Как великой авантюристке жанне де ла мотт удалось похитить самое дорогое в истории франции бриллиантовое ожерелье

В художественной литературе [ править ]

  • Великая Копта , Иоганн Вольфганг фон Гете (1791)
  • Бриллиантовое колье , от Томаса Карлайла (1837)
  • Ожерелье королевы , Александр Дюма, отец (1848) ( ISBN  1-58963-209-5 )
  • «Ожерелье королевы» Мориса Леблана (1905) (История Арсена Люпена)
  • Мария-Антуанетта , в главных ролях: Норма Ширер, Тайрон Пауэр, Джон Бэрримор и Роберт Морли (1938)
  • Ожерелье королевы , Антал Шерб (1943)
  • L’affaire du collier de la reine , фильм режиссера Марселя Л’Эрбье с Вивиан Романс в главной роли(1946)
  • Черная магия , фильм с Орсоном Уэллсом в главной роли(1949)
  • Королева бриллиантов , от Жан Plaidy (1958)
  • «Диаволо в джардино», комедия Лукино Висконти, Филиппо Санжуста и Энрико Медиоли. Музыка Франко Маннино (Палермо, 1963)
  • Дело ожерелья , Эдгар П. Джейкобс (частьсерии комиксов Блейка и Мортимера ) (1967)
  • Роза Версаля , по Икэда, Риёко , впервые опубликованный 1973 ( манга ); аниме- телесериал, 1979
  • Норби и ожерелье королевы , Джанет Азимова (1986)
  • Клинок гильотины , Артур Байрон Обложка (часть серии Time Machine ) (1986)
  • Дело ожерелья (фильм 2001 г.)
  • В серии « Замок Феддал » ХК Делаваль, втором романе «Четырнадцатая леди Феддала» , выясняется, что ожерелье было спрятано в люстре в гостиной замка Феддал. Вот почему в сериале ее называют Версальской люстрой, поскольку она якобы была отправлена ​​до Французской революции Людовиком XVI тогдашнему лорду Бурдону Феддальскому.
  • Одеваться! Принцесса времени , как часть истории королевы Марии и мини-истории The Affair of the Necklace (игра 2017)
  • Кража самого дорогого ожерелья в мире (видео на YouTube 2020 года) Шейна Мэджа из Watcher Entertainment в сериале «История марионеток».

Автор книги: Марк Алданов

I

Дело об ожерелье королевы было как будто создано для романистов и драматургов. Им в значительной мере навеяна пьеса Гёте «Великий Кофт», хоть в ней имена не называются. Александр Дюма написал о деле один из самых слабых своих романов и с историей в нем не поцеремонился. Вдохновило это дело и Карлейля – его очерк «Бриллиантовое ожерелье» с одинаковым правом можно назвать и историей, и поэмой. В отношении «интриги» дело об ожерелье стоит любого уголовного романа. Отличается же оно от самых плохих романов тем, что было совершенно бессмысленно. Обычно в уголовных процессах подобного рода, например в делах Терезы Эмбер, Рошетта, Ставиского, расчет преступников строился на легковерии жертв; в деле же ожерелья королевы одинаково легковерны были и жертвы, и преступники.

Как известно, в 1769 году сложная придворная интрига, которой руководил граф Жан Дюбарри (сыгравший какую-то небольшую, еще, кажется, никем не выясненную роль и в русской истории), привела в Версальский дворец Жанну Бекю, незаконную дочь служанки и некоего Гомара, – по профессии не то модистку, не то компаньонку, поведения легкомысленного. За необыкновенную красоту ее прозвали «ангелом», из этого образовалась фамилия или псевдоним «Ланж» (l’ange), так что звали ее и Бекю, и Гомар, и Ланж. Она была последней любовью Людовика XV. Старый король влюбился в нее без памяти. Чуть не в первый день знакомства он послал ей бриллиантов на 100 тысяч ливров. В ее приемную хлынул «весь Версаль».

Такого низкопоклонства в отношении власти, которое мы наблюдаем в наше счастливое время, восемнадцатый век не знал. Однако и Жанна Бекю видела на своем веку немало человеческой низости. Достаточно сказать, что какой-то генеалог составил для нее родословную, возводившую ее род к Жанне д’Арк! Быть может, в связи с этим в Париже втихомолку распевали стишки: «Что у тебя за судьба, Франция, – Быть подчиненной бабе! – Быть спасенной девственницей, – И погибнуть из-за шлюхи…» Брат названного выше графа Дюбарри за приличное вознаграждение предложил фаворитке руку, сердце и имя. Король назначил графине Дюбарри содержание в триста тысяч ливров в месяц. Для нее выстроили недалеко от Версаля знаменитый павильон Лувесьен. «Не жалейте золота и мрамора, – приказывал король архитектору, – как жаль, что нельзя построить для нее дворец из алмазов!..» Во Франции мучительно завидовали и ей, и графу Жану. Зависть была преждевременна – вечная история Солонова предсказания Крезу: «Подожди смерти: тогда только будет видно, был ли ты счастлив». Через двадцать пять лет и графиня Жанна, и граф Жан взошли на эшафот – она за то, что была «любовницей развратного тирана», он за то, что ее тирану сосватал, – подходящих статей закона не нашли и в то мало церемонившееся с законом время.

Внутренняя политика

Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот. Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО. Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом.

Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.

Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.

Карта Франции при Людовике XIV

При Людовике XIV принят Торговый кодекс (Ордонанс). Чтобы воспрепятствовать миграции, монарх издал эдикт, согласно которому у покинувших страну французов отбиралось имущество, а тех граждан, которые поступали на службу к иностранцам кораблестроителями, дома ждала смертная казнь.

Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.

Людовик XIV — Король Солнце

Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.

Значение [ править ]

Мария-Антуанетта в образе зверя

Дело с бриллиантовым ожерельем сыграло важную роль в дискредитации монархии Бурбонов в глазах французского народа за четыре года до Французской революции . Мария-Антуанетта стала еще более непопулярной, и злобные сплетни о ней сделали ее большей обузой перед мужем.

После того, как этот роман стал известен широкой публике, появилось больше литературы, порочащей королеву. Ее «непопулярность была настолько велика после дела с бриллиантовым ожерельем, что ее больше не могли игнорировать ни королева, ни правительство. Ее выступления на публике почти прекратились». Поскольку она была связана со скандалом и уже считалась некоторыми врагом французского народа, ее репутация была безвозвратно разрушена.

Репутация Марии-Антуанетты так и не восстановилась после этого инцидента. Ее ранняя история чрезмерных расходов привела к тому, что ее общественный имидж уже был испорчен , но дело с бриллиантовым ожерельем катапультировало общественное мнение о ней почти до ненависти, поскольку она, похоже, замышляла нецелевое использование истощающихся денег королевства на личные безделушки.

Казнь Марии-Антуанетты 16 октября 1793 г.

Дело с бриллиантовым ожерельем усилило ненависть и пренебрежение французской публики к Марии-Антуанетте, поскольку оно было «предназначено для того, чтобы оставить королеву в состоянии скандала с невозможностью заявить себе правду». общественные отношения кошмар привел к увеличению непристойных и унизительных брошюры, которые будут служить в качестве растопки для набегающей Французской революции. Можно сказать, что «она символизировала, среди прочего, расточительность и коррупцию умирающего режима» и служила «идеальным козлом отпущения моральной пьесы, которой отчасти стала революция», что сделало ее мишенью для ненависти Французская республика и группы вроде якобинцев и санкюлотов .

Ей никогда не удавалось избавиться от мысли в общественном воображении, что она совершила экстравагантное мошенничество в своих легкомысленных целях. Тем не менее, этот роман побудил Людовика XVI сблизиться со своей женой и, возможно, склонил его к тому, чтобы он более защищался и более отзывчиво относился к ней до и во время революции.

Франция после Столетней войны

После 1435 года, когда Бургундский герцог заключил союз с Карлом VII (1422-1461 гг), победа Франции была практически предопределена. Окончательный разгром английских войск произошел только в 1453 году, но уже десятилетием раньше французский король стал самым влиятельным монархом в Европе, а Франция встала на путь восстановления.

В течение 1440-1450-х годов первоочередной проблемой стала борьба с разрухой — в 1451 году крестьянство было на 8 лет освобождено от налога, а феодалы тем временем снижали ренту, привлекая рабочие руки на заброшенные земли. В итоге с восстановлением экономики Карл VII справился, но в последние годы жизни перед королем встали две не менее серьезные проблемы: герцоги Бургундские и дофин Людовик.

Бургундские герцоги формально были вассалами французской короны, но фактически в своих землях были королями, слишком богатыми и могущественными, чтобы подчиняться. Их владения простирались от Северного моря до предгорий Альп, а бургундский двор в Дижоне не уступал парижскому. Герцоги вели самостоятельную политику и ратовали за создание «Великой Лотарингии» от Северного до Средиземного моря.

Сын короля Людовик также не отличался покладистостью. Дофин был постоянным источником проблем и конфликтов, а его отношения с отцом оставляли желать лучшего, однако Людовик оставался законным наследником престола, и с этим Карл VII ничего поделать не мог.

Башни-парики

Говорят, что моду на парики Людовик XIV ввел просто потому, что начал лысеть. Недостаток шевелюры он скрывал под аллонжем — очень пышным париком с длинными локонами, который придумал для него придворный парикмахер Бируа. Вслед за королем аллонжи стали носить и придворные, а за ними — и другие сословия. Те, кто побогаче, закупались париками из женских волос во Фландрии, а мелкие чиновники и офицеры носили дешевые изделия из овечьей шерсти и собачьих хвостов.

Женщины носили парики гораздо реже — они приноровились создавать объем на голове с помощью накладных прядей. Прически украшали драгоценностями, сверху щедро посыпали пудрой, но при этом , чтобы конструкция выглядела естественно.

С годами мужские парики становились меньше, женские укладки — проще, пока все не изменила мода на прическу «пуф». Во второй половине XVIII века женщины высоко укладывали волосы с помощью конусообразных подушек. Их крепили на макушке, вокруг обвивали накладными и натуральными прядями, а потом украшали прическу. Ограничений в дизайне не было, и в ход шло все: от фигурок животных и моделей кораблей до цветов, фруктов и перьев. Прически часто олицетворяли важные общественные события. Когда король Людовик XVI получил прививку от оспы, женщины носили «пуфы» с фигуркой змеи — символа медицины.

Самый популярный «пуф» принадлежал королеве Марии-Антуанетте. У нее был личный парикмахер мсье Леонар, а гардероб насчитывал тысячи платьев. Но так было не всегда. Как рассказывает историк Мелани Клегг, эту австрийскую принцессу собрались выдать замуж за Людовика XVI, и его дед Людовик XV был потрясен «плохим уходом» будущей невестки. Он отправил к Марии-Антуанетте лучших французских парикмахеров и дантиста, чтобы тот поправил ей зубы и «посоветовал чаще их чистить».

Кадр из фильма «Мария-Антуанетт»

Прибыв во Францию, Мария-Антуанетта очень быстро поняла, что мода — мощный инструмент влияния. Вскоре она уже сама диктовала тренды. Ее любимой прической был высокий «пуф», достигавший 91 сантиметра в высоту. Почти метровая прическа! На украшения она тоже не скупилась, а однажды получила за свои прически с перьями нагоняй от матери — эрцгерцогини Австрии и королевы Венгрии Марии-Терезии. Об укладках дочери она прочитала в газетах и отправила ей , в котором «не могла не затронуть» ее волосы: «Я всегда считала, что моде нужно следовать умеренно и не доводить до крайности. Симпатичная молодая королева, полная чар, не нуждается во всех этих безумствах».

Мария-Антуанетта в ответ заявила, что «увлечена своей прической», а про перья сказала: «Их носят все, было бы необычно и неуместно не делать этого». Прекрасно ее понимаем!

Король и дофин

Дофин Людовик был старшим из четырнадцати детей Карла VII от Марии Анжуйской. Уже в детстве он удивлял воспитателей разумностью, а отца, который особыми политическими и административными талантами не отличался, презирал. Скоро дофин стал требовать реальной власти, но Карл, также не особенно любивший сына, отказывал.

В семнадцатилетнем возрасте дофин присоединился к мятежу против отца — Прагерии (1440 год). Герцоги Бурбонский и Алансонский, возмущенные запретом на содержание феодалами наемного войска, подняли восстание в Пуату, Оверни, Бурбонне. Мятеж был быстро подавлен, так как горожане выступили за короля, но его зачинщики были помилованы.

Людовик был на пять лет отправлен в свою провинцию Дофине, но затем вновь прибыл ко двору. Сложные отношения между королем и его сыном не были ни для кого секретом, а враждебное и откровенно неуважительное отношение Людовика к фаворитке отца, Агнессе Сорель, стало причиной его новой ссылки в Дофине.

В последующие годы Людовик отвечал отказом на требования Карла VII явиться в Париж. Более того, наследник престола помимо воли короля женился на Шарлотте, дочери герцога Савойи. В августе 1456 года дофин и вовсе бежал в Бургундию под защиту герцога Филиппа Доброго.

В 1458 году Карл VII серьезно заболел и призвал к себе сына. Дофин в очередной раз отказался приехать, и это стало последним эпизодом неповиновения — 21 июля 1461 года Карл умер. Трон перешел к 38-летнему Людовику XI, который наконец смог проявить свои способности к политическим интригам в полной мере.

Дело [ править ]

Жанна де Сен-Реми де Валуа (Jeanne de la Motte)

Обманщик , который назвал себя Жанну де Валуа-Сен-Реми , также известный как Жанна де ла Мотта, сделал план использования ожерелья , чтобы получить богатство и , возможно , власть и королевское покровительство. Потомок из внебрачных сына Генриха II во Франции , Жанна вышла замуж за офицера из жандармов , Николас де ла Мотт , то самозванный «Конт де ла Мотт». Она жила на небольшую пенсию, которую ей дал король.

В марте 1785 года Жанна стала любовницей кардинала де Рогана , бывшего французского посла при венском дворе . Кардинал был недоволен королевой Марией-Антуанеттой за то, что он распространил слухи о поведении королевы своей грозной матери, императрице Священной Римской империи Марии Терезии . Королева также узнала о письме, в котором кардинал говорил о Марии Терезии в манере, которую королева сочла оскорбительной.

Кардинал тогда пытался вернуть себе расположение королевы, чтобы стать одним из министров короля. Жанна де ла Мотт, вступив в суд через любовника по имени Рето де Виллет , убедила Рохана, что она была принята королевой и пользуется ее благосклонностью. Узнав об этом, Рохан решил использовать Жанну, чтобы вернуть себе расположение Королевы. Жанна заверила кардинала, что прилагает усилия для его защиты.

Кардинал де Рохан

Так началась предполагаемая переписка между Роханом и Королевой. Жанна де ла Мотт вернула ответы на записи Рохана, которые, как она подтвердила, исходили от королевы. Когда тон писем стал очень теплым, кардинал, убежденный, что Мария-Антуанетта влюблена в него, влюбился в нее. Он умолял Жанну устроить от его имени тайную ночную беседу с Королевой; Предполагаемая встреча произошла в августе 1784 года. В садах Версальского дворца кардинал встретился с женщиной, которую он считал Марией-Антуанеттой. Фактически, женщина была проституткой Николь Ле Гуай д’Олива, которую Жанна наняла из-за ее сходства с королевой. Рохан предложил ей розу. В роли королевы она пообещала ему, что забудет их прошлые разногласия.

Жанна де ла Мотт воспользовалась верой кардинала в нее, заняв у него большие суммы денег, сказав ему, что они предназначены для благотворительной деятельности королевы. На эти деньги Жанна могла пробиться в респектабельное общество. Поскольку она открыто хвасталась своими мифическими отношениями с королевой, многие предполагали, что роман был искренним.

Мария Антуанетта, королева Франции

Ювелиры Бёмер и Бассендж решили использовать ее для продажи своего ожерелья. Она сначала отказалась от комиссии , но потом передумала и согласилась. По словам мадам Кампан , Жанна, выдавая себя за королеву, отправила кардиналу несколько писем, в том числе приказ о покупке ожерелья. Они были подписаны «Мария-Антуанетта де Франс», но кардинал не знал и не помнил, что французские члены королевской семьи подписывались только своими именами.

21 января 1785 года Жанна сказала кардиналу, что Мария-Антуанетта хотела купить ожерелье, но, не желая публично покупать такой дорогой предмет в трудную минуту, королева хотела, чтобы кардинал действовал в качестве секретного посредника. Немного позже Рохан договорился о покупке ожерелья за 2 000 000 ливров, которые должны были выплачиваться в рассрочку. Он утверждал, что получил разрешение королевы на покупку, и показал ювелирам условия сделки почерком королевы. Рохан отнес ожерелье в дом Жанны, где за ним пришел человек, которого Рохан считал слугой королевы. Мадам де ла Мотт «сразу же разобрала бриллиантовое ожерелье, а драгоценные камни продала на черных рынках Парижа и Лондона».

Когда пришло время платить, Жанна де ла Мотт предъявила кардиналу записки, но их оказалось недостаточно. Бемер пожаловался королеве, которая сказала ему, что она не заказывала и не получала ожерелья. Она повторила историю переговоров за нее. Затем последовал театральный переворот .

Лига общественного блага

Жесткая политика централизации и недоверие нового короля к советникам отца привели к тому, что вскоре Людовику пришлось столкнуться с реакцией в лице участников Лиги общественного блага.

Политика короля, направленная на ослабление феодалов и ограничение их прав, возмущала представителей верхушки общества. Весной 1465 года представители самых крупных и могущественных феодалов Франции вступили в союз, направленный на восстановление их прав. Во главе Лиги встали Карл, сын Филиппа Доброго и будущий герцог Бургундии, а также герцог Бретонский. В союз, пусть и номинально, удалось привлечь младшего брата короля.

16 июля 1465 года в битве при Монлери 20-тысячная армия Лиги разгромила 15-тысячное королевское войско и вскоре взяла в осаду Париж. Людовик XI вынужден был пойти на территориальные уступки, но сделал это в своей манере — с каждым из своих противников он заключил отдельное соглашение, чем в итоге разъединил их и расправился с каждым поодиночке.

Главным и самым сильным врагом Людовика XI оставались бургундские герцоги с их стремлением к независимости, богатствами и сильной армией. Тот факт, что во времена правления Карла VII они пять лет давали дофину убежище, ничего для него не значил. Открытого военного столкновения Людовик избегал, но годами интриговал против Карла Смелого, сына Филиппа Доброго, используя политические маневры и развитую агентурную сеть.

«Завоевать любовь целой нации»

В 1769 году Мария-Терезия наконец получила официальное предложение о браке своей младшей дочери с французским дофином, и с этой минуты жизнь Марии-Антонии резко изменилась. Были наняты многочисленные учителя, в задачу которых входило в кратчайший срок обучить принцессу танцам, французскому языку и этикету — словом, всему тому, что поможет юной Марии-Антонии исполнять обязанности будущей королевы Франции. Принцессе больше не дозволялось проводить время в играх и забавах, у неё вообще не осталось ни минуты свободного времени. Отныне она спала в комнате своей матери для того, чтобы никакая случайность или злой навет не помешали осуществлению грандиозных планов — принцесса должна была быть образцом чистоты и целомудрия.

Мария-Антуанетта в девичестве. Портрет кисти Лиотара 

И вот в апреле 1770 года Мария-Антония покидает Вену и отправляется с эскортом в сторону французской границы. На самой границе был установлен большой шатёр, вход в который располагался на земле Австрии, выход — уже на французской территории. В шатре принцессу поджидали представители самых знатных семейств Франции. При входе в шатёр принцесса попрощалась со своими спутниками-австрийцами. Её полностью раздели, переодев во всё французское, отобрали даже любимую собачку — таков был порядок. Ничего не должно было в новом облике будущей дофины напоминать о её прежней жизни, о юной принцессе Марии-Антонии Габсбург-Лотарингской. Из шатра вышла одетая по последней французской моде молодая дофина Мария-Антуанетта. Полная надежд на счастливое будущее.

«Моя дорогая мама, во вторник был праздник, который я никогда не забуду. Мы торжественно въехали в Париж. Что касается почестей, то мы получили все почести, которые только можно представить, но не они тронули меня более всего. То, что действительно впечатляло, были бедняки, которые так ревностно выражали свою радость, несмотря на душащие их налоги… Я не могу описать тебе, моя дорогая мама, ту привязанность и радость, которую каждый проявлял к нам. Уходя, мы позволили людям из толпы поцеловать нам руки, что доставило им огромное удовольствие. Какое счастье, что персоны нашего ранга могут с такой лёгкостью завоевать любовь целой нации. Я ценю эту любовь и никогда не забуду её».

(Из письма Марии-Антуанетты матери, императрице Марии-Терезии, от 14 июня 1770 года)

Происхождение ожерелья

Немецкие ювелиры Пауль Бассенж и Шарль Огюст Бёмер.

В 1772 году Людовик XV хотел сделать подарок мадам дю Барри . Он попросил двух немецких ювелиров, Шарля Огюста Бемера (ок. 1740–1794) и своего партнера Поля Бассенджа (ок. 1742–1806), создать бриллиантовое ожерелье несравненного богатства. Известные парижские купцы, торгующие драгоценностями и драгоценными камнями, Бемер и Бассенж считают своими клиентами двор Версаля и многих иностранных правителей. Изготовление ожерелья требует от них влезть в долги и требует много времени из-за сложности сбора бриллиантов желаемой чистоты. Людовик XV умер еще до родов.

Это большое бриллиантовое колье, созданное как шедевр, имеет сложную композицию, известную как «в рабстве». Ряд из 17 бриллиантов от 5 до 8 карат образует трехчетвертную шейку, которая закрывается сзади шелковыми полосками. Он поддерживает три фестона, украшенных шестью пасьянсами в грушевидных подвесках. По бокам две длинные ленты из трех рядов ромбов переходят через плечи и ниспадают на спину. Две средние ленты пересекаются при зарождении груди на пасьянсе весом 12 карат, окруженном жемчугом, чтобы спадать обратно в метелку, и заканчиваются, как и боковые ленты, сеткой и ромбовидной бахромой, увенчанной узлами синих лент. Драгоценный камень весом 2842 карата украшен примерно сотней жемчужин и 674 бриллиантами исключительной чистоты, ограненных бриллиантами или грушами. Это самая важная встреча бриллиантов в истории ювелирного искусства .

Изготовление ожерелья, завершенное в 1778 году, положило Бемеру и Бассенжу большие долги. Они настойчиво предлагают свою жемчужину Марии-Антуанетте за колоссальную сумму в 1 600 000 фунтов стерлингов. Пристрастие королевы к драгоценным камням печально известно и принесло ей выговоры ее матери Мари-Терезы . В 1774 году она купила у Бемера пару жирандолей, образованных «шестью грушевидными бриллиантами невероятного размера». Людовик XVI, который сам был прекрасным знатоком драгоценностей, хотел предложить ему ожерелье, но Мария-Антуанетта отказалась. По словам мадам Кампан, она заявляет, что деньги лучше потратить на постройку корабля, когда Франция только что объединила свои силы с американскими повстанцами . Она добавляет, что от ожерелья ей будет мало толку, потому что она больше не носит наборы с бриллиантами чаще 4–5 раз в год. Наконец, этот тяжелый ошейник, напоминающий ошейники прошлого царствования, не по вкусу Марии-Антуанетте, которая сравнивает его с «упряжи для лошадей». Некоторые утверждают, что она отказалась носить украшение, изначально созданное для мадам дю Барри, которую она считала соперницей. По мнению других, Людовик XVI передумал . После попытки разместить свое колье у иностранных государей, ювелиры, находящиеся на грани банкротства, в очередной раз попытались продать его Марии-Антуанетте после рождения дофина Луи-Жозефа в 1781 году . Им грозит новый отказ. В следующем году Бемер бросился к ногам королевы, угрожая покончить с собой, но Мария-Антуанетта в последний раз отказалась от покупки ожерелья и посоветовала ей убрать бриллианты, чтобы перепродать их по хорошей цене. важный.

Громкий

Итог этого дела был подведен восклицанием на следующий день после приговора Фрето де Сен-Жюст, магистрата парижского парламента: «Кардинал-аферист, королева, фигурирующая в деле о подделке документов!» Какая трясина на обухе и скипетре! Какое торжество идей свободы! «

Хотя Марии-Антуанетте было незнакомо все это дело, общественное мнение не хотело верить в невиновность королевы. Долгое время его обвиняли в участии из-за чрезмерных расходов в бюджетном дефиците королевства, и в этом случае на него обрушилась лавина беспрецедентного осуждения. Клеветники дали волю клевете в брошюрах, в которых «австрийке» (или «другой суке») предлагались бриллианты в качестве платы за ее роман с кардиналом. M мне  де ла Мотт, который отрицает свою причастность к этому делу, признав только быть любовницей кардинала удалось бежать из Сальпетриере и опубликовал в Лондоне рассказ, в котором она рассказывает о ее роман с Марией — Антуанеттой, в ее соучастии с самого начала из роман до ее вмешательства в побег.

Из-за дискредитации, которую он бросил на Суд в и без того весьма враждебном мнении, и из-за усиления парижского парламента, этот скандал будет иметь прямую долю ответственности за разразившуюся четыре года спустя Французскую революцию и падение Парижского парламента. королевская власть. «Это событие наполняет меня ужасом, как это сделала бы голова Медузы»,  — писал Гете в своей переписке. Вскоре после этого он добавил: «Эти интриги разрушили королевское достоинство. Также история ожерелья является непосредственным предисловием к революции. Это фундамент… » .

Фон [ править ]

«Ожерелье королевы», реконструкция, Шато де Бретей , Франция.

В 1772 году Людовик XV из Франции решил сделать мадам дю Барри , которой он был увлечен, особый подарок по оценочной стоимости в 2000000 ливров (примерно 15,1 миллиона долларов США в 2021 году). Он попросил парижских ювелиров Шарля Огюста Бемера и Поля Бассанжа создать бриллиантовое ожерелье, которое превосходило бы все другие по величию.

Ювелирам потребуется несколько лет и много денег, чтобы собрать подходящий набор бриллиантов. Тем временем Людовик XV умер от оспы, а его внук и преемник изгнали мадам дю Барри из двора.

Он был описан как «ряд из семнадцати великолепных бриллиантов, размером почти с фундук … гирлянда с тремя венцами и достаточно подвесками (простая грушевидная, множественная звездчатая или сгруппированная аморфная), окружающая его … вокруг настоящая королева бриллиантов » . Ювелиры надеялись, что это будет продукт, который купит новая королева Франции Мария-Антуанетта, и действительно, в 1778 году новый король Людовик XVI подарил его своей жене, но она отказалась. Королева сначала отказалась, заявив: «Нам больше нужны семьдесят четыре , чем ожерелья». Некоторые говорили, что Мария-Антуанетта отказалась от ожерелья, потому что оно было создано для дю Барри, которого она сильно не любила. По другим данным, сам Людовик XVI передумал.

После тщетных попыток разместить ожерелье за ​​пределами Франции, ювелиры снова попытались продать его Марии-Антуанетте после рождения Луи Жозефа, дофина Франции , в 1781 году. Королева снова отказалась.

Особенности Версаля

Людовик хотел как можно скорее получить свой дворец (на то были и политические, и личные причины). Вот только спешка сказывалась на качестве работы. Известно, что по построенному Версалю часто гуляли сквозняки, а камины порой вовсе не желали разжигаться. Но, как мне кажется, для Короля-Солнце эти аспекты имели второстепенное значение. Главное — сам дворец преобразился немыслимым образом.

Кстати, в 1717 году Версаль посетил Пётр Первый. Он был настолько потрясён увиденным, блистательной роскошью и красотой, что по возвращению в Россию начал вплотную заниматься совершенствованием Петергофа.

Луи Эрнан «Встреча Петра I и Людовика XV в Версале»

У Версаля была одна интересная особенность. Его парк предназначался не только для членов королевской семьи, но и для всех желающих прогуляться и полюбоваться красотой. Правда, для этого требовалась хорошая одежда. Если же у посетителя Версаля её не было, он мог взять наряд в аренду на входе в парк. Благодаря такому дресс-коду каждый, кто гулял по садам, выглядел элегантно и опрятно.

Людовик XIV стремился, чтобы Версальский дворец отражал безграничность его власти и богатство Франции. Материалы для строительства доставляли со всей страны, а сам Версаль до сих пор поражает великолепием.

Пьер-Дени Мартин «Людовик XIV в спальне короля в Версальском дворце»

Этот дворец неспроста называют “живым”. Он преображался и менялся при последующих монархах, продолжал развиваться и расти. Однако именно по инициативе Короля-Солнце охотничий замок превратился в одно из самых величественных творений человека.

Личная жизнь

Людовик XIV – король, попытавшийся жениться по любви. Но из песни слов не выкинешь – это не под силу королям. 20-летний Луи влюбился в 18-летнюю племянницу кардинала Мазарини, образованную девушку Марию Манчини. Но политическая целесообразность требовала от Франции заключения мира с испанцами, который могли скрепить брачные узы Людовика с инфантой Марией Терезией.

Людовик XIV и Мария Терезия

Напрасно молил Луи королеву-мать и кардинала позволить ему взять в жены Марию – его заставили жениться на нелюбимой испанке. Марию выдали замуж за итальянского принца, а в Париже состоялась свадьба Людовика и Марии Терезии. Но хранить верность супруге монарха не мог заставить никто – список женщин Людовика XIV, с которыми у него были романы, весьма внушительный.

Людовик XIV с семьей

Вскоре после женитьбы темпераментный король приметил супругу брата, герцога Орлеанского, – Генриетту. Чтобы отвести от себя подозрения, замужняя дама познакомила Людовика с 17-летней фрейлиной. Белокурая Луиза де ла Вальер хромала, но была мила и понравилась ловеласу Луи. Шестилетний роман с Луизой увенчался рождением четверых отпрысков, из них до совершеннолетия дожили сын и дочь. В 1667 году король отдалился от Луизы, подарив ей титул герцогини.

Маркиза де Монтеспан

Новая фаворитка – маркиза де Монтеспан – оказалась противоположностью ла Вальер: пылкая брюнетка с живым и практичным умом была с Людовиком XIV 16 лет. Она сквозь пальцы смотрела на интрижки любвеобильного Луи. Две соперницы маркизы родили Людовику по ребенку, но Монтеспан знала, что ловелас вернется к ней, родившей ему восьмерых детей (выжили четверо).

Маркиза де Ментенон

Монтеспан проморгала соперницу, которой стала гувернантка ее детей – вдова поэта Скаррона, маркиза де Ментенон. Образованная женщина заинтересовала Людовика острым умом. Он беседовал с ней часами и в один день заметил, что без маркизы Ментенон ему тоскливо. После смерти супруги Марии Терезии Людовик XIV женился на Ментенон и преобразился: монарх стал религиозен, от былой ветрености не осталось и следа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: