Карнакский и Луксорский храм
Деревня Карнак, уже упомянутая в нашей статье, занимает около пятидесяти процентов знаменитого храма, который был посвящен культу бога Ра. Это сооружение настолько не похоже на все иные египетские святилища, что до сих пор вызывает у археологов множество вопросов.
Изучение Карнакского храма дает ученым сведения практически обо всех этапах развития Фив, ведь каждый фараон стремился выстроить свой собственный зал, который стал бы изящным и органичным продолжением уже существующего лабиринта из коридоров и святилищ.
Стены храма украшены росписью и резьбой. Если обладать некоторыми познаниями в египетской истории, то в изображениях можно узнать сцены, повествующие о подвигах Рамсеса II или, например, Сети I.
Главный храм окружен большим количеством внутренних двориков. В них тоже находятся святилища богов, имеющих отношение к Амону. К примеру, очень изящно смотрится храм богини Мут, а в святилище богини Апет сейчас находится небольшой музей с довольно обширной экспозицией.
Если повернуться от храма лицом на восток, то вы увидите священное озеро. По задумке жрецов в дни особых праздников Амон должен был торжественно прибывать сюда на богато украшенной ладье и подниматься по лестнице, окруженной пилонами и статуями. Все это представляло собой поистине величественное зрелище, оказывающее сильное впечатление на народ Египта.
Аллея из сфинксов Фив соединяет данный храмовый комплекс с Луксорским святилищем. Оно находится уже в окрестностях современного Луксора и представляет собой храм трех божеств — Амона, Мут и Хонсу.
Заложил это святилище Аменхотеп III, в дальнейшем к нему был добавлен внутренний двор, окруженный колоннами и изваяниями фараонов. Из них до наших дней сохранилось семьдесят четыре элемента.
У одного из входов в храм расположены обелиски и колоссы. Удивительно, но длина стены этого сооружения превышает двести метров. Трудно даже представить, с каким трудом возводились эти строения в древние времена.
О Фивах можно рассказывать бесконечно. Этот город, который сейчас уже не существует, оставил после себя столько исторических памятников, что ученые получили возможность создать компьютерную модель, дающую полное представление о его былом величии. Но и без этого развалины храмовых комплексов производят на туристов со всего мира просто неизгладимое впечатление.
Великие созидатели
Несложно догадаться, что именно египтяне стали результатом слияния двух таких непохожих народов, что породили новую, уникальную народность. Древние египтяне сумели построить могущественное государство, которое многие века являлось одной из самых великих держав мира.
История древности показывает, как менялись правители, преображая Египет, усиливая его военную мощь, развивая сельское хозяйство и украшая земли бессмертными творениями – пирамидами и храмами. Далеко не каждая цивилизация, известная человечеству, смогла добиться тех успехов, которыми стали известны египтяне. Но куда же они исчезли?
Каир, Египет, Северная Африка / Mstyslav Chernov
Арабский халифат и Османская империя
Около 640 года в Египет вошли войска арабского халифата. Это было судьбоносное событие. Арабы принесли в Египет ислам, и за несколько столетий население Египта стало почти полностью арабским с культурной точки зрения, но не с генетической. Эта ситуация сохранилось и до сегодняшнего дня, подробности в нашей статье «Население Египта».
Есть очень важное заблуждение, в некоторых недобросовестных источниках говорится, что, якобы, арабы разрушили великую библиотеку и сожгли все книги. На самом деле никаких доказательств этого факта нет, ни в одном источнике об этом сожжении не упоминается
К сожалению, уже к этому моменту библиотека потеряла большую часть трудов. В первый раз пожар возник во время захвата города римлянами, во второй раз много книг погибло при подавлении восстания императором Аврелианом, и последний раз в 391 году во время конфликта между христианами и язычниками.
Около 870-го года Египет, уже мусульманский, вышел из состава Арабского халифата, став независимым. До 1517 года тут правили разные династии, а самым известным правителем в истории Египта мусульманской эпохи был Саладин (чаще встречается имя Салах ад-Дин), который очень известен своими победами над крестоносцами.
Слева кадр из фильма “Царство небесное”, считается, что образ Саладина в этом фильме показан великолепно.
В 1517 году Египет попадает под власть турок-османов, становится частью Османской империи. Сменялись наместники, но серьезных событий не происходило, кроме, конечно, изменения политической ситуации и норм подчинения этих территорий Стамбулу.
Из интересного, можно отметить поход Наполеона в Египет в 1798—1801 годах. Это предприятие он затеял для того, чтобы оспаривать господство англичан в Азии.
В 1799 году произошло очень важное событие, был найден “розеттский камень”. Многие туристы часто слышат эту фразу, но не знают что это
Мы расскажем. Письменность древнего Египта долгое время не использовалась, и смысл иероглифов был забыт. Ученые просто не могли переводить надписи.
И в 1799 году был найден камень, на котором один и тот же текст был написан на трех языках. На древнеегипетском языке, демотическим письмом (позднее письмо в Египте) и на древнегреческом языке. Так как древнегреческий язык был хорошо известен ученым, расшифровка древнего письма Египта стала возможна.
Руины храма Оcириса
Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.
Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором — 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.
За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из «Некрономикона» — египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.
Название города
Интересно, что на самом деле тот город, который мы знаем как Фивы (Египет), сами местные жители когда-то называли по-другому. Это поселение имело множество названий, которые выражали саму суть древнего города. К примеру, чаще всего можно было встретить название «Уаст», которое переводится как «властвующий». Также встречается упоминание о Фивах как о «Но» или «Ниут». Данное название можно перевести с древнего языка как слово, означающее «город». Интересно, что Фивами египетский город стали называть греки, которые проводили некоторую аналогию между этим поселением на восточном берегу Нила и своими Семивратными Фивами.
Должность писца
Говоря о социальной структуре Древнего Египта, отдельно следует упомянуть писцов, которые представляли собой особый привилегированный класс общества. Это были высокообразованные люди своего времени, которые хорошо владели искусством иероглифического письма, понимали арифметику, нередко принимали участие в выполнении переводов. Сами писцы имели собственную иерархию:
- руководители занимали высокие посты в государстве, принимали участие в политической деятельности;
- наставники и инспекторы – так называемое среднее звено;
- помощники чаще всего выполняли функции секретарей.
Как правило, должность переходила по наследству. Сыновья писцов, получив предварительно специальное образование, продолжали их дело. Обучение проводилось при храмах, где были оборудованы библиотеки. Стать писцом считалось почетной обязанностью, удавалось это лишь представителям зажиточного класса, простой земледелец мог лишь мечтать об этой должности.
Узнать писца было просто: он всегда при себе имел свиток, чернила, палочку для письма, перья. В его обязанности входил учет. Эти образованные люди всегда знали, сколько человек занято в той или иной работе. Нам известны следующие обязанности писцов:
- учетчик подношения;
- сотрудник при храме;
- архивист;
- переписчик скота;
- секретарь;
- сопровождающий;
- учетчик ополченцев.
Эта интеллектуальная элита имела большое значение, они не только ведали учетом, но и оставляли записи, часть которых дошла до наших дней. Она является бесценным источником знаний о классовой структуре страны пирамид.
Возврат к независимости
В 405 году до н.э. Позднее царство Древнего Египта оказалось под правлением XXVIII династии, а именно ее единственного представителя Амиртея II, освободившего египетские земли от персидской власти и поправившего шесть лет.
В 399 году до н. э. Неферит I, свергнув Амиртея, устанавливает правление XXIX династии, образовав столицу в своем родном городе Мендес. Он являлся могущественным фараоном, проводящим международную политику и возводящим храмовые постройки. 393-380 года проходят под правлением фараона Ахориса, проводившего активную политику в регионах Средиземного моря. Он поддерживал союз афинян, киприотов и других против персидской державы. Ахорис содержал в армии греческих наемников и удачно защищался от нападений персов. Во времена его правления активно велась строительная деятельность, но уровня экономики, который был до персидского вторжения, достичь не удалось.
Додинастический период
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический период Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов формирования художественного стиля .
В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Северного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побежденного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.
Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность.
Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой — фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.
Колоссы Мемнона
Эти каменные изваяния — единственное, что осталось от самого роскошного для тех времен погребального комплекса Аменхотепа III. Само сооружение полностью разрушено, а Колоссы Мемнона остались в качестве напоминания о былом величии Фив.
Статуи изображают самого Аменхотепа, который сидит на троне. Он имеет расслабленную позу со сложенными на коленях руками. У его ног вырезаны еще две фигуры — жены и матери, а по обеим сторонам трона находится барельеф с изображением бога Хапи.
Изваяния были выполнены из песчаника, и их не пощадило время. Они не единожды размывались после разлива Нила и осыпались после страшных землетрясений. Интересно, что в результате одного из них статуя дала трещину. Из-за нее на рассвете колосс начал издавать протяжный и жалобный стон, прекращающийся только с восходом солнца.
Это породило множество легенд, которые привлекли в девятнадцатом году нашей эры в эти земли множество путешественников. Каждый стремился услышать знаменитый звук своими ушами, многие даже утверждали, что так статуя приветствует богиню зари.
В сто девяносто девятом году все части изваяния были собраны воедино, и она, обретя целостность, перестала «петь». На сегодняшний момент перед туристами предстают две массивные полуразрушенные статуи, по которым довольно сложно представить, каковы были реальные размеры погребального комплекса Аменхотепа.
Искусство Древнего Египта
Основными направлениями искусства в Древнем Египте были архитектура, скульптура, живопись, литература и музыка. Театров у египтян не существовало, они были изобретены позднее, в Древней Греции, но прообразами театральных представлений были древнеегипетские фестивали. Архитектурные достижения той эпохи мы можем увидеть своими глазами – например, знаменитые египетские пирамиды.
Древнеегипетское искусство
Основными литературными жанрами в Древнем Египте были гимны, сказки, заупокойные и поучительные тексты, а также любовные песни
Музыка также занимала важное место в культуре египтян, хоть поначалу она и была вторичной – музыканты лишь аккомпанировали певцам, но позднее она стала самостоятельным видом искусства. Особенно популярны были такие музыкальные инструменты, как арфа и флейта
История III династии Древнего Египта
Так же, как не существовало четкой границы между эпохой энеолита и , не было и разделения между ними и периодом Древнего царства. Джосер, второй царь III династии, начинающий эту эпоху, возможно, является сыном Хасехемуи, последнего царя II династии. Усовершенствования цивилизации, происходившие в этот момент, в частности, в архитектуре, позволяют нам, однако, говорить о новой династии. Самый значительный факт правления Джосера, который, впрочем, оправдывает классификацию Древнего царства как самостоятельного исторического периода, состоит в перемещении политического центра Абидоса, по крайней мере, теоретически, в Мемфис; по этой причине Древнее царство иногда называют еще Мемфисской империей. Джосер, построив для себя усыпальницу в Бет-Халлафе, рядом с Абидосом, повелел строить ступенчатую пирамиду в Саккаре, рядом с Мемфисом.
Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство
Похоже также, что именно в правление Джосера царская администрация Древнего Египта усложняется или расширяется: фараон берет себе в помощники влиятельного советника. Этим советником, которого, по аналогии с восточными государствами, принято называть визирь, был некто Имхотеп. Хотя он не носил звания визиря (тату), но на деле выполнял его функции. Позднее вокруг его персоны сложились легенды, он был обожествлен и расценивался как сын бога Птаха из Мемфиса. Это ему мы обязаны необыкновенным архитектурным ансамблем ступенчатой пирамиды с дополнительными пристройками в Саккаре. По разным признакам можно заключить, что Джосер, продолжая дело I династии, предпринимал военные набеги на Нубию. Он проводил ту же внешнюю политику, которая сохранялась на протяжении всей истории Древнего царства, поскольку египтян той эпохи, вероятно, тревожили больше соседи на юге, чем на северо-востоке. Один текст, правда относящийся к более поздней эпохе, относит к Джосеру первое проникновение древних египтян в Нубию за пределы 1-го порога, но Джосер, мы видим, дошел уже до 2-го порога. Возможно, в этом можно видеть намек не только на проникновение в Нубию, но и на ее захват. Синай, необходимый для промышленной и религиозной экономики Египта из-за своих месторождений драгоценных камней и, возможно, меди, остается объектом набегов. И одна наскальная гравюра свидетельствует, что армия Джосера там бывала.
Конец III династии известен очень плохо, и почти ничего не известно о других ее царях, а это: Санахт-Небка, Хаба, Неферка и, наконец, Ху, или Хуни (Стучащий), пирамида которого находится в Дахшуре. Обнаружение в 1952 году незаконченной пирамиды в Саккаре донесло до нас имя преемника Джосера – Сехемхет. Он увековечен также на одном из барельефов в Синае.
Периоды истории Древнего Египта
Преддинастический период
3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной пирамиды фараона Джосера.
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в оазисе-городе Фаюм.
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал Тутанхамон.
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – Александр Македонский освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.
300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на иероглифах Древнего Египта.
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.
1900 н.э. 1922 – Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.
Дворец дожей
Дворец дожей в Венеции – величественный памятник итальянской готической архитектуры. Он был построен в период с 1309 по 1424 гг. и являлся не только резиденцией дожей (выборных правителей) венецианской республики, но и офисом, как теперь говорят, силовых структур. Здесь располагались Верховный суд, Большой совет с сенатом, тайная полиция и другие влиятельные ведомства. Позолоченные лестницы, огромные залы с изящной лепниной, настенной живописью и полотнами известных мастеров поражают своим великолепием и мощью. Дворец дожей вместе с собором Святого Марка и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль Венеции и является одной из ее основных достопримечательностей.
Скульптура и архитектура
Древнеегипетская архитектура условна и однообразна из-за изолированности цивилизации и отсутствия конкуренции. Нам известны такие памятники архитектуры в Древнем Египте как пирамиды, галереи, дворцы, сады, храмы, обелиски и жертвенники.
Мало архитектурных форм из-за ограниченности в строительном материале. Кроме того, единственной дорогой был Нил, как и сейчас, что препятствовало появлению новых материалов и способов его обработки.
Скульптура самобытна. Она создавалась для почитания богов, фараонов и других царских представителей.
Статуи создавались по канонам: тело должно быть темным у мужчины, а у женщины светлым, руки у сидящего должны быть на коленях, божества должны были иметь головы животных.
Завоевания египетских фараонов
Направление завоевательных походов египетских фараонов обращено на соседние страны, а также Палестину, Сирию, Нубию
В истории раннего Египта, Синайский полуостров, завоеванный египетскими фараонами , очень важное завоевание. Фараон Джосер, совершив поход, подчинил своей власти кочевников полуострова и открыл для себя доступ к рудникам бирюзы и меди
Но, начиная с 1800 по 1600 года до нашей эры время упадка для Египта. Гиксосы (кочевники-азиаты), захватили Египет, поставив своих князей во главе частей Египта. И только в 1600 году до нашей эры египтяне, путем освободительной войны, свергли их, и восстановили фараоновскую власть.С этого периода положено начало мощного развития Нового царства. Фараон Яхмес создал постоянную армию. Она была хорошо обучена, многочисленна, дисциплинирована. Это положило начало периода великих завоеваний.
Направление завоевательных походов египетских фараонов на карте .
Фото с сайта hkar.ru
Живопись и рельеф
Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.
Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.
Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.
Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.
Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.
Визирь
Хранитель печати по сути был министром финансов. Он контролировал потоки сырья и товаров, поступающие в казну, вел надзор за дворцовыми расходами.
Полномочия визиря были весьма обширны. Он получал отчеты от номархов, издавал указы, председательствовал на верховном суде, собирал все жалобы к царю, формировал войска для сопровождения царя.
В эпоху XVIII династии обязанности визиря настолько усложнились, что его чин разделили на несколько должностей. Так, в определенные периоды существовали визирь Нижнего Египта в Мемфисе, визирь Верхнего Египта в Фивах, наместник Нубии, которого называли «царевич Куш». Таким образом, постепенно сложился административный аппарат во главе с фараоном, где были четко прописаны функции и полномочия каждого. Подобное устройство и явилось основой и гарантом успеха Египетского государства.
Статуя Хемиуна. Великий зодчий и визирь фараона Хеопса. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм (Германия)
Смесь разных племён
Какими были предки древних египтян? На этот счёт историки продолжают споры. На мой взгляд, вопрос «наследственности» в Египте – одна из самых неразрешимых задач. Многие исследователи считают, что и современные египтяне не имеют ничего общего с теми, кто много тысячелетий тому назад занимался развитием древней страны.
Ещё сложнее разгадать, какие же племена дали начало древнеегипетской цивилизации. Я бы сказала на это так: сколько учёных – столько мнений. Изложу одну из самых интересных и, как мне кажется, правдоподобных теорий. Предками древних египтян могли стать группы различных племён, которые приходили со стороны Сирии, Палестины и Турции.
В результате смешивания образуется два основных племени, что к IV тысячелетию до нашей эры и стали родоначальниками египетского народа. Интересно, что внешне их представители принадлежали к двум совершенно разным типам:
- Темеху – светловолосые и светлокожие. Кто они – наверняка нельзя сказать. В своих трудах Платон называл их атлантами и, возможно, они принадлежали к европейскому типу.
- Техену – темноволосые и смуглые. В большинстве своём они принадлежали к берберам или ливийским племенам.