Декелейская война и борьба за проливы
В том же 413 г. до н. э., когда прибыла страшная весть о гибели афинских воинов и судов в Сицилии, Спарта возобновила военные действия против Афин. На этот раз спартанцы отказались от кратковременных набегов на Аттику, которые позволяли земледельцам временно возвращаться к своим хозяйствам. Спартанский отряд занял и укрепил поселение Декелею к северо-востоку от Афин, оставив там спартанский гарнизон. Спартанцы из Декелей беспрерывно совершали набеги, наводя ужас на жителей окрестных поселений. Ущерб, нанесенный сельскому хозяйству Аттики, оказался еще большим, чем во время Архидамовой войны.
Ухудшились и торговые возможности Афин. После сицилийской катастрофы Афины лишились своего морского превосходства, которое перешло к Спарте.
Существенные изменения произошли и в самих Афинах. Военные неудачи привели к росту влияния сторонников олигархии, и в 411 году до н. э. они совершили государственный переворот. Количество полноправных граждан ограничивалось до 5000 человек, а реальную власть получал Совет 400. Отменялся столь важный элемент афинской демократии, как плата за исполнение должностных обязанностей. Новое правительство предложило Спарте мир.
Однако спартанцы отвергли предложения. Не признал олигархическое правительство и базировавшийся на Самосе афинский флот
Фактически в афинской державе сложилось двоевластие, чем не замедлили воспользоваться афинские союзники: восстал богатый остров Эвбея и города в проливах (это было крайне важно, так как бо́льшая часть хлеба ввозилась в Афины из Чёрного моря). Подавлять эти выступления пришлось афинскому флоту, во главе которого встал вновь перешедший к афинянам и получивший значительные полномочия Алкивиад
В 411 году до н. э. афиняне одержали победу при Абидосе, в 410 году до н. э. — при Кизике, а в 408 году до н. э. взяли ключевой город Византий. Военные успехи вскоре привели к падению олигархического режима, и восстановлению демократии. Между 410 и годами до н. э. афиняне одерживали одну победу за другой, и вскоре сумели во многом восстановить былое могущество. Немалую роль в этих победах сыграл Алкивиад.
критики
Двумя наиболее известными критиками демократии, внедренной в Афины, были Платон и Аристотель. Эти великие философы объяснили недостатки, обнаруженные ими в этой системе правления.
Аристотель утверждал, что это извращенная система правления. Платон, со своей стороны, писал в своей «Республике», что типичная для греческой демократии лотерея позволяла занимать многие должности людям без подготовки или способностей.
Платон также пошел дальше в своей критике. Для философа демократическому человеку недоставало дисциплины и стыда. По его словам, эти люди хотели только свободы делать то, что они хотели, и, следовательно, удовлетворять свои телесные желания.
С другой стороны, демократическая система, установленная в Афинах, исключила большую часть населения. Только граждане, свободные люди, имели политические права. Некоторые расчеты подтверждают, что на 430 а. C., только 10% из 300 000 жителей города могли участвовать в политической жизни.
Географическое положение Древней Греции
В отличие от восточных цивилизаций в Древней Греции не сложилось единого централизованного государства, это была система независимых друг от друга городов-государств – полисов. Греческие государства располагались на территориях Балканского полуострова, на западных землях Малой Азии, на крупных и мелких островах Ионического и Эгейского моря.
Окруженная Эгейским и Ионическим морями, Древняя Греция не имела крупных полноводных рек, создающих благоприятные условия для развития сельского хозяйства.Зачастую летом реки пересыхали, дожди выпадали редко, поэтому греки испытывали острую нехватку в пресной воде. Климат Греции – жаркий и засушливый также препятствовал активному развитию земледелия. На Юге страны жители не могли ничего вырастить кроме оливок, апельсинов и винограда, только северные земли государства были пригодны для пашенного земледелия.
Природа Балканского полуострова была богата полезными ископаемыми, так как более 80% этих территорий занимали горы. В горных районах греки добывали золото, железо, строительный камень, белый мрамор, свинец, серебро, красную глину. Географическое положение Греции способствовало развитию рыболовства, кораблестроения, морским путешествиям греков. Будучи искусными ремесленниками и ювелирами, они вели морскую торговлю с иноземными государствами: Древним Египтом, Сирией, Финикией.
Всеобщее равенство
Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. На нем можно было вырастить самое необходимое, чтобы хватило для поддержания жизни. Ликург считал, что человеку достаточно немного ячменной муки и растительного масла в день — продукты, которые можно получить с небольшого земельного надела. Тем самым Ликург хотел уничтожить несправедливость и заставить всех жить в одинаковых условиях. Он создал всеобщее равенство.
На столе в любой семье одна и та же пища, одна и та же мебель в каждом доме, да и сами дома похожи своей неприхотливостью, все граждане, одетые в скромные одежды, похожи друг на друга. Спартанца могли казнить лишь за то, что он украсил свой гиматий (верхнюю одежду) яркой полосой, — так описывает обычаи спартанцев древнегреческий философ Плутарх из Херонеи.
В государстве даже существовал закон, согласно которому, никто не должен был быть полнее, чем это необходимо.
Не было ли это равенство насильственным? Не шло ли оно вразрез с законами природы, которая не терпит однообразия? Можно ли найти двух человек с одинаково хорошим аппетитом, двух людей в равной степени талантливых или бездарных, ленивых или трудолюбивых? Даже степень здоровья у всех разная. В созданном Ликургом искусственном равенстве уже был заложен механизм уничтожения общественного уклада, самого государства, а по сути, механизм уничтожения самой идеи.
Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя. Луиджи Муссини (1850 г.)
Но царь Спарты пошел дальше. Чтобы окончательно уравнять граждан, Ликург захотел разделить поровну между всеми еще и движимое имущество граждан. Он запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги. Железные деньги были тяжелыми, громоздкими и хрупкими. Да, в Спарте прекратились преступления: кому нужны монеты, на которые ничего нельзя было купить в других государствах?! Исчезла роскошь. Богатый ли, бедный ли человек — между ними не было разницы. Сами по себе ушли из характера человека такие отвратительные качества, как жадность, зависть, корыстолюбие, соперничество, которые заставляют людей идти на преступления. Значит, была достигнута еще одна ступень равенства. Однако равенство это было искусственным.
Если бы верховье и устье реки Эврот, которая питала Спарту, были бы на одной высоте, стала бы река течь? Были бы свежи ее струи, росли бы ивы на берегу, давала бы спасительную прохладу их тень? Вода в Эвроте загнила бы и превратилась в болото. Когда в обществе нет ни верха, ни низа, то нет и течения, а застой, как известно, ведет к загниванию.
Искусство
Греческое искусство оказало огромное культурное влияние во многих географических областях от древнего мира до наших дней, особенно в области скульптуры и архитектуры. На Западе оно оказало сильное влияние на имперское римское искусство, вплоть до того, что его иногда считали простым происхождением.
На Востоке завоевания Александра Македонского начались длительным периодом обмена между культурами Античной Греции, Центральной Азии и Индии (греко-буддийское искусство Гандхары), даже с ответвлениями в Японии. Начиная с эпохи Возрождения, в Европе эстетика и высокий технический потенциал греческого искусства вдохновляли поколения художников и вплоть до XIX века; классическая традиция, происходящая из Античной Греции, доминировала в искусстве западной культуры.
Рим: Величайший из древних городов
Рим, являющийся основой одной из величайших империй в истории. Он, возможно, является самым знаменитым из всех древних городов. Город был основан в 8 веке до нашей эры. И постепенно расширялся на Семи холмах Рима. Первоначально управляемый царями, Рим стал республикой в 509 году до нашей эры. Руководствуясь Сенатом, Рим расширял свою территорию почти 500 лет.
После борьбы за власть, последовавшей за убийством Юлия Цезаря в 44 году до н. э., Республика была заменена Римской империей при первом императоре Августе. К 117 году нашей эры Римская империя охватила большую часть Европы, Северную Африку, Малую Азию и Месопотамию.
На протяжении своей долгой истории Рим переживал гражданские войны, эпидемии и другие бедствия. В 64 году нашей эры по Риму прокатился сильный пожар. Сотни людей погибли, а десять из 14 районов Рима были разрушены.
По мере того как его могущество уменьшалось, в 5 веке нашей эры, Рим был разграблен варварами. Западная Римская империя рухнула в 476 году нашей эры.
Карфаген: Торговый центр Средиземноморья
До столкновения с римлянами Карфаген был одним из богатейших древних городов Средиземноморья и центром морской торговой империи. Финикийские моряки, из могущественного города-государства Тир, основали город в 814 году до нашей эры.
Карфагенские торговцы распространились по морям. Основав колонии на Сицилии, в Испании и на остальной части побережья Северной Африки. Черное дерево, слоновая кость и золото текли через Карфаген из внутренних районов Африки. Карфагенские купцы также торговали солью, специями, мехами и дорогими фиолетовыми финикийскими красителями.
Статус Карфагена как торгового центра стал возможен благодаря его гаваням-близнецам. Прямоугольная внешняя гавань использовалась исключительно для торговых судов. В круглой внутренней гавани размещался могучий флот Карфагена с причалами для 220 военных кораблей.
Карфагеном правили два избранных правящих магистрата, называемых суффетами, которые консультировались с Сенатом за советом. Один суффет руководил внутренним правительством, в то время как другой командовал карфагенской армией и ее наемными союзниками.
Карфаген господствовал в Средиземноморье на протяжении веков. Но во время трех Пунических войн Карфаген боролся с растущей мощью Рима. После более чем столетия ожесточенных боев римляне осадили Карфаген в 149 году до нашей эры.
Через два года римляне наконец прорвались. Они разграбили город и убили или обратили в рабство выживших жителей. Карфаген был полностью разрушен, и Рим, наконец, стал доминирующей державой в Средиземноморье.
Гегемония Спарты и Фив
Пелопоннесская война изменила облик древней Античной Греции: Афины, которые видели, как ее сила значительно выросла из персидских войн, должны были в конце столкновения со Спартой пережить очень серьезный крах в пользу гегемонистской силы Пелопоннеса. Вся Античная Греция, затронутая войной, сильно пострадала от длительного периода опустошения, как с точки зрения человеческих жертв, так и с экономической.
В 401 году Спарта отправила тело из 13 000 наемников в Азию, чтобы поддержать Кира Младшего в его попытке свергнуть своего брата Артаксеркса II и, таким образом, взойти на трон Персидской империи.
Летом 395 г. до н.э. началась война в Античной Греции, и Фивы, Афины, Аргос и Коринф объединились в антиспартанскую функцию, дав жизнь Коринфской войне. Это закончилось в 387 году, с «миром царя» или договором об Антальциде, положения которого санкционировали персидское правление над городами Малой Азии и автономию греческих городов родины. Они следовали за другими конфликтами между Спартой и Фивами, пока к спартанскому поражению в битве при Леуктре (июль 371).
Результат битвы закрепил конец верховенства Спарты, заставил распустить Пелопоннесскую лигу и утвердить Фивы как гегемонистскую державу в Античной Греции.
Функционирование
Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.
Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.
После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.
Пелопоннесская война
Рост афинской власти вскоре вступил в конфликт с Пелопоннесской лигой, возглавляемой Спартой. Первое столкновение между двумя городами закончилось в 445 году тридцатилетним миром, вскоре после того, как между Афинами и Персией был заключен мир Каллии.
Война велась между 431 до н.э. и 404 г. до н.
Собственный мощный флот поразит берега Пелопоннеса. Этот период столкновений закончился в 421 году до нашей эры подписанием мира в Никосии; в 415 г. до н.э. восходит к афинской экспедиции на Сицилии; в 413 г. до н.э. открывается десельская фаза, характеризующаяся спартанским намерением разжечь повстанческие движения среди сил, подвергшихся воздействию Афин; эта стратегия в сочетании с экономической помощью со стороны Персии и неспособностью афинян защитить себя привела к победе Пелопоннесской лиги в 404 году до нашей эры.
Причины
Греческий проект Екатерины Великой: причины
Россия была заинтересована в «Греческом проекте» по трем главным группам причин.
- Территориальные. Начиная с XVI века, российские правители вели войны с Османской империей за контроль над черноморскими и кавказскими землями. К моменту составления «Греческого проекта» Россия и Турция имели 6 крупных военных конфликтов, которые велись с переменным успехом.
- Идеологически-религиозные. Воссоздание Византии под протекторатом Екатерины II означало бы превращение России в центр православного мира. Защита христиан от многолетнего мусульманского владычества поднимала престиж российского государства и находила горячий отклик в умах людей.
- Политические. Екатерина Великая стремилась не просто упрочить положение Российской империи на международной арене, но сделать ее ведущей мировой державой. В случае реализации «Греческого проекта» Россия распространила бы свое влияние на восток, одновременно ослабив не только Турцию, но и европейских соперников.
Имущество, рабы и дети
Существовал обычай, по которому младшие по возрасту отчитывались старшим — куда и зачем они ходят. С другой стороны, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но и заботиться обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не шуметь в их присутствии. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к собственным.
Каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей.
Торговля в стране была запрещена. Если возникала нужда в чем-то, можно было пользоваться вещами соседей, а также их собаками и лошадьми. Отдаленно это напоминало советский колхоз 30-х годов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения.
Повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).
В результате этой борьбы к VI–V вв. до н. э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Аб-дерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии в Спарте, и т. д. Нередко в тех или иных полисах на более или менее длительное время устанавливалась тирания. Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IХ–VI вв. до н. э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно– знаменитых «семи мудрецов») и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). Второй период (V – первая половина IV в. до н. э.) – это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадания греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. Это, конечно, была не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только свободных людей, полноправных членов полисного коллектива, граждан полиса.
В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.
В эпоху эллинизма ценность нравственного целого, полиса и коллективной полисной (политической) жизни ставится под сомнение, критикуется и отвергается прежнее деление людей на свободных и рабов. Свобода трактуется здесь не как социально-политическое, а как духовное явление, и на этой основе провозглашается великий принцип всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву.
Древняя Греция и особенности ее политического устройства
Определение 1
Древняя Греция – это греческая цивилизация античного периода, расположенная в юго-восточной части Европы и пережившая наивысший расцвет в период с V по IV век до нашей эры.
Древняя Греция не является единым государством, данный термин применяется в истории для обозначения совокупности городов-государств, населенных дорийцами, йонийцами, эолийцами и прочими.
Термины Древняя Греция относится к местам расселения древних греков в тот период, когда осуществлялась греческая колонизация, начавшаяся в конце III века до нашей эры и закончившееся в первом веке до нашей эры после захвата Древней Греции Римской империей.
Отсутствие единой государственности привело к отсутствию единых органов управления Древней Грецией.
Рассвет Древней Греции приходится на полисный период, для которого характерно формирование демократических или аристократических форм государственности, достижение высших культурных и научных ценностей в данной цивилизации.
На территории Древней Греции формировались полисы-государства, самостоятельно строившие системы собственного управления.
Внутренняя организация греческих полисов относилась к закрытому типу, в границы которого не включались как рабы, так и все чужаки, представляющие другие государства и выходцы из других греческих полисов.
По отношению к собственным гражданам греческий полис являлся определенным микромиром политического характера, наделенным своими формами политического устройства, обычаями, традициями и прочим.
Греческий полис выступил заменой земельных общинных коллективов после их распада. Внутреннее устройство и система управления греческими полисами-государствами отличалась существенными разнообразием за счет наличия значимых различий экономической жизни, остроты политической борьбы и особенностей исторического развития. Для древнегреческого мира характерными являлись различные формы республиканского управления в виде аристократии, демократии, олигархии, плутократии и прочего.
Участие граждан в политической жизни
Греческие города-государства были небольшими сообществами, где отношения между людьми были первичными и очень прямыми отношениями. Это сделало демократическое участие более прямым.
С другой стороны, политическая жизнь греческих городов-государств была более интенсивной, чем в нынешних демократиях.
Чем меньше число включенных в политическую жизнь, тем больше включенность последних.
В анализе политической жизни Аристотеля политический институт города-государства определял, кто обладает качествами управления.
Эта идея была связана с тем, что разные города-государства древней Греции имели разные правительства с разными типами граждан..
Эллинский средний возраст
Период после вторжения дорийцев, обозначенный как эллинское средневековье, характеризовался глубоким культурным и экономическим кризисом.
В конце девятого века до нашей эры на греческий мир повлияли прогрессивные политические и экономические преобразования, характеризующиеся демографическим ростом, контактом с богатым и развитым населением восточных островов Эгейского моря и берегов Малой Азии, а также возобновление торговли. Медленно монархический институт утратил свою власть в пользу аристократии, которая в восьмом веке до нашей эры захватила власть на всей территории Эгейского моря.
Так родились полисы, города-государства, ставшие реальными политическими, экономическими и военными центрами, управляемыми автономными и независимыми правительствами. Между 8-м и 7-м веками до нашей эры имело место миграционное явление, которое имело значительные последствия для социальной, политической и экономической структуры архаичной Античной Греции.
Греческая колонизация, вызванная серьезными классовыми контрастами, войнами между городами и ростом населения, который увеличил потребность в земле и сырье, затронула как восточную область (Фракия и Черное море), так и западную область ( Южная Италия, Франция и Испания).
Среди социально-экономических последствий этой колонизации были расширение и увеличение торговли и ремесленной и промышленной деятельности и введение денег, способствуя формированию нового класса торговцев и промышленников, которые постепенно кризис господство аристократии.
Значение древнегреческих легенд о Фидиппиде
Легенда Геродота очень впечатлила офицера британских ВВС Джона Фодена, и тот вместе с четырьмя друзьями решил освоить оригинальный «Фидиппидов путь» – из Афин в Спарту. Во время подготовки атлеты тщательно разрабатывали маршрут предстоящего забега: изучали старые карты, записки путешественников, русла рек и даже тропы горных козлов.
В 1982 году «пятёрка Фидиппидов» отправилась покорять 246-километровый маршрут. До статуи царя Леонида в Спарте добрались три Джона: Джон Шолтенс (34:30), Джон Фоден (37:37) и Джон Маккарти (39:00). Остальные не смогли преодолеть дистанцию полностью.
Так появился ежегодный забег «Спартатлон». Рекорд на этом забеге принадлежит легендарному Янису Куросу – 20 часов 25 минут (1984). Больше никто не показывал даже приблизительно похожие цифры.
Фото: mybestruns.com
Популярная легенда про забег Фидиппида от Марафона до Афин получила своё развитие на первых официальных Олимпийских играх в Афинах в 1896 году. Дистанция первого олимпийского марафона составила 40 километров, а победу праздновал грек Спиридон Луис (2:58:50). В 1908 году дистанция была изменена до 42 километров 195 метров, а в 1924 году окончательно утверждена в качестве марафонской.
В 2004 году в рамках Олимпийских игр в Афинах трассу марафона проложили по оригинальному маршруту из Марафона в Афины. Но сделали это таким образом, чтобы она составляла положенные 42 км 195 метров. Ежегодно по этой трассе проходит Athens Authentic Marathon.
Марафон этот непростой, со множеством подъёмов, зато именно здесь, на этой трассе, можно почувствовать себя настоящим древнегреческим героем, практически Фидиппидом.
Обе легенды о Фидиппиде продолжают жить в наши дни в виде «Спартатлона» и марафона. В каждом из забегов героя была своя цель и необходимость. Теперь повторить этот путь может любой, кто поставит перед собой такую цель.
Читайте далее: 10 самых быстрых в мире марафонцев
Первый пример демократии – афинская демократия. Всё в руках богов
Первая демократия в мире заключалась в том, что Афинами управлял совет из пятиста человек, называемый Буле. Учитывая, что каждый грек считал себя важным элементом, в движении великого колеса демократии, Буле было необходим для недопущения хаоса.
Первый пример демократии – афинская демократия. Буле
Однако, сам совет выбирался случайным образом. От десяти афинских племен выдвигалось по 50 делегатов, выбираемых с помощью жребия. Обычно, это были короткие соломинки, которые тянули граждане. Подобным образом избирался и глава Буле, отвечавший за казну, государственную печать и документы.
Афины
Из всех греческих городов-государств, известных всем по учебникам, Афинам повезло больше всего. Город смог пережить все свалившиеся на него за 25 веков несчастья.
В Афинах сохранилось больше всего памятников прошедших дней, и само поселение никогда не оказывалось заброшенным. Все потому, что в народном сознании Афины всегда оставались центральным городом Греции.
В настоящие дни Афины — столица государства и самый крупный греческий населенный пункт. Город является причудливым симбиозом современной урбанистики и древних руин. Городские власти бережно хранят наследие античных времен, которое привлекает туристов со всего света. Туризм сейчас является одной из главных статей доходов Афин.
Михаэль Свертс «Чума в Афинах»
Подведём итоги и сделаем выводы
В чём состояло главное отличие древнегреческого алфавита от финикийского?
Главное отличие древнегреческого алфавита от финикийского было в наличии букв, обозначающих гласные звуки. Греческий алфавит стал первым в мире, способным передать при письме звуковую речь.
Подтвердите фактами ту мысль, что законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ в управлении государством. Он ввел практику созыва Народного собрания, для решения наиболее важных вопросов государства и выборов архонтов. Также Солон учредил выборный суд. Впервые в истории судьи выбирались по жребию из числа всех свободных граждан, независимо от знатности и богатства. Эти решения Солона заложили в Афинах основы демократии (власти демоса — народа).
Что было хорошего в воспитании спартанских мальчиков? Что может вызвать ваше осуждение?
Оценка подготовки спартанских мальчиков зависит от отношения к целям и методам воспитания. Методы воспитания детей в Спарте были крайне жестокими, но эффективными. Учителя заставляли детей с раннего детства привыкать к жизни профессионального воина. Во время обучения происходил естественный отбор. Наиболее сильные, выносливые и умные выдерживали все испытания и возвышались среди других детей. Для создания самого лучшего войска в Греции, наверное, такое воспитание было оправдано. С другой стороны, нельзя не осуждать методы воспитания с этической точки зрения. Поощрение насилия, конфликтов, кровавых драк, воровства и всяческие лишения просто лишали детства мальчиков и убивали в них все личностные качества кроме необходимых на войне.