Литература в римской культуре iii

Музыкальная культура

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки. До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Особенности культуры Древнего Рима

Важной особенностью культуры Древнего Рима является то, что она складывалась из других культур. В неё вошли этрусские, греческие и римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития

Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой – долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. При этом религия была тесно связана как в дохристианском Риме, так и после провозглашения христианства основной религией.

Некоторые особенности древнеримской культуры

Другой особенностью был практический характер древнеримской культуры. Он прослеживается во всём – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим – центр Мира». Безусловной заслугой древнеримской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Первая латинская война

Первая Латинская война — вооруженный конфликт между Римом и городами Латинского союза в 499- 496 годах до нашей эры.

Причиной войны стало недовольство латинских общин стремлением Рима к безраздельному господству в Латинском союзе. Кроме того, многие в Лации были недовольны агрессивной политикой Рима. Кроме того было известно, что в войне участвовал Тарквиний Гордый, изгнанный из города последний римский царь..

Примерно в 501-ом году до н.э. правитель Тускула Октавий Мамилий «побудил к сговору тридцать городов» Латинского союза. Предположительно именно после получения известий об этом были проведены выборы первого диктатора. Спустя пару лет, около 499 до н.э. начались военные действия: Фидены были осаждены, а Крустумерия и Пренесте были подчинены Риму. Тит Ливий пишет о событиях этого года, что «нельзя было дольше откладывать латинскую войну, исподволь тлевшую уже несколько лет». Вскоре произошла битва у Регильского озера, ставшая главным сражением войны.

В битве на стороне латинян принимали участие Тарквиний Гордый и как минимум один из его сыновей (Тит и, возможно, Секст, который изнасиловал Лукрецию). Командовал армией латинян Октавий Мамилий, зять Тарквиния. Римлянами командовал диктатор Авл Постумий Альб Региллен.

Сперва латинянам удалось потеснить римлян, так что последние вскоре начали отступать. Однако диктатор приказал элитной когорте своей охраны следить за сохранением строя и убивать каждого убегающего римского солдата. Позднее диктатор приказал всадникам спешиться и влиться в ряды пехоты, после чего уже латиняне начали отступать. Во время битвы римлянами было взято 6 000 пленных.

Все военачальники лично принимали участие в битве. Начальник конницы Тит Эбуций Гельва сошелся в схватке с Октавием Мамилием, но был сильно ранен и не смог даже удержать в руке дротик, после чего был вынужден покинуть поле боя. Чуть позже Тит Герминий прорывается к Октавию Мамилию и убивает его, но при этом получает смертельную рану. Один из сыновей Тарквиния (вероятно, Тит) был убит, а сам Тарквиний Гордый был ранен и вынужден бежать с поля боя. В битве также погиб Марк Валерий Публикола, брат Публия Валерия Публиколы — он попытался убить сына Тарквиния, ради славы своего рода, изгнавшего Тарквиниев из Рима.

Около 495 до н.э. вольски, готовясь к войне с римлянами, направили в Лаций послов с предложением заключить союз против Рима, однако латиняне выдали послов Риму, за что с ними был заключён новый договор, а 6 000 пленных были возвращены назад. В благодарность Риму латиняне послали Юпитеру Капитолийскому золотой венец.

Аппенийский полуостров в 4-ом веке до н.э.

История латинского языка

Латинский язык (лат. lingua Latina) — язык, на котором говорило в начале 1-го тыс. до н. э. население исторической области Лаций (Latium), располагавшейся на территории современной Италии, в средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. Жители этой области назывались латинами (Latini). От наименования племени и произошло название языка. В 753 г. до н. э. был основан г. Рим (Roma), ставший центром Лация, а латины, позднее и другие италийские племена (умбры, самниты, оски), объединившиеся с ними, стали называть себя римлянами (Romani). Самое значительное влияние на их материальную и духовную культуру оказали греки, язык которых тогда имел статус международного. Большинство греческих слов, вошедших в новые языки, было усвоено ими через латинский. В истории латинского языка выделяют следующие периоды: 1) архаическая латынь (VI — начало I в. до н. э.); 2) классическая (золотая) латынь (I в. до н. э. — начало I в. н. э.); 3) послеклассическая (серебряная) латынь (I-II вв. н. э.); 4) поздняя латынь (III-VI вв.); 5) средневековая латынь (VII-XIII вв.); 6) латынь эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.); 7) латынь Нового времени (с XVII в. до настоящего времени).

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки. До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Римская литература во II веке до н. э.

Другой римский комедиограф, Публий Теренций Африканец (185–159 годы до н. э.) сохранил в своих пьесах художественные особенности и идейное наполнение греческих оригиналов. В комедиях Теренция воспроизводятся традиционные сюжеты и персонажи. Одновременно драматург тщательно прорабатывал психологические характеристики героев, добился тонкой и изящной отделки стиля. Спустя некоторое время греческие сюжеты и декорации сменяются римскими.

Трагедия, не получив признания римской публики, так и осталась подражательной. Трагики Марк Пакувий (220–130 годы до н. э.) и Луций Акций (170–90 годы до н. э.) для создания трагедий (сохранились лишь фрагменты) использовали произведения греческих драматургов. Несмотря на вторичность творчества, Пакувий и Акций сыграли важную роль в эстетическом образовании и нравственном просвещении соотечественников, познакомив их с мифологией и философией греческой трагедии.

Исконно римским жанром стала сатура (смешение стихов, анекдотов, басен, и диалогов), превратившаяся со временем в сатиру. Первым сатириком стал Гай Луцилий (180–102 годы до н. э.). Он написал сборник сатир, в которых обличал пороки римского общества.

Самым ранним, сохранившимся до наших дней, произведением латинской прозы была работа Марка Порция Катона Старшего (234–149 годы до н. э.) «О земледелии». Катон выступал против распространения греческой образованности и писал только на латыни. Его сочинение «Начала» в 7 книгах, освещавшее историю Рима с древнейших времен до окончания Второй Пунической войны, не сохранилось, как и трактаты по ораторскому искусству, медицине и 150 опубликованных речей. Труд «О земледелии» содержит ценные сведения об экономике и рабовладельческом хозяйстве Италии II века до н.э.

Латынь Нового времени

В XVII-XVIII вв., а в ряде случаев и в начале XIX в. латинский язык широко использовался в поэзии, философии, науке, постоянно пополняясь новыми словами. Так, М. В. Ломоносов (1646-1727 гг.) работы по физике, химии, математике, минералогии писал, как правило, на латинском языке, а затем многие из них перевёл на русский язык и этими переводами, как и переводом «Экспериментальной физики» Христиана Вольфа, заложил основы русской естественнонаучной терминологии. К латинскому языку Ломоносов обращался и в научной переписке с западными учёными.

В государственно-дипломатической сфере латынь уступила место национальным языкам в XVII в. Таким образом, в Новое время уже «мёртвый» латинский язык получает статус классического, т. е. языка европейской образованности. Написанные на нём тексты имеют максимальную социально-культурную ценность и значимость в культурно-религиозной традиции. В католической церкви он по-прежнему используется как официальный язык Ватикана.

Завоевание Римом Италии в эпоху ранней Республики

Превратившись в Республику, Рим усилил военную экспансию. Непримиримыми врагами, по-прежнему, оставались этруски, вольски и сабины.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

расположение Рима посередине многочисленных племён создавало как преимущества, так и недостатки: Рим мог наступать своими армиями в любом направлении, но вместе с тем мог быть атакованным соседними племенами с разных сторон. Впрочем, разноплемённое сообщество редко объединяло свои усилия против Рима.

Рассмотрим кратко изложенные события завоевания Римом Италии в эпоху Ранней Республики:

493 год до н. э. римскими войсками под руководством Гая Марция был взят крупный город вольсков Кориола. За это Гай Марций удостоился прозвища “Кориолан”.

Рис. 1. Кориолан.

  • В V веке до н. э. Римской Республикой постоянно велись войны с этруссикм городом Вейи. Особенно кровопролитной была третья война 406-396 гг. до н. э. Город был взят в течение десятилетней осады. Что примечательно: во время осады римлянами Вейи, соседние этрусские города не пришли на помощь осаждённым.
  • 458 год до н. э. Рим нападает на эквов и сабинов. Республика укрепляет свои позиции в Средней Италии.

Когда был основан Рим

Точный день основания Рима неизвестен. Его появление датируется античными авторами 11-м днем до майских календ или 21 апреля. С учетом «эры Варрона» это был, скорее всего, 753 год до н.э.

Не все античные историки согласны с Марком Варроном и датируют день основания Рима не третьим годом 6-й олимпиады (753 г. до н.э.), а иначе:

  • по мнению Тимея из Тавромения — это 814 год до н. э. или 38-й год до 1-й олимпиады;
  • трактаты Катона Цензора, Марка Цицерона, Диодора Сицилийского и Полибия к настаивают на том, что это был 752 или 751 гг. до н.э., т.е. что город был построен через 432 года после завершения Троянской войны (во второй год 7-й олимпиады);
  • Фабий Пиктор склоняется к 748 г. до н.э. – в первый год 8-й олимпиады;
  • Цинций Алимент утверждает, что это был 729 или 728 год до н.э. — четвёртый год 12-й олимпиады.

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит. В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

философия и право

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности спинного и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей. В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Достижения культуры Древнего Рима

  • Юриспруденция. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения. Даже сейчас, спустя тысячи лет, римское право изучается будущими юристами в десятках стран мира, так как юридические нормы европейских государств уходят корнями именно в него.
  • Архитектура. В Древнем Риме она воплощала в себе идеи могущества государства, и основное место в ней принадлежало не храмовому строительству, как у греков, а общественно-гражданскому. Сохранилось немало архитектурных памятников культуры Древнего Рима – колонны, арки, руины дворцов и амфитеатров, знаменитый Колизей, акведуки и мосты. Римляне изобрели множество архитектурных инноваций, как, например, принципиально новые купольные конструкции.
  • Практические изобретения. Бетон позволил римлянам строить конструкции, которые простояли несколько тысяч лет. Они придумали центральное отопление, водопровод, прошитые книги и многое другое.

Триумфальные арки в наши дни можно увидеть в разных городах, но изобрели их именно римляне

  • Дороги. Они были одним из важнейших достижений культуры Древнего Рима, и могущество республики (а затем и империи) зиждилось именно на дорогах, которые протянулись во все уголки огромной страны. Римляне строили их на совесть, и много где эти дороги сохранились до сих пор.
  • Культура питания. Ужин римлянина состоял из трёх позиций – основное блюдо, закуска и десерт. Эта традиция до сих пор живёт в большинстве европейских цивилизаций.
  • Канализация. Её строили в разных крупных городах, и она использовалась в первую очередь для отвода дождевой воды во избежание наводнений, а уже во вторую – для слива отходов жизнедеятельности.
  • Медицина. Именно в Древнем Риме было изобретено и усовершенствовано огромное количество медицинских инструментов, некоторые из которых использовались вплоть до начала XX века. Также именно римляне изобрели кесарево сечение.
  • Дорожные знаки. Изготавливались они обычно из камня, и на них указывалось направление и расстояние до Рима и других городов.
  • Искусство. Рим подарил человечеству множество великих скульпторов, поэтов, писателей… У римлян был также популярен театр, но это было не их изобретение, они позаимствовали его у древних греков. Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Общими характеристиками древнеримского искусства являются отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.
Итоги Великой французской революции 1789-1799 кратко в таблице
Периодизация Нового времени в истории кратко. Характеристика периодов в таблице.

Как строился Рим

Перед тем как Рим стал «Вечным городом» его нужно было еще построить. Придание гласит, что Ромул, похоронив брата Рема на Авентинском холме, заложил на Палатине «ядро» нового города.

Местом расположения Рима стал левый берег реки Тибр, в долине вулканического происхождения между Апеннинами и морем. В результате извержения Альбанского вулкана (когда равнина Лация была еще под водой) образовались слои туфы, сперона (серого), пиперина (крапчатого) и лавы. Именно они стали основным стройматериалом при застройке Рима (лишь через много десятков лет их заменят на травертин — белый известняк из Тибура).

Система холмов образовалась, когда горная вода изрезала Лаций. Среди них выделился крутой и совершенно изолированный Палатин. Его окружали Авентин, Капитолин, Квиринал, Виминал, Циспий и Оппий (с единым названием Эсквилина), Целий. Долины между ними были с крутыми склонами, небольшие, и только на северо-западе выделились пологие Марсово и Фламиниево поля (Campus Martius и Campus Flaminius).

Надо сказать, что место для «цивитас» (римского полиса) было выбрано не особо удачно – застой воды в почве, наводнения и лихорадки у населения из-за этого. Однако были и плюсы – защита холмами, близость к морю, судоходность реки, соседство богатой и культурной Этрурии.

«Закладка» Рима проходила по обычаям этрусков. Посредине большого (огромного) круга была вырыта яма, в нее жители будущего мегаполиса бросили по горсти земли. По контуру круга была пропахана борозда — сакральная граница Рима (называлась Pomerium — «померий»).

Первоначально территория города охватывала только Палатин. Коллегия жрецов луперков (или «волчатников») регулярно оббегала вокруг священных границ города.

Укрепления Рима состояли из насыпанных вручную валов и обтесанных склонов холма. Жилищем для народа, царя, жрецов и местами святилищ были круглые строения – мазанки. В городе были две дороги, а чуть позднее — две улицы: новая и священная.

В дальнейшем Рим значительно расширил свою территорию, став городом на 7-ми холмах. С этого времени в религиозных обрядах семь гор становятся единым целым.

Хотя утверждать именно о семи холмах, как о территории Септимонтия (Рима) сложно. Так, римский юрист Антистий Лабеон свидетельствует, что:

  • Палатий и Цермал – это вершины одного холма – Палатинского;
  • Велия — возвышенность между Палатином и Эсквилином;
  • Фагутал-Карина – высотная местность (где сейчас раскинулась малоизвестная церковь San Pietro in Vincoli, в которой находятся на хранении цепи апостола Петра);
  • Оппий и Циспий — вершины Эсквилина;
  • Субура – не более чем склон холмов Оппия и Циспия.

Город «4-х кварталов» не был суцельным ни стратегически, ни топографически (тогда в него еще не вошли Авентин и Капитолий).

Укрепление города расширило его границы, которые теперь защищали Сервиева стена и 15-метровый земляной вал в месте, где Эсквилин в виде плато уходит в Кампанью.

Попасть в город можно было через 37 ворот, важнейшими из которых были:

  • porta Capena (с Аппиевой дорогой);
  • porta Esquilina (откуда тянулась via Tiburtina);
  • porta Collina (с дорогами Nomentana и Salaria);
  • porta Fontinalis (откуда выходила via Flaminia);
  • porta Trigemina (с двумя пролетами, и ведущей к морю дорогой via Ostiensis).

Мощные укрепления были необходимы царскому Риму, ведь он:

  • на окраинах был покрыт лесом;
  • не имел естественного акрополя (возвышения с «верхним» городом);
  • вел непрерывные войны;
  • не был густо заселен людьми.

Преобразования Рима происходили и далее – во время республики и империи, превратив город в один из красивейших центров Древнего мира.

Императорский период

Октавиан захватил власть и получил титул Августа и принцепса — первого лица Сената. Он был освобождён от любых ограничений и являлся единоличным правителем. Его главная реформа — военная. Солдаты служили 20 лет и получали жалование, а после ухода из армии — вознаграждение и участок земли.

Его преемником стал Тиберий Клавдий Нерон — полководец и борец с коррупцией. А Калигула, третий император, пошёл по другому пути. Он требовал других поклоняться ему, унижал Сенат и осуждал невинных. Калигула был убит в результате заговора.

Другим важным императором был Нерон. Его называли безумцем, заинтересованным скорее в театре и казнях, чем в правлении. Он поджег город, привел экономику в упадок и покончил жизнь самоубийством, не оставив наследника.

Следующие династии правили сравнительно мирно, хотя иногда случались и войны, и восстания. Так, император Коммод последовал примеру Калигулы и требовал поклонения. Результатом такой политики стал заговор и убийство Коммода.

Вплоть до 3 века нашей эры всё было спокойно, затем империю сотрясли гражданские войны, и до 284 года сменилось более 29 императоров. Почти все из них были убиты. Последним императором этого периода стал Диоклетиан, который окончательно установил культ поклонения себе.

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.),
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.),
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит. В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право.

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности спинного и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей. В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Нашествие галлов

В конце V века до н. э. галлы вторглись на территорию Северной Италии. Войско под предводительством Бренна подступило к городу Клузию, принадлежащему Этрурии. Этруски отправили послов в Римскую Республику, обратившись за помощью. Рим дав своё согласие на помощь, вторгся, таким образом, в сферу интересов галлов. В ответ на это, Бренн, сняв осаду, вторгся с многочисленным войском галлов на территорию Республики и дошёл до Рима.

Рис. 2. Нашествие галлов на Рим в 390 году до н.э..

390 год до н.э. Рим был взят галлами и сожжён. Уцелевшие жители спрятались на холме Капитолия. Галлы вскоре отступили. Есть две версии ухода галлов из Рима: по одной из них галлов разбил римский консул Камилл со своим войском, по другой версии, римляне заплатили галлам выкуп.

Пользуясь ослабленностью Рима, латиняне отказались от Союзнического договора и начали принимать активное участие в совместных набегах на Рим с этрусками и вольсками.

Однако со временем Римская Республика сумела оттеснить этрусков и вольсков со своей территории.

Рим и греческая историческая мысль

Одним из популярнейших жанров в греческой историографии были сочинения об основании городов. Ко времени завоевания полисов Южной Италии Римом у греческих авторов уже появились тексты об основании Рима. Первые римские историки писали по-гречески и знакомились греческими легендами.

Фабий Пиктор написал по-гречески первое в истории римской литературы историческое сочинение — «Деяния предков». В нём он изложил историю своего города от основания и современных автору событий. Пиктор по примеру греков использовал отсчёт лет по олимпиадам и насыщал свой рассказ легендами и рассказами о вещих снах героев.


Катон Старший. (Wikimedia Commons)

Вслед за Фабием Пиктором исторические труды на греческом языке написали Луций Цинций Алимент, Авл Постумий Альбин, Гай Ацилий и даже сын Сципиона Африканского.

В 180-е гг. до н. э. Катон Старший впервые написал историю на латыни, а также отказался от датировки по олимпиадам. В качестве точки отсчёта историк использовал разрушение Трои — ключевое событие в легендах о происхождении римлян. На основании этой даты он вычислил год основания Рима и вёл счёт от основания города. Хотя Катон не одобрял увлечения современников греческой культурой, он уважительно относился к исторической мысли эллинов.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия, полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Царский период

Легенда о Ромуле и Реме. Так рассказывали о происхождении своего города сами римляне. После разрушения Трои греками-ахейцами-города на северо-западном побережье Малой Азии-некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Жители древнего города Трои долго скитались по чужим странам, но наконец прибыли в Лаций, царь которого принял их и выдал свою дочь замуж за Энея. Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида» (30-19 до н. э.)

Сын Энея, Асканий Иул, бежавший вместе с отцом из Трои, позже основал в Лации новый город, названный Альба-Лонга. 14-й царь этого города был потомком Энея, Нумитора. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и правил сам. Через некоторое время после этого дочь Нумитора Рея Сильвина родила двух близнецов, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя попытался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды Тибра. Однако близнецы не умерли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошел волк, посланный на землю богом Марсом, и дал им свое молоко. Затем детей подобрал царский пастух, который дал им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой.

Они решили основать новый город на том месте, где когда-то были выброшены водами Тибра, — на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кто в нем будет править, и Ромул убил Рема. Новый город был назван Римом в честь Ромула, который стал его первым царем.

«Временем основания Рима традиционно считается 753 год до нашей эры. С этого момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сформировался как город-государство греческого типа.» 

Латынь эпохи Возрождения

Гуманисты (авторы Раннего Возрождения) обратились к античному наследию. Они много сделали для его возрождения и распространения, собирая и изучая рукописи и памятники античного искусства. Восстанавливая подлинные античные тексты, они очищали их от «варварской» латыни Средневековья, а в своих собственных произведениях стремились подражать древним образцам, особенно Цицерону. Гуманисты приблизили латинский язык к идеалу «золотой латыни» и активно пользовались им в устном и письменном общении между собой. На латинском языке писали Томас Мор (1478-1535 гг.) в Англии, Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.) в Голландии, Томмазо Кам-панелла (1568-1639 гг.) в Италии, Николай Гуссовский (1470-е гг. — после 1533 г.) в Беларуси (Великом княжестве Литовском).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: