История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Леней в честь Диониса
Время проведения мероприятия-зима, в священном районе Ленеи близ Афин.
Содержание праздника: жертвоприношения, шествия и (cep.V в.) — театральное состязание в театре Лунаскам.
Как и в Греции, римские народные празднества проводились в честь богов, но состязания и игры, которыми они сопровождались, в отличие от Греции, где царил дух агона (соревнования), главным в этих играх и состязаниях была чисто зрелищная сторона. Уже в республиканский период образовалось определенное количество постоянных ежегодных праздников, с точно установленными датами их проведения и скрупулезно перечисленным набором предписанных зрелищ (цирковые игры, для которых цирк был отведен, сценические представления давались в театре, атлетические и гимнастические тоже были довольно многочисленны), праздников, связанных с победами, и внеочередных праздников, к началу империи насчитывалось 66.; в царствование Тиберия, второго из римских императоров, их было уже 87, и их число увеличивалось, несмотря на неоднократные сокращения числа праздников отдельными императорами. Последний из этих сокращений был сделан Марком Аврелием, который ограничил время, отведенное для игр, 135 днями. К середине IV века нашей эры их было уже 175 (64 дня отводилось цирковым играм, 101 театру и 10 гладиаторским боям.)
Определение
В отличие от той части «Поэтики» Аристотеля, где разбирается понятие трагедии, сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени. Его поиски составляют содержание знаменитого романа «Имя розы», а содержание удаётся в общих чертах восстановить благодаря т. н. коаленовскому пересказу. По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств, связанных с культом плодородия, в том числе из фаллических процессий.
Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:
- герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
- предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
- трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.
ссылки
- Энциклопедия Британника. (2014, 12 февраля). Старая комедия Греческий театр. Взято с britannica.com.
- Картрайт, М. (2013, 25 марта). Древнегреческая комедия. Взято с Ancient.eu.
- Gill, N.S. (2017, март 08). Древнегреческая комедия. Что такое древнегреческая комедия? Взято с мыслиco.com.
- Энциклопедия Нового Света. (с / ф). Древнегреческая комедия. Взято с newworldencyclopedia.org
- Циммерманн, Б. (2014). Аристофан. В М. Фонтейн и А. С. Скафуро (редакторы), Оксфордский справочник греческой и римской комедии, стр. 132-159. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
- Биографии и жизни. (с / ф). Аристофан. Взято с biografiasyvidas.com.
- Древняя литература. (с / ф). Древняя Греция — Менандр. Взято с древней литературы..
- Риджуэй, У. (с / ф). Кратинус. Взято с theatrehistory.com.
Примечания
- Ярхо В. Н. Древняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 370—372.
- (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- Ярхо В. Н. Средняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 377.
- ↑ Борухович В. Г. Новоаттическая комедия // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 316.
- др.-греч. Μέρη τῆς κωμῳδίας πρόλογος, χορικόν, ἐπεισόδιον, ἔξοδος. Πρόλογός ἐστιν μόριον κωμῳδίας τὸ μέχρι τῆς εἰσόδου τοῦ χοροῦ. χορικόν ἐστι τὸ ὑπο τοῦ χοροῦ μέλος ᾀδόμενον, ὅταν ἔχῃ μέγεθος ἱκανόν. ἐπεισόδιόν ἐστι τὸ μεταξὺ δύο χορικῶν μελῶν. ἔξοδός ἐστι τὸ ἐπὶ τέλει λεγόμενον τοῦ χοροῦ.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Его часто изображают с тирсом
В искусстве, иконографии и литературе Диониса и его последователей часто можно увидеть с тирсом, который является выдающимся символом, связанным с Богом. Тирс представляет собой жезл или посох из гигантского фенхеля, покрытый лозами или листьями плюща. Обычно его венчала сосновая шишка, или гроздь виноградных листьев и винограда, или листья плюща и ягоды. Лента или филе могут быть прикреплены к нему чуть ниже сосновой шишки или пучка листьев. Считавшийся символом процветания, плодородия и наслаждения в целом, тирс был священным инструментом в ритуалах и церемониях Греции. Дионис использовал тирс, чтобы превращать воду в вино и говорят, что кончик тирса вызывал безумие. Тирс также использовался как оружие («копье, окутанное виноградными листьями»). Например, в пьесе Еврипида «Вакханки» главная героиня Агава случайно убивает своего сына и пронзает его голову тирсом Диониса. Также в «Метаморфозах» Овидия, книга III, Вакк (Дионис) и его последователи уступают тирс.
Примечания: Еврипид: драматург (трагедия) Древней Греции V века до н.э.Овидий: римский поэт (43 г. до н.э. — 17/18 г. н.э.) времен Цезаря (Октавиана). Признан одним из трех канонических поэтов латинской литературы.
Колоссальная статуя Антиноя, держащего тирс в образе Диониса.
Заметки
- Ср. Трипанис, Греческая поэзия от Гомера до Сефериса, Глава 4, с. 201
- Мастромарко (1994) стр. 12
- ^
- H Nettleship, изд. Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.) стр. 152-3
- ^ S Halliwell ed., Птицы (Oxford 1998) стр. ix
- H Nettleship, изд. Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.) стр. 153
- J Boardman ed., Оксфордская история классического мира (Oxford 1986) стр. 180-2
- ^ H Nettleship, изд. Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.) стр. 478
- ^ H J Rose, Справочник латинской литературы (Лондон, 1967) стр. 78
- Наук, август (1986). Аристофан Византийский фрагмент. Берлин: Де Грюйтер. п. 249.
- ^ J Boardman ed., Оксфордская история классического мира (Oxford 1986) стр. 182
- J Boardman ed., Оксфордская история классического мира (Oxford 1986) стр. 184
- H Nettleship, изд. Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.) стр. 195
- Издание Палмера, Сатиры Горация (Лондон, 1920) стр. xiii
- Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию, т. 1. изд. Альфред Бейтс. Лондон: Historical Publishing Company, 1906. стр. 30–31.
- J Boardman ed., Оксфордская история классического мира (Oxford 1986) стр. 450
Панафинеи – праздник в честь Афины
В июле отмечался праздник в честь главной богини города – Афины. Панафинеи были особенны тем, что проводились спортивные состязании по типу сегодняшних олимпийских игр. Так как богиня Афина являлась прекрасной воительницей, то и соревнования были соответствующие: метания копья и диска, борьба, бег и скачки и прочие конкурсы на силу и ловкость. Призом была афмора с оливковым маслом высшей пробы и народное признание. Помимо этого, Панафинеи известны своим шествием во славу богини, целью которого было украшение статуи Афины особым покрывалом. Чтобы изготовить одеяние, избранные девушки трудились над ним в течении всего года.
Драматурги
Некоторые драматурги пересекаются более чем в один период.
Старая комедия
|
|
|
Средняя комедия
|
|
|
Новая комедия
|
|
|
Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
Первый серьезный повод повеселиться древние греки находили уже во второй месяц года. Это было предвкушение весны и проводы зимы – нечто вроде нашей Масленицы. Если мы в России радуемся по большей части, окончанию морозов и холода, то в конце февраля на Анфестерий жители теплой страны Греции радовались окончанию мертвого времени года (как они считали) и устраивали театрализованные шествия, в которых главная роль отводилась богу Дионису.
Так как Дионис – бог веселья и вина, то и приветствовать его надо соответственно: гуляниями и шутливыми созтязаниями. Анфестерий в честь Диониса, судя по всему, выступил прародителем современных конкурсов поедателей гамбургеров и сосисок, а также соревнования по распитию пива – еще в те времена в Греции состязались, кто больше выпьет вина. Призом являлось…чтобы вы думали? Правильно, опять таки амфора с вином.
Праздник Дионисий, опять же в честь Диониса, случался в марте, после Анфестерия. На этот раз греки радовались приходу весны и делали это преимущественно при помощи театра – комедий, трагедий и хора. На эти представления, которые длились несколько дней подряд, зрителей доставляли в добровольно-принудительном порядке, ведь театр в то время – это не сколько развлечение, сколько дань богам. Правительство платило зрителям за то, что они тратят свое время на посещение театра Диониса, ведь для работающего люда четыре дня праздников – это еще и потеря заработка из-за простоя в работе.
Средняя комедия
Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу — т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность. Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи — гетеры, философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.
В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии.
Новоаттическая комедия
Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма, последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму
В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.)
О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы — Менандр, Филемон, Дефил — написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).
Происхождение греческой комедии
Точное происхождение греческих комедий потеряно в тумане предыстории, но активность мужчин, одевающих и подражающих другим, несомненно, восходит гораздо раньше письменных записей..
Первые признаки такой активности в греческом мире происходят от гончарного дела, где находились украшения в шестом веке до нашей эры. C. представлял актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенных костюмах.
По словам Аристотеля, который написал полтора столетия спустя на эту тему, греческая комедия началась в Мегара и в Сикионе, оба города Греции. Он также утверждал, что Сузарион был первым комическим поэтом.
Кроме того, этот философ подтвердил, что греческая комедия получила официальное признание (и, следовательно, государственную поддержку) в Афинах после популярных фаллических шествий во время Дионисийских фестивалей..
С другой стороны, Суда (историческая энциклопедия, написанная на греческом языке византийскими учеными в X веке) предполагает, что первые драматические соревнования в Афинах состоялись на фестивале города Дионисия в начале 480 года. С.
Другие источники указывают, что в 490-х годах в греческом городе Сиракузы, на Сицилии, комедии, написанные греческим комическим поэтом Эпихармом, уже были представлены..
Некоторые авторы даже утверждают, что предшественниками жанра были стихи Архилоха (7 век до н.э.) и Гипонакса (6 век до н.э.), которые содержат грубый и явный сексуальный юмор..
Его театр в Афинах — старейший из известных греческих театров
Раскопанный в 1800-х годах немецким архитектором и археологом Вильгельмом Дорпфельдом, «Театр Диониса» в Афинах признан старейшим театром в мире. Построенный на южном склоне холма Акрополя в Афинах, театр стоял прямо к северу от святилища Диониса. Большинство сохранившихся сегодня остатков принадлежат монументальному строительству театра Ликургом во второй половине 4 века до н.э. В это время театр достиг своего максимального размера и мог вместить 17000 человек. По оценкам, ядро театра восходит к 6 веку до нашей эры. Театр в Греции стал тесно ассоциироваться с Дионисийским праздником Города Дионисия (Большая Дионисия) в V веке до нашей эры. Здесь представляли свои произведения такие античные драматурги, как Софокл, Еврипид, Эсхил и Аристофан. Эти пьесы считаются начальной движущей силой развития театра в западной культуре.
Примечания:Ликургос (390 — 324 г. до н.э.): известный спичрайтер, оратор и администратор Древней Греции.
Театр Диониса в Афинах
Комедия в греческом театре: политика и нравы
Официально комедия была включена в программу афинских праздников в начале V века до н. э. Уже в Античности выделили три периода Аттической комедии. Черту первому периоду, Древней Аттической комедии, подвел конец Пелопоннесской войны. История Афин до поражения в войне с Македонией и ликвидации демократии в 322 году до н. э. считается этапом Средней Аттической комедии. Рубеж IV и III веков до н. э. — Новой Аттической комедии.
Древняя Аттическая комедия развивалась в V веке до н. э. Ее главной проблемой была общественная жизнь. Драматурги выводили в качестве героев пьес своих современников — поэтов, богачей и политиков. Они не боялись включать в комедии прямые выпады против неугодных им людей.
Из множества образцов Древней Аттической комедии сохранились только пьесы величайшего из авторов — Аристофана. Из 44 известных его пьес до наших дней дошло только 11. Большинство из них посвящены текущей политике и бичеванию неугодных Аристофану людей.
По своим взглядам Аристофан был консерватором. Через его пьесы проходит тема упадка нравов его современников по сравнению с поколением «бойцов марафонских». В пьесе «Ахарняне» поэт выступает против войны со Спартой и бичует афинских сторонников войны. Во «Всадниках» Аристофан высмеивает демагога Клеона, одного из самых влиятельных политиков в то время. Постоянной мишенью для насмешек Аристофана был трагик Еврипид, которого драматург тоже обвинял в упадке нравов сограждан.
Прометей Прикованный. Современная постановка. (Wikimedia Commons)
Комедии других поэтов этого период утрачены. Сохранились только фрагменты, которые, в том числе, обличали современных авторам политиков. Например, Плутарх цитирует комедиографа Платона, который отозвался об остракизме политика Гипербола хлесткими словами: «Да слишком много чести для клейменого: // Суд черепков не для таких был выдуман».
Афины IV века до н. э. считаются эпохой Средней Аттической комедии. Главная проблема этого периода в том, что не сохранилось ни одной пьесы — только фрагменты и переработки, сделанные римскими комедиографами. Известно около 50 комедиографов, писавших в IV веке до н. э. Два поэта были рекордсменами по продуктивности. Антифан написал 365 пьес, Алексид — 245.
Судя по сохранившимся фрагментам, в комедиях этого периода поднимались вопросы политики. Известно, что комедиографы касались вопросов отношения Афин с Филиппом Македонским. Но главной темой были картины нравов современных авторам Афин. Комедиографы IV века до н. э. стали писать пьесы на мифологические сюжеты, изображая их в комичном ключе. В «мифологических» комедиях авторы пародируют трагедии, в том числе — трех великих трагиков предыдущего столетия. Известны названия комедий «Одиссей-ткач» или «Гиацинт-сводник».
Можно привести пример одного сохранившегося отрывка Средней комедии, который высмеивал мифологический сюжет. Однажды бог Крон занял у Аполлона денег и не вернул. В ответ этот бог изрек пророчество, что Крона свергнет сын. После этого Крон стал продавать рождавшихся у него детей в рабство Мегаре и проглатывать полученные деньги.
Известно не менее 50 имен авторов Новой Аттической комедии. Самый значимый из них, а также единственный, чьи пьесы сохранились — Менандр. Три автора новой комедии (Менандр, Филемон и Дифил) создали по 100 комедий каждый. Такая продуктивность была связана с тем, что новые комедии ставились в Афинах ежегодно.
Комедия Аристофана «Лисистрата». Современная постановка. (Wikimedia Commons)
Темой Новой Аттической комедии стали нравы времени. Героями были простые афиняне, а также рабы, наемники, параситы (нахлебники при богачах), сводники. Александрийский филолог Аристофан Византийский спрашивал, кто кому подражает — Менандр жизни или наоборот.
Современники очень ценили творчество Менандра. Его цитаты включались в антологии. В Средние века он был забыт. В эпоху Возрождения были известны только его цитаты. В 1844 году немецкий ученый К. Тишендорф нашел в монастыре на Синае два пергаментных листка с текстами Менандра. Они были вклеены в переплет другой книги, и он переписал их текст. В 1854 году русский епископ Порфирий освободил эти листы из переплета и привез в Россию. Так началось возвращение Менандра читателям.
В 1897 году был найден папирус с текстом комедии «Земледелец». За ним последовали новые открытия текстов. В 1905 году в Египте был раскопан римский дом, где среди других папирусов нашли неполные тексты пяти комедий Менандра. В результате до нас дошел полный текст комедии «Угрюмец» («Брюзга») и неполные тексты еще четырех комедий.
Делийские игры в честь Аполлона
Начало игр — древнейший период, утрата значения — V век до нашей эры.
Местом проведения игр является остров Делос, связанный в мифах с рождением Аполлона; организаторами игр являются жители соседнего Наксоса.
Время проведения мероприятия-весна.
Торжества, включенные в праздник: торжественная процессия движется по аллее львов к храму матери Аполлона Латоны, чтобы принести ей в дар пеплос.
Соревнования музыкантов, певцов, спортсменов
Наиболее значимыми афинскими праздниками являются Панафинеи
Время его возникновения-древнейший период афинской истории, точно не зафиксированный. Время проведения мероприятия-лето. Ежегодно.
Драматурги [ править ]
Некоторые драматурги пересекаются более чем с одним периодом.
Старая комедия править
|
|
|
Средняя комедия править
|
|
|
Новая комедия править
|
|
|
Малые (весенние) Элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны
Время возникновения: в древнейший период в самом Элевсине, как афинском государственном празднике — с VII века до нашей эры, времени присоединения Элевсина к Афинам.
Время праздника: весна.
Торжества включали в себя праздник, посвященный возвращению Персефоны на землю и ее браку с Дионисом: прием на испытательный срок новопосвященных, их омовение в водах Илисса, посвящение в храм Деметры; драматические представления, связанные с мифом о возвращении Персефоны на землю.
Антестерия — весенний праздник пробуждения природы
Время проведения мероприятия-весна. Ежегодно. Торжества, включенные в праздник:
День 1: «день открытия бочек».
День 2: «день кружек», посвященный Дионису: торжественная процессия, сопровождающая статую Диониса, привезенную в город в лодке на колесах.
День 3: «день горшков», посвященный умершим, для души которых выставлялись горшки с угощениями.
Черепа в честь Кроноса, в память о «Золотом веке»
Время его возникновения-глубочайшая древность.
Время события-сразу после Панафинеи.
Содержание праздника: игры, развлечения, пиры в частных домах, во время которых рабы и хозяева как бы менялись местами и хозяева прислуживали рабам за столом.
Драматурги
Некоторые драматурги пересекаются более чем в один период.
Старая комедия
|
|
|
Средняя комедия
|
|
|
Новая комедия
|
|
|
Линей
Этот праздник был также посвящен Дионису, и отчасти перекликался с Малыми Дионисиями. Праздновали его в январе-фервале, на протяжение нескольких дней.
Это был очень пышный и даже несколько пафосный фестиваль. Его проводили в Афинах. Именно во время этого фестиваля стали проводиться театральные состязания. Им было еще далеко до “настоящих” театральных состязаний, которые проводились на Великих Дионисиях, но тем не менее, здесь также участвовали певцы, хоры и чтецы.
Одним из ярких представлений было изображение прибытие Диониса в Афины. Согласно легенде, божество прибыло в город на “корабельной колеснице”. Кстати, именно отсюда произошло слово “карнавал” (от лат “каррус навалис”). Такие колесницы (красочные, величественные) изображались на вазах. Сохранилось несколько типов такой вазописи, и некоторые находки были сделаны на черноморском побережье.