Военно-физическое воспитание в Спарте
Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.
Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан
Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.
До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.
Состязания женщин
О женщинах-атлетках известно меньше. Но очевидно, что женщины занимались спортом. В Спарте, согласно установлениям Ликурга, женщины должны были заниматься атлетикой не меньше, чем мужчины, чтобы рожать крепких детей. Знаменит танец спартанских девушек, бибасис, требовавший физической подготовки.
Поэт III века до н. э. Феокрит описывал спортивные упражнения спартанок — они бегали по тому же ипподрому, что и мужчины, и также смазывали себя оливковым маслом.
Существовало несколько спортивных игр для женщин — игры в честь Геры в Аргосе, игры в Додоне и самые знаменитые и масштабные — в честь Геры в Олимпии.
Гереи в Олимпии проходили раз в четыре года. Накануне 16 женщин ткали новый пеплос для статуи Геры. Эти же женщины были распорядителями игр.
Сами спортивные игры включали состязания в беге. В них по очереди участвовали три возрастные группы девушек. Девушки бежали с распущенными волосами, в хитоне чуть выше колен и открытым до груди правым плечом.
Античная статуя, изображающая участницу Гереид. (Pinterest)
Для Герей выделяли Олимпийский стадион, но дистанция была на одну шестую меньше, чем во время Олимпийских игр. Победительницы получали венок из маслины и кусок принесенной в жертву коровы. Также победительницы имели право поставить в Олимпию свою статую.
Автор II века н. э. Павсаний относил учреждение Герей к мифическим временам — их, якобы, учредила Гипподамия, жена легендарного героя Пелопса. Они существовали, как минимум, в первой половине V века до н. э. Сохранилась копия статуи этого времени, изображающая участницу Герей именно в таком виде, какой их описывал Павсаний.
Есть упоминание, что афинянки участвовали в спортивных состязаниях на священном острове Делосе. В женском святилище Артемиды недалеко от Афин обнаружили здание палестры. Проходившие там посвящение девочки и девушки занимались атлетикой и борьбой.
Сохранились афинские керамические изделия, изображающие девушек, состязающихся в беге. Очевидно, в афинском святилище Артемиды проводился некий женский спортивный фестиваль.
Физическое воспитание и спорт
Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе. Однако методы воздействия на физические возможности человека достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами.
Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии — макроциклы) — 4 года и малые (микроциклы) — 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий — снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.
Огромный след в развитии медицины и описании влияния физических упражнений на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460 — 375 гг. до н.э.). В проявлении болезни он видел естественную причину, а не воздействие незримого бога. Он начинает лечить переломы костей, вывихи, растяжения. Приемы его лечения базировались на знании анатомии человека. Гиппократ большое значение придавал закаливанию, представлял физическое воспитание как разностороннее занятие различными упражнениями, которые, по его мнению, должны более эффективно способствовать развитию человека. Он утверждал: «Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но можно гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть».
Позже мы увидим, что современный спорт во многом в чем-то повторяет древнегреческую агонистику, ее положительные и отрицательные стороны. Для современного олимпийского спорта характерны дух бескорыстного соперничества и зависть, справедливая игра и всевозможные нечистоплотные манипуляции, допинги и честная борьба, отвратительная жестокость и, конечно, всепроникающая коммерциализация, гуманистические культурные ценности и насилие над личностью и даже проявление терроризма…
Изучение древнегреческой культуры, и физической в том числе, новые данные о сравнительной этнологии и обычаях других наций сформировали убеждение, что элемент соперничества (и в двигательной деятельности в том числе) является универсальным компонентом антропологии человека. Это не только характерная и привилегированная черта древних греков. Соревнование в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеет универсальный характер и служит одним из наиболее важных социологических и этнологических принципов развития человеческого общества. Более того, существует мнение, что соревнование (соперничество) должно быть признано в качестве одной из основных черт, присущих человечеству. В самом деле, если двигательная деятельность — это естественная потребность человека, то элемент соревнования, соперничества при выполнении физических упражнений (особенно у детей) должен быть неотъемлемой ее составляющей. Подобная форма проявления двигательной активности — следствие возникающего интереса к тем или иным физическим упражнениям. А интерес, как известно, основной стимул к занятиям физкультурой и спортом.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 8-18.
Философы древней Греции
Платон (427-347 гг. до н. э.) древнегреческий философ аристократ и житель Афин придерживался идеи спартанского образования детей, с расширенной программой в рамках умственного воспитания. Он считал, что важнейшим средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Правила в которых были незыблемыми и не менялись. Считалось что ребенок, который стремится к новому в играх, став взрослым не удовлетворится родительскими обычаями и законами.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) греческий ученый и философ ученик Платона. Был против спартанской системы обучения. Он считал, что все должно быть в меру, как и в пище, чрезмерное употребление которой вредит организму так и чрезмерные нагрузки в гимнастике могут вредить ему.
Олимпийские игры V в. до н. э.
Олимпийские игры проводились в течение более 1000 лет в городе Олимпии. С 776 г до. н. э. Олимпийские игры получили свое признание во всей Греции, с этого года начался счет времени по олимпиадам. Уже в (V в. до н. э.) установили четкие правила Олимпийских игр. Участники не имели право применять запрещенные приемы в целях достижения победы, запрещалось подкупать противника убивать или калечить его. За соблюдением правил следили элланодики.
Спорт в Античной Греции
В Античной Греции был свой идеал человека, который предполагал совершенство не только его физической формы, но и душевных внутренних качеств. Спортивные упражнения, которые способствовали здоровому телосложению, позитивно влияли на выносливость и силу человека, а также способствовали развитию атлетической ловкости, стали частью обширной системы воспитания гражданина и воины.
Игры, соревнования и любые виды состязаний в Древней Греции были не просто полезным времяпрепровождением для людей, а стали выражением агонального духа, который был присущ всей греческой культуре, и который все стремились сохранить, так как он являлся отражением всего сущего для греков того времени. Состязания делились на два крупных типа:
- венковые;
- денежные.
Венковые соревнования считались более почетными, так как наградой в них становился венок как отличительный символ победителя, и слава, которую тот получал за свои заслуги. Что касается денежных соревнований, то они были менее почетными, однако в них победитель получал ценные призы, иногда настолько ценные и значимые, что мог обеспечить не только себя, но и всю свою семью. Но все же к венковым соревнованиям греки относились с большим трепетом, так как считали, что истинный победитель должен бороться не за деньги, а за возможность продемонстрировать свои способности и доказать, что абсолютно каждый, приложивший усилия, может добиваться того же результата. К венковым соревнованиям относились и общегреческие спортивные игры, включая Олимпийские, Пифийские, Истимийские и Немейские. Олимпийские игры были наиболее популярными, проводятся они и по сей день.
Замечание 1
Сегодня Олимпийские игры – это комплекс соревнований и состязаний, в которых лучшие атлеты со всего мира демонстрируют свои способности. Проводятся они 1 раз в 4 года, делятся на Летние Олимпийские игры и Зимние Олимпийские игры.
Жизнь атлетов в Древней Греции была очень насыщенной на события. Помимо постоянных тренировок, нередко они должны были демонстрировать свои способности не только в спорте, но и в бою. В целом, быть атлетом означало быть примером для подражания, быть человеком, который может показывать лучшие результаты, который обладает достаточной силой и натренированностью, чтобы одержать победу в честном бою. Также атлеты были очень обеспеченными людьми, поскольку, помимо венков и признания, они так или иначе получали определенные денежные вознаграждения за свои труды.
Девиз
«Быстрее, выше, сильнее», что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius». Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного Олимпийского Комитета в 1894 году и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.
Среди традиционных ритуалов Игр:
·зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор Игр);
·произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр;
·произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе;
·вручение победителям и призёрам соревнований медалей;
·поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей.
Правила проведения
Олимпийские игры проводились через каждые четыре года. Продолжались пять дней и делились на две части:
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
- непосредственно состязания;
- религиозные обряды и чествование победителей, которых награждали оливковым венком и пальмовыми ветвями.
Победителей определяли двое судей, позже их число увеличили в среднем до десяти. Под управление судьям передавали полицейский отряд.
Участвовать в олимпийских играх могли только полноправные греки мужского пола (также римляне после захвата территорий Греции). За месяц до начала состязаний желающие демонстрировали судьям свои умения и приносили клятву Зевсу о том, что 10 месяцев посвятили тренировкам. Порядок участников определял жребий.
Греческие женщины не допускались даже к просмотру игр, исключение составляли жрицы богини плодородия Деметры. Для участия существовала одна хитрость: женщины могли управлять колесницами, а победителем объявляли владельца лошади или повозки.
Для активных женщин были отдельно созданы специальные состязания. Победительницу награждали оливковым венком и продуктами.
Рис. 2. Гонки на колесницах в Древней Греции.
Общегреческое значение Олимпийских игр
Весть о возобновлении состязаний, посвященных Олимпийским богам, быстро распространилась по всему античному миру. Вскоре религиозный праздник перерос в масштабное мероприятие. Олимпийские игры стали самым значимым событием в жизни древних греков.
Священные Игры – время перемирия
Во время Олимпийских игр прекращались войны на территории всех греческих полисов. Заключалось священное перемирие – экехерия.
На Олимпийские игры приезжали жители не только Балканского полуострова, но и представители городов-колоний, расположенных во всех районах Средиземноморья: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке, Малой Азии.
Представители враждующих городов проводили в Олимпии мирные переговоры, улаживали конфликты. Свободные граждане использовали перемирие, чтобы совершать торговые и другие сделки. Знаменитые философы, поэты, художники знакомили публику со своими произведениями. Число зрителей и участников Олимпийских состязаний росло с каждым годом.
Олимпия приобрела значение духовного центра Древней Греции. Здесь греки чувствовали себя единым народом – с общей культурой, историей и традициями. Олимпийский праздник дарил людям мир. Всеобщие распри прекращались, обиды забывались. Эллины понимали, что несмотря на все раздоры, Эллада – их общая Родина.
Как создавалась история
Со времен Ифита и Ликурга состязания проводили регулярно – раз в четыре года. Вначале Игры не нумеровались, а назывались по имени победителя. Имена победителей заносили в специальный список – бассикалий.
В V в. до н. э., современник Сократа, философ Гиппий (около 460 – 400 г до н. э.) упорядочил список победителей. Расставил по порядку и пронумеровал Олимпийские игры. На список Гиппия, ориентировались многие античные историки и философы, включая Аристотеля (384-322 г до н. э.).
Древнегреческий историк Тимей (около 356 – 260 до н. э.) использовал список олимпийских победителей для составления хронологических таблиц. Так появилось «олимпийское летоисчисление».
Летосчисление по античным Олимпиадам
В современном языке Олимпиада и Олимпийские игры – синонимы. В Древней Греции эти слова имели разное значение.
Олимпийские игры, в понимании греков, это праздник, который длился пять дней.
Античная Олимпиада – это четырёхлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Так древние греки называли временной интервал между спортивными состязаниями.
Древнегреческие историки все события связывали с Олимпиадами. Например, 490 год до нашей эры (Марафонская битва) был записан, как «3-й год 72-й Олимпиады».
Ещё один пример. 621 год до нашей эры – афинский царь Дракон принимает законы, ставшие нарицательными. В античном летоисчислении дата значилась, как «4-й год XXXIX-й Олимпиады». А если точнее: «Четвертый год после победы на Олимпийских играх Рипсолея из Лаконии». Вспомните, Гиппий пронумеровал Олимпиады только в V в. до н. э..
776 год до н.э. – первые Олимпийские игры
Отсчёт древнегреческих Олимпиад античные авторы установили с 776 до н. э. Имена победителей более ранних Игр не сохранились, поэтому их решили не учитывать. Победителем первых Олимпийских играх считают жителя Элиды – Кореба. Его имя и дата Игр были высечены на плите, найденной в древней гробнице.
В 394 году, христианский император Феодосий, запретил Олимпийские игры. Античные храмовые сооружения были сожжены. Олимпия пришла в упадок.
Землетрясения и наводнения завершили разрушение легендарного святилища Древней Греции. Эпоха античных Олимпиад закончилась.
Всего в период с 776 года до н.э. до 394 год было проведено 293 Игр.
Спарта VII – V вв. до н. э.
Спарта — город воинов. Полис военно-лагерного типа, который не окружен защитными сооружениями (стенами, кольями и. т. п.) , где постоянное казарменное положение и мужчины приходили к женам под покровом ночи, а цари не носили пышных одежд и подчинялись закону не смотря на свою власть.
Спартанец — гражданин Спарты и ее собственность как впрочем, и все в Спарте, где понятие «частная собственность» не существовало, а земля распределялась поровну на «клеры».
После рождения был тщательно осмотрен эфорами на наличие врожденных дефектов и отклонений. Если бы таковые имелись его умертвили бы, скинув со скалы Тайгета, хотя некоторые источники утверждают, что могли просто не признать гражданином Спарты и отправить к илотам, чего не могли избежать даже цари. После проверки, он оставался у матери до семи лет. С семилетнего возраста воспитывался государством в духе жесткого физического воспитания, кроме военного дела в программу обучения входило изучение гимнов и патриотических песен, только спартанских поэтов.
Из одежды ему полагалось только собственное тело которое в процессе изнуренных тренировок под открытым небом сделалось гибким, сильным и выносливым, а солнце и ветер сделали его кожу грубой и темной. Купание стало для него роскошью, ибо позволялось только несколько раз в году, а материнская ласка совсем забыта, так как вовсе возбранялась.
Воспитатели не редко специально ссорили его и вынуждали драться с товарищами. Так они выявляли более способных среди учеников, которые впоследствии становились старшими среди воспитанников и остальные должны были, им подчинятся. Таков спартанский порядок при всеобщем равенстве один должен быть под началом другого и выполнять свои обязанности исходя из своей должности.
Список литературы
- Агеевец В.У… И генерал Бутовский за Россию. — М.: Советский спорт, 1993.
- Криунов В.А., Шишов С.А. XX век в истории спорта Ставрополя. — Ставрополь: ГУП Ставропольская краевая типография, 2000
- Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В. В. Столбов. — М.: Радуга, 1981.
- Манин В.П., Шишов С.А. Ветераны спорта — золотой фонд Ставропольского края. — Ставрополь: 2000.
- Мягкова С.Н., Стеблецов Е.А. Золотые узоры России. Исторический очерк о первом олимпийском чемпионе России Н.А. Панине-Коломинкине. — Воронеж: Центрально-Черноземное книгоиздание, 1997.
- Наш олимпийский пьедестал: Олимпийская хроника ХХ века. — М.: Олимпийская панорама, 2001
- Новосельцев В.А. Праздник мира и дружбы. — М.: Знание, 1981
- Олимпийская хартия. — М.: Советский спорт, 1994.
- Реферат на тему: Здоровье: реальность или модное увлечение
- Реферат на тему: Терминология в спортивных играх
- Реферат на тему: Комплексный контроль в подготовке спортсмена
- Реферат на тему: Демократизация физического воспитания
- Реферат на тему: Закаливание организма. Средства, принципы и методы закаливания
- Реферат на тему: Значение факторов внешней среды для закаливания
- Реферат на тему: История физической культуры и спорта в России с 1991 года по наши дни
- Реферат на тему: Самосовершенствование физического состояния
- Реферат на тему: Физическая культура и спорт как интегрированные социальные феномены
- Реферат на тему: Воспитание гармонично развитого, физически совершенного ребенка
- Реферат на тему: Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни
- Реферат на тему: Общие принципы физического воспитания и их реализация в процессе занятий физическими упражнениями
Рабство в Древней Греции
Правила Олимпийских игр запрещали участвовать в них рабам. Известны законы в Афинах и других полисах, по которым рабы не имели права посещать палестры.
Но в некоторых частях греческого мира рабы получали возможность приобщиться к атлетике. Сохранились свидетельства из нескольких городов. В лаконском городе Гитий в Эллинистическую эпоху рабы имели право тренироваться в палестре и получали оливковое масло для упражнений.
В греческой колонии Дорилее во Фригии упоминается «гимнасиарх свободных и рабов». В эпоху империи известны случаи разрешения рабам посещать гимнасии в Аргосе, малоазийских полисах Панамаре и Лагине.
Схема палестры и гимнасия в Приене. (Miller S. Ancient Greek Athletics)
Хотя рабы получали возможность посещать палестры и гимнасии, а также участвовать в состязаниях, это не было массовым явлением. Примеров известных атлетов-рабов нет, хотя вольноотпущенники могли сделать карьеру спортсмена. Периодоник и трехкратный победитель Олимпийских игр Патробий предположительно был вольноотпущенником императора Нерона.
Во II веке н. э. в греческом полисе, расположенном в Писидии, проходили состязания, участниками которых были рабы. Победитель-раб должен был разделить часть своего выигрыша с соперниками.
Есть и более ранние примеры. «Любовная речь», сочиненная в Афинах в IV веке до н. э., упоминает, что рабы имели право участвовать в соревнованиях (кроме гонок на колесницах).
Перед решающей битвой (Карта № 5) .
Афиняне не пали духом после того, как персы заняли Среднюю Грецию и разрушили их родной город. Они решили сражаться до последних сил за свою независимость. Все мужчины, способные носить оружие, ушли в войско или на военные корабли.
Главную надежду афиняне возлагали на свой флот. Ещё готовясь к войне с персами, они построили по совету афинянина Фемистокла 200 военных кораблей. На кораблях было по три ряда вёсел с каждой стороны; поэтому их называли триерами. Каждым веслом гребло несколько человек. Триеры мелко сидели в воде и легко плавали среди скал и мелей. Афинским флотом командовал Фемистокл, избранный стратегом.
Военные корабли греков были объединены в один флот. У афинян было больше кораблей, чем у остальных городов-государств.
Флот греков стоял в узком Саламинском проливе. Греки хорошо знали в нём мели и подводные скалы. Пролив был лучшим местом для боя с персидским флотом. Однако спартанцы, напуганные большим числом персидских кораблей, предлагали отвести флот к берегам Южной Греции. Тогда Фемистокл послал ночью известие Ксерксу, что греческий флот хочет уйти от Саламина. Ксеркс, уверенный в победе своего многочисленного флота, приказал ему сразиться с греками.