Людовик ix (король франции)

След в истории

Период Высокого Средневековья интересен множеством событий. Это и становление основных европейских государств, и расцвет рыцарства в его романтическом книжном понимании, и крестовые походы во славу христианской веры инициированные Папами Римскими. В это время родился и жил Людовик IX Святой. Святым его признали еще при жизни некоторых его современников и эта его заслуга не за смирение и кротость. Нет, он конечно был сторонником папской политики, защищал нищенствующие ордена католических монахов и ходил на мессу.

Конная статуя Святого Людовика в Сакре-Кер

Но также он был яростным гонителем иудеев и сторонником крестовых походов. Правда, освобождал не Гроб Господень в Иерусалиме, а бился с сарацинами в Северной Африке, пытаясь ослабить мусульманский Египет. В этой борьбе потерял многих близких родственников, в основном от ран и болезней.

Проведя в походах несколько лет вдали от Франции, он, тем не менее, крепко управлял своей страной, проводил реформы административной и финансовой системы, и оставил своему сыну сильное государство, не разоренное распрями, болезнями и войной. В целом Людовик IX не сильно отличался от своих современников, правивших в соседних странах Европы, за исключением канонизации и причисления к сонму святых католической церкви.

Абсолютная монархия

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция короля (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления.

Свое наиболее полное осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:

а) полного контроля над всеми провинциями;

б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе.

Приходит конец автономии городов. Перестают созываться Генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция. В начале XVI в. в полную зависимость от короля попадает и церковь — все назначения на церковные должности осуществляются королем.

Центральные органы государственного управления представляли собой следующее:

  1. Государственный совет. В его состав входили представители придворной аристократии. Государственный совет превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест).
  2. Тайный совет рассматривал в кассационном порядке некоторые категории дел, аппарат канцлера назначал почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствии в советах.

Во время абсолютизма были введены должности генерального контролера финансов и государственных секретарей по военным, иностранным, морским делам и делам двора.

Местные органы государственного управления. В местном управлении также существовали две категории государственных органов. В период абсолютизма государственные органы утратили значительную часть своих реальных правомочий и превратились в почетные синекуры. Так произошло с бальи и прево, а также учрежденной несколько позже должностью губернатора, командовавшего войсками в губернаторстве.

Все они были оттеснены на второй план интендантами — особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов фактически руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить.

Фронда принцев

В сентябре 1651 года Людовику XIV исполнилось 13 лет, а потому по французским законам он был объявлен совершеннолетним. Период регентства закончился, но решениями молодого короля все еще руководили королева-мать и Мазарини. Это не устраивало принца Конде — он поднял новый мятеж и на этот раз уже не прикрывался парламентскими антиабсолютистскими идеями, а намеревался обрести единоличный контроль над Людовиком.

Властные устремления Конде оттолкнули от него многих бывших сторонников. Парламент, парижане, дворяне-фрондеры готовы были к союзу с королем, но это означало бы восстановление власти ненавистного Мазарини и отмену «Декларации «палаты св. Людовика». В итоге кардинал и примкнувшие к нему король и Анна Австрийская собрали небольшую армию, которая одержала несколько убедительных побед над численно превосходящим ее войском принца Конде.

Летом 1652 года под стенами Парижа состоялось последнее крупное сражение Фронды. Конде сумел войти в столицу, но его стремление добиться безоговорочной поддержки парижан провалилось. Не добавили популярности принцу и кровавые расправы над сторонниками компромисса с королем. К осени на сторону Людовика XIV перешли почти все парламентарии и горожане, а Конде вынужден был бежать.

В течение пяти лет Фронды короля, Анну Австрийскую и Мазарини обвиняли в тирании, беззаконии, растратах и разврате, однако 21 октября 1652 года Париж устроил Людовику XIV триумфальную встречу. Дворянам и парламенту было не привыкать менять свое мнение, но именно радостные приветствия простонародья означали, что смутное время Фронды наконец закончилось.

Восьмой крестовый поход и смерть[править]

В марте 1270 года он предпринял Восьмой крестовый поход в Тунис, надеясь на обращение местного султана. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик IX бездействовал. В войске развились болезни; умер сын Людовика IX Тристан, 3 августа чумой заболел сам Людовик IX, а 25 августа его не стало. Он погребен в Сен-Дени. Немедленно после кончины Людовика IX вопрос о канонизации его был поднят сыном его, Францией и Жопой,о единодушно прославлявшими святость благочестивого короля. В 1297 году булла Папы Бонифация VIII провозгласила его святым.

Биографы Людовика IX: Guillaume de Nangis; «Gesta sancti Ludovici»; Joinville, «Histoire de Saint Louis IX du nom, roy de France» (XIII века); Geoffroi de Beaulieu (духовник Людовика), «Vita Ludovici Noni»; Langlois, «Les origines du Parlement de Paris» («Revue historique», 1890, янв.); Guizot, «Les vies de quatre grands chrétiens français» (П., 1873). Блестящая характеристика Людовика у Грановского.

Источники

Будучи личностью довольно неординарной, Людовик Святой привлекал внимание к своей персоне задолго до смерти. Его благочестивая, с точки зрения духовенства, жизнь и несомненные военные заслуги оставили по себе долгую память и дали начало богатой литературной традиции, заложенной трудом вышеназванного Жоффруа из Больё, биографическое сочинение которого, написанное около 1275 года по заказу папы Григория X, продолжено был Гийомом из Шартра (ум

1282), а позже дополнено традиционным житием, составленным по случаю канонизации покойного духовником королевы Маргариты Гийомом де Сен-Патю.

В 1274 году монах Примат из Сен-Дени представил королю Филиппу Смелому французский перевод составлявшихся в его аббатстве официальных летописей, включавших, в числе прочих, сведения о деяниях его покойного отца. В конце XIII столетия другой хронист и архивист из Сен-Дени Гийом де Нанжи составил на основе сочинений Жоффруа из Больё и Гийома Шартрского «Деяния Людовика IX» и «Краткую хронику королей Франции», вошедшие вместе с трудом Примата в состав свода «Больших французских хроник». Между 1305 и 1309 годами соратник Людовика по крестовым походам Жан де Жуанвиль составил для его внучатой племянницы Жанны Наваррской свою «Книгу благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика», основанную главным образом на личных воспоминаниях, но также свидетельствах сына покойного короля Пьера Алансонского и государственных «Хрониках Сен-Дени».

Отдельные события правления Людовика, в частности, борьба с ересями и крестовые походы, освещаются в «Хронике Сенонской церкви» Ришара из Сенона (1264), старофранцузской «Всемирной хронике» Бодуэна Авенского (1281), «Истории альбигойских деяний» Гийома Пюилоранского (1275) и частично основанной на последней «Хронике французских королей» Бернара Ги (1312—1314). Содержавшая немало ценных сведений латинская хроника Гилона из Реймса, продолженная Приматом, считается утраченной.

Большинство документов и писем Людовика и его ближайшего окружения опубликовано в 1839—1848, 1875, 1894 и 1902 годах в Париже в сборниках, составленных Огюстом-Артуром де Бежно  (англ.) (рус., Ж. де Лабордом, Э. Бержером и Огюстом Молинье.

Королевский двор

Испокон веков французские короли большую часть времени проводили в разъездах и не имели постоянной резиденции. Пока государственное управление не требовало постоянного присутствия короля, такое положение вещей устраивало всех. Однако чиновники Людовика XIV непосредственно подчинялись монарху, а значит должны были следовать за ним по всей стране, что было невозможно.

Король не стал обустраивать резиденцию в шумном Париже, который не любил еще со времен Фронды. Кроме того, старые и тесные дворцы Лувра или Тюильри мало годились для поражавших воображение проектов Людовика. Вместо этого он выбрал Версаль — тихую деревню в пригороде Парижа, где в 1632 году Людовик XIII построил охотничий домик.

Строительство великолепного дворцово-паркового ансамбля в Версале велось начиная с 1661 года, но полностью королевский двор переехал сюда лишь в 1682 году. Вслед за королем в его новую резиденцию последовал центральный аппарат государственной власти в полном составе.

Для Версальского дворца был разработан совершенно новый церемониал — утонченный и превозносивший короля на недосягаемую высоту. Версаль был сосредоточием увеселений и государственной деятельности, а вся придворная жизнь вращалась вокруг Людовика XIV и следовала за его расписанием.

Ежегодно во время карнавала в Версале ставились придворные балеты, в которых играли сам король и его приближенные. Как правило, Людовик XIV представал в образе богов или легендарных героев, но самой яркой и известной была роль Солнца. Король-солнце, как его стали называть, стал олицетворением величия Франции и сияния версальского двора.

Важной частью двора Людовика XIV стали его фаворитки. Королева Мария-Терезия неуверенно чувствовала себя в Версале и ее роль свелась к рождению наследника — Людовика Великого Дофина (1661-1711 гг)

Официальные фаворитки короля (Луиза де Лавальер, маркиза де Монтеспан, герцогиня де Фонтанж) царствовали в придворном мире, впрочем, никак не влияя на государственные дела.

Право средневековой Франции

Источники права. По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север и юг.

На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII вв., так или иначе приспособленные к феодальным отношениям. На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, утверждалось

видоизмененное римское право. В связи с этим юг называли страной писаного права, а север — страной обычного права.

Ломбардский сборник послужил образцом для Франции. В течение XII столетия во Франции появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели главным образом справочный характер.

Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.

В более позднее время, в XVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также Большого ордонанса 1670 г., кодифицировавшего процессуальное право.

Имущественные правоотношения. Право земельной собственности было привилегией господствующего класса. Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Вассал мог распоряжаться землей только с согласия сеньора.

Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

Крестьянин не имел право собственности на землю, а в самое раннее время право собственности помещика распространялось и на личность крестьянина, его детей, имущество.

Огромный размах приобретают ростовщические операции всякого рода. Так, возникают первые банки, появляется вексель. Вексель представляет собой по существу переложенную на бумагу римскую стипуляцию. Для истребования денег по векселю не было преград.

Разнообразие экономических связей усложняет дотоле примитивную область договорных отношений. Договоры найма, подряда, поручения и пр. занимают место рядом со старинными куплей- продажей, меной и дарением. Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают документы.

Семейное право. Семейное право развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви. С IX в. стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению.

Брак между близкими родственниками не допускался, но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню, и поэтому церковь вынуждена была закрывать глаза на неизбежные кровосмешения.

Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены хотя и не запрещались, но ограничивались.

Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным, церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак не сохранялся, брачные отношения разрывались.

Уголовное право. Кутюмы и законы предписывали наказание за известные действия, но судья не был связан этими предписаниями, особенно в том, что касалось преступлений, квалифицируемых как политические и религиозные.

То же самое следует сказать и о наказаниях. Каждый раз, когда преступление заслуживало особого наказания, судья изобретал казнь, которая должна была поразить воображение, была бы достаточно длительной, довольно мучительной.

Особую группу деяний, квалифицируемых как преступные, составляли те, в которых выражался протест угнетенного народа против эксплуатации. Многочисленные постановления, касающиеся преследования крестьянских «разбоев», указывают на одну из наиболее распространенных, хотя и примитивных, форм сопротивления гнету.

Смертную казнь стремились осуществлять в наиболее изощренных формах. Применялись кипячение в масле, колесование, четвертование, разрывание, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела, вливание в горло расплавленного метала и т.д.

Во многих случаях наказание, помимо устрашения, заключало в себе заметный элемент мщения, как бы его не прикрывали «Священным Писанием» или «государственным интересом».

После казни не спешили убирать трупы. Они неделями висели на пиках, на стенах городского вала, на базарной площади, целыми или расчлененными.

показать содержание

Седьмой крестовый поход[править]

В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Стремясь расширить влияние Франции в Средиземноморье, Людовик IX в 1248 возглавил Седьмой крестовый поход (в Египет). Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение Папы, Людовик с крестоносцами прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, которую 6 июня французы взяли. Двинувшись дальше, Людовик IX подошел к Мансуре (1250), но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками. Во время отступления их к Дамиетте сарацины нагнали Людовика IX и взяли его в плен, от которого он откупился сдачей Диаметты. В мае 1250 года Людовик IX отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250-54) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Своим нравственным влиянием Людовик IX поддерживал христиан в Палестине, заводил сношения с азиатскими государями, предпринимал работы для укрепления Яффы, Кесарии и Сидона. Его известность распространилась далеко.

Абсолютизм в XVI-XVII веках

Оформление абсолютизма связано с правлением короля Франциска I из династии Валуа в первой половине XVI века.

Рис. 1. Абсолютизм во Франции. Ришельё.

Во второй половине XVI века Францию сотрясали религиозные войны католиков с гугенотами-протестантами. Противостояние завершилось утверждением на троне династии Бурбонов, первым её представителем стал Генрих IV, правивший с 1589 по 1610 год. После его смерти престол унаследовал юный Людовик XIII. Король нуждался в регенте, и таковым стал государственный секретарь Франции епископ люсонский, который вошёл в историю как кардинал Ришельё, он же — Арман Жан де Плесси. Этот человек до 1642 года управлял Францией. В тот же период регентства, с 1614 года, перестали созываться Генеральные Штаты.

После смерти Ришельё и Людовика XIII последовала Фронда, то есть антиправительственная смута, которая продолжалась с 1648 по 1653 год. Королём тогда был малолетний Людовик XIV. Главой Фронды стал принц Конде. Выступления аристократии были разгромлены усилиями первого министра Франции — кардинала Мазарини. Людовик XIV стал единолично править после смерти Мазарини в 1661 году.

При жизни кардинала Ришельё Франция вступила в Тридцатилетнюю войну, которая завершилась уже после его смерти — в 1648 году. Её результатом стал Вестфальский мир между католиками и протестантами в Европе и признание независимости Нидерландов и Швейцарии.

Рис. 2. Людовик XIV.

Людовик в плену и в святой земле

Остававшаяся в Дамиетте королева Маргарита проявила невероятную энергию. Пока её муж вёл переговоры с Туран-шахом, она собирала деньги на выкуп пленных и пыталась организовать хоть какую-то оборону города. К началу мая 1250 г. стороны договорились о следующем: пленные получают свободу за выкуп в 200 тыс. ливров. Они оставляют Египет, и французский король обязуется не оказывать помощи Иерусалимскому христианскому королевству. Деньги уже были готовы к уплате, когда произошли неожиданные события.

На Востоке существовала традиция набирать придворную гвардию из рабов. Султан Салих Айюб (1240— 1249 гг.) создал целый корпус мамлюков (по-арабски это и значит «невольники») — привилегированное конное войско. Мамлюки восстали и убили последнего Айюбида — Туран-шаха.

Как вспоминает Жан Жуанвиль, один из убийц султана предстал перед пленным Людовиком IX Святым «с окровавленными руками и сказал: „Что ты мне дашь? Я убил твоего врага, который погубил бы тебя, если бы остался жив». Но король ничего ему не ответил». Сам Людовик впоследствии так описал события: «…многие сарацины в приступе ярости направились с оружием в руках к нашему шатру, как бы намереваясь (многие из нас этого опасались) зарезать нас и христиан; но благодать Божья умерила их гнев, и они заставили нас выполнить условия перемирия».

Людовик Святой и крестоносцы возвращаются в Дамиетту после поражения в Мансуре

10 мая 1250 г. король и его ближайшее окружение получили свободу и немедленно отплыли в Акру. Прочих пленных должны были отпускать постепенно. В Акре государь созвал совет, чтобы принять решение: возвращаться или оставаться в Святой земле? Людовик остаётся, а его братья в августе отплывают на родину, увозя с собой послание короля к народу. В нём Людовик объясняет, почему, вопреки условиям договора с Айбеком (новым, уже мамлюкским султаном Египта), хочет задержаться в Палестине. Его волнует судьба христианских пленных да и самого Иерусалимского королевства, отданного «на произвол сарацин». В том же послании король Франции призывает своих подданных прийти к нему на помощь и в следующем, 1251 г.

Что действительно руководит Людовиком? Он стремится освободить Гроб Господень несмотря ни на что? Трудно сказать, ибо мы снова сталкиваемся с характерным для святого короля соединением неясности целей с чёткостью средств. Он беспрерывно разъезжает по Иерусалимскому королевству. Он хочет отвоевать Иерусалим или собирается создать в Святой земле плацдарм для нового, на этот раз победоносного, наступления на Египет? Неясно.

Людовик пытается обрести союзников. Он отправляет своего посланца, монаха-францисканца Виллема Рубрука, к монгольским ханам, желая и с ними завязать дружеские отношения, явно направленные против мусульман. Планы его не вполне понятны, но они, бесспорно, относятся к Востоку, а не к Франции, хотя оттуда приходят тревожные вести.

Взятие в плен Людовика Святого. Миниатюра. XIII в.

Альбигойские воины

Следующее значительное увеличение до­мена произошло за счет южных областей страны. Задачу присоединения юга к домену облегчила сложившаяся там внут­ренняя обстановка.

Экономическое процветание южнофранцузских городов, их политическая самостоятельность способствовали обострению социальных противоречий в этом регионе. Они проявились в идео­логической борьбе, вызванной развитием еретических учений вальденсов и катаров в 12 в. Центр активного распро­странения ереси на юге Франции — город Альби — дал ей назва­ние «альбигойской ереси», вскоре превратившейся в массовое народное движение.

Основную массу альбигойцев составляли горожане и крестьян­ство. Однако к движению примкнули рыцари и знать. Даже граф Тулузский Раймонд склонялся к альбигойству. Причастность при­вилегированных слоев к ереси диктовалась желанием использо­вать земельные богатства церкви, а также политическими расче­тами. Они сводились к стремлению сохранить политическую ав­тономию юга, тогда как католическая церковь на этом этапе находилась в тесном политическом союзе с Капетингами. Движение давало удобный повод для вмешательства.

В 1209 г. па­пе Иннокентию III удалось организовать крестовый поход про­тив альбигойцев с участием северофранцузских феодалов. Их во­енным предводителем являлся барон Симон де Монфор. После гибели Симона де Монфора в борьбу вмешался французский король Людовик VIII. В итоге он присоединил к домену граф­ство Тулузское и часть земель по Средиземноморскому побере­жью (1229). Последний оплот альбигойцев — крепость Монтсе-гюр была взята только после 10-месячной осады; оставшиеся в ней 200 еретиков были уничтожены (1244). Война нанесла жестокий удар по экономическому могуществу южных городов, от которого они постепенно оправились, хотя и потеряв прежнюю независимость от королевской власти.

Государственное управление в 13 в.

В сер. 13 в. был создан общегосударственный аппарат управления. Его осно­ву составили центральные органы: Королевский совет — верховный орган управле­ния; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведом­ство — Палата счетов. Королевский совет как постоянный орган при короле состоял из приближенных к нему крупных феодалов, принцев крови, а также отдельных чиновников. Во главе административных округов, на которые был разделен домен, стояли бывшие управляющие королевскими поместьями. Чиновники короля соединяли в своих руках адми­нистративную, судебную и военную власть. Король назначал их из числа крупных феодалов, стремясь обрести в них политиче­ских союзников.

Постепенно королевская власть становится наследственной. Государство не считается теперь личной собственностью короля, которая могла быть разделена ме­жду наследниками. Король перестает рассматри­ваться как частное лицо,он стано­вится законодателем. Укореняются понятия о священной приро­де королевской власти и государственной измене.

Наиболее крупные и важные реформы внутреннего управления были проведены в царствование Людовика IX (1226-1270). Парижский парламент становился вер­ховной судебной инстанцией королевства. Наиболее важные де­ла, в первую очередь уголовные, были только в ведении королев­ского суда. Запрещено было вести ча­стные войны на территории домена. В королевском домене была введена единая монетная система; королевская монета получила право хождения по всему государ­ству наряду с местными монетами сеньоров. Право чеканки соб­ственной монеты имели тогда около 40 сеньоров. Постепенно ко­ролевская монета стала вытеснять из обращения местную монету. Отличаясь высоким содержанием серебра или золота, она широ­ко использовалась как во внешней, так и во внутренней торговле. Это содействовало экономическому единству страны.

Людовик IX, снискавший себе имя «Святого», пытался реализо­вать идеал «христианнейшего государя», объявив целями своей внутренней и внешней политики мир и справедливость. Он вы­ступил организатором VII и VIII крестовых походов против «не­верных» и добился мира с соседями в Европе. Неоднократно Людовик IX высту­пал в роли арбитра в спорных европейских делах. Современникисчитали время Людовика IX «золотым веком» в истории Франции.

По воле судьбы

Юный король был опорой монархии во Франции. Надо сказать, что и сам он стремился упрочить власть короля в своей стране. Однако он несколько раз едва не погиб по воле судьбы. Впервые Людовик серьёзно заболел в пятилетнем возрасте. Тогда его чудом удалось спасти.

В пятнадцать лет врачи диагностировали опухоль в его груди, а в девятнадцать лет он сильно отравился, после чего заболел брюшным тифом. Говорили, что спасти короля удалось лишь врачу его матери. Но, к сожалению, лекарство дало побочный эффект, из-за чего юноша облысел. До конца своих ней Людовик XIV вынужден был носить парик. Не думаю, что его это обстоятельство угнетало, тем более, что в ту пору была мода на мужские парики.

Анна Австрийская полностью полагалась на кардинала Мазарини, который выступал в поддержку монархии. Благодаря ему мирным путём удалось решить немало конфликтов. По сути, союз королевы и кардинала помог укрепить страну и передать её Людовику XIV, что получил Францию без волнений и кризиса. В раннем возрасте политические дела монарха мало интересовали, а потому он предпочитал полагаться на доверенных людей.

Анри Тестелен «Портрет короля Франции Людовика XIV в коронационном платье»

Анри и Шарль Бобруны «Французский король Людовик XIV в детстве»

Анри Тестелен «Портрет короля Франции Людовика XIV в коронационном платье»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: