Проблема датировки
Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?
Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.
Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.
Византия становится центром христианства
Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, перенеся одновременно столицу из приходившего в упадок Рима в античный Византий, переименованный в Константинополь. Этот город был расположен неподалеку от местонахождения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для расцвета новой государственной религии
Вскоре после перемещения императора и его аппарата власти на Восток, в зону наибольшего и наиболее раннего распространения христианства, вся империя вплоть до ее далеких западных окраин стала христианской. Более того, христианство начало проникать и в соседние государства, а после крушения Рима в V в. оно постепенно становилось религией возникших на его земле варварских государств. В этой ситуации центром западного христианства стал, как известно, все тот же Рим, а главой его — римский епископ, или Римский Папа, чья роль (не только духовно-религиозная, но и политическая) в истории средневековой Европы постоянно возрастала.
На Востоке же, под властью римского императора, христианство не имело единого главы, но оказалось раздробленным на епископаты, причем все они подчинились власти византийских императоров, которые провозглашали именно себя если и не формальными, то всегда фактическими главами христианской церкви.
После перемещения на Восток император был правителем всей империи, однако в 395 г. Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Восточным Римом продолжала именоваться Византия
Важно, однако, прибавить к сказанному, что в годы правления императора Юстиниана (527-565) была ненадолго завоевана часть Западной империи, включая и Рим. Видимо, это способствовало проникновению в Рим созданного Юстинианом кодекса права — наивысшего достижения древних в области частного права
В Риме, где к праву относились с гораздо большим вниманием, чем в Византии, которая в этом плане была ближе к Востоку, нормы этого кодекса сыграли существенную роль
Распространение христианства в Римской империи
Апостолы, в том числе и Павел, говорили и писали на греческом, который многие знали в Римской империи. Так что первые миссионеры не сталкивались с языковыми барьерами, и это еще более укрепляло единство верующих. Первые христиане также воспользовались преимуществами периода римского мира и римскими дорогами, по которым они быстро и спокойно перемещались от одного места к другому. Когда новую веру принимали торговцы, они несли ее с собой в самые отдаленные уголки империи, и количество верующих стремительно росло.
Замечание 2
Считается, что Петр и Павел приняли мученическую смерть в Риме, возможно, во время репрессий против христиан, которые начал Нерон после пожара 64 г.
Оба апостола прибыли в Рим, выполняя миссию, начатую Иисусом, поскольку этот город был центром цивилизованного мира. Поэтому, чтобы миссия проповедников оказалась эффективной, следовало обращать в свою веру римлян.
В течение нескольких десятилетий христианство укоренилось в Риме, авторитет христианской церкви распространился за пределы города, чему способствовала и мученическая смерть за веру святых Петра и Павла. Именно в Риме родилось то единство, которое впоследствии объединило христианскую церковь.
Распространение новой религии в определенной степени беспокоило римских правителей, но, пока эта религия не угрожала власти кесарей, императоры не выступали активно против нее. А если что и не нравилось римлянам в христианах, так это тайный характер их богослужений. Первые христиане проводили свои обряды под землей, в катакомбах, и это вызывало нездоровый интерес.
Различные слухи развязали руки Диоклетиану, который начал систематические гонения на христиан, однако история показала, что христианство не только пережило все гонения, но и еще более окрепло. И уже менее чем через пятьдесят лет, после того как Диоклетиан покинул трон, христианство стало первой римской государственной религией.
Зарождение Христианства в Римской империи
Сын Божий Иисус Христос родился во плоти в городе Вифлиеме, входившем в состав римской провинции Иудея. В Иудее же он проповедовал покаянии перед лицом наступления Царства Божьего, собирая вокруг себя много последователей. Там же он стал искупительной жертвой за грехи людей, будучи распятым по наущению фарисеев и по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.
После смерти Иисуса христианство начало стремительно распространяться по всей империи, и в этом большую роль сыграли два ученика Иисуса — Петр и Павел. Бывший рыбак и фарисей посвятили свою жизнь проповеди учения Христа и были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х. по приказу императора Нерона.
Поначалу христианство находило сторонников главным образом среди рабов и бедняков. Новая религия привлекала их, поскольку обещала вечную жизнь для ее последователей, независимо от их имущественного положения. Но христианская идея единобожия вошла в конфликт с государственной религией Рима, провозглашавшей императоров богами. Из-за того, что христиане отказывались поклоняться императорам и не принимали участия в религиозных празднествах, они подвергались жестоким гонениям.
Впрочем, изначально преследование христиан исходило не от государства, а от подозрительно настроенного общества, считавшего, что христиане занимаются запрещённой магией. Зачастую христианские общины воспринимались римлянами как секретное общество. Начало официального преследования со стороны римских властей датируют второй половиной первого века. Террор в отношении христиан продолжался, с различной степенью интенсивности, до конца второго столетия. Христиан активно выявляли – неотрёкшихся подвергали пыткам и казни.
Преследования вынудили христиан соблюдать всяческие меры предосторожности — им приходилось встречаться скрытно и использовать тайные знаки. Первым символом христианства стал не привычный нам крест, а лоза винограда, рыба и скрещенная монограмма из первых букв имени Христа
Эти изображения можно и сейчас встретить на стенах катакомб Рима и Неаполя.
После запрета римских властей на захоронение умерших христиан на общегородских кладбищах, те стали рыть под землей большие погребальные камеры, соединенные сетью туннелей, — катакомбы. Там же христиане тайно собирались на молитву. Такие подземные склепы находят не только в Риме и Неаполе, но и в некоторых городах на Сицилии и в Северной Африке. Тела покойников клали в углубления, вырытые в стенах, которые часто украшались росписями.
Жестокие преследования не смогли остановить распространения христианства – уже во втором веке христианская община была практически в каждом римском городе. Члены общины поддерживали друг друга как морально, так и материально — из общих денежных средств можно было получить пособие.
Более того, жестокие гонения даже способствовали быстрому распространению христианства на просторах империи, сформировав культ святых и мучеников.
Вскоре в христианство стали переходить люди из высших сословий. Оно распространялось так быстро, что император Галерий издал закон, разрешающий христианам открыто исповедовать их религию, при условии, что они «не будут нарушать установленные законы». Два года спустя император Константин I издал Миланский эдикт, по которому христианам разрешалось наследовать и передавать собственность, а также избирать свою церковную власть. Незадолго до своей смерти в 337 г. н. э. Константин I
(вверху) сам принял христианство.
В 380 г., при Феодосии I христианство стало официальной религией империи.
Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме
Перенос столицы Римской империи на Восток с последующим расколом этой империи на две части, Восточную и Западную, сыграл важную роль и в последующей истории Рима, и тем более в истории христианства, ставшего теперь официальной его религией. Вначале центром развития христианства как господствующей религии с формирующейся в ней крепкой централизованной структуры, церковью, был именно восток, Византия. Во-первых, потому, что император восточной части империи довольно долго, практически все время, что еще было отпущено историей Римской империи, продолжал оставаться главным из двоих его властителей. Во-вторых, вместе с этим императором на Восток переместилась и основная часть наиболее авторитетных представителей новой религии.
Кроме того, именно Римский Восток, особенно северная часть Египта и восточное побережье Средиземноморья (Палестина, Сирия, значительная часть Малой Азии) были местом наиболее раннего и интенсивного расселения христиан, как обычных мирских общин, так и древнейших монастырей. На этой территории с ее примерно 50-миллионным населением к моменту перевода столицы императора Константина в Византий около 10 % были христианами. Словом, все свидетельствовало о том, что центр официального христианства переместился вместе с императором на восток, где и оставался на протяжении ряда веков. Именно там шли ожесточенные теологические споры на время от времени созывавшихся византийскими императорами Вселенских соборах.
В центре внимания первых теоретиков официального христианства в Византии (имеются в виду споры IV-V вв.) оказались, как того и следовало ожидать, наиболее щекотливые христианские и тринитаные проблемы доктрины. Щекотливость ситуации несложно понять: на Востоке было немало религиозных систем, в которых на передний план выходило сразу трое великих богов. Но нигде не было такого, чтобы все эти трое были не различными, но как бы взаимопроницаемыми и неразделимыми фигурами. Сложность была в том, чтобы расставить эти фигуры по своим местам и — если это только возможно — прочно, навсегда закрепить за каждым из них свое место.
Следует заметить, что все это было бы не столь трудно сделать, если бы не Иисус Христос, который был то ли Богом, то ли человеком, то ли богочеловеком. Неудивительно, что тринитарные споры о сущности Троицы постоянно переплетались с христологическими — о сущности Христа. А решить эту последнюю проблему было не очень просто именно потому, что она тесно переплеталась с философско-антропологическими представлениями о месте человека и его роли. Может ли человек подняться до невиданных в античности, да и до нее, божественных высот, или он всегда подчинен божественному началу?
В ожесточенных спорах вырисовывались разные точки зрения на этот счет и рождались очень разные богословские позиции, имевшие своих сторонников. Следовало разобраться, где истина, а где заблуждение, толкуемое как ересь. Именно этим и занимались первые Вселенские соборы, созывавшиеся время от времени, обычно не слишком часто, в различных давно сложившихся религиозных центрах восточного христианства, как в самой Византии, так и неподалеку от нее.
Иисус Христос
В отличие от других религиозных течений христианство основано на учениях Иисуса Христа – посредника между божественным и человеческим мирами.
Иисус Христос в религии воспринимается, как Единородный, единый Божий сын, аналогов которого не существует ни в одной религии. Его нельзя сопоставлять с пророками, великими учителями, просветленными и другими личностями.
Интересно, что непосредственно Иисусом Христом и его современниками ни было оставлено писания. Также не существует ни одного письменного подтверждения существования Сына Божьего. Данный факт ставит под сомнение правдивость и правильность христианства. Однако археологами было обнаружено множество мест и реликвий из жизнеописания Иисуса Христа, которые упоминает Новый завет.
Объясните значение слов
Марсово поле — так называлась часть Рима на левом берегу реки Тибр, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. Со времени изгнания Тарквиниев здесь происходили военные и гражданские собрания. Как место военных упражнений, поле посвящено было древнеримскому богу Марсу, который имел в его центре свой алтарь.
Форум — центральная площадь Древнего Рима, образованная прилегающими зданиями. Первоначально на Форуме размещался рынок, позже на ней проводились Народные собрания и она приобрела политические функции.
Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима времен поздней республики и империи. В легионе Рима состояло от 2 до 10 тыс. (в более поздние периоды 4,320) пехотинцев и нескольких сотен всадников. Каждый легион имел свой номер и название. По сохранившимся письменным источникам идентифицировано примерно 50 различных легионов.