира Шаповалова, Владимир Путин, находясь на посту премьер-министра, сыграл также важную роль в урегулировании инициированного грузинскими властями кризиса в Южной Осетии и Абхазии.
7 мая 2012 года Владимир Путин в третий раз занял пост президента России.
«Внешнеполитические противоречия Запада с Москвой усиливались на глазах. Россия уверенно возвращала себе статус великой державы и превращалась в полноценный полюс силы на мировой арене. В Вашингтоне и Брюсселе с этим многие смириться не могли. Возникали всё новые и новые надуманные обвинения, западные эмиссары активизировались на постсоветском пространстве», — отметил Кошкин.
Результатом этих противоречий, по его словам, стало инициирование некоторыми международными игроками массовых беспорядков и государственного переворота на Украине во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.
«Они надеялись неожиданным гибридным ударом лишить Россию базы в Крыму и влияния в Черноморском регионе. Но жители Крыма выбрали вступление в состав России. И Владимир Путин принял историческое решение, поддержав реализацию их исторической воли», — заявил эксперт.
По мнению Владимира Шаповалова, воссоединение Крыма с Россией «окончательно сформировало современную российскую государственность и идентичность».
«Символом одновременно единства Крыма с остальной Россией и экономического развития страны стало возведение Крымского моста», — отметил Андрей Кошкин.
- Президент РФ Владимир Путин в Кремле во время церемонии подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым. Слева направо: премьер-министр Республики Крым Сергей Аксёнов, председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, Владимир Путин, глава Севастополя Алексей Чалый
- РИА Новости
Ответом на решение Москвы признать выбор крымчан, по словам политологов, стало введение Западом беспрецедентно жёстких санкций против России. Однако страна, по мнению Андрея Кошкина, не только выстояла, но и открыла для себя в этих условиях новые возможности, начав реализацию политики импортозамещения, продолжив модернизацию армии и запустив новые масштабные энергетические проекты.
Также по теме
«В добрый час»: как Путин открыл железнодорожное сообщение на Крымском мосту
23 декабря было открыто железнодорожное движение по Крымскому мосту. Первым новую переправу опробовал президент России Владимир Путин….
По его словам, несмотря на деструктивную позицию и давление со стороны ряда мировых держав, Россия не только продолжила проводить независимую внешнюю политику, но и наращивала своё влияние. С 2014 года Россия участвует в переговорах по проблеме Донбасса, а с 2015-го по просьбе официального Дамаска проводит в Сирии военную операцию против международных террористических группировок.
«Фактически именно Россия в Минске смогла усадить за стол переговоров Киев и республики Донбасса. В Венесуэле мы показали всем, что США больше не могут назначать президентов суверенных стран по телефону, а операцией в Сирии обеспечили процесс стабилизации ситуации на всём Ближнем Востоке. Несмотря на раздражение Запада, достаточно успешно идут интеграционные процессы и в рамках Евразийского союза», — заявил Кошкин.
Кроме этого, Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности и осуществляет интеграционные проекты в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
Протекционизм и программа Витте
Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.
Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:
- Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
- Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
- Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
- Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.
С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.
При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.