Жизненный и творческий путь бетховена

Другие композиторы-романтики

Антон Брукнер

Фредерик Шопен (1810-1849). Польский композитор был вынужден в 1831 году покинуть родину. Он был одним из величайших пианистов-виртуозов и настоящим мастером фортепианной музыки. Из 220 его сочинений более 190 написано для фортепиано. Последним крупным сочинением Шопена является «Баркарола» (1846).

Фредерик Шопен

Клод Дебюсси (1862-1918). Французский композитор Дебюсси — одна из ключевых фигур переходного периода от романтизма к современности. Ему удалось перенести в музыку идеи импрессионизма. Среди самых известных его сочинений — три симфонических эскиза «Море» (1905).

Антонин Дворжак (1841-1904). Чешский композитор Дворжак тщательно изучал народную чешскую музыку и использовал ее мотивы в своих произведениях. Некоторое время он провел в США. Самым известным его сочинением является Девятая симфония «Из Нового Света».

Эдвард Григ (1843-1907). В музыке норвежского композитора Грига явственно чувствуются мотивы народного творчества и традиций. К числу самых известных его произведений относится сюита «Пер Гюнт», написанная по пьесе Ибсена; в ней использованы элементы народных сказок.

Ференц Лист (1811-1886). Один из виднейших композиторов-романтиков Ференц Лист родился в Венгрии. Он был одаренным пианистом, композитором (из 750 его сочинений более 500 написано для фортепиано), учителем и популяризатором музыки. Наибольшей известностью пользуется Первый концерт для фортепиано с оркестром (1855).

Карл Нильсен (1865-1931). Датчанин Нильсен считается одним из самых видных композиторов начала XX века. Наибольший вклад он внес в развитие симфонической музыки, но сочинял и оперы, и другие произведения. Самое известное его произведение — Четвертая симфония «Неудержимая».

Джоаккино Россини (1792-1868). Россини по праву можно назвать величайшим оперным композитором первой половины XIX века. Большой популярностью пользуются его оперы «Севильский цирюльник» (1816) и «Вильгельм Телль» (1829).

Франц Шуберт (1797-1828). Шуберт родился в Австрии и, как Бетховен, учился в Вене у Сальери. Он написал девять симфоний — в том числе знаменитую Восьмую симфонию «Неоконченную», а также множество оркестровых и хоровых произведений, опер и песен. Шуберт отличался слабым здоровьем и умер молодым.

Ян Сибелиус (1865-1957). Сибелиус — один из крупнейших композиторов начала XX века. Он родился в Финляндии, когда эта страна являлась частью Российской империи, отсюда в его музыке мощный националистический посыл — достаточно вспомнить сюиту «Карелия» (1893) и симфоническую поэму «Финляндия» (1899).

Иоганн Штраус (1804-1849). Иоганн Штраус стал основателем музыкальной династии, сыгравшей важную роль в развитии вальса. Самое знаменитое сочинение — «Марш Радецкого», написанный в 1848 году в ознаменование победы австрийской армии над итальянскими повстанцами.

Рихард Штраус (1864-1949). Немецкий композитор Рихард Штраус не имеет отношения к знаменитому австрийскому семейству. Он писал симфонические произведения, оперы, балеты и циклы песен. К сожалению, его карьера была омрачена связью с нацистской партией в Третьем рейхе. Тема из симфонической поэмы Штрауса «Так говорил Заратустра» использована в классическом фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».

Ральф Воан-Уильямс (1872-1958). Один из виднейших британских композиторов XX века. Он является автором девяти симфоний, одиннадцати опер, более двадцати хоровых сочинений и множества оркестровых произведений. Наибольшей известностью пользуется его «Фантазия на тему Томаса Таллиса», написанная в 1910 году и переработанная тринадцатью годами позже.

Поделиться ссылкой

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

Причины смерти

Биография композитора Бетховена имеет и таинственные обстоятельства, особенно это касается его смерти. После того как композитор оставил этот мир, буквально на следующий день специалисты провели вскрытие черепа, чтобы установить точную причину глухоты композитора, но точный диагноз поставить так и не получилось. Уже в 2007 году после исследований судмедэксперт Кристиан Рейтер высказал предположение, что врач Бетховена неумышленно ускорил смерть композитора. Он каждый раз протыкал Людвигу брюшину, чтобы выводить лишнюю жидкость, а место прокола протирал примочкой, которая была пропитана свинцом. Проведенные исследования показали, что после визитов врача у Бетховена раз за разом возрастал уровень свинца в организме.

Знаменитые музыкальные произведения

За всю свою творческую карьеру Бетховен написал огромное множество музыкальных произведений, особо известными в их списке значатся:

  • 9 симфоний, только две из них обрели название: 3 симфония «Героическая» 1804 г. и 6 симфония «Пасторальная» 1808 г.,
  • 32 сонаты, из них 16 для юношей, и 60 пьес для фортепиано, из которых особо выделяются: «Лунная соната», «Патетическая соната» и «Аппассионата»,
  • 8 симфонических вступлений к спектаклям, один из них №3 «Леонора»,
  • музыкальное сопровождение спектаклей: «Король Стефан», «Эгмонт» и «Кориолан»,
  • «тройные концерты» концерты для виолончели, скрипки и фортепиано,
  • 10 пьес для скрипки и фортепиано и 5 пьес для фортепиано и виолончели,
  • единственную оперу, в двух частях, «Фиделио»,
  • единственный балет, из него исполняется только вступление (увертюра), «Творение Прометея»,
  • «Торжественная месса»,
  • № 14 соната для фортепиано «Времена года»,
  • музыка к 40 стихотворениям и музыкальная доработка песен народов Ирландии и Шотландии.

Занятия с Гайдном

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном. Впоследствии Бетховен утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену:

«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.»

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

Глухота

На тот момент, когда о Бетховене стала говорить вся Вена, музыкант начал терять слух. Первые проблемы возникли в 1796 году (24 года)– появился сильный звон в ушах, который мешал воспринимать речь людей и слушать музыку. Ближе к 1801 году проблемы со слухом обострились, о недуге композитора знали уже все друзья и близкие люди.

     

В 1802 году Бетховен проходит курс лечения в городе Гейлигенштадт, но врачевание не приносит пользы и музыкантом овладевает отчаяние. Находясь в крайне подавленном состоянии, Людвиг написал завещание, разделив имущество между братьями.

Найдя в себе силы, композитор продолжает творить. В этот период создается третья – Героическая симфония.

Единственным источником дохода стало создание музыки. Для того чтобы прослушивать собственные произведения, Бетховен придумал необычный способ – прикладывал к инструменту конец тонкой палочки, второй конец держал в зубах, так он чувствовал вибрацию каждой ноты.

     

Поскольку потеря слуха прогрессировала, Бетховен начал игнорировать социальные взаимодействия. Он считал, что музыканту стыдно быть глухим, и предполагал, что его репутация пострадает, если правда станет известна. Его дни виртуозного музыканта были сочтены.

Удивительно, но городской совет решил платить ежемесячную зарплату глухому композитору. Людвиг стал первым музыкантом, который стал получать жалование, до этого все композиторы жили на гонорары.

 

Из-за потери слуха, Бетховен вел разговорные тетради. Собеседники музыканта записывали в блокнотах вопросы. Композитор читал сообщения и отвечал письменно или устно.

Главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена —«Торжественная месса»иСимфония № 9с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Похороны состоялись 29 марта, и на них присутствовало около 20 000 человек. Сначала он был похоронен на кладбище Варинга, но в 1888 году его останки были перевезены в Венский Центральный фридхоф, где они находятся и сегодня. Известный при жизни, после смерти Бетховен стал по-настоящему великим.

«Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.»

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

Интересные факты о Бетховене

·Бетховен назвал сам всего 2 сонаты. Это «Патетическая» и «Прощальная». Названия для остальных произведений придумали поэты и музыканты тех времен.

·Во время своего первого венского рандеву, семнадцатилетний Бетховен выступал перед Моцартом. Предание гласит, что Вольфганг Амадей был восхищен искусством юноши и прочил ему великое будущее.

  • Композитор первым ввел в симфонический оркестр духовые инструменты из меди и дерева;
  • Мелодия знаменитой песни группы Битлз «Потому что» написана на основе «Лунной сонаты». В исполнении знаменитого квартета она проигрывается в обратном порядке;

·  Во время молодости Бетховена фортепьяно еще не было так распространено, как несколько десятилетий спустя. Но великий композитор оказался еще и пророком. Многие его вещи, включая сонату “К Элизе”, написаны специально для этого инструмента.

·  Бетховен был гениальным импровизатором. 

·

  Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.

Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.

Эта опера носит название «Фиделио» и была написана в 1804 году, а публике ее представили через год. Оперу очень любил русский композитор Михаил Глинка, который утверждал, что «Фиделио» для него значит больше, чем все оперы Моцарта вместе взятые.

 

Сочинения Бетховена

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивныеаккордовыесозвучия. По сути, именно он создалфортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

  Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией.

Когда Бетховену было 34 года,Наполеонпрезрел идеалыВеликой французской революциии объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами всечеловеческие праваи сделаетсятираном». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям – знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром

Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн

Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого – боннского периода (1782–1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок».

Появление романтизма и его эстетика

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира. Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом.

Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

Людвиг ван Бетховен — биография

Людвиг ван Бетховен — пианист, дирижёр один из наиболее известных композиторов 18-го и начала 19 веков, и, пожалуй, самый знаменитый в истории музыки. При разговоре о сочинителях, авторах классических произведений, он приходит на ум если не сразу, то точно одним из первых.

Бетховен вошел в историю как творческая личность переходного времени. Он жил на распутье периодов музыки: до него работали в стиле классицизма, а после эстафету приняли представители романтического направления.

Находить где-то посредине, Бетховен создал огромное количество произведений классической музыки, ставших основой для будущих изысканий множества композиторов.

Его влияние оказалось столь велико, что имя сочинителя помнят до сих пор, а его творческие изыскания, сочинения исполняют чаще, чем произведения прочих композиторов.

Бетховен еще в ранние годы слыл очень талантливым музыкантом. Его творчество одобряли Моцарт, Гайдн и десятки других композиторов, легенд своего времени. Тем трагичнее судьба сочинителя: он довольно рано начал терять слух.

Бетховену грозила полная глухота, которая, в конце концов, настигла композитора в 27 лет. Однако благодаря развитому внутреннему слуху, наработанному за годы, он продолжал следить за творчеством коллег и писал сам.

Композиторы-романтики

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма. Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

Как всегда, предлагаю список литературы. Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

Советую почитать о музыке романтизма

  •          Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.  Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
  •         Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
  •         Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  •         Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
  •          Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  •          Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
  •         Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
  •          Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  •         Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
  •         Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
  •          Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981

Удачи!

Прав был Цвейг: столь прекрасного поколения, как романтики, Европа не видела со времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и стремление к возвышенной духовности, – такими красками нарисована музыкальная культура романтизма.

Некоторые известные композиторы романтического периода

Романтизм, связанный с музыкальным жанром

Симфоническая музыка
  • Луиджи Керубини ( — ) (конец классицизма, начало романтизма)
  • Этьен-Николя Меуль ( один тысяча семьсот шестьдесят-три — одна тысяче восемьсот семнадцать ) (конец классицизма, начиная романтизма, циклическая форма)
  • Людвиг ван Бетховен ( +1770 — +1827 ) (конец классицизма, начало романтизма)
  • Франц Шуберт ( — ) (конец классицизма, начало романтизма)
  • Гектор Берлиоз ( — ) (изобретатель романтического оркестра, программная симфония)
  • Феликс Мендельсон ( — ) (романтизм, неоклассицизм)
  • Роберт Шуман ( — )
  • Ференц Лист ( — ) (программная симфония)
  • Шарль Гуно ( — ) (романтизм, неоклассицизм)
  • Сезар Франк ( — ) (циклическая форма)
  • Антон Брукнер ( — )
  • Иоганнес Брамс ( — ) (романтизм, неоклассицизм)
  • Жорж Бизе ( — ) (романтизм, неоклассицизм)
  • Камиль Сен-Санс ( один тысяча восемьсот тридцать-пять — 1 921 ) (романтизм, эклектика, импрессионизм, циклическая форма)
  • Макс Брух ( +1838 — ) (романтизм, неоклассицизм)
  • Петр Ильич Чайковский ( — )
  • Антонин Дворжак ( — )
  • Винсент d’Indy ( 1 851 — +1931 ) (циклическая форма, программа симфония)
  • Эрнест Чоссон ( — )
  • Джузеппе Мартуччи ( — )
  • Ганс Ротт ( — )
  • Густав Малер ( +1860 — +1911 )
  • Клод Дебюсси ( 1 862 — ) (конец романтизма, импрессионизма)
  • Рихард Штраус ( +1864 — 1 949 ) (конец романтизма, программа симфония)
  • Гай Ропартц ( тысяча восемьсот шестьдесят-четырь — один тысяча девятьсот пятьдесят пять ) (циклическая форма)
  • Поль Дюка ( +1865 — )
  • Альберик Magnard ( одна тысяча восемьсот шестьдесят пять — одна тысяча девятьсот четырнадцать ) (циклическая форма)
Оперные композиторы
  • Итальянская опера
    • Джоакино Россини ( — )
    • Гаэтано Доницетти ( — )
    • Винченцо Беллини ( — )
    • Джузеппе Верди ( — )
    • Руджеро Леонкавалло ( +1857 — )
    • Джакомо Пуччини ( 1 858 — 1 924 )
    • Пьетро Масканьи ( 1 863 — )
  • Французская опера
    • Этьен-Николя Меуль ( один тысяча семьсот шестьдесят-три — одна тысяче восемьсот семнадцать ) (конец классицизма, начиная романтизма, циклическая форма)
    • Франсуа Адриан Буальдье ( — )
    • Даниэль-Франсуа-Эспри Обер ( — )
    • Жак Фроменталь Галеви ( — )
    • Адольф Чарльз Адам ( — )
    • Гектор Берлиоз ( — )
    • Амбруаз Тома ( — )
    • Шарль Гуно ( — )
    • Жак Оффенбах (1819-1880) (комическая опера)
    • Камиль Сен-Санс ( — +1921 )
    • Жорж Бизе ( — )
    • Жюль Массне ( — )
    • Винсент d’Indy ( — +1931 )
  • Немецкая опера
    • Людвиг ван Бетховен ( +1770 — +1827 ) (конец классицизма, начало романтизма)
    • Карл Мария фон Вебер ( — )
    • Рихард Вагнер ( — )
    • Энгельберт Хампердинк ( 1 854 — )
    • Рихард Штраус ( 1 864 — 1 949 ) (конец романтизма)
Инструментальные композиторы (фортепиано, скрипка, арфа …)
  • Николя-Шарль Бохса ( — )
  • Элен де Монжеру ( — )
  • Иоганн Непомук Хуммель ( — )
  • Никколо Паганини ( — )
  • Фредерик Шопен ( — )
  • Ференц Лист ( — )
  • Роберт Шуман ( — )
  • Сезар Франк ( — )
  • Сергей Рахманинов ( 1 873 — )
  • Фридрих Кухлау ( — )
  • Александр Скрябин ( +1872 — 1 915 )
  • Габриэль Форе ( +1845 — )
  • Клод Дебюсси ( 1 862 — +1918 )
  • Генрих Венявский ( — )
  • Габриэль Пьерне ( — )

Романтический патриотизм

  • Русские композиторы
    • Петр Ильич Чайковский ( — )
    • Михаил Глинка ( — )
    • Александр Бородин ( — )
    • Модест Мусоргский ( — )
    • Николай Римский-Корсаков ( — )
    • Балакирев ( +1837 — )
    • Цезарь Кюи ( +1835 — )
  • Французские композиторы
    • Винсент d’Indy ( — +1931 )
    • Эммануэль Шабрие ( — )
    • Жозеф Кантелуб ( — )
    • Лео Делиб ( — )
    • Анри Duparc ( +1848 — )
    • Альбер Руссель ( +1869 — 1 937 )
    • Вьерн ( 1 870 — 1 937 )
  • Чешские композиторы
    • Бедржих Сметана ( — )
    • Леоша Яначека ( +1854 — 1 928 )
    • Йозеф Сук ( +1874 — )
    • Антонин Дворжак ( — )
    • Зденек Fibich ( 1 850 — 1 900 )
  • Испанские композиторы
    • Исаак Альбенис ( — )
    • Гранадос ( +1867 — +1916 )
  • Другие композиторы-патриоты
    • Фредерик Шопен ( +1810 — 1 849 ) (польский)
    • Ференц Лист ( — ) (венгерский)
    • Питер Бенуа ( — ) (фламандский)
    • Эдвард Григ ( — +1907 ) (норвежский)
    • Эдвард Элгар ( — +1934 ) (Великобритания)
    • Фредерик Делиус ( 1 862 — 1 934 ) (Великобритания)
    • Горацио Паркер ( 1 863 — 1 919 ) (American)
    • Эдвард Макдауэлл ( 1 860 — 1 908 ) (American)
    • Сибелиуса ( — +1957 ) (финский)

Петр Ильич Чайковский

Один из крупнейших композиторов XIX века, Петр Ильич Чайковский родился на Урале, в селении при Камско-Воткинском заводе, 7 мая 1840 года. Родители мечтали видеть его юристом, хотя мальчик с детства проявлял недюжинный музыкальный талант. Чайковский поступил в училище правоведения, окончил его и какое-то время работал в Министерстве юстиции, но в 1862 году он все же поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1854 году, когда Чайковский учился правоведению, умерла его мать, и это событие омрачило всю дальнейшую жизнь будущего композитора.

Проучившись три года в консерватории, Чайковский переехал в Москву, куда его пригласил Николай Рубинштейн. Он начал преподавать гармонию в открывшейся в 1866 году Московской консерватории. В Москве Чайковский занимался не только преподаванием, но и сочинением музыки. Балет «Лебединое озеро» и опера «Евгений Онегин» способствовали укреплению его репутации, но композитор был страшно не уверен в себе. Несмотря на свою гомосексуальность, в 1877 году он женился на одной из своих учениц, Антонине Ивановне Милюковой. Брак привел к полной катастрофе, и через месяц Чайковский расстался с женой, находясь в состоянии полного нервного истощения. (Супруги так и не смогли развестись, хотя до конца своих дней прожили раздельно.) Чтобы восстановить душевное здоровье, Чайковский уехал в Швейцарию.

В 1879 году он вернулся в Россию, где продолжил писать музыку и давать концерты. В это время он заочно познакомился с вдовой железнодорожного магната Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая стала близким другом и покровительницей композитора. Тринадцать лет продолжалась их переписка, хотя лично они ни разу не встречались. Несмотря на родственные связи — один из сыновей Надежды Филаретовны женился на племяннице композитора, — отношения эти прекратились в 1890 году, когда у нее возникли финансовые затруднения. Прекращение этих отношений сильно повлияло на Чайковского, хотя в материальной поддержке он больше не нуждался.

В 1880 году Чайковский получил заказ на написание одного из самых известных своих произведений. Увертюра «1812» была создана в ознаменование 70-й годовщины изгнания Наполеона из Москвы и трагического отступления французской армии. Хотя сам композитор больше ценил другие свои произведения, эта увертюра и по сей день остается одним из самых популярных произведений классической музыки. В 1881 году царь Александр II умер. На престол взошел Александр III. Новый царь также ценил заслуги Чайковского и в 1884 году наградил его орденом Святого Владимира, что способствовало восстановлению положения композитора в обществе. Чайковский много гастролировал, его музыка пользовалась огромной популярностью в России и за рубежом. Умер Чайковский 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге.

«Щелкунчик» в постановке Королевского балета, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Лондон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: