Искусство эпохи Возрождения. Четырнадцатый век
В XIV веке произошел ряд катастроф, которые привели Европейскую экономику к рецессии. В это время закончился средневековый теплый период и начался малый Ледниковый период . Изменение климата повлияло на сельскохозяйственное производство. Уменьшились урожаи, что приводило к голоду , усугубляющемуся быстрым ростом населения. Столетняя война между Англией и Францией подорвала торговлю по всей Северо-Западной Европе, особенно когда в 1345 году, король Англии Эдуард III отказался от своих долгов, что привело к банкротству двух крупнейших Флорентийских банков Барди и Перуцци . Война на востоке нарушила торговые пути, Османская империя начала расширяться по всему региону. Наиболее разрушительное влияние оказала черная смерть , которая косила население густонаселенных городов Северной Италии. Во Флоренции, например, от чумы население в 45,000 снизилось в течение следующих 47 лет на 25—50 %.
Именно в этот период нестабильности в Италии жили мастера Возрождения Данте и Петрарка . Ростки искусства эпохи Возрождения появились в реализме Джиотто . Как это ни парадоксально, некоторые из этих бедствий способствовали зарождению эпохи Возрождения. Черная смерть выкосила треть населения Европы. В результате дефицита рабочей силы происходило увеличение заработной платы, люди стали тратить больше денег на предметы роскоши. В начале XV века заболеваемость Бубонной чумой в Европе начала снижаться, население вновь начало расти. Новый спрос на товары и услуги привел к росту количества банкиров , торговцев, квалифицированных ремесленников . Ужасы Чёрной смерти и неспособность Церкви оказывать действенную помощь приводили к снижению влияния церкви на население. Развал банков Барди и Перуцци открыл семейству Медичи путь к правлению во Флоренции.
Войны в конце XIV века между Флоренцией и Миланом сплотили народ. Люди представляли войны, как конфликты между свободными Республиками и деспотическими монархиями, между идеалами Греческой и Римской Республиками и Римской империей и средневековыми царствами
Важной фигурой в разработке идеологии Возрождения был итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных — Леонардо Бруни. Времена кризиса во Флоренции были периодом, когда творили знаменитые мастера раннего Возрождения, такие как Гиберти , Донателло , Рафаэль и Брунеллески
Распространяемые в это время в народе республиканские идеи, оказали огромное влияние на всю эпоху Возрождения.
Социальный аспект
Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.
Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.
Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».
Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.
Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.
Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.
В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.
Основные характеристики нового времени
Новая история является противоречивым периодом развития человечества. Наряду с утверждением гуманистического взгляда на жизнь, становлением высокого Возрождения и проведением Реформацией проявлялось такое иррациональное явление как «охота на ведьм».
В новое время произошли большие перемены во всех сферах жизни общества: начавшись в культуре, они изменили экономическую и политическую стороны. Хотя период был белее коротким, чем предыдущие эпохи античности и средневековья, он имел большое значение для европейской истории. Обнаружение новых земель, открытия Коперника и Галилея опровергли устоявшиеся представления о Земле, как о центре мира. Человек оказался перед безграничным и многообразным миром с непостижимыми горизонтами, которые ещё предстояло познать.
Учёные по-иному расставляют акценты в научном изучении мира, заложив основы современных знаний. Они применяют эксперимент, как один из наиболее точных критериев истины, формируют новую систему доказательств. Итогом деятельности гуманистов становится университетская и академическая система образования. Бекон и Декарт закладывают основы новой философии.
Деятели культуры выдвигают на первое место человека с его потребностями, с его неоднозначным «Я». Реформация отвергает власть папства над умами людей, приводит к появлению протестантских учений.
В политической сфере становится актуальным формирование национальных централизованных государств, изменение характера верховной власти. Если в первый период нового времени развиваются абсолютистские государства, то во втором периоде закладываются основы парламентской демократии. В мировом сообществе складывается сначала общеевропейская ассоциация, а затем формируется общемировая система международных отношений.
В социально-экономической сфере назревший промышленный переворот привёл к переходу к капиталистическим отношениям. Результатом их развития стало индустриальное общество.
Замечание 1
Новая история – это время возникновения новой цивилизации европоцентристского мира, когда происходит распространение новой европейской системы отношений на все районы мира.
История нового времени и церковь
Абсолютизм – это всевластие монарха, означающее его контроль над всеми сторонами жизни общества. Поэтому абсолютизм опирался на бюрократический (чиновничий) аппарат, который и проводил «волю» монарха в жизнь.
Но нельзя забывать о том, что господство дворянства опиралось и на мощную поддержку церкви. В эпоху средневековья церковь приобрела огромное влияние. Непокорный ей феодал (и даже король!) мог быть отлучен от церкви.
Но жизнь человека того времени не могла быть вне церкви – такое просто не умещалось в его сознании. И католическая церковь пользовалась огромным влиянием не только как сила духовная, но и как сила политическая.
Это позволило ей стать и крупнейшим феодальным собственником земли и прочих богатств. История нового времени поставила Ватикан (резиденция римских пап) в сложное положение: католицизм оказался между двух огней и впал в кризисное состояние, признаки которого проявились уже в 14-15 вв.
Церковь подверглась атаке со стороны абсолютизма. С образованием сильных, единых и централизованных государств церковь становится менее нужной дворянам, да и абсолютный монарх не мог терпеть рядом с собой равную ему силу.
Церкви почтительно (и непочтительно) начинают внушать мысль о том, что она должна ограничиться своими прямыми обязанностями – молиться за грешный мир и призывать народ к смирению.
С другой стороны, на церковь начинает наступление буржуазия. Католицизм с его величественными, богато украшенными храмами и пышными обрядами был для буржуазии слишком «дорог».
К тому же значительная часть духовенства не являла собой примера праведной жизни. Не вызывали восторга у буржуазии и многочисленные монастыри. Но главное заключалось в том, что католицизм являлся опорой феодального строя, каждодневно благословляя власть и богатство дворян, а, заодно, и свое собственное, далеко не бедное существование.
Именно поэтому история нового времени начинается с того, что буржуазия все громче начинает требовать реформы церкви.
Возникает движение, названное Реформацией. Это было учение о создании «дешевой» (не стоящей обществу столь дорого) церкви. Это внешняя сторона.
Внутренний смысл Реформации – борьба за ликвидацию всего феодального, и атака на него начинается с разрушения его главной опоры – католицизма.
Буржуазия, конечно, не отказывалась от веры в Бога. Но верить в него она хотела по-своему, по-капиталистически – просто и скромно, то есть экономно. Буржуазия находилась в состоянии «первоначального накопления».
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Большие перемены
Тем не менее, именно в раннее Новое время произошли значительные изменения, которые постепенно стали оказывать влияние и на жизнь простых людей. С началом эпохи Великих географических открытий стало расширяться представление человечества об окружающем мире: наряду со Старым светом появился Новый свет. Создание колоний и развитие заморской торговли открыло путь в Европу новым богатствам и невиданным до того времени товарам.
Значительное влияние на жизнь людей оказало и изобретение печати в XV веке. Теперь книги и другие письменные сведения стали доступны и простому человеку. Начавшаяся на рубеже XVI века Реформация («очищение веры») быстро распространилась по всей Европе именно благодаря искусству книгопечатания. Под влиянием Реформации и развития печати в Европе стало формироваться понимание того, что все люди в той или иной мере должны получить образование. Распространению печатного слова содействовало также расширение возможностей поддержания связи. Была создана регулярная почтовая служба, появились первые газеты, которые повысили уровень информированности людей об окружающем мире и усилили интерес к политике.
С началом Реформации нарушилось религиозное единство христианской Европы, и люди все больше стали отождествлять себя со своими правителями и государствами. Началось укрепление государства: разрастался обслуживающий его чиновничий аппарат, росли доходы. Хотя большую часть денег правители тратили на войны, делали они и немало полезного: развивали экономику, способствовали расширению образования и, в конечном итоге, повышали всеобщее благосостояние. Возрастала сознательность людей и чувство собственного достоинства. От государства ждали и требовали все больше, в результате возникли конфликты с монархами, отстаивавшими полноту своей власти. Конец раннего Нового времени был ознаменован Французской революцией, которая провозгласила свободу и братство всех людей и положила конец многим средневековым представлениям.
Работа с картой
Карта мира Гендрика Гондиуса 1631 года
- Какие территории в 1631 году были еще не открыты или мало изучены?
- Какие страны на карте тебе знакомы?
- К какому государству принадлежала территория Эстонии?
Английский писатель XVII века Гартлиб о значении печатного искусства
Искусство печати несет знания до простых людей, они узнают о своих правах и свободах, и ими нельзя больше управлять как рабами.
С. Гартлиб. «Описание знаменитого королевства Макария», 1641
Почему изобретение печати является одним из важных поворотных моментов в истории?
Мир расширяется
Простой европеец мог бы жить в 1800 году примерно так же, как жили их предки в XVI веке, но для людей, имевших желание и возможность принять участие в открытии мира, мир значительно расширил свои границы. Для этого даже не нужно было быть грамотным (изобретатель парового двигателя Джеймс Уотт не умел читать и писать) … Во многих областях достаточно было лишь любопытства, но в настоящее время наука и техника понятны только квалифицированным специалистам.
М. Эванс. Новейшая история общества, 2006
- Для каких людей эпоха раннего Нового времени открыла больше новых возможностей?
- Для какой группы людей мир не изменился со Средневековья?
Seotud sisu
Muud tegevused
- Kopeeri link
- Teata veast
Искусство: эпохи в хронологическом порядке
- Древний период. С момента появления первых наскальных рисунков, заканчивающихся восьмым веком до н.э.
- Античность — с VIII в. До н.э до н.э до VI в. Н.э.
- Рококо — 18 век.
- Модернизм — начало 20 века. Следует отметить, что модерн — родовое название этой творческой эпохи. В разных странах и в разных сферах искусства сформировались свои течения, о которых мы поговорим ниже.
- Романтизм — первая половина 19 века.
- Средневековье: романское и готическое. Первые относятся к 6-10 векам, а вторые — к 10-14 векам.
- Эклектика — вторая половина 19 века.
- Возрождение — знаменитый XIV-XVI век.
- Барокко — 16-18 век.
- Классицизм. Он формировался на фоне других направлений с 16 по 19 века.
Войны и революции позднего периода Новой истории
Основные события «Долгого XIX века»:
- Греческая революция (1821-1832)
- Восстание декабристов (1825)
- Русско-турецкая война 1828—1829 годов
- Июльская революция 1830 г. (Вторая французская революция)
- Первая англо-бурская война (с 1833 — отмены Британией рабства)
- Первая Опиумная война (1840—1842)
- Американо-мексиканская война (1846—1848)
- Революции 1848—1849 годов
- Крымская война (1853—1856)
- Вторая опиумная война (1856-1860)
- Восстание сипаев (1857—1859)
- Гражданская война в Америке (1861—1865)
- Создание I Интернационала (1864-1872)
- Русско-турецкая война 1877-1878 годов
- Боксёрское восстание в Китае (1898-1901)
- Вторая англо-бурская война (1899—1902)
- Боснийский кризис (1908—1909)
- Первая Балканская война (1912-1913)
- Вторая Балканская война (1913)
- Первая мировая война (1914-1918)
- Февральская революция (1917)
- Октябрьская революция 1917 года
Границы Нового времени в Эстонии
По традиции, историю страны разделяют в зависимости от смены государственной власти. Так, орденское время продолжалось до распада Древней Ливонии в 1561 году. Затем начался период Шведского господства, длившийся до завершения Северной войны (1710–1721). В истории Южной Эстонии был период Польского владычества (1561–1629) и на острове Сааремаа – Датского (1561–1645). В 1710 году территория Эстонии перешла под власть России, и начался период Российского господства, завершившившийся провозглашением независимости Эстонии в 1918 году.
Подобное разделение истории не отражает внутреннее развитие общества. Можно сказать, что жизнь людей мало изменилась после того, как власть шведского короля сменилась властью российского царя, поскольку власть помещиков и крепостничество сохранились. По этой причине, говоря об истории Эстонии, целесообразнее использовать понятия «раннее Новое время» и «Новое время».
Началом раннего Нового времени в Эстонии можно считать 1520 годы, когда Реформация достигла городов Эстонии, а символическим завершением – 1816–1819 годы, когда в прибалтийских губерниях было отменено крепостное право. Таким образом, раннее Новое время частично охватывает орденское время, полностью – период шведского господства и частично – российский период.
По-настоящему Новым временем можно считать XIX век, когда в эстонском обществе начались значительные перемены и сформировалось национальное самосознание эстонцев. Новое время в Эстонии завершает установление независимости республики в конце Первой мировой войны. Это историческое определение в точности совпадает с завершением Нового времени в большинстве стран Европы.
Периодизация Нового времени в Эстонии
Seotud sisu
Muud tegevused
- Kopeeri link
- Teata veast
Появление термина
Термин «Новое время» зародился в эпоху Возрождения. Именно тогда в историко-философской идее было предложено разделить весь исторических путь человечества на три эпохи: древний мир, средние века и новое время. Гуманисты выделили особенную «новизну» новой ступени развития – расцвет светской культуры и науки в период Ренессанса.
Определение 1
Возрождение – ступень в развитии европейской культуры. Она пришла на смену Средним векам, после неё появилось Просвещение. Охватывает $XV-XVI$ века. Отличается светским характером культуры, появлением гуманизма и интереса к человеку и его жизни (антропоцентризмом). Само название возникло из-за усиления внимания к античной культуре.
Если на предыдущих ступенях человеческой истории за основной критерий оценки использовали социально-экономический фактор, то к новому времени применили духовно-культурные характеристики.
Понятие «новая история» был принят историками и утвердился в научной литературе.
Определение 2
Новое время – это эпоха в истории, занимающая период между Средними веками и Новейшей историей. Она продолжалась три столетия – с XVI по XIX века. Началом новой истории послужили Великие географические открытия, окончанием – Первая мировая война.
Ключевые события
Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.
Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.
Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:
- Появление парламента в Англии.
- Столетняя война (участники — Англия и Франция), подвиг Жанны Д’Арк.
- Эпидемия чумы.
- Грюнвальдская битва.
- Сожжение Яна Гуса и гуситские войны.
- Появление первой печатной книги.
- Война Красной и Белой розы.
Медицина и наука
Рассказ о Средневековье будет неполным без информации о науке того времени. Эпоха очень противоречива. С одной стороны, велико было влияние церкви и вера, что «лучшее лечение — это молитва». С другой — не сдавали позиции и магические верования, позднее на смену языческим культам пришла алхимия и поиски «философского камня». На фоне развития астрологии смелыми выглядят попытки ученых заниматься подлинным изучением небесных тел — астрономией.
Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.
Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.
Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.
Одежда и мода
В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.
Особенности костюма тех лет:
- Многослойность.
- Минимум декора и украшений. Разрешалась вышивка, шнуровка, кружево, меховая оторочка.
- Темные тона для повседневных одеяний, для праздника разрешалось выбирать светлые одежды. Однако белый цвет считался самым дешевым и состоятельными людьми избегался. Красный цвет носили палачи.
- Длина платья — до пола, обязательно надевались нижнее платье и рубашка.
- Высокие головные уборы.
После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.
Франкское королевство
Самое известное государство эпохи Средневековья – Франкское королевство. Это государство образовалось в 486 году. Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.
Рис. 3. Хлодвиг I (Источник)
По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея, вся династия получила название Меровингов. Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов – старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.
Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды. У этой династии был очень яркий и известный представитель – Карл Великий. Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов. Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов
В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков
Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.
Рис. 4. Статуя Карла Мартелла (Источник)
Преемник Карла Мартелла – Пипин III Короткий (741–768) (рис. 5) – распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III, он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.
Рис. 5. Пипин Короткий (Источник)
Классическое Средневековье
С X по XIV век Западная Европа переживала эпоху Классического Средневековья. К этому времени средневековое общество окончательно разделилось на три основных класса:
- Духовенство — христианские священнослужители, которые обязаны были вести религиозную жизнь и наставлять мирян своими проповедями. Духовенство не несло повинностей, владело обширными земельными владениями, содержалось за счет десятины – 1/10 доходов, выплачиваемых крестьянами в пользу церкви.
- Военное сословие –короли, графы, герцоги, бароны, рыцари, простые воины. Они защищали народонаселение от врагов, боролись с противниками христианской веры.
- Крестьяне – самое многочисленное сословие Средневековья. Они подразделялись на лично свободных и зависимых. Лично свободные крестьяне несли повинности в пользу государства, не были прикреплены к земле. Зависимые крестьяне принадлежали своему феодалу, обрабатывали его земли и несли в его пользу множество разнообразных повинностей.
Крестовые походы
В эпоху Классического Средневековья в XI веке началась череда Крестовых походов, продлившихся более 400 лет.
Запоминаем новые слова!
Крестовые походы – вооруженные экспедиции христиан на Восток с целью отвоевания христианских реликвий, приобщения к истинной вере неверных (мусульман).
B 1095 году глава христианской церкви – папа Римский Урбан II призвал христиан совершить военный поход для освобождения святой земли Палестины и находящегося там гроба Господня, которую захватили турки-сельджуки, исповедовавшие ислам.Папа объявил, что участникам крестового похода Бог простит все грехи, а погибшие в бою попадут прямиком в рай.
Источник
Несмотря на громкие лозунги и высокие идеи, феодалы и духовенство в действительности использовали крестовые походы с целью:
- Приобретения новых земельных владений.
- Установления власти над Восточными странами.
- Увеличения собственных доходов за счет разграбления захваченных земель.
Кроме того, крестовые походы должны были избавить Европу от переизбытка населения, которое к XI веку ощущало острую нехватку в продовольствии и свободных землях.
Так как участники походов на Восток нашивали на свою одежду красные кресты, их прозвали рыцарями-крестоносцами. Помимо феодалов и рыцарей в походах принимали участие также зависимые крестьяне, желавшие освободиться от власти своих господ и городская беднота, стремившаяся разбогатеть на военных грабежах.
В эпоху Классического Средневековья объединенными силами французских, германских и немецких феодалов было совершено 8 крестовых похода, в результате которых началась колонизация европейцами Ближнего Востока.
Периодизация эпохи Нового времени
Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:
- Первобытное общество.
- Древний мир.
- Средние века.
- Новое время.
- Новейшее время.
Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV — начало XVI века – до 1900 года.
В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:
- Раннее Новое время – период с конца XV до начала XVIII века. В эти годы происходит постепенное разложение натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, зарождение основ капитализма. Общество отходит от религиозных догм и ограничений, начинается движение за переустройство церкви. Кардинально меняются представления человека об окружающем его мире и самом себе, получает развитие наука, искусство, философия. Завершается эпоха феодальной раздробленности, складываются национальные централизованные государства в Европе.
- Эпоха Просвещения — период с начала XVIII до начала XIX века. Это время переворота в научной картине мира, интенсивного интеллектуального, духовного и культурного развития Европы.
- «Долгий XIX век» — время окончательного разрушения традиционных обществ в Европе, начала модернизации и развития индустриального общества. Образуются новые империи и республики, наступает эпоха реформ, колониальных захватов и революций.
Искусство
Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение «причудливый».
Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.
Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.
Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.
В Новую эпоху сформировался ещё один стиль – рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление «сентиментализм».
Культура эпохи Возрождения кратко. Культура эпохи Возрождения
Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.
Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.
Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.
Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.
В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.
Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.
Истоки возрождения
Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.
Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.
Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.
Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.
Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.
Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.
Среди определений Возрождения нет общепризнанного.
Краткие итоги
Изложив по порядку все эпохи мировой истории, описав их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, мы приступаем к изучению красоты. Ведь параллельно с формированием законов и государственных границ формировалось искусство, которое для многих является главным определяющим фактором разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы по порядку представим эпохи в искусстве, охарактеризуем их и сможем сравнить четкую картину того, как формировалось наше общество с незапамятных времен. Для начала обобщим основные «эпохи», а затем разделим их на отдельные сектора. Ведь музыкальные периоды не всегда совпадают с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.