Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
- знать теоретические основы искусства, основные этапы развития древнегреческого искусства и умение устанавливать степень влияния тем, мотивов искусства с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
- уметь различать и идентифицировать жанровую и авторскую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
- владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
-
Слайд 3
- Понятие «античная культура».
- Гуманистические идеалы древнегреческого искусства.
- Периодизация искусства Древней Греции.
- Особенности архитектуры и живописи крито-микенского (эгейского) периода.
- Искусство гомеровской Греции и архаики.
- Основные стили классического искусства Древней Греции.
- Особенности искусства эллинизма.
-
Слайд 4
- Античность
- Гуманизм
- Мифология
- Мимесис
- Архитектурный ордер
- Антаблемент
- Архитрав
- Катарсис
-
Слайд 5
- Крито-микенский период –II тыс. лет до н.э. –XIII в. до н.э.
- Гомеровский период – XI-VIII вв. до н.э.
- Период архаики VIII-VI вв. до н.э.
- Классический период V-IV вв. до н.э.
- Период эллинизма III-I вв. до н.э.
-
Слайд 6
- Открытие эгейской культуры на о. Крит англ. арх. А. Эвансом в начале XX в.
- Архитектура Кносса – главного города Крита.
- Отличительные черты критской архитектуры.
- Кносский дворец или Лабиринт – «дом двойного топора».
-
Слайд 7
-
Слайд 8
- Имела сложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях, и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Колонны дворца утолщаются кверху.
- Мощенная камнем дорожка ведет в Малый дворец, его центральный зал на 2 этаже соединялся особым переходом с кухней.
- Господствует ассиметричность.
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
-
Слайд 13
-
Слайд 14
- Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.)
- Искусство, не выделившиеся из ремесла, отличалось наивностью и схематичностью
- Большее развитие получают прикладные искусства, в частности керамика
- В вазописи – геометрический орнамент
- Термин «геометрический стиль» применим ко всему искусству гомеровского периода.
- Ваза из Дипилона. 8в. до н.э.
-
Слайд 15
-
Слайд 16
- В складывающихся городах-государствах возникает монументальная храмовая архитектура.
- Храм – образное воплощение мощи полиса, это центр, вокруг которого разворачивалась вся общественная жизнь полиса.
- Планировка храмов. Периптер – господствующий тип храма с XII в до н. э. прямоугольный в плане перекрытий двускатной крышей храм, со всех четырех сторон окруженный колоннадой.
- Более древние типы храмов:
- храм в аитах;простиль;амфипростиль.
-
Слайд 17
Периптер.
-
Слайд 18
- Ордер – художественная приработка стоечно-балочной конструкции
- В эпоху архаики и классики – наибольшее распространение и развитие имели 2 типа ордера: дорический и ионический. Коринфский (более поздний) – вариант ионического
- Дорический (название происходит от названия местности в материковой Греции – Дорида) – может считаться основным, так как он старше и имеет более четкие границы, чем ионический, ведущий начало из Малой Азии и островов Эгейского моря.
- Дорический, Ионический и Коринфский ордер
-
Слайд 19
-
Слайд 20
-
Слайд 21
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
-
Слайд 25
-
Слайд 26
-
Слайд 27
-
Слайд 28
-
Слайд 29
-
Слайд 30
-
Слайд 31
-
Слайд 32
-
Слайд 33
-
Слайд 34
-
Слайд 35
- Древнегреческая мифология, ее влияние на культуру.
- В чем заключаются особенности архитектуры и живописи крито-микенского (эгейского) периода?
- Архитектура периодов архаики, классики и эллинизма.
- В чем отличительные особенности искусства эллинизма?
- Назовите основные типы греческих ваз.
- Какие вы знаете стили художественного оформления ваз в различные периоды?
- Какими были сюжеты росписей ваз в зависимости от места изготовления?
-
Слайд 36
Рекомендуемая литература
- Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика / Л. И. Акимова. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 400 с.
- Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика / Л. И. Акимова. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 464 с.
- Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 2002.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1992.
- Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник для вузов. / Т. В. Ильина. — 4-е изд., стереотип. — М. : Высш. шк., 2007. — 368с.
- Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей Отдела классического искусства Запада. / ; сост. Н. В. Проскурина, Отв. ред. М. И. Свидерская; РАН, Гос. ин-т искусствознания. — М. : КомКнига, 2007. — 424 с.
- Лосев А.Ф. Античная эстетика. Ранняя классика. – М., 1963.
-
Слайд 37
Посмотреть все слайды
Наука
Научные приобретения ранее существовавших цивилизаций, особенно египетских и вавилонских для математических, геометрических и астрономических знаний, а также медицинских, химических и связанных с различными технологиями, были не только разработаны и интегрированы греческими научными размышлениями в органическую систематику, но и расширены и обогащен новыми теориями.
Они, особенно с середины второго века до нашей эры, были в значительной степени утрачены и неправильно поняты, и только с арабами, а затем и с эпохой Возрождения были частично взяты и дали толчок научному возрождению западного мира.
В ранний период, который отличался философскими спекуляциями досократиков, таких как Анассимандро, Анассимен и Эраклито, следовал за ним, что характеризовалось обширной теоретической разработкой, частично представленной в некоторых работах Платона и Аристотеля.
Истинное научное расцвет, характеризуемое различием между философией и Наука это произошло только с эллинистической эпохой, благодаря встрече технологий тысячелетней месопотамской и египетской цивилизаций с критическим духом и логическими способностями, развитыми в греческих городах.
Важную роль сыграла египетская Александрия, важнейший центр научных исследований и культурного развития того времени, который также развивался благодаря импульсу первых правителей династии Птолемеев (va Biblioteca di Alessandria). Этот культурный период может похвастаться развитием рациональных и строгих методологий исследования, точных специализаций в различных конкретных дисциплинах и технологических достижений, которые останутся непревзойденными на протяжении многих веков.
Литература
У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.
Бюст Гомера
Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.
Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены
Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.
Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.
Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).
Ксенофонт
Характеристика культуры Древней Греции
Древнегреческая культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность. Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.
Древней Греции были знакомы такие формы правления, как власть царей, тирания и главенство аристократии. Античная демократия стала первой попыткой осуществления идеала равного участия людей в управлении государством. Она была ограниченной, поскольку гражданство было привилегией достаточно широких, но не всех общественных слоев. Демократия не препятствовала становлению института рабства, колонизации, но смягчала рабовладение.Греки находились в убеждении, что человек является существом политическим. Жизнь грека имела смысл в связи со служением полису. Несмотря на значимость личного начала, основной ценностью оставалась «община». Полис регулировал жизнь граждан и в то же время контролировался ими. Полисное сознание определило и нравственные идеалы, находясь на подъеме, греки ценили больше всего такие качества, как честь, долг, слава.
Общая характеристика культуры Древней Греции кратко
Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.
Культ гармонии пронизал греческое мировосприятие. Греки считали Вселенную целесообразным целым, упорядоченной системой, отрицающей хаос. В их представлении человек вписывался в картину космоса. Такое отношение дало древнегреческой культуре точку опоры: на познание и приумножение гармонии направлялась творческая энергия. Не случайно ведущими категориями эстетики греков становятся мера, красота, гармония
Категория меры имела важное значение в этике. Согласно сформулированному Аристотелем правилу «золотой середины», девиантным было любое поведение, нарушающее меру
Философ осуждал одинаково трусость и безрассудство, мотовство и скупость, робость и беззастенчивость.
Франция во Второй мировой войне
Культура Древней Месопотамии (Междуречья). Особенности, характеристика, достижения, религия.
Особенности архитектуры Древней Греции
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.
Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности. Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.
Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.
Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.
Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной, окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.
Самым простым является дистиль, который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль, как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.
Культурные достижения Древней Греции
Но самое богатое наследство потомкам древние греки оставили в культурной сфере. Представители этого народа являются основателями большинства наук; в Греции зародились либо достигли необычных для древнего мира высот практически все искусства.
Греки изобрели и использовали простое для применения и изучения алфавитное письмо. Греческий алфавит используется и сейчас, обычно буквами из него обозначают разные математические и физические величины и понятия. Греческие ученые считаются основателями либо величайшими представителями целого ряда наук: математики (Евклид), физики (Архимед), медицины (Гиппократ, Гален), истории (Геродот), географии (Страбон). Некоторые из доказанных ими научных истин (ряд аксиом и теорем Евклида, теорема Пифагора, закон Архимеда…) используются в исходном виде и современной наукой.
Греки первыми стали пытаться и делать обобщения опыта практических и научных изысканий, создавая целостную картину мира – изобрели философию. В этой картине мироздания они сознательно отводили человеку особое место, создавая этику и социальную философию.
Мировоззренческие концепции греков нашли отражение также в мифах о богах и героях. Эти истории оказались столь интересны и поучительны, что до сих пор являются популярным чтением и источником вдохновения для других авторов. Имена греческих богов и героев стали нарицательными и используются в качестве устойчивых сравнений. Практически в одном ряду с мифами оказались эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера – высочайшие образцы древней литературы. Древнегреческие авторы являются также основателями целого ряда поэтических направлений и стихотворных форм и размеров.
Греция – родина театра в современном понимании. Здесь впервые появились специальные здания для просмотра сценических постановок, а также драматургия в основных ее жанрах – комедии и трагедии.
В Греции вообще развивались практически все виды искусств. Хорошее знание анатомии позволило грекам разработать каноны для определения человеческой красоты и достичь огромных высот в живописи и особенно скульптуре. Греки были хорошими музыкантами, певцами и танцорами и полагали, что восприятие искусства – обязательная часть полноценного досуга. Искусство служило им и для украшения быта (к примеру, расписывать керамическую посуду у греков считалось почти обязательным).
Культ красоты сделал греков изобретателями и особого способа развития тела – спорта. У всех древних народов мужчины регулярно тренировались ради способности участвовать в войне. Однако греки превратили это занятие в особую сферу образования и культуры, а также внесли в него соревновательность. Наивысшим проявлением духа спортивного соперничества стали Олимпийские игры. Греки первыми стали ценить силу, быстроту и ловкость сами по себе, а не только как показатель боеспособности.
Масштабами греческого влияния на разные сферы человеческой жизни объясняется широкое использование греческих достижений даже в наши дни. В науке широко используются греческие термины. Персонажи греческой литературы и мифологии служат в качестве устойчивых сравнений и стандартных образов для современной литературы и кинематографа; в драматургии сохраняется разделение на жанры комедии и трагедии. Греческие каноны красоты не утратили значения и сейчас, и Олимпийские игры ныне проводятся.
Экспансия западных Европейцев в средние века и в новое время разнесли греческие достижения по всему миру. Поэтому сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Древняя Греция – одна из основ современной цивилизации в мировом масштабе.
Средневековье.
Реконструкция вида набережной Константинополя
Нашествие кельтов, а затем готов, которым нравились теплые земли Эллады, добавило в греческий генофонд представителей этих народов. Но это оказалось каплей в море, перед огромной армией славян, которые массово переселялись сюда под кнутом аваром или по доброй воле. Зачастую, сами ромейские историки начинали подозревать, что уже все греки имеют славянские корни!Славяне были и вольными поселенцами и наемниками в византийской армии и рабами на рынках Константинополя. Процесс медленного слияния был оборван нашествием турок. Падение Константинополя положило начало отуречиванию греков. Язык, культура, языка стали испытывать сильнейшее османское влияние, а в страну хлынул поток населения с юга и востока.Насильственное отуречивание, налоговая политика заставляющая греком принимать ислам и ограничение в правах, способствовали тому, что в Греции появились как настоящие турки, так и ставшие ими греки.
Сократ
Сократ
Сократ был афинским философом, представителем классического периода. Он считается одним из основоположников западной философии. Сократ — таинственная фигура, преимущественно известная по рассказам классических писателей более поздних периодов, особенно его учеников (Платона и Ксенофонта), а также пьесам его современника Аристофана. Многие утверждают, что диалоги Платона — наиболее исчерпывающие произведения о Сократе и его идеях, из дошедших до наших дней.
Судя по изображению Сократа в диалогах Платона, он получил известность благодаря своему вкладу в область этики. Это тот платоновский Сократ, который дал свое имя концепции сократовской иронии и методу Сократа (эленхосу). Последний до сих пор является инструментом, часто используемым в широком диапазоне дискуссий. Также метод Сократа является одним из типов педагогики, суть которого заключается в следующем: задается ряд вопросов, но их цель — не только получить конкретные индивидуальные ответы, но также проникнуть в суть изучаемой темы. Платоновский Сократ также внес фундаментальный вклад в области эпистемологии и логики, более того, влияние его идей и суть подхода легли в основу большинства последующих направлений западной философии.
Один из последних комментаторов полагает, что Платон — идеалист, и представляет его как «идола, господствующую фигуру в философии, святого, пророка Бога Солнца, учителя, осужденного за свои учения как еретика».
Общие композиции
Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.
Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.
Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи
Древнее население Греции
Греция не всегда была населена современными греками. Первым населением региона были пеласги, или как их еще называют «негреки». Это были народы Древней Европы, до её индоевропейского завоевания. Люди с богатой культурой, создавшие цивилизации Микен и Крита, но в военном плане уступавшие индоевропейцам.
Сначала пришли греки-ахейцы, затем ионийцы и дарийцы, которые постепенно вытеснели из Эллады все, что было от пеласгов, но не без взаимного влияния. Они очень многое заимствовали о прежнего населения, частично с ним смешались, но в целом, были иным народом.Так например, для античных греков были куда более характерны светлые волосы, чем для современных греков или пеласгов, в чем свидетельствуют греческие мифы.Афродита, Аполлон, Александр Македонский — считались златокудрыми блондинами.
Культура
Зевс в форме быка похищает Европу (финикийская принцесса, которая затем будет доставлена на Крит; на самом деле существуют теории, показывающие, как развитие Крита и микенцев также связано с миграцией фениксов). Терракотовая статуэтка из Beozia, 470-450 до н.э (Лувр).
Греческая религия — это набор верований, мифов, ритуалов, мистических культов, теологий и теургических и духовных практик, исповедуемых в древней Античной Греции, в форме публичной, философской или инициаторской религии.
Истоки этой религии можно найти в предыстории первых жителей Европы, в верованиях и традициях различных индоевропейских народов, которые, начиная с XXVI века до нашей эры, мигрировали в эти регионы, в минойские и микенские цивилизации и под влиянием цивилизаций. Древнего Ближнего Востока происходил сквозь века.
«Греческая религия» перестала существовать в соответствии с указами римского императора христианской веры Феодосия I, которые запрещали все нехристианские культы, в том числе элевсинские мистерии, а также с разрушениями, совершенными готами в IV и V годах. век н.э.
Греческая мифология — это собрание всех мифов и легенд, относящихся к культуре древних греков и эллинов, касающихся их богов и героев, их представлений о мире, их культов и религиозных обрядов. Он состоит из обширного репертуара историй (λόγοι), которые объясняют происхождение мира и детализируют жизнь и события большого количества божеств, героев и героинь, монстров и других мифологических существ. Эти истории были первоначально составлены и распространены в устной поэтической и композиционной форме, в то время как вместо этого они достигли нас главным образом через письменные тексты греческой литературной традиции. Греческая мифология оказала огромное влияние на культуру, искусство и литературу западной цивилизации, и ее наследие все еще живо в европейских языках и культурах.