Египет: история древнего мира

Знаменитые строения Персеполя

Даже в виде руин Персеполь производит неизгладимое впечатление своим величием и масштабом сооружений.

Ападана Дария I

Центром дворцового комплекса в Персеполе была Ападана — парадный зал. Он был построен на платформе высотой 4 м и по своей форме представлял квадрат со сторонами 60 м. Такой зал вполне мог вместить 10 тысяч человек.

Крышу Ападаны поддерживали 72 колонны высотой в 20 м! До настоящего времени сохранилось лишь 13 колонн, но и они дают представление о том, каким величественным было это сооружение.

По углам строения располагались массивные четырехугольные башни, отделанные глазурованным кирпичом. Их украшали геометрические и растительные узоры.

К входу в Ападану вели две широкие парадные лестницы. Их ступени были настолько пологими, что по ним можно было проехать на колеснице. Главная ценность лестниц в парадный зал — обильное украшение рельефами. Они изображали царскую гвардию, сцены подношения дани.

Интересный факт! В силу своего значения Ападана Персеполя была связана с дворцами Дария I и Ксеркса специальными коридорами.

Стоколонный зал

Стоколонный или Тронный зал — еще одно значимое сооружение Персеполя. Второй по величине после Ападаны он по своей форме также представляет квадрат. Ученые-историки предполагают, что именно здесь была сокровищница, где в торжественной обстановке вручались, а потом хранились самые ценные подношения персидскому царю.

Крышу Тронного зала поддерживали 100 колонн высотой 20 м. Именно столько каменных оснований на его месте нашли археологи. Они и дали второе название этой постройке.

Ворота, ведущие в Стоколонный зал Персеполя, были украшены барельефами со сценами из царской жизни. С северной стороны по бокам портика стояли огромные каменные фигуры быков.

Царские дворцы

В прямоугольном дворце Дария I центральное место отводилось квадратному залу с 12 колоннами. С трех сторон к нему примыкали меньшие по площади залы и жилые комнаты. Вход во дворец был оформлен портиком с восемью колоннами и двумя парадными лестницами. Здесь же стояли огромные каменные фигуры крылатых быков.

Дворец Ксеркса в Персеполе имел аналогичную планировку. К центральному залу с 36 колоннами также примыкали меньшие по площади помещения. Была здесь и открытая терраса, с которой открывались прекрасные виды на долину. Вход оформлял роскошный 12-колонный портик.

Из дворца Ксеркса можно было попасть во внутренний дворик, где был построен небольшой зал с 22 жилыми помещениями. Там могли проживать женщины с маленькими детьми. Из-за этого постройку назвали гаремом.

Еще один царский дворец в Персеполе принадлежал Артаксерксу III. Он вплотную примыкал ко дворцу Ксеркса с западной стороны. Его вход обрамлял 12-колонный портик, а центральное место занимал 8-колонный зал.

Все царские дворцы были украшены многочисленными барельефами и по своей красоте не уступали парадным залам. Однако от всего великолепия остались лишь фундаменты, обломки колонн, несколько дверных проемов и части лестниц. Это объясняется тем, что все внутренние перекрытия были деревянными и во время пожара просто превратились в пепел.

Сегодня Персеполь — один из немногих хорошо изученных древних городов. Исследовательские работы на его территории еще ведутся, но близятся к завершению. Главная цель — сохранить для потомков то, что осталось от великой столицы Персии.

Города в птолемеевском Египте

Древние административные и религиозные центры Египта — города Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь — продолжали существовать и в эллинистический период. Многие египетские города также являлись торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления.

В Египте существовало лишь три полиса (по греческому образцу) — Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Их граждане — привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения — составляли городскую общину и объединялись в филы и демы.

В столице государства Александрии городской совет отсутствовал. Здесь помимо македонян и греков проживали также финикийцы, критяне, иранцы, фракийцы, выходцы из Малой Азии, иудеи и сирийцы, а также египтяне. Это многочисленное разноплеменное население, за исключением египтян, лишенных каких-либо политических прав, объединялось по этническому признаку в своеобразные общины с некоторыми органами самоуправления — “политевмы”, независимые друг от друга и подчиненные царской администрации. Степень самоуправления “политевм” была неодинакова.

Александрия являлась крупнейшим эллинистическим городом древнего мира, резиденцией царского двора, центром ремесла, торговли и культуры. Город был удачно расположен на важных путях сообщения. Географ Страбон писал: “Это единственное во всем Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что все легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок”.

В александрийские гавани заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира. На острове Фарос, с которым Александрия была соединена длинной насыпью, зодчим Состратом Книдским был выстроен знаменитый маяк высотою около 120 метров. В древности этот маяк считался одним из чудес света.

Александрия была построена выдающимся архитектором Дегинократом из Родоса по стройному плану Длинные прямые улицы не были похожи на улицы старых греческих городов. Александрия делилась на пять кварталов. В царском квартале были расположены дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан.

Александрия являлась величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники и архитекторы того времени.

[sign author=”ageageiron.ru” source=”История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с. ISBN 985-433-718-9 “]

Роль религии в птолемеевском Египте

Главной опорой Птолемеев в Египте были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты. По своим социальным интересам к ним примыкало и египетское жречество. В некоторых отношениях Птолемеи урезали самостоятельность жречества, однако поддерживали его как социальную силу, проявляя исключительную щедрость. Надписи неоднократно сообщают о даровании Птолемеями земли вместе со всеми доходами местным божествам.

Уже при Птолемее I был установлен культ нового бога — Сераписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Почитание Сераписа вскоре широко распространилось среди египетского и греческого населения.

Египетские храмы оставались крупными хозяйственными центрами. Областью крупного храмового землевладения была Фиваида. Храмы Гора и Эдфу, Исиды на острове Филы располагали тысячами арур. Кроме “священной земли” храмы использовали и ту землю, которую верующие, например, клерухи, посвящали богу, и иногда еще приарендовывали более или менее крупные участки царской земли.

Храмы обладали привилегиями и в области ремесленного производства, например, правом на выработку сезамного масла, считавшегося монополией государства, на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. В эллинистическом Египте жречество представляло собой многочисленную и стройно организованную корпорацию. Во главе храма стоял “архиерей”, или “эпистат”, который представлял местное жречество в сношениях с правительством. Жрецы периодически собирались на съезды, так называемые “синоды”. Храмы сохраняли некоторые особые права, как, например, право убежища.

Птолемеи быстро освоили государственные традиции царства фараонов. Они использовали их налаженный аппарат и учение о божественном характере их власти. Уже при первом Птолемее культ Александра распространился по всему Египту. Затем Птолемеи обожествил свою жену Арсиною, которая умерла в 270 г. до н.э. Культ Арсинои поглощал денежную подать — аломойру.

Последующие Птолемеи приобщались к богам вскоре после вступления на престол. Но царский культ не только восходил к традиционному культу фараонов, который был унаследован новыми правителями Египта. Отчасти он являлся сознательным политическим приемом правительства, при помощи которого легализовалась и укреплялась власть македонской династии.

Долина Царей в Фивах

Долина царей была местом погребения большинства правителей периода Нового царства. Большая часть из была разграблена, кроме гробницы Тутанхамона, которая была обнаружена командой Говарда Картера в 1922 году.

Выбрано это место в качестве некрополя по нескольким причинам. По-первых, долинах выходила к берегам реки и была окружена скалами, что учитывалось при проведении окультных обрядов. Известняк, заполнявший местность, сформированный миллионы лет назад от проливных дождей, не крошился и был отменного качества. Возвышающаяся над долиной гора, Аль-Курн (по-арабски «Рог»), напоминала египтянам пирамиды.

Раскопки в Долине ведутся каждый день. Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, недавно в лекции в Королевском музее Онарио в Торонто, заявил:

Рядом с гробницами строили погребальные храмы. Самый известный из них находится в Дейр аль-Бахри – царицы Хатшепсут. Он украшен тремя колоннадами террас, которые ведут к святилищу. Главной достопримечательностью храма являются рисунки, изображающие путешествие по морю египтян в далекую страну Пунт.

Гробница Нефертари, Луксор

Военная организация эллинистического Египта Птолемеев

Большую роль в постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV — начала III вв. до н.э. играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении — воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране.

Земля являлась основным средством обеспечения военной службы в Египте. Система наделения воинов земельными участками применялась в Египте и государствах Передней Азии еще во II тысячелетии до н.э. Участки предоставлялись воинам не в полную собственность, а лишь как временное и условное владение. Основы этой системы с некоторыми изменениями сохранились и в эллинистическом Египте. Прежде всего изменился этнический состав армии. Местные воины — “махимой” — потеряли прежнее значение и оказались в худшем, чем прежде, положении. Наделение воинов различных разрядов землей было тесно связано с экономической и социальной политикой Птолемеев.

Крупные военачальники получали в качестве дарственных земель большие имения. Военачальники низших рангов и простые воины обеспечивались наделами от 5 до 100 арур. И если клерухи с наделами в 5 — 7 арур являлись теми же крестьянами, то катэки, которые составляли высший слой военных колонистов, были владельцами сравнительно крупных участков и нередко применяли в своем хозяйстве труд царских земледельцев.

Одним из центров военной колонизации был Фаюм. Далее шла линия военных поселений от Мемфиса к югу. Предоставляемая воинам за их службу земля в III в. до н.э. оставалась в принципе царской и могла быть отобрана царем. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением. Военные колонисты вносили элемент насилия и произвола в жизнь египетской деревни.

Вариант 2

1. Древнейшей столицей Египта был город

1) Александрия
2) Вавилон
3) Мемфис

2. Установите соответствие между жителем Древнего Египта и его описанием. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Египтянин

А) царь Южного Египта
Б) земледелец
В) писец

Описание

1) его труд кормит не только его семью, но и писцов, фараона, стражников, он отда­ёт в казну часть урожая и скота
2) строгий и надменный, он надзирает за работами, следит за уплатой налогов
3) увенчанный белой короной, похожей на высокий шлем, он властвует над страной, расположенной выше по течению Нила

3. Рассказывая об орошении полей в Древнем Египте, мы используем слова

1) каналы
2) земляные насыпи
3) шадуфы
4) амулеты
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

1) Египтом называлась страна, расположенная от ___________ Нила до Средиземного моря
2) всесильного владыку Египта называли ___________
3) дом простого египтянина был построен из ___________ покрыт крышей из пальмовых листьев

5. Фараон, вельможи, писцы, стражники, земледельцы

1) это люди, из которых состояло всё население Египта
2) вельможи при помощи писцов и стражников собирали с земледельцев налоги в казну фараона
3) это люди, которым подчинялись простые египтяне

Ответы на тест по истории Древнего мира Государство на берегах Нила 5 классВариант 1
1-3
2-312
3-4
4. орошение, кожевник, амулеты
5-2Вариант 2
1-3
2-312
3-4
4. первого порога, фараоном, глины
5-2

Древний город Египта – Дейр эль-Медина

Поселение между Долиной царей и Долиной цариц принято называть Дейр эль-Медина. Это место древние египтяне считали священным и называли Сет Маат — «Место Истины».

В ней жили государственные служащие, каменотесы, чертежники и художники, которые готовили проекты для строительства гробниц их правителей. Некоторые из них были иностранцами, но всех объединяла принадлежность к среднему классу. Место это было неблагоприятно для проживания. Здесь не прорастало ни одного дерева. А деревню окружали бесплодные скалы, отражающие тепло солнца пустыни.

Заселена Дейра была во время Нового царства. Об этом сообщается в ряде папирусов. Большой прирост населения был отмечен после прихода к власти Рамзеса III (правил с 1186 по 1155 г. до н.э.) Рабочие устроили ему бунт, и исследования подтвердили, что он был убит по заговору собственной охраной.

Город Амарна, Древний Египет

История[править | править код]

На протяжении всей истории Древнего Египта Гераклеополь был важным культовым центром. Первоначально здесь поклонялись дереву Нар (его видовая принадлежность неизвестна). Согласно египетским мифам, в этом месте Око Ра собиралось уничтожить людской род, здесь произошло знаментиое сражение Хора с Сетом, здесь же Осирис, а затем и его сын Хор были венчаны на царство над людьми. Неудивительно, что, согласно более поздним источникам, главный жрец Гераклеополя носил титул царя Верхнего Египта.

Расположение Гераклеополя между дельтой Нила и плодородной долиной позволило жителям города — столицы двадцатого нома Верхнего Египта — стать успешными земледельцами, о чём свидетельствует ежегодно проводимый торжественный праздник — «мотыжение земли», «первую скрипку» в котором традиционно «играл» фараон.

Город славился своими достижениями в области литературы. Это и «Поучения гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара», и «Поучения Птаххотепа (визиря V династии)», которые до сегодняшнего времени остаются истоками морали и нравственности, где названы основополагающие качества человека.

Во время правления Пепи II — фараона VI династии появляются великолепные гробницы местной знати. Но не только местные правители, в ущерб придворной столичной аристократии и царской власти, начинают возвышаться. Изменяется положение средних слоёв. Богачи начинают хвалиться сердоболием в отношении к беднякам. Местные правители постепенно освобождаются от работ в пользу царского хозяйства. Можно предположить, что прежнее самодержавие царя перестало удовлетворять местную знать и средние слои общества. Постройки пирамид, храмов и другие работы на государство требовали огромного количества рабочих рук. Это было невыгодно номам, а значительной части среднего слоя грозило порабощение. Совместный нажим местной знати и неимущих свободных привел к краху Древнего царства. Некогда стройное централизованное государство в XXIV веке до нашей эры снова распадается на отдельные области.

Для Египта начались тяжелые годы. С необычайной быстротой сменяли друг друга цари VII и VIII династий. Государство было не в состоянии поддерживать сложную систему каналов, плотин и бассейнов. В некогда цветущих верхнеегипетских областях поля заболачивались. В плодороднейшей стране наступили голодные годы. Кое-где люди от голода ели своих детей. Местные правители чувствовали себя самостоятельными владыками. Некоторые из них даже составляли себе титулатуру наподобие царской.

В смутное время первого переходного периода, во время правления IX и X династии, самым сильным из всех городов-государств разделённой страны оказался Гераклеополь, удобно расположенный в средней части страны. Город стал столицей фараонов.

Родоначальником IX Гераклеопольской династии явился Хети (греч. Ахтой), оставивший о себе память как о необычайно жестоком правителе (середина XXIII в. до нашей эры). Но ни он, ни другие гераклеопольские цари не объединили Египет. Главным противником Гераклеополя выступили Фивы. Этот до сих пор малоизвестный город выдвинулся в конце Древнего царства. Его правители уже почти в конце IX династии начали борьбу, возглавив пять верхнеегипетских номов. Но в первом столкновении Фивы потерпели поражение. Это произошло благодаря поддержке Гераклеополя Сиутом. Почти одновременно в сороковых годах XXII века до нашей эры в Гераклеополе начала править X династия, а в Фивах — XI. Между ними и развернулась ожесточенная борьба. Вскоре в руки фиванцев попал Абидос с храмом Осириса. Захват старинного религиозного центра имел для Фив огромное значение.

В середине XXI века до нашей эры Небхепетра Ментухотп — фиванский царь — побеждает главную опору Гераклеополя — Сиут и затем захватывает Гераклеополь. При смене династии столица была перенесена на север, в район Фаюмского оазиса, и именовалась Итж-тави, «Весы обеих земель».

Храм

Рамзес II с нижней египетской короной (найден в Гераклеополисе Магна)

Аменемхет I и Сесострис I ( 12-я династия ) построили святилище Херишефа на озере . Озеро и храм находились рядом с Гераклеополисом Магна. В Новом Царстве храм претерпел значительные изменения, особенно в период 18-й династии, а позже Рамзес II полностью отремонтировал храм .

Он поставил колоссальную статую самого себя перед каждой колонной в двух боковых залах перед входом в храм. Во дворе был задний зал с двойным рядом пальмовых столбов. Другой зал с колоннами вёл внутрь храма. Храм Нового Царства был заменен новым во времена 23-й династии, который был восстановлен в греко-римский период .

В пяти километрах к югу находятся раскопанные гробницы Седмента, которые ранее считались кладбищем Гераклеополиса. Однако сегодня они приписываются деревням Нила в непосредственной близости, поскольку кладбищенские сооружения были обнаружены в самом Гераклеополе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: