Слайды и текст этой презентации
Государственный академический
Мариинский театр
Кваша И.В.учитель начальных классовГБОУ СОШ №280 им.М.Ю.Лермонтова
Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.
В 18 веке в Петербурге появилась площадь Карусель. Так называлось полюбившееся придворному обществу театрализованное конное представление. На этой же площади проходили народные гуляния и стояло невзрачное деревянное здание со сценой, где выступали драматические артисты, труппа итальянской оперы с участием учеников Петербургской танцевальной школы.
По приказу Екатерины Второй в 1783 году на месте деревянного здания был построен Большой (Каменный) театр для создания придворной труппы, а площадь Карусель переименовали в Театральную.
Сегодня в здании Большого театра находится Петербуржская государственная консерватория.
Их выступления имели успех в столице, поэтому дирекция императорских театров поручила архитектору Альберту Кавосу постройку каменного здания. Первое представление состоялось 29 января 1849 года. На протяжении года здесь выступали лучшие цирковые труппы, но вскоре они перестали иметь успех, и в здании цирка стали давать драматические спектакли и оперные постановки. В ночь на 26 января 1859 года в цирке произошел пожар, от здания остались только каменные стены.
В 1844 году на гастроли в Петербург приехала итальянская цирковая труппа Гверра.
Кавос Альберт Катеринович (1800-1863)
Театр получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
Александр II на месте старого цирка повелел построить театр для музыкальных выступлений. Архитектор А.Кавос через год восстанавливает здание. Сюда переехали оперная, а затем и балетная труппы Большого театра.
Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова.
Композитор сочинил оперу в 1836 году под названием «Иван Сусанин». Однако один из министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать оперу в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Предлагалось ещё название «Смерть за царя».
В итоге было принято решение, что «за царей» надо только жить, название «Жизнь за царя» закрепилось.
В Мариинском театре долгое время главным балетмейстером был М. И. Петипа. Здесь выступали Ф. П. Комиссаржевский, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Г. С. Уланова.
М. И. Петипа
Ф. П. Комиссаржевский,
Г. С. Уланова
В репертуар Мариинского театра сегодня входят классические произведения оперы и балета — «Щелкунчик», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Аида», и концертные программы симфонической музыки. Ежегодно на сцене театра появляются премьерные спектакли, некоторые из них рождаются в результате сотрудничества с крупнейшими сценами мира: Ковент Гарден, Ла Скала, Ла Фениче, Операми Тель-Авива и Сан-Франциско и др.
В течение многих лет театр ведет активную фестивальную деятельность, которая принесла Мариинке мировую славу. Ежегодно на фестиваль «Звезды белых ночей» в Петербург съезжаются именитые артисты со всего мира. Международный фестиваль балета «Мариинский» — единственный в России фестиваль классического танца, а в рамках фестиваля «Новые Горизонты» звучат произведения современных и пока малоизвестных в России композиторов.
Недавно построена вторая сцена Мариинского театра. Место для нового здания выбрано рядом, на другом берегу Крюкова канала. Архитектором стал француз Доминик Перро.
Оперная и балетная труппы театра считаются лидерами среди отечественных и зарубежных коллективов. В число лучших симфонических коллективов мира входит и оркестр театра под управлением Валерия Гергиева. В репертуаре театра – классические постановки, современные спектакли и мировые премьеры композиторов и хореографов.
Мариинский театр является одним из крупнейших на территории России театров оперы и балета. Театр сыграл ведущую роль в процессе становления русского оперного и хореографического искусства.
Майя Плесецкая
Майя родилась в ноябре 1925 года в семье дипломата и актрисы немого кино. Дядя и тётя девочки были звёздами балета, поэтому с малых лет она бывала в театре.
В 1934 году семья поехала в отпуск в Москву, где Плесецкую отдали в балетное училище, не без помощи тёти, ведь малышке недоставало года для поступления.
Уже тогда было заметно, что Майя обладает необыкновенным даром, она от природы пластична и грациозна. Это в будущем помогло исполнить множество ролей, среди которых были:
- Небольшие партии фей в «Спящей красавице»;
- Джульетта;
- Маша в «Щелкунчике» и другие.
А первое выступление молодой звезды произошло в Свердловске, когда та впервые исполнила известную партию умирающего лебедя, которую после исполняла более восьмисот раз.
Майя Плесецкая запомнилась людям, как великая русская балерина, балетмейстер и хореограф, но творческая деятельность на этом не закончилась. Женщину также увидели в кино.
Агриппина Ваганова
Прекрасный педагог-балетмейстер и балерина родилась в 1879 году, Санкт-Петербург. Отец девочки служил капельдинером в Мариинском театре, поэтому она с детства грезила сценой, пересматривая постановки в Мариинке.
Родители помогли поступить в Императорское театральное училище. Агриппина была разочарована тем, как преподавали элементы.
Многим учителям Ваганова не нравилась, но девушка была упорной и выкладывалась на репетициях. Также Ваганова была очень любопытной и постоянно задавала вопросы, что не нравилось преподавателям.
Она прекрасно сдала экзамены и была зачислена в труппу Мариинского театра, но ведущие партии ей никто не давал. Главный балетмейстер считал её вариации исполнения ужасными, а рукоплескания зала проплаченными.
Личная жизнь Агриппины изменилась с появлением Андрея Померанцева. В 1903 она узнала, что беременна. Бросила карьеру в пользу материнства.
Революции в 1917 году оказали сильное влияние на Андрея Померанцева, который жил с Агриппиной как муж, и в ночь перед рождеством тот застрелился. Женщина тяжело переживала утрату, ведь она осталось многодетной матерью-одиночкой.
В балет она вернулась благодаря сыну, карьера её складывалась более удачно. Затем Ваганову пригласили работать в её училище. Она нашла себя в профессии балетмейстера и преподавателя.
Тамара Карсавина
Прима-балерина Тамара Карсавина родилась 10 марта 1885 года в Санкт-Петербурге. Отец и дядя Тамары были артистами кордебалета. А маленькую девочку с детства тянуло к театру, ведь она обладала прекрасной памятью и любила поэмы Пушкина.
Отец считал, что Тамара слишком застенчивая для профессии балерины, но мать её поддержала и они подали документы в Санкт-Петербуржское театральное училище. В 1902 она окончила обучение и совершенствовала своё мастерство в Милане.
Выступала в «Русских сезонах», а также являлась самой красивой артисткой Мариинского театра на то время. Вдохновляла художников и поэтов.
Вторая сцена Мариинского театра
Вторая ступень справа от канала.
Второй этап
Канадская фирма Архитекторы Diamond and Schmitt вместе со своим местным партнером KB ViPS Architects спроектировали новое здание, которое затем будет называться Второй этап, на 2 тысячи мест, которые дополнят существующий Мариинский. Строительство началось в 2003 году по другому проекту французского архитектора Жана Нувеля, который был остановлен на цокольном этаже. В 2009 году к власти пришла новая проектная группа. По прогнозам, завершение строительства Мариинского-2 приведет к созданию Санкт-Петербургского эквивалента Нью-Йорк с Линкольн-центр.
Людмила Семеняка
Людмила Семеняка родилась в 1952 году в Ленинграде. Её семья была далека от творчества, но никак не препятствовала дочери.
Талант стал заметен в стенах хореографического Дворца пионеров им. Жданова, а в 1962 году она была зачислена в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой.
Творческий дебют Семеняки состоялся на сцене нынешнего Мариинского театра, который в то время назывался театром и балетом им. Кирова. Тогда в возрасте двенадцати лет она исполнила маленькую сольную партию в «Щелкунчике».
В 17 лет стала лауреатом I Международного конкурса артистов балета, где её заметил Юрий Григорович, предложив выступать в Большом театре. Девушка вынуждена была отказать, т.к. должна была выступать в театре имени Кирова ещё два года. Но спустя пару лет судьба вновь столкнула молодую балерину с ним, и она приняла предложение.
Первая большая роль досталась по случайности, когда несколько артисток заболели, роль было решено отдать Людмиле, с чем та блестяще справилась. Далее следовали множество ролей и работа с легендарной Галиной Сергеевной Улановой.
Карьера Людмилы после декрета длилась недолго, но вскоре балет вновь вернулся в её жизнь, но в лице её учениц, которые выступали на сцене. Также Людмила Семеняка была членом жюри в балетных конкурсах.
Где находится Мариинский театр
Рождение любого театра связано, прежде всего, с первыми удачными спектаклями и актерами, принимавшими участие в них. Санкт-Петербургский Мариинский театр с его богатейшей историей известен во всем мире. На его сцене выступало 3 поколения актерских трупп: императорские, советские и современные российские коллективы. Под сводами театра раздавались аплодисменты дирижерам, композиторам, танцовщицам, певицам. Нет сомнений, что Мариинка будет радовать поклонников оперы и дальше.
Начало
Праотцом Мариинского театра является Большой Каменный театр, который был построен еще во времена Екатерины Великой в 1783 году. Императрицы приказала выстроить на одной из улиц города театральную площадку, которая должна была стать культурным центром города. Собственно так и появилась первая стационарная сцена. Известный архитектор того времени Антонио Ринальди вложил в театр всю свою душу. На самой современной в конце 18 века сцене Европы выступали русские, английские, французские итальянские коллективы. Кроме того под сводом Большого каменного театра часто проводились различные творческие вечера, играла музыка, собиралась знать. Во времена правления Павла театр несколько поменял свой внешний вид – постарался архитектор Том де Томон. Впрочем, спустя несколько лет в новогоднюю ночь 1811 года пожар полностью уничтожил театр. Вновь занавес Мариинки раздвинулся только в 1818 году.
Появление Мариинского театра
Как бы там ни было, но Мариинский театр, к которому мы привыкли, появился гораздо позже своего прародителя. Назван театр был в честь жены Александра Второго Марии Александровны. В роли архитектора выступил Альберто Кавос. На площади театрального комитета до Мариинки стоял театр-цирк. При строительстве Кавос со своей командой подумал также и об акустической составляющей театра. Дабы придать звуку сочности под оркестровую яму насыпали массу битого хрусталя. Таким образом, музыке был придан серебреный оттенок.
Советы зрителям. Интересные факты
- Лучшие места для оперы находятся на 3 ярусе. Объясняется это тем, что звуковая волна распространяется прямиком на 3 ярус.
- Балет лучше всего смотреть из ложи бельэтажа. По большому счету эти места ничем не отличаются от режиссерского места – вся сцена на виду.
- До 1914 года зал был выполнен в малиново-красных тонах. Позже занавес сменили на голубой, и он стал похож на точную копию мантии Александры Федоровны – супруги последнего русского императора.
- Внутреннее убранство театра украшено золотой лепниной. В глаза также бросается огромная бронзовая люстра весом почти в 2500 килограмм. Состоит она из такого же количества хрустальных подвесок. До электрической люстры на 250 лампочек Мариинский театр освещала сначала масляная люстра, а затем газовая. Из-за первой сгорел Большой Каменный Театр, а от второй отказались в пользу современной электрической люстры.
- Потолок Мариинского театра представляет собой огромную картину. Итальянскому живописцу Дузи удалось максимально правдоподобно изобразить на потолке амуров, нимф и изображения дюжины русских драматургов.
Легендарные личности Мариинки
На сцену Мариинского театра в разное время поднимались такие легенды оперы и балета, как Анна Павлова, Галина Уланова и даже Матильда Кшесинская. Последний русский царь, будучи еще мальчишкой, частенько в антракте забегал к Кшесинской через потайную императорскую дверь. Свою жизнь с Мариинкой связали позже Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, Петр Ильич Чайковский и Михаил Иванович Глинка.
Мариинский театр находится на Театральной площади в центре города. Кассы работают каждый день с 11 утра до 6 вечера.
Слайды и текст этой презентации
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Рассказ будет про город Санкт-Петербург, так как это не только один из красивейших городов мира, но и побратим Симферополю.
Город был основан 27 мая 1703 года. В первые десять лет существования города главной его частью был Городской остров Петроградский остров здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были построены Галерная верфь, Зимний дворец Петра I и Летний дворец Петра I с Летним садом. С 1712 года город был провозглашён столицей России, а с 1713 года все лица, служащие царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат.
Достопримечательностей в городе очень много, но на первый раз мы посмотрим на следующие.
Петроградский остров
Адмиралтейские верфи
Летний дворец Петра IЛетний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге.Внутреннее убранство двоца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.
Казанский собор в Санкт-Петербурге Православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города.
Храм Спас-на-Крови
в Санкт-Петербурге
является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II.
Петропавловская крепость
(официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
Православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.
Смольный институтНаиболее известно это здание ключевой ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года.
Зимний дворецЗимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга-главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров.
Дворцовая площадьДворцовая площадь-главная площадь Санкт-Петербурга архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XIX века.
Александровская колоннаОдин из известнейших памятников Петербурга. Символизирующий победу России над Францией в 1812 г.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.
Русский музей в Санкт-Петербурге
является одним из самых больших музеев России, в котором находится коллекция из 400 000 экспонатов.
Медный всадникСамый известный памятник Петру I
Мариинский театрМариинский театр-один из крупнейших музыкальных театров России, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства
Зоологический музей в Санкт-Петербурге
является крупнейшим музеем такого профиля в России и одним из самых крупных в мире.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге
расположен в самом центре Северной столицы. Величественный дворец причудливой формы напоминает постройки средневековой Европы.
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
является памятником истории и культуры. Его часто называют энциклопедией петербургского аристократического интерьера.
КОНЕЦ
Пожарище на Театральной
В марте 1853 г. Большой театр вновь вспыхнул. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. О том, чтобы потушить столь огромное здание, и речи не было. В неистовствовавшем два дня пламени сгинуло все: инструменты, ноты, костюмы, декорации и квадрига Аполлона.
Два года Театральная площадь напоминала людям о пожарище: обгорелые стены да торчащие, как обуглившиеся деревья, колонные портики. Все это время спектакли Большого шли по соседству – в Малом, тоже императорском, театре.
Пожар Большого Петровского театра. Литография с рисунка А. Лилье, 1853 год
В мае 1855 г. театр начали восстанавливать под руководством главного архитектора императорских театров Альберто Кавоса, автора проекта Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
К концу лета следующего 1856 г. новый, ставший еще больше, театр был готов, увеличившись в высоту и в ширину. Кавос не стал сносить оставшиеся от прежнего театра развалины: колонны и стены, – включив их в свой проект. А знаменитый символ театра – четверку коней – воссоздал скульптор Петр Клодт.
Что же касается зрительного зала, то Кавос, как он сам признавался, выполнил его в стиле ренессанса, смешанного с византийским стилем. Дополняла общее восторженное впечатление и шикарная трехъярусная люстра. На открытие театра 20 августа 1856 г. пожаловал сам император, по торжественному случаю давали оперу итальянского композитора В. Беллини «Пуритане» – что интересно, в исполнении итальянских гастролеров.
Государь мог полюбоваться и на роскошный занавес, передающий кульминационную сцену оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» – встречу народом Минина и Пожарского на Красной площади в 1612 г. Занавес был выполнен опять же итальянским профессором живописи и, провисев четыре десятка лет, почти никогда не подновлялся. В антракте же опускался другой занавес, изображавший Аполлона с Музами, – он тоже в конце концов стал ветхим и был заменен.
Главные дирижёры театра[править]
Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.
А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.
В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):
- Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
- Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
- Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
- Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
- Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
- Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
- Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
- Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
- Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
- Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
- Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
- Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)
Интересные факты
- За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
- Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
- Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
- Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
- В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.
На сцене состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.
В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.
Репертуар Мариинского театра
Открытие Мариинского театра, состоявшееся в 1860 году, сопровождалось постановкой «Жизнь за царя» композитора Глинки под руководством К. Лядова, главного дирижёра русской оперы. Его сменил капельмейстер Эдуард Направник, отдавший Мариинскому театру целых полвека своей жизни. За эти годы театр развил и упрочил великую и первую русскую музыкальную сцену и её незыблемые традиции.
Репертуар театра пополнился свежими и яркими премьерами в начале XX века — незабываемыми операми Вагнера, в их числе тетралогия «Кольцо нибелунга», операми «Хованщина» Мусоргского и «Электра» Рихарда Штрауса. В 1847 году в Петербург случайно приехал в целом малоизвестный в то время танцовщик из Франции Мариус Петипа. Не планируя оставаться в России надолго, Петипа прожил здесь 63 года и стал «отцом русского балета».
В 1869-м Мариус Петипа возглавил балетную труппу Мариинки, продолжив славные традиции Артюра Сен-Леона и Жюля Перро. Тщательно сохраняя самобытность классики спектаклей «Эсмеральда», «Корсар» и «Жизель», он лишь бережно корректировал постановки. Танец слился с музыкой в произведении, поставленном Петипа, — хореографической композиции «Баядерка».
А счастливое знакомство Петипа с Чайковским способствовало рождению настоящей музыкально-хореографической поэмы «Спящая красавица». Слова Чайковского о том, что «балет — та же симфония», подтвердились Петипа уже после ухода композитора из жизни — совместная с Ивановым хореография подарила «Лебединому озеру» вторую жизнь на сцене Мариинского театра.
В творческом союзе Мариуса Петипа и Льва Иванова возник и «Щелкунчик» в великолепной хореографии. Постановка «Раймонды», балета Глазунова, упрочила славу Петипа как хореографа-симфониста. Он был новатором, творческие идеи которого с удовольствием подхватывались молодыми талантами — например, М. Фокиным, которым были поставлены на сцене Мариинского «Шопениана» музыки гениального Шопена, «Лебедь» Сен-Санса.
21 июня 1941 года поздно вечером закончилась оперная премьера тогда уже Кировского театра. Это был «Лоэнгрин» Вагнера, прошёл его второй спектакль. Началась Великая Отечественная война, которая заставила труппу эвакуироваться в Пермь. Но с окончанием войны театральный сезон традиционно открывала опера Глинки «Иван Сусанин». В 1960-е годы состоялись потрясающие премьеры балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и др.
История Мариинского театра помнит премьеры опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» 1980-х годов. Эти постановки до сих пор сохраняются в нынешнем репертуаре театра. Появилось новое поколение талантливых артистов, которые раскрыли все грани театрального искусства. С 1988 года на место главного дирижёра театра пришёл Валерий Гергиев. Он смог открыть русскую музыку всему миру, является основателем многочисленных международных фестивалей.
Мариинский-2
Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.
Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.
Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.
Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.
Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.
В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.
Камерные зала в Мариинском-2
В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.
Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.
Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.
Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.
Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.
Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.
Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.
Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.
В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.
Смотровая терраса в Мариинском-2
Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.
Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.
Внешний облик Мариинского-2
Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.
Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.
Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.
В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.
В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.
В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.
Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.