Древний египет

Роль Осириса

Бог Осирис

Есть масса памятников, которые говорят о том, что человек теряет себя в этом мире

Для человека важно возродить идею стабильности. С одной стороны, это возрождение государства и царского культа

Вместе с тем царь уже не является гарантом обеспечения заупокойного культа для своих приближенных. Он сам становится объектом этого культа, его погребают наравне с другими в некрополе, наряду с другими он также нуждается в защите. Его сакральный статус постепенно теряется.

Для простого человека осирическая религия начинает выполнять важную стабилизирующую функцию в жизни. Ощущение мира с самим собой возникает при участии в судьбе человека какой-то новой божественной реальности. Осирис давал эту гарантию: если человек вел праведную жизнь здесь, то в загробном мире он будет избавлен от страданий и получит лучшую долю. Однако в мире богов и людей существует неопределенность и двойственность. Человек приходит к мысли, что избавиться от страданий можно и чисто магическим путем, для этого надо знать имена богов подземного мира и получить над ними власть. Осирис становится разменной монетой в этой игре, а не руководством к действию.

Этическая роль Осириса радикально меняется. Изменить человека он уже не может. Постепенно его культ начинает терять в Египте свою популярность, и ему на смену в конечном итоге приходит христианство. Христианство в каком-то смысле является продолжением идеи воздаяния в загробном мире за земные дела и дает человеку то, чего он не мог взять из религии Осириса, — чувство свободы и выбора между добром и злом.

Читать дальше История на Кухне. Пицца

Читайте дальше Индия и Касты

Читайте дальше Дворники на страже порядка

2. Предыстория вопроса

Еще в XIV веке в исторической науке начало складываться и к концу XVII веке окончательно утвердилось деление истории цивилизованного общества на три основные эпохи: древнюю (античную), средневековую и новую. Античность рассматривалась как состоящая из двух эпох: древневосточной и классической античности.

В XIX веке также оформляются две основные исторические концепции: поступательного стадиального развития (К. Маркс, Ф. Энгельс) и циклического развития (Э. Мейер). Согласно первой теории все цивилизации последовательно проходили стадии от рабовладения до капитализма. Сторонники второй теории считали что Древние общества уже проходили в своем развитии все основные формации, причем, феодализм предшествовал рабовладению.

Рабство в деревнях

Рабы-шаттели были в основном пленниками войны и были переправлены в разные города и страны для продажи в рабство. Все пленники, в том числе мирные жители, не входящие в состав вооруженных сил, становятся королевским ресурсом. Затем фараон переселял пленников, перемещая их в колонии для работы, отдавая их в храмы, давая их в качестве награды достойным людям и отдавая их своим солдатам в качестве добычи. Некоторые рабы из движимого имущества начинали как свободные люди, которые были признаны виновными в совершении противоправных действий и были вынуждены отказаться от своей свободы. Другие рабы из движимого имущества были рождены от матери-рабыни.

Как жили крестьяне.

Древние египтяне, хорошо знавшие жизнь крестьян, описали её в своих сочинениях.

Крестьянин работает с утра до позднего вечера; устаёт он. Едва он приходит домой, как его тащат на работу вновь.

Самое страшное для крестьянина время наступает после уборки хлеба, особенно если урожай был плохим и крестьянин не мог уплатить налога. «Горе крестьянину! На его участок пришёл чиновник. Он считает урожай. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети». «Спокойно крестьянину так, как спокойно человеку подо львом».

Рабская жизнь

Многие рабы, работавшие в храмовых имениях, жили в карательных условиях, но в среднем древнеегипетские рабы вели жизнь, похожую на крепостных. Они были способны заключать сделки и владеть личной собственностью. Рабыням и долговым рабам давали еду, но, вероятно, не платили.

Среди египтологов существует консенсус, что Великие пирамиды не были построены рабами. Скорее, пирамиды строили фермеры во время наводнения, когда они не могли работать на своих землях.

Непрерывность работы раба не означает «свободу». Трудно использовать слово «свободный» как термин для описания политической или социальной независимости раба из-за отсутствия источников и материалов из этого древнего периода времени. Большая часть исследований, посвященных египетскому порабощению, сосредоточена на вопросе выплат рабам. Хозяева обычно не платили своим рабам регулярную заработную плату за их службу или верность. Рабы работали так, чтобы либо войти в Египет и надеяться на лучшую жизнь, либо получить компенсацию в виде жилья и еды, либо получить разрешение на работу в загробной жизни. Хотя рабы не были «свободными» или по праву независимыми, рабы в Новом Королевстве могли покинуть своего хозяина, если у них была «оправданная недовольство». Историки читали документы о ситуациях, когда это могло быть возможным, но все еще не ясно, была ли достигнута независимость от рабства.

Принудительный труд

Несколько департаментов древнего египетского правительства имели возможность привлекать рабочих из числа населения для работы на государство с помощью системы барщины. Рабочие были мобилизованы для таких проектов, как военные экспедиции, горные работы и разработка карьеров, а также строительные проекты для государства. Этим рабам платили заработную плату в зависимости от их уровня квалификации и социального статуса за их работу. Призывники не принадлежали частным лицам, как другие рабы, а скорее выполняли работу как долг перед государством. Призывной труд был формой налогообложения правительственных чиновников и обычно происходил на местном уровне, когда высшие чиновники вызывали вождей небольших деревень.

Орудия труда древнеегипетского земледельца

Благодаря плодородному слою ила земля была настолько мягкой, что вспахивать ее можно было даже легким деревянным плугом. По засеянным участкам прогонялся домашний скот, который втаптывал в землю зерно, что позволяло уберечь посев от птиц. Созревшие колосья нужно было как можно скорее убрать с поля, поскольку нередки были нашествия мышей и саранчи. Для уборки зерновых культур использовался серп, первоначально представлявший собой деревянное основание с кремниевой или бронзовой вкладкой, позже появились бронзовые и медные серпы. Обмолот зерна также осуществлялся при помощи домашнего скота – его пускали топтать и теребить срезанные колосья. Затем зерно провеивали – зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали вверх, чтобы ветер унес ненужную шелуху и мусор. Большая часть собранного урожая шла на уплату налогов.

На Каких Языках Говорили В Древнем Египте?

Изучение Древнего Египта и его вклада в современную цивилизацию главным образом сосредоточено на изобретении независимых систем письма, которые были разработаны примерно в 3400 г. до н.э. в форме иероглифов.

Древнеегипетский язык также в меньшей степени классифицирован в семито-хамитской семье языков. Древние египтяне на протяжении многих лет развивались в разных вариациях, и записи свидетельствуют о том, что на этом языке говорили даже в 17 веке.

Египетский язык тесно связан с такими языками, как амхарский, арабский и иврит. История языка, который подстегнул четыре тысячелетия, делится на шесть периодов или фаз, как указано ниже.

5.Характерные черты социального слоя

   Наследственность и семейственность – еще один типичный, наряду с огромной властью правителя, признак тогдашнего социального строя. Принадлежность к высшему слою передавалась от поколения к поколению. Члены царской семьи и аристократия, так или иначе, участвовали во всех важнейших делах государства. Они занимали руководящие военные, религиозные, управленческие посты, руководили номами, охраняли сокровища фараона, контролировали работы и пр. Однако к периоду Нового царства (15-10 вв. до н. э.) можно отметить определенную тенденцию в построении социальной структуры страны – фараон покровительствовал сановникам, которые вышли из низов. То есть, служивая знать постепенно отодвигает на задний план аристократию.

Кенбет – суд присяжных в Древнем Египте

В дополнение к оракулам во времена Нового царства существовал еще один, более формальный метод разрешения юридических споров. Кенбет (светский суд) больше всего напоминает подход современных судов присяжных. Два крупных кенбета находились в Мемфисе и Фивах и функционировали как верховный суд.

Основные присяжные кенбета состояли из высокопоставленных членов общества, таких как писцы визиря Фив или начальники полиции. Есть свидетельства того, что доступ к службе кенбет был на удивление демократичным, и что просителям с более высоким социальным статусом не предоставлялось преимущественного отношения.

Также рекомендуем

Гробница Нефертити – где похоронена египетская царица?
Египетские археологи обнаружили скрытые камеры в гробнице Тутанхамона, возрастом 3 400 лет, которая может быть последним домом «таинственной» царицы Нефертити, сообщает Daily Mail. Египетская царица…

Кенбет обычно решал гражданские вопросы, такие как неоплата товаров или услуг, споры и ссоры между соседями, кражи, травмы и клевета. Кенбеты были уполномочены назначать наказания за мелкие правонарушения, которые им предшествовали, что обычно влекло за собой избиение виновной стороны. В нескольких случаях, когда кенбет не мог прийти к решению, он рекомендовал бы передать вопрос статуям оракулов для разрешения.

Меньшие кенбетские советы заседали в небольших городах региона, таких как деревня строителей. Они заслушивали жалобы местных жителей и решали их дела. Ученые полагают, что присяжные состояли из ремесленников и ремесленников, которые судили своих коллег по работе. Если серьезное преступление совершалось в нижнем кенбете, оно передавалось вверх по правовой системе в главные кенбетские советы, которые подчинялись непосредственно визирю, главному министру фараона.

Также рекомендуем

Вавилон
Babylon В годы своего расцвета Вавилон являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр

Известный среди историков случай произошел в местном кенбете недалеко от Дейр-эль-Медины. Обвиняемую, женщину по имени Херия, первоначально обвинили в краже чашки у местного жителя. Нижний кенбет приказал обыскать дом Херии в поисках пропавшего имущества. При обыске была обнаружена не только чаша, но и товары, пропавшие из храма Амона. Кража из храма была более серьезным преступлением. Кенбет признал Херию виновным в краже чаши, а затем передал дело об украденных храмовых вещах на рассмотрение визиря. При передаче дела кенбет отправил визирю письмо, в котором изложил свои мысли: “Херия — великий мошенник, который заслуживает смерти”.

Государственный строй

Характерная особенность всех государств восточной деспотии — наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, «в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма…» Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа — основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон — бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостливы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой.

На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую — градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны фараона». Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: «издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону». В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив и под его председательством — шесть судебных палат.

Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т.е. казначейства), «двух житниц» и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых «казначеями бога». Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и «начальника работ» — министра общественных работ (крестьянских повинностей).

Провинциальное управление лежало на номархах — губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались «заведующими областью», или «начальниками поручений», а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой.

Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу — с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами

Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество. 

Ремесло

Для изготовления орудий труда и оружия египтяне широко использовали камень. С развитием металлургии обработка камня стала целесообразна только в строительной сфере. В стране велась добыча меди, золота, свинца. Египтяне знали бронзу, к концу истории Древнего Египта им стало известно и железо. Однако последнее они считали драгоценным металлом и оправляли его в золото. Расцвет ювелирного ремесла приходится на период Нового царства. Ученые не перестают удивляться найденным украшениям того времени: искусно выполненным ожерельям, перстням, цепочкам.

Весьма полезным открытием было изобретение египтянами такого писчего материала как папирус. Он получил широкое распространение и в самом Египте, и на всем Ближнем Востоке.

Централизованная форма хозяйства отразилась и на условиях работы ремесленников. Кроме частных мастерских в городах были организованы целые предприятия с четким разделением труда. Повсеместно работали гончарные, стекольные, прядильные заведения, а также хлебопекарни и кухни для обеспечения питания строительных бригад.

Обязанности фараона

Ежедневно правитель выслушивал доклады и письма, отчеты о доходах и расходах, диктовал или самостоятельно писал ответы. Когда фараон давал аудиенцию, он восседал на троне перед дворцовой дверью, облаченный в корону, с символами власти в руках.

В это время его основными функциями были «изречение», озвучивание царских распоряжений и суд, когда он выносил судебные решения. Также фараон принимал делегации, вел переговоры.

Во время войны царь исполнял обязанности главнокомандующего войсками и лично участвовал в военных действиях. Безусловно, в разные эпохи те или иные обязанности фараона преобладали. Если в период Древнего царства правитель в первую очередь должен был поддерживать миропорядок, то в пору Нового царства — возглавлять армию. Таким был фараон Тутмос III.

Аменхотеп IV или Эхнатон

Аменхотеп IV, также известный под своим вторым именем Эхнатон, правил в период с 1353 по 1336 год до нашей эры. Отец фараона Тутанхамона решил провести религиозную реформу, до него в Египте поклонялись десятку различных богов, однако царь объявил о единственном боге Солнца, который отныне считался главным во всём пантеоне. Женой Эхнатона была красавица Нефертити. Вместе с ней фараон переехал в Мемфис, основав здесь новую столицу, однако в последующем этот город был заброшен.

Несмотря на период относительного благоденствия, многие жители и верховные жрецы Египта отрицательного восприняли проведенную религиозную реформу, что сказалось на их отношении к фараону. Находиться у власти Аменхотеп IV долго не смог и в результате заговора был убит.

Как только на престол взошел Тутанхамон, управляющие от его имени жрецы, регенты и военачальники сразу же отменили все нововведения прежнего властителя.

Долговое рабство

Во время войн египтяне брали в плен врагов и потом делали их своими рабами. Но со временем в рабство стали попадать и люди из местного населения Египта. Нередко рабами становились крестьяне, которые брали в долг у богатых: многие из них не могли вернуть в срок необходимые продукты или изделия, поэтому им приходилось работать на персон высших сословий.

Люди, которые занимались ремеслом или земледелием, считались основной рабочей силой в древней цивилизации. Но в тот период они были низшими слоями общества. Если говорить кратко об их обязанностях, они должны были прокормить фараона, его знать, войска и слуг. Ремесленников и земледельцев заставляли платить высокие налоги. Поэтому они жили бедно и с трудом могли прокормить себя и семью.

Рабство в Позднем Египте

Что касается времен Позднего Египта, а также времен новой истории (преимущественно исламский период), то в это время также применялся рабский труд, но в крайне ограниченных масштабах. Например, Коран предоставлял свободу рабат и поощрял это. Также он предусматривал специальные молитвы за тех людей, кто против своей воли оказался в рабстве и нуждается в утешении. Ребенок, который рожден в результате союза хозяина и рабыни, обязательно должен получить свободу, так же, как и его мать. Если ребенок родился у рабов, которые живут в семье, то он считается членом семьи. Его нельзя перепродать другим хозяевам, если только в более зрелом возрасте он не совершил какое-либо преступление. По религиозным соображениям хозяева должны взять на себя ответственность и заботиться об уже состарившихся рабах. Они также должны содержать их жен и детей.

Таким образом, в Египте рабство имеет неоднозначную оценку. Одни утверждают, что труд рабов использовался настолько активно, что число эксплуатированных переваливало за десятки тысяч. Другие же утверждают, что по религиозным соображениям рабов нельзя было использовать в особо сложном труде, и для этого использовали специально найденных наемных рабочих. При этом рабы занимали особую нишу в обществе. Конечно, они обязаны были исполнять большой объем работы, которая не могла быть выполнена господами. Но, с другой стороны, в Египте всегда присутствовала патриархальная форма рабства. Рабы считались полноправными членами семьи, могли проживать вместе со своими хозяевами, есть с ними за одним столом и спать в одном доме.

Такая неоднозначная оценка связана с тем, что нет достоверных источников, которые трактовали бы рабство в Египте с одной конкретной точки зрения. Все источники указывают на разную роль рабов в жизни общества, и непосредственно в жизни своих господ. Кто-то пишет о том, что рабы несли тяжелую ношу, в редких случаях могли претендовать на освобождение. Преимущественно целые семьи находились в рабстве, их могли разлучать, могли передаривать и перепродавать друг другу. Иные источники указывают, что роль рабов сильно преувеличена: они жили так же, как и все низшие слои населения, работу вели нерегулярную, имели свое жилье, собственность, семьи, которые жили достаточно свободно от жестокого гнета рабской жизни.

В связи с этим мы также не можем однозначно судить о рабстве в Египте. Полагаясь на источники, можем точно сказать, что рабство существовало, но немного в видоизмененной форме. Оно не было жестоким ко всем рабам, так как они подразделялись на категории – классы. Рабы в строительной сфере были эксплуатированы полностью, но затем, с точки зрения религии, это было запрещено, так как считалось, что ненависть рабов, их боль и страдания передавались в энергетику постройки, из-за чего страдали сами господа Фараоны и правители.

Тутанхамон

Период царствования этого фараона приходится примерно на 1332-1323 годы до н. э. Номинально он начал править страной в возрасте десяти лет. Естественно, реальная власть принадлежала более опытным людям – царедворцу Эйе и полководцу Хоремхебу. В этот период произошло укрепление внешних позиций Египта благодаря умиротворению внутри страны. При правлении Тутанхамона было активизировано строительство, а также восстановление запущенных и разрушенных во время царствования предыдущего фараона – Эхнатона – святилищ богов.

Как было установлено в ходе анатомических исследований мумии, Тутанхамон не дожил даже до двадцати лет. Версий его кончины выдвигается две: фатальные последствия какой-то болезни или осложнения после падения с колесницы. Его гробница была найдена в небезызвестной Долине царей близ Фив. Она была практически не разграблена древнеегипетскими мародерами. В ходе археологических раскопок было найдено великое множество драгоценных украшений, предметов одежды, произведений искусства. Поистине уникальными находками стали ложа, сиденья и позолоченная колесница.

Примечательно, что вышеупомянутые преемники царя – Эйе и Хоремхеб – всячески стремились предать забвению его имя, причисляя Тутанхамона к числу еретиков.

Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык» ) и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – фараоны нулевой династии (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.

Фараонам поклонялись словно божествам

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: