§ 55. органы размножения. половые клетки. оплодотворение

Мужская репродуктивная система

Мальчики разительно отличаются от девочек строением репродуктивной системы. Кроме того, в период полового созревания становится видно: у юношей слабее развиты молочные железы, фигура отличается от девичьей, волосяной покров распределяется по-другому, голос более низкий, иначе распределяется жировая ткань и формируются мышцы.

Леонардо да Винчи. Рисунок мужской репродуктивной системы. Около 1508 г.

Строение

К внутренним, то есть расположенным внутри тела, мужским половым органам относятся яички, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа и бульбоуретральные железы. Наружные половые органы – это органы, расположенные на поверхности тела. У мужчин к ним относятся половой член и мошонка.

Яички – орган, где созревают мужские половые клетки и вырабатывается главный мужской половой гормон – тестостерон. В 1935 году Эрнст Лако выделил из яичек быка «кристаллический мужской гормон», в том же году немецкий химик Бутенандт получил и описал структуру тестостерона, а неделей позже югославский химик Леопольд Ружичка осуществил его частичный синтез из холестерина.

Строение яичка

Яички делятся перегородками примерно на 300 долек, которые состоят из множества извилистых и прямых канальцев, чья общая длина достигает нескольких десятков километров. Прямые канальцы ведут в треугольный по форме придаток яичника. Здесь хранятся и созревают молодые сперматозоиды, образованные из ткани, выстилающей канальца в яичках.

В придатке сперматозоиды постепенно превращаются в семя. Семявыносящий проток представляет собой трубочку длиной приблизительно 40 см. В составе семенного канатика он проходит через паховый канал и выходит из мошонки в тазовую полость. Каждый из двух семявыносящих протоков на конце соединяется с семенными пузырьками – трубчатыми образованиями, задача которых – производство жидкой части спермы.

Предстательная железа

Семявыбрасывающий проток начинается сразу за местом соединения семявыносящего протока и семенного пузырька. Он скрывается в толще простаты, она же предстательная железа, лежащей под мочевым пузырем. Простата вырабатывает жидкий секрет, который не позволяет сперме сворачиваться сразу после того, как ее извергнут наружу. Благодаря этому сперматозоиды могут двигаться активнее, а возможность оплодотворения повышается.

Мужской половой член, или пенис, состоит из пары кавернозных тел и одного губчатого. В губчатом теле проходит мочеиспускательный канал, который является своего рода финишной прямой для мочи и спермы.

Сперматозоиды под микроскопом

На головке полового члена, венчающей передний конец губчатого тела, расположено наружное отверстие мочеиспускательного канала.

Женская половая система

Внутренние половые женские органы:

  • яичники;
  • фаллопиевы трубы;
  • матка;
  • влагалище.

Наружные женские половые органы включают:

  • большие половые губы;
  • малые половые губы;
  • клитор;
  • молочные железы.

Каждый месяц в организме женщины вызревает фолликул и готовиться к оплодотворению. Это происходит на 14-16 день цикла. Этот период называет овуляцией. Зрелая яйцеклетка выходит из яичника по маточной трубе и ожидает оплодотворения. Если в этот период происходит половой акт и введение спермы в женщину, яйцеклетка оплодотворяется, образуется зигота. После чего происходит прикрепление в полости матки и развитие эмбриона – имплантация.

Если оплодотворение не происходит, то фолликул разрывается и начинается менструация. Этот цикл повторяется каждые 25 – 33 дня.

Гестационный период развития эмбриона длиться в среднем 270 дней или 40 недель. На месте вышедшего фолликула формируется желтое тело. Это временная железа, которая вырабатывает прогестерон для успешного развития эмбриона. С 20 недели развивается плацента, которая не только обеспечивает питание плода, но и забирает на себя функцию плаценты.

С третьей недели эмбриогенеза начинается формирование органов. В это время формируются главные системы органов: пищеварительная, нервная, кровеносная. Далее на каждом сроке беременности происходит формирование и структуризация отдельных органов и тканей.

Зародыш окружен защитными оболочками, соединен с телом матери пуповиной. Она состоит из кровеносных сосудов, так плод получает питание.

Партеногенез – оплодотворение без оплодотворения

 Еще один вид размножения – партеногенез. Его еще называют оплодотворением без оплодотворения. Он заключается в том, что дочерний организм развивается из генетического материала самой особи (неоплодотворенная яйцеклетка). Таким способом могут образоваться особи только одного пола. Партеногенез присущ пчелам, тле, некоторым низшим ракообразным, даже птицам (индейки) и скальным ящерицам.

В заключение обзорной статьи можно сделать выводы, что оплодотворение внешнее значительно уступает внутреннему оплодотворению и присуще низшим видам. Вместе с эволюционным развитием живых существ на земле и в воде происходило постепенное усовершенствование способов репродукции (продолжения рода). Ведь, как известно, чем больше здорового потомства производит на свет вид, тем больше у него шансов на выживание.

Беременность и роды

Чудо человеческой жизни начинается с зачатия, в осуществлении которого по задумке природы участвуют двое. Но дальнейшее развитие зародыша зависит целиком и полностью от матери. В ее утробе в течение 9 месяцев зародыш проходит все стадии развития – от крошечной клетки до полноценного человека.

Этапы развития плода

Развитие эмбриона повторяет все этапы эволюции живых организмов. На ранних этапах зародыш одноклеточный, затем он напоминает примитивные многоклеточные организмы, после становится сходен с зародышами рыб, земноводных, рептилий и, наконец, млекопитающих.

Во время первого периода беременности, эмбрионального, формируются зачатки всех органов, закладываются туловище, голова и конечности. Этап длится два месяца, и к концу второго у будущего младенца уже бьется сердце.

Фертильный, или зародышевый, период начинается на третьем месяце беременности и завершается родами. В это время происходит стремительный рост плода, становление его органов и подготовка будущего человека к появлению на свет.

Развитие ребенка в утробе матери

По-настоящему зачатие завершается лишь на седьмой день с момента оплодотворения. К этому времени зародыш за счет сокращений стенок маточной трубы перемещается к полости матки. Там он имплантируется в стенку матки и с этого момента получает питание и кислород из ее слизистой оболочки.

На 6-й неделе формируются черты лица, глаза, нос, челюсти, а также развиваются конечности

Первичный наружный покров зародыша, хорион, формируется из клеток трофобласта, наружного клеточного слоя начальной стадии развития эмбриона, бластоцисты. Этот покров играет важную роль в питании развивающегося зародыша.

В период образования первичного покрова в бластоцисте образуется амнион, покрывающая зародыш тонкая оболочка, наполненная особой амниотической жидкостью, обеспечивающей будущему зародышу не только защиту, но и необходимую ему водную среду.

С 11-й недели начинается плодный, или фетальный, период развития

Желточный мешок развивается под зародышем. Он не содержит желтка, но соединен с пуповиной. Вместе с желточным мешком внутриклеточная масса образует зародышевый диск, из которого развивается эмбрион – будущий младенец.

К концу первого месяца у зародыша образуется еще одна «рубашка» – аллантоис, которая соединяется с хорионом и вместе с ним развивается в плаценту, состоящую одновременно из клеток матери и эмбриона. В этом временном органе кровеносные сосуды материнского организма вступают в соприкосновение с сосудами плода. Начиная с этого момента из крови матери в кровь плода бесперебойно поступают питательные вещества и кислород, а обратно выводятся шлаки и углекислый газ. При этом между матерью и плодом нет прямого кровотока, и их кровь не смешивается.

Рождение ребенка

Зародыш крепится к плаценте при помощи специального канатика длиной около 40 см, пуповины. В ней содержатся сосуды, по которым кровь от сердца плода течет в плаценту и обратно. Плацента служит эмбриону до самых родов.

3) Развитие многоклеточных. Билатерии.

Примерно 1,2 млрд. лет назад появляются первые многоклеточные организмы. Но эволюция всё ещё медленно продвигается, вдобавок развитию жизни мешают разные катаклизмы. Так, 850 млн. лет назад начинается глобальное оледенение. Планета более чем на 200 млн. лет покрывается льдом и снегом.

Точные детали эволюции многоклеточных, к сожалению, неизвестны. Но известно, что через некоторое время первые многоклеточные животные разделились на группы. Дожившие до наших дней без особых изменений губки и пластинчатые не имеют отдельных органов и тканей и отфильтровывают питательные вещества из воды. Ненамного сложнее устроены кишечнополостные, имеющие лишь одну полость и примитивную нервную систему. Все же остальные более развитые животные, от червей до млекопитающих, относятся к группе билатерий, и их отличительным признаком является двусторонняя симметрия тела. Когда появились первые билатерии, доподлинно неизвестно, вероятно это произошло вскоре после окончания глобального оледенения. Формирование двусторонней симметрии и появление первых групп билатеральных животных, вероятно, происходило между 620 и 545 млн. лет назад. Находки ископаемых отпечатков первых билатерий относятся ко времени 558 млн. лет назад.

Кимберелла (отпечаток, внешний вид) — один из первых обнаруженных видов билатерий

Вскоре после своего возникновения билатерии разделяются на первичноротых и вторичноротых. От первичноротых происходят почти все беспозвоночные животные — черви, моллюски, членистоногие и т. д. Эволюция вторичноротых приводит к появлению иглокожих (таких, как морские ежи и звёзды), полухордовых и хордовых (к которым относится и человек).

Недавно в Китае были найдены остатки существ, получивших название Saccorhytus coronarius. Они жили примерно 540 млн. лет назад. По всем признакам это маленькое (размером всего около 1 мм) существо было предком всех вторичноротых животных, а значит, и человека.

Saccorhytus coronarius

Взаимосвязь кишечной и вагинальной микрофлоры

Влагалищный дисбактериоз ассоциирован со значительными неблагоприятными последствиями для женского здоровья. Среди них повышенный риск патологии беременности, воспалительные заболевания матки и яичников, восприимчивость к инфекциям, передающимся половым путем. Это состояние характеризуется уменьшением содержания во влагалище лактобацилл и чрезмерным ростом многочисленных видов бактерий – гарднерелл, бактероидов, клостридий и других.

Многие виды лактобацилл развиваются не только во влагалище, но и в прямой кишке. Нормальная колонизация кишечника способствует поддержанию баланса вагинальной микрофлоры. Кроме того, кишечная микробиота опосредованно влияет на вагинальную через изменение уровня эстрогенов.

Нарушение взаимодействия кишечной и вагинальной микрофлоры – один из важных факторов развития вагинального дисбиоза. Поэтому здоровый кишечник – обязательное условие для восстановления баланса микроорганизмов влагалища и профилактики гинекологических заболеваний.  

Стадии развития человека

Разделяют эмбриональный и постэмбриональный период. Эмбриональный длиться в среднем 280 суток и разделяется на:

  • Начальный – первая неделя развития, формирование бластулы, прикрепления к слизистой оболочке матки.
  • Зародышевый – период со второй по восьмую неделю, с третьей недели начинают формироваться системы органов, на пятой недели образуются глаза, формируются черты лица. К восьмой неделе заканчивает начало развития систем и происходит закладка отдельных органов.
  • Плодный период – длиться с 9 недели и до момента рождения. Голова и туловище четко отчерчены к концу второго месяца. На третьем месяце практически полностью сформированы конечности. На 5-6 месяце плод начинают ощущаться шевеления, к концу 6 месяца заканчивается образование органов. С 7 месяца плод жизнеспособен. В 9 месяцев происходит рождение.

Постэмбриональный период делят на несколько стадий:

Основные этапы развития индивидуального развития человека

Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.)

Возрастные периоды Возраст Характеристика периода
1. Новорожденный  1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом.

2. Грудной возраст 10 дней-1 год Вскармливание ребенка молоком. Самый интенсивный рост организма: длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса в 3 раза. В 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
3. Раннее детство 1-3 года В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.
4. Первое детство 4-7 лет В 6 лет появляются первые постоянные зубы.
5. Второе детство

8-12 лет (мальчики)

8-11 лет (девочки)

Появляются половые различия и усиливается рост в длину, начинают развиваться вторичные половые органы.
6. Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики)

12-15 лет (девочки)

Период полового созревания; формируются вторичные половые признаки. У девочек развивается грудь и появляются менструации. У мальчиков — ломка голоса и появление поллюций. Наблюдается скачок роста — пубертатный скачок.
7. Юношеский возраст

17-21 лет (юноши)

16-20 лет (девушки)

Завершается процесс роста и формирование организма.

8. Зрелый возраст

I период

II период

22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)

33-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)

Форма и строение тела остаются практически постоянными.
9. Пожилой возраст

61-74 года (мужчины)

56-74 года (женщины)

Масса и длина тела уменьшается за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.
10. Старческий возраст

75-90 лет (мужчины и женщины)

Изменение не только длины и массы тела, но и его строения.
11. Долгожители 90 лет и выше Геронтология (старик) — наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Смотри также:

  • Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения
  • Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока
  • Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови
  • Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Сочинение-рассуждение Какой ты след оставишь ** земле 5 класс. Составить план 4 абзаца

«Какой ты след оставишь на Земле?» Для меня этот вопрос вначале показался очень сложным. Ведь я пока являюсь обычным школьником, стараюсь хорошо учиться и не огорчать родителей, иногда шалю и пока не совершил ничего выдающегося. Я никакая не знаменитость, обычный мальчик и о моем существовании знают лишь мои родственники, одноклассники, учителя и друзья во дворе.

Потом я стал раздумывать о том, что обязательно ли, чтобы оставить след на Земле нужно быть знаменитым или богатым. Богатых и знаменитых людей знают при жизни многие люди и многие о них будут долго помнить. А об обычном человеке после его кончины помнят лишь его родные и близкие. Значит, и обычный, ничем особо не выдающийся человек может оставить о себе след на Земле. И этот след — память близких о нем, они будут помнить каким он человеком был при жизни. А это значит, что уже человек, о котором помнят, прожил свою жизнь не бесследно, оставив след в сердцах и памяти своих близких.

Продолжение для взрослого человека — это его дети. Я — продолжение своих папы и мамы. Значит, я их след на Земле, ведь я буду помнить о них всегда, пока я жив. Когда я вырасту, то и у меня будут дети, которые будут помнить обо мне всегда. Значит, если у меня будут дети, то я уже свою жизнь проживу не бесследно.

Когда я вырасту, то буду работать. Я пока не выбрал, где именно, но знаю, что работая я буду приносить пользу людям, то есть, делать для них добро. Может быть я кому-то помогу, спасу кого-нибудь или что-то изобрету для пользы человечества — это тоже будет след в истории или просто в памяти людей.

Тут я задумался, а всегда ли человек может оставить только хороший след на Земле? Может ли быть иначе? Подумал и могу с уверенностью сказать — некоторые люди уж лучше бы после себя следов вообще не оставляли. Из истории мы знаем о кровавых правителях, которые запомнились только благодаря тому, что погубили много человеческих жизней или развязали братоубийственные воины. Предатели были, из-за которых погибли невинные люди и этих предателей помнят только из-за их подлых поступков. Преступников помнят только из-за их кровавых и страшных преступлений, из-за того, что они обманули кого-то или принесли кому-то боль. Я не хочу, чтобы меня запомнили из-за того, что я сделал что-то плохое или постыдное, я не хочу оставлять подобные следы на Земле.

Я не буду стараться специально оставить какой-нибудь след на Земле. Просто буду стараться честно трудиться, заведу семью и буду, по мере своих возможностей, помогать другим людям. Главное — быть хорошим человеком и не нужно специально прилагать усилия для того, чтобы оставить какой-то след на Земле. Если ты хороший человек, то тебя и так все будут помнить. И это будут твой след на Земле.

Период половой зрелости

Половая зрелость наступает к 16-17 годам и длится в среднем до 45 лет или начала периода пременопаузы
. В периоде половой зрелости, также называемом репродуктивным периодом, у большинства женщин в этом возрасте происходит регулярная овуляция. Женщина с этого возраста и до окончания репродуктивного периода физиологически готова к зачатию, вынашиванию ребенка и его вскармливанию. Природа постаралась и на репродуктивный период, когда женщина может зачать ребенка, выделила большой отрезок времени.

Следующие значительные изменения в физиологии женского организма наступают, когда действие половых гормонов начинает ослабевать, а половая функция – постепенно угасать3.

Моя лаборатория

Методы контрацепции. Один из естественных методов контрацепции иногда называют календарным. В среднем яйцеклетка выходит из пузырька за 14 дней до начала менструации и сохраняет жизнеспособность около суток. Активность сперматозоидов сохраняется максимально 5 суток. Поэтому отказ от половых сношений в течение 6 дней до и 3 дней после овуляции делает оплодотворение теоретически невозможным.

Широкое распространение получили внутриматочные средства контрацепции, которые вводят в полость матки, — спирали. Они не могут препятствовать оплодотворению, но не дают оплодотворённой яйцеклетке внедриться в стенку матки и продолжить развитие.

Барьерные контрацептивы, наверное, самые древние. Их задача — установить непроницаемый барьер между яйцеклеткой и сперматозоидом. Самые известные из этих средств — презервативы. Помимо защиты от нежелательной беременности, они являются единственным надёжным средством, позволяющим избежать заражения болезнями, передающимися половым путём, в том числе СПИДом.

Гормональные противозачаточные средства изменяют работу гормональных желёз, и овуляция не происходит. А раз из фолликула не выходит зрелая яйцеклетка, то сперматозоидам оплодотворять нечего.

Новые понятия

Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Зигота. Контрацепция

Ответьте на вопросы

1. Что составляет основу репродуктивной системы человека? В чём заключаются её различия у мужчин и женщин?
2. Что такое овуляция и какие процессы её сопровождают?
3. Где происходит оплодотворение? Каковы условия его осуществления?
4. Какой процесс происходит в организме женщины, если оплодотворения яйцеклетки не произошло?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и что для этого нужно?

Сравнение гаметогенеза

Подытоживая все, можно привести сравнительную характеристику овогенеза и сперматогенеза. В сущности, это и будут особенности сперматогенеза и овогенеза.

1. Мы выяснили, что гаметогенез включает стадии размножения, роста и созревания клеток. Сперматогенез включает также стадию формирования (ее нет при овогенезе), в этом заключаются отличия сперматогенеза от овогенеза. Сперматозоиды проходят дополнительную четвертую стадию для того, чтобы приобрести своеобразную форму и сформировать аппарат движения.

2. Второе отличие сперматогенеза от овогенеза: из сперматоцита I порядка получается четыре половых клетки, а из ооцита I порядка получается одна полноценная половая клетка.

3. Яйцеклетки образуются циклически, процесс повторяется через 21-35 дней (менструальный цикл). После гибели яйцеклетки, что сопровождается кровотечением, изменившийся гормональный фон дает толчок к созреванию другой яйцеклетки.
Сравнительная характеристика овогенеза и сперматогенеза показывает, что у женщин мейоз начинается в период внутриутробного развития.
Ооциты I порядка у новорожденной девочки останавливаются в фазе мейоз I, и завершается созревание ооцита к моменту полового созревания. У мальчиков процесс образования сперматозоидов идет непрерывно и сохраняется в течение всей половой зрелости мужчины.

4. Из характеристики овогенеза и сперматогенеза следует, что существуют значительные различия в количестве образованных половых клеток в женском и мужском организме. Взрослый мужчина производит 30 миллионов спермиев в день, а женщина — порядка 500 зрелых яйцеклеток за всю свою жизнь.

5. Различия сперматогенеза и овогенеза заключаются также в том, что стадия размножения при сперматогенезе идет постоянно, а при овогенезе заканчивается после рождения.

6. Стадия роста при сперматогенезе короче, чем при овогенезе.

7. Стадия созревания при овогенезе имеет особенности, которые заключаются в неравномерности делений при созревании, что приводит к выделению полярных телец, что отсутствует при сперматогенезе.

8. Различия сперматогенеза и овогенеза заключаются в том, что сперматогенез более подвержен влиянию внешней среды, нежели овогенез, что связано с различием в расположении половых органов — семенники находятся вне брюшной полости.

9. Из сравнительной характеристики овогенеза и сперматогенеза можно увидеть, что, поскольку образование яйцеклеток начинается еще до рождения девочки, а завершается для яйцеклетки только после ее оплодотворения, то неблагоприятные факторы внешней среды могут повлечь генетические аномалии у потомства.

Кишечный дисбиоз и репродуктивная функция у женщин

Микробиота оказывает влияние на каждую стадию женского репродуктивного цикла, включая созревание фолликулов в яичнике, оплодотворение и имплантацию эмбриона и течение беременности и родов. Потенциально зависят от кишечной микрофлоры и уровни половых гормонов.

Предполагается связь между кишечными бактериями и развитием гинекологических заболеваний, таких как синдром поликистозных яичников, эндометриоз и бактериальный вагиноз. Нарушение баланса микрофлоры может стать причиной дисфункции яичников, включая нарушение развития яйцеклеток, менструального цикла и аномальную овуляцию.

Нарушение баланса микрофлоры – часть патогенеза воспалительных заболеваний кишечника (колитов). Эти состояния могут стать причиной осложнений со стороны репродуктивных органов. Многие пациентки вынуждены принимать лекарственные препараты, которые противопоказаны при беременности. Если воспаление кишечника у женщин протекает в тяжелой форме, у них может развиться вторичная аменорея со снижением уровня эстрадиола и прогестерона. Это связано с дефицитом питательных веществ на фоне колита и сопутствующего дисбактериоза.

Нарушения менструального цикла могут быть вызваны высокими дозами глюкокортикоидных гормонов или сульфасалазина, которые применяются для лечения тяжелой формы колита. Свищи и другие осложнения приводят к спаечному процессу в малом тазу с нарушением функции яичников и маточных труб. Наконец, активное течение воспалительного процесса сопровождается диареей, потерей массы тела и снижением сексуального влечения.

Если воспалительные заболевания кишечника у женщин становятся причиной хирургического вмешательства, частота бесплодия у таких пациенток увеличивается в три раза. Это связано с образованием спаек в малом тазу.

Пациентки с воспалительными заболеваниями кишечника относятся к группе риска по осложненному течению беременности. Изменения кишечной стенки и дисбиоз приводят к развитию анемии, гиповитаминоза, электролитных нарушений. Самые частые осложнения беременности в этой группе женщин:

  • невынашивание;
  • гипотрофия плода;
  • низкая масса тела при рождении.

У пациенток с колитами увеличивается частота кесарева сечения.

Период перименопаузы и постменопаузы

Менопаузальный переход — период от первых признаков нарушений менструального цикла у женщины старше 40 лет (отклонение от обычной длительности на неделю и более) до последней самостоятельной менструации4. Он абсолютно физиологичен, но в это время начинают отмечаться некоторые неприятные симптомы: потливость, горячие приливы, нестабильность настроения.

Менопаузальный переход начинается в среднем в 45 лет и делится на раннюю и позднюю фазы в соответствии с клиническими признаками: поздняя фаза отсчитывается от первого «пропущенного» цикла или задержки менструации до 60 и более дней и начинается в среднем в возрасте 47,5 года.

Менопауза — последняя спонтанная менструация (дата устанавливается ретроспективно, после 12 мес отсутствия менструации). Менопауза наступает в среднем в возрасте 51,5 года.

Перименопауза — период, объединяющий менопаузальный переход и 1 год после менопаузы.

Постменопауза — период от менопаузы до 65-70 лет (согласно другому мнению — до конца жизни женщины). Принято выделять раннюю (первые 5-8 лет после менопаузы) и позднюю (более 8 лет) постменопаузу4.

Во время постменопаузы, о которой говорят при отсутствии менструаций в течение 12 месяцев, происходят изменения, связанные со снижением функции яичников3. Чаще всего подобный период называют климаксом или климактерическим периодом.

Климактерий (климактерический период) — физиологический период жизни женщины, продолжающийся от 40 до 65-70 лет, в течение которого на фоне возрастных изменений организма доминируют инволюционные процессы в репродуктивной системе4.

Изменения, развиваемые в организме женщины на фоне прогрессирующего дефицита эстрогенов в связи с генетически детерминированным процессом выключения функции репродуктивной системы, объединяют в понятие «климактерический синдром»4.

О симптомах климакса рассказывается в отдельной статье
на нашем ресурсе.

Таким образом, каждый период в жизни женщины характеризуется определенным состоянием репродуктивной системы, что обусловлено особенностями женского организма. Знание этих особенностей облегчает диагностику и профилактику возможных патологий в каждый период и способствует сохранению здоровья женского организма.

Оплодотворение, его значение

Процесс оплодотворения состоит в соединении женской и мужской клетки с созданием зиготы.

Можно выявить две  разновидности оплодотворения: внешнее и внутреннее.

Внешнее оплодотворение характерно для особей, обитающих в воде. Гаметы попадают в водную среду, их соединение проистекает случайно. У таких животных есть специальные протоки, выводящие гаметы из организма наружу.Внешнее оплодотворение признается примитивным, а также ненадежным способом соединения гамет.

Внутреннее оплодотворение характерно для наземных особей, где отсутствуют условия для сохранения и соединения гамет в внешней среде. Такие животные имеют наружные половые органы вследствие переноски сперматозоидов в тело самки, где и проистекает оплодотворение.

Внутреннее оплодотворение повышает шанс встречи гамет и зарождение зиготы в сравнительно неизменных условиях.

Рассмотрим,как происходит оплодотворение у животных.

У млекопитающих и человека сперматозоиды в женских органах передвигаются благодаря собственной подвижности и мышечным сокращениям матки. Мужские гаметы устремляются к яйцеклетке. Стоит одному сперматозоиду проникнуть сквозь мембрану женской гаметы, тут же создается оболочка оплодотворения, не допускающая проникновения в яйцеклетку других живчиков. Далее пара ядер движется навстречу одна к другой, происходит их слияние. Так осуществляется образование зиготы, которая имеет парную комплектацию хромосом –одна – материнская, одна – отцовская.

Отдельно стоит рассмотреть процедуру оплодотворения цветковых растений. Выявлен уникальный способ воспроизведения русским ученым Навашиным С.Г. и именуется двойное оплодотворение.

У высших растений мужской гаметофит зарождается в пыльниках тычинок в качестве гранул пыльцы. Женский гаметофит возникает в зародышевом мешке, размещенном в завязи пестика. Здесь находятся яйцеклетка и центральная клетка. Вспомнить о том, что такое различные гаметофиты можно используя материал 6 класса урок 5 «Размножение растений».

Процесс двойного оплодотворения начинается с опыления. При этом совершается перетаскивание пыльцы из пыльников тычинок на рыльце пестика. Здесь гранула пыльцы прорастает в виде трубки. Она добирается до завязи, а также зародышевого мешка, окончание трубки растрескивается и высвобождает мужские гаметы – спермии. Они проходят в зародышевый мешок, и один оплодотворяет яйцеклетку. Создается зигота, из которой развивается зародыш растительного организма. Еще один спермий объединяется с центральной клеткой, проистекает создание эндосперма – запаса питательных веществ. При протекании процесса наблюдается два слияния и именно поэтому такой тип оплодотворения именуется двойным.

Подводя итог данного урока, можно сказать, что в течение эволюционных преобразований все живые организмы приобретали определенные приспособления для продолжения рода. Процесс размножения приобретал все больше прогрессивных черт. Однако,половое размножение занимает доминирующее положение в природе, несмотря на сложность его осуществления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: